ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 12 (16)2009
IZ VESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 12 (16)2009
УДК: 593.1
ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
© В. В. СОХРАНОВ
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра педагогики и психологии профессионального обучения e-mail: prof_sochranov@mail.ru
Сохранов В. В. - Взаимосвязь качества обучения студентов средних специальных учебных заведений и готовности преподавателя к использованию педагогических технологий // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 12 (16). С. 231-235. - В статье рассматривается проблема улучшения качества профессиональной подготовки студентов средних специальных учебных заведений на основе использования в педагогическом процессе инновационных педагогических технологий.
Ключевые слова: обучение, педагогические технологии, средние специальные учебные заведения.
Sohranov V. V. - The Interaction of quality of education of students from secondary vocational establishments and teacher's readiness for the usage of pedagogical technologies // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo.
2009. № 12 (16). P. 231-235. - The article deals with the problem of improvement of quality of professional preparation of student from secondary vocational establishments, basing on the usage of innovational pedagogical technologies in pedagogical process.
Keywords: education, pedagogical technologies, secondary vocational establishments.
Традиционно в отечественной педагогике содержание и особенности учебно-воспитательного процесса раскрывается с позиции целевого подхода. Преподаватель среднего специального учебного заведения (ССУЗ) получает цель своего профессионального самовыражения и озабочен проблемой вывода каждого обучаемого на требуемый уровень Государственного образовательного стандарта, т. е. перед ним ставится задача - подготовить квалифицированного специалиста в определённой образовательной области.
Введение Государственного стандарта среднего профессионального образования требует принципиально новых подходов к профессиональной подготовке студентов ССУЗ, поиска новых информационных технологий, в первую очередь компьютерных, совершенствования информационного обеспечения учебного процесса, системы контроля знаний (тестового, рейтингового и других).
Вербально-иллюстративными формами и методами этих проблем не решить, но и не нужно отбрасывать всё то положительное и ценное, что достигнуто предшествующими поколениями педагогов.
Необходимость назревших перемен, осуществления новых подходов к подготовке специалистов
должен понять каждый педагог, руководитель учебного заведения, каждый методист. необходимо соответствующее серьёзное переобучение кадров профессионального образования, активное изучение и применение положительного педагогического опыта в указанных направлениях.
Серьёзные изменения в организации и содержании педагогического процесса вызваны социально-экономическими причинами.
В условиях перехода к рыночной экономике, реальной и скрытой безработице необходим более высокий уровень квалификации и компетентности работника, обеспечивающий его конкурентоспособность. Поэтому задача повышения качества подготовки специалиста в средней профессиональной школе является первоочередной и для образовательного учреждения, и для каждого отдельного обучаемого, и для системы непрерывного профессионального образования в целом. Это требует перехода от работы по методу "Кто и что умеет" к проектированию и построению процесса обучения и воспитания студентов на научно обоснованных рекомендациях, к использованию технологий обучения, гарантирующих достижение необходимых результатов.
Современная деятельность в любой сфере требует формирования ответственного исполнителя, организатора и руководителя в одном лице, отличающегося новыми идеями, гибкостью профессионального мышления, умением быстро и эффективно адаптироваться в динамично изменяющихся производственных и социальных условиях.
Фактически такой государственный и личностный заказ ставит перед педагогической наукой и практикой задачу разработки соответствующего педагогического арсенала, обеспечивающего не только обучение, но и развитие творческого потенциала каждого студента ССУЗ. При этом приоритетами являются интересы самодостаточно компетентной личности, а не только общества и государства, потребности и интересы каждого отдельного гражданина, вопросы создания таких условий, в которых наиболее полно и гармонично раскрывались бы возможности обучаемого.
На практике применение научных теорий и рекомендаций затруднено в силу того, что дидактическая подготовка преподавателей ССУЗ не позволяет в полной мере использовать возможности педагогики, дидактики, трансформировать их в эффективные технологии обучения.
несмотря на то, что технологии обучения уделяется сейчас большее внимание, остаётся открытым целый ряд вопросов, связанных с определением и содержанием сущности нескольких ключевых понятий, систематизации применяемых или известных в теории педагогических технологий обучения.
