Д. А. Парфенова
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА
И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ: МИКРОВОЗРАСТНОЙ АНАЛИЗ
Представлены результаты исследования микровозрастных особенностей взаимосвязи ценностно-смысловой сферы и интеллекта. Проанализирована взаимосвязь интеллекта и ценностно-смысловой сферы.
Ключевые слова: интеллект, ценностные ориентации, смысл жизни, студенты.
D. Parfenova
ТО THE ISSUE OF THE INTERRELATION BETWEEN INTELLECT AND VALUE-SENSE SPHERE OF STUDENTS' PERSONALITIES OF: A MICRO-AGE ASPECT
The article presents the results of a research of the interrelation between value-sense sphere and intellect and analyzes the interrelation between intellect and value-sense sphere.
Keywords: intellect, value orientations, sense of life, students.
Динамические изменения структуры интеллекта в студенческом возрасте были выявлены еще в 60-70-е годы (Б. Г. Ананьев, Баранова, Грановская и др. [1]). Ценностные ориентации студенчества как достаточно социально активной, открытой новому опыту социальной общности также достаточно динамичны, к тому же студенческий возраст можно рассматривать в качестве сенситивного периода их формирования (В. Т. Лисовский [8], А. В. Серый [12] и др.). В литературе нет однозначных данных о взаимосвязях интеллекта и ценностно-смысловой сферы личности. Например, остро дискуссионным является вопрос о связи интеллекта и альтруистической ориентации, уровня интеллекта с принятием общечеловеческих ценностей либо с приматом собственных интересов, с отчуждением от социума и противопоставлением себя ему. Не выявлены также возрастные особенности этих взаимосвязей.
Ценностно-смысловая система представлена различными категориями и харак-
теристиками. Это ценностные ориентации, смыслы, направленность и др. Ценностные ориентации интерпретируются «как относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложиз-ненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов поведения и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций» [4, с. 35]. Ценностные ориентации, согласно Б. Г. Ананьеву [1], относятся к первичному классу личностных свойств, они определяют особенности мотивации поведения.
Смысл рассматривается как основная задача человека в жизни [14; 15]. В аспекте их соотношения мы, вслед за Д. А. Леонтьевым [7], предположили, что личностные ценности являются одновременно и источниками и носителями значимых для человека смыслов. Существенной характеристикой ЦСС является также уровень ее осмысленности (Д. А. Леонтьев).
Интеллект рассматривается нами как «целостно функционирующая в связанном сознании человека совокупность познавательных процессов, обладающих структурированностью и иерархизированностью» (А. А. Крылов, Л. А. Головей [6, с. 14]), выполняющих функцию интеграции, регуляции и отражения. Согласно регуляционному подходу (Л. Терстоун, Р. Стернберг [16; 17] и др.), интеллект способствует регуляции, структурированию, а значит, и осмыслению мира, себя в мире, что находит выражение в осмысленности собственной жизни. Можно предположить, что влияние интеллекта на ценностно-смысловую сферу онтогенетически первично, однако в дальнейшем соотношение данных структур может определяться как взаимосвязь (Б. Г. Ананьев [1], Е. Ф. Рыбалко [11]).
Е. Ф. Рыбалко описывает взаимосвязь интеллекта и личности следующим образом: «Связь интеллекта и личности проявляется в мотивации умственной деятельности, зависящей от установок, потребностей, интересов и идеалов личности, уровня ее притязаний, что во многом определяет активность интеллекта. В свою очередь, характерологические свойства личности и структура ее мотивов зависят от отношения этой личности к действительности, от опыта познания мира, мировоззрения и общего развития интеллекта» [11, с. 224].
Исследований ценностей студентов и интеллекта достаточно большое количество, однако взаимосвязь данных параметров недостаточно изучена (А. А. Иванов [5] — взаимосвязь в пожилом возрасте, Л. Г. Дисфонтейнес [3] — взаимосвязь в подростковом и юношеском возрасте, Т. А. Айвазовская [2] — осмысленность жизни и социальный интеллект).
