Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ КОНФЛИКТОВ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ БЛАГОПОЛУЧНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОНФЛИКТОВ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ БЛАГОПОЛУЧНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
конфликт / организационный конфликт / конфликтность / социально-психологический климат / conflict / organizational conflict / conflict / socio-psychological climate

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронцов К.А.

в статье представлены теоретические положения связи конфликтности сотрудников и конфликтов в организации с социально-психологическим климатом. Представлены результаты проведения корреляционного анализа по выявлению взаимосвязи конфликтности сотрудников и стиля поведения в конфликте и показателей социально-психологического климата торговой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Воронцов К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF CONFLICTS WITH INDICATORS OF PROSPEROUS PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN TRADE ORGANIZATION

the article presents the theoretical provisions of the relationship between employee conflict and conflicts in the organization with the socio-psychological climate. The results of a correlation analysis to identify the relationship between employee conflict and conflict behavior style and indicators of the socio-psychological climate of a trade organization are presented.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ КОНФЛИКТОВ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ БЛАГОПОЛУЧНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 159

Воронцов К.А.

магистрант, Международный инновационный университет (г. Сочи, Россия)

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОНФЛИКТОВ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ БЛАГОПОЛУЧНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: в статье представлены теоретические положения связи конфликтности сотрудников и конфликтов в организации с социально-психологическим климатом. Представлены результаты проведения корреляционного анализа по выявлению взаимосвязи конфликтности сотрудников и стиля поведения в конфликте и показателей социально-психологического климата торговой организации.

Ключевые слова: конфликт, организационный конфликт, конфликтность, социально-психологический климат.

В любой сфере, в том числе и в торговле часто возникают разногласия, которые впоследствии перерастают в конфликты. Климат коллектива чаще всего оказывается под угрозой по причине конфликтов. Межличностные конфликты между сотрудниками могут возникать в связи с высоким уровнем напряженности в обществе и влиять на взаимоотношения между сотрудниками и руководством. Эти конфликты могут затруднять сотрудникам реализацию своих способностей, влиять на их общение с окружающими и, в конечном итоге, снижать их эффективность и результативность в работе.

Научные взгляды на природу и формы конфликтов в своем многообразии представлены в зарубежных исследованиях (К. Левин, Л. Берковитц, А. Бандура, Р. Сирс, Д. Шпигель) и в отечественной психологии В отечественной психологии описания конфликта подчеркивается существенная

зависимость конфликта от социально-психологической среды, в которой данный конфликт возникает и развивается. Анализ различных подходов к проблеме понимания конфликта отражен в работах ученых: А.Я. Анцупова, Н.В. Гришиной, А.А. Ершова, А.Г. Ковалева, Л.А. Петровской, К.К. Платонова, А.И. Шипилова и др. [3].

Конфликт в организации, по определению Шило Н.И. - это сложная система взаимодействий между индивидами или группой, занимающие различные роли в организации, основанная на противоречиях в интересах, целях и ценностях, представляет собой сложную и открытую структуру. В этой системе участвуют индивиды и группы [4].

Таким образом, конфликт в организации - это сложная система взаимодействия между членами коллектива, которая может возникать из-за различий в целях, взглядах и интересах. Ограниченность ресурсов также играет важную роль в возникновении конфликтов.

Организационный конфликт, можно охарактеризовать как состояние несогласия или непонимания, возникающее в результате фактического или предполагаемого несогласия в потребностях, убеждениях, ресурсах и взаимоотношениях между членами организации.

А.А. Сытник выделяет факторы, влияющие на организационные конфликты: неясная ответственность, межличностные отношения, нехватка ресурсов [3].

Разнообразие желаний и альтернатив участников организации создает плодородную почву для конфликтов внутри коллектива. Эти столкновения интересов, несомненно, осложняют путь к согласию и взаимодействию между сотрудниками. Конфликты, как неотъемлемая составляющая рабочего процесса в организации, способствуют усложнению принятия решений и диалога между участниками.

В коллективе возникают напряженные отношения из-за конфликтов, которые отвлекают сотрудников от основной работы на разборки, мешая эффективному сотрудничеству и развитию каждого члена коллектива. Это

негативно сказывается на психическом состоянии и общем настроении всего коллектива, поэтому конфликты в организации и конфликтность сотрудников является фактором снижения благополучного социально-психологического климата.

