языке поэзии: интонационно-мелодические средства; метр (размер), рифма, строфика, фонические звучание; о языке музыки: мелодия, ритм, гармония и т.д.
Третий уровень иерархии языковых средств - индивидуальный язык художника. Каждый художник имеет свой особый изобразительный язык. И чем он оригинальнее, чем больше отличается от изобразительного языка других художников, тем большую ценность представляют его произведения. Каждый художник - это личность с характерной только для него совокупностью чувств, темперамента, поэтому, чем полнее «раскроет» себя художник посредством своих произведений, тем полнее зритель, слушатель и т.д. воспримет созданное художником в его искусстве. Естественно, что это «раскрытие» личности художника всегда есть раскрытие индивидуальных черт и качеств личности художника. Поэтому, несмотря на то, что многие художники изображают одни и те же объекты, явления, события действительности, у каждого из них будет индивидуальная выразительность художественного языка.
Наконец, четвертый уровень иерархии языковых средств
- это средства самих художественных языков, их структурные составляющие. Так, средствами музыкального языка являются: музыкальные звуки, интервалы, созвучия, лады, тональность, метры, ритмы, тембры и т.д. При этом средства художественных языков сами могут находиться в иерархических отношениях. Так, в музыке тот же метр включает в себя временные доли, объединяющиеся в группы - такты, которые в свою очередь объединяются в группы высшего порядка -музыкальные фразы, предложения, периоды [7, с. 309].
Математические средства художественной культуры. Художники с древности стремились к математической точности отражения действительности. Например, уже давно известны пропорции «золотого сечения», геометрические фигуры всегда использовались и используются в живописи и архитектуре - вспомним хотя бы «черный квадрат» К.С.Малевича или круги В. В. Кандинского, строгий вид египетских пирамид; «магию чисел» в китайском искусстве; математические соотношения частот звуков в музыке; орнаменты, получаемые при графическом изображении решений дифференциальных урав-
Библиографический список
нений и т. д. В то же время можно констатировать, что проникновение математических средств в искусство пока весьма ограничено.
Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить существенную специфическую особенность применения средств в художественной культуре по сравнению с другими видами. Во всех видах культур, кроме художественной, применение тех или иных средств, во-первых, утилитарно и прямолинейно. Во-вторых, если средства применяются в какой-либо совокупности, то эти совокупности не образуют ничего принципиально нового. Поясним это на примерах. Допустим, комплекс средств у рабочего-токаря состоит из токарного станка, набора резцов, набора инструментов и набора приспособлений. Каждый из этих «наборов» существует сам по себе: можно заменить станок, все остальное останется на месте, можно заменить набор резцов... и т.д. Ничего принципиально не изменится. То же самое в науке. Допустим, применение микроскопа, фотоаппарата или синхрофазотрона и компьютеров не образуют новое качество. Фотоаппарат можно заменить, например, телекамерой, компьютеры заменить на какие-либо другие средства обработки информации и т.п. В искусстве иное. Сочетание средств порождает новое, качественно иное «комплексное» средство, неповторимое в его своеобразии. Так, А. Гордон вспоминает процесс озвучивания фильмов А. Тарковского: «Технически процесс озвучивания фильмов состоит из многократного повторения одного и того же кадра или небольшой сцены. И ты, зная каждый кадр, открываешь еще и еще его смысл, его значение, связь слов и действий, изображения, молчания и звука. В какой-то момент ты поражаешься - тебе открывается громадный мир, - такой знакомый уже и, тем не менее, постоянно углубляющейся до бездонности» [8, с. 54]. Или возьмем другой наглядный пример -пауза. В практической, в научной деятельности пауза означает отсутствие действия, отсутствие поступления информации и т.д. Пауза же в искусстве, например, в музыке обретает глубокий смысл, тоже являясь художественным средством. Так же, как и статический кадр в кино. Это свидетельствует о специфике средств художественной культуры.
1. Киященко, Т.М. Виды культур и их взаимодействие. - М.: Просвещение, 2005.
