Научная статья на тему 'Взаимосвязь изменений длинно-широтного индекса мозгового отдела головы и формирования навыка чтения учащихся начальных классов средней школы'

Взаимосвязь изменений длинно-широтного индекса мозгового отдела головы и формирования навыка чтения учащихся начальных классов средней школы Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
204
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Павлов А. В.

В статье представлены данные, подтверждающие взаимосвязь между изменением длинно-широтного указателя мозгового черепа и формированием навыка чтения, в связи с развитием ассоциативного оптического центра речи в угловой извилине головного мозга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Павлов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation between the long-wide index of brain department and forming of reading skills in primary school

Cranial department of a skull has inductional influence from developing brain. Correlation between the long-wide index of brain department and forming of reading skills in primary school was presented.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь изменений длинно-широтного индекса мозгового отдела головы и формирования навыка чтения учащихся начальных классов средней школы»

© Павлов А.В.,2007

УДК 611.811+611.91]:612.825.8-053.5

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИЗМЕНЕНИЙ ДЛИННО-ШИРОТНОГО ИНДЕКСА МОЗГОВОГО ОТДЕЛА ГОЛОВЫ И ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

А.В.Павлов

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова

В статье представлены данные, подтверждающие взаимосвязь между изменением длинно-широтного указателя мозгового черепа и формированием навыка чтения, в связи с развитием ассоциативного оптического центра речи в угловой извилине головного мозга.

Ярким отличием современного человека от высших приматов является его способность к абстрактному мышлению, что в первую очередь выражается в развитой речи. Такая способность homo sapiens была обусловлена формированием в головном мозге новых центров. На границе между теменной, затылочной и височной долями у современного человека, в нижней теменной дольке появляется область, которая дает возможность анализировать форму предметов и его пространственное расположение. Она занимает обширную зону и делится на два основных поля: 39, расположенное вблизи зрительного анализатора, и 40, перемыкающее к кожному.

Как показали исследования Пенфилда с сотрудниками [1], поле 39, занимающее область угловой извилины, содержит корковый центр анализатора письменной речи.

Нижняя теменная долька находится на заднелатеральной поверхности больших полушарий головного мозга. Проекция данной области на череп будет располагаться на уровне теменных бугров. В свою очередь увеличивающийся в размерах и меняющий свою конфигурацию мозг оказывает индукционное воздействие на кости мозгового черепа. Подобные взаимоотношения находят свое подтверждение в изменении поперечного размера мозгового отдела человеческого черепа.

В своем исследовании мы обратились к антропометрическому измерению голов у детей младших классов средней школы с целью обнаружения взаимосвязи между изменением длинно-широтного указателя мозгового черепа и формированием навыка чтения, в связи с развитием ассоциативного оптического центра речи в угловой извилине головного мозга.

Материалы и методы

Для обследования избирались дети, учащиеся первых классов общеобразовательной средней школы, не имеющие дефектов речи из

благополучных семей, по результатам проверки техники чтения, имеющие показатели ниже среднего. У данных лиц толстотным циркулем проводили измерения продольного и поперечного размеров мозгового отдела головы. Измерения проводили во время медицинских осмотров один раз в год в течение трех лет. Общее число обследованных детей составило двадцать человек.

Поперечно-продольный индекс рассчитывался по формуле как отношение поперечного размера головы к его продольному размеру, выраженное в процентах. В зависимости от значения данного индекса по классификации R.Martin (1928) различают долихоцефалический (значение индекса от 70 до

74.9), мезоцефалический (75-79,9) и брахицефалический типы (индекс от 80 до

84.9). [7] Данные антропометрического исследования были статистически обработаны при использовании компьютерной программы «Медицинская статистика».

Результаты и их обсуждение

По результатам проверки техники чтения были отобраны двадцать человек. После расчета черепного индекса в первый год исследования было установлено, что основная масса детей (70%) имеют долихоцефалический тип. Мезоцефалический тип занимал второе место и составлял 25%. Количество брахицефалов в исследуемой группе находилось в пределах 5%.

Следующее измерение проводилось через год у тех же детей. Удельный вес долихоцефалов сократился до 50%, за счет увеличения количества мезоцефалов (35%) и брахицефалов (15%). К девяти годам (третий год наблюдения) долихоцефалический и мезоцефалический тип головы имели одинаковые показатели удельного веса. На каждый тип приходилось по 40% от всей группы. Количество брахицефалов возросло до значения 20%.

Соотношение удельного веса основных форм головы детей в 1-3 классах представлено на рисунке 1.

70%

40% 40%

15%

□ ДЦ □ МЦ □ БЦ

5%

0%

Рис.1. Распределение удельного веса формы головы у детей в 1-3 классах средней школы. Долихоцефалическая форма (ДЦ), мезоцефалическая форма (МЦ), брахицефалическая форма (БЦ)

К концу исследования 30% детей овладели техникой чтения на уровне и выше среднего. Среди них удельный вес брахицефалов составил 17%, мезоцефалов - 83%. Таким образом, в группе детей у которых наблюдается положительная динамика в овладении навыками чтения, поперечный размер головы преобладает над продольным. Что, видимо, связано с развитием ассоциативного оптического центра речи в угловой извилине головного мозга.

