Научная статья на тему 'Взаимосвязь космологии и экологии в индуизме'

Взаимосвязь космологии и экологии в индуизме Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
421
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
COSMOLOGICAL MYTHS / VEDIC RELIGION / KALPA / YUGAS / SACRED ANIMALS AND RIVERS / MANTRAS / WENDANT / AJIR-VEDA / VEDISM / BRAHMANISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бабочкина Яна Олеговна

Индуизм это одна из больших национальных религий, которая распространена по всему миру. Основой учения индуизма, является переселение душ с помощью сансары, которые происходят с помощью кармы, то есть поведение человека в течение жизни. Культовые обряды происходят в местных алтарях, храмах, священных мест. В качестве почитаемых животных у них являются корова, змея, слон, река Ганг и другие. Для них характерно так же универсальность верховного божества. В данной работе рассматривается тесное взаимодействие космологии и экологии в индуизме. Даются определения слов космология, юга, венданты. Используются методы историко сравнительный, феменологический, а также использование метода дедукции с применением сравнительно-системного анализа. Рассматриваются особенности космологии, ее культ и первоначальные основы и черты экологии в индуизме, которые имеет тесную часть с религиозным аспектом. В статье будут рассмотрены движения индуизма и их тесная связь с космологией, и влияние их на современное учение и общество. Данным исследованием занималось очень мало ученых, так как переводов по данной теме, существует очень мало, и не раскрывается основная суть. В данном исследовании, я раскрыла основные закономерности развития космологии в религии индуизма. Которые делятся на несколько типов (манну,юга). Рассмотрены концепции венданты и аджай-ведов, точки зрения сотворения мира Брахмой и уничтожения его Шивой. Отмечена еще одна особенность между взаимосвязью космологии и экологии, это влияние на человека и его образ жизни. Эта взаимосвязь заставляет человека вести здоровый, правильный образ жизни, что приводит к продолжительной жизни. Связь наблюдается и во многих сферах искусства. Она проявляется и в религиозных картинах отображающих тесную взаимосвязь человека с богом, и в мантрах, и в текстах. Эта связь доказывает нам то, что человек индус очень тесно и осторожно относиться к окружающей его среде, чтобы не разозлить богов и чтобы в следующей жизни его жизнь была намного лучшей прежней. Таким образом, космология и экология в индуизме имеет тесную взаимосвязь. Не только в нравственном контексте, но и в традиционном и эстетическом смысле. Человек относиться к богам и к природе одинаково, стараясь соблюдать гармонию и равновесие в своем мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hinduism is one of the great national religions that is spread all over the world. The basis of the teachings of Hinduism, is the transmigration of souls with the help of samsara, which occur with the help of karma, that is, human behavior during life. Religious rites occur in local altars, temples, sacred places. As revered animals they have a cow, a snake, an elephant, a river the Ganges and others. They are also characterized by the universality of the supreme deity. This paper discusses the close interaction of cosmology and ecology in Hinduism. The definitions of the words cosmology, south, Vendants are given. The methods used are historical comparative, femenological, as well as the use of the deduction method using comparative system analysis. The features of cosmology, its cult and the original foundations and features of ecology in Hinduism, which have a close part with the religious aspect, are considered. The article will look at the movements of Hinduism and their close connection with cosmology, and their influence on modern teaching and society. Very few scientists were engaged in this research, as there are very few translations on this topic, and the main essence is not revealed. In this study, I revealed the basic laws of development of cosmology in the Hindu religion. Which are divided into several types (manna, south). The concepts of the Vendants and the Ajay Vedas, the point of view of the creation of the world by Brahma and its destruction by Shiva are considered. There is another feature between the relationship of cosmology and ecology, it is the impact on the person and his lifestyle. This relationship forces a person to lead a healthy, correct lifestyle, which leads to a long life. Communication is observed in many areas of art. It manifests itself in religious paintings reflecting the close relationship of man with God, and in mantras, and in texts. This connection proves to us that a person a Hindu very closely and carefully treat his environment, so as not to annoy the gods and so that in the next life his life would be much better than before. Thus, cosmology and ecology in Hinduism has a close relationship. Not only in a moral context, but also in a traditional and aesthetic sense. Man treat gods and nature equally, trying to keep harmony and balance in his world.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь космологии и экологии в индуизме»