Исследователями показано, что ценностно-смысловая сфера (ЦСС) студентов характеризуется достаточно высоким уров-
нем осмысленности жизни (Н. А. Новикова [9], М. А. Соловьева [13]). Наиболее значимыми ценностями для студентов являются межличностные ценности, здоровье, получение образования, самоутверждение, альтруистические и материальные ценности (В. Т. Лисовский [8], А. В. Серый [12], Н. А. Новикова [9]), отмечается микровозрастная динамика ценностно-смысловой сферы.
Целью нашего исследования было выявление взаимосвязей интеллекта и показателей ЦСС. Мы предположили, что у студентов интеллектуальные показатели связаны с общегуманистическими установками, с ценностями самореализации, но по мере взросления меняются теснота и характер этих связей.
Для диагностики интеллекта использовался тест структуры интеллекта Р. Амт-хауэра, для диагностики смысловых установок — тест В. Ю. Котлякова, для диагностики ценностных ориентаций — тест ценностных ориентаций М. Рокича, а для уровня осмысленности — методика смыс-ложизненных ориентаций (СЖО).
В исследовании приняли участие 109 студентов гуманитарных специальностей, из них 83 женщины, 26 мужчин. Возраст участников исследования: 19-21 год. Среди респондентов были выделены группы 19 лет (30 респондентов), 20 лет (44 респондента) и 21 год (35 респондентов).
В соответствии с задачей выявления взаимосвязей показателей интеллекта и ЦСС в микровозрастных группах был проведен корреляционный анализ (коэффициент корреляции Спирмена).
В результате было обнаружено, что количество связей между характеристиками интеллекта и ЦСС достаточно велико, что свидетельствует о взаимообусловленности данных психологических характеристик во всех возрастных подгруппах (см. табл.).
Общее количество корреляционных связей между показателями интеллекта и ценностно-смысловой сферы в группах респондентов 19, 20 лет и 21 года
Вербальный компонент интеллекта Невербальный компонент интеллекта Общий интеллект Общее число корр. связей
Показатели Возраст респондентов, лет
19 20 21 19 20 21 19 20 21 19 20 21
Ценностные ориентации 8 14 12 5 1 6 3 3 3 16 24 21
Смысл жизни 1 1 2 5 2 2 0 0 2 6 3 6
Показатели осмысленности жизни 1 0 0 1 5 1 0 1 0 2 6 1
Сумма 10 9 14 11 14 9 3 6 5 24 33 28
При этом у студентов в возрасте 19 лет обнаружено наименьшее количество связей интеллекта и ценностных ориентаций (всего 16), наибольшее — в 20-летнем возрасте (всего 24 связи), а в 21 год — их меньше чем в 20, но больше, чем в 19 (всего 21 связь) (см. табл.). Вероятно, в ходе обучения, получения знаний и опыта в целом роль интеллекта в формировании ценностных ориентаций возрастает. Но в 20-летнем возрасте процесс выбора ценностей наиболее детерминирован интеллектом студентов. Снижение количества связей к 21-летнему возрасту предположительно можно объяснить тем, что актуальность выбора ценностных ориентаций к этому возрасту несколько снижается. Другими словами, процесс осмысления ценностных ориентаций носит характер Ц-образной кривой с пиком в 20 лет.
Выбор смысловых установок личности, наоборот — наиболее детерминирован интеллектуальными способностями в 19 лет и в 21 год (по 6 связей), а в 20-летнем возрасте их только 3. То есть процесс обдумывания смыслов имеет в этот период вид инвертированной Ц-образной кривой, Ц-образной кривой, со снижением в 20-летнем возрасте. Это дает возможность предположить, что процесс формирования ЦСС в студенческом возрасте осуществляется последовательно — от ценностей к
смыслам, а потом, возможно, — вновь к ценностям.
Именно в 20 лет мы наблюдаем и максимальное количество связей между показателями интеллекта и смысложизненными ориентациями (количество связей 6 против 2 в 19 лет и 1 связь в 21 год). Это также подтверждает, что 20 лет является периодом, когда интеллект наиболее подключен к выбору целей, к оценке результата и процесса жизни, интернальности.
