Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛЕГОЧНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ И НАРУШЕНИЯ ДЫХАНИЯ ВО ВРЕМЯ СНА У РЕБЕНКА. КЛИНИЧЕСКИЙ ПРИМЕР'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛЕГОЧНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ И НАРУШЕНИЯ ДЫХАНИЯ ВО ВРЕМЯ СНА У РЕБЕНКА. КЛИНИЧЕСКИЙ ПРИМЕР Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Бородин А. В., Брызжин А. В., Лискина А. С., Никитина И. Л., Петрова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛЕГОЧНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ И НАРУШЕНИЯ ДЫХАНИЯ ВО ВРЕМЯ СНА У РЕБЕНКА. КЛИНИЧЕСКИЙ ПРИМЕР»

100-101

СБОРНИК ТЕЗИСОВ

Сомнология

100 ИЗМЕНЕНИЯ РЕСПИРАТОРНЫХ СОБЫТИЙ ПОСЛЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ КАРДИОВЕРСИИ У ПАЦИЕНТОВ

С ПЕРСИСТИРУЮЩЕЙ ФОРМОЙ ФИБРИЛЛЯЦИИ ПРЕДСЕРДИЙ И СИНДРОМОМ ОБСТРУКТИВНОГО АПНОЭ ВО СНЕ

Балабанович Т. И., Шишко В. И.

УО "Гродненский государственный медицинский университет", Гродно, Беларусь

[email protected], [email protected]

В научной литературе высказывается мнение о том, что кардиоверсия способна влиять на динамику течения синдрома обструктивного апноэ во сне (СОАС) в когорте пациентов с сочетанием фибрилляции предсердий и СОАС.

Цель. Оценить динамику изменений респираторных событий у пациентов с персистирующей фибрилляцией предсердий и СОАС при восстановлении синусового ритма электрической кардиоверсией.

Материал и методы. Обследовано 35 пациентов с персистирующей фибрилляцией предсердий: 24 (68,57%) мужчин, 11 (31,43%) женщин, средний возраст которых составил 56,82±6,2 лет.

Всем испытуемым выполнена электрическая кардио-версия в условиях стационара. Кардиореспираторный мониторинг выполнен с использованием "Кардиотехника-04" (ИНКАРТ, Россия) у всех пациентов до и через сутки после восстановления синусового ритма с оценкой показателей: индекс апноэ/гипопноэ (ИАГ), индекс десатурации, средняя сатурация (mSpO2), минимальная сатурация (minSpO2). Статистический анализ выполнялся с использованием программы Statistica 10.0.

Результаты. У исследуемых пациентов исходно до кардио-версии показатель ИАГ был выше, чем при оценке его через сутки после кардиоверсии (соответственно, 31,31±18,08 эпизодов/ч и 23,49±12,89 эпизодов/ч; р<0,04). Индекс десатурации исходно составлял 19,37±16,05 эпизодов/ч, а через сутки после кардиоверсии отмечено снижение до 11,86±8,87 эпизодов/ч (р<0,02). Наряду с этим, показатель minSpO2 на фоне фибрилляции предсердий был равен 83,43±5,75%, а в первые сутки после кардиоверсии отмечено его повышение до 89,19±3,12% (р<0,001). Достоверных различий по показателю mSpO2 выявлено не было: исходно до кардиоверсии показатель mSpO2 был равен 93,06±1,86%, а в первые сутки после кардиоверсии — 93,62±1,76% (р=0,202).

Заключение. Восстановление синусового ритма электрической кардиоверсией у пациентов с персистирующей фибрилляцией предсердий и СОАС ассоциировано с положительным эффектом в отношении уменьшения выраженности расстройств дыхания во сне.

101 ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛЕГОЧНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ И НАРУШЕНИЯ ДЫХАНИЯ ВО ВРЕМЯ СНА У РЕБЕНКА. КЛИНИЧЕСКИЙ ПРИМЕР

Бородин А. В.,Брызжин А. В.,Лискина А. С., Никитина И. Л., Петрова Н. А.

