Научная статья на тему 'Взаимосвязь характера деятельности и содержания подготовки инженера'

Взаимосвязь характера деятельности и содержания подготовки инженера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФУНКЦИИ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ / АCTIVITY / ENGINEER ACTIVITY / FUNCTIONS OF ENGINEER ACTIVITY / ENGINEERING EDUCATION / THE SYSTEM OF ENGINEER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исхакова Д. Д., Маликова Д. Н., Гатинская В. П., Ярошевская Х. М., Кочнев А. М.

В условиях быстро меняющихся экономических и организационных условий возникает необходимость подготовки инженерных специалистов нового поколения. Теперь инженеру необходимо принимать решения не только в узкопрофильной сфере, но и в области управления людьми, организации и повышения эффективности производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changing environment of modern economy, science and technology leads to the necessity of training of new generation engineers. At the present time an engineer has to make decisions not only in his/her core field, but in the field of human resource management and productivity enhancement as well.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь характера деятельности и содержания подготовки инженера»

УДК 37.001.89

Д. Д. Исхакова, Д. Н. Маликова, В. П. Гатинская,

Х. М. Ярошевская, А. М. Кочнев

ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРА

Ключевые слова: деятельность, инженерная деятельность, функции инженерной деятельности, инженерное

образование, система подготовки инженерных кадров.

В условиях быстро меняющихся экономических и организационных условий возникает необходимость подготовки инженерных специалистов нового поколения. Теперь инженеру необходимо принимать решения не только в узкопрофильной сфере, но и в области управления людьми, организации и повышения эффективности производства.

Keywords: аctivity, engineer activity, functions of engineer activity, engineering education, the system of

engineer training.

Changing environment of modern economy, science and technology leads to the necessity of training of new generation engineers. At the present time an engineer has to make decisions not only in his/her core field, but in the field of human resource management and productivity enhancement as well.

В историческом аспекте развитие профессиональной и, в частности, инженерной деятельности происходит прямо или опосредованно под воздействием целой совокупности факторов - изменения в науке, технике, производстве и личностного роста специалиста. Последний стимулирует совершенствование профессиональной деятельности. А ее качественно новый уровень, в свою очередь, приводит к дальнейшему личностному росту специалиста.

Сначала инженерная деятельность была ориентирована на прямое использование естественнонаучных знаний. В ее осуществлении принимали участие многие ученые-

естествоиспытатели, конструируя экспериментальное оборудование и даже технические устройства. В это время в стране открываются различные школы: артиллерийские, мастеров горного дела и металлургического производства и другие.

Начиная с конца XVIII века, помимо уче-ных-теоретиков и ученых-экспериментаторов, появились специалисты в области технических наук и прикладных исследований. В их задачу входило обслуживание инженерной деятельности. Именно в этот период появилась необходимость специального обучения инженеров в специальных высших технических школах. Так, например, в Петербурге было открыто Горное училище.

При переходе в результате промышленной революции от мануфактур к фабрикам и заводам возникла наука (учение) о машиннофабричном производстве как организованном, управляемом совокупном трудовом процессе, получившая название «технология». В технологии рассматривались экономические, финансо-

вые, организационные и технические аспекты производственного процесса в рамках предприятия - фабрики.

Итак, инженерная деятельность расширяет свою сферу на целые большие классы технически сходных, однородных объектов (паровые машины, механические передачи, различные механизмы, позднее - электрические машины и радиотехнические устройства) и формируется типовая инженерная задача «синтез-анализ».

Также в этот период началась дифференциация самой инженерной деятельности, стали обосабливаться сначала изобретение и конструирование, а затем - инженерное проектирование, в котором специалист как бы изобретает новый принцип действия будущего объекта [1].

Конструирование инженерных объектов приобретает вид самостоятельной деятельности в начале XIX века. Появление профессии инженера, который встал между ученым и непосредственным агентом производства, разрешило противоречие между универсальным характером деятельности ученого и опытно-конструкторской функцией, ставшая функцией инженера [2]. Так, в 1809 году был открыт институт корпуса инженеров путей сообщения.