2. Сластенин, В. А. Общая и профессиональная педагогика. - М.: АСТ - Пресс, 2008.
3. Горький, М. Собрание сочинений в 30-ти томах. - Л., 1966. - Т. 25.
4. Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки. - М.: Лабиринт, 2005.
5. Эстетика: учебник для вузов / под ред. И.Т. Фролова. - М.: Высшая школа, 1983.
6. Толстой, Л.Н. Собрание сочинений в 20 томах. - М., 1964.
7. Энциклопедический музыкальный словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1966.
8. О Тарковском / Составитель и автор предисловия М. А. Тарковская. - М.: Прогресс, 1989.
Статья поступила в редакцию 23.06.09
УДК 711.424
М.Е. Зинина, аспирант НГАХА, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ КУЛЬТУР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГОРОДОВ КАЗАХСТАНА
Рассмотрены национальные особенности культуры Казахстана в различные исторические периоды. Определены влияние и взаимосвязь русской культуры при формировании пространственной среды городов Казахстана в различных региональных условиях. Сформулированы основные принципы формообразования городских пространств и названы особенности формирования архитектурно-художественной среды городов Казахстана.
Ключевые слова: синкретность, принципы формирования, различные исторические периоды, принцип корреляции, принцип социально-функциональной обусловленности, принцип национально-региональной преемственности.
Тема «Россия и Казахстан» не нова в научных работах по исследования по теории архитектуры проводились М.М.
архитектуре и искусствознанию. Многими исследователями Мендикуловым, Т.К. Басеновым, Б.А. Глаудиновым, Т.С.
ставился вопрос о тех влияниях, которое оказывало искусство Джанысбековым, Э.М. Байтеновым, К.Т. Ибраевой, где
России на пространственную среду Казахстана, о том, как ставился вопрос о национальных особенностях архитектурно-
усваивался опыт России, как складывалось и как проявлялось художественной культуры Казахстана в различных временных
национальное своеобразие казахского искусства. Научные периодах. На современном этапе строительства новой
столицы государства, а также повсеместного экономического роста городов в различных регионах страны детальное изучение и переосмысление историко-художественных связей России и Казахстана приобретает практическую актуальность.
Синкретность культурного наследия Казахстана выражается в образовании локусов средового пространства, включая градостроительные, объемно-планировочные, стилистические приемы их формообразования. Взаимодействие двух культурных формаций (русской и казахской) обуславливает образование и трансформацию городского пространства на основе ряда принципов преемственности, которые в свою очередь различаются в зависимости от региональных условий Казахстана, а в частности от природно-ландшафтных особенностей и степени этнокультурного диалога между исторически сложившимися национально-территориальными единицами.
Динамика российско-казахстанских отношений, их художественное отображение и интеграция в процессах развития архитектурной среды требуют осмысления истории-ческого опыта взаимодействия государств, анализа сохранившегося межкультурного наследия и обобщения результатов в теоретической базе для практического применения в мероприятиях по реконструкции архитектурных памятников и разработке новых проектных решений общего и локального характера. Важным условием здесь является сравнительный анализ и разделение принципов формирования проектной единицы по регионально-территориальным особенностям, которые помимо схожих природно-ландшафтных факторов также отражают политическую и социокультурную ситуацию в различные исторические периоды.
На основе анализа, изучения и натурного обследования архитектурной среды крупных городов современного Казахстана сформулированы основные принципы формиро-вания городского пространства, которые имеют свою историческую и региональную специфику:
- принцип корреляции - взаимодействия природных и антропогенных характеристик средовых пространств;
- принцип социально-функциональной обусловленности - определение степени объектного содержания функциональной структуры в зависимости от историко-политического развития городской системы;
- принцип национально-региональной преемственности - выражение в облике городской среды тради-ционных стилистических особенностей;
Основными пространственными типологическими составляющими городской структуры, влияющие на архитектурно-художественный образ среды, характерные для региональных условий Казахстана являются:
1. Историческое ядро.
2. Культовые сооружения и общественные здания с прилегающей территорией.
3. Система связанных открытых пространств, определяемая планировочным решением.