УДК 101

Философские науки

Бабочкина Яна Олеговна, студентка бакалавриата, Владимирский Государственный Университет, Гуманитарный институт, кафедра философии и религиоведения, Россия, г. Владимир e - mail: [email protected]

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОСМОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ В ИНДУИЗМЕ

Аннотация: Индуизм - это одна из больших национальных религий, которая распространена по всему миру. Основой учения индуизма, является переселение душ с помощью сансары, которые происходят с помощью кармы, то есть поведение человека в течение жизни. Культовые обряды происходят в местных алтарях, храмах, священных мест. В качестве почитаемых животных у них являются корова, змея, слон, река - Ганг и другие. Для них характерно так же универсальность верховного божества. В данной работе рассматривается тесное взаимодействие космологии и экологии в индуизме. Даются определения слов космология, юга, венданты. Используются методы историко - сравнительный, феменологический, а также использование метода дедукции с применением сравнительно-системного анализа. Рассматриваются особенности космологии, ее культ и первоначальные основы и черты экологии в индуизме, которые имеет тесную часть с религиозным аспектом. В статье будут рассмотрены движения индуизма и их тесная связь с космологией, и влияние их на современное учение и общество. Данным исследованием занималось очень мало ученых, так как переводов по данной теме, существует очень мало, и не раскрывается основная суть. В данном исследовании, я раскрыла основные закономерности развития космологии в религии индуизма. Которые делятся на несколько типов (манну,юга). Рассмотрены концепции венданты и аджай-ведов, точки зрения сотворения мира Брахмой и уничтожения его Шивой. Отмечена еще одна особенность между

взаимосвязью космологии и экологии, это влияние на человека и его образ жизни. Эта взаимосвязь заставляет человека вести здоровый, правильный образ жизни, что приводит к продолжительной жизни.

Связь наблюдается и во многих сферах искусства. Она проявляется и в религиозных картинах отображающих тесную взаимосвязь человека с богом, и в мантрах, и в текстах. Эта связь доказывает нам то, что человек - индус - очень тесно и осторожно относиться к окружающей его среде, чтобы не разозлить богов и чтобы в следующей жизни его жизнь была намного лучшей прежней.

Таким образом, космология и экология в индуизме имеет тесную взаимосвязь. Не только в нравственном контексте, но ив традиционном и эстетическом смысле. Человек относиться к богам и к природе одинаково, стараясь соблюдать гармонию и равновесие в своем мире.

Ключевые слова: Космологические мифы, ведийская религия, кальпа, юги, священные животные и реки, мантры, ве нданта, аджир-веда, ведизм, брахманизм.

Annotation: Hinduism is one of the great national religions that is spread all over the world. The basis of the teachings of Hinduism, is the transmigration of souls with the help of samsara, which occur with the help of karma, that is, human behavior during life. Religious rites occur in local altars, temples, sacred places. As revered animals they have a cow, a snake, an elephant, a river - the Ganges and others. They are also characterized by the universality of the supreme deity. This paper discusses the close interaction of cosmology and ecology in Hinduism. The definitions of the words cosmology, south, Vendants are given. The methods used are historical -comparative, femenological, as well as the use of the deduction method using comparative system analysis. The features of cosmology, its cult and the original foundations and features of ecology in Hinduism, which have a close part with the religious aspect, are considered. The article will look at the movements of Hinduism and their close connection with cosmology, and their influence on modern teaching and society. Very few scientists were engaged in this research, as there are very few

translations on this topic, and the main essence is not revealed. In this study, I revealed the basic laws of development of cosmology in the Hindu religion. Which are divided into several types (manna, south). The concepts of the Vendants and the Ajay Vedas, the point of view of the creation of the world by Brahma and its destruction by Shiva are considered. There is another feature between the relationship of cosmology and ecology, it is the impact on the person and his lifestyle. This relationship forces a person to lead a healthy, correct lifestyle, which leads to a long life.