С середины XIX века началось интенсивное вовлечение профессионально подготовленных инженеров в сферу предпринимательства, что в свою очередь, влияло на деловую элиту страны. В связи с экономическим подъемом и развитием научно-технического прогресса в пореформенное время в отечественной промышленности осуществлялись кардинальные изменения: «век пара, угля и железа» сменялся «эпохой

электричества, стали, нефти». В этот период, традиционные отрасли предпринимательства (текстильная, переработка сельскохозяйственной продукции) стали уступать место тяжелой индустрии, связанной с передовыми технологиями. Кроме того, в это время происходит бурное развитие банковской системы и делаются серьезные шаги в развитии российского транспорта. Настоящий переворот в промышленности, транспорте и в быту был вызван началом использования трехфазного тока. Автоматизация производства на основе применения электропривода обусловила переход к массовому, непрерывнопоточному методу и комбинирование разнообразных технологических процессов [3]. В это время становится актуальным создание организации, которая бы объединяла техников, инженеров и предпринимателей.

Во второй половине XIX века во всем мире идет изоляция ученых и инженеров, а также инженерное дело стало развиваться по пути разделения единого и все нарастающем различии специализаций. В последней четверти века формируется профессиональная корпорация инженеров [2]. В этот период резко увеличился спрос на инженерный труд и, в свою очередь, инженерных вакансий. Однако рынок труда требовал прекратить подготовку инженеров широкого профиля и перейти к подготовке узконаправленных специалистов. Происходит открытие различных типов профессиональных и технических школ, в которых могут обучаться все категории рабочих.

В конце XIX века в России наблюдался промышленный рост и экономическое процветание, в связи с этим, настоятельной необходимостью становилась научная подготовка инженеров, их специальное, именно высшее образование. К этому времени многие ремесленные, средние технические училища преобразовались в высшие учебные заведения, где наряду с практическими предметами основное место начинали занимать самые различные науки, хотя на практике эти науки и применялись первоначально весьма редко и инженеры работали пока часто, как и раньше, «на глазок». Но уже тогда ощущалась недостаточность основательной теоретической научной базы инженеров, но, в то же время, их образование должно было сочетаться с практической подготовкой. Так для снятия противоречия между потребностью в конкретной специализации и необходимостью широкого образования было решено создать политехнические институты в Киеве, Варшаве, Томске, Санкт-Петербурге с широким спектром факультетов [1,4].

На рубеже веков получили самое широкое распространение химические методы обработки сырья. Особое значение в эти годы приобретает химическая технология искусственных и синтетических веществ. В области металлургии к появившимся в предыдущий период мартеновскому (первым в России этот способ ввел горный инженер, предприниматель А. А. Износков) и к бессемеровскому добавился томасовский способ выделки стали. Возникла новая отрасль - электрометаллургия [3].

Итак, на рубеже XIХ и XX веков наука все более проникает в инженерную практику и инженерное образование. Эти две тенденции -ориентация на практику и на науку - характерны и сегодня для высших технических школ. С точки зрения первой ориентации, инженерная деятельность рассматривается как искусство, то есть система приемов и методов практической деятельности (например, строительное искусство, искусство проектирования и т. п.); с точки зрения второй - как своего рода прикладная, техническая наука как порождение науки, как результат приложения науки к технической практике. В соответствии с этими тенденциями реализуются и различные идеалы и нормы инженерной деятельности и инженерного образования: поощрение преимущественно изобретательско-

проектной функции инженера, восходящей к ху-дожникам-архитекторам и ремесленникам-

механикам эпохи Возрождения, или познавательно-исследовательской, расчетной, научной, восходящей к ученым-экспериментаторам Нового времени. В течение всего периода становления классической инженерной деятельности эти две тенденции конкурируют и поочередно возобладают как в сфере практической инженерной деятельности, так и в сфере инженерного образования [4].

Инженерная деятельность представляла собой сложный комплекс различных видов деятельности (изобретательская, конструкторская, проектировочная, технологическая и т.п.), и она обслуживала разнообразные сферы техники (машиностроение, электротехнику, химическую технологию и т.д.). То есть, один человек уже не мог выполнить разнообразные работы для выпуска какого-либо сложного изделия [5].

