Научная статья на тему 'Взаимосвязь медицины и культуры'

Взаимосвязь медицины и культуры Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

CC BY
1879
243
Поделиться
Журнал
Лечебное дело
ВАК
Ключевые слова
МЕДИЦИНА / КУЛЬТУРА / МЕДИКАЛИЗАЦИЯ / MEDICINE / CULTURE / MEDICALIZATION

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Ковтюх Г.С., Козлова М.А.

В статье рассматривается, как культурные и исторические особенности страны влияют на развитие медицины. Показаны различия в образах врача и пациента, в отношении к болезни и ее лечению в разных странах. По данным опроса общественного мнения, в настоящее время в России существуют два конкурирующих образа врача положительный и отрицательный. Вместе с тем развитие медицины влияет на культурные процессы в обществе и ведет к медикализации культуры, которая имеет положительные и отрицательные последствия. Изучение взаимосвязи медицины и культуры может быть полезно для студентов медицинских направлений, позволяя им лучше понимать потребности пациентов и возможные последствия своих действий.

The Relationship Between Medicine and Culture

The article gives an overview of the influence of cultural and historical factors on the development of medicine. The authors describe the differences in doctor and patient images, the attitude to the disease and its treatment in different countries. The public opinion poll showed that nowadays in Russia we had two competing doctor images: positive and negative. On the other hand, the development of medicine also influences cultural processes in the society and leads to medicalization of culture with advantages and disadvantages. The study of the relations between medicine and culture may be useful for the students of the medical faculties for better understanding the needs of their patients and realizing possible consequences of their actions.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь медицины и культуры»

Взаимосвязь медицины и культуры

^ Г.С. Ковтюх, М.А. Козлова

Кафедра истории медицины и социально-гуманитарных наук Лечебного факультета

ГБОУВПО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова"МЗ РФ, Москва

В статье рассматривается, как культурные и исторические особенности страны влияют на развитие медицины. Показаны различия в образах врача и пациента, в отношении к болезни и ее лечению в разных странах. По данным опроса общественного мнения, в настоящее время в России существуют два конкурирующих образа врача — положительный и отрицательный. Вместе с тем развитие медицины влияет на культурные процессы в обществе и ведет к медикализации культуры, которая имеет положительные и отрицательные последствия. Изучение взаимосвязи медицины и культуры может быть полезно для студентов медицинских направлений, позволяя им лучше понимать потребности пациентов и возможные последствия своих действий.

Ключевые слова: медицина, культура, медикализация.

На первый взгляд медицина и культура имеют не так много общего. Тем не менее между ними есть много пересечений, ведь медицина развивается в контексте культуры, на нее влияют особенности исторического развития страны, существующие в обществе традиции, даже национальные черты характера. Точно так же развитие медицинских знаний влияет на представление людей о самих себе, распространение оптимистических или пессимистических настроений в обществе, принятые нормы человеческого поведения. В связи с этим интерес представляет изучение взаимосвязи культуры и медицины, поскольку дополнительные знания могут способствовать лучшему пониманию развития как медицины, так и культурологии.

Влияние культурных особенностей страны на развитие медицины

Канадская исследовательница М. Локк так выразила связь между медициной и культурой: "Любая медицинская система является продуктом истории и сущест-

Контактная информация: Козлова Мария Александровна, michandy@mail.ru

вует внутри конкретного экологического и культурного контекста. <...> Если этот контекст изменяется, то меняется и медицинская система. На нее будут влиять экономические, политические и философские концепции" [1]. В трудах по истории медицины часто отмечались культурные и исторические особенности, влиявшие на развитие медицины: контакты с другими государствами, обладавшими более совершенными медицинскими знаниями; религиозные запреты на проведение анатомических исследований; изменение отношения к телу и душе с течением времени. Однако целенаправленное исследование воздействия изменений в культуре на медицину началось лишь в XX веке.

Одним из первых подробный анализ оказываемого в конце XVШ—начале XIX века воздействия изменений в культуре на медицину предпринял французский философ М. Фуко в своих работах "Безумие и неразумие. История безумия в классическую эпоху" (1961) и "Рождение клиники" (1963). В частности, в книге "Рождение клиники" он так писал о связи медицинского знания с историческим и культурным контекстом:

-Лечебное дело 2.20161!