В педагогической теории и практике педагогическая технология зачастую рассматривается адекватно понятию педагогическая техника. Однако, техника педагогическая - это совокупность умений и навыков, обеспечивающих реализацию преподавателем ССУЗ педагогической цели, способствующей развитию самодостаточности студентов ССУЗ в личностном, социальном и профессиональном аспектах.
В процессе исследования был обозначен тезаурус основных понятий, которые составили основу концепции и модели обучения в ССУЗ. К ним были отнесены следующие понятия:
- технологии коммуникационные - технологии, предназначенные для обеспечения оперативной связи и доступа к информационным ресурсам в любой отрасли знаний без ограничения по объёму и скорости;
- технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними;
- технология активного обучения - такая организация учебного процесса, при которой создаются условия невозможности неучастия студентов ССУЗ в профессионально значимом учебном действии.
Условия его организации: толерантность, про-блемностъ, сотрудничество, альтруистичность, гуманизм взаимодействия, индивидуально-групповое взаимодействие, управление формированием и раз-
витием индивидуально-психологических особенностей обучаемых, вовлечение обучаемого в постоянную активную профессионально значимую деятельность. Студент выступает в роли консультанта, организатора, интерпретатора.
В процессе исследования использовались следующие формы реализации технологий профессионально значимого активного обучения: проблемные лекции (лекции-конференции, лекции вдвоём, лекция с запрограммированными ошибками, интегрированные лекции, лекции - опорные сигналы, лекции-модули); индивидуально-групповая проектная работа; динамические пары, корпоративная организация занятий; мозговой штурм (атака), синектика, метод фокальных объектов, метод морфологического анализа, дискуссия, деловые игры, психотехнические игры-упражнения, видеотренинги и т. п.
- деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную деятельность путём игры, участники которой наделены различной информацией, ролевыми функциями и действуют по заданным правилам.
Рассматривая понятие технологии, мы опирались на анализ, произведенный в работах Б. Б. Айс-монтаса, А. И. Кочетова, Г. К. Селевко и А. Г. Селевко.
Понятие технология (от греч. techne - искусство, мастерство, умение, logos - учение) имеет множество трактовок:
- совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве [3];
- совокупность приёмов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей [2];
- искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния объекта (В. М. Шепель [8]);
- система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта (И. Г. Зай-нышев [4]);
- перевод абстрактного языка науки на конкретный язык решений, нормативов, предписаний (В. Г. Афанасьев [1]);
- способ осуществления деятельности на основе её рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбором оптимальных средств и методов их выполнения (С. Н. Да-накин [2]);
- практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использования инструментария для достижения качественных результатов труда (Е.И. Холостова [7]);
- способы материализации трудовых функций человека, его знаний, навыков и опыта в деятельность по преобразованию предметов труда или социальной реальности (Р. В. Овчарова [8]);
- оптимальный способ достижения решения педагогических задач в заданных условиях (A. M. Кушнир [4]).
Обобщая выше сказанное, можно определить понятие технология в том виде, в котором оно исполь-
зовалось в процессе исследования. Технология - это система профессиональных умений, реализованная преподавателем ССуЗ на индивидуально-личностном уровне взаимодействия со студентам в вариативной педагогической ситуации, имеющей профессиональную направленность. Мы учитывали, что понятие технология содержит целевой, результирующий, модульный и деятельностный компоненты.
В процессе реализации технологий использовался проектно-технологический подход к погружению студентов ССуЗ в профессионально значимую учебную ситуацию. Осуществлялось представление производственных процессов в виде технологий.
г. к. Селевко [6] выделяет следующие виды технологий.
По уровню применения: метатехнологии (общепедагогические, социально-политические, гациально-педагогические), отраслевые макротехнологии (час-тнометодические, предметные), модульные и микротехнологии (конкретно-личностные).
По ведущему психологическому фактору психического развития: биогенные, социогенные и психогенные технологии.