Национальный медицинский центр им. В. А. Алмазова, Санкт-Петербург, Россия

[email protected]

Синдром обструктивного апноэ сна — достаточно распространена в детской популяции и составляет от 2 до 7%. С учетом различий в возрасте дебюта, некоторые авторы разделяют обструктивное апноэ сна у детей на фенотипы, где 1 фенотипический вариант — дети с аденотонзилярной гипертрофией, 2 фенотип — дети с врожденными аномалиями развития, аномалиями метаболизма, нейромышечными

заболеваниями, а также другими заболеваниями, имеющими высокий риск наличия синдрома обструктивного апноэ сна, а также 3 фенотипический вариант, связанный с ожирением. Среди кардиологических осложнений синдрома обструктивного апноэ сна у детей, имеется взаимосвязь с развитием легочной гипертензии, системной гипертензии, связь с нарушениями ритма сердца.

Описание клинического случая:

Пациент 2 года, с генетически подтвержденным синдромом Рабсона-Менденхолла (синдром врожденной инсули-норезистентности) поступил в отделение педиатрии НМИЦ им. В. А. Алмазова с целью динамического обследования. Из анамнеза известно, что раннее был госпитализирован год назад, где в ходе госпитализации выявлен синдром обструк-тивного апноэ гипопноэ сна тяжелой степени вследствие врожденной аномалии строения верхних дыхательных путей — ларингохтрахеомаляции. Пациенту было рекомендовано оперативное лечение, однако в межгоспитальный период пациент не госпитализировался в специализированное отоларингологическое отделение для оперативной. В межгоспитальный период перенес 3 внебольничные пневмонии, тяжелого течения, последний эпизод пневмонии с зависимостью от ИВЛ до 1 месяца.

При осмотре отмечалось нарушение механики дыхания, особенно во время сна, проявляющееся спадением грудной клетки на вдохе, втягиванием межреберных промежутков, а также яремной ямки, также отмечались десатурации по прикроватному пульсоксиметру до 70%, устраняемые с помощью ингаляции кислорода. В ходе оториноларингологи-ческого осмотра выявлена аденотонзилярная гипертрофия 2 степени. При эхокардиографическом исследовании выявлена высокая легочная гипертензия с систолическим давлением до 90 мм рт.ст. (нарастание более чем в 3 раза по сравнению с прошлым обследованием) а также признаками диастоличе-ской дисфункции ЛЖ. По данным компьютерной томографии органов грудной клетки отмечаются участки уплотнения легочной ткани, КТ признаки выраженных интерстициаль-ных изменений в легких. При проведении исследования с контрастированием признаков ТЭЛА не обнаружено.

С целью оценки нарушений дыхания было проведена оценка сатурации во время сна за 3 суток. Сатурация в дневное время (с учетом использования кислорода) была на уровне 95-98%, однако в ночное время отмечались значимые десатурации до 17%. Средний уровень сатурации составил 82%. По данным кардиореспираторного мониторинга выявлен синдром обструктивного апноэ сна тяжелой степени тяжести (ИАГ более 15 в час). Однако, из за низкого комплаенса к исследованию, точный подсчет респираторных событий был затруднен. При анализе газового состава крови была выявлена выраженная гиперкапния, рСО2 — 80 мм рт.ст. С учетом клинической картины выраженной дыхательной недостаточности на фоне синдрома обструктивного апноэ сна тяжелой степени тяжести, а также синдрома ночной обструктивной гиповентиляции, пациент был переведен в отделение реанимации подбора респираторной поддержки. Пациент получал неинвазивную вентиляцию через носовой интерфейс. Режим неинвазивной вентиляции В1РАР ВТ. Через 3 суток от начала респираторной поддержки во время сна с учетом положительной клинической симптоматики, нормализации уровня сатурации, значимого снижения уровня гиперкапнии, пациент был переведен в палату совместного пребывания для дальнейшей коррекции респираторной поддержки. В ходе коррекции производилась нисходящая титрация респираторной поддержки, под контролем уровня сатурации, оценки газов капиллярной крови, транскутанного мониторирования, а также оценки работы аппарата НИВЛ. В ходе титрации постепенно были снижены уровни давления для минимизации побочных эффектов в виде вздутия живота. Уровень СО2 по данным инвазивного и неинвазивного мониторинга

