Научная статья на тему 'Взаимосвязь и взаимовлияние политики и морали'

Взаимосвязь и взаимовлияние политики и морали Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4373
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Ключевые слова
политика / взаимосвязь / моральный аспект / нравственность / общественное восприятие / позитивная активность личности / politics / intercommunication / the moral aspect of morality / public perception / the positive activity of the individual

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сытюгина Вера Алексеевна

В данной работе раскрывается взаимное дополнение и связь двух регуляторов общества в процессе их существования и развития. Автор отмечает, что непосредственная взаимосвязь политики и морали осуществляется через переплетение в действительность основополагающих принципов. Также данные аспекты при своем существовании располагают идентичными функциями, направленными непосредственно на регулирование общества и нравственного его воспитания. Различие политики и морали автор находит, прежде всего, в источниках управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the given work there is a description of mutual addition and communication of two regulators of a society in the process of their existence and development. The author notes that the intercommunication of policy and morality shows up in interweaving into reality the fundamental principles. Also, these aspects have the same functions and these functions directed on regulation of social and moral education. The difference of policies and morals the author finds in the sources of control.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь и взаимовлияние политики и морали»

ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ И МОРАЛИ

СЫТЮГИНА Вера Алексеевна

Аннотация: в данной работе раскрывается взаимное дополнение и связь двух регуляторов общества в процессе их существования и развития. Автор отмечает, что непосредственная взаимосвязь политики и морали осуществляется через переплетение в действительность основополагающих принципов. Также данные аспекты при своем существовании располагают идентичными функциями, направленными непосредственно на регулирование общества и нравственного его воспитания. Различие политики и морали автор находит, прежде всего, в источниках управления.

Annotation: in the given work there is a description of mutual addition and communication of two regulators of a society in the process of their existence and development. The author notes that the intercommunication of policy and morality shows up in interweaving into reality the fundamental principles. Also, these aspects have the same functions and these functions directed on regulation of social and moral education. The difference of policies and morals the author finds in the sources of control.

Ключевые слова: политика, взаимосвязь, моральный аспект, нравственность, общественное восприятие, позитивная активность личности.

Key words: politics, intercommunication, the moral aspect of morality, public perception, the positive activity of the individual.

В начале рассмотрения вопроса о взаимодействии и взаимовлиянии политической системы общества и моральной идеологии отметим, что данные аспекты существуют как два элемента, регулирующих направления прогресса общества в целом. Именно политика и мораль задают принципы, выступающие основами становления общественных начал.

Итак, при дальнейшем освещении вопроса, раскроем определяющий смысл данных элементов. Что касается морали, то она представляет собой взгляды, представления и правила, возникающие «как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.»1 В словаре русского языка мораль определяется как «правила нравственности и сама нравственность», а нравственность в свою очередь как «правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение2. Как отмечается в юридической науке «Мораль и нравственность - одно и то же. В научной литературе и в практическом обиходе они употребляются как идентичные. Впрочем, некоторые аналитики пытаются установить здесь различия, предлагая под моралью понимать совокупность норм, а под нравственностью -степень их соблюдения, т.е. фактическое состояние,

1 Комаров С.А. Общая теория государства и права. Учебник. - 2-е изд., изм. и. доп. - М.: Юрайт, 1998. С. 48.

2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.,1987. С. 291,339.

уровень морали. В данном случае мы исходим из тождественности этих понятий»3. Указанное понятие дает нам возможность понимать мораль, как высшую духовную ценность, направленную на регулирование общества, прививая, тем самым, психологическое восприятие нравственных процессов.

Рассмотрев основные определения понятия морали, перейдем к рассмотрению ее сущности. Для понимания сущности морали немаловажную роль играет и выявление тех функций, которые она выполняет. В процессе становления морали установился определенный ряд функций, которые присущи ей в настоящее время4. Рассмотрим основные моральные функции. Итак, в качестве исходной выступает оценочная функция морали. Специфика оценочной функции морали, в отличие от искусства, религии, права, политики и др., заключается прежде всего в том, что оценка производится через призму особых понятий морального сознания: добро и зло, справедливость, долг, совесть и т.д. В моральном сознании сущее сопоставляется с должным. Моральные оценки носят универсальный характер и распространяются фактически на все действия человека. Этого нельзя сказать о праве. Точно так же не везде уместны политические оценки.

Познавательная функция морали. Она не имеет такого же значения, как оценочная, но теснейшим образом с ней связана. Когда индивид

3 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ,2001. С. 292.

4 Ермолаева С.Г. Этика деловых отношений: Учебно-методическое пособие. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. С. 7.

оценивает чужие поступки или свои собственные, он неизбежно получает представление о внутреннем мире своем собственном, других людей. Когда с точки зрения морали дается оценка общего состояния нравов, в определенной мере нам открывается, насколько соответствуют действия государства высшим общественным ценностям, стратегическому направлению развития истории.

