Научная статья на тему 'Взаимосвязь креативной идентичности и психологического благополучия студентов'

Взаимосвязь креативной идентичности и психологического благополучия студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
458
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ / КРЕАТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНТОВ / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF AN INDIVIDUAL / CREATIVE IDENTITY OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Водяха Сергей Анатольевич

Установлена корреляция показателей психологического благополучия со степенью выраженности у студентов креативной идентичности. Креативные студенты отличаются более выраженными проявлениями психологического благополучия. Креативы в большей степени проявляют позитивную эмоциональность, демонстрируют более интенсивную вовлеченность в деятельность, чаще направлены на позитивное взаимодействие с окружающими людьми и чувствуют правильность своего выбора жизненного пути, а также более уверены в позитивной самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP between CREATIVE IDENTITY AND PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF STUDENTS

The article states the correlation of the parameters of psychological well-being with the degree of formation of the students’ creative identity. Creative students are distinguished by a higher rate of expression of psychological well-being. Creative persons are more likely to display positive emotions, are more intensely involved in activities, are more often expected to take part in positive interaction with other people and are sure of their right choice of the way of life. They also feel better about their positive self-realization.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь креативной идентичности и психологического благополучия студентов»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 159.923-057.875

ББК Ю942-72 ГСНТИ 14.35.01; 14.07.05 Код ВАК 19.00.07

Водяха Сергей Анатольевич,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 387; e-mail: svodyakha @yandex. ru.

ВЗАИМОСВЯЗЬ КРЕАТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психологическое благополучие личности; креативная идентичность студентов.

АННОТАЦИЯ. Установлена корреляция показателей психологического благополучия со степенью выраженности у студентов креативной идентичности. Креативные студенты отличаются более выраженными проявлениями психологического благополучия. Креативы в большей степени проявляют позитивную эмоциональность, демонстрируют более интенсивную вовлеченность в деятельность, чаще направлены на позитивное взаимодействие с окружающими людьми и чувствуют правильность своего выбора жизненного пути, а также более уверены в позитивной самореализации.

Vodyakha Sergey Anatolievich,

Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Psychology of Education, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

RELATIONSHIP BETWEEN CREATIVE IDENTITY AND PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF STUDENTS

KEY WORDS: psychological well-being of an individual; creative identity of students.

ABSTRACT. The article states the correlation of the parameters of psychological well-being with the degree of formation of the students' creative identity. Creative students are distinguished by a higher rate of expression of psychological well-being. Creative persons are more likely to display positive emotions, are more intensely involved in activities, are more often expected to take part in positive interaction with other people and are sure of their right choice of the way of life. They also feel better about their positive self-realization.

В настоящее время психологами-практиками стало отмечаться, что творческая деятельность может способствовать психологическому благополучию. Согласно Р. Ричарде, креативность способствует формированию устойчивого психологического и физического здоровья [3]. Чем больше творчески активных людей, тем более развитым и здоровым становится общество. Креатив вынужден постоянно актуализировать свой творческий потенциал и развивать свои познавательные и личностные ресурсы. Воплощение креативом творческих замыслов и соответствие последних креативному стандарту приводит к формированию позитивной Я-концепции. Повышение уверенности в себе увеличивают степень осмысленности творческого процесса, стремление испытывать процессуальные удовольствия, уверенность в собственной компетентности, положительный эмоциональный фон и ожидание позитивных межличностных отношений [1]. Креативность, таким образом, взаимосвязана с психологическим благополучием.

Следовательно, формирование креативности должно приводить к повышению

ее уровня. Поэтому, повышая уровень креативности, преподаватели могут повысить и удовлетворенность образовательными услугами.

М. Чиксентмихайи пришел к выводу, что процесс обучения должен обеспечивать проблемность и эмоциональную поддержку, необходимые для формирования позитивной мотивации. Для формирования оптимальной психологически безопасной образовательной среды необходимы как академическая интенсивность, так и положительные эмоции [2].

Опытные педагоги способны достичь оптимального уровня проблемности содержания учебно-познавательной деятельности и эмоциональной поддержки. Наиболее оптимальным режимом мотивирования учащихся является формирование навыков самодетерминации. Учителя также могут задавать проблемные вопросы, актуализирующие концептуальное и критическое мышление, в сочетании с обеспечением обратной связи, демонстрацией эвристической стратегии, повышении интеллектуальной самооценки и создании эмоционально благоприятной среды урока. Эмоциональ-

© Водяха С. А., 2014

ная поддержка также моделируется посредством энтузиазма, юмора и принятия риска. Преподавание, основанное на формировании профессиональной креативной компетентности, формирует профессиональную готовность и способствует формированию профессионального благополучия. Формирование креативности также связано с доминированием позитивной и стенической эмоциональности, связанной с желанием преодолеть познавательные затруднения.

Современные технологии вузовского обучения также предусматривают при тестировании профессиональных компетенций не только конвергентные, но и дивергентные способности студентов. Это будет способствовать более полноценному раскрытию творческих способностей студентов.