Российский кардиологический журнал. 2022;27(S6), дополнительный выпуск (апрель)

49

СБОРНИК ТЕЗИСОВ

102-103

был на уровне 48-50 мм рт.ст., уровень сатурации оставался в пределах 96-98%, без необходимости дотации кислорода. По данным контрольного эхокардиографического исследования, проведенного через неделю от начала терапии, отметилось значимое снижение давления в малом круге — падение систолического давления в легочной артерии до 45 мм рт.ст. С учетом положительной динамики гликемического контроля, нормализации респираторного статуса, пациент был выписан для последующего динамического наблюдения, а также для отоларингологического лечения (Коррекция ВПР гортани, гипертрофии аденоидов).

Заключение. Представленный клинический пример демонстрирует взаимосвязь легочной гипертензии и обструк-тивного апноэ сна у ребенка раннего возраста, где повышение давления в малом круге, а также, наиболее вероятно, изменения в легочной ткани имеют вторичные отношения к синдрому обструктивной вентиляции и обструктивного апноэ-гипопноэ сна. Таким образом, правильная оценка кардио-респираторного статуса позволит правильно выбрать тактику лечения и устранить обратимые этиологические факторы.

102 ФЕНОТИПИРОВАНИЕ СИНДРОМА ОБСТРУКТИВНОГО АПНОЭ ВО СНЕ: ДАННЫЕ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА

Белозерова Н. В.1,2, Буниатян М. С.2, Горохова С. Г.1, ЖурихЕ. О.13

'ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" МЗ РФ, Москва; 2ЧУЗ "Центральная клиническая больница "РЖД-Медицина"", Москва; 3ГБУЗ "Городская клиническая больница им. В. В. Вересаева Департамента здравоохранения города Москвы", Москва, Россия

Синдром обструктивного апноэ во сне (СОАС) — широко распространенное заболевание в общей популяции населения. Частота встречаемости СОАС увеличивается при наличии коморбидных состояний, таких как сахарный диабет 2 типа (СД2), ожирение и др. Дневная сонливость при СОАС — важный фактор риска несчастных случаев, травм. Применение СРАР-терапии как "золотого стандарта" лечения СОАС не всегда бывает приемлемым, эффективным. В связи с этим изучаются подходы к персонализации коррекции СОАС, улучшения качества ночного сна, снижения дневной сонливости.

Цель. Охарактеризовать фенотипы СОАС по клиническим и респираторным признакам для персонализации лечения пациентов.

Материал и методы. Группу пациентов составили работники железнодорожного транспорта (п=204, средний возраст — 45,2±9,0 года). Обследование включало традиционные клинико-лабораторные исследования, ЭКГ мониторирова-ние по Холтеру, полисомнографию, кардиореспираторный мониторинг. Для выделения фенотипов болезни проведено изучение гетерогенности СОАС при помощи кластерного анализа.

Результаты. Признаки, группируемые в кластеры, составили: а) нереспираторные — пол, профессия, сопутствующие сахарный диабет, артериальная гипертония, ожирение, нарушения ритма сердца, б) показатели, характеризующие сон (эффективность сна, латентность сна, общее время сна, фаза быстрого сна, время бодрствования внутри сна (МАЗО), индекс активаций, число пробуждений, индекс апноэ-гипоп-ноэ). В оптимальной скорректированной модели анализируемые признаки группировались в кластеры, которые характеризовали фенотипы: с низким или высоким порогом пробуждения, с дневной сонливостью и без неё, с сопутствующими нереспираторными заболеваниями (СОАС с АГ, СОАС с высоким коронарным риском, СОАС с ИБС, СОАС и нарушения ритма сердца). Разработан алгоритм определения тактики лечения СОАС на основе клинического фенотипа.

