Научная статья на тему 'Взаимосвязь мегатрендов, перспектив развития рынка труда и системы высшего образования: зарубежный и отечественный аспект'

Взаимосвязь мегатрендов, перспектив развития рынка труда и системы высшего образования: зарубежный и отечественный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / ОЖИДАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / УМЕНИЯ И НАВЫКИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / РЫНОК ТРУДА / HIGHER EDUCATION / LABOUR MARKET / GRADUATES' EMPLOYABILITY / EMPLOYERS' EXPECTATIONS / SOFT SKILLS / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркова Т.Л., Первухина И.В., Пьянкова С.Г.

Цель статьи анализ взаимосвязи мегатрендов, перспектив развития рынка труда и системы высшего образования на международном и национальном уровне. В частности, рассматривается образовательный потенциал Свердловской области и его вклад в социально-экономическое развитие региона. Делается вывод о том, что развитие эффективности системы высшего образования обусловлено влиянием существующих мегатрендов, которые необходимо учитывать при разработке образовательных программ, нацеленных на формирование навыков, открывающих возможности успешного трудоустройства выпускников вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маркова Т.Л., Первухина И.В., Пьянкова С.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIONS BETWEEN MEGATRENDS, LABOUR MARKET EXPECTATIONS AND HIGHER EDUCATION: INTERNATIONAL AND NATIONAL ASPECTS

The aim of the article is to analyze the interaction between the existing megatrends, labour market expectations and higher education on international as well as national levels. A special emphasis is given to the educational potential of Sverdlovaskaya Oblast and its contribution to the social and economic development of the region. The authors conduct a comparative analysis of international and national employers’ expectations in terms of what skills university graduates should possess in order to be employable in the labour market of the future. The conclusion is made that, despite the positive trends in the development of the regional higher education system, employers demonstrate a high degree of dissatisfaction with professional and transferrable skills of Russian graduates. As the global megatrends make a real impact on the efficiency of the tertiary education sector, they should be carefully considered when designing educational programmes that focus on developing student employability skills

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь мегатрендов, перспектив развития рынка труда и системы высшего образования: зарубежный и отечественный аспект»

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕГАТРЕНДОВ, ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА И СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТ

INTERACTIONS BETWEEN MEGATRENDS, LABOUR MARKET EXPECTATIONS AND HIGHER EDUCATION: INTERNATIONAL AND NATIONAL ASPECTS

Т. Л. МАРКОВА

Доцент кафедры делового иностранного языка, к.соц.н.

Уральский государственный экономический университет

T.L. MARKOVA

Ass. Professor, Dept. of Business Foreign Languages, Cand. Sc. (Sociology) Ural State University of Economics

И.В. ПЕРВУХИНА

Ст. преподаватель кафедры делового иностранного языка, магистр гуманитарных наук (США)

Уральский государственный экономический университет

I.V. PERVUKHINA

Senior Lecturer, Dept. of Business Foreign

Languages, MA (USA)

Ural State University of Economics

С.Г. ПЬЯНКОВА

Доцент кафедры региональной, муниципальной экономики и управления, д.э.н., член Президиума Уральского отделения Вольного экономического общества России Уральский государственный экономический университет

S.G. PYANKOVA

Ass. Professor, Regional, Municipal Economics and Administration Dept., Dr. Sc. (Econ.) Ural State University of Economics Member of the Presidium of the Ural Branch of the Free Economic Society of Russia

АННОТАЦИЯ

Цель статьи - анализ взаимосвязи мегатрендов, перспектив развития рынка труда и системы высшего образования на международном и национальном уровне. В частности, рассматривается образовательный потенциал Свердловской области и его вклад в социально-экономическое развитие региона. Делается вывод о том, что развитие эффективности системы высшего образования обусловлено влиянием существующих мегатрендов, которые необходимо учитывать при разработке образовательных программ, нацеленных на формирование навыков, открывающих возможности успешного трудоустройства выпускников вузов. ABSTRACT

The aim of the article is to analyze the interaction between the existing megatrends, labour market expectations and higher education on international as well as national levels. A special emphasis is given to the educational potential of Sverdlovaskaya Oblast and its contribution to the social and economic development of the region. The authors conduct a comparative analysis of international and national employers' expectations in terms of what skills university graduates should possess in order to be employable in the labour market of the future. The conclusion is made that, despite the positive trends in the development of the regional higher education system, employers demonstrate a high degree of dissatisfaction with professional and transferrable skills of Russian graduates. As the global megatrends make a real impact on the efficiency of the tertiary education sector, they should be carefully considered when designing educational programmes that focus on developing student employability skills.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Высшее образование, трудоустройство выпускников, ожидания работодателей, умения и навыки, социально-экономическое развитие региона, рынок труда.