Communication is observed in many areas of art. It manifests itself in religious paintings reflecting the close relationship of man with God, and in mantras, and in texts. This connection proves to us that a person - a Hindu - very closely and carefully treat his environment, so as not to annoy the gods and so that in the next life his life would be much better than before.

Thus, cosmology and ecology in Hinduism has a close relationship. Not only in a moral context, but also in a traditional and aesthetic sense. Man treat gods and nature equally, trying to keep harmony and balance in his world.

Key words: Cosmological myths, Vedic religion, kalpa, yugas, sacred animals and rivers, mantras, wendant, Ajir-Veda, Vedism, Brahmanism.

Важную роль в поведении и стереотипах человека, относительно природы, является экология и космологические измерения о представлениях человека и в изменении будущего мира. В космологических мифах говорится о появлении космоса и дальнейшего его развития. В этих сказаниях рассказывается о сотворении мира, что характерно для многих религий. Но важное отношение есть и к природе. В мифах человек занимает особое место. Процесс рождения мира тесно связано с гармонией, но из мифов о возникновении, из религиозного представления, можно выделить взаимоотношения между Богом, природой и человеком. Целью моей работы является рассмотреть взаимодействие космологии и экологии в индуизме и с

помощью дедукции и системного анализа выделить их взаимосвязь. Для начала рассмотрим космологию индуизма.

Для начала рассмотрим понятие космология. Это наука, которая изучает основные разделы физики и астрономии, занимается изучением Вселенной и ее эволюции. Стоит отметить, что космологические концепции пересекаются с такими науками, как философия и богословие. В своих началах, космология соединяет мифы о сотворении мира с мифами об уничтожении мира, то есть космогонию с эсхатологией. Разные представления основных дисциплин космологии - считаются фактором необъяснимым и не требующим доказательств.

Например, теория относительности, представленная А. Энштейном, способствует появлению и возникновению развития космологии и физики, а так же элементарных частиц в кинетике. В 20-е годы XX века Н. Фридман, предлагал такое определение сингулярности, методом решения уравнения Эйнштейна, из которой делался вывод, что вселенная стала расширяться из начальной сингулярности. В которой является верное предположение о развитии теории Большого Взрыва.

Индуизм - это одна из больших национальных религий, которая распространена по всему миру. Сформировалось данное направление около I тыс. до н. э. и является результатом развития ведической религии и брахманизма. Основой учения индуизма, является переселение душ с помощью сансары, которые происходят с помощью кармы, то есть поведение человека в течение жизни. Культовые обряды происходят в местных алтарях, храмах, священных мест. В качестве почитаемых животных у них являются корова, змея, слон, река - Ганг и другие. Для них характерно так же универсальность верховного божества.

В данной религии творцом является бог - Брахма, при этом его культ не принадлежит к числу главных, он почитался в более древнее время в эпохе ведийской религии. Однако бог, предстает в наше современное время в образе Тримурти, то есть в соединении в себе трех божеств: Вишну, Шивы и Брахмы.

Его изображение в образе трех лиц, обращенных в разные стороны, является основой индуистской космологии, и по ее преданиям, что время - это определенные циклы. Когда Тримурти не спит - и в течение дня он творит Вселенную, а в течение ночи - разрушает ее [2, с. 45].

День бога имеет большой цикл, который называется - «кальпа». Длительность его составляет 4320 лет. В одной «кальпе» 1000 «махаюг» и каждая из них делиться на 4 «юги» (Сатья, Двапара, Трета, Кали) в течение которых происходит упадок человечества. Согласно данным представлениям современное время приходится на последнюю югу - Кали югу - именно в этот момент происходит деградация человечества [2, с. 46].

В переводе на санскрите этими словами обозначаются периоды, определенные циклы, поэтому трактовка юги смотреться однозначно. Юги смотрятся и трактуются на определенные эры и периоды развития вселенной. С ее более подробным описанием человек, который заинтересуется, сможет найти ответы в Ведической литературе.

