УДК 323:321:37
ДЕМЧЕНКО С.В. Взаимосвязь и взаимозависимость
образовательной политики и национальной безопасности России
Большинство российских ученых, специализирующихся на изучении национальной безопасности, вообще не рассматривают проблемы образования в контексте безопасности. Вместе с тем анализ диалектики образовательной политики и национальной безопасности позволяет сделать вывод о том, что существует их тесное взаимовлияние, причем весьма существенное. Диалектика взаимосвязи и взаимозависимости образовательной политики и национальной безопасности определяется в первую очередь тем, что устойчивую безопасность современного социума можно обеспечить только при условии постоянно развивающихся общественных отношений. Данное же развитие, особенно экономическое, может дать только современная система образования, формирующая интеллект нации, общенациональные ценности и нужное количество квалифицированных, постоянно обучающихся специалистов.
Ключевые слова: национальная безопасность, образовательная политика, взаимосвязь и взаимозависимость национальной безопасности и образовательной политики.
Анализ диалектики образовательной политики и национальной безопасности позволяет сделать вывод о том, что система национальной безопасности и образовательная политика не имеют прямого одномоментного влияния друг на друга, заметного, если можно так выразиться, «невооруженным взглядом»1. Тем не менее такое взаимовлияние не просто существует, но и весьма существенно (но, к сожалению, пока мало изучено). Поэтому следует более обстоятельно изучать во многом латентное (и пролонгированное по времени), косвенное, но в то же время достаточно глубокое взаимное воздействие этих явлений и их одновременное влияние на современный социум в течение определенного (и немалого) временного периода.
При изучении профильной литературы сформулирован вывод о том, что сама по себе проблема взаимовлияния этих явлений исследована пока в отечественном научном дискурсе явно недостаточно. Ряд российских ученых, специализирующих-
ся на изучении национальной безопасности, вообще не рассматривают проблемы образования в контексте безопасности. Так, А.С. Семченков в большой статье «Оценка состояния политической безопасности России» пишет о таких факторах, как глобализация, информационная безопасность, вооруженная борьба, ядерное сдерживание и т.д., но ни словом не упоминает образование и образовательную политику государства в качестве фактора национальной безопасности2.
Аналогично не анализирует влияние системы образования и образовательной политики на безопасность в своей докторской диссертации С.О. Алехнович, хотя верно определяет сущность безопасности как способность сохранять возможность развития в условиях угроз3. Но тогда возникает закономерный вопрос: можно ли обеспечить развитие социума вне образовательной системы (а система мер по ее развитию и является, по сути, образовательной политикой)? Ответ очевиден: без этого обеспечить раз-
витие современного социума невозможно в принципе4.
Важная методологическая мысль изложена в докторском исследовании С.З. Павленко, который полагает, что политика обеспечения безопасности - это деятельность по созданию институтов, процессов и отношений5. Но при этом С.З. Павленко все-таки рассматривает безопасность в узком смысле (поскольку он анализирует интеллектуальную составляющую внутри системы безопасности, а не в обществе6) и изучает роль некоторых высших учебных заведений в контексте формирования методологии исследования безопасности7. То есть образование как система социальная при таком подходе остается вне рамок научного анализа такого феномена, как национальная безопасность.
Перечисление научных исследований в области безопасности можно продолжать и далее. Тем не менее после ознакомления со многими научными исследованиями проблем национальной безопасности сложилась твердая уверенность в том, что в научных исследованиях 1990-х и начала 2000-х годов проблема развития системы образования в контексте национальной безопасности фактически не была актуализирована. Однако затем все же постепенно стали появляться работы, в которых диалектика взаимовлияния образовательных систем и безопасности стала объектом научного анализа. Соответственно было написано и защищено немало диссертационных работ, в которых данная проблематика исследована на уровне глав, параграфов, факторов и т.п.
Так, в своей докторской диссертации С.В. Кортунов делает вывод о зависимости состояния национальной безопасности и системы национальных ценностей8. Он считает, что «...первоисточником всех и всяческих ресурсов является интеллект»9. Следовательно, рассуждает далее С.В. Кортунов, формирование интеллекта нации (интеллектуального капитала) - главная цель политики национальной безопасности, а «ресурсоподдерживающей» деятельностью является воспитание, обучение, формирование личности и профессиональная подготовка10. С таким выводом
можно полностью согласиться, так как именно эти механизмы и составляют суть образовательного процесса, что позволяет С.В. Кортунову утверждать: в современной России предъявляются особые требования к системам образования и науки (но эти требования, и в этом С.В. Кортунов совершенно прав, должны быть подкреплены соответствующими национальными государственными программами).