На современном этапе каждая из этих структурных составляющих несет в своем облике различную степень влияния формирующих ее принципов, что отчетливо прослеживается в своеобразии архитектурной среды каждого города Казахстана.
Для Северо-Восточного Казахстана характерны более тесные торгово-экономические связи с Россией, так как этот регион первым вошел в состав Российского государства согласно международно-правового акта о добровольном присоединении (1731г). Этот период характерен развитием городов крепостей, возникших как военно-административные фортификационные укрепления. Изначально, военные форштадты были основаны и построены русскими казаками и поэтому несли в своем архитектурном образе традиции сибирского зодчества XVI-XVII веков. Типовые, готовые генеральные планы военных крепостей составлялись русскими градостроителями, и умело вписывались в природный ландшафт Северно-Восточного Казахстана [1]. Русские топографы учитывали естественный рельеф почвы, особенности
водных артерий в создании неповторимых образов крепостей, выполнявших оборонительную функцию. Речная система, образовывая различные меандры, определяла центр истории-ческого ядра, его транспортно-пешеходную сеть и часто функциональное зонирование укрепления. Примером может служить река Иртыш (крепости Павлодарская, Усть-Каменогорская, Семипалатинская) которая представляет собой мощный транспортный узел, определяющий направление улиц, проложенных перпендикулярно и параллельно изгибу ее берегов, а также размещение стратегических портовоторговых объектов в непос-редственной близости к воде. Художественный образ города в основном формировался за счет христианских культовых сооружений и общественных зданий, прилегающей открытой территории (площадь гарнизона, базар, заезжий двор), а также окружающей малоэтажной застройки в сочетании с рельефом местности. Культовые сооружения, однако, имели свои региональные черты: это типизация и упрощение декоративных элементов, поли-хромная цветовая гамма, использование в строительстве преимущественно дерева и камня.
В монументальном зодчестве художественная эклектика казахов в северо-восточном регионе выразилось в широком распространении простого, но выразительного «наземного» типа культового здания - без кубического или призматического основания. Также произошли изменения в облике исконно русских православных сооружений. В первую очередь это связанно с заменой шатровых завершений куполов над средокрестием и притвором, характерными для русского народного зодчества, полусферическими куполами, а также с исчезновением четырех глав, обычно располагаемых на углах куба зала храма. Вероятно, эти изменения обусловлены политикой русского правительства и проявлением тактичности переселенцев по отношению к местному населению, их религиозным чувствам, нацио-нальным традициям. В архитектуре культовых зданий эта "благосклонность" проявилась отказом строителей от таких важнейших внешних атрибутов христианских храмов, как главки креста и использованием элементов местного зодчества.
В жилищном строительстве присоединение к России способствовало развитию оседлой формы хозяйствования, приведшему к более интенсивному развитию на фоне "шо-шалы" (землянок и полуземлянок) наземного, прямоугольного в плане жилища. Наряду с местными типами жилищ, имеющих обычно саманные стены и плоскую кровлю, появляются рубленые избы русских переселенцев, украинские мазанки.
В XIX - XX веке особого размаха достигает строительство самых разных типов общественных зданий: административно-управленческого характера, культурно-просветительских, больнично-оздоровительных, зрелищно-развлекательных учреждений, столовых и ресторанов, гостиничных, производственных комплексов, большинство из которых ранее были неизвестны в Казахстане. Вместе с этим, натурное обследование, изучение особенностей композиций сохранившихся гражданских зданий и сооружений показывает, что они полностью отвечают особенностям архитектурного развития России XIX - начала ХХ века.
Синкретность формирования архитектурной среды северо-восточного Казахстана формулируется на основе:
- гармоничного отношения природного ландшафта и антропогенной среды, принципов силуэтно-панорамного восприятия;
- преобладания в социально-функциональной структуре объектного содержания характерного для развития общероссийских городских пространств;
- стилизаторского решения отдельных городских ансамблей и сооружений с использованием элементов казахского этноса.
