Научная статья на тему 'Взаимосвязь и взаимообусловленность корпоративной социальной ответсвтенности (КСО) и репутации корпорации'

Взаимосвязь и взаимообусловленность корпоративной социальной ответсвтенности (КСО) и репутации корпорации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / РЕПУТАЦИЯ / REPUTATION / КОРПОРАЦИЯ / CORPORATION / ИНСТРУМЕНТ / TOOL / СТЕЙКХОЛДЕР / STAKEHOLDER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Громова Ольга Николаевна

В статье приводятся результаты исследований, которые проводятся на кафедре теории управления ГУУ (Государственного университета управления) по вопросам взаимовлияния КСО (корпоративной социальной ответственности) и репутации корпорации. Исследования показали, что КСО влияет на репутацию организации и может являться инструментом ее увеличения и повышения доверия стейкхолдеров. В свою очередь и репутация корпорации может выступать инструментом усиления КСО, поскольку положение крупных корпораций «обязывает» их вкладываться в различные направления КСО.В результате объективной необходимости развития КСО и требований рынка увеличения репутации корпорации сохра-няется необходимость продолжения исследований в данном направлении.Цель изучить взаимовлияние таких категорий как репутации корпорации и КСО. Метод анализ данных отчетов НИР, проводимых на кафедре теории управления ГУУ.Результат выявлено влияние КСО на репутацию корпорации с целью: усиления репутации, обеспечения гарантии в период кризиса, укрепления доверия стейкхолдеров к корпорации; помощи в управлении кризисом, удержания рынка, соответствия создавшейся моде быть социально-активным, используя социальные сети. А также ростом влияния репутации на КСО крупных корпораций: репутация «давит» на нее в плане реализации затрат на социальные проекты во взаимоотношении со всеми стейкходерами.Выводы. Продолжить проведение работ по изучению направлений и вариантов взаимовлияния КСО и репутации круп-ных корпорацийIn article results of researches which are spent on chair of the theory of management ГУУ (the State university of management) concerning interference КСО (corporate social responsibility) and reputation of corporation are resulted. Researches have shown, that КСО influences reputation of the organisation and can be the tool of its increase and trust increase стейкхолдеров. In turn and the reputation of corporation can act as the tool of strengthening КСО as position of large corporations «obliges» them to be put in various directions КСО.As a result of objective necessity of development КСО and requirements of the market of increase in reputation of corporation necessity of continuation of researches for the given direction remains.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь и взаимообусловленность корпоративной социальной ответсвтенности (КСО) и репутации корпорации»

ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСВТЕННОСТИ (КСО)

И РЕПУТАЦИИ КОРПОРАЦИИ

Громова Ольга Николаевна

д.э.н., профессор кафедры теории управления ГУУ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье приводятся результаты исследований, которые проводятся на кафедре теории управления ГУУ (Государственного университета управления) по вопросам взаимовлияния КСО (корпоративной социальной ответственности) и репутации корпорации. Исследования показали, что КСО влияет на репутацию организации и может являться инструментом ее увеличения и повышения доверия стейкхолдеров. В свою очередь и репутация корпорации может выступать инструментом усиления КСО, поскольку положение крупных корпораций «обязывает» их вкладываться в различные направления КСО.

В результате объективной необходимости развития КСО и требований рынка увеличения репутации корпорации сохраняется необходимость продолжения исследований в данном направлении.

Цель - изучить взаимовлияние таких категорий как репутации корпорации и КСО.

Метод - анализ данных отчетов НИР, проводимых на кафедре теории управления ГУУ

Результат - выявлено влияние КСО на репутацию корпорации с целью: усиления репутации, обеспечения гарантии в период кризиса, укрепления доверия стейкхолдеров к корпорации; помощи в управлении кризисом, удержания рынка, соответствия создавшейся моде быть социально-активным, используя социальные сети. А также ростом влияния репутации на КСО крупных корпораций: репутация «давит» на нее в плане реализации затрат на социальные проекты во взаимоотношении со всеми стейкходерами.

Выводы. Продолжить проведение работ по изучению направлений и вариантов взаимовлияния КСО и репутации крупных корпораций

ABSTRACT

In article results of researches which are spent on chair of the theory of management ГУУ (the State university of management) concerning interference КСО (corporate social responsibility) and reputation of corporation are resulted. Researches have shown, that КСО influences reputation of the organisation and can be the tool of its increase and trust increase стейкхолдеров. In turn and the reputation of corporation can act as the tool of strengthening КСО as position of large corporations «obliges» them to be put in various directions КСО.

As a result of objective necessity of development КСО and requirements of the market of increase in reputation of corporation necessity of continuation of researches for the given direction remains.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, репутация, корпорация, инструмент, стейкхолдер

Keywords: Corporate social responsibility, reputation, corporation, the tool, stakeholder.

Корпоративная социальная ответственность (КСО) — это практика особого поведения предприятия и одновременно теоретический свод принципов и стандартов, о которых необходимо знать предпринимателю.

Выход на международные рынки для российских компаний означает необходимость осваивать множество новых практик и правил игры. Эти нововведения, касаются не только изменений в рамках внутреннего менеджмента организации, построения эффективных взаимоотношений с иностранными участниками бизнес-процессов, выстраивания грамотной коммуникации - необходимо быть готовым к тому, что ожидают местные сообщества, заинтересованные лица, потребители, контрольные органы от поведения компании, осуществляющей деятельность на иностранном рынке. Это особенно трудно в случае, когда жизнь бизнеса по «новым» правилам отличается от того, к чему есть привычка, а сами эти правила зачастую являются обычаями, повсеместно распространенными стандартами делового поведения, не сформулированными в конкретном законе или инструкции. Именно к такой трудности, связанной с выходом предприятия на западные рынки, относится необходимость освоить европейские правила корпоративной социальной ответственности.

Основу современного подхода к институту корпоративной социальной ответственности заложила опубликованная

в 1953 году книга американского экономиста Г. Боуэна Социальная ответственность бизнесмена [1], где данный термин упоминается впервые. По мнению Г. Боуэна, обязанностью бизнесмена является осуществление такой деятельности, принятие таких решений или следование такой линии поведения, которые отвечают целям и ценностям общества.

Обязанностью бизнесмена является осуществление такой деятельности, принятие таких решений или следование такой линии поведения, которые отвечают целям и ценностям общества.

Эти положения заложили основу проявления социальной ответственности бизнеса, как ответ на те неприятности и вред, который многие компании наносят окружающим своим производством. Речь идет не только об окружающей среде, но и о более широком плане, например, производство пепси-колы - всемирно известного бренда или сети питания «Мадональдс», кому-то они очень нравятся, но есть и такие, которые считают выпуск продукции этих корпораций крайне вредной для здоровья тех, кто употребляет их продукции. Вот для них и существуют социальные программы, реализуемые данными корпорациями.

Кроме того, производство любой продукции связано с затратами определенных ресурсов, а запасы основных ресурсов ограничены, что и привело к появлению концепция устойчивого развития. Концепция устойчивого развития оз-

начает, что эксплуатация природных ресурсов, должна обеспечивать сбалансировать экономической, экологической и социальной деятельности.

В целом КСО по целому ряду причин осознается как насущная необходимость для бизнеса, становится одним из существенных факторов экономической и политической стабильности в обществе, кроме того, КСО обретает форму обязательной составляющей в корпоративных структурах.

Не менее интересным и значимым для бизнеса является и другое современное понятие, имеется в виду репутация корпорации.

Репутация корпорации - многоаспектное понятие, определяемое восприятием данной организации, ее продукции на рынке контрагентами (покупателями, клиентами, поставщиками, конкурентами), т.е. стейкхолдерами.

Или другими словами вйдение этой организации со стороны ее создателей, владельцев, работников [2].

В связи с тем, что КСО, это - решения, которые реализу-юются для бизнеса, а репутация - интструмент повышения утойчивости бизнс-структур, то вопрос о взаимобусловлен-ности этих понятий является крайне важным.

Но возникает вопрос, что для чего выступает инструментом: КСО для репутации организации или репутация для повышения устойчивости КСО.

Рассмотрим оба эих положения, но вначале проанализируем ожидания стейкходеров от корпорации (см.табл.1). Эти взаимные ожидания могут служить базой дальнейшего изучения вопросов инсрументария КСО и рептации.

Таблица 1.

Характеристика ожиданий основных групп заинтересованных сторон

Ожидания корпорации от стейкхолде-ров Требования стейкхолдеров к корпорации Стейкхолдеры

Формирование акционерного капитала Увеличение размера дивидендов, рост стоимости акций, повышение стоимости компании Акционеры

Создание благоприятного инвестиционного климата, низкая ставка налога, отсутствие преград для доступа к природным ресурсам Соответствие деятельности корпораций требованиям законодательства РФ, обеспечение занятости населения, вклад в экономический рост и бюджеты регионов присутствия Органы власти

Расширение рынка сбыта, повышение лояльности покупателей к торговой марке Удовлетворение спроса ассортиментом качественных товаров и услуг по приемлемым ценам Потребители

Наличие высококвалифициро-ванных специалистов Создание рабочих мест, поддержка местной общественной жизни и забота об окружающей среде Население регионов присутствия

Участие в реализации социальных программ и продвижение корпорации в регионах присутствия Социальная поддержка и вложение корпораций в здоровье персонала, поддержка местной общественной деятельности в проведении социально-значимых акций Некоммерческие организации, профсоюзы

Исполнение должностных обязанностей в срок и полном объеме, вовлеченность сотрудников в процесс становления и развития корпорации Своевременная оплата труда, создание благоприятных условий труда и отдыха, обеспечение безопасности рабочего места, наличие льгот и скидок на производимые товары и услуги, возможности продвижения по службе Сотрудники

Осуществление поставок качественных товаров и услуг в срок по приемлемым ценам Стабильность заказов, оплата в срок и по условиям договора, послепродажное обслуживание Поставщики и деловые партнеры

Доступность финансовых ресурсов, долгосрочность предоставления денежных средств Соотношение уровня риска с уровнем доходности на приемлемом уровне, сбалансированность их инвестиционного портфеля Инвесторы, кредиторы

а)Репутация - интсрумент повышения КСО Что означае этот тезис для организации? Зачем нужна репутация организаии? Для повышения конкурентоспособности фирмы, т.к. в условиях равного товара конкуренция ведется на уровне репутации организации; для формирования и реформирование общественного мнения об организации.

Вместе с тем репутация может явиться инструментом для КСО.

Репутация крупной корпорации «давит» на нее в плане реализации затрат на социальные проекты. Например, во взаимоотношениях с сотрудниками крупные, большие корпорации («Ростех», «Роснано», «Роспромторг» и др.) предлагают своим сотрудникам конкурентоспособные заработ-

ные платы и социальные пакеты, во взаимоотношениях с клиентами - обеспечивают достаточно высокий уровень качества своей продукции, с акционерами - выплаты соответствующих дивидендов и в указанные сроки. Для населения регионов присутствия - увеличение количеств новых рабочих мест, для деловых партнберов - осуществления платежей в указанные соки. Все сказанное не может не влиять на репутацию корпорации, являясь элементами КСО.

Возможен и другой подход.

б) КСО - инструмент повышения репутации корпорации

Роль КСО в повышении репутации заключатся в следующем:

- КСО обеспечивает усиление репутации.

- Выступает гарантом для стейкхолдеров в период кризиса.

- Укрепляет доверие стейкхолдеров к корпорации.

- Помогает управлению кризисом, удержанию рынков.

- Помогает быть социально активным для бизнеса и использовать социальные сети, в последнее время становится модным активно использовать социальные сети, для доведения необходимой информации до стейкхолдеров.

В качестве примера влияния КСО-составляющих на репутацию ОАО корпорации «Первый канал», рассмотрим проект 1-ого телеканала «Добро», который был реализован в очень популярном проекте «Голос»: При голосовании зрителей за соответствующих участников все доходы от голосования (от СМС) перечислялись в фонд помощи больным детям.

Таким образом, многие компании проводят большую работу со СМИ для информирования всех заинтересованных

сторон о деятельности своих корпораций в плане социальной ответственности. Например, компания HEINEKEN [3] старается «предоставлять значительный объем статистических и фактических данных о производственной и хозяйственной деятельности компании, которые могут представлять интерес не только для журналистов, но и для всех, кто в силу научной или профессиональной деятельности занимается анализом предпринимательской и производственной работы. Наиболее подробно и четко структурировано эта информация представляется в отчете по направлениям: защита водных ресурсов; сокращение выбросов СО2; ответственное использование сырья и материалов; программы, связанные с умеренным потреблением пива; охрана труда и производственная безопасность; поддержка местных сообществ.»

В результате проведенных на кафедре теории управления ГУУ исследований для расширения возможностей КСО в бизнесе и увеличения репутации корпорации, была выявлена необходимость продолжить проведение работ по изучению направлений и вариантов взаимовлияния КСО и репутации крупных корпораций.

Список литературы

1. Bowen H.R. Social Responsibilities of the Businessman // New York: Harper and Row, 1953

2. Громова О.Н., Шала Е.А.Технология управления репутацией виртуальной организацией. //«Вестник Университета», ГУУ, 2014.

3. Международный журнал «Устойчивый бизнес», № 4, 2015.

ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ

УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Донской Дмитрий Владимирович

канд. эконом. наук, доцент, Крымский федеральный университет, г. Симферополь

АННОТАЦИЯ

Компьютерные HRM системы, предназначенные для управления персо-налом, находят все большее применение как в организациях России. Они должны иметь существенно больше функций, чем обычно используемые си-стемы автоматизации операций с кадрами, и обеспечивать работу не только с количественными, но и с качественными показателями персонала. Действующие и предлагаемые к разработке и внедрению в настоящее время автоматизированные системы управления кадрами в основном направлены на автоматизацию учетно-статистической работы. В то же время для построения систем HRM могут быть использованы методы искусственного интеллекта: для прогнозирования качества работы сотрудников, нахождения кандидатов на основе поиска в базах знаний, семантического анализа текстовой информации о потенциальных кандидатах в сетях, анализа состояния уже работающих сотрудников и их творческих возможностей. Целью работы является обоснование подхода к построению компьютерной системы HRM на основе признаковых характеристик и описаний сотрудников и кандидатов на работу. Предлагается использование методов машинного обучения, формирования понятий и других, применяемых в рамках парадигмы искусственного интеллекта. Основным выводом работы является полезность для HRM систем подхода на основе интеллектуального анализа по схеме «признаки - цели».

ABSTRACT

Computer based HRM system designed to manage the personal are increasingly used in organizations of Russia. They should have significantly more features than the usually used system of automation of operations with the staff, and to provide work not only with quantitative but also with qualitative indicators of the staff. Acting and the development and implementation of currently automated staff management system mainly focused on automation of accounting and statistical work. At the same time to build HRM systems can be used artificial intelligence methods for forecasting of quality of work of employees, find candidates based search in knowledge bases, the semantic analysis of textual information about potential candidates in networks, the analysis of the status of existing staff and their creative abilities. The aim of this work is to study the approach to building computer systems HRM on the basis of indicative features and descriptions of employees and job applicants. We propose the use of machine learning

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.