2

KEYWORDS

Higher Education, Labour Market, Graduates' EmpLoyabiLity, Employers' Expectations, Soft Skills, Social and Economic Development.

Введение

Высшее образование — ключевое общественное благо. Университеты влияют на развитие территорий и сообществ, дают возможность связать исследовательскую и практическую деятельность, формируют кластер образованных граждан. Ключевые задачи университетского образования — обучать фактам, способности учиться, думать и создавать новое.

В настоящее время система высшего образования в мире претерпевает серьезные изменения. Университеты уже перестают быть гарантией успешной карьеры, стремительно развиваются новые технологии, возникают новые профессии, а бизнес готов инвестировать в собственные образовательные платформы. Все это ставит под вопрос актуальность высшего образования в его классическом виде. Смогут ли университеты адаптироваться к кардинальным изменениям, и что ждет высшее образование через пять-десять лет?

Новая глобальная архитектура образования предполагает сращивание академической и технологической среды, возможность смешанных моделей обучения и появление новых форм, влияющих на рынок образования. Через образование как вложение в социальный капитал можно и нужно строить новую экономику. Мы живем в мире VUCA (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity) [1] — нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном. Здесь много возможностей — и огромная конкуренция. Это в полной мере

касается и образования. По данным за 2017-2018 годы, топ-5 рейтинга конкурентоспособности 140 стран по категории «Высшее образование и повышение квалификации» занимают следующие страны: Сингапур, Финляндия, США, Нидерланды и Швейцария. Эти страны знают формулу развития экономического и инновационного потенциала: «Образование = экономическое развитие». Российская Федерация в этом списке расположилась на 32 месте [2].

Эти данные дают основание полагать, что по формальным признакам (количество дипломов, сертификатов и пр.) система высшего образования Российской Федерации занимает достойное место в мировом рейтинге. Однако основное отставание России прослеживается по такому показателю, как повышение производительности труда, т.е. существующая система высшего образования не гарантирует рост производительности труда в национальной экономике. Наша гипотеза заключается в том, что российские вузы не в полной мере учитывают потребности и запросы современного рынка труда. Для проверки гипотезы были проанализированы мегатренды как на глобальном, так и на национальном и региональном уровнях.

Глобальные мегатренды

Основными мегатрендами, влияющими на развитие рынков труда Европы и США, являются следующие [3, 4]:

1. Технологический прорыв. Автоматизация, робототехника и искусственный интеллект быстро развиваются, кардинально меняя характер и количество доступных рабочих мест. Технологии могут существенно улучшить нашу жизнь, повысить производительность труда, уровень и продолжительность жизни. Технологии создают возможности

564

для самореализации личности. Они меняют человеческое представление о некоторых профессиях и порождают совершенно новые отрасли и профессии. С другой стороны, если экономические выгоды использования современных инноваций разделены в обществе не справедливо, то технологии могут привнести угрозу социальной и политической нестабильности.

2. Глобализация. Происходит перераспределение сил и сфер влияния между экономически развитыми и развивающимися странами. Больше всего выигрывают быстро развивающиеся страны, в частности, страны с большим количеством трудоспособного населения, которые привлекают инвестиции и развивают систему образования. Вместе с тем, развивающиеся страны сталкиваются с серьезными проблемами, так как глобальное внедрение современных технологий ведет к их отставанию от экономически развитых стран. Безработица и миграционные процессы будут продолжаться. Снижение численности среднего класса, имущественное неравенство и сокращение рабочих мест в результате широкомасштабной автоматизации будут способствовать повышению степени риска возникновения социальных беспорядков в экономически развитых странах.