Кроме того, следует иметь в виду, что нравственные качества являются необходимым условием всякого познания, особенно научного. Ученый, страдающий необъективностью, склонный к обману, к чрезмерной зависти, корыстолюбию, может исказить (под всякими предлогами) результаты опыта, обмануть других или (под действием чрезмерной одержимости к славе, корысти и т. д.) и самого себя. Познавательная функция морали осуществляется иначе, чем познание в науке. В области морали большую роль играют чувства, вера, интуиция. В научном же познании доминирует разум.

Мировоззренческая функция морали. Мораль не может быть сведена к простым нормам. Обоснование моральных норм моральным сознанием невозможно без понимания высших ценностей, смысла жизни, места человека в мире, представления о мире в целом.

Представление о мире в целом (мировоззрение) невозможно составить на одних лишь выводах науки, ибо они неполны. Научная картина мира и мировоззрение - это совсем не одно и то же. Мировоззрение формируется не только на основе знания, но и включает сложную гамму чувств, представляет собой своеобразный образ мира. Оно формируется через призму специфических понятий: мир рассматривается добрым или злым (или нейтральным в лучшем случае) по отношению к человеку, упорядоченным или хаотичным и т. д. От характера представления о мире зависит решение вопроса о смысле жизни и о счастье человека, зависит понимание природы добра и зла, справедливости и т. д.

Воспитательная функция - одна из важнейших функций морали. Без процесса воспитания - непрерывного, интенсивного и целенаправленного - невозможно существование общества, становление отдельной человеческой личности. В центре воспитания стоит воспитание нравственное, которое и формирует духовный стержень личности.

Регулятивная функция морали является синтезом всех других функций, так как в конечном счете задача морали состоит в направлении помыслов и действий отдельного человека. Регулирует поведение человека не только мораль, но и право, религия, искусство, политическое сознание и др. Однако именно мораль предоставляет

человеку наиболее важные, глубинные ориентиры. Моральные ценности являются центром всего духовного мира личности и оказывают больше воздействие на ее политические позиции, на оценку тех или иных религиозных учений или произведений искусства.

Специфика же регулятивной функции морали состоит в следующем. Во-первых, мораль регулирует практически все сферы жизнедеятельности человека (чего нельзя сказать о праве, эстетическом сознании, политике). Во-вторых, мораль предъявляет к человеку максимальные требования, требует от него четко следовать нравственному идеалу. В-третьих, регулятивная функция морали осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения и моральные убеждения (прежде всего совесть) человека. Несмотря на важность регулятивной функции морали, необходимо в то же время признать, что и мораль не всесильна, об этом свидетельствуют и многочисленные преступления, и повседневная грубость, бестактность5.

Рассмотрев основные функции морали, мы тем самым раскрыли ее сущность. Следует указать, что мораль очень яростно воздействует на общество, нравственно изменяя и направляя.

Определив и раскрыв смысл такого составляющего понятия вопроса, как мораль, перейдем к определению термина «политика». В науке сложилось колоссальное количество определяющих понятий, на всем их основании, мы можем утверждать, что сама по себе политика - представляет собой регулятор общества, осуществляемого посредством поставленных идей, программ и направлений. Значение и роль политики обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Политика в современном обществе выполняет ряд наиболее значимых функций:

1) функцию обеспечения целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию в русле своего предназначения: формулировать общие цели, определять социальные ориентиры, изыскивать для их осуществления необходимые ресурсы;

2) функцию мобилизации и обеспечения общей деятельности;

3) управленческую и регулятивную функцию (политика управляет социальными процессами, регулирует их);

4) функцию политической социализации (политика включает личность в общественные отношения);

5) гуманитарную функцию (функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка,

5 Ермолаева С.Г. Этика деловых отношений: Учебно-методическое пособие. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. С. 7.

гражданского мира и организованности)6.

Итак, после того как мы рассмотрели составляющие понятия, следует рассмотреть их взаимодействие на общественном уровне. Что касается политики и морали, общим является то, что и мораль, и политика призваны управлять поведением людей. Однако методы управления существенно различаются. Мораль опирается прежде всего на убеждения, а главными критериями оценки поступка являются собственная совесть или порицание окружающих. Политика опирается на силу, на использование принудительных мер, а критерием поступка является суд.

Политика - это особый способ регулирования социальных отношений, основанный на писаных законах и опирающийся на политическую власть.

Именно атрибут власти и возможность ее применения отличают политику от всех других средств регулирования общественных отношений.

У политики и морали различные источники (основания) для создания структуры управления.