В исследовании принимало участие 268 студентов УрГГТУ в возрасте от 18 до 22 лет. В исследовании были использованы следующие методики.

Анализируя таблицу, следует отметить, что по всем 5 показателям психологическое благополучие нонкреативов существенно ниже, чем у креативов.

Нонкреативы более склонны выражать отрицательную эмоциональность, чем креа-тивы. Они реже испытывают положительные эмоции, менее склонны устанавливать эмоционально насыщенные контакты, менее альтруистичны. Нонкреативы демонстрируют существенно меньшую уверенность в положительном отношении окружающих и, возможно, чаще реагируют эмоциональной ригидностью в эмоциогенных ситуациях. Они чаще интерпретируют происходящие с ними события в минорной трактовке. Отсутствие в поведенческом арсенале эффективных и адаптивных стратегий решения проблемы и модификации поведения порождает склонность реагировать отрицательными эмоциями в нестандартной и экстремальной ситуации.

Нонкреативы недостаточно глубоко вовлечены в ту деятельность, которой они занимаются. Они чаще всего не могут ощущать себя субъектом творческой деятельно-

Опросник творческой идентичности, представляющий собой монометрическую шкалу из 15 пунктов. Испытуемые должны выразить степень своего согласия, используя шкалу Лайкерта.

Опросник психологического благополучия, представляющий пятифакторную шкалу из 6о пунктов. Испытуемые должны выразить степень своего согласия, используя шкалу Лайкерта.

В результате дифференциации испытуемых по уровню креативной идентичности были выявлены 41 испытуемый с высоким уровнем выраженности креативной идентичности (креативов) и 72 испытуемых с низким уровнем выраженности креативной идентичности (нонкреативов). Были выявлены различия между креативами и нонкреативами по выраженности различных показателей психологического благополучия. Различия вычислялись по критерию Стьюдента в программе Статистика-Ю.

Таблица 1.

сти. Окружающая действительность не является основой возникновения проблемной ситуации в мышлении студентов- нонкреа-тивов. Они не отличаются любознательностью и не склонны к надситуативной познавательной активности.

Нонкреативы обладают менее выраженным смыслом жизни. Отсутствие стремления решать жизненные задачи нестандартно и стремление плыть по течению жизни приводит к формированию личности, мало способной рефлексировать свой жизненный путь, планировать индивидуальную траекторию жизни. Нонкреативы более склонны к отказу от целенаправленной регуляции жизненного пространства личности и настойчивого стремления обрести высшую цель жизни. Соотнесение личности с ролью креатива позволяет ощущать жизнь более осмысленной, целостной и целенаправленной. Нонкреативы, возможно, имеют определенные трудности с преодолением ролевого меморандума в раннем юношеском возрасте.

Нонкреативы обладают большей выраженностью негативной социальности.

Различия в показателях психологического благополучия _студеитов-креативов и студентов-нонкреативов_

Показатели психологического благополучия Нонкреативы Креативы 1-критерий Стьюдента Р

Позитивные эмоции 49,25 59,00 -2,128 0,05

Вовлеченность 45,87 55,п -2,866 0,01

Позитивные отношения 50,125 61,77 -3,587 0,002

Осмысленность 48,875 58,77 "3,944 0,001

Самореализация 47,25 59,оо -3,995 0,001

146

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Они чаще, чем их сверстники, стремятся разрешать конфликты деструктивно, быть напористыми и интолерантными. Им сложно рассматривать партнера по общению с равноправных и паритетных позиций. Они чаще прибегают к манипуляции имиджем, потому что не доверяют окружающим. Им сложно понять, за что их любят и насколько искренни чувства собеседника. Они очень зависимы от мнения других.

Нонкреативы обладают низкой позитивной самореализацией. Они меньше доверяют себе и не очень принимают свои достоинства и недостатки. Нонкреативы более склонны к самоуничижению и невротическому перфекционизму. Перфекциони-

стские ожидания нонкреатива чаще выражается в стремлении подчеркнуть свое преимущество и в компенсаторном чувстве всемогущества. Перфекционизм нонкреатива направлен не на достижение совершенства, а на оправдание невозможности его достижения.

На основании вышеизложенных результатов можно сказать, что характер взаимосвязи между структурными компонентами психологического благополучия и креативной идентичностью будет существенно различаться у креативов и нонкреа-тивов. Проверить выдвинутую гипотезу позволит корреляционный анализ и факторный анализ.

Таблица 2.

