Научная статья на тему 'Взаимосвязь характеристик вызванных потенциалов, индуцированных предъявлением эмоционально значимых стимулов, с текущим эмоциональным состоянием человека'

Взаимосвязь характеристик вызванных потенциалов, индуцированных предъявлением эмоционально значимых стимулов, с текущим эмоциональным состоянием человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
79
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ВЫЗВАННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ / ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД / ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макаричева А.А., Павленко В.Б., Мартынова А.А., Чёрный С.В.

Исследованы взаимосвязи амплитудно-временных параметров зрительных вызванных потенциалов (ВП) и черт личности человека с текущим эмоциональным состоянием. Показано, что у индивидов, испытывающих отрицательные эмоции, в условиях действия эмоционально негативных стимулов регистрируются ВП с более короткими латентными периодами практически всех компонентов ВП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь характеристик вызванных потенциалов, индуцированных предъявлением эмоционально значимых стимулов, с текущим эмоциональным состоянием человека»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Биология, химия». Том 23 (62). 2010. № 4. С. 145-150.

УДК: 612.825+612.822.3.08+612.821

ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРИСТИК ВЫЗВАННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ, ИНДУЦИРОВАННЫХ ПРЕДЪЯВЛЕНИЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ СТИМУЛОВ, С ТЕКУЩИМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ ЧЕЛОВЕКА

Макаричева А.А.1, Павленко В.Б.1, Мартынова А.А.1, Чёрный С.В.2

1Таврический национальный университет им В.И. Вернадского, Симферополь, Украина

2Крымский республиканский институт последипломного педагогического образования,

Симферополь, Украина

E-mail: anna.kovalenco@gmail.com

Исследованы взаимосвязи амплитудно-временных параметров зрительных вызванных потенциалов (ВП) и черт личности человека с текущим эмоциональным состоянием. Показано, что у индивидов, испытывающих отрицательные эмоции, в условиях действия эмоционально негативных стимулов регистрируются ВП с более короткими латентными периодами практически всех компонентов ВП. Ключевые слова: эмоции, вызванные потенциалы, латентный период, тревожность.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день уже практически не вызывает сомнений тот факт, что устойчивые личностные черты субъекта, прежде всего индивидуальные особенности его эмоционально-мотивационной сферы, в значительной степени определяют особенности восприятия и обработки эмоционально окрашенной информации, а также характер переживания и проявления эмоции. В настоящее время в мировой литературе всё чаще появляются результаты исследований связей личностных особенностей с процессами восприятия эмоциональных сигналов с помощью метода регистрации корковых вызванных потенциалов (ВП) [1-3].

Логично предположить, что особенности паттерна ВП, возникающих в ответ на предъявление эмоционально значимых стимулов, могут быть связаны не только с индивидуально-личностными характеристиками, но и текущим эмоциональным состоянием. В то же время, сами эмоциональные состояния, переживаемые человеком, определяются его темпераментом. По мнению Грея [4], такая категория, как темперамент, отражает индивидуальную специфику личности в аспекте предрасположенности к определенным видам эмоций и общую интенсивность последних. В связи с этим представлялось актуальным изучить связи черт личности с одной стороны и амплитудно-временных параметров компонентов ВП с другой стороны с текущим эмоциональным состоянием, оцененным с применением методики дифференциальных шкал эмоций Изарда [5].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование проведено с участием 102 испытуемых мужского и женского пола (43 юношей и 59 девушек) в возрасте 18-25 лет. Большинство из них являлось студентами или выпускниками Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Все испытуемые считались условно здоровыми, имели нормальное или скорректированное до нормы зрение и давали информированное согласие на участие в эксперименте. Методика регистрации ВП и особенности использованных стимулов подробно описаны в нашей предыдущей работе [6].

Оценку личностного профиля испытуемых проводили с использованием шестнадцатифакторного опросника Кэттелла, опросника Басса-Дарки, личностного опросника Айзенка [7] и опросника Клонинджера [8]. Текущее эмоциональное состояние оцененивали с применением методики дифференциальных шкал эмоций Изарда в модификации Дембо-Рубинштейна. Применение указанной методики основано на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми дифференциальных эмоций: интереса, радости, удивления, горя, гнева, отвращения, презрения, страха, стыда, вины. Обследуемым предлагалось на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень выраженности у них этих эмоций в текущий момент времени - до и после предъявления стимулов.