Мораль основывается на существующих в обществе ценностях, обычаях, традициях, т. е. имеет ценностно-нормативную основу. В основе политики лежат интересы различных социальных групп общества, которые трансформируются в законы (нормы). Политика, по сути дела, начинается с введения в систему управления обществом писаных законов. Правовые нормы придают политике определенную логику развития, делают ее предсказуемой, создают общее правовое поле, определяют пределы компетенции субъектов и участников политического процесса.

Политика как особый вид регуляции социальной жизни необходима для того, чтобы согласовывать общие, обязательные для всех правила и нормы и осуществлять контроль над их выполнением. Но в реальной жизни политика может быть использована как для общего блага всех членов общества, так и для защиты интересов господствующего класса в ущерб другим социальным слоям. Существенным различием между политикой и моралью является также то, что моральные требования носят постоянный, универсальный характер и не зависят от конкретной ситуации, политика же должна учитывать реальные условия и действовать в зависимости от складывающейся ситуации. Кроме того, моральные требования весьма абстрактны и не всегда поддаются точным критериям. Требования политики достаточно конкретны, они облечены в форму законов, за нарушение которых следует наказание7.

6 Барышева А. Д., Овчинникова О. Г., Титова Е. Ю., Торгашева А. С., Стрельцова Н. К. Политология: Курс лекций.-М.:Экзамен, 2009. С. 5-6.

7 Барышева А. Д., Овчинникова О. Г., Титова Е. Ю., Торгашева А. С.,

Стрельцова Н. К. Политология: Курс лекций.-М.:Экзамен, 2009. С. 7.

Также следует отметить, что мораль и политика автономны по отношению друг к другу, хотя и относительно. Разделяющая их функциональная автономия делает их отношения несимметричными. Политика организует совместную жизнь людей и их деятельность, регулирует и контролирует жизнь общества, мораль имеет такие же функции и в то же время контролирует политику (как и другие организационные системы общества - правовую, культурную, идеологическую и пр.). Политика же лишена контроля морали. Иначе говоря, то, что делает политика, не делает мораль. Мораль (в отличие от этики) стоит вне политики и над нею, и потому их соединение оказывается столь сложным и нестойким, а сама проблема их отношений остается традиционной темой философских и политических исследований.

Поскольку политика не контролирует мораль, она лишь может влиять на специфическую мораль конкретных политических действий, политика (конкретная политика) в отличие от идеального морального сознания ситуативна, она сама образует ту или иную общественную, политическую, а следовательно, и этическую, и моральную ситуацию. Тем самым в моральные оценки вносятся ситуативные критерии, которые обычно смягчают нравственные характеристики, добавляют к ним различного рода извиняющие объяснения. Между тем мораль оценивается, как уже отмечалось, с точки зрения высших критериев, абсолютных норм. Моральная оценка политики с точки зрения относительных ситуационных критериев или даже критериев отдельных культур, обществ, эпох делает такие оценки несравнимыми ни с другими подобными оценками, ни с общими принципами, которые вообще в такой ситуации становятся невозможными - что и случается в эпохи безвременья. Оценки дополнительно усложняются тем, что понятия хороший-плохой имеют разный смысл в политике и морали, так же как понятия блага, добра и др8.

Рассмотрев, существенные различия, а также сходство политики и морали, следует подчеркнуть, что данные два элемента в своем соотношении образуют единый спектр направлений, влияющих на развитие общественной жизни. Совершенно невозможно представить то, каким образом будут реализовываться в действительности методы двух регулирующих систем. Политика и мораль взаимно опираются друг на друга. Политическая действительность взаимодействуя с моралью, перенимает ряд нравственных принципов, положительно влияющих на ход общественной жизни, где в свою очередь общество формирует отношение к

8 Кравченко И.И. Бытие политики. — М., 2001 С. 7 8.

государственной власти, данный процесс справедливо можно считать политическим сознанием. Как справедливо отмечает Д.П. Зеркин, в политическом сознании формируются регуляторы политического поведения и выстраивается мотивационная база властных отношений и действий9. Политолог В.А. Мельник раскрывает понятие «политическое сознание» на основе философской трактовки понятия «сознание», которое в самом общем виде обозначает высший уровень духовной активности человека как социального субъекта10. Также можно отметить, что

мораль выступает определенным связующим звеном.

Подводя итог следует констатировать наличие взаимосвязи и взаимовлияния политики и морали, следует также указать что данные понятия тесно соотносимы друг с другом, именно через их взаимодействие формируются многие другие процессы общественной жизни, а также происходят изменения и в политической системе, так как именно мораль воздействует на принятие тех или иных политических решений, формируя определенную систему мораль-политика-общество-мораль-политика.

9 Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций, Ростов-на-Дону, "Феникс", 1997. С. 355.

10 Мельник В.А. Политология: Учеб. - Мн.: Выш. шк., 1996. С. 206.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.