В своих многочисленных научных исследованиях профессор С.С. Сулакшин постоянно пишет о наличии прямой зависимости способности социума развиваться от формирования в стране т.н. «экономики знаний», в которой целью и основным средством является интеллект11 (т.е. интеллектуальный ресурс нации). Фактически все специалисты, работающие в Центре проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, полагают, что национальная безопасность современного социума прямо зависит от системы образования, способной обеспечить экономику страны необходимым количеством специалистов нужного ей (экономике) инновационного качества12.
М.П. Хрипков в своей докторской диссертации утверждает, что «.на состояние национальной безопасности оказывает влияние духовная дезориентация значительной части российского населения, вызванная резкой сменой нравственных норм и ценностей общественного разви-тия»13. Совершенно справедливо при этом М.П. Хрипков полагает, что ценности нации в первую очередь должны быть защищены, а для каждого гражданина должны быть созданы благоприятные условия для реализации его прав и свобод (в том числе права на образование) и для его всестороннего развития14.
В последние годы в нашей стране были защищены две кандидатские диссертации, в которых в прямой постановке исследовалась диалектика образовательной политики и национальной безопасности современной Российской Федерации. Это научные исследования И.А. Дюпюи по теме «Международные интеграционные процессы в образовании и национальная безопасность России»15 и Г.В. Ярошенко
по теме «Государственная образовательная политика и национальная безопасность России: Федеральный и региональный аспекты»16.
Так, И.А. Дюпюи полагает, что именно в системе образования вырабатываются общие образовательные ценности, методики и стандарты подготовки специалистов. Основными тенденциями развития образования, по мнению И.А. Дюпюи, являются научно-техническая революция, общее состояние современной цивилизации и нарастание интеграции во всей жизни человечества. В свою очередь, интеграция обогащает и стимулирует образовательный процесс, если она основывается на качественных показателях развития науки, производства, культуры, уровня общения17 (впрочем, все эти факторы также обусловлены качеством образования).
На национальном уровне четкой тенденцией последнего времени, пишет И.А. Дюпюи, является глобальное изменение взаимоотношений между государством и системой образования в сторону их сближения, усиления государственного влияния на систему образования18. С этим выводом можно согласиться, т.к., во-первых, все более ощутимо превращение образования в один из самых важных и значительных потенциалов государства, в мощное средство влияния и даже господства на мировой арене (в ряде стран, в том числе развитых, образование рассматривается как высший приоритет в системе государственных интересов и задач). Во-вторых, действительно происходит значительное удорожание современного образования, в особенности высшего, связанного с подготовкой кадров специалистов и с осуществлением научных разработок. То есть поддержание современного уровня системы образования требует постоянных капитальных вложений, причем в таких объемах, какие под силу только государственным бюджетам или крупным источникам финансирования при большом участии государства. Естественно, что экономически развитые, богатые государства опережают в этом отношении другие страны.
Также И.А. Дюпюи считает, что глобализация привнесла практику бизнеса в дея-
тельность университетов, что вызвало отрицательные последствия. Такой вывод сделан на основе опасений в том, что университеты, следуя рыночной идеологии, перестают играть роль духовных центров, центров по формированию духовных ценностей. Кроме того, по мнению И.А. Дю-пюи, некоторые т.н. «прогрессивные» изменения (демократизация отношений, формирование правовой базы образования и развитие его негосударственного сектора) приводят к постоянному ухудшению ситуации в образовании в целом.
Пожалуй, с таким утверждением трудно согласиться, поскольку далее автор вышеупомянутой диссертации утверждает, что Россия не может и не должна оставаться в стороне от некоторых общемировых тенденций (постоянные реформы в образовании с целью более экономичного использования национальных ресурсов). Но тогда возникает еще несколько вопросов: как без демократизации и известной конвергенции с другими системами образования эффективно готовить кадры для современной экономики? Будут ли призывы сохранить в полном объеме российскую специфику системы образования способствовать развитию общемировых тенденций? Можно ли без изменения советской, по сути, системы образования эффективно инвестировать в науку в нашей стране?
