Научная статья на тему 'Взаимосвязь и взаимовлияние культур при формировании архитектурно-художественной среды городов Казахстана'

Взаимосвязь и взаимовлияние культур при формировании архитектурно-художественной среды городов Казахстана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
658
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНКРЕТНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ / РАЗЛИЧНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ / ПРИНЦИП КОРРЕЛЯЦИИ / ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ / ПРИНЦИП НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ / SINCRECITY / PRINCIPLES OF FORMATION / DIFFERENT HISTORICAL PERIODS / CORRELATION PRINCIPLE / SOCIO-FUNCTIONAL STIPULATION / NATIONAL-REGIONAL SUCCESSION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зинина М. Е.

Рассмотрены национальные особенности культуры Казахстана в различные исторические периоды. Определены влияние и взаимосвязь русской культуры при формировании пространственной среды городов Казахстана в различных региональных условиях. Сформулированы основные принципы формообразования городских пространств и названы особенности формирования архитектурно-художественной среды городов Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERCONNECTION AND MUTUAL INFLUENCE OF CULTURES IN THE FORMATION OF ARCHITECTURAL AND ART ENVIRONMENT OF KAZAKHSTAN CITIES REFERENCES

The national features of Kazakhstan culture in different historical periods are examined. The influence and interconnection of Russian culture in the formation of spatial environment of Kazakhstan cities under different regional conditions are determined. The main principles of city space formation are specified, and the features of architectural and art environment formation of Kazakhstan cities are indicated.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь и взаимовлияние культур при формировании архитектурно-художественной среды городов Казахстана»

языке поэзии: интонационно-мелодические средства; метр (размер), рифма, строфика, фонические звучание; о языке музыки: мелодия, ритм, гармония и т.д.

Третий уровень иерархии языковых средств - индивидуальный язык художника. Каждый художник имеет свой особый изобразительный язык. И чем он оригинальнее, чем больше отличается от изобразительного языка других художников, тем большую ценность представляют его произведения. Каждый художник - это личность с характерной только для него совокупностью чувств, темперамента, поэтому, чем полнее «раскроет» себя художник посредством своих произведений, тем полнее зритель, слушатель и т.д. воспримет созданное художником в его искусстве. Естественно, что это «раскрытие» личности художника всегда есть раскрытие индивидуальных черт и качеств личности художника. Поэтому, несмотря на то, что многие художники изображают одни и те же объекты, явления, события действительности, у каждого из них будет индивидуальная выразительность художественного языка.

Наконец, четвертый уровень иерархии языковых средств

- это средства самих художественных языков, их структурные составляющие. Так, средствами музыкального языка являются: музыкальные звуки, интервалы, созвучия, лады, тональность, метры, ритмы, тембры и т.д. При этом средства художественных языков сами могут находиться в иерархических отношениях. Так, в музыке тот же метр включает в себя временные доли, объединяющиеся в группы - такты, которые в свою очередь объединяются в группы высшего порядка -музыкальные фразы, предложения, периоды [7, с. 309].

Математические средства художественной культуры. Художники с древности стремились к математической точности отражения действительности. Например, уже давно известны пропорции «золотого сечения», геометрические фигуры всегда использовались и используются в живописи и архитектуре - вспомним хотя бы «черный квадрат» К.С.Малевича или круги В. В. Кандинского, строгий вид египетских пирамид; «магию чисел» в китайском искусстве; математические соотношения частот звуков в музыке; орнаменты, получаемые при графическом изображении решений дифференциальных урав-

Библиографический список

нений и т. д. В то же время можно констатировать, что проникновение математических средств в искусство пока весьма ограничено.

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить существенную специфическую особенность применения средств в художественной культуре по сравнению с другими видами. Во всех видах культур, кроме художественной, применение тех или иных средств, во-первых, утилитарно и прямолинейно. Во-вторых, если средства применяются в какой-либо совокупности, то эти совокупности не образуют ничего принципиально нового. Поясним это на примерах. Допустим, комплекс средств у рабочего-токаря состоит из токарного станка, набора резцов, набора инструментов и набора приспособлений. Каждый из этих «наборов» существует сам по себе: можно заменить станок, все остальное останется на месте, можно заменить набор резцов... и т.д. Ничего принципиально не изменится. То же самое в науке. Допустим, применение микроскопа, фотоаппарата или синхрофазотрона и компьютеров не образуют новое качество. Фотоаппарат можно заменить, например, телекамерой, компьютеры заменить на какие-либо другие средства обработки информации и т.п. В искусстве иное. Сочетание средств порождает новое, качественно иное «комплексное» средство, неповторимое в его своеобразии. Так, А. Гордон вспоминает процесс озвучивания фильмов А. Тарковского: «Технически процесс озвучивания фильмов состоит из многократного повторения одного и того же кадра или небольшой сцены. И ты, зная каждый кадр, открываешь еще и еще его смысл, его значение, связь слов и действий, изображения, молчания и звука. В какой-то момент ты поражаешься - тебе открывается громадный мир, - такой знакомый уже и, тем не менее, постоянно углубляющейся до бездонности» [8, с. 54]. Или возьмем другой наглядный пример -пауза. В практической, в научной деятельности пауза означает отсутствие действия, отсутствие поступления информации и т.д. Пауза же в искусстве, например, в музыке обретает глубокий смысл, тоже являясь художественным средством. Так же, как и статический кадр в кино. Это свидетельствует о специфике средств художественной культуры.

1. Киященко, Т.М. Виды культур и их взаимодействие. - М.: Просвещение, 2005.

2. Сластенин, В. А. Общая и профессиональная педагогика. - М.: АСТ - Пресс, 2008.

3. Горький, М. Собрание сочинений в 30-ти томах. - Л., 1966. - Т. 25.

4. Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки. - М.: Лабиринт, 2005.

5. Эстетика: учебник для вузов / под ред. И.Т. Фролова. - М.: Высшая школа, 1983.

6. Толстой, Л.Н. Собрание сочинений в 20 томах. - М., 1964.

7. Энциклопедический музыкальный словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1966.

8. О Тарковском / Составитель и автор предисловия М. А. Тарковская. - М.: Прогресс, 1989.

Статья поступила в редакцию 23.06.09

УДК 711.424

М.Е. Зинина, аспирант НГАХА, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ КУЛЬТУР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГОРОДОВ КАЗАХСТАНА

Рассмотрены национальные особенности культуры Казахстана в различные исторические периоды. Определены влияние и взаимосвязь русской культуры при формировании пространственной среды городов Казахстана в различных региональных условиях. Сформулированы основные принципы формообразования городских пространств и названы особенности формирования архитектурно-художественной среды городов Казахстана.

Ключевые слова: синкретность, принципы формирования, различные исторические периоды, принцип корреляции, принцип социально-функциональной обусловленности, принцип национально-региональной преемственности.

Тема «Россия и Казахстан» не нова в научных работах по исследования по теории архитектуры проводились М.М.

архитектуре и искусствознанию. Многими исследователями Мендикуловым, Т.К. Басеновым, Б.А. Глаудиновым, Т.С.

ставился вопрос о тех влияниях, которое оказывало искусство Джанысбековым, Э.М. Байтеновым, К.Т. Ибраевой, где

России на пространственную среду Казахстана, о том, как ставился вопрос о национальных особенностях архитектурно-

усваивался опыт России, как складывалось и как проявлялось художественной культуры Казахстана в различных временных

национальное своеобразие казахского искусства. Научные периодах. На современном этапе строительства новой

столицы государства, а также повсеместного экономического роста городов в различных регионах страны детальное изучение и переосмысление историко-художественных связей России и Казахстана приобретает практическую актуальность.

Синкретность культурного наследия Казахстана выражается в образовании локусов средового пространства, включая градостроительные, объемно-планировочные, стилистические приемы их формообразования. Взаимодействие двух культурных формаций (русской и казахской) обуславливает образование и трансформацию городского пространства на основе ряда принципов преемственности, которые в свою очередь различаются в зависимости от региональных условий Казахстана, а в частности от природно-ландшафтных особенностей и степени этнокультурного диалога между исторически сложившимися национально-территориальными единицами.

Динамика российско-казахстанских отношений, их художественное отображение и интеграция в процессах развития архитектурной среды требуют осмысления истории-ческого опыта взаимодействия государств, анализа сохранившегося межкультурного наследия и обобщения результатов в теоретической базе для практического применения в мероприятиях по реконструкции архитектурных памятников и разработке новых проектных решений общего и локального характера. Важным условием здесь является сравнительный анализ и разделение принципов формирования проектной единицы по регионально-территориальным особенностям, которые помимо схожих природно-ландшафтных факторов также отражают политическую и социокультурную ситуацию в различные исторические периоды.

На основе анализа, изучения и натурного обследования архитектурной среды крупных городов современного Казахстана сформулированы основные принципы формиро-вания городского пространства, которые имеют свою историческую и региональную специфику:

- принцип корреляции - взаимодействия природных и антропогенных характеристик средовых пространств;

- принцип социально-функциональной обусловленности - определение степени объектного содержания функциональной структуры в зависимости от историко-политического развития городской системы;

- принцип национально-региональной преемственности - выражение в облике городской среды тради-ционных стилистических особенностей;

Основными пространственными типологическими составляющими городской структуры, влияющие на архитектурно-художественный образ среды, характерные для региональных условий Казахстана являются:

1. Историческое ядро.

2. Культовые сооружения и общественные здания с прилегающей территорией.

3. Система связанных открытых пространств, определяемая планировочным решением.

На современном этапе каждая из этих структурных составляющих несет в своем облике различную степень влияния формирующих ее принципов, что отчетливо прослеживается в своеобразии архитектурной среды каждого города Казахстана.

Для Северо-Восточного Казахстана характерны более тесные торгово-экономические связи с Россией, так как этот регион первым вошел в состав Российского государства согласно международно-правового акта о добровольном присоединении (1731г). Этот период характерен развитием городов крепостей, возникших как военно-административные фортификационные укрепления. Изначально, военные форштадты были основаны и построены русскими казаками и поэтому несли в своем архитектурном образе традиции сибирского зодчества XVI-XVII веков. Типовые, готовые генеральные планы военных крепостей составлялись русскими градостроителями, и умело вписывались в природный ландшафт Северно-Восточного Казахстана [1]. Русские топографы учитывали естественный рельеф почвы, особенности

водных артерий в создании неповторимых образов крепостей, выполнявших оборонительную функцию. Речная система, образовывая различные меандры, определяла центр истории-ческого ядра, его транспортно-пешеходную сеть и часто функциональное зонирование укрепления. Примером может служить река Иртыш (крепости Павлодарская, Усть-Каменогорская, Семипалатинская) которая представляет собой мощный транспортный узел, определяющий направление улиц, проложенных перпендикулярно и параллельно изгибу ее берегов, а также размещение стратегических портовоторговых объектов в непос-редственной близости к воде. Художественный образ города в основном формировался за счет христианских культовых сооружений и общественных зданий, прилегающей открытой территории (площадь гарнизона, базар, заезжий двор), а также окружающей малоэтажной застройки в сочетании с рельефом местности. Культовые сооружения, однако, имели свои региональные черты: это типизация и упрощение декоративных элементов, поли-хромная цветовая гамма, использование в строительстве преимущественно дерева и камня.

В монументальном зодчестве художественная эклектика казахов в северо-восточном регионе выразилось в широком распространении простого, но выразительного «наземного» типа культового здания - без кубического или призматического основания. Также произошли изменения в облике исконно русских православных сооружений. В первую очередь это связанно с заменой шатровых завершений куполов над средокрестием и притвором, характерными для русского народного зодчества, полусферическими куполами, а также с исчезновением четырех глав, обычно располагаемых на углах куба зала храма. Вероятно, эти изменения обусловлены политикой русского правительства и проявлением тактичности переселенцев по отношению к местному населению, их религиозным чувствам, нацио-нальным традициям. В архитектуре культовых зданий эта "благосклонность" проявилась отказом строителей от таких важнейших внешних атрибутов христианских храмов, как главки креста и использованием элементов местного зодчества.

В жилищном строительстве присоединение к России способствовало развитию оседлой формы хозяйствования, приведшему к более интенсивному развитию на фоне "шо-шалы" (землянок и полуземлянок) наземного, прямоугольного в плане жилища. Наряду с местными типами жилищ, имеющих обычно саманные стены и плоскую кровлю, появляются рубленые избы русских переселенцев, украинские мазанки.

В XIX - XX веке особого размаха достигает строительство самых разных типов общественных зданий: административно-управленческого характера, культурно-просветительских, больнично-оздоровительных, зрелищно-развлекательных учреждений, столовых и ресторанов, гостиничных, производственных комплексов, большинство из которых ранее были неизвестны в Казахстане. Вместе с этим, натурное обследование, изучение особенностей композиций сохранившихся гражданских зданий и сооружений показывает, что они полностью отвечают особенностям архитектурного развития России XIX - начала ХХ века.

Синкретность формирования архитектурной среды северо-восточного Казахстана формулируется на основе:

- гармоничного отношения природного ландшафта и антропогенной среды, принципов силуэтно-панорамного восприятия;

- преобладания в социально-функциональной структуре объектного содержания характерного для развития общероссийских городских пространств;

- стилизаторского решения отдельных городских ансамблей и сооружений с использованием элементов казахского этноса.

Интересен и показателен пример развития нынешней (современной) столицы государства - города Астаны. Природноклиматические условия новой столицы отличаются суровым, резко континентальным климатом и скупым мало-выраженным рельефом местности и соответственно бедной

цветовой палитрой окружающего степного ланд-шафта, характерного для Центрального Казахстана. Истори-чески город был основан как опорный пункт царского правительства в годы присоединения Казахстана к России, соответственно историческое ядро современного города представляет собой прямоугольную разбивку улиц и кварталов, с общественной площадью на которой когда-то существовал базар и деревянная церковь (ныне не сохранившаяся). Типовые проекты русских фортификации-онных укреплений заложили структуру развития транспо-ртной сети города, размещение основных доминант в виде культовых сооружений, тем самым, сформировав локальные пространственные единицы -модули, связанные между собой жилой застройкой. Влияние на архитектуру города продол-жилось в период связанного с переселением крестьян из центральной России для освоения целинных земель Каза-хстана. Появление функционально новых типов зданий и привнесение в архитектурный образ среды города после-довательных веяний русского деревянного и каменного зодчества (XVIII - XIX вв.), а позднее стилевых особенностей классицизма (конец XIX в.), модерна (середина XX в.), конструктивизма (1945-1980гг.) переплелись с националь-ными особенностями казахских кочевых традиций и вылились в своеобразный эклектизм русско-казахской культуры.

Мощным стимулом развития города является приобретение в 1998 году статуса столицы государства. Помимо обширного градостроительного развития, в рамках сохранения историко-культурного наследия были определены зоны реконструкции и рекультивации архитектурной среды, в которую входят памятники архитектуры, относящиеся к русской традиционной школе зодчества. Интересна морфология развития открытых пространств, структура которых состоит из чередования природных и исторических элементов, и их объектных составляющих. Важной особенностью таких пространств является уместное включение национальных стилистических приемов казахского этноса. Примером может служить одна из главных транспортных артерий города, состоящая из системы линейных и локальных образований -проспект Республики (ранее проспект Ленина). Формирование архитектуры улицы происходило главным образов в годы серийного типового строительства, что определило монотонность художественного решения. В процессе реконструкции, благодаря появлению новых строительных материалов было применено фасадное декорирование элементами казахского орнамента, объединение в единую стилистическую группу входных зон торговых учреждений, традиционно расположенных на первых этажах жилых зданий, а также озеленение и насыщение пространства малыми архитектурными формами. В результате улица приобрела функциональную и информативную содержательность, а также архитектурно-художественную выразительность, чем привлекает коренных жителей и гостей города.

Специфичные особенности формирования архитектурной среды городов Центрального Казахстана определяются: Контрастно-нюансным отношением антропогенной и природной среды (силуэт современного города контрастирует со степным ландшафтом, тактично включая в природную поли-хромную цветовую гамму ярких элементов застройки).

1. Социально-функциональной структурой городской среды, которая в количественном отношении определяется объектным содержанием исторических зданий и сооружений, относящихся к временным периодам:

a) присоединения Казахстана к России (XVII в.) - 26%,

b) советскому (1920-1991гг.) - 62%,

в) независимости Казахстана (1991г. - по н.в.) - 12% .

2. Исключение составляет г. Астана, где в виду масштабного строительства с 1998 года количественные отношения изменились соответственно 13% - 34% - 53%. стилистической направленностью, обусловленной умеренным содержанием национальных элементов русско-казахской традиции, выраженной в моноструктурных культовых сооружениях.