По ориентации на сферы и структуры индивида: информационные технологии - формирования знаний, умений, навыков по основам наук (Зун); операционные - формирование способов умственных действий (Суд); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные - формирование сферы эстетических и нравственных отношений СЭн), технологии саморазвития - формирование самоуправляющих механизмов личности СуМ); эвристические - развитие сферы творческих способностей (СТВ), практические -формирование действенно-практической сферы (СдП) и физического развития - сфера физического развития (СФР).
По виду социально-педагогической деятельности: обучающие, воспитательные, развивающие, технологии поддержки, реабилитации, помощи, социализации, адаптации, автономизации, социалъного закаливания, технологии управления, диагностики, коррекции, а также психолого-педагогические, социально-педагогические, медико-педагогические, культурологические.
По типу организации и управления технологическим процессом: классическое традиционное обучение и воспитание, классическая вербальная аудиолек-ционная технология, изучение печатной продукции, технология с применением аудиовизуальных технических средств, современная традиционная система «малых групп», система «консультант», система «репетитор», компьютерные технологии программного (программированного) обучения - воспитания, самоуправления (самообразования, самовоспитания).
В практике обычно встречаются различные комбинации монотехнологий.
По подходу к студенту и воспитательной ориентации (характеру воспитательных взаимодействий): авторитарные технологии, технологии свободного
воспитания, дидактоцентрические технологии, соци-оцентрические технологии, антропоцентрические и педоцентрические технологии, личностно ориентированные технологии, средоориентированные и деятель-ностно ориентированные технологии, технологии коллективного и индивидуального воспитания, сотрудничества, трудового воспитания, воспитания искусством (арттехнологии) и самовоспитания, воспитания в процессе обучения, эзотерические технологии.
По направлению модернизации и отношению к традиционным воспитательным системам. названия многих социально-воспитательных технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная социально-воспитательная (педагогическая) система. Выделяются следующие группы технологий:
а) технологии на основе гуманизации и демократизации социально-воспитательных отношений;
б) технологии на основе активизации и интенсификации деятельности детей, подростков, молодёжи;
в) технологии на основе эффективности организации и управления социально-воспитательным процессом;
г) технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования содержания воспитания и обучения;
д) технологии на основе усиления и развития социально-воспитательных функций субъектов социальной сферы;
е) альтернативные технологии, радикально изменяющие социально-воспитательный процесс;
ж) целостные технологии авторских школ.
По категории объектов социального воспитания наиболее важными и оригинальными являются:
- массовые (традиционные) технологии, рассчитанные на ребёнка, подростка со средними способностями;
- технологии продвинутого образования (гимназического, лицейского, дополнительного образования и др.);
- технологии компенсирующей педагогики (поддержки, коррекции, выравнивания, реабилитации и т. п.);
- различные виктимологические (сурдо-, орто-, тифло-, олигофрене-) технологии;
- технологии работы с проблемными детьми;
- пенитенциарные технологии.
- рекционные;
- программирования.
В современном педагогическом процессе широкое развитие получили информационные технологии (иТ). необходимость внедрения новых информационных технологий в учебный процесс ССуЗ не вызывает сомнений.
Появление и широкое распространение технологий мультимедиа и интернета позволяет использовать иТ в качестве средства профессиональной подготовки компетентного дизайнера, архитектора, строителя,
способных к творческому самоопределению в профессии и жизни.
При использовании иТ на лекциях, семинарских занятиях и разработке проектных заданий формируется профессиональная мотивация и стимулируется познавательный интерес студентов, возрастает эффективность их самостоятельной работы.
компьютер вместе с иТ открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и профессионально значимом творчестве студентов. Создаётся ситуация, когда иТ обучения становятся и основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности специалиста.
В методологическом плане разработка и использование компьютерных средств поддержки профессиональной подготовки архитекторов и строителей с самого начала развивались по двум направлениям.
Первое направление опирается в своей основе на идеи программированного обучения. В его рамках разрабатываются и эксплуатируются автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам. ядром АОС являются гак называемые авторские системы, позволяющие преподавателю-разработчику вводить свой учебный материал в базу данных и программировать с помощью специальных авторских языков или других средств алгоритмы его изучения.