Корреляционные связи показателей психологического благополучия ___студентов-креативов__

Показатели Эмоции Вовлеченность Отношения Осмысленность Позитивная самореализация

Креативная идентичность -0,19 0,12 -о,35 -0,05 —0,06

Эмоции -0,15 0,70 -0,08 0,04

Вовлеченность -0,15 -0,22 0,46 о,49

Отношения 0,70 -0,22 о,45 0,26

Осмысленность -0,08 0,46 о,45 0,64

Позитивная самореализация 0,04 о,49 0,26 0,64

Анализируя таблицу, следует отметить, что креативная идентичность не имеет прямых взаимосвязей с показателями психологического благополучия. Креативная идентичность имеет обратную корреляцию (■0,35) с позитивными отношениями креативных студентов. Возможно, данный феномен связан с более высокой избирательностью в отношениях креатива и его стремлением устанавливать коммуникативные связи с творческими людьми.

Весьма примечательным является чрезвычайно высокая прямая корреляция (о,70) положительных эмоций с позитивными межличностными отношениями. Креативные студенты склонны испытывать положительные эмоции в процессе удовлетворения коммуникативных потребностей. Социальная группа, в которой отсутствует возможность доверительных отношений и развивать собственную индивидуальность, становится нереферентной для креатива.

Стоит отметить значимую прямую связь мотивационной вовлеченности с осмысленностью жизни (0,46) и позитивной самореализацией (0,49). Данный результат свидетельствует о том, что чем выше субъектная позиция креативной личности, тем выше осознанность ее жизненного пути и уверенность в возможности реализовать свои способности.

Позитивные отношения креатива, помимо положительных эмоций, напрямую связаны с осмысленностью жизни (0,45). Чем более осмысленна жизнь креатива, тем более он склонен доверять окружающим и вступать с ними в тесные, эмоционально насыщенные отношения.

Осмысленность жизни также тесно связана с позитивной самореализацией (0,64). Стремление осознать смысл жизненного пути приводит к повышению уверенности в себе и формированию позитивного перфек-ционизма.

Таблица 3.

Корреляционные связи показателей психологического благополучия ___студентов-нонкреативов__

Показатели Эмоции Вовлеченность Отношения Осмысленность Позитивная самореализация

Креативная идентичность 0,03 -0,13 -0,02 0,07 -0,09

Эмоции 0,20 0,45 0,50 0,02

Вовлеченность 0,20 -0,28 -0,38 -о,37

Продолжение таблицы 3.

Показатели Эмоции Вовлеченность Отношения Осмысленность Позитивная самореализация

Отношения о,45 -0,28 0,58 о,55

Осмысленность 0,50 0,38 0,58 0,50

Позитивная самореализация 0,02 -о,37 0,55 0,50

Анализируя таблицу 3, следует отметить, что креативная идентичность нон-креативного студента не связана с показателями психологического благополучия.

Позитивная эмоциональность нонкреативов имеет прямую связь с позитивными отношениями (0,45) и осмысленностью жизни (0,5). Потребность нонкреатива в положительных эмоциях достигается посредством повышения стремления к близким контактам с окружающими и целенаправленности жизни.

Интересным является тот факт, что обнаружена обратная связь мотивационной вовлеченности нонкреативов с осмысленностью жизни (-0,38) и позитивной самореализацией (-0,37). Чем более нонкреатив стремится к надситуативной активности, тем менее он уверен в предсказуемости жизни и возможности полноценно реализоваться в жизни. Субъектность не позволяет нонкреативу быть высокопродуктивным.

Позитивные социальные отношения нонкреативов с осмысленностью жизни (0,58) и позитивной самореализацией (о,55) • Умение налаживать взаимовыгодные контакты является для нонкреатива основой формирования смысла жизни. Умение следовать компромиссным и конформным установкам, возможно, становится ведущим

фактором социализации нонкреатива. Стремление реализовать себя в деятельности, связанной с установлением позитивных отношений также более выражено у нонке-реативов.

На основании эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Нонкреативы более склонны выражать отрицательную эмоциональность, чем креативы. Они реже испытывают положительные эмоции, менее склонны устанавливать эмоционально насыщенные контакты, менее альтруистичны.

2. Нонкреативы обладают менее выраженным смыслом жизни. Отсутствие стремления решать жизненные задачи нестандартно и стремление плыть по течению жизни приводит к формированию личности, мало способной рефлексировать свой жизненный путь, планировать индивидуальную траекторию жизни.

3. Чем более осмыслена жизнь креатива, тем более он склонен доверять окружающим и вступать с ними в тесные, эмоционально насыщенные отношения.

4. Чем более нонкреатив стремится к надситуативной активности, тем менее он уверен в предсказуемости жизни и возможности полноценно реализоваться в жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Водяха С. А. Креативная идентичность старшеклассников как предиктор психологического благополучия // Педагогическое образование в России. 2014. №7. С. 106-108

2. Csikszentmihalyi, М. The importance of challenge for the enjoyment of intrinsically motivated, goal-directed activities. // Personality and Social Psychology Bulletin. 2012. № 38. Pp. 123-129.

3. Richards, Ruth. Everyday creativity in the classroom. //In Ronald A. Beghetto & James C. Kaufman, Eds., Nurturing creativity in the classroom (pp. 206-234). 2010. UK : Cambridge University Press.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. С. А. Минюрова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.