По литературным данным известно, характерной чертой всех найденных черепов несапиентных ископаемых людей является долихокрания.[4] У плода человека продольный размер головы также преобладает над поперечным. Значение длинно-широтного индекса в этом периоде соответствует различной степени долихоцефалии. [5] По данным Дзугаевой С.Б. в периоде от 1 года до 7 лет отмечается резкое нарастание массы волоконных систем головного мозга человека. Наиболее интенсивный рост мозга ребенка отмечается в возрасте первых трех лет жизни и лишь к пяти годам он становится похожим на мозг взрослого человека. В этот период происходит интенсивное формирование всех ассоциативных путей коры.[2] Однако, верхний продольный пучок, устанавливающий связь между филогенетически новыми участками коры и свойственными только человеку полями лобной, теменной, затылочной и височной областей, продолжает развиваться и после семи лет. Последнее находит подтверждение в динамике удельных весов долихо-, мезо- и брахицефалических форм головы у женщин и мужчин в возрастном аспекте. Следует отметить, что с возрастом как у мужчин, так и у женщин долихоцефалическая форма головы встречается реже, чем мезо- и брахицефалическая.[6]

Представляется довольно сложным определить наличие способности говорить у ранних предков человека. Существуют гипотезы, позволяющие судить о степени развитости речевого аппарата архантропов и палеоантропов по степени выраженности подбородочного выступа. Данное предположение основывается на том, что подбородочная ость присуща только человеку современного типа. Подобное утверждение представляется крайне спорным, так как формирование подбородочного выступа могло произойти в результате редукции альвеолярного отростка нижней челюсти. Некоторую аналогию этому можно увидеть у слонов у которых зубная система подверглась еще более сильному изменению.[3]

Достоверные свидетельства формирования абстрактного мышления у человека представляют собой наскальные рисунки в местах стоянок древних людей. Они изображают животных, членов семьи, сцены удачной охоты. Некоторые изображения носят, подчеркнуто мистический смысл. Но все они позволяют предположить начало формирования пиктографического письма. Древние люди сохраняли важные знания и старались передать их следующему поколению.

Переход от пиктографического письма к алфавитному представляет собой этап развития новых связей в коре головного мозга. По данным академика В.В. Струве, этот процесс проходил поступательно от пиктографических форм, отображавших предметы, действия или явления к

алфавиту, где каждый символ имеет абстрактное значение. Примером такого поступательного развития может служить формирование алфавитов из протосинайского пиктографического письма. Буква «А» греческого алфавита происходит из протосинайского знака, изображавшего голову быка с рогами. Этот символ назывался «алеф» - бык. Позднее в древнефиникийском письме данный символ упрощается и меняет свое положение в пространстве, но сохраняет свое значение: бык. В греческом алфавите буква «А» имеет абстрактное значение.

Подобный принцип используется при обучении детей чтению. Первоначальное ознакомление с буквами осуществляется посредством зрительных образов. Так в азбуке буквенный символ подкреплен изображением какого-либо предмета, начинающегося с этого символа.

Таким образом, проверка техники чтения вслух на время представляет собой опосредованную оценку развития связей между задней и передней речевыми зонами в целом и угловой извилиной в частности. Затрудненное чтение вслух может быть связано со сложностями распознавания печатных символов в этой извилине.

Выводы

Таким образом, можно заключить о наличии взаимосвязи между формированием навыков чтения и увеличением поперечного размера головы, что, предположительно, является косвенным признаком развития ассоциативного оптического центра речи, располагающегося в области угловой извилины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вулдридж Д. (Wooldridge D.E.) Механизмы мозга/Д.Вулдридж (D.E.Wooldridge).-М.: Мир, 1985.-340с.

2. Дзугаева С.Б. Проводящие пути головного мозга/С.Б.Дзугаева.-М.: Медицина, 1975.-255с.

3. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни/Н.Н.Иорданский.-М.: Академия, 2001.-425с.

4. Неструх М.Ф. Происхождение человека/М.Ф.Неструх.-М., изд-во Академии наук СССР

5. Павлов А.В. Взаимосвязь между формой головы и основными этапами

нервно-психического развития детей первого года жизни/А.В.Павлов// Морфологические ведомости №1-2.- Москва-Берлин, 2006

Приложение №1.- С.228-229

6. Павлов А.В. Возрастные особенности формы головы по длинноширотному указателю у мужчин и женщин. /А.В.Павлов//

Морфологические ведомости №1-2.- Москва-Берлин, 2006

Приложение №1.- С.230-231

7. Сперанский В.С. Основы медицинской краниологии/ В.С.Сперанский.-М.: Медицина, 1988.-288с.

Correlation between the long-wide index of brain department and forming

of reading skills in primary school

A.V. Pavlov

Cranial department of a skull has inductional influence from developing brain. Correlation between the long-wide index of brain department and forming of reading skills in primary school was presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.