К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЛЮДМИЛЫ ЯКОВЛЕВНЫ ЗОРИНОЙ
УДК 373
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО В РАЗВИТИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ: К 90-ЛЕТИЮ Л. Я. ЗОРИНОЙ
В статье в контексте взаимосвязи логического и исторического рассматривается научная деятельность Л. Я. Зориной (1929-2002) — уче-ного-дидакта, методиста, учителя, ведущего сотрудника уникального научного коллектива — лаборатории проблем дидактики НИИ общей педагогики АПН СССР. Ее работы, основанные на взаимосвязи логики и дидактики в формировании системности знаний старшеклассников, построение школьного учебника с позиций культурологической теории содержания образования, разработка идей гуманитаризации образования обращением к ценностной стороне науки и дифференциации обучения, вопросы истории науки и обоснование дидактического цикла способствовали развитию дидактического принципа научности, модернизации содержания школьного физического образования на основе принципа системности в обучении. Научное наследие Л. Я. Зориной сохраняет свою актуальность для теории, методологии и практики обучения.
Ключевые слова: взаимосвязь логического и исторического, методология, дидактика, научное наследие Л. Я. Зориной, системность знаний и структурно-логические схемы описания видов знания, дидактический цикл, школьный учебник, взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного знания как диалог культур.
Л. М. Перминова
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры непрерывного образования ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет (МГОУ)» E-mail: lum1030@yandex.
Lyudmila M. Perminova
Dr. Sc. (Education), Professor, Professor of the Department of Continuing Education, Moscow State Regional University, Russia E-mail: lum1030@yandex.
Как цитировать статью: Перминова Л. М. Взаимосвязь логического и исторического в развитии дидактического знания: к 90-летию Л. Я. Зориной // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 5 (62). С. 25-33. БО! 10.24411/2224-0772-2019-10027
Взаимосвязь логического и исторического рассматривается в диалектической логике как общая закономерность, сущностный смысл которой в том, что «при переходе к теоретическому знанию об исторически развивающихся объектах мы опираемся на историю этих объектов, выделяя в них самое существенное, и абстрагируемся от всего случайного и преходящего» [2, с. 75]. В 60-е — 70-е гг. прошлого века создались благоприятные условия для использования логико-философского знания в науке (П. В. Копнин, Э. Г. Юдин, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, А. Уёмов) — это нашло отражение и в педагогических исследованиях. Проблема логического и исторического в педагогике продуктивно решалась советскими учеными-методологами, доказавшими необходимость диалектического подхода к изучению развивающегося объекта во взаимосвязи его структуры (взаимоотношения его частей и функций) и генетических отношений. Они убедительно доказали, что не следует противопоставлять логическое историческому (теоретическое и эмпирическое), как и не должно быть противопоставления одного способа познания другому: «Теория и история исходят из фактов... Когда понята сущность объекта в его зрелой форме, теоретический метод и должен быть применен к анализу прошлых этапов»,— отмечали А. М. Арсеньев и Ф. Ф. Королев [1]. Учитывая общий характер закономерности взаимосвязи логического и исторического, полагаем, что она проявляется и в деятельности научных сообществ, и в деятельности отдельного ученого как рефлексивное осознание общественной потребности, побуждая творческую мысль к разработке идей и теорий, использование которых приводит к качественному скачку в развитии науки и практики. Именно эта особенность характеризует деятельность лаборатории общих проблем дидактики НИИ общей педагогики АПН СССР и деятельность ее ведущего сотрудника Л. Я. Зориной (1929-2002), проработавшей там более сорока лет. Взаимосвязь логического и исторического видится в следующем. Эпохальные инновации — запуск в космос первого искусственного спутника Земли (04.10.1957 г.), полет Ю. А. Гагарина на космическом корабле вокруг Земли (12.04.1961 г.), открывшие новую эру в истории человечества, — показали мощь человеческого разума, силу научного знания, способствовали «оттепели» в жизни советского общества и всколыхнули сознание всех слоев общества, оказав сильнейшее влияние на развитие образования, особенно школьного обучения. Это время бурного нарастания потоков научной и технической информации, осмысления известного и нового знания с позиций новой
методологии — системного подхода (Р. Акофф и Ф. Эмери, П. К. Анохин, В. Г. Афанасьев, А. И. Берг, Н. П. Бехтерева, Э. Г. Юдин и др.). Именно в это время были сделаны открытия в области физиологии и нейрофизиологии (о системной и интегративной деятельности не только мозга, но и нервной клетки — нейрона), в кибернетике и управлении (о целеустремленных и ценностно-ориентированных системах), в биологии и генетике (открытие двойной спирали ДНК); фундаментальные открытия в физике и информатике, за которые их авторы получили Нобелевскую премию в XXI веке (В. Гинзбург, Ж. Алферов и др.). Расширяется сфера гуманитарного познания: советский читатель имел возможность познакомиться с «философским инакомыслием» — экзистенциализмом, представленным на страницах журнала «Иностранная литература»: произведениями Ж.