Напишем кратко, юга - это слово, которое описывает условные этапы нашего становления и развития, индивидуального взгляд восприятия человека на явления во внешнем мире. Конечно, речь идет о каждом человеке, тех, кто воспринимает именно наше восприятие и внешние явления. Это не мир, такой как видим его мы, а это то, что мы воспринимаем снаружи, внутри себя.

Индуистская космология и определение графика времени, являются более близкими и научными графиками времени, которые могли бы указать, что Большой взрыв - это не начало мира, а начало цикла, которые предшествует бесконечным числам вселенной. С точки зрения Вед, определенные установки на космос, определяется как истинный божественный принцип, который самопроектирует слово бога. Дополнительное представление - это вселенная, которая начинает сокращать себя после достижения определенного размера расширения, пока не исчезнет до миллиметра. Создание ее начинается снова после миллиона лет небытия.

Представление пуран, утверждают, что вселенная создана, разрушена в течение повторной серии циклов. В космологии индуизма, вселенная живет примерно 4 320 000 000 лет и разрушается, то огнем, то водными элементами. В данном моменте, Брахма покоиться в течение одной ночи, и работает в течении дня. Этот процесс называется «катаклизм» который повторяется в течении 100 лет Брахмы, это примерно 40 миллиардов человеческих лет.

В текущем возникновении Вселенной, научные деятели полагают, что находится на 51 году жизни Брахмы это примерно 156 триллионов лет, с рождения Брахмы на Земле. После умирания Брахмы необходимо еще 100 лет Брахмы, это примерно 311 триллионов лет, проход до нового рождения Брахмы, и все начинается заново, и так всегда.

День разделен на несколько тысяч циклов (Маха Йога). Из нее проходит жизнь, включая человеческий род. Каждая Маха Йога делиться на циклы -Ману, которые рождают и управляют человечеством.

Каждая Маха Юга, состоит из Югас. Каждый югас очень короткий, он продолжает двигаться из одного в другое. В результате каждый югас имел определенный возраст и дату изменения. Например, Кали Юга (Железный век) берет свое начало в полночь с 17 февраля на 18 февраля.

Пространство и время, как полают - это иллюзия (майя). Что очень схожи, что раз в 100 лет в космосе Брахмы могли существовать миллиарды лет в нескольких мирах для нашей Вселенной и всей Солнечной системы и земли.

Промежуток Юги составляет ориентировочно 1 728 000 человеческих лет. По подсчетам астрологов и ученых, человечество на данном этапе находиться в 432 000 году от полной жизни периода.

После того как умирает один Ману, то Брахма создает следующих Ману и цикл продолжается, пока все 14 Ману и вселенная не уничтожаться. Но потом наступает ночь, и бог находиться во сне на протяжении 4,4 млрд. лет, то есть ровно, сколько продолжается день. Утром Брахма создает новых Ману и его цикл длиться 100 божественных лет, после чего он погибает и рождается новый бог.

Таким образом, секунда брахманического часа составляет 98 630 лет. Если Брахма умирает, то период его небытия составляет ориентировочно 311 миллионов либо 40 миллиардов лет, пока не родиться новый Брахма. Во время одной из жизней Брахмы, существует примерно 504 Мануса, которые постоянно меняются.

На данный период существует период - Кали Юга, которая состоит из четырнадцати Манусов. И на данный момент существует седьмой Ману, который называется Вайвайся. Согласно Аравайте, он начался примерно в 3 103 году до н.э., который отмечен олицетворением Кришны в современном Индуизме.

Начало нового Югы (эра) празднуется каждый год в первый день первого месяца, начала 12 месячного года. Но эта традиция примерно началось с 1999 года. Конец Кали Югы составляет конец 1921 года - 426 899 лет.

Рассмотрим 4 юги. Кали-юга - это этап, в котором мир выглядит полных врагов. Человек живет в страхе, в обороне. Мир полон демонов, врагов, асуров. Человек - находиться в иллюзиях. Его многое ранит, причиняет боль, бесит, раздражает, окружающее общество воспринимается негативно. Но тут возникает следующий переход на другую ступень [5].