Интересен и показателен пример развития нынешней (современной) столицы государства - города Астаны. Природноклиматические условия новой столицы отличаются суровым, резко континентальным климатом и скупым мало-выраженным рельефом местности и соответственно бедной
цветовой палитрой окружающего степного ланд-шафта, характерного для Центрального Казахстана. Истори-чески город был основан как опорный пункт царского правительства в годы присоединения Казахстана к России, соответственно историческое ядро современного города представляет собой прямоугольную разбивку улиц и кварталов, с общественной площадью на которой когда-то существовал базар и деревянная церковь (ныне не сохранившаяся). Типовые проекты русских фортификации-онных укреплений заложили структуру развития транспо-ртной сети города, размещение основных доминант в виде культовых сооружений, тем самым, сформировав локальные пространственные единицы -модули, связанные между собой жилой застройкой. Влияние на архитектуру города продол-жилось в период связанного с переселением крестьян из центральной России для освоения целинных земель Каза-хстана. Появление функционально новых типов зданий и привнесение в архитектурный образ среды города после-довательных веяний русского деревянного и каменного зодчества (XVIII - XIX вв.), а позднее стилевых особенностей классицизма (конец XIX в.), модерна (середина XX в.), конструктивизма (1945-1980гг.) переплелись с националь-ными особенностями казахских кочевых традиций и вылились в своеобразный эклектизм русско-казахской культуры.
Мощным стимулом развития города является приобретение в 1998 году статуса столицы государства. Помимо обширного градостроительного развития, в рамках сохранения историко-культурного наследия были определены зоны реконструкции и рекультивации архитектурной среды, в которую входят памятники архитектуры, относящиеся к русской традиционной школе зодчества. Интересна морфология развития открытых пространств, структура которых состоит из чередования природных и исторических элементов, и их объектных составляющих. Важной особенностью таких пространств является уместное включение национальных стилистических приемов казахского этноса. Примером может служить одна из главных транспортных артерий города, состоящая из системы линейных и локальных образований -проспект Республики (ранее проспект Ленина). Формирование архитектуры улицы происходило главным образов в годы серийного типового строительства, что определило монотонность художественного решения. В процессе реконструкции, благодаря появлению новых строительных материалов было применено фасадное декорирование элементами казахского орнамента, объединение в единую стилистическую группу входных зон торговых учреждений, традиционно расположенных на первых этажах жилых зданий, а также озеленение и насыщение пространства малыми архитектурными формами. В результате улица приобрела функциональную и информативную содержательность, а также архитектурно-художественную выразительность, чем привлекает коренных жителей и гостей города.
Специфичные особенности формирования архитектурной среды городов Центрального Казахстана определяются: Контрастно-нюансным отношением антропогенной и природной среды (силуэт современного города контрастирует со степным ландшафтом, тактично включая в природную поли-хромную цветовую гамму ярких элементов застройки).
1. Социально-функциональной структурой городской среды, которая в количественном отношении определяется объектным содержанием исторических зданий и сооружений, относящихся к временным периодам:
a) присоединения Казахстана к России (XVII в.) - 26%,
b) советскому (1920-1991гг.) - 62%,
в) независимости Казахстана (1991г. - по н.в.) - 12% .
2. Исключение составляет г. Астана, где в виду масштабного строительства с 1998 года количественные отношения изменились соответственно 13% - 34% - 53%. стилистической направленностью, обусловленной умеренным содержанием национальных элементов русско-казахской традиции, выраженной в моноструктурных культовых сооружениях.