-П. Сартра, А. Камю, К. Ясперса и др.; произведениями, выражавшими религиозные философские интенции и др. В литературе и искусстве возникли новые направления, открывшие нам писателей-«деревенщи-ков» (Ф. Абрамов, В. Белов, В. Распутин и др.), новая философская проза (Ч. Айтматов, В. Аксенов), новая поэзия (А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, Б. Окуджава, В. Высоцкий и др.), новое видение Великой Отечественной войны и послевоенного времени (В. Астафьев, В. Быков, В. Распутин, А. Солженицын и др.), новая драматургия (А. Володин, В. Розов, А. Вампилов). Наконец, это время активного развития логики и психологии, теоретический и методологический потенциал которых отразился в научных исследованиях Б. Г. Ананьева, Ш. А. Амонашвили, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинской и их научных школ, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина; активизировал экспериментальную работу в школах. Все это оказало громадное влияние на развитие педагогики, особенно дидактики, свидетельством чего является стремительное развитие педагогических и методических систем, опыта учителей-новаторов 80-х гг. прошлого века. Открытия в области науки, искусства и литературы оказали огромное влияние на содержание школьного образования: давно назрела острейшая потребность в разработке дидактической теории содержания образования. Эта проблема была блестяще решена коллективом дидактов лаборатории общих проблем дидактики НИИ ОП АПН СССР. Ныне эта теория известна как культурологическая теория содержания образования (М. Н. Скаткин, В. В. Краевский, И. Я. Лернер и сотр.), в русле которой были проведены пионерские теоретические исследования (В. С. Цетлин, И. К. Журавлев,
Л. Я. Зорина, В. С. Шубинский), выполнены дидактические исследования об организации работы учащихся с учебным материалом (С. И. Высоцкая, Ф. Б. Сушкова, Т. А. Козлова). Фундаментальным знанием обогатилась педагогика, особенно ее раздел «Дидактика»: обоснован принцип научности (М. Н. Скаткин, 1950) [14], разработаны теория методов обучения по основанию «характер познавательной самостоятельности ученика» (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер) и концепция методов проблемного обучения (И. Я. Лернер); обоснована системно-структурная методология педагогики (В. В. Краевский); новый импульс к развитию получает теория политехнического образования (П. Р. Атутов, М. Н. Скаткин, П. И. Ставский). Это время замечательно активными исследованиями на стыке наук «психология — дидактика», «логика — дидактика», в русле последней тенденции развивались научные интересы Людмилы Яковлевны Зориной. Научно-педагогическая общественность знает Людмилу Яковлевну Зорину, доктора педагогических наук, профессора, известного дидакта, чьи работы о формировании системности знаний старшеклассников, роли исто-рико-научного знания и путях его отражения в школьных учебниках, о гуманистических ценностях естественнонаучного и гуманитарного образования как диалоге культур известны своей инновационностью в области методологии школьного образования и практики обучения. Л. Я. Зорина была отменным методистом, так как не только более двадцати лет проработала в школе, но и сама была первопроходцем в преподавании физики на системно-научных основаниях: ее методическое пособие о специальной теории относительности, подготовленное для школьного обучения, было апробировано ею самой и учителями физики, работающими в различных регионах СССР. Работы Л. Я. Зориной очень хорошо знали и ученые-методисты, и психологи, и дидакты, и многие учителя. Л. Я. Зорина много лет и весьма продуктивно разрабатывала проблему взаимосвязи логического и исторического в школьном обучении и в учебно-познавательной деятельности — от методологии этого вопроса до дидактических и методических средств. Для объективного понимания научно-педагогического и практического значения работ Л. Я. Зориной в контексте принципа взаимосвязи логического и исторического необходимо знать следующее:
1. Л. Я. Зориной разработаны дидактические основы формирования системности знаний школьников (системность знаний как интегратив-ное качество знаний, характеризующее осознание учеником структур-
но-функциональных связей внутри научной теории, в которую другие виды знания (понятия, явления, законы и др.) входят опосредованно, поскольку теория является высшим видом развития научного знания) [4; 5]. Системность не тождественна систематичности, хотя в те годы многие методисты понимали их как синонимы. Идея формирования системности знаний, отражающей логическую структуру научного знания в сознании ученика, оказалась дидактическим и мировоззренческим противовесом традиционному / историческому в годы давления на решение проблем формирования логического мышления у школьников с помощью методологического, а не узко методического знания. Для формирования системности знаний Л. Я. Зориной были разработаны специальные структурно-логические схемы описания видов знания (СЛС описания понятия, закона, теории и др.,). Тем самым Л. Я. Зорина знакомила учащихся и со структурой, и с познавательными функциями научного знания — описательной, объяснительной и другими. Функции и место СЛС в учебном процессе были исследованы нами [11]. Связь исторического и логического может быть раскрыта по-разному — в данном случае это был актуальный путь: в запреты, обусловленные историческим моментом времени, вторгается логико-научное знание, для освоения которого конструируются специальные дидактические средства и создаются специальные условия для их использования — это было логико-дидактическое решение, которое «поднимало» обучение над довлеющими идеологическими императивами, выводя обучение предмету на уровень учебно-научного познания, показывая ценность самой природы познания.