3. Демографические изменения. Тот факт, что население мира стареет, не может не влиять на растущее давление на сферу бизнеса, социальные институты и экономику. Рост продолжительности жизни оказывает влияние на бизнес-модели, амбиции высококвалифицированных специалистов и расходы на пенсионное обеспечение. «Возрастные» кадры будут вынуждены осваивать новые умения и навыки и позже выходить на пенсию. Техническое перевооружение станет нормой. Нехватка рабочей силы в ряде «быстро ста-

реющих» экономик создаст необходимость автоматизации производственных процессов и повышения производительности труда. Более того, рост «поколения тысячелетия» приведет к созданию новых поведенческих и потребительских моделей.

4. Высокие темпы урбанизации. В настоящее время более половины населения мира проживает в городах. К 2050 году эта цифра составит 72%. Города привлекают ценные, наукоемкие отрасли, предлагая населению более разнообразные возможности занятости и потребления. Уже сейчас многие из крупнейших городов мира имеют ВВП больше, чем ВВП страны среднего размера. В этом новом мире города станут важными агентами создания рабочих мест.

Цель статьи — проанализировать, как вышеупомянутые мегатренды влияют на перспективы развития рынка труда и функционирование системы высшего образования на международном и национальном уровнях.

Перспективы развития рынка труда

Анализируя особенности взаимодействия российских вузов и бизнеса, необходимо отметить, что российские университеты не так чутко реагируют на потребности рынка труда, как зарубежные вузы, которые не только оперативно и своевременно разрабатывают новые актуальные курсы и программы, но и осуществляют постоянный мониторинг новых траекторий развития этого рынка. Так, согласно проведенным исследованиям, до 2030 года на рынке труда Великобритании и США наиболее востребованными будут специалисты в следующих отраслях [4]: общественное питание и сфера гостеприимства; образование всех уровней (дошкольное, начальное, среднее, специальное и высшее);

спорт и фитнес; естественные и социальные науки; здравоохранение и социальное обеспечение; медийная сфера; оказание государственных услуг.

Каких специалистов ждет российский рынок труда, и как он относится к вузовским выпускникам? Согласно данным Росстата, в 2016 году 89% выпускников (9,5 млн человек) нашли работу после окончания университетов. Рейтинг успешных регионов возглавил Санкт-Петербург: в 2016 году здесь трудоустроились 96,2% студентов, покинувших альма-матер. Второе место — у Москвы: 95,6%. Замыкает тройку лидеров Свердловская область: 95% выпускников, обучавшихся в университетах в 2010-2015 годах, нашли работу после получения диплома [5].

По данным пресс-службы Superjob.ru, на большое количество вакансий и внимание работодателей на рынке могут рассчитывать ИТ-специалисты (создание и поддержание интернет-сайтов, аналитика, внедрение ПО, реинжиниринг бизнес-процессов, разработка мобильных приложений); инженеры (добыча нефти и газа, машиностроение, энергетика, контроль качества); специалисты финансовой сферы (бюджетирование, финансовая аналитика, аудит, риск-менеджмент в банках, проблемная задолженность).

Вместе с тем, у выпускников нет полной информации о том, какие специальности будут наиболее востребованы на рынке труда, их предпочтения формируются в социальном контексте и зачастую даже не осознаны на момент выбора. По статистике Росстата, сегодня у 43% людей с высшим образованием работа не соответствует специальности. Иными словам, государство тратит огромные деньги на вузы, и только треть этого ресурса потрачена не впустую. Кроме того, 24% выпускников вузов продолжают обучаться онлайн.

Вузы не дают студентам нужного уровня реальной подготовки, поэтому крупные компании вынуждены сами разрабатывать обучающие курсы и создавать корпоративные университеты.

Кроме того, важное влияние на отдачу от образования оказывают состояние рынка труда и экономики на момент выхода выпускника на рынок труда, тип сектора занятости, пол, материальное благополучие семьи. Для эффективного трудоустройства современный выпускник вуза должен быть гибким: уметь работать на стыке профессий, выполнять задания удаленно с помощью различных ИТ-решений, общаться с людьми, быстро искать и обрабатывать информацию, обладать высоким уровнем мобильности и обучаемости, включая навыки самообразования. И это касается практически всех профессий.