В преддверии первой мировой войны в кругу технической интеллигенции стали выдвигаться предложения о необходимости введения более широкого профессионального образования, включив социальную и гуманитарную составляющие. Это потребность была вызвана ввиду усложнения функций инженера. П.К. Энгель-мейер писал: «.. сами предприятия, расширяясь,

требуют от руководителя и организатора, чтобы он был не только техником, но в то же время и юристом, и экономистом, и социоло-гом...Сколько вы его не начиняйте специальными познаниями, это будет ученый ремесленник, пока вы не дадите широкого гуманного взгляда на социально-экономические стороны его профессии. Настоящий инженер отнюдь не смеет быть лишь узким специалистом.». Однако, наметившаяся тенденция не получила дальнейшее развитие ввиду последующих исторических событий в стране [6].

В послереволюционные времена в Советской России стояла задача реконструкции народного хозяйства, индустриализация страны обусловили потребность в подготовке большого количества инженеров технического профиля. Происходит наращивание числа высших технических учебных заведений с применением новых методологических форм организации учебного процесса: «целевые задания», «бригадно-

лабораторный» и другие.

Широкие и систематические исследования в области химии и химической технологии развернулись только в годы Советской власти. Уже в 1918—19 годах были организованы Институт физико-химического анализа, Институт по изучению платины и других благородных металлов, Центральная химическая лаборатория ВСНХ (ныне Физико-химический институт им. Л.Я.Карпова), Институт прикладной химии, а в начале 1920-х годов — Химико-

фармацевтический институт, Институт чистых химических реактивов и др. Одной из задач ленинского плана ГОЭЛРО (1920 г.) явилась химизация народного хозяйства путём ускоренного развития химической промышленности, увеличение её продукции в 1920—30-х годах в 2,5 раза против уровня 1913 года. Для руководства развитием химической промышленности В.И. Ленин привлек выдающихся химиков страны, вместе с которыми решал вопросы организации новых научных учреждений и создания органов управления химическими заводами. В.И.Ленин непосредственно изучал возможности увеличения производства химических продуктов, был инициатором создания коксохимической промышленности Кузбасса, освоения соляных богатств Сибири и Кара-Богаз-Гола, поиска фосфоритов и калийных солей, организации производства радиевых препаратов и т.д. Большую помощь В.И.Ленину в этом оказывал Н.П.Горбунов (в то время управляющий делами СНК, химик по образованию, ученик Л.А.Чугаева) [7].

С развитием народного хозяйства и культуры изменилась география химических научных

учреждений. Освоение природных богатств Сибири и Дальнего Востока, резкое повышение образовательного уровня и появление собственных научных кадров в национальных республиках обусловили расширение сети и децентрализацию научных учреждений. Разработка комплексных проблем химии и химической технологии стала осуществляться по координированным планам научно-исследовательских институтов [7].

Для периода 1920-50-х годов характерно расширение спектра осваиваемых в инженерной деятельности явлений, процессов, материалов, находящее выражение в развитии новых видов техники, производственно-технологических преобразований, налаживании новых и совершенствовании старых отраслей производства. При этом в технических науках, обслуживающих ту или иную область техники и отражающих ее качественные особенности, формируются фундаментальные разделы технических наук, вырабатываются теоретические основы для целенаправленного поиска и оптимизации инженерных решений, расчета проектируемых устройств, аппаратов, эффективности технологических процессов и т. п. При этом создается экспериментальная база для проверки правильности технических решений, испытания образцов новой техники. В электротехнике - это высоковольтные лаборатории, в строительной механике - огромные испытательные машины, аэрогидродинамические трубы - в самолетостроении и т.п. Сочетание в технических науках теоретических разработок, включающих привлечение знаний соответствующих разделов естественных наук, специальных разделов математики и экспериментальной и испытательной работы с образцами технических устройств привело к тому, что в этот период были достигнуты огромные успехи в количественных исследованиях процессов в технических устройствах и созданы теоретические основы и методики для проведения инженерных расчетов в различных областях техники. Химические производства, в которых осуществляется синтез искусственных веществ и материалов, а в последнее время и изделий, являют пример реализации чисто научных результатов. Создается химическая технология как инженерная дисциплина, со специальными концепциями и подходами (макрокинетика), позволяющими проектировать оборудование и аппараты и рассчитывать режимы их работ с учетом влияния на химические реакции явлений, играющих роль в масштабах и условиях реального производства [8].