Существенно отличается формирование архитектурной среды регионы Южного и Западного Казахстана по сравнению с другими областями страны. Эта территория, освоенная человеком еще в III тыс. до н.э. имеет богатую культуру, взаимосвязанную с народами Средней Азии [2]. Главным социально-политическим фактором обуславливающим развитие исторических городов южного и западного региона является торговля. Великий шёлковый путь проходил через Казахстан и связывал Китай с Византией. От главной дороги отходили ветви на север в степи Центрального Казахстана, в Сарыарку; на Иртыш, Алтай и Монголию. В местах пересечения караванных путей, возле немногочисленных водных источников, на границе степи и культурных земель образовывались первые города. Характерным приемом организации городской среды можно назвать дифференциацию огороженного города на три составляющие: цитадель, шах-ристан и рабад. Сырцово-саманная застройка рабада была рассредоточена по линии каналов существовавшей ирригационной системы водоснабжения с характерной упорядоченностью и компактностью. Отличительным градообразующим признаком таких городов являлась проходящая через весь город главная улица с хорошо развитой торговой инфраструктурой, которая зачастую была пешеходной и перетекала от линейных участков в систему площадей и открытых рынков (сараи) и ремесленных кварталов. Такой своеобразный арбат был историческим, композиционным и культурным центром городской жизни, где были сосредоточены основные культовые, социально-политические сооружения. Система узких улочек и переулков образовывала прямолинейную либо центрическую систему кварталов, а расположенные неподалеку религиозные здания создавали основные композиционные взаимосвязи. Общим во всех полиструктурных постройках юго-запада Казахстана является функциональное деление: с открытым внутренним двором (айваном) и без него, что характерно для всех типов застройки
- жилой, культовой, общественной.
Активное включение русского стиля в архитектурную среду этого региона произошло намного позже, чем во всех других областях. Это было обусловлено отдаленностью территории, а также историко-политическим фактом - Южная и частично Западная область входили в состав Старшего Жуза казахского ханства. Присоединение этой области произошло только в XIX веке, до этого времени влияние ограничивалось торговыми отношениями, частичным заимствованием строительных технологий и ряда стилистических элементов декора в монументальном зодчестве. Так, применение ритмических вертикальных ниш с полуциркульным завершением, являющимся почти единственным мотивом художественного оформления фасадов, а также лучковый купол над входным павильоном культового здания возникали под прямым влиянием русской архитектуры.
Советский период начинается с 1917 года и характеризуется строительным промышленным ростом и масс-совым переходом казахского кочевого населения к оседлости. В первые годы коллективизации возникло большинство сельских населенных мест. Уже в начале 1920-х годов в структуру южного поселения с гнездовым характером начали проникать планировочные решения с квадратной нарезкой жилых кварталов и строго линейной сетью улиц, что было характерно для типично русских деревень. В 1927 году строительство Туркестано-Сибирской железной дороги
оказало преобразующее воздействие не только на экономику республики, но и на последующее планировочное решение городов и населенных мест. Среди городов этого региона отметим бывший город Верный, возникший как фортификационное укрепление, а затем приобретший с 1921 года статус столицы Казахстана и получивший название Алма-Ата. Этот город в значительной степени испытал влияние русской архитектуры и градостроительства. Изначально планировка города была сформирована согласно генеральным планам, составленными петербургскими геодезистами. После социально-политических преобразований город начал развиваться
согласно идейно-социалистической направленности того периода. Разворачивается повсеместное строительство административных, культурно-общественных и жилых зда-ний несущих в своем образе идеи неоклассицизма и русского модерна [3]. Но следует отметить, что именно в южных регионах республики принцип сохранения исторически сложившихся структурных художественных элементов казахского этноса был одним из превалирующих. На месте ветхих саманных сооружений возводились новые монументальные, при этом наблюдается сохранение и закрепление первоначальной планировочной идеи исторического ядра.
Особенности архитектурно-художественного формирования пространственной среды городов Южного и Западного Казахстана характеризуются:
1. Агрессивным горным рельефом - ритмическая застройка жилых кварталов с высотными доминантами культурно-общественных сооружений.
2. Пустынным и полупустынным ландшафтом - целостные доминирующие объемы монументальных зданий в сочетании с группированной жилой застройкой.
3. Социально-функциональным содержанием, формирующимся в два этапа - до и после присоединения Казахстана к России и что соответствует делению на:
- Среднеазиатскую полиструктурную модель функционального зонирования,
Библиографический список
- Поочередно - фортификационную, капиталистическую, социалистическую объемно-планировочную модели.
