Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
625
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УГРОЗЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Яковлева Ю.В.

Данная статья посвящена вопросам информационной безопасности и её взаимосвязи с информационной культурой личности. В ней рассмотрены особенности и элементы информационной культуры личности, способствующие формированию достаточно высокого уровня информационной безопасности и позволяющие при этом осуществлять эффективное взаимодействие с информационной средой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Яковлева Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF INFORMATION SECURITY AND INFORMATION CULTURE

This article is devoted to the issues of information security and its relationship with the information culture of a person. The features and elements of personal information culture, contributing to the formation of a sufficiently high level of information security and allowing for effective interaction with the information environment, are considered.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 37.01

Яковлева Ю.В.

магистрант психолого-педагогического факультета Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(г. Горно-Алтайск, Россия)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация: данная статья посвящена вопросам информационной безопасности и её взаимосвязи с информационной культурой личности. В ней рассмотрены особенности и элементы информационной культуры личности, способствующие формированию достаточно высокого уровня информационной безопасности и позволяющие при этом осуществлять эффективное взаимодействие с информационной средой.

Ключевые слова: информационная безопасность, информационные угрозы, информационная культура, информационная компетентность, информационная среда, информационно-коммуникационные технологии, программное обеспечение.

Вопросы информационной безопасности имеют в настоящее время первостепенное значение. И это неудивительно, поскольку в современном информационном обществе от уровня информационной безопасности напрямую зависит степень развития общественных отношений и самого социума. Таким образом, все аспекты информационной безопасности сегодня довольно актуальны. К сожалению, большинство исследователей, рассматривавших проблемы, касающиеся информационной безопасности, обычно акцентируют внимание на технической или юридической стороне вопроса, упуская из виду многие психолого-педагогические и личностные моменты. Поэтому представляется необходимым восполнить данный пробел.

По определению Н.А. Северцова и А.В. Бецкова, информационная безопасность - это состояние защищенности информационной среды общества от разного рода информационных угроз, предполагающее невозможность нанесения вреда объекту безопасности [2, с. 92]. При этом под информационной средой социума понимается вся система общественных отношений, так и или иначе связанных с потреблением, преобразованием и созданием информации.

Таким образом, практически всё, что связано с информацией, входит в информационную среду общества и нуждается в обеспечении безопасности, т.е. информационная безопасность представляет собой глобальную проблему.

Особое значение информационная безопасность приобретает в сфере воспитания подрастающего поколения, что обусловлено, прежде всего, низким уровнем информационной культуры детей и молодежи.

Следует отметить, что информационная культура личности представляет собой довольно сложное понятие, неоднозначное трактуемое в отечественной науке. Чаще всего под информационной культурой понимается такой уровень знаний, умений и навыков человека, который позволяет достаточно эффективно осуществлять взаимодействие с информационной средой. Причем, как справедливо отмечает А.В. Уразова, «информационная культура не может ограничиваться лишь системой знаний в области информационных процессов и технологий» [3, с. 154]. Действительно, информационная культура - это не только комплекс функционально значимых умений и способностей, но и мировоззрение, и система ценностных ориентаций, и общая концепция личностного развития.

Представляется, что уровень информационной культуры личности напрямую влияет на степень информационной безопасности. Так, чем выше уровень информационной культуры, тем выше и уровень информационной безопасности как отдельной личности, так и всего общества.

Здесь необходимо обратиться к понятию информационной компетентности, являющейся важнейшей составляющей частью

информационной культуры. Итак, информационная компетентность, по утверждению С.И. Дуки [1, с. 102], представляет собой умение работать с большими объемами информации.

Без информационной компетентности формирование информационной культуры не представляется возможным, соответственно и степень информационной безопасности в таком случае может быть оценена как крайне низкая.

Выделим основные элементы информационной компетентности, позволяющие обеспечивать достаточную степень информационной безопасности.

Во-первых, это знание информационно-коммуникационных технологий и умение работать с ними.

Во-вторых, это комплекс знаний, умений и навыков, касающийся функционирования необходимого программного обеспечения.

В-третьих, это целевые установки и ценностные ориентации при работе с информацией, которые должны соответствовать не только нормам законодательства, но и правилам поведения, принятых в конкретном обществе, и мировоззренческим установкам личности.

Отметим, что последний элемент информационной компетентности довольно часто упускается исследователями из виду, а внимание акцентируется на первых двух, хотя именно последняя из указанных составляющих представляется наиболее важной, поскольку именно она является системообразующим фактором, способствующим формированию такого интегративного качества личности, как информационная компетентность.

В свою очередь информационная культура, базирующаяся на информационной компетентности, выступает в качестве такого личностного качества, которое позволяет существенно повышать уровень информационной безопасности. Это особенно важно в школьном возрасте, когда личность наиболее сензитивна к внешнему информационному воздействию, которое в

силу несформированности системы ценностных ориентаций и мировоззрения личности подрастающего человека может нанести его психоэмоциональной сфере весьма существенный вред.

В этом отношении можно выделить несколько наиболее важных направлений формирования информационной культуры, наиболее важных для обеспечения информационной безопасности детей и молодежи:

- формирование понимания информационной среды не как дикого пространства, живущего по законам джунглей, а как логично организованной структуры;

- формирование критического отношения к информации, поступающей из различных источников, развитие способности оценивать степень её достоверности и качества;

- формирование исследовательского подхода как при работе с информацией, так и в отношении средств информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения.

Таким образом, информационная безопасность непосредственно определятся уровнем сформированности информационной культуры личности, благодаря которой человек получает возможность ориентироваться в информационных потоках, получать, перерабатывать, создавать и распространять информацию, осуществлять на достаточно высоком качественном уровне любую деятельность в информационной среде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Дука С.И. Информационная компетентность личности как условие развития современного общества // Инновации. 2011. № 1 (147). С. 102-104. Северцов Н.А., Бецков А.В. Информационная безопасность и принципы ее обеспечения // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». 2018. Т.1. С. 92-96.

Уразова А.В. Информационная культура личности и информационная культура общества в России // Наука. Инновации. Технологии. 2010. №71. С. 154-158.

Yakovleva Yu.V.

graduate student of the Faculty of Psychology and Pedagogy Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Gorno-Altaisk

State University» (Gorno-Altaisk, Russia)

THE RELATIONSHIP OF INFORMATION SECURITY AND INFORMATION CULTURE

Abstract: this article is devoted to the issues of information security and its relationship with the information culture of a person. The features and elements of personal information culture, contributing to the formation of a sufficiently high level of information security and allowing for effective interaction with the information environment, are considered.

Keywords: information security, information threats, information culture, information competence, information environment, information and communication technologies, software.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.