Вклад региональной системы высшего образования в развитие свердловской области

Университеты начинают позиционироваться в качестве двигателей регионального развития. Внимание к университетам как драйверам развития территорий вызвано тем, что с середины XX века в государственной политике делается ставка на развитие человеческого капитала как основы долгосрочного экономического успеха. В последние десятилетия как развитые, так и развивающиеся страны постоянно увеличивают расходы на высшее образование. Так, за последние двадцать лет общий объем расходов на высшее образование, в процентах от ВВП, в странах ОЭСР вырос более чем на 23%.

Россия продемонстрировала впечатляющую динамику в 2005-2010 годы, когда расходы на высшее образование,

568

в процентах от ВВП, удвоились [6]. Пик бюджетного финансирования пришелся на 2013 год, когда образование получило из бюджетов всех уровней около 3,9 трлн руб. (в ценах 2016 года), или 4,3% ВВП. Однако в 2016 году доля расходов на образование сократилась уже до 3,7% ВВП, к 2019 году она упадет до 3,5% ВВП. Неуклонное снижение расходов на образование объясняется как снижением стоимости нефти, так и все большей приоритетностью расходов на оборону и пенсионное обеспечение. Расходы федерального бюджета по разделу «Образование» в 2018 году составят 663 млрд руб. (из них более 500 млрд руб. выделят на высшее образование), в 2019 году — 653 млрд руб. и в 2020 году — 668 млрд руб. [7].

На протяжении нескольких последних десятилетий большое внимание уделяется вопросу оценки вклада университетов в развитие общества в целом и вклада региональных систем высшего образования в развитие отдельных территорий по трем ключевым направлениям: а) экономическое развитие, б) развитие человеческого капитала, в) инновационное развитие [6].

По результатам анализа степени вклада университетов по этим трем ключевым направлениям были выделены четыре типа систем высшего образования:

Тип 1. Региональные системы высшего образования как «драйверы регионального развития»: показатели по каждому из трех блоков вкладов имеют значения выше средних.

Тип 2. Региональные системы высшего образования с высоким уровнем влияния: два из трех показателей блоков имеют значения выше средних.

Тип 3. Региональные системы высшего образования с умеренным уровнем влияния: два показателя имеют значения ниже средних

Тип 4. Региональные системы высшего образования с низким уровнем влияния: все показатели имеют значения ниже средних.

В соответствии с данной типологией Свердловская область оказалась во второй группе региональных систем высшего образования с высоким уровнем влияния, куда вошли 18 регионов, имеющих два показателя со значениями выше среднего. Для Свердловской области этими показателями стали вклад в экономическое развитие и вклад в развитие человеческого капитала региона. Вместе с тем, область продемонстрировала показатели ниже среднего по вкладу в инновационное развитие региона.

Свердловская область оказалась одним из лидеров в рамках блока влияния на экономическое развитие наряду с такими регионами, как Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Томская область и Новосибирская область. В этих регионах относительно высоки показатели доходов вуза, что обусловлено наличием здесь крупных ведущих университетов. Эти регионы привлекают студентов из других регионов России, что также увеличивает вливания в экономику этих субъектов РФ.

По данным за 2015/2016 учебный год, показатель востребованности вузов Свердловской области составил выше 1 (1,17), т.е. регион является востребованным среди выпускников школ других регионов. Для сравнения: показатели лидеров — Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Томской области, Москвы и Московской области — составляют 2,31, 1,95 и 1,52 соответственно.

По данным Мониторинга трудоустройства, общая численность выпускников, трудоустроенных в течение года

после окончания университета, составила 56,9% всех выпускников бакалавриата, специалитета и магистратуры в 2014 году [8]. Практически треть всех трудоустроенных выпускников приходится на вузы двух регионов — Москвы с Московской областью и Санкт-Петербурга с Ленинградской областью. Кроме того, два региона — Свердловская область и Республика Татарстан — имеют относительно развитые системы высшего образования, где выпуск составляет более 25 000 и более 22 000 человек соответственно.