Перечисление вопросов можно продолжать и далее. Тем не менее И.А. Дю-пюи прав в следующем утверждении: во многих развитых странах школа и наука представляют для государства инвестиционную сферу, а в России образование и наука, напротив, являются для государства сферами изъятия ресурсов всех видов - финансовых, материально-технических, кадровых - для перераспределения в иные сферы19. Из этого следует, что научно-образовательный комплекс России является фактором ее национальной безопасности. То есть преобразование в обществе не должно приводить к потере ни социально-экономической устойчивости системы, ни возможностей отражения внешних угроз.
В версии И.А. Дюпюи важнейшими опасностями, детерминируемыми обра-
зованием, являются: потеря кадрового потенциала; потеря ряда научных направлений и специальностей; снижение уровня общедоступности научных и образовательных знаний; снижение квалификации научно-педагогических кадров и уменьшение мотивации в их деятельности; увеличение зависимости системы образования от национальной государственной политики и образовательных систем других государств; финансовая поддержка извне, привлечение иностранных кадров и оборудования из-за рубежа в связи с невозможностью осуществления отдельных научных направлений и получения образования на основе собственных сил страны. Фактически в качестве возможных последствий опасностей для системы образования И.А. Дюпюи рассматривает потерю страной возможности:
■ самостоятельно вести научные исследования по перспективным направлениям науки и техники;
■ обеспечивать научные исследования и опытные разработки техники, обеспечивающие военную безопасность страны;
■ самостоятельно готовить специалистов для отраслей «новой экономики», военно-промышленного комплекса;
■ самостоятельно эксплуатировать закупаемую импортную технику и оборудование без привлечения иностранных специалистов и зарубежной рабочей силы20.
В качестве основного направления политики обеспечения национальной безопасности России И.А. Дюпюи видит модернизацию российского образования, осуществляемую при активном содействии общества. По его мнению, модернизация российского образования позволит расширить его доступность, повысить его эффективность и качество и содействовать решению назревших в стране экономических и социальных проблем21. Эта мысль в полной мере изложена также в Национальной доктрине образования: в ней признается, что безопасность государства в стратегическом плане определяется состоянием его системы образования22. Кроме того, именно в этом документе (а не в российских доктринальных документах по безопасности) образова-
ние в его неразрывной связи с наукой признается все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности, благосостояния страны и благополучия каждого российского гражданина.
Ранее взаимосвязь образования и национальной безопасности была зафиксирована в комментариях к Закону «Об образовании» (2001 г.): «Государственная политика в сфере образования является составной частью политики по обеспечению государственной безопасности. В этом плане задачи образования приобретают максимальную общенациональную значимость. Ибо мы проходим развилку, где определяется, будет ли образование стимулом стагнации общества или фактором его экономического роста и благосостояния, фактором конкурентоспособности и национальной безопасности стра-ны»23.
Еще четче формулирует свою позицию исследователь Г.В. Ярошенко, по мнению которой в структуре национальной безопасности образовательные институты и государственная образовательная политика выполняют функции, непосредственно затрагивающие ситуативные и перспективные задачи обеспечения национальной безопасности24. Среди таких задач Г.В. Ярошенко отмечает следующие:
■ поддержание высокого уровня общефункциональной грамотности населения и его компетентности в области возможных угроз национальной безопасности;
■ поддержание единого языкового пространства и взаимопонимания граждан государства;
■ обеспечение единого ценностного пространства в стране;
■ создание благоприятных социокультурных предпосылок и обучение навыкам межнационального партнерского, толерантного взаимодействия;
■ осуществление процессов гражданской социализации и гражданского воспитания;
■ воспроизводство состава профессиональных кадров для отраслей, обеспечивающих национальную безопасность;
■ развитие новых направлений профессиональной подготовки кадров, обеспечивающих национальную безопасность;
■ развитие новых направлений профессиональной подготовки кадров, обеспечивающих национальную безопасность в перспективе.
Исследователь Г.В. Ярошенко предлагает меры по оптимизации образовательного потенциала и структур, обеспечивающих национальную безопасность:
1) значительное усиление финансового и материально-технического обеспечения образовательных учреждений со стороны государственных и муниципальных органов власти;
2) повышение статуса профессорско-преподавательского состава, придание статуса гражданских и муниципальных служащих преподавательскому составу вузов, колледжей, средних школ;
3) опережающее развитие элитного и коррекционного образования, обеспечивающего полную реализацию личностного потенциала соответствующих категорий детей и молодежи;
4) принятие государственных программ Интернет-образования, дистанционного образования и учреждение государственного образовательного ТВ-канала;
5) осуществление государственных программ мониторинга качества образования на различных его уровнях25.