Для оценки связей между психологическими и электрофизиологическими показателями использовали непараметрический критерий корреляции Спирмена. Статистически значимыми считали показатели с уровнем значимости р<0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Связь черт личности с текущим эмоциональным состоянием человека

Анализ личностного профиля испытуемых показал, что наиболее характерными индивидуально-личностными характеристиками в исследуемой группе были тревожность и черты личности, связанные с тревожностью, такие как: нейротизм, склонность к избеганию неудач, эмоциональная нестабильность, эмоциональная напряжённость и робость. Указанные особенности личностного профиля могут быть связаны с тем, что эксперименты проводили в основном в весенне-летний период, совпадающий с подготовкой студентов к экзаменам.

Корреляционный анализ позволил выявить достоверные взаимосвязи тревожности и связанных с ней черт с выраженностью отрицательных эмоций горя, гнева, отвращения, презрения, страха, стыда, вины как до, так и после предъявления стимулов. Наиболее выраженные корреляции отмечали для эмоции страха -выраженность этой эмоции у испытуемых отрицательно коррелировала с эмоциональной устойчивостью и смелостью (г = -0,30, р < 0,002 и г = -0,27, р < 0,007, соответственно) и положительно - с тревожностью и «избегание неудач» и (г = 0,30, р < 0,002 и г = 0,36, р < 0,0002). Таким образом, испытуемые, характеризующиеся низкой эмоциональной стабильностью и смелостью, а также высокими показателями по шкалам тревожности и избегания неудач, демонстрировали достоверную склонность к переживанию отрицательных эмоций горя, гнева, вины, отвращения, стыда и, в наибольшей степени, страха ещё до начала экспериментальной процедуры предъявления стимулов и регистрации ВП.

Эти результаты находят своё подтверждение в теории дифференциальных эмоций Изарда, согласно которой тревожность состоит из доминирующей эмоции страха с одной или несколькими другими фундаментальными эмоциями, особенно гневом, виной и стыдом [9]. Очевидно, перед предъявлением стимулов в ситуации переживания неопределенной, диффузной угрозы эмоция страха доминировала у тревожных испытуемых.

Примечательно, что после предъявления стимулов, наблюдавшиеся связи стали более выраженными и статистически значимыми; с выраженностью отрицательных эмоций коррелировало большее количество личностных характеристик, при этом наиболее достоверные корреляции со всеми чертами личности, входящими в фактор «Тревожность», отмечали уже для эмоции отвращения. Так, выраженность этой эмоции после предъявления стимулов отрицательно коррелировала с эмоциональной устойчивостью и смелостью (г = -0,37, р < 0,0001 и г = -0,38, р < 0,00009, соответственно), и положительно - с уровнем нейротизма, тревожности, эмоциональной напряжённости и склонности к избеганию неудач (г = 0,23...-0,36; 0,0002 < р < 0,01 ). Выраженность положительных эмоций интереса, радости и удивления с исследуемыми характеристиками личности коррелировала очень слабо как до, так и после предъявления стимулов.

Следует отметить, что набор стимулов, предъявляемых в эксперименте, включал в себя равное количество эмоционально положительных, отрицательных и нейтральных изображений, однако доминирующей эмоцией после предъявления стимулов была отрицательная, что ещё раз свидетельствует в пользу преобладания отрицательного эмоционального фона у тревожных, эмоционально нестабильных индивидов.

Связь характеристик ВП с текущим эмоциональным состоянием человека

Для двух наиболее выраженных по результатам предыдущего анализа отрицательных эмоций - страха и отвращения - провели корреляционный анализ с характеристиками компонентов ВП, развивающихся при восприятии эмоционально отрицательных стимулов.

Было обнаружено, что выраженность страха до процедуры эксперимента отрицательно коррелировала с ЛП компонента N1 в центрально-теменно-височно-затылочной области правого полушария (г = -0,21.-0,25; 0,02 < р < 0,04 ), ЛП компонента N2 во всех областях коры, за исключением теменной (г = -0,21.-0,31; 0,002 < р < 0,04), а также ЛП компонента Р3 по всей поверхности коры (г = -0,21.-0,39; 0,0004 < р < 0,04) (рис 1, А).