В соответствии с типологией регионов по степени востребованности системы высшего образования среди выпускников школ и послевузовской миграции выпускников университетов регионы Российской Федерации можно разделить на 5 типов [8]:

1. Регионы-магниты — вузы региона востребованы среди выпускников школ и работают на локальный рынок труда (показатель востребованности >1; показатель послевузовской миграции <0,33).

2. Регионы-транзиты — вузы региона востребованы среди выпускников школ и работают на внешний и локальный рынки труда (показатель востребованности >1; показатель послевузовской миграции >0,33).

3. «Замкнутые» регионы — вузы региона не востребованы среди выпускников школ и работают на локальный рынок труда (показатель востребованности <1; показатель послевузовской миграции <0,33).

4. Регионы-экспортеры — вузы региона не востребованы среди выпускников школ и работают на внешний и локальный рынки труда (показатель востребованности <1; показатель послевузовской миграции >0,33).

5. Регионы, требующие дополнительного анализа,

значения показателей которых находятся в промежутках от 0,9 до 1,1 для показателя востребованности или от 0,305 до 0,355 для показателя послевузовской миграции.

Свердловская область оказалась в составе первой группы — Регионы-магниты, которая является самой немногочисленной и включает еще три региона: Санкт-Петербург с Ленинградской областью, Москву с Московской областью, и Республику Татарстан. Здесь располагается большое количество вузов, в том числе участвующих в программе повышения международной конкурентоспособности вузов (проект «5 —100»). Для этих регионов также характерен высокий ВРП на душу населения, и в целом они являются одними из лидеров в рейтингах регионального развития. Тем не менее, несмотря на положительные тенденции занятости и востребованности выпускников вузов Свердловской области, работодатели все чаще высказывают свою неудовлетворенность степенью готовности выпускников к выполнению профессиональных задач. При этом важно отметить, что данные проблемы носят универсальный характер и находят свое отражение как в российских регионах, так и в мировом масштабе.

Ожидания работодателей

National Network of Business and Industry Association выделяет четыре категории навыков, способствующих успешному трудоустройству [9]: (1) навыки общения с людьми (работа в команде, общение, уважение); (2) личностные качества (надежность и порядочность, инициативность, адаптивность, профессионализм); (3) прикладные знания (чтение, письмо, научность, владение информационными техноло-

72

гиями, критическое мышление); и (4) навыки, необходимые на рабочем месте (планирование, организация, решение проблем, принятие решений, клиентоориентированность, выбор инструментов и технологических подходов для решения профессиональных задач). Таким образом, на рынке труда есть заинтересованность в сочетании узкопрофессиональных навыков и тех навыков, которые применимы вне зависимости от сферы деятельности.

Проблема в том, что многие университеты живут прошлым: учат современных студентов по программам XX века в аудиториях XIX столетия. Такое образование не способно решать поставленные перед ним задачи. Мы переживаем четвертую техническую революцию, где люди и машины активно взаимодействуют. Специалисты, которые нужны сегодня и будут нужны завтра, уже не те, что были нужны вчера. Процесс обновления профессий ускорился, уже сейчас и в ближайшем будущем будут востребованы гибридные профессии, навыки soft skills. Для их формирования нужны принципиально другие технологии обучения и соответствующая вузовская среда, а также наличие за пределами учебного плана времени у обучающегося заниматься собственными проектами, участвовать в мастер-классах, креативных сессиях, тренингах работодателей.

Так, согласно проведенным исследованиям [4], в США наиболее востребованными навыками ХХ века будут межличностные навыки, такие как активное обучение и владение образовательными стратегиями, клиентоориентированный подход и умение убеждать, а также когнитивные умения и навыки высшего порядка, такие, как комплексное решение проблем, оригинальность и способность генерировать идеи. В Великобритании предпочтение отдается умениями

и навыкам, связанным с системно ориентированным мышлением (т.е. способностью распознавать, понимать и работать со сложной информацией), таким, как оценка, принятие решений, системный анализ и системная оценка.