В целом соглашаясь с такими мерами оптимизации образовательного потенциала и структур, обеспечивающих национальную безопасность, все же подчеркнем, что эти мерам должны предшествовать экспертные и аналитические наработки теоретического характера, что позволит с научной (а не какой-либо иной) точки зрения объяснить место и роль образования в системе национальной безопасности. Попытки найти объяснения на сайте Совета безопасности России привели к «Стратегии национальной безопасности России до 2020 года»26 (видимо, других материалов по исследуемой нами проблеме на сайте нет). Рассмот-
рим подробнее в контексте обсуждаемой темы содержание данного доктринально-го документа.
В данном отечественном стратегическом документе в области безопасности зафиксировано, что «...в условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений ... Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной бе-зопасности»27. В этом документе содержится немало положений, связанных с развитием нашей страны, ее безопасностью, положением ее граждан и общественности. По мнению создателей документа, Россия обладает достаточным потенциалом для того, чтобы рассчитывать на создание в среднесрочной перспективе условий для ее закрепления в числе государств - лидеров в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда, повышения глобальной конкурентоспособности национального хозяйства, оборонного потенциала, уровня государственной и общественной безопасности. Следует согласиться с тем, что «.успешную интеграцию России в глобальное экономическое пространство и международную систему разделения труда затрудняют низкие темпы перевода национальной экономики на инновационный путь развития».
По всей видимости, подразумевается, что органам государственной власти, общественности, гражданам и спецслужбам понятно, каким же образом (с помощью каких механизмов) может быть достигнуто лидирующее положение нашей страны в глобализирующемся мире. И все же после внимательного изучения текста данного доктринального документа надо признать, что это не так. Например, декларируется, что «для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики, поднять качество работы органов государственной власти и сформировать дей-
ственные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами Российской Федерации права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие». Со всем этим можно полностью согласиться, и все-таки при этом нет ответа на вопрос: как этого добиться?!
Для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в Стратегии 2020 обозначены приоритеты устойчивого развития, на которых наша страна должна сосредоточить свои усилия. Среди них выделим следующие: экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства. В специальном разделе «Наука, технологии и образование» Стратегии 2020 отмечается, что стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования являются:
■ развитие государственных научных и научно-технологических организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны за счет эффективной координации научных исследований и развития национальной инновационной системы;
■ повышение социальной мобильности, уровня общего и профессионального образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования.
И с этими положениями Стратегии 2020 можно согласиться, тем более что в данном документе определяются механизмы достижения вышеуказанных стратегических целей. Это:
1. Формирование системы целевых фундаментальных и прикладных исследований и ее государственной поддержки в интересах организационно-научного
обеспечения достижения стратегических национальных приоритетов.
2. Создание сети федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, обеспечивающих в рамках кооперационных связей подготовку специалистов для работы в сфере науки и образования, разработки конкурентоспособных технологий и образцов наукоемкой продукции, организации наукоемкого производства.
3. Реализация программ создания учебных заведений, ориентированных на подготовку кадров для нужд регионального развития, органов и сил обеспечения национальной безопасности.
4. Обеспечение участия российских научных и научно-образовательных организаций в глобальных технологических и исследовательских проектах с учетом конъюнктуры рынка интеллектуальной собственности.
Пожалуй, вышеуказанные механизмы достижения стратегических целей в области совместного развития системы образования и национальной безопасности есть смысл дополнить авторскими наработками. Среди них могут быть следующие механизмы:
5. Постоянное расширение субъектов образовательного процесса в нашей стране при четко определенной роли уполномоченных органов государственной власти (то есть привлечение к образовательному процессу бизнес-структур, общественных организаций28 и поддержка их образовательной активности).
6. Агрегирование российской образовательной системы в региональные образовательные системы и общемировой образовательный процесс.
7. Российская система образования должна остаться основным эффективным институтом социализации молодежи и всех российских граждан.