Двапара-юга - это этап правдивости и справедливости. Человек становиться смелым и решительным. Он больше терпит и выражает свои взгляды о правильном и верном, умеет отстаивать интересы и границы. Человек не желает никому зла, отстаивает свои интересы, но когда человек терпит очередное положение, он переходит на следующий этап [5].

Трета - юга - это этап надежд, желаний, побуждений. Человек становиться ближе к собственной реальности восприятия своего мира. Он живет не в мыслях, а в ощущениях. Когда человек достигает этого, он переходит на следующий этап [5].

Сатья - юга - это этап служения. Когда человек служит и миру и людям, без надежд. Все деяния для человека, становятся не интересны. Он счастлив [5].

Конечно положение богов, лучше, чем у человека. Но стоит сказать об отношении человека к природе и к другим живым существам. Они практически равны между собой. Экзотическая природа территории Индии, поражает своим богатством животных, растений и накладывает большой отпечаток на их религиозные взгляды. Тесная взаимосвязь человека с фауной является характерной чертой в индуизме.

Сейчас экологическая проблема заключена в том, что богатства природы постепенно уничтожаются, и подвергаются к постоянному негативному воздействию. При этом она не успевает восстановить свои ресурсы. Такое отношение к фауне противоречит традиционному индуизму. Эта религия должна придерживаться определенного ею порядка, а человек должен соблюдать это. Так как Дхарма - это гармоничное равновесие в обществе, в природе и в космосе.

Святые, мудрецы, аскеты были важными фигурами в индуизме, но не каждый, должен стремиться к отшельничеству. Человек, должен стремиться держаться своего места и быть универсальным в гармонии общества и природы. Наиболее важными животными являются священная корова, слон и змея.

Данные животные считаются более почитаемыми в Индии. М.Ганди говорил: «Личная сущность индуизма лежит в защите священных животных. Благодаря им человек осознает свое единство с природой» [4, с 290]. Уже на стадии в ведической религии, эти животные получили особый приоритет у богов и людей. Кодекс «Манусмирти» говорит, что человек должен ограничить данный процесс. Таким образом, призыв классических индийских религий к ненасилию невозможно осуществить, но, в конечном счете, остается лишь идеалом [4, с. 310].

Дискуссия по данному вопросу в индуизме не заканчивается и сегодня. С одной стороны жертвоприношения - йагьи, рекомендованные Ведами включают черты химсы - насилия. Но с другой стороны в своих кругах

брахманы пытаются защитить правомерность и сохранность дхармы, которая обожествляет природу, что способствует ее защите.

Стоит сказать, и о природных объектах, такие как реки. Это не просто водоем, а святое место. Одной из таких рек является река Ганг. Она несет в себе чистоту, смывает грехи людей и создает достойных людей, которые могут вступить в вечное царство. В реке воплощается вера с божественными силами. Такое же отношение можно заметить в культе почитания деревьев. Во многих религиях, святые достигали просветления находясь под каким-либо деревом, которое соединяло в себе небесный и подземный мир.

Но какая присутствует взаимосвязь между экологией и космологией? Существует определенная связь между природой и богами. Для индуса нет различий между живыми существами. Как пишет антрополог Н. Г. Гусева, что «в Индийской стране, животные ощущают такие же условия как люди. Им выдана возможность существовать. Убить или не убить червяка или бабочку для индийца создается моральная проблема» [1. с. 55].

По мнению антрополога Л. Альфова: «Принципом некоторых интеллектуалов - является ненасилие». Он пишет, что ненасилие является основой для индийской природы и связано с переселением душ сансары [3, ^32].

Главное убеждение, что человек не является хозяином, а все творение бога священно. Но главное требование - это жить в гармонии не только с собой, но и с природой и богами. Именно космология - дает правила поведения человека в мире. Конечно, в современном индуизме наблюдается определенное отступление от традиционных правил и норм. На него влияет и западное влияние и тяжелая история. Но отношение к природе и к богам остается такое же, которое было и в период ведийской религии.

В космологии индуизма стоит выделить определенные установки происхождения вселенной. Так как космос, ощущает, что главный божественный цикл, самопроектирует божественное слово. Вселенная сохраняется благодаря богу Вишну, но будет разрушена Шивой. А Брахма -

является создателем. Поэтому они составляют троицу Тримурти. И этот цикл повторяется в Ману и Югах.