По мнению Б.Д. Парыгина, социально-психологический климат выступает как мотивирующий фактор эффективной деятельности и взаимодействия в трудовом коллективе в ситуации различных организационных изменений [1].

По мнению Г. Г. Голубева и К. К. Платонова, психологический климат -это такое свойство группы, которое определяется межличностными отношениями, групповыми настроениями и мыслями, влияющие на степень активности членов группы, играют ключевую роль в достижении целей, которые группа ставит перед собой [2].

В подтверждение теоретических положений нами было организовано эмпирическое исследование является выявление связи стиля руководства и степени благоприятности социально-психологического климата в торговой организации.

Исследование проводилось на базе ТД «Дом Куприяна». В исследовании приняли участие 50 сотрудников.

Психодиагностический комплекс включал в себя следующие методики диагностики: методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Филлеру), диагностика психологического климата в малой группе (В.В. Шпалинский, Э.Г. Шелест), методика «Определение индекса групповой сплоченности» (К.Э. Сишор), методика по выявлению стиля конфликтного поведения К.Н. Томаса (адаптированной Н.В. Гришиной) и методика диагностики самооценки степени конфликтности личности (И.Д. Ладанов).

Для определения взаимосвязи стиля руководства и показателей социально-психологического климата использовался ^критерий Спирмена.

В результате проведенного исследования получены следующие корреляционные связи (на уровне p< 0.05):

- умеренная отрицательная связь степени благоприятности климата в коллективе с показателем степени конфликтности личности (г= - 0,392), со стилем поведения в конфликте соперничество (г = - 0,417),

- умеренная отрицательная связь показателя дружелюбия и степени конфликтности личности сотрудников (г = - 0,377),

- умеренная прямая связь показателя дружелюбия со стилем поведения в конфликте компромисс (г = 0,389),

- прямая умеренная связь стратегии сотрудничества в конфликте и показателя согласия в коллективе (г = 0,369),

- отрицательная умеренная связь степени конфликтности личности сотрудников и показателя удовлетворенности отношениями в коллективе (г = -0,384

- прямая умеренная связь показателя сотрудничества между сотрудниками с стратегией сотрудничества в конфликте (г = 0,524)

Таким образом, проведенный корреляционный анализ связи конфликта в организации и психологического климата торговой организации позволяет сделать следующие выводы:

Сотрудники с более высокой степенью конфликтности личности воспринимают психологический климат как менее благоприятный, в большей степени не дружелюбны с коллегами, не удовлетворены отношениями с коллегами.

Сотрудники, в конфликте избирающие стратегию сотрудничество в большей степени отмечают благоприятность психологического климата в коллективе, в большей степени согласны с коллегами по работе, удовлетворены с ними отношениями, проявляют сотрудничество в решении вопросов.

Сотрудники, в конфликте избирающие стратегию соперничества, считают психологический климат не благоприятностным, выражают несогласие с другими коллегами и не стремятся к сотрудничеству с ними.

Таким образом, степень конфликтности личности сотрудников торговой организации, стратегия их поведения в конфликте оказывают влияние на психологический климат в коллективе торговой организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Парыгин Б.Д. Социальная психология: истоки и перспективы. СПб.: СПбГУП, 2010. - 532 с;

2. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М.: Инфра-М, 2017. - 298 с;

3. Сытник А. А. Взаимосвязь стиля руководства и психологического климата в коллективе // Вестник Национального Института Бизнеса. - 2023. -№ 3(51). - С. 180-186;

4. Шило И.Н. Конфликт в организации общества (региональный аспект) : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.04. - Тюмень, 1998. - 24 с.

Vorontsov K.A.

International Innovation University (Sochi, Russia)

RELATIONSHIP OF CONFLICTS WITH INDICATORS OF PROSPEROUS PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN TRADE ORGANIZATION

Abstract: the article presents the theoretical provisions of the relationship between employee conflict and conflicts in the organization with the socio-psychological climate. The results of a correlation analysis to identify the relationship between employee conflict and conflict behavior style and indicators of the socio-psychological climate of a trade organization are presented.

Keywords: conflict, organizational conflict, conflict, socio-psychological climate.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.