В России, согласно данным опроса работодателей в рамках МЭО (2015 г.) (рис. 1), наиболее востребованными качествами являются интерес к работе (64%), готовность брать на себя ответственность (55%) и умение работать в команде (54%). Именно на развитие этих навыков должны обращать внимание вузовские преподаватели. Этот результат может быть достигнут при внедрения разнообразных активных форм обучения, включая проектные задания, которые способствуют значительному росту заинтересованности студентов процессом обучения, учат их умению брать на себя ответственность за свой участок работы и развивают навыки работы в команде.

© © © © © © 10

Рис. 1. Личностные качества и навыки, необходимые для успешного трудоустройства и карьеры (% от численности опрошенных работодателей) Источник: данные опроса работодателей в рамках МЭО, 2015 год.

574

В целом мнение работодателей о том, какие требования должны предъявляться к начинающим специалистам, совпадают с представлением выпускников вузов. Это подтверждают данные онлайн-опроса компании Headhunter среди 1501 молодого специалиста в России и 312 представителей российских компаний. Исключение составляет лишь наличие практических навыков: 69% выпускников и 19% работодателей отмечают необходимость их наличия в начале карьеры. Обращает на себя внимание и тот факт, что значительная часть выпускников вузов Уральского федерального округа (74%) считает, что инициативность и нацеленность на результат являются гарантией приема на работу. В то же время на необходимость хорошей теоретической базы и представления о будущей работе указали только 22 и 17% выпускников вузов соответственно. Работодатели при оценке востребованных личностных качеств выпускников отдали приоритет ответственности (28,1%), стрессоустойчивости (24,9%) и целеустремленности (24,8%), в то время как значимость инициативности подчеркнули только 4% опрошенных работодателей. Высокая востребованность такого качества, как ответственность, продиктована тем, что на рынке труда растет спрос либо на очень высококвалифицированных специалистов, либо просто на ответственных исполнителей. Немаловажно, что эта тенденция наблюдается на фоне развития информатизации и использования технологий [10].

В этой связи интересными представляются результаты сравнения удовлетворенности работодателей молодыми специалистами и требований компаний к подготовке специалистов в рамках системы высшего образования в России и Великобритании. В ходе многолетних замеров удовлетво-

ренность руководителей компаний качеством подготовки выпускников вузов, недавно получивших диплом о высшем образовании и устроившихся на работу в компаниях, практически не меняется и не превышает 4 баллов.

Руководители компаний, как правило, в целом удовлетворены профессиональными знаниями недавних выпускников. Однако у работодателей много вопросов по поводу профессиональных навыков выпускников вузов, без которых нельзя говорить об успешной карьере в современном мире. По словам экспертов, система образования не соответствует запросам рынка труда — ни по количеству выпускников, ни по качеству их подготовки. По данным ВЦИОМ (2016) [11], навыками выпускников вузов недовольны 91% работодателей. Одним из ключевых недостатков российской системы высшего образования, согласно докладу Всемирного банка 2012 г., является преимущественное внимание к усвоению «академических» теоретических знаний, заучиванию фактов и недостаточное развитие навыков использования теоретических знаний для решения прикладных задач, а также критического мышления и приемов поиска решения проблем [12]. В результате самыми дефицитными оказываются навыки самостоятельности в работе, коммуникативные навыки (умение работать в группе, эффективно общаться с клиентами, офисное администрирование), исполнительские навыки (дисциплинированность, профессиональная ответственность и обязательность). Нельзя не согласиться с утверждением Н. Бондаренко о том, что в списке наиболее дефицитных профессиональных навыков обнаруживаются чаще не базовые профессиональные умения, а поведенческие компетенции [12, с. 167].

Выводы

Проведенный анализ глобальных мегатрендов и их влияния на функционирование современной системы высшего образования, а также ее способности эффективно реагировать на запросы современного рынка, позволяет сделать ряд выводов.

Принимая во внимание стремительно меняющиеся технологии и нарастающие процессы роботизации и автоматизации, вузы должны проводить постоянный мониторинг рынка труда с тем, чтобы своевременно корректировать учебные планы и программы и вводить новые направления подготовки студентов. Система высшего образования должна сделать особый упор на такие виды деятельности, которые будут гарантом успешной занятости в течение последующих 20-30 лет и которые связаны с умением работать нерутинно, творчески и «коммуникационно» [13].

