УДК 19.00.01
И. В. Ройзман
ВЗАИМОСВЯЗЬ ГЕНОТИПИЧЕСКИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ АСИММЕТРИЙ
И ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ АКЦЕНТУАЦИЙ ЛИЧНОСТЕЙ
Ключевые слова: акцентуации характера, функциональная асимметрия, межполушарные взаимоотношения, индивидуальные
характерологические особенности, латеральность головного мозга.
В данной работе предпринята попытка определения личностных характерологических особенностей у студентов с левыми и правыми генотипическими моторными асимметриями. Генотипические особенности асимметрий полушарий головного мозга и связанные с ним моторные асимметрии являются нейропсихологи-ческой основой организации высших психических функций и предопределяют характеристики личностных качеств человека
Keywords: accentuation of character, functional asymmetry, hemispheric relations, individual personality traits, lat-
erality of the brain.
In this work we attempt to determine the personal character traits in students with left and right genotypic motor asymmetry. Genotypic characteristics asymmetries of the cerebral hemispheres and the associated motor asymmetry are neuropsychological basis of the organization of higher mental functions and determine the characteristics ofper-sonal qualities
Введение
Функциональная асимметрия (ФА) полушарий головного мозга как аспект проблемы динамической локализации функций, в последнее время привлекает все большее внимание исследователей. Все реже встречается понятие «доминантность полушарий»,более очевидной становится несостоятельность представлений об автономии каждого из полушарий. Этому в значительной мере способствует изменение характера проводимых исследований, переход к изучению закономерностей функциональной асимметрии полушарий в естественных условиях жизнедеятельности человека..
За последние годы в теоретическом понимании данной проблемы также наметились изменения в представлениях о работе каждого из полушарий головного мозга, как относительно изолированной, самостоятельной и стабильной системы, к функциональной асимметрии, отражающей целостную динамическую работу мозга [5,6,9,10]. Однако в экспериментальных исследованиях большинство авторов по-прежнему рассматривают функциональную асимметрию как достаточно стабильное образование, что приводит к большому разбросу получаемых данных, и не позволяет использовать проявления асимметрии для оценки динамики функционального состояния в разнообразных условиях человеческой деятельности [3,8,11].
Рассматривая вслед за Б.Г.Ананьевым функциональные асимметрии как одну из важнейших индивидуально-типических характеристик личности и опираясь на результаты исследований В.В. Аршавско-го, В.М. Звоникова, В.В. Колышкина, В.П. Леутина и др., мы предположили, что роль каждого из полушарий головного мозга, как и связанных с ними рецепторов и эффекторов, зависит от их гено- и фенотипи-ческих особенностей, а степень их латерального участия (активации) при организации психической деятельности меняется в зависимости от задачи, условий деятельности и факторов окружающей среды [1,2,5,6,9,10].
Безусловно, особая роль в этой связи принадлежит генотипическим признакам асимметрий, которые являются
нейропсихологической основой организации высших психических функций, и предопределяет характеристики личностных особенностей человекаВ[1д]а.нной работе предпринята попытка определения личностных характерологических особенностей у студентов с левыми и правыми гено-типическими моторными асимметриями.
Материалы и методы исследования
Исследования функциональных асимметрий проводились с привлечением 131 студента гуманитарного вуза, в межсессионный период. У всех испытуемых определялся профиль асимметрии, включающий результаты исследования психомоторных (руки и ноги) асимметрий, с помощью предложенной Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой, стандартной схемы определения профиля асимметрий [4].
Ранее нами, по результатам двукратного обследования одних и тех же лиц в течение одного учебного дня, были установлены пробы пригодные для диагностики гено- и фенотипичиских признаков ФА [7].
К пробам, отражающим генотипические признаки асимметрии, были отнесены пробы для диагностики моторных асимметрий рук (10 проб) и ног (5 проб). Преобладание правой асимметрии в каждой из проб обозначалось как «+100», а левосторонних как «—100», показатели амбидекстрии обозначались как «0». На основании выполненных всех проб рассчитывался коэффициент генотипи-ческой асимметрии, представляющий собой сумму преобладающих значений асимметрии по каждой из проб, поделенную на общее количество проб. Исследование моторных асимметрий проводилось индивидуально.
Личностные особенности студентов изучались с помощью «Опросника Айзенка (EPI)» в адаптации А.Г.Шмелева, методики «Шкала личностной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилберга - Ю. Л. Ханина», опросника «СМИЛ», адаптированный Л.Н. Собчик вариант Минесотского многопрофильного личностного теста MMPI, "опросника для исследования акцентуаций характера К. Леонгарда и Г. Шми-шека" [12].
Анализ и обработка полученных данных осуществлялись с использованием программы статистического анализа STATISTICA 6,0.
Результаты и их обработка
Исследования генотипических особенностей асимметрий у студентов показало, что асимметрия преобладает над симметрией по всем изученным показателям. Причем у студентов правосторонняя (ле-вополушарность) моторная асимметрия значительно превосходит левостороннюю асимметрию (правопо-лушарность). Моторные правосторонние асимметрии установлены у 112 человек, что составляет 85,5% от общего числа обследованных, у 11 человек (8,4%) определены левосторонние (правополушарные) асимметрии и 8 человек (6,1%) - амбидекстры. По результатам исследования асимметрий было выделено 2 группы студентов. Первая с наиболее выраженными правосторонними моторными асимметриями рук и ног (n=21) и вторая, с левