Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
448
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гребенникова Наталия Васильевна, Тазина Майя Николаевна

В статье анализируются результаты исследования уровня интеллекта студентов и его связь со степенью выраженности интернет-зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN INTERNET ADDICTION AND STUDENTS’ INTELLIGENCE LEVEL

The article analyzes the results of research on the level of students ' intelligence and its relationship with the degree of Internet addiction.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ»

DOI: 10.17805/trudy.2020.5.8 ПСИХОЛОГИЯ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ

Н.В. Гребенникова, М.Н. Тазина Московский гуманитарный университет

Аннотация: В статье анализируются результаты исследования уровня интеллекта студентов и его связь со степенью выраженности интернет-зависимости.

Ключевые слова: интеллект, интернет-зависимость

RELATIONSHIP BETWEEN INTERNET ADDICTION AND STUDENTS ' INTELLIGENCE LEVEL

N.V. Grebennikova, M.N. Tazina Moscow state University for the Humanities

Abstract: the article analyzes the results of research on the level of students ' intelligence and its relationship with the degree of Internet addiction.

Keywords: intelligence, Internet addiction

В настоящее время широко обсуждаются как положительные, так и отрицательные стороны цифровизации высшего образования. В ряде публикаций отмечается, что «цифровизация высшего образования означает трансформацию учебно-образовательного и управленческого процесса, повседневных социальных практик в системе высшего образования, обусловленную внедрением технологий создания, обработки, обмена и передачи больших массивов информации на небумажных носителях» (Минина, 2020: 84).

Применение новых образовательных технологий и цифровых инструментов предполагает существенное изменение тех требований, которые предъявляются к интеллектуальному развитию студентов в связи с освоением цифровых компетенций. Однако есть данные о том, что в процессе внедрения новых форм образования таких, как онлайн или смешанные формы, только 20 % учащиеся используют персональные компьютеры с целью обучения. Большая часть молодежи применяет их в других целях, в частности, для компьютерных игр, общения в интернете и т.д. Это настолько захватывает их, что забываются все другие интересы и повседневные занятия.

В настоящее время проблема молодых людей, не отрывающихся от гадже-тов, признана официально, что зафиксировано в 11-й редакции международной классификации болезней как зависимость от компьютерных и видеоигр. Многие исследования показывают, что длительное времяпровождение в интернете,

достигающее характера патологического влечения, особенно за компьютерными играми, может негативно сказаться на развитии интеллектуальных способностей и гибкости познавательных процессов (Войскунский, 2009).

Анализируя негативное влияние интернета на мышление, многие авторы отмечают, что пользование интернетом изменяет характер нашего мышления и превращает его из линейного, для которого свойственно следование одной мысли за другой, в такое, которое представляет собой просто привычку к постоянному получению новой информации, которая часто не является необходимой (Карр, 2012). Нередко исследователи используют такие понятия, как «клиповое мышление», «когнитивная растерянность» и др.

Целью проведенного исследования явилось изучение взаимосвязи уровня развития интеллекта и степени выраженности интернет-зависимости студенческой молодежи. В исследовании приняли участие 40 человек в возрасте от 18 до 25 лет, из них - 10 девушек и 30 юношей. В качестве основных методик использовался тест Равена и опросник на интернет-аддикцию Т.А. Никитиной, А.Ю. Егорова.

Опрос испытуемых показал, что интерес к компьютерным играм и в целом к интернету возник у 35% из них в возрасте до 10 лет, у 55% - после 10 лет, и только 10 % испытуемых продемонстрировали отсутствие какого-либо интереса к данному увлечению.

Одной из характеристик интернет-зависимости является количество времени, проводимое человеком за компьютером. Опрос выявил, что большинство учащихся (75%) проводит в интернете в среднем 1-4 часа, 17,5% - 5-6 часов и более 6 часов - 7,5%.

На рисунке 1 представлен характер предпочтений занятий в интернете.

■ Чаты общения

■ Сетевые игры

■ Чаты общения и сетевые игры

Рис. 1. Распределение испытуемых по предпочтениям занятий в интернете

Как видим, предпочтение отдается общению в различных чатах, что вполне соответствует особенностям юношеского возраста.

Анализ выраженности склонности к интернет-зависимости показал, что у

15% опрошенных испытуемых аддикция была полностью сформирована, 35% испытуемых можно было отнести к группе риска, и у половины учащихся какой-либо склонности к интернет-зависимости выявлено не было.

В таблице 1 представлены средние значения показателей теста Равена в группах испытуемых с разной склонностью к интернет-зависимости.