Эмоция страха, испытываемая после предъявления набора стимулов, была интенсивнее. Негативные корреляционные связи с ЛП компонентов N1, N2 и Р3, отмеченные до эксперимента, не только сохранялись, но и были более выраженными. Так, для N1 коэффициенты корреляции составляли от г = -0,22 до г = -0,29 при 0,005 < р < 0,04; для N2 коэффициенты корреляции составляли от г = - 0,21 до г = -0,37 при 0,0003 < р < 0,04; для Р3 коэффициенты корреляции составляли от г = -0,21 до г = -0,28 при 0,006 < р < 0,04. Наряду с этим, появились отрицательные корреляции с ЛП компонента Р2 (г = -0,21.-0,29; 0,01 < р < 0,04)

(рис. 1, Б). При этом нужно отметить, что наиболее достоверными были связи с ЛП среднелатентного компонента N2.

большинство корреляций достоверно при р < 0,05 большинство корреляций достоверно при р < 0,01 большинство корреляций достоверно при р < 0,001

Рис. 1. Корреляционные связи характеристик компонентов ВП, возникающих при действии эмоционально отрицательных стимулов, с выраженностью страха, переживаемого до (А) и после (Б) предъявления стимулов.

Эмоция отвращения до предъявления стимулов отрицательно коррелировала только с ЛП компонента Р2 (г = -0,23; р < 0,03) (рис. 2, А), однако после эксперимента наблюдавшиеся связи стали более выраженными ( г = -0,20...-0,30; 0,005 < р < 0,04). Кроме этого, достоверные корреляции отмечали также для ЛП компонентов N1 (г = -0,22; р < 0,03), N2 (г = -0,21.-0,29; 0,007 < р < 0,05) и Р3 (г = -0,21.-0,25; 0,02 < р < 0,04) (рис. 2, Б). При этом наиболее достоверными связи были также для ЛП компонента N2.

Таким образом, отрицательное эмоциональное состояние субъекта отражается в формировании у него вызванных потенциалов, характеризующихся более короткими ЛП практически всех компонентов ВП. Испытываемые эмоции отвращения и страха оказывали наибольшее влияние на среднелатентные компоненты ВП, возникающие во временном интервале 220-300 мс после предъявления стимула, главным образом, компонент N2. Учитывая, что от момента инициации компонента N2, как предполагают [10], начинается этап опознания стимула, можно предположить, что субъект, испытывающий отрицательные эмоции отвращения и страха, склонен к более быстрому опознанию стимулов, несущих потенциальную угрозу.

Л

к

Отвращение (до)

-0.23- .111 1'2 )

Отвращение (после) ---0.22-

-0.20

-О.зо----\ ЛП Р2

"»•21.-0.29 .

-0.21-0.25 ( ЛП рз )

Рис. 2. Корреляционные связи характеристик компонентов ВП, возникающих при действии эмоционально отрицательных стимулов, с выраженностью отвращения, переживаемого до (А) и после (Б) предъявления стимулов. Примечание: Обозначения те же, что и для Рис. 1.

В целом, наблюдали сходство корреляционных связей характеристик ВП с интенсивностью отрицательных эмоций и с тревожностью, что выражается в тенденции к укорочению латентностей компонентов ВП. Это вполне объяснимо, учитывая полученные нами, а также литературные данные о корреляциях тревожности и связанных с ней черт личности со склонностью к переживанию отрицательных эмоций [11].

Следует отметить, что достоверных корреляций параметров ВП с положительным эмоциональным фоном обнаружить не удалось. С одной стороны, это может объясняться особенностями группы испытуемых, принимавших участие в эксперименте, с другой - более слабым активационным эффектом эмоционально положительно окрашенных стимулов по сравнению с отрицательными.

ВЫВОДЫ

1. Испытуемые, характеризующиеся высокими показателями тревожности, демонстрировали склонность к переживанию отрицательных эмоций страха до и отвращения - после процедуры предъявления стимулов и регистрации ВП.

2. Интенсивность отрицательных эмоций страха и отвращения отрицательно коррелировала с латентностями почти всех компонентов ВП, индуцированных предъявлением эмоционально отрицательных стимулов, особенно среднелатентного компонента N2.