В содержательном аспекте связей интеллекта с показателями ЦСС обнаруживается следующая возрастная специфика.
• В 19 лет интеллектуальные показатели обнаруживают наиболее тесные связи с общегуманистическими ценностями — ценности принятия, самореализации, познания и эстетические ценности (р < 0,01, р < 0,05). В 20 лет — при повышении интеллекта снижается значимость ценностей самореализации (р< 0,01, р< 0,05), а в 21 год — повышается, но значимость ценностей личностной самореализации (через творчество), (р< 0,01, р< 0,05), а не профессиональной.
• В структуре взаимосвязей интеллекта со смысловыми установками отмечаются микровозрастные различия, которые заключаются в том, что в 19 и в 21 год более интеллектуально развитые студенты в качестве смысла жизни выбирают помощь
другим и познание, а в 20 лет — общение (р < 0,01, р < 0,05). Возможно, такие ценностные ориентации, как «наличие хороших и верных друзей» и «счастливая семейная жизнь», обнаружившие предпочтения у 19-летних, в 20 лет перерастают в смысл «общение».
• Что касается смысложизненных ориентации, то здесь в 19 лет обнаруживается связь интеллектуальных показателей с наличием цели и с удовлетворенностью результатом жизни, в 21 год — с удовлетворенностью процессом жизни. В 20 лет, как уже отмечалось, количество связей максимальное, т. е. интеллектуальные характеристики и параметры осмысленности жизни максимально связаны друг с другом. И более интеллектуальные студенты отличаются большей осмысленностью жизни.
Таким образом, по результатам исследования подтвердилось, что с возрастом меняются теснота и характер связей между
интеллектуальными показателями и характеристиками ценностно-смысловой сферы. Однако количественные характеристики связей интеллекта с ценностными ориента-циями и смыслами находятся в обратной динамике, что может свидетельствовать о том, что процесс формирования ЦСС в студенческом возрасте осуществляется последовательно — от ценностей к смыслам, а потом вновь к ценностям.
Кроме того, в исследовании было показано, что более интеллектуальные студенты характеризуются предпочтениями гуманистических ценностей (19 лет) и направленностью на самореализацию (20 лет и 21 год), а в качестве смысловых установок чаще выбирают помощь другим и познание (19 лет и 21 год).
Итак, наше исследование в целом обнаружило, что исследование взаимосвязей показателей интеллекта и ценностно-смысловой сферы является достаточно актуальным и требует дальнейшего изучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. Т. 1. 230 с.
2. Айвазовская Т. А. Связь социального интеллекта со смысложизненными ориентациями у студентов // Наука-2009: Сборник научных статей. Гродно, 2009. Ч. 2. С. 86-87.
3. Десфонтейнес Л. Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1995. 18 с.
4. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений//Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 1. С. 35-44.
5. Иванов A.A. Психологические закономерности соотношения интеллекта и адаптации людей пожилого возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 26 с.
6. Интеллектуальный потенциал человека: проблемы развития / Под ред. А. А. Крылова, JI. А. Голо-вей. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 200 с.
7. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007. 511 с.
8. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 2000. 519 с.
9. НовиковаН. А. Выбор молодежью жизненных ценностей и смысложизненных ориентаций // Психологические чтения: Человек в условиях социальных изменений: Материалы Всероссийской научно-практ. конф. с междунар.участием. Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. Вып. 4. Ч. 1. С. 242-244.
10. Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость) / Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М.: Педагогика, 1977. 198 с.
1 \.Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990. 256 с.
12. Серый А. В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика / Науч. ред. М. С. Яниц-кий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. 272 с.
13.Соловьева М. А. Ценностно-смысловая сфера политического сознания молодежи Санкт-Петербурга // Ананьевские чтения — 2007: Материалы научно-практ. конф. / Под ред. JI. А. Цветковой. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2007. С. 652-654.
