Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТИ И ИСКУССТВА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТИ И ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
409
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ЛИЧНОСТЬ / ТЕАТР / ДУХОВНОСТЬ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ходжиматова М.К.

в данной статье речь идёт о становлении личности посредством влияния искусства на её сознание, мировоззрение, эстетические, духовные, нравственные взгляды. В частности, говорится о театральном искусстве и анализируется оно с точки зрения создания целостной картины мира, позволяющей принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF PERSONALITY AND ART

this article deals with the formation of a personality through the influence of art on its consciousness, worldview, aesthetic, spiritual, moral views. In particular, theatrical art is discussed and analyzed from the point of view of creating a holistic picture of the world, which allows making decisions in a wide range of life situations.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТИ И ИСКУССТВА»

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТИ И ИСКУССТВА Ходжиматова М.К.

Ходжиматова Махсума Кучкаровна - профессор, кафедра сценической речи, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье речь идёт о становлении личности посредством влияния искусства на её сознание, мировоззрение, эстетические, духовные, нравственные взгляды. В частности, говорится о театральном искусстве и анализируется оно с точки зрения создания целостной картины мира, позволяющей принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций. Ключевые слова: искусство, личность, театр, духовность, мировоззрение, культура.

RELATIONSHIP OF PERSONALITY AND ART Khojimatova M.K.

Khodjimatova Makhsum Kuchkarovna - Professor, STAGE SPEECH DEPARTMENT, STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article deals with the formation of a personality through the influence of art on its consciousness, worldview, aesthetic, spiritual, moral views. In particular, theatrical art is discussed and analyzed from the point of view of creating a holistic picture of the world, which allows making decisions in a wide range of life situations. Keywords: art, personality, theater, spirituality, worldview, culture.

В широком, традиционном смысле личность - субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят все психологические характеристики человека, и все физиологические особенности его организма.

Личность - это конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Этот человек, как общественное и природное существо, наделен сознанием, речью, творческими возможностями. Структура личности - совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий человека, сложившихся в процессе его развития и определяющих его поведение [1].

Личность способна улавливать возникающие в обществе тенденции. Умеет решать проблемы, а не абстрагироваться от них, умеет влиять на людей и решать задачи. Для того чтобы личность смотрела на мир иными глазами существует термин искусства.

Искусство - это образное осмысление действительности. Процесс или итог выражения внутреннего или я внешнего мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.

Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок, искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм [2].

В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат — художественное произведение [3].

Искусство, вызывающее своей гармоничностью положительные эмоции и ментальное удовлетворение, способно также вызвать ответный созидательный отклик воспринимающего, воодушевление, стимул и стремление творить в положительном ключе.

Искусство должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов Узбекистана и всего мира. Художественно-эстетическое образование должно помочь личности освоить ценности общечеловеческие и этнокультурные.

Через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями. Особенно важно подчеркнуть, что искусство, выражающее духовные традиции народа, выступает для подрастающего поколения как своего рода защитный барьер, охраняющий от тех средств массовой информации, которые распространяют идеи насилия, жестокости, национализма и могут нанести личностные и психические травмы, стать источниками формирования агрессивного поведения [5].

Искусство наиболее эффективно помогает построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.

Одной из сфер искусства считается театр. Театральное искусство является основным и едва ли не единственным фактором нравственного, эстетического, гражданского воспитания личности. При этом зачастую его влияние искусственно вырывают из общей духовной атмосферы, в которой вращается человек, игнорируется определяющая роль трудовой деятельности и социальных отношений в формировании духовного и, уже творческого потенциала личности. Роль искусства в процессе формирования личности можно определять как корректирующую, обогащающую, усиливающую нравственно-эстетическое и творческое влияние труда, окружающих условий. Искусство в определённом смысле и в определённых условиях способствует разрешению возникающих противоречий в процессе развития творческой личности, создаёт определённый художественный фон. Роль театрального коллектива как творца оригинальных произведений искусства или их интерпретатора имеет относительную ценность, на первый план выступает проблема его педагогической направленности, выполнения им социально-педагогической функции [3].

Театр обостряет ум, нравственно облагораживает чувства, расширяет кругозор. Процесс «катарсического» - «очищающего» воздействия искусства, конечно, сложен и неоднозначен. Он связан глубинными явлениями, происходящими в психике, духовном мире личности. На него оказывают непосредственное или опосредованное влияние факторы социального бытия, которые могут как усиливать, так и снижать эффективность процесса [5].

Психологами, в первую очередь Л.Выготским, С.Рубинштейном, Б.Тепловым, Л.Якобсоном, достаточно всесторонне и глубоко проанализировано и экспериментально подтверждено влияние театра на развитие личности: умственное, нравственное, эстетическое; вскрыты природа художественных способностей и предрасположенность человека к театральному искусству как форме деятельности.

Как и любое искусство, театр обладает воспитательными функциями, которые подлежат реализации лишь в театральном творческом коллективе.

Воспитательное воздействие театра было подмечено еще в древности, но ему не было придано особого значения. Однако данная проблема нашла свою актуальность в наши дни и теперь рассматривается комплексно как специалистами в области культуры и искусства [5].

Следует глубоко осознать, что в современной общеобразовательной сфере особое место в развитии личности занимают искусство, художественные дисциплины, способные развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы.

Таким образом, каждый раздел искусства является важным фактором развития личности. Особое место в этом занимает развитие творческих способностей молодежи.

Список литературы /References

1. Банфи А. Природа зрелища. Избранное. М.: Искусство, 1965. 235 с.

2. БорзоваЕ.П. История мировой культуры. СПб.: Лань, 2001. 672 с.

3. Гегель Г.В. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 2000. 479 с.

4. ГельдиеваА.Ч. Национальная культура и личность. Т.: Узбекистан, 1993. 104 с.

5. Зись А.Я. Взаимодействие и синтез искусств. Л.: Наука, 1975. 269 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.