ОСТЕОПОРОЗ в эндокринологии
ВЗАИМОСВЯЗЬ МАРКЕРОВ РЕМОДЕЛИРОВАНИЯ КОСТНОЙ ТКАНИ С КОМПОЗИТНЫМ СОСТАВОМ ТЕЛА И МИНЕРАЛЬНОЙ ПЛОТНОСТЬЮ КОСТНОЙ ТКАНИ У ЖЕНЩИН С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 2 ТИПА В ПОСТМЕНОПАУЗЕ
ФАЗУЛЛИНА ОН.1, КЛИМОНТОВ ВВ.1, ЛЫКОВ А.П.1, РОМАНОВ ВВ.2, КОНЕНКОВ В.И.1
НИИКЭЛ г. Новосибирск, 2Лаборатория ИНВИТРО, г. Новосибирск
Цель. Исследовать концентрацию маркеров костеобра-зования и костной резорбции у женщин с сахарным диабетом (СД) 2 типа с различной минеральной плотностью костной ткани (МПК), находящихся в менопаузе. Определить взаимосвязь маркеров костного ремоделирования с композитным составом тела (КСТ).
Материал и методы. В исследование включено 140 женщин с СД 2 типа, от 50 до 70 лет, находящихся в постменопаузе. В исследование не включали больных с хронической болезнью почек 4-5 стадии, ревматологическими и эндокринными заболеваниями (кроме СД 2 типа), с другими факторами риска развития вторичного остеопороза, а также получающих антирезорбтивную терапию и препараты, оказывающие влияние на МПК. Исследование МПК и КСТ осуществляли с помощью двухэнергетической рентгеновской абсорбциометрии. На основании Т-критерия, больные разделены на группы с нормальной МПК (п=50), остеопе-нией (п=50) и остеопорозом (п=40). Концентрацию в сыворотке крови паратгормона, маркеров костного образования: остеокальцина (указывает на активность остеобластов) и С-терминального пропептида коллагена I типа (С1СР), осте-опротегерина (ингибитор костной резорбции), мочевую экскрецию фрагментов С-терминальных телопептидов коллагена I типа (СТХ-1; маркер костной резорбции) определяли с помощью ИФА. Контрольную группу составили 20 женщин в постменопаузе, без СД, с нормальной МПК.
Результаты. Пациентки с остеопорозом и остеопением были старше, имели меньший рост, вес, индекс массы тела. Концентрация остеокальцина и остеопротегерина у больных СД 2 типа была достоверно снижена по сравнению с
контролем (р<0,00001 и р=0,002 соответственно). Уровень остеопротегерина у больных с остеопенией и остеопорозом был значимо (р<0,05) ниже, чем у пациентов с нормальной МПК, концентрация остеокальцина значимо не различалась между группами. Уровень остеопротегерина положительно коррелировал с величиной Т-критерия в позвоночнике и в шейке бедра. Не выявлено различий по уровню С1СР между больными СД и контрольной группой. Медиана экскреции СТХ-1 у больных СД в 1,5 раза превышала контроль (р=0,047), при этом достоверное повышение показателя наблюдалось у больных с остеопорозом (р=0,02), у больных с остеопенией наблюдалась тенденция к увеличению (р=0,05), при нормальной МПК достоверных изменений не выявлено. Прослеживалась слабая обратная корреляция между экскрецией СТХ-1 и Т-критерием в позвоночнике. Уровень паратгормона у больных СД был выше, чем в контроле (р=0,00001), но не различался между группами больных. Выявлены положительные корреляции между окружностью талии, индексом талия/бедро и содержанием паратгормона (р<0,05). Остеокальцин и остеопротегерин показали обратную взаимосвязь с окружностью талии (р<0,05). СТХ-1 обратно взаимосвязан с дозой инсулина (ед/кг массы тела). Не выявлено взаимосвязи между маркерами костного ремоделирования и уровнем НЬА1с, длительностью СД и постменопаузы, параметрами КСТ.
Выводы. Маркеры костного ремоделирования в различной степени взаимосвязаны с МПК у женщин с СД 2 типа, находящихся в постменопаузе. Наличие остеопороза у этих больных ассоциировано со снижением уровня остеопротегерина в сыворотке крови и с повышением мочевой экскреции СТХ-1.
ИНФОРМАТИВНОСТЬ ОЦЕНКИ ГОРМОНАЛЬНОГО ФОНА И ДЕНСИТОМЕТРИИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ОСТЕОПОРОЗА
КОСЯКОВА ЕС., БАКШЕЕВА Е.Г., ВЕРХОТУРОВА СВ., МАКСИМЕНЯ М.В.
Читинская государственная медицинская академия, г. Чита
Цель. Оценить уровень гормонов участвующих в формировании костной ткани и некоторых биохимических маркеров ее повреждения, а так же значения показателей ден-ситометрии у пациентов с различной стадией остеопороза.
Материал и методы. В исследовании принимали участие 45 русских женщин, которые были разделены на 3 группы: 1 группа - 15 условно здоровых, 2 группа - 15 женщин с остеопенией и 3 группа - 15 человек с остеопорозом, в возрасте от 48 до 60 лет. Минеральная плотность костной ткани в шейке бедра и поясничном отделе позвоночника устанавливалась с помощью рентгеновской денситометрии посредством Т-критерия. В сыворотке крови определяли концентрацию кортизола, общего трийодтиронина, пара-тиреоидного гормона, кальцитриола и эстрадиола методом ИФА. Также определяли уровни продуктов распада коллагена: С-концевых телопептидов коллагена I типа и пиридо-нолина. Статистическую обработку результатов проводили
с помощью пакета прикладных программ Statistica 6.0 for Windows. Количественные данные представляли в виде медианы с верхним и нижним квартилями (25-й и 75-й про-центили) - Me (25;75). При сравнении количественных показателей, использовали критерии Манна-Уитни.
Результаты. Данные денситометрии значительно различались во 2 и 3 группах женщин по сравнению с контролем (p<0,001) и были равны по Т-критерию шейки бедра: 0,90 [0,63; 1,23], -1,65 [-2,28; -0,78], -1,80 [-2,10; -1,20] SD; по T-критерию позвоночника: 0,35 [-0,18; 1,13], -1,95 [-3,50; -1,38], -1,15 [-2,30; 0] SD в 1, 2 и 3 группах соответственно. Лабораторные исследования показали, что у всех обследуемых лиц уровни гормонов были в пределах референсных значений. Содержание эстрадиола, по сравнению с контролем, в группе пациентов с остеопенией было меньше на 15% (p=0,002), а в группе с остеопорозом - на 8,4% (p=0,036). Значения кальцитриола были выше на 107% (p=0,001)
58
№ 2/2016 Остеопороз и остеопатии