4. Архитектурно-объемным и планировочным синтезом среднеазиатской, русской и казахской культуры в различных отношениях в зависимости от исторических периодов.
5. Выразительностью контрастирующих природных и антропогенных элементов в двух основных аспектах.
Стилевая направленность городской архитектуры Казахстана на протяжении разных исторических периодов была взаимосвязана с общероссийскими тенденциями художественного развития зодчества. Влияние национальных традиций русской школы отражались в пространственной среде в различной степени воздействия в зависимости от регионально-территориальных границ. В целом эклектика развития двух культур, обусловленная тесными социально-политическими и экономическими связями, и вносит своеобразные решения в архитектурно-пространственную среду всех крупных городов Казахстана. В архитектуре городов (конец XIX -ХХ вв.) наблюдается процесс поиска национального казахского художественного направления с опосредованными, более или менее устойчивыми стилистическими особенностями, входящими в рамки общероссийского истории-ческого развития пространственной среды.
1. Глаудинов, Б. А. Архитектура советского Казахстана // М.: Стройиздат, 1987.
2. Байпаков, К. Древние города Казахстана // Алматы: Аруна ЬМ., 2006.
3. Беккер, А.Ю. Современная городская среда и архитектурное наследие // М.: Стройиздат, 1989.
Статья поступила в редакцию 24.06.09
УДК 751.1+293
Ю.А. Крейдун, соискатель АлтГУ, г. Барнаул, Е-mail: [email protected] Е.В. Шарова, доцент АлтГТУ, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
АРХИТЕКТУРА И ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСВА ХРАМА ВСЕМИЛОСТОВОГО СПАСА В УЛАЛЕ
В статье исследован один из наиболее выразительных памятников архитектуры Горного Алтая конца XIX века - храм Всемилостивого Спаса в Улале (совр. г. Горно-Алтайск). В середине XX столетия храм был утрачен, однако по сохранившимся фотографиям, архивным документам и воспоминаниям старожилов удалось воссоздать его облик и важнейшие архитектурные черты. Архитектуре этого храма было свойственно отсутствие «чистоты» стиля и одновременное возвращение к истокам русской архитектуры (в деталях), что было характерно для того времени. Несмотря на то, что строительство храма производилось без участия профессиональных инженеров, пропорции храма практически соответствуют золотому сечению, хотя и просматривается, что в проектировании не участвовал архитектор. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что архитектура данного храма вполне соответствует концу XIX века, когда чистота русско-византийского стиля нарушалась сочетание разнохарактерных традиций, приемов и форм, эклектических вкраплений.
Ключевые слова: архитектура православных храмов, алтайская духовная миссии, храм Всемилостивого Спаса в Улале.
-объект,
название
-время
Самой значительной по величине и красоте постройкой Улалы конца XIX века являлся храм Всемилостивого Спаса. Восстановление его облика, анализ архитектурных деталей позволит оценить, насколько удалось развить строительное и архитектурное мастерство в регионе в дореволюционный период. Прежде чем анализировать архитектурное сооружение, необходимо задать алгоритм по которому можно было бы наиболее подробно и комплексно выявить все его стилистические закономерности или особенности.
Применяемый в науке метод структурного анализа позволяет рассматривать любой объект как систему, которая имеет совокупность общих свойств, выраженных в структуре, которая характеризует эту систему. Подход к изучению архитектурного объекта, как к системе, позволяет оценить механизм взаимодействия компонентов в конкретной системе, значение отдельных требований, которые обусловливают решение в связи с пониманием целого, и гарантирует раз-
носторонность и полноту рассмотрения объекта во взаимодействии с окружающей средой. Формально метод структурного анализа можно заключить в следующую схему.
1 блок 2 блок 3 блок
исторический градостроительный объемно
-автор
(фуппа)
-история
-географическое
расположение
-описание ситуации, ландшафта
-видовые кадры
-значение объекта в застройке
-общая объемная КОМПО- ЗИЦИЯ •пласти- ческая структура
описание плана -описание фасадов
4блок
детальный
-купол
-колокольня
-кровля
-оконные
проемы
графическое
изображение
выводы