Понятие мультистихов упоминается много раз в литературе индуихма. Особенно очень большое количество упоминается в пуранах. В вашивита йога - показывает диаолог между вайшиха, буровой установки ведического учителя и различными существами, которые видят все. Это пересчитывается циклический характер.

С точки зрения Вендантизма вся космология должна сводиться к утверждению абсолютного существа и тождества мира. Эта истина показывается в Брахма-сутре посредством анализа понятия причины. Без которого мир, не может быть действием или произведением Брахмы. Таким образом, психология вед должна лишь показывать что наша душа в истиной сущности Брахма - единый дух. Таким образом, учение сводиться об избавлении страдания и зла не только делами, но и размышлениями. Познание правильной одной истины, то есть абсолютное существо, которое существует до тех пор, пока не увидят свою ошибку.

Тем не менее, рядом с этим, должна быть истина с ведантийским положением, которую мы видим в Брахма - Сутре - как очень запутанная и сложная система космологии, психологии и эсхатологии. С таким учением о перевплощении душ и ее пути к суду и кармы. Такую неопределенность можно объяснить тем, что учение венданты, является ортодоксальной философией определенных каст, которые не смогли порвать с существующими традициями и должна включать в себя состав учения, которые необходимы для народного богопочитания и практики нравственности.

Все эти необычные эзотерические направления - являлись основой учений для древних верований народа, которые были найдены на эмпирических наблюдениях и элементарных научных верований народа, которые не имеют ничего особенного для индийской философии.

Изложенное выше основы мировоззрения Шанкары - называется по другому адвайта - ведатой, либо по другому учением о недвойственности. Это

- одно из единственных учений в индуизме, которые относятся к астике, то есть не признающие авторитет Вед, которое настраивается от нереальности мира.

Поэтому многие мыслители индуизма, называли Шанкару в ортодоксальности, обвиняя в «криптобуддизме». Реакцией на адвайта - вендату стало появление другого направления вишита-адвайты Рамануджи. Ближе к XIII веку появилась двайта - веданта Мадхвы - пошедшая еще дальше в разведении Брахмана, с одной стороны, мира и человека - и с другой, которые провозглашали полную зависисмость от Творца. Главный источник для изучения веданты - это брахма-сутра, рама-нараяна, вильдранта. Переводы на русский язык, к сожалению только отрывками.

Стоит отметить, еще одну особенность взаимосвязь между космологией и экологией, это влияние на человека и его образ жизни. Эта взаимосвязь заставляет человека вести здоровый, правильный образ жизни, что приводит к продолжительной жизни.

Связь наблюдается и во многих сферах искусства. Она проявляется и в религиозных картинах отображающих тесную взаимосвязь человека с богом, и в мантрах, и в текстах. Эта связь доказывает нам то, что человек - индус - очень тесно и осторожно относиться к окружающей его среде, чтобы не разозлить богов и чтобы в следующей жизни его жизнь была намного лучшей прежней.

Таким образом, космология и экология в индуизме имеет тесную взаимосвязь. Не только в нравственном контексте, но и в традиционном и эстетическом смысле. Человек относиться к богам и к природе одинаково, стараясь соблюдать гармонию и равновесие в своем мире.

Библиографический список:

1. Гурева Н. Р. Большая Индия. - М.: Наука, 2008. 200 c. ISBN 5-95330526-5.

2. Формина Н. И. Представления между Землей и Небом в индийской традиции //Человек и природа в духовной культуре Востока - М.: Краф. т, 2005. 85 с. ISBN 6-4573-0836-8.

3. Энриксон Э.. Идентичность. - М.: Флинта: МПСИ: Развитие, 2006. -78c. ISBN 9-9583-0934-2.

4. Хабемас Ю. Философия Индии. - М.: «Третья волна», 2001. - 290c. . ISBN 5-89329-590-0.

5. Анатолий Токарский. Космология индуизма: этапы духовной трансформации. www.yogajournal.ru (Дата обращения 26.09.18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.