14.Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерпия // Психология личности / Под ред. Ю. Б. Гиппен-рейтр, А. А. Пузырея. М.: Из-во Моск. ун-та, 1982. С. 118-126.
15.Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и внутреннего»//Психологический журнал. 1995. Т. 16. С. 15-26.
16. Sternberg P. Y. Inside intelligence / / American scientist. 1986. Vol. 74. № 2. P. 137-143.
17.Thurstone L. L., Therstone T. G. Factorial studies of intelligence // Psychometric Monographs. 1941. №2.
REFERENCES
1. Anan'evB. G. Izbrannye psihologicheskie trudy: V 2 t. M.: 1980. Т. 1. 230 s.
2. Ajvazovskaja T. A. Svjaz' sotial'nogo intellekta so smyslozhiznennymi orientatsijami u studentov // Nau-ka-2009: Sbornik nauchnyh statej. Grodno, 2009. Ch. 2. S. 86-87.
3. Desfontejnes L. G. Tsennostnye orientatsii na razlichnyh etapah razvitija lichnosti: Avtoref. dis. ... kand. psih. nauk. SPb., 1995. 18 s.
4. Zhuravleva N. A. Dinamika tsennostnyh orientatsij molodezhi v uslovijah sotsial'no-ekonomicheskih iz-menenij //Psihologicheskij zhurnal. 2006. T. 27. № 1. S. 35-44.
5. Ivanov A. A. Psihologicheskie zakonomernosti sootnoshenija intellekta i adaptatsii ljudej pozhilogo vo-zrasta: Avtoref. ... kand. psihol. nauk. M., 2010. 26 s.
6. Intellektual'nyj potentsial cheloveka: problemy razvitija / Pod red. A. A. Krylova, L. A. Golovej. SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2003. 200 s.
7. Leont'ev D. A. Psihologija smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti. M.: Smysl, 2007. 511 s.
8. Lisovskij V. T. Duhovnyj mir i tsennostnye orientatsii molodezhi Rossii: Uchebnoe posobie. SPb.: SPbGU, 2000. 519 s.
9. Novikova N. A. Vybor molodezh'ju zhiznennyh tsennostej i smyslozhiznennyh orientatsij // Psihologicheskie chtenija: Chelovek v uslovijah sotsial'nyh izmenenij: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem. Ufa: Izd-vo BGPU, 2007. Vyp. 4. CH. 1. S. 242-244.
10. Razvitie psihofiziologicheskih funktsij vzroslyh ljudej (srednjaja vzroslost') / Pod red. B. G. Anan'eva, E. I. Stepanovoj. M.: Pedagogika, 1977. 198 s.
11. Rybalko E. F. Vozrastnaja i differentsial'naja psihologija: Ucheb. posobie. L.: Izd-vo Leningradskogo universiteta, 1990. 256 s.
12. Seryj A. V. Sistema lichnostnyh smyslov: struktura, funktsii, dinamika /Nauch. red. M. S. Janickij. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2004. 272 s.
13. Solov'eva M. A. Tsennostno-smyslovaja sfera politicheskogo soznanija molodezhi Sankt-Peterburga // Anan'evskie chtenija — 2007: Materialy nauchno-prakt. konf. / Pod red. L. A. Cvetkovoj. SPb.: Izd-vo S.-Peterburgskogo universiteta, 2007. S. 652-654.
14. Frankl V. Poisk smysla zhizni i logoterpija // Psihologija lichnosti. / Pod red. Ju. B. Gippenrejtr, A. A. Puzyreja. M.: Iz-vo Mosk. un-ta, 1982. S. 118-126.
15. Chudnovskij V. E. Smysl zhizni: problema otnositel'noj jemansipirovannosti ot «vneshnego» i vnutrennego»//Psihologicheskij zhurnal. 1995. T. 16. S. 15-26.
16. Sternberg P. Y. Inside intelligence //American scientist. 1986. Vol. 74. № 2. P. 137-143.
17. Thurstone L. L., Therstone T. G. Factorial studies of intelligence // Psychometric Monographs. 1941. №2.