Таблица 1

Средние значения показателей теста Равена в группах с разной степенью выраженности склонности к интернет-зависимости

................................................ Без склонности к зависимости Группа риска Группа с полностью сформированной зависимостью

Средние значение интеллекта 103 (9,54)* 100 (7,35) 94 (10,28)

*В скобках указаны значения стандартного отклонения.

Статистический анализ полученных данных, выполненный с помощью Т-критерия, достоверных различий в показателях уровня интеллекта в обследованных группах не выявил.

Корреляционный анализ, проведенный в целом по группе, а также отдельно в группе юношей и девушек, также не обнаружил значимых связей между выраженностью склонности к интернет-аддикции и уровнем интеллекта. Только в группе юношей на уровне тенденции было отмечено, что те, у кого выше показатели по тесту Равена, демонстрировали меньшую склонность к зависимости от интернета (г= - 0.321, р<0.08).

Исследование зависимости испытуемых с разным уровнем интеллекта от степени выраженности склонности к интернет-аддикции, показывает, что самое большое количество испытуемых с высокими показателями по тесту Раве-на было в группе без каких-либо признаков интернет-аддикции, а самое большое количество испытуемых с низкими показателями по данному тесту - в группе с полностью сформированной зависимостью. Большую часть испытуемых во всех трех группах составили учащиеся со средним уровнем интеллекта. (Рис. 2. См. с. 74).

Таким образом, по мере нарастания патологической увлеченности интернетом количество учащихся с высоким и средним уровнем интеллекта имеет тенденцию к снижению, а количество студентов с низкими показателями интеллекта - к повышению.

Отсутствие прямых корреляций между уровнем интеллекта и склонностью к интернет-зависимости при исследовании данной выборки, позволяет высказать предположение о том, что негативное воздействие интернета, также, как и других

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

79%

Без склонности к зависимости Группа риска Группа с зависимостью

Высокий уровень интеллекта ■ Средний уровень интеллекта ■ Низкий уровень интеллекта

Рис.2. Распределение испытуемых с высокими, средними и низкими показателями теста Равена в группах с разной степенью выраженности склонности

к интернет-зависимости

электронных средств передачи информации, а также компьютерных игр, связано, по-видимому, с его влиянием не столько на интеллект, сколько на внимание.

Во многих исследованиях (Дойдж, 2012), высказывается мнение о том, что различные современные средства передачи информации, в том числе и интернет, использующие быструю смену кадров, панорамные изображения, неожиданные шумы и т.д., гораздо быстрее, чем в реальной жизни включают ориентировочный рефлекс, лежащий в основе внимания, который становится при этом практически непрерывным. Это способствует тому, что темп реальной жизни воспринимается как более медленный, а сама жизнь - как более скучная. Но расплачиваться за это приходится тем, что все труднее становится заставить себя читать, слушать лекции, подолгу беседовать с людьми и т.д., что в конечном итоге и приводит к снижению способности глубокого усвоения полученных знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Войскунский А.Е. (2009) Методологические аспекты зависимости от интернета: зарубежные исследования // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития /Ред.-сост. А.Е.Войскунский. М.: Акрополь. С.101-113.

Гребенникова Н.В., Гурова Е.В., Потоцкая И.Я. (2019) Интеллектуальные способности, креативность и зависимость от компьютерных игр у молодых женщин // Высшее образование для XXI века: Роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений. XV Международная научная конференция. Доклады и материалы в 2-х частях. Под общей ред. И.М. Ильинского. М., МосГУ С. 320-324.

Дойдж Н. (2012) Пластичность мозга. М.: Эксмо, 544 с.

Карр Н. (2012) Пустышка. Что интернет делает с нашими мозгами. СПб., Best Business Books, 256 с.

Минина В.Н. (2020) Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. Т. 13. Вып. 1. С. 84-101.

Гребенникова Наталия Васильевна - канд. псих. н., профессор кафедры общей, социальной психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 37467-20. Эл. адрес: opsy@mail.ru

Grebennikova Natalia Vasilevna - PhD in psychology, Professor of the Department of General, social psychology and history of psychology, Moscow state University for the Humanities. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Phone: +7 (499) 374-67-20. Эл. адрес: opsy@mail.ru

Тазина Майя Николаевна - магистрант кафедры общей, социальной психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-67-20. Эл. адрес: opsy@mail.ru

Tazina Maya Nikolaevna is a master's student of the Department of General, social psychology and history of psychology at the Moscow state University for the Humanities. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Phone: +7 (499) 374-67-20. Email: opsy@mail.ru

Для цитирования:

Гребенникова Н.В., Тазина М.Н. Взаимосвязь интернет-зависимости и уровня интеллекта студентов // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. №5. С. 71-75. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2020.5.8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.