«НТР стимулирует формирование новых инженерных специальностей: инженера-

наладчика, инженера бионика, инженера-

дизайнера и т. д. В инженерной деятельности происходят сложные и противоречивые процессы интеграции и дифференциации. С одной стороны, стираются грани между многими инженерными специальностями, происходит их интеграция: инженер-физик объединяет специальности инженера-механика, инженера-электрика, инженера-оптика. С другой - происходит дифференциация инженерных специальностей, в качестве самостоятельных инженерных специальностей, выделяются отдельные виды инженерной деятельности. Они определяются ее местом и ролью в конкретной системе кооперированной трудовой деятельности, а само разнообразие инженерной деятельности в рамках одной профессии, специальности, квалификации диктуется проявлением закона перемены труда (выделяются следующие виды инженерной деятельности: исследовательская, проектная, конструкторская и технологическая)» [2].

Также различаются инженеры-

исследователи, инженеры-конструкторы, инженеры-проектировщики и инженеры-технологи. Инженеры-исследователи работают как в сфере науки, так и в производственной (предметом их внимания является содержание технического объекта). Результатом деятельности инженера-конструктора является форма технического объекта. Деятельность инженера-проектировщика направлена на связь отдельных элементов технических систем. Инженер-технолог отвечает за способ изготовления технического объекта (в его функции входит проектирование технологических процессов, выбор технологического оборудования, рациональная организация взаимодействия людей и техники в процессе производства, повышение эффективности использования техники и т.д.). Таким образом, инженерам-технологам отводится ведущее место в структуре инженерных профессий, в производстве, использовании и воспроизводстве технического базиса общества. Профессия инженера-технолога - это профессия инженера широкого профиля, так как он должен быть компетентным в области проектирования, производства и эксплуатации [2]. В этот период идет возврат связи научной и инженерной деятельности, поскольку их эффективное развитие не мыслимо друг без друга.

После второй мировой войны роль науки и технологий выросла. Для обеспечения безопасности страны вернулись к предложению ученых о вопросе создания элитного инженерного высшего учебного заведения (уже в г. Москве). Необходимо отметить, что в этот период темп роста расходов на образование превосходил темпы

роста расходов на восстановление и развитие народного хозяйства [9].

Переломным моментом является начало 1950-х годов. Технологии, материалы и машины, появившиеся в этот период (лазерная технология, микроэлектроника, новые методы металлообработки, биотехнология), являются материализованным синтезом инженерных, прикладных и фундаментальных знаний.

Технической базой, развитие которой обеспечивало и прогресс в самых разных областях техники, и перестройку инженернопроектировочной деятельности, явилась электронно-вычислительная техника: ЭВМ и целый ряд устройств для сбора и переработки информации. В технических науках в 1950-х годах появился ряд общеинженерных дисциплин - кибернетика, теория подобия и моделирования и др., развернулся процесс математизации технических наук.

Во второй половине ХХ века выделение проектирования в сфере инженерной деятельности и его обособление в самостоятельную область деятельности привело к кризису традиционного инженерного мышления, ориентированного на приложение знаний лишь естественных и технических наук и созданию относительно простых технических систем. Результатом этого кризиса было формирование системотехнической деятельности (начало 60-х гг.), направленной на создание сложных технических систем.

«Расслоение» инженерной деятельности привело к тому, что отдельный инженер, во-первых, концентрировал свое внимание лишь на части сложной технической системы, а не на целом и, во-вторых, все более и более удалялся от непосредственного потребителя его изделия, конструируя артефакт (техническую систему) отделенным от конкретного человека, служить которому, прежде всего, и был призван инженер. Непосредственная связь изготовителя и потребителя, характерная для ремесленной технической деятельности, нарушилась. Создалась иллюзия, что задача инженера - это лишь конструирование артефакта, а его внедрение в жизненную канву общества и функционирование в социальном контексте должно было реализовываться автоматически [10].