Медицина и общество

"То, что составляет теперь единство медицинского взгляда, — это не круг знания, в котором он завершен, но открытое, бесконечное, подвижное, без конца перемещающееся и обогащающееся временем обобщение. <.. .> То, на чем оно основывается, — это не восприятие болезни в ее особенности, но коллективное сознание всей информации, которая перекрывается, разрастаясь в сложную переплетающуюся крону, произрастающую к тому же в пространстве истории, географии, государства" [2].

Значимое влияние на изучение взаимосвязи медицины и культуры оказало появление в 1988 г. работы американской исследовательницы Л. Пейер "Медицина и культура. Как лечат в США, Англии, Западной Германии и Франции" [3]. Л. Пейер отметила, что в разных странах представления о здоровье и болезни, возможностях медицины, практика использования лекарств и образ врача различаются. При этом культурные факторы воздействуют на:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• телесные стандарты, которые ассоциируются с состоянием здоровья или его нарушением;

• постановку диагноза при неявной этиологии;

• медицинские привычки пациента, для которого могут быть характерны образы стоика, страдальца, анархиста, сопротивляющегося или победителя;

• особенности фигуры врача в культуре (образ отца, мудреца, созерцателя, героя или воина);

• отношение к возможностям медицины (безгранично оптимистичное, сдержанно рациональное или скептически осторожное);

• лекарственную практику (узкоспециализированную или общеукрепляющую, массированную или осторожную, следующую природе или идущую ей наперекор);

• идеал здоровья (акцент на физическом или психическом здоровье);

• образ болезни (внешний враг или вариация естественного состояния).

Л. Пейер проанализировала особенности культуры США, Англии, Западной Германии и Франции. В частности, она отметила, что характерные для немецкой культуры склонность к порядку, пессимистический настрой и развитие романтического мироощущения, основанного на важности душевных переживаний, слиянии с природой, особой значимости сердечных порывов, приводят к появлению соответствующих черт и в сфере медицины. Больной воспринимает себя как страдалец, претерпевающий болезнь, а врач воспринимается как авторитарная фигура. Большое значение в процессе лечения уделяется совмещению медикаментозной терапии и воздействия сил природы (прогулки в лесу, грязевые ванны, травяные настои). Если причина недомогания не ясна, часто плохое самочувствие связывают с проблемами с сердцем.

Во французской культуре Л. Пейер выделяет три основные линии: Декарта (рациональность и ясность ума), Вольтера (свобода мысли, остроумие) и Рабле (любовь к жизни, наслаждениям). В связи с этим и образ больного здесь иной: он воспринимается как человек жизнелюбивый, преодолевающий болезнь. Особое внимание уделяется не внешним методам воздействия, а способности организма сопротивляться болезни. В американской культуре, напротив, болезнь считается внешним врагом, по отношению к которому должны применяться все возможные меры воздействия. В образе пациента подчеркивается желание быть победителем, преодолевшим болезнь за счет силы воли и боевого настроя. Зачастую преуменьшаются риски, связанные с лечением, и недооцениваются преимущества выжидания и консервативных методов лечения.

Для России аналогичный анализ был проведен Е.И. Кириленко [4]. В частности, она отмечает, что само слово "больной" ("тот, кто испытывает боль, страдание") показывает, что в России заболевший человек воспринимает себя как страдальца,

ожидающего понимания и сочувствия от окружающих людей и врача. В отличие от этого европейское слово "пациент" произошло от латинского корня "раИ", означающего "терпеть, переносить". Также она отмечает, что болезнь в России традиционно воспринимается как внешнее воздействие, внешний враг, и больные не ассоциируют себя со своей болезнью. Преобладавшие длительное время в российском сознании коллективные установки сказываются в том, что по сравнению с западными странами меньше внимания уделяется индивидуальным проблемам со здоровьем, не так распространены превентивные меры по сохранению здоровья. Врач в российской культуре воспринимается как авторитарная фигура, поскольку в обществе традиционно заложено уважение к сильной власти.