3. Результаты свидетельствуют о том, что индивиды, находящиеся в состоянии переживания отрицательных эмоций, быстрее воспринимают и опознают стимулы, несущие потенциальную угрозу.

Список литературы

1. Михайлова Е.С. Индивидуально-типологические особенности опознания лицевой эмоциональной экспрессии и вызванные потенциалы мозга человека / Е.С. Михайлова, Е.С. Розенберг // ЖВНД. -2006. - Т. 56, № 4. - С. 481-490.

2. De Pascalis V. Personality effects on attentional shifts to emotional charged cues: ERP, behavioral and HR data / V. De Pascalis, O. Speranza // Pers. Ind. Diff. - 2000. - V. 29. - P. 217-238.

3. Dennis T.A. Trait anxiety and conflict monitoring following threat: an ERP study / T.A. Dennis, C.C. Chen // Psychophysiology. - 2009. - V. 46, № 1. - P. 122-131.

4. Грей Д.А. Нейропсихология темперамента / Д.А. Грей // Иностр. психология. -1993. - Т. 1, № 2. -С. 24-36.

5. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / Елисеев О.П. - СПб.: Питер, 2003. - 560 с.

6. Анализ вызванных ЭЭГ-потенциалов при отрицательной эмоциональной активации у человека: временные и топографические характеристики / А.А. Коваленко, С.В. Черный, В.А. Корякин [и др.] // Учёные записки Таврического Национального университета им. В.И. Вернадского. Серия „Биология, химия". - 2009. - Т. 22 (61), №1 - С.31-37.

7. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / [под ред. Райгородского Д.Я.]. - М.: Бахрах-М, 2000. - 668 с.

8. Cloninger C.R. A new conceptual paradigm from genetics and psychobiology for the science of mental health / C.R. Cloninger // Australian and New Zealand J. Psychiatry. - 1999. - V. 33, № 2. - P. 174-186.

9. Изард К. Страх и виды тревожности / К. Изард // Тревога и тревожность: хрестоматия [под ред. В. Астапова]. - М.: Per Se, 2008. - С. 104-117.

10. Dawson G. Frontal electroencephalographs correlates of individual differences in emotion expression in infants: a brain systems perspective on emotion / G. Dawson // Monogr. Soc. Res. Child. Dev. - 1994. -V. 59, № 2-3. - P. 135-151.

11. Макаричева Г.О. Нейрофiзiологiчний аналiз сприйняття емоцшно значущих стимулiв у людини: Автореф. дисс. на соискание степени канд. биол. наук: спец. 03.00.13 «физиология человека и животных» / Г.О. Макаричева - ТНУ. - Симферополь, 2010. - 20 с.

Макаричева Г.О. Взаемозв'язок поточного емоцшного стану людини з характеристиками викликаних потенцiалiв, шдукованих пред'явленням емоцшно значущих стимулiв / Г.О. Макаричева // Вчеш записки Тавршського нацюнального ушверситету iм. В.1. Вернадського. Серiя „Бюлопя, хiмiя". - 2010. - Т. 23 (62), № 4. - С. 145-150.

Дослщжеш взаемозв'язки амплгтудно-часових параметрiв зорових викликаних потенцiалiв i рис особистоста людини з поточним емоцшним станом. Показано, що в шдивщш, що вiдчувають негативт емоцп, в умовах ди емоцшно негативних стимулiв рееструються ВП iз бшьш короткими латентними перюдами практично всгх компонента ВП.

Rrn4oei слова: емоцп, тривожтсть, викликаш потенщали, латентний перюд компоненту.

Makarycheva A.A. Correlations between on-going emotional human state and characteristics of evoked potentials induced by presentation of emotionally significant stimuli / A.A. Makarycheva // Scientific Notes of Taurida V.I. Vernadsky National University. - Series: Biology, chemistry. - 2010. - Vol. 23 (62), No 4. - Р. 145-150.

Correlations between amplitude-temporal parameters of visual evoked potentials, personality traits and ongoing emotional human state are investigated. It is shown that persons feeling negative emotions have EP with shorter latencies of almost all components under the negative emotional conditions. Keywords: emotions, anxiety, evoked potentials, component latency.

Поступила в редакцию 17.11.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.