Заключение. Фенотипирование на основе клинических и респираторных признаков представляет собой новый подход к персонализации терапии СОАС. Его применение по-

зволяет сделать обоснованным выбор методов, применяемых наряду с СРАР, для успешного лечения, сосредоточить внимание на параметрах, ассоциированных с рисками неблагоприятных сердечно-сосудистых исходов.

103 СИНДРОМ ОБСТРУКТИВНОГО АПНОЭ СНА У ПАЦИЕНТОВ СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ С СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ КОМОРБИДНОСТЬЮ И ХРОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ ПОЧЕК Ефремова Е. В.1, Шутов А. М.1, Серов В. А.1, Габриэль О. В.2 'Ульяновский государственный университет, Ульяновск; 2Поликлиника ФКУЗ "МСЧ МВД по Ульяновской области", Ульяновск, Россия [email protected]

Наличие высокой коморбидности и геронтологических синдромов затрудняет диагностику синдрома обструктив-ного апноэ сна (СОАС) у пациентов пожилого и старческого возраста. СОАС в настоящее время рассматривается как неблагоприятный фактор развития и прогрессирования хронической болезни почек (ХБП). Учитывая общность патогенетических механизмов, в том числе наличие хронической гипоксии, изучение СОАС у пациентов с ХБП становится обоснованным, особенно у коморбидных пациентов старшей возрастной группы.

Цель. Изучить эпидемиологические аспекты, структурно-функциональные особенности сердца и вариабельности ритма у пациентов старшей возрастной группы с СОАС и ХБП.

Материал и методы. Для анализа наличия СОАС были исследованы 80 пациентов пожилого и старческого возраста со стабильной сердечно-сосудистой патологией (37 женщин и 43 мужчины, средний возраст 67,6±6,1 лет). ХБП диагностировали согласно Национальным рекомендациям Научного общества нефрологов России (2012г), СОАС — рекомендациям Российского общества сомнологов (2018г). Для скрининга и диагностики СОАС использовались Берлинский опросник и Шкала сонливости Эпворта, кардиореспираторное мониторирование. Для оценки коморбидности использовали индекс коморбидно-сти (ИК) Чарлсон. Период наблюдения — 12 месяцев.

Результаты. Хроническая болезнь почек наблюдалась у 48 (60%) пациентов пожилого и старческого возраста с сердечно-сосудистой коморбидностью. Значительная дневная сонливость отмечалась у каждого четвертого пациента пожилого и старческого возраста с ХБП (12;25%). Высокий риск наличия СОАС наблюдался у большинства пациентов с ХБП — 34 (70,8%). СОАС впервые был диагностирован у 31 (64,5%) пациента пожилого и старческого возраста с ХБП. Причем, частота не зависела от пола (р=0,39) и возраста (р=0,48). Более половины пациентов имели среднюю степень СОАС (19;61,3%). Легкая и тяжелая степень наблюдалась с одинаковой частотой у 6 (19,4%) пациентов пожилого и старческого возраста с ХБП. При анализе риска наличия СОАС, выраженности дневной сонливости, а также степени тяжести СОАС у мужчин и женщин разницы выявлено не было (р>0,05). Различий в частоте выявления СОАС в зависимости от стадии ХБП не наблюдалось (р>0,05). Различий между пациентами пожилого (60-74 года) и старческого возраста (75-89 лет) в распространенности СОАС выявлено не было (р>0,05).

Пациенты пожилого и старческого возраста с ХБП имели высокую коморбидность: ИК Чарлсон составил 8 (7;8) баллов у пациентов с СОАС и 7 (7;8) баллов у пациентов без СОАС (р=0,51).

Различий по показателям вариабельности ритма у пациентов пожилого и старческого возраста с ХБП в зависимости от СОАС не было. Обращает внимание более высокая суточная частота сердечных сокращений у пациентов с ХБП и СОАС по сравнению с пациентами без СОАС: 60 (57;66) и 60 (57;66) ударов в минуту, соотв., р=0,01.

Также не отмечалось различий структурно-функциональных параметров сердца у пациентов пожилого и старческого возраста с ХБП в зависимости от наличия СОАС (р>0,05).

50

Российский кардиологический журнал. 2022;27(^6), дополнительный выпуск (апрель)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.