2. Л. Я. Зориной системно раскрыты гуманистические ценности естественнонаучного образования в контексте диалога двух культур (с учетом работ Ч. Сноу, И. Пригожина, которые она прекрасно знала за много лет до начала XXI в.) — естественнонаучного и гуманитарного знания. В ее работах [3; 6] достаточно емко представлены методологические и исторические ориентиры для включения вопросов истории науки в ткань школьных учебников. Идеи синергетики рассматривались ею как необходимые в модернизации содержания школьного образования, в частности физики, еще в 80-90-е годы прошлого века. В это же время И. М. Осмоловской (аспиранткой Людмилы Яковлевны) исследовалась проблема отражения ценностей науки в учебном познании (1988), позже ею были разработаны дидактические принципы дифференциации обучения в общеобразовательной школе, что было чрезвычайно актуально на рубеже ХХ-ХХ1 вв. [7].
3. Сотрудничество философа и психолога М. Г. Ярошевского и дидакта Л. Я. Зориной выполнило свою методологическую миссию: не рецептурное знание, а ориентировочное, указывающее на возможные пути и средства решения вопроса о связи логического и исторического [16]. Л. Я. Зорина, И. Я. Лернер и другие сотрудники лаборатории общих проблем дидактики проводили идею взаимосвязи исторического и логического и в процессе работы над культурологической теорией содержания образования [15], которая только через двадцать лет была востребована для разработки школьных образовательных стандартов — это также свидетельствует в пользу принципа взаимосвязи исторического и логического.
4. Все научные разработки Л. Я. Зориной в итоге были ориентированы на качество важнейшей учебной книги — школьного учебника, в конструировании которого определяющее место занимает знание о дидактическом цикле и ведущей функции учебного предмета (последний вопрос рассматривался ею с И. К. Журавлевым в журнале «Педагогика»; ее содержание вошло составной частью в монографию [15]. На ее принципиальную новизну для теории и практики обучения методисты тоже не обратили внимания, да и сейчас не обращают, а между тем идея ведущей функции учебного предмета существенно помогла в конструировании содержания гимназического и лицейского образования, в частности учебного плана, избавив его от перегрузки и рядоположенности учебных предметов, в которых логика заняла подобающее школьным целям и возможностям место [10; 12]. Кроме того, новые исследования лаборатории дидактики, в частности, связанные с предметностью обучения [13; 9], имеют в числе оснований дидактический цикл и ведущую функцию учебного предмета. Дидактический цикл процесса обучения — емкое понятие, «схватывающее» процесс обучения во взаимосвязи организационно-педагогического и дидактического аспектов. Он включает: а) постановку общедидактической цели учителем и принятие ее учащимися, б) предъявление нового фрагмента учебного материала, его восприятие учащимися, в) организацию и самоорганизацию учащихся в процессе его осмысления и дальнейшего изучения, г) организацию обратной связи, контроль и самоконтроль усвоения учебного материала, д) подготовку учащихся к занятию вне школы. Можно сказать, что дидактический цикл — это становой хребет процесса обучения.