Развертывание глобализационных процессов на фоне стремительной технологической революции также остро ставит перед университетами проблему разработки программ непрерывного обновления знаний и навыков населения ("lifelong learning"). Такие программы, наряду с широким спектром курсов повышения квалификации, будут способствовать решению задач, связанных с сокращением рабочих мест и безработицей. На данный момент Россия имеет один из самых низких в развитых странах показатель охвата взрослого населения программами непрерывного образования — около 17% (в странах ЕС — в среднем 40%) [13].

Университетам также предстоит расширять и углублять взаимодействие с бизнес-сообществом для формирования пула рабочей силы, обладающего необходимыми социальными навыками, которые могут быть востребованы

в различных сферах деятельности, независимо от специализации работника. Особую роль в росте производительности труда играют такие универсальные навыки и позитивные социальные установки, как коммуникация, кооперация, креативность, аналитическое мышление, а также предприимчивость и самоорганизация. Эти навыки и умения также способствуют профессиональной мобильности работников и расширяют их возможности быть востребованным на современном рынке труда. Следовательно, при составлении учебных программ важно в равной степени учитывать как значимость формирования этих навыков и умений у студентов, так и новые поведенческие модели, характерные для современного студенчества.

Высокие темпы урбанизации бросают вызов существующим крупным образовательным центрам, как, например, Свердловская область, в плане использования их образовательного потенциала для решения задач социально-экономического развития региона. По данным Росстата, уровень урбанизации Свердловской области — один из самых высоких в стране: в 2017 году в городах области проживало 84,7% (в РФ в целом — 74,27 %).

Как уже было сказано выше, вузы области вносят неоспоримый вклад в формирование и развитие человеческого капитала региона, однако показатели области по вкладу в инновационное развитие — ниже среднего. В целом, подавляющее количество вузов России играет сегодня незначительную роль в инновационном развитии регионов и отраслей. В России финансирование исследований и разработок в расчете на одного студента в 10 раз меньше, чем в вузах стран ОЭСР [13]. На наш взгляд, для решения этой проблемы сами вузы должны проникнуться духом иннова-

578

ционности, который должен транслироваться в фундаментальной содержательной подготовке студентов, применении инновационных методов и технологий обучения, а также в инновационности самих преподавателей и студентов (способности генерировать и осваивать инновации).

Таким образом, образование должно не только готовить людей к жизни в неопределенном и меняющемся мире, но и быть их постоянным спутником и помощником.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bennett, N., Lemoine, G. J. What VUCA Really Means for You. Harvard Business Review, January-February 2014.

2. Schwab, K. (ed.) The Global Competitiveness Report 2017-2018. World Economic Forum: Geneva, 2017.

3. Workforce of the future. The competing forces shaping 2030. PwC: 2017

4. Future of skills. Employment in 2030. Pearson.

5. Коваленко А. Порою нужен сбой в системе... [Электронный ресурс]: Эксперт ONLINE: https://expert.ru/ural/2017/39/poroyu-nuzhen-sboj-v-sisteme/ (дата обращения: 15.04.2018).

6. Лешуков О.В., Евсеева Д.Г., Громов А.Д., Платонова Д.П. Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2017. — 30 с. — (Современная аналитика образования. № 3(11)).

7. Моисеев И., Зейман А., Шишков В., Дергачев В. Исследование РБК: сколько Россия на самом деле тратит на своих граждан [Электронный ресурс]: https://www.rbc.ru/economics/14/12/2016/584fd3 2e9a7947c251265ede (дата обращения: 10.04.2018).

8. Козлов Д.В., Платонова Д.П., Лешуков О.В. Гце учиться и где работать: межрегиональная мобильность студентов и выпускников универ-

ситетов / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2017. — 32 с. — (Современная аналитика образования. № 4 (12)).

9. National Network of Business and Industry Associations. Common EmployabilitySkills [Электронныйресурс]: http ://businessroundtable. org/sites/default/files/Common%20Employability_asingle_fm.pdf (дата обращения: 10.04.2018).

10. Тимошенко Т. Россия: Почему миллионы выпускников работают не по специальности? [Электронный ресурс]: https://russian. eurasianet.org/node/65166 (дата обращения: 10.04.2018).

11. ВЦИОМ. Пресс-выпуск. Высшее образование: контроль не ослаблять, качество повышать. № 3152, 13.07. 2016 [Электронный ресурс]: https:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=115775 (дата обращения: 10.04.2018).

12. Бондаренко Н. Характер взаимодействия российских компаний и системы высшего образования глазами работодателей. Итоги опроса 2013 г., по данным Левада-Центра. // Вопросы образования. — 2014. — № 1. — С. 162-175.

13. Двенадцать решений для нового образования. Доклад Центра Стратегических Разработок и Высшей Школы Экономики. М., апрель 2018. — 106 с.

References

1. Bennett, N., Lemoine, G. J. What VUCA Really Means for You. Harvard Business Review, January-February 2014.

2. Schwab, K. (ed.) The Global Competitiveness Report 2017-2018. World Economic Forum: Geneva, 2017.

3. Workforce of the future. The competing forces shaping 2030. PwC: 2017

4. Future of skills. Employment in 2030. Pearson.

5. Kovalenko A. Poroyu nuzhen sboi v sisteme... Expert ONLINE https:// expert.ru/ural/2017/39/poroyu-nuzhen-sboj-v-sisteme/ (retrieved: April 15, 2018).

6. Leshukov O. V., Evseeva D. G., Gromov A. D., PlatonovaD. P. Otsenka vklada regional'nykh sistem vysshego obrazovaniya v sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie regionov Rossii // Natsional'nyi issledovatel'skii universitet «Vysshaya shkola ekonomiki», Institut obrazovaniya. — M.: NIU VShE, 2017. — 30 p. — (Sovremennaya analitika obrazovaniya. № 3(11)).

7. Moiseev I., Zeiman A., Shishkov V., Dergachev V. Issledovanie RBK: skol'ko Rossiya na samom dele tratit na svoikh grazhdan https://www.rbc.ru/economics/14/12/2016/584fd32e9a7947c251265e de (retrieved: April 10, 2018).

8. Kozlov D. V., Platonova D. P., Leshukov O. V. Gde uchit'sya i gde rabotat': mezhregional'naya mobil'nost' studentovi vypusknikov universitetov //Natsional'nyi issledovatel'skii universitet «Vysshaya shkola ekonomiki», Institut obrazovaniya. — M.: NIU VShE, 2017. — 32 p. — (Sovremennayaanalitika obrazovaniya. № 4 (12)).

9. National Network of Business and Industry Associations. Common Employability Skills July 22, 2014 http://businessroundtable.org/sites/ default/files/Common%20Employability_asingle_fm.pdf (retrieved: April 10, 2018).

10. Timoshenko T. Rossiya: Pochemu milliony vypusknikov rabotayut ne po spetsial'nosti? https://russian.eurasianet.org/node/65166 (retrieved April 10, 2018).

11. VCIOM Press-vypusk. Vysshee obrazovanie: kontrol' ne oslablyat', kachestvo povyshat'№3152, July13, 2016 https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=115775 (retrieved: April 10, 2018).

12. Bondarenko N. Kharakter vzaimodeistviyarossiiskikh kompaniii sistemy vysshego obrazovaniya glazami rabotodatelei/ Itogi oprosa 2013: Levada-Centre. //Voprosy obrazovaniya. — 2014. — № 1. — pp. 162-175.

13. Dvenadtsat' reshenii dlya novogo obrazovaniya. Doklad tsentra strategicheskikh razrabotok i vysshei shkoly ekonomiki. M., April 2018. — 106 p.

Контактная информация:

Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ), ул.

8 Марта/Народной Воли, 62/45, г. Екатеринбург, 620144

Маркова Татьяна Леонидовна, tmark@mail.ru

Первухина Ирина Витальевна, ivp@usue.ru

Пьянкова Светлана Григорьевна, silen_06@list.ru

Contact Information:

Ural State University of Economics (USUE), 62/45, 8 Marta/Narodnoy Voli

Str., Ekaterinburg, 620144

Markova Tatyana Leonidovna, tmark@mail.ru

Pervukhina Irina Vitalievna, ivp@usue.ru

Pyankova Svetlana Grigorievna, silen_06@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.