Таким образом, нет сомнений в том, что национальные системы образования и национальной безопасности находятся в тесной взаимосвязи. Диалектика их взаимосвязи и взаимозависимости определяется в первую очередь тем, что устойчивую безопасность современного соци-
ума можно обеспечить только при условии постоянно развивающихся общественных отношений. Данное же развитие, особенно экономическое, может дать только современная система образования, формирующая интеллект нации, общенациональные ценности и нужное количество квалифицированных, постоянно обучающихся специалистов.
Полагаем, что высшее руководство нашей страны понимает проблему обеспечения национальной безопасности России именно в таком ключе. Поэтому отечественные концептуальные документы в области безопасности подвергаются корректировке, поэтому налаживаются новые военно-политические, экономические, культурные и иные контакты России с государствами, ранее не рассматривавшимися в качестве дружественных нашей стране. Именно поэтому в нашей стране осуществляется реформа системы образования, призванная обеспечить устойчивый экономический рост и успешную социализацию молодежи.
1 Как отмечает исследователь Г.В. Ярошен-ко, «.минимизация взаимосвязи образовательной политики и национальной безопасности в постсоветский период носит промежуточный характер и связана с содержательной модернизацией форм их сопряжения. См.: Ярошенко Г.В. Государственная образовательная политика и национальная безопасность России: Федеральный и региональный аспекты: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. Ростов-на-Дону, 2004. С. 28.
2 См.: Семченков А.С. Оценка состояния политической безопасности России // Вестник Московского университета. Серия 12 «Политические науки». 2003. № 2. С. 34-53.
3 См.: Алехнович С.О. Механизм реализации региональной безопасности в парадигме федеративного государства: Автореф. дис. ... докт. полит. наук. - М., 2001. - 29 с.
4 Аналогично при исследовании военной безопасности России вообще не упоминает об образовании исследователь С.В. Гвоздиков. См.: Гвоздиков С.В. Обеспечение военной безопасности России в военно-политической и международной системах СНГ: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. Нижний Новгород, 2000. 23 с.
5 См.: Павленко С.З. Безопасность Российского государства как политическая проблема: Автореф. дис. ... докт. полит. наук. М., 1998. С. 38.
6 При этом он выделяет безопасность государства в интеллектуальной сфере, которая зависит от качества воспроизводимых нацией духовного и материального продуктов. См.: Павленко С.З. Указ. соч. С. 40.
7 См.: Павленко С.З. Указ. соч. С. 25.
8 См.: Кортунов С.В. Безопасность в глобальном мире: эволюция российской политики: Автореф. дис. ... докт. полит. наук. М., 2005. С. 4.
9 См.: Кортунов С.В. Указ. соч. С. 13.
10 См.: Кортунов С.В. Указ. соч. С. 23-24.
11 См., например: Сулакшин С.С. Российская экономика: от сырья к знаниям (технология перехода). М.: Научный эксперт, 2008. С. 5-10.
12 См.: Сулакшин С.С., Пинтаева М.Ю., Мал-чинов А.С. Проблемы формирования кадрового ресурса в России. М.: Научный эксперт, 2009. С. 8-14.
13 Хрипков М.П. Внутренние угрозы национальной безопасности России: сущность, структура, социальные последствия (социологический анализ): Автореф. дис. ... докт. социол. наук. М., 2004. С. 2.
14 См.: Хрипков М.П. Указ. соч. С. 32.
15 См.: Дюпюи И.А. Международные интеграционные процессы в образовании и национальная безопасность России: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2004. 23 с.
16 См.: Ярошенко Г.В. Указ. соч. 24 с.
17 См.: Дюпюи И.А. Указ. соч. С. 9.
18 См.: Дюпюи И.А. Указ. соч. С. 10.
19 См.: Дюпюи И.А. Указ. соч. С. 16.
20 См.: Дюпюи И.А. Указ. соч. С. 19.
21 См.: Дюпюи И.А. Указ. соч. С. 20.
22 См.: Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Официальные документы в образовании. 2000. № 21. С. 3-11.
23 См.: Федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями. -Ростов-на-Дону, 2002. С. 165.
24 См.: Ярошенко Г.В. Указ. соч. С. 10.
25 См.: Ярошенко Г.В. Указ. соч. С. 12.
26 См.: www.milpol.ru.
27 Основными направлениями обеспечения национальной безопасности РФ являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан России, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.
28 Мы ведем речь об организациях, легально действующих в Российской Федерации.