Актуальную информацию о восприятии образа врача в обществе дают опросы общественного мнения, которые регулярно проводит Фонд общественного мнения. В 2002 г. был проведен опрос населения для выявления образа врача и Министерства здравоохранения [5]. Обращает на себя внимание, что мнения опрошенных жителей разделились практически поровну. Примерно 42% респондентов обрисовали весьма положительный образ врача как человека умного, грамотного, доброго и внимательного к пациентам, честного, культурного, вежливого. В то же время еще 42% опрошенных создали весьма негативный портрет врача как работника непрофессионального и безответственного, безличного, злого и равнодушного, меркантильного и не брезгующего брать взятки. Из остальных опрошенных некоторые отметили, что видят врача наподобие существующего в их сознании литературного образа ("как Чехов", "как герой романа Ю. Германа «Дорогой мой человек»") или по аналогии с известными врачами ("как Федоров"). Знание лучших литературных образцов и ориентация на высокие образцы ответственного отношения к медицинской профессии и человечности по отношению к

пациентам могут помочь студентам стать в будущем врачами, соответствующими положительному образу.

Влияние медицины на культуру: медикализация культуры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Безусловно, в каждой стране культура влияет на развитие медицины, но имеет место и обратный процесс — медикали-зация культуры. Под этим термином понимают "распространение влияния медицины на всё новые сферы общественной жизни" [6]. Первые публикации об этом явлении относятся к 1960-м годам, а одной из первых работ, полностью посвященных этому вопросу, была книга американского психиатра Т. Шаша "Медикализация повседневной жизни", вышедшая в 1972 г. Ученый связывал медикализацию с расширением полномочий психиатров, в ведение которых попали такие вопросы, как попытки суицида, наркомания, воровство, педофилия, что усилило их значимость для поддержания общественного порядка. В том же году еще один американский исследователь И. Зола в статье "Медицина как институт социального контроля" отметил, что в современном обществе медицина начинает занимать место религии и права, предписывая определенные формы социального поведения и формируя жизненные цели [7].

Что же понимается под медикализацией в настоящее время и в чем она заключается? Во-первых, многие отклонения в поведении людей, ранее относимые к слабоволию, невоздержанности, скверному характеру, стали восприниматься как медицинские проблемы, требующие лечения. Например, алкоголизм стал считаться заболеванием. То же относится и к наркомании, гиперактивности, истеричности, беспричинной жестокости. В результате человек, у которого наблюдаются подобные симптомы, ожидает сочувственного отношения к себе, помощи со стороны других людей, склонен менее критично относиться к себе и оправдывать свои по-

Медицина и общество

ступки. В обществе также изменяется восприятие людей с такими проблемами, создаются центры психологической помощи, за решением проблемы можно обратиться к профессионалам, будучи уверенным, что к ней отнесутся серьезно и постараются помочь.

Во-вторых, за счет распространения информации через средства массовой информации (СМИ), научные и популярные журналы люди получают очень много сведений по медицинской тематике, часто в упрощенном виде. По телевидению постоянно показывают рекламу медицинских препаратов, транслируются передачи о здоровье и правильном питании. Всё это приводит к распространению самолечения, к принятию препаратов и опробованию новых методов лечения без консультации с врачом. Получает распространение не профессиональная, а массовая и обыденная медицинская культура, что создает дополнительные риски для заболевших людей.

В-третьих, в современном обществе сформировалось мнение, что медицина является своеобразной панацеей, не только способной излечить людей от многих болезней, ранее считавшихся неизлечимыми, продлевающей жизнь до возраста, встречающегося ранее лишь в легендарных сказаниях, но и позволяющей существенно улучшить качество жизни, изменить саму жизнь человека. Абсолютно здоровые люди пьют биоактивные добавки, обращаются к услугам косметических хирургов, чтобы усовершенствовать свою внешность, посещают спа-салоны. Считается, что достижения современной медицины позволяют улучшить внешность, память, внимание, умственные и физические (допинг для спортсменов) способности.

В-четвертых, происходит распространение медицинского языка и медицинских методов анализа на иные области, не связанные с медициной. Например, медицинские термины используют для описания экономической ситуации (понятия "депрессия" и "шоковая терапия" в эко-

номике). На это, в частности, указывает В. И. Маады, который приводит в пример использование в статьях таких терминов, как "потребление нефти как болезнь", "шизофрения как диагноз текущего состояния сцены", "Канны как диагноз" [8].