5. Наконец, именно в работах Л. Я. Зориной был развит дидактический принцип научности, сформулированный М. Н. Скаткиным, а опора на
сделанное ею позволило провести дальнейшую работу в этом направлении [14]. Развитие принципа научности шло по линии обогащения его логико-научным знанием — о составе, структуре и функциях научного знания, которым необходимо учить школьников, в том числе и для того, чтобы реализовать замысел о взаимосвязи логического и исторического, потому что взаимосвязь логического и исторического в учебной деятельности реализуется только через дидактическое, через полноту овладения структурой и функциями научного знания как показателями системности и логико-коммуникативной культуры ученика (связный системный рассказ в устной или письменной форме), т.е. через специальную организацию содержания образования и методы, адекватные ему. Внимательное изучение работ Людмилы Яковлевны убеждает нас в том, что решение ею логико-дидактических вопросов содержания школьного образования фундирует основания преемственности между ступенями школьного образования, способствуя образовательной преемственности между школой и вузом. С учетом работ М. Н. Скаткина и Л. Я. Зориной содержание принципа научности можно представить в виде четырех требований:
1) соответствие учебных знаний научным;
2) ознакомление учащихся с методами научного познания;
3) создание представлений о процессе познания;
4) овладение учащимися структурой и функциями научного знания [8].
Реализация первых трех требований возможна только при условии
выполнения четвертого — требования логики.
Школьники на вопрос «Зачем изучать научные знания?» по-прежнему дают ответ «Чтобы применять». А что означает «применять знания», если человеческая деятельность в своей сути рефлексивна (читай: диалогична), и прежде, чем применять знания, ученик должен описать и объяснить (хотя бы себе) замысел, его ценностный смысл, предсказать последствия его реализации. Вот почему изучение работ Людмилы Яковлевны Зориной, несомненно, поможет ученому и учителю увидеть существенно более широкий контекст взаимосвязи логического и исторического и в дидактическом знании, и в учебно-познавательной деятельности обучающихся. Это чрезвычайно актуально в условиях стандартизации и информатизации образования, когда процесс усвоения учебного материала и внеучебной информации связан с многообразными источниками знаний — книжными текстами, электронными,
мультимедийными и цифровыми средствами, потому что Л. Я. Зориной созданы универсальные методологические ориентиры, основанные на логико-научном и структурно-дидактическом знании.
Научные идеи Л. Я. Зориной оказались чрезвычайно продуктивными в решении педагогических и дидактических проблем, в частности проблемы конструирования школьного учебника на основе логико-дидактического подхода (Т. Ю. Мартемьянова, 2004), в исследовании организационно-педагогических условий формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к учению (Н. А. Жукова, 2008), в формировании общеучебных умений и навыков у школьников (Л. Н. Николаева, 2009), в определении психолого-педагогических условий обучения старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов (Е. В. Стерлягова, 2016). За прошедшие тридцать лет — время интенсивных перемен — мы убедились в том, что в условиях информационных взрывов и хаоса наука и практика более всего нуждаются в гуманистических ценностях, философско-методологических ориентирах и надежной практико-ориентированной теории.
Литература
1. Арсеньев А. М., Королев Ф. Ф. Методологические проблемы марксистско-ленинской педагогики. М.: АПН СССР, 1971. с. 56
2. Горский Д. П., Ивин А. А., Никифоров А. Л. Краткий словарь по логике. М.: Просвещение, 1991. 208 с.
3. Зорина Л. Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования. М.: Изд-во РАО, 1993. 163 с.
4. Зорина Л. Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. 128 с.
5. Зорина Л. Я. Системность — качество знаний. М.: Знание, 1976. 64 с.
6. Зорина Л. Я. Учебник для классов с углубленным изучением предметов // Советская педагогика, 1990. № 8. С. 48-51.
7. Осмоловская И. М. Дидактические принципы дифференциации процесса обучения в общеобразовательной школе. Автореф. дис.. докт. пед. наук. М.: ИТИП РАО, 2002. 43 с.
8. Перминова Л. М. О дидактическом принципе научности // Педагогика. 2010. № 9. С. 20-28.
9. Перминова Л. М. Предметность обучения как дидактическая проблема: методологический анализ // Педагогика. 2012. № 6. С. 18-25.
10. ПерминоваЛ. М. Содержание гимназического образования. Концепция. СПб.: НИИ ОВ РАО, 1996. 22 с.
11. Перминова Л. М. Функции и место структурно-логических схем в учебном процессе: дис. ... канд. пед. наук. М.: НИИ ОП АПН СССР. 1979. 224 с.
12. Перминова Л. М., Шарай Н. А. Концепция гимназического образования. М.: ДОМ, 2006. 120 с.
13. Предметность обучения в школьном образовательном процессе: монография /под ред. Е. О. Ивановой, И. М. Осмоловской. М.: ИТИП РАО, 2012. 382 с.