Существенно отличается формирование архитектурной среды регионы Южного и Западного Казахстана по сравнению с другими областями страны. Эта территория, освоенная человеком еще в III тыс. до н.э. имеет богатую культуру, взаимосвязанную с народами Средней Азии [2]. Главным социально-политическим фактором обуславливающим развитие исторических городов южного и западного региона является торговля. Великий шёлковый путь проходил через Казахстан и связывал Китай с Византией. От главной дороги отходили ветви на север в степи Центрального Казахстана, в Сарыарку; на Иртыш, Алтай и Монголию. В местах пересечения караванных путей, возле немногочисленных водных источников, на границе степи и культурных земель образовывались первые города. Характерным приемом организации городской среды можно назвать дифференциацию огороженного города на три составляющие: цитадель, шах-ристан и рабад. Сырцово-саманная застройка рабада была рассредоточена по линии каналов существовавшей ирригационной системы водоснабжения с характерной упорядоченностью и компактностью. Отличительным градообразующим признаком таких городов являлась проходящая через весь город главная улица с хорошо развитой торговой инфраструктурой, которая зачастую была пешеходной и перетекала от линейных участков в систему площадей и открытых рынков (сараи) и ремесленных кварталов. Такой своеобразный арбат был историческим, композиционным и культурным центром городской жизни, где были сосредоточены основные культовые, социально-политические сооружения. Система узких улочек и переулков образовывала прямолинейную либо центрическую систему кварталов, а расположенные неподалеку религиозные здания создавали основные композиционные взаимосвязи. Общим во всех полиструктурных постройках юго-запада Казахстана является функциональное деление: с открытым внутренним двором (айваном) и без него, что характерно для всех типов застройки

- жилой, культовой, общественной.

Активное включение русского стиля в архитектурную среду этого региона произошло намного позже, чем во всех других областях. Это было обусловлено отдаленностью территории, а также историко-политическим фактом - Южная и частично Западная область входили в состав Старшего Жуза казахского ханства. Присоединение этой области произошло только в XIX веке, до этого времени влияние ограничивалось торговыми отношениями, частичным заимствованием строительных технологий и ряда стилистических элементов декора в монументальном зодчестве. Так, применение ритмических вертикальных ниш с полуциркульным завершением, являющимся почти единственным мотивом художественного оформления фасадов, а также лучковый купол над входным павильоном культового здания возникали под прямым влиянием русской архитектуры.

Советский период начинается с 1917 года и характеризуется строительным промышленным ростом и масс-совым переходом казахского кочевого населения к оседлости. В первые годы коллективизации возникло большинство сельских населенных мест. Уже в начале 1920-х годов в структуру южного поселения с гнездовым характером начали проникать планировочные решения с квадратной нарезкой жилых кварталов и строго линейной сетью улиц, что было характерно для типично русских деревень. В 1927 году строительство Туркестано-Сибирской железной дороги

оказало преобразующее воздействие не только на экономику республики, но и на последующее планировочное решение городов и населенных мест. Среди городов этого региона отметим бывший город Верный, возникший как фортификационное укрепление, а затем приобретший с 1921 года статус столицы Казахстана и получивший название Алма-Ата. Этот город в значительной степени испытал влияние русской архитектуры и градостроительства. Изначально планировка города была сформирована согласно генеральным планам, составленными петербургскими геодезистами. После социально-политических преобразований город начал развиваться

согласно идейно-социалистической направленности того периода. Разворачивается повсеместное строительство административных, культурно-общественных и жилых зда-ний несущих в своем образе идеи неоклассицизма и русского модерна [3]. Но следует отметить, что именно в южных регионах республики принцип сохранения исторически сложившихся структурных художественных элементов казахского этноса был одним из превалирующих. На месте ветхих саманных сооружений возводились новые монументальные, при этом наблюдается сохранение и закрепление первоначальной планировочной идеи исторического ядра.

Особенности архитектурно-художественного формирования пространственной среды городов Южного и Западного Казахстана характеризуются:

1. Агрессивным горным рельефом - ритмическая застройка жилых кварталов с высотными доминантами культурно-общественных сооружений.

2. Пустынным и полупустынным ландшафтом - целостные доминирующие объемы монументальных зданий в сочетании с группированной жилой застройкой.