Второе направление компьютерной поддержки общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов - отдельные программы, пакеты программ, элементы автоматизированных систем (АСу, САПР, АСни, АСуП и др).
С начала 70-х гг. ХХ века интенсивно развивается новое направление компьютеризации обучения -интеллектуальные обучающие системы (иОС), основанные на работах в области искусственного интеллекта.
«Персональная революция» 80-х гг. принесла в сферу обучения не только новые технические, но и дидактические возможности - доступность ПЭВМ, простота диалогового общения. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах не только позволяет увеличить скорость передачи информации обучаемому и повысить уровень её понимания, но и способствует развитию таких важных для специалиста качеств, как интуиция, трудолюбие, самостоятельность, оперативность.
компьютер, снабжённый техническими средствами мультимедиа, позволяет использовать дидактические возможности видео- и аудио- информации. С помощью систем гипертекста можно создать перекрёстные ссылки в текстовых массивах, что облегчает расположение нужной информации по ключевым словам.
Развитие информационных телекоммуникационных сетей даёт новый импульс системам дистанционного обучения, обеспечивает доступ к большим объёмам профессионально значимой информации, хранящейся в различных учебно-воспитательных и образовательных учреждений различных стран.
новые аппаратные и программные средства, наращивающие возможности компьютера, переход в разряд анахронизма понимания его роли как вычислителя, постепенно ведут к вытеснению термина «компьютерные технологии» термином «информационные технологии». Под этим термином понимают процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Так, суть информатизации образования можно определить как создание условий студентам ССуЗ для свободного доступа к большим объёмам активной информации в базах данных, базах знаний, электронных архивах, справочниках, энциклопедиях.
Следуя этой терминологии, можно определить информационные технологии обучения (иТО) как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации профессионально значимой обучающей деятельности. В состав электронных средств входят аппаратные, программные и информационные компоненты, способы применения которых указываются в методическом обеспечении иТО.
Развитие аппаратных инструментальных программных средств иТО предоставляет хорошие технические возможности для реализации различных дидактических идей.
Разработка средств иТО для поддержки профессионального образования осложняется ещё и необходимостью хорошо знать содержание предметной области и учитывать присущую ей специфику обучения.
Анализ многолетнего опыта внедрения систем автоматизированного проектирования в ССуЗ(ах) позволяет сделать следующие выводы.
Автоматизация учебных работ профессионального характера создаёт, с одной стороны, предпосылки для более глубокого профессионального знания свойств изучаемых объектов и процессов на математических моделях, проведения параметрических исследований и оптимизации.
Однако осмысленное применение систем автоматизации профессиональной деятельности требует достаточно высокой квалификации, которой студенты ещё не обладают. нередко они успешно овладевают лишь аппаратными и программными компонентами автоматизированных систем. Профессиональная же квалификация в предметной области, связанная с вопросами построения математических моделей и анализа компьютерных расчётов, растёт медленно, либо совсем не растёт. Студенты порой не получают в полном объеме даже тех знаний, которые им давало традиционное «докомпьютерное» обучение. к тому же относительная лёгкость получения результата с применением ЭВМ снижает интерес к самому результату.
двойственный характер компьютеризации профессиональной подготовки будущих специалистов заставляет задуматься над методикой применения и учебном процессе систем автоматизации профессиональной деятельности, рациональным их сочетанием с другими средствами поддержки обучения.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьев В.Г. Основы функциональной подготовки субъекта системы «специалист-специальность». Владимир: ВГУ, 2006. 115 с.
2. Давыдов Ю.Н. Современная западная социология. М.: Политиздат, 1990. 432 с.
3. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4. В.Даль. - М.: Наука, 1978.
4. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. М.: Владос, 2000. 236 с.
5. Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога. Курган: КГУ, 2006. 183 с.
6. Селевко г. к., Селевко А. г. Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование, 2002. 176 с.
7. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей. М.: Дашков и Кш, 2008. 211 с.
8. Шепель В.М. Управленческая антропология: Челове-ковед. Компетентность менеджера. М.: Дом педагогики, 2000. 543 с.