В нашей стране несоответствие системы подготовки инженерных кадров требованиям промышленности стало очевидным уже к концу 70-х годов. Характерный показатель качества инженерного образования - время, необходимое для «доводки» на предприятии молодого специалиста до уровня полноценного инженера-проектировщика составляло в среднем 3 - 4 года,

то есть практически сравнялось со временем обучения в институте [11].

В условиях переходного периода российского общества, характеризующегося быстро изменяющимися, динамичными социально-экономическими и организационными условиями, становится очевидной потребность в переоценке и переосмыслении статуса инженера как личности, профессионала-специалиста, члена общества. По мере выхода страны из кризиса и в процессе дальнейшего развития общества нарастают сложность функций инженерной деятельности, ее напряженность, интенсивность, ответственность, продукты деятельности инженерного сообщества приобретают систематический характер, который

обеспечивается широким спектром

исследовательских работ, маркетинга, коммуникации с различными группами потребителей, многообразной деятельностью технологических, конструкторских, учетных, финансовых, внешнеторговых, снабженческих, проектных и других служб. Инженерная деятельность выходит за традиционные классические рамки и смыкается с исследовательской, научно-технической, а также с социально-управленческой деятельностью, происходит ее движение в функциональном плане от производственно-технологического моделирования к социально-управленческому -становится разноаспектной. В связи с этим возникает необходимость подготовки

высококвалифицированных специалистов,

способных принимать решения не только в узкопрофессиональной инженерной сфере, но и в области управления людьми, организации и повышения эффективности производства, а также связывать эти решения между собой, создается необходимость овладения

экономическими знаниями, основами

менеджмента и практического маркетинга, социологии, социальной психологии. Такую задачу может решить проектно-деятельностное обучение [12].

Литература

1. Карлов Н.В., Кудрявцев Н.Н. К истории элитного инженерного образования. Вестник российской академии наук. 2000. - Том 70, №7. - с. 579 - 588.

2. Негодаев И.А. Философия техники: Учеб. пособие: [Для техн. вузов] Ростов н/Д Дон. гос. техн. ун-т, 1997 - 319 с.

3. Берснева И.В. Российское инженерное предпринимательство конца 19 - начала 20 вв. (к истории проблемы)// Международный исторический журнал. 1999. № 1.

4. Колесов В.Б. История системного подхода в нау-

ке и технике// Уральская Академия Государственной службы, Екатеринбург. 2005

(http://www.bestreferat.ru/referat-208530.html)

5. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. 2004. - с. 224-245.

6. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: Опыт философско - методологического анализа // Педагогика, 2005, № 4. С.19 - 27

7. Большая советская энциклопедия (http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/)

8. Симоненко О.Д. Система «техника - инженерная

деятельность - технические науки»// Слово, Православный образовательный портал, Естествознание. 2011 (http://www.portal-

slovo.ru/impressionism/36323.php?ELEMENT_ID= 36323&РЛОБК_2=3)

9. Галушкина М. Победило советское образование// Физтех портал. 2008 (http://accr.ru/winn/doctrine)

10. Инженерная деятельность// Образование. Наука

и техника. 2011

(http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=E09F15 15DD2E4972A2948F4AA7DB4BF9)

11. И.В.Иловайский «Техника. Инженерное дело, Инженер». М, 1998 - 235с.

12. Медведева В.Р. Проектно-деятельностное обучение как тенденция повышения конкурентоспособности высшего профессионального образования (на примере перспективных научных направлений КГТУ)/ В.Р.Медведева, А.И.Шинкевич// Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т.14, № 14. - С.298-304.

© Д. Д. Исхакова — канд. пед. наук, доц. каф. технологии синтетического каучука КНИТУ, dinara_ishakova@list.ru; Д. Н. Маликова - соиск. той же кафедры, diankam@inbox.ru; В. П. Г атинская -доц. каф. иностранных языков в профессиональной коммуникации, ga-lentina@yandex.ru; Х. М. Ярошев-ская - канд. хим. наук, проф. каф. физической и коллоидной химии КНИТУ, decanat51@kstu.ru; А. М. Кочнев - д-р пед. наук, проректор КНИТУ, eleonora@kstu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.