3. Социально-функциональным содержанием, формирующимся в два этапа - до и после присоединения Казахстана к России и что соответствует делению на:

- Среднеазиатскую полиструктурную модель функционального зонирования,

Библиографический список

- Поочередно - фортификационную, капиталистическую, социалистическую объемно-планировочную модели.

4. Архитектурно-объемным и планировочным синтезом среднеазиатской, русской и казахской культуры в различных отношениях в зависимости от исторических периодов.

5. Выразительностью контрастирующих природных и антропогенных элементов в двух основных аспектах.

Стилевая направленность городской архитектуры Казахстана на протяжении разных исторических периодов была взаимосвязана с общероссийскими тенденциями художественного развития зодчества. Влияние национальных традиций русской школы отражались в пространственной среде в различной степени воздействия в зависимости от регионально-территориальных границ. В целом эклектика развития двух культур, обусловленная тесными социально-политическими и экономическими связями, и вносит своеобразные решения в архитектурно-пространственную среду всех крупных городов Казахстана. В архитектуре городов (конец XIX -ХХ вв.) наблюдается процесс поиска национального казахского художественного направления с опосредованными, более или менее устойчивыми стилистическими особенностями, входящими в рамки общероссийского истории-ческого развития пространственной среды.

1. Глаудинов, Б. А. Архитектура советского Казахстана // М.: Стройиздат, 1987.

2. Байпаков, К. Древние города Казахстана // Алматы: Аруна ЬМ., 2006.

3. Беккер, А.Ю. Современная городская среда и архитектурное наследие // М.: Стройиздат, 1989.

Статья поступила в редакцию 24.06.09

УДК 751.1+293

Ю.А. Крейдун, соискатель АлтГУ, г. Барнаул, Е-mail: [email protected] Е.В. Шарова, доцент АлтГТУ, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]

АРХИТЕКТУРА И ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСВА ХРАМА ВСЕМИЛОСТОВОГО СПАСА В УЛАЛЕ

В статье исследован один из наиболее выразительных памятников архитектуры Горного Алтая конца XIX века - храм Всемилостивого Спаса в Улале (совр. г. Горно-Алтайск). В середине XX столетия храм был утрачен, однако по сохранившимся фотографиям, архивным документам и воспоминаниям старожилов удалось воссоздать его облик и важнейшие архитектурные черты. Архитектуре этого храма было свойственно отсутствие «чистоты» стиля и одновременное возвращение к истокам русской архитектуры (в деталях), что было характерно для того времени. Несмотря на то, что строительство храма производилось без участия профессиональных инженеров, пропорции храма практически соответствуют золотому сечению, хотя и просматривается, что в проектировании не участвовал архитектор. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что архитектура данного храма вполне соответствует концу XIX века, когда чистота русско-византийского стиля нарушалась сочетание разнохарактерных традиций, приемов и форм, эклектических вкраплений.

Ключевые слова: архитектура православных храмов, алтайская духовная миссии, храм Всемилостивого Спаса в Улале.

-объект,

название

-время

Самой значительной по величине и красоте постройкой Улалы конца XIX века являлся храм Всемилостивого Спаса. Восстановление его облика, анализ архитектурных деталей позволит оценить, насколько удалось развить строительное и архитектурное мастерство в регионе в дореволюционный период. Прежде чем анализировать архитектурное сооружение, необходимо задать алгоритм по которому можно было бы наиболее подробно и комплексно выявить все его стилистические закономерности или особенности.

Применяемый в науке метод структурного анализа позволяет рассматривать любой объект как систему, которая имеет совокупность общих свойств, выраженных в структуре, которая характеризует эту систему. Подход к изучению архитектурного объекта, как к системе, позволяет оценить механизм взаимодействия компонентов в конкретной системе, значение отдельных требований, которые обусловливают решение в связи с пониманием целого, и гарантирует раз-

носторонность и полноту рассмотрения объекта во взаимодействии с окружающей средой. Формально метод структурного анализа можно заключить в следующую схему.

1 блок 2 блок 3 блок

исторический градостроительный объемно

-автор

(фуппа)

-история

-географическое

расположение

-описание ситуации, ландшафта

-видовые кадры

-значение объекта в застройке

-общая объемная КОМПО- ЗИЦИЯ •пласти- ческая структура

описание плана -описание фасадов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4блок

детальный

-купол

-колокольня

-кровля

-оконные

проемы

графическое

изображение

выводы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.