14. Скаткин М. Н. Принципы обучения// Советская педагогика, 1950. № 1. С. 27-41.
15. Теоретические основы содержания общего среднего образования /под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. 352 с.
16. Ярошевский М. Г., Зорина Л. Я. История науки и школьное обучение. М.: Знание, 1978. 48 с.
I n. M. nepMMHOBa
INTERRELATION OF LOGICAL AND HISTORICAL IN THE DEVELOPMENT OF DIDACTIC KNOWLEDGE: DEDICATED TO THE 90TH ANNIVERSARY OF LUDMILA YA. ZORINA
The article considers the scientific activity of Ludmila Ya. Zorina (1929-2002) in the context of the relationship between logical and historical. Ludmila Zorina was a didactic scientist, methodologist, teacher, leading employee of a unique scientific team - the Laboratory of Didactics Problems of the Research Institute of General Pedagogy of the Academy of Pedagogical Sciences of the USSR. Her work, based on the relationship of logic and didactics in the formation of systematic knowledge of high school students, building a school textbook from the standpoint of cultural theory of the content of education, the development of ideas of humanitarization of education by reference to the value side of science and differentiation of education, history of science and justification of the didactic cycle, contributed to the development of didactic principle of science, modernization of the content of school physical education on the principle of consistency in learning. The scientific heritage of Ludmila Ya. Zorina remains relevant for the theory, methodology and practice of teaching.
Keywords: Interrelation of logical and historical, methodology, didactics, scientific heritage of Ludmila Ya. Zorina, system of knowledge and structural and logical schemes of the description of types of knowledge, didactic cycle, school textbook, interrelation of natural science and humanitarian knowledge as dialogue of cultures.
References
• Arsenev A.M., KorolevF.F. Metodologicheskie problemy marksistsko-leninskoj pedagogiki. M.: APN SSSR, 1971. S. 56. [In Rus].
• Gorskij D. P., Ivin A. A., Nikiforov A. L. Kratkij slovar' po logike. M.: Prosveshchenie, 1991. 208 s. [In Rus].
• Osmolovskaya I. M. Didakticheskie principydifferenciacii processa obucheniyavobshcheobrazovatel'noj shkole. Avtoref. dis.. dokt. ped. nauk. M.: ITIP RAO, 2002. 43 s. [In Rus].
• PerminovaL.M. Funkcii i mesto strukturno-logicheskih skhem v uchebnom processe: dis. ... kand. ped. nauk. M.: NII OP APN SSSR. 1979. 224 s. [In Rus].
• PerminovaL.M. O didakticheskom principe nauchnosti // Pedagogika. 2010. № 9. S. 20-28. [In Rus].
• Perminova L. M. Predmetnost' obucheniya kak didakticheskaya problema: metodologicheskij analiz // Pedagogika. 2012. № 6. S. 18-25. [In Rus].
• Perminova L. M. Soderzhanie gimnazicheskogo obrazovaniya. Koncepciya. SPb.: NII OV RAO, 1996. 22 s. [In Rus].
• Perminova L. M., Sharaj N. A. Koncepciya gimnazicheskogo obrazovaniya. M.: DOM, 2006. 120 s. [In Rus].
• Predmetnost' obucheniya v shkol'nom obrazovatel'nom processe: monografiya /pod red. E. O. Ivanovoj, I. M. Osmolovskoj. M.: ITIP RAO, 2012. 382 s. [In Rus].
• Skatkin M. N. Principy obucheniya// Sovetskaya pedagogika, 1950. № 1. S. 27-41. [In Rus].
• Teoreticheskie osnovy soderzhaniya obshchego srednego obrazovaniya /pod red. V. V. Kraevskogo, I. Ya. Lernera. M.: Pedagogika, 1983. 352 s. [In Rus].
• Yaroshevskij M. G., Zorina L. Ya. Istoriya nauki i shkol'noe obuchenie. M.: Znanie, 1978. 48 s. [In Rus].
• Zorina L. Ya. Didakticheskie aspekty estestvennonauchnogo obrazovaniya. M.: Izd-vo RAO, 1993. 163 s. [In Rus].
• Zorina L. Ya. Didakticheskie osnovy formirovaniya sistemnosti znanij starsheklassnikov. M.: Pedagogika, 1978. 128 s. [In Rus].
• Zorina L. Ya. Sistemnost' — kachestvo znanij. M.: Znanie, 1976. 64 s. [In Rus].
• Zorina L. Ya. Uchebnik dlya klassov s uglublennym izucheniem predmetov // Sovetskaya pedagogika, 1990. № 8. S. 48-51. [In Rus].