Среди основных факторов, способствующих медикализации культуры в настоящее время, можно отметить: большую доступность медицинского знания за счет выпуска многочисленных публикаций и воздействия СМИ; увлечение здоровым образом жизни и культивирование социального стандарта, предполагающего физическое и психическое здоровье человека; постоянный уход за своей внешностью; заинтересованность фармацевтических компаний и частных клиник в рекламе и продвижении своих услуг и товаров; достижения науки, ускоряющие процесс разработки и выведения на рынок всё новых лекарственных препаратов.

Существуют и агенты медикализации, активно способствующие этому процессу. К ним можно отнести, как следует из изложенного, представителей фармацевтических компаний, СМИ, врачей, чье социальное влияние возросло, и самих пациентов, предъявляющих повышенный спрос на медицинские услуги и лекарственные препараты. Если для медицины усиление ее влияния на культурные и социальные процессы в обществе является положительным фактором (ведет к увеличению финансирования, позволяет проще и быстрее донести информацию о новых методах лечения), то для общества в этой связи существует ряд опасностей и рисков. Об этом, в частности, писала Л. Пейер в книге "Торговцы болезнями: как врачи, фармацевтические компании и страховые агенты заставляют нас чувствовать себя больными" (1992). Активное навязывание медицинских услуг, продвижение дорогих и иногда совершенно не обязательных для лечения препаратов ударяют по финансовому состоянию пациентов. Но это еще не основная опасность. И. Иллич в книге

Медицина и культура

"Медицинская Немезида: экспроприация здоровья" (1975) указал на то, что распространение медицины на всё новые области ведет и к новым рискам и опасностям [9]. Например, действенные лекарственные препараты вызывают привыкание и способствуют ухудшению здоровья в будущем. У многих лекарств выявляются непредвиденные нежелательные явления, приводящие к еще худшим заболеваниям. Стремление продлить жизнь и победить болезни обусловливает развитие генной инженерии, трансплантации органов, клонирования, что порождает в обществе споры об этичности использования этих методов. Такие опасения нашли отражение и в художественной литературе, где в последние годы врачи становятся героями произведений в стиле триллера и фантастики, что вызвано тревогами в отношении дальнейшего усиления влияния медицины. Об этом в своем анализе образа врача, в частности, пишет Т.А. Ковелина [10]. Наконец, люди, полагаясь в решении всех проблем только на врачей, теряют мотивацию к преодолению сложностей за счет силы воли, стремления выстоять даже в сложных обстоятельствах. Таким образом, врачи, становясь агентами социального влияния, должны осознавать

степень своей ответственности и оценивать возможные негативные последствия дальнейшей медикализации для общества.

В заключение можно отметить, что нами в течение нескольких лет проводился электив под названием "Медицина в контексте культуры" на кафедре истории медицины и социально-гуманитарных наук Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова. Проведение курса продемонстрировало интерес студентов, изучающих медицину, к предложенной тематике. Студенты активно участвовали в обсуждениях на семинарских занятиях и в конце курса подготовили интересные доклады. По нашему мнению, проведение такого элективного курса может быть полезно при подготовке студентов медицинских факультетов, поскольку позволяет им лучше понимать влияние культурных особенностей на развитие медицины, быстрее адаптироваться к происходящим в обществе переменам и учитывать особенности разных пациентов.

Со списком литературы вы можете ознакомиться на нашем сайте www.atmosphere-ph.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Relationship Between Medicine and Culture G.S. Kovtyukh and M.A. Kozlova

The article gives an overview of the influence of cultural and historical factors on the development of medicine. The authors describe the differences in doctor and patient images, the attitude to the disease and its treatment in different countries. The public opinion poll showed that nowadays in Russia we had two competing doctor images: positive and negative. On the other hand, the development of medicine also influences cultural processes in the society and leads to medicalization of culture with advantages and disadvantages. The study of the relations between medicine and culture may be useful for the students of the medical faculties for better understanding the needs of their patients and realizing possible consequences of their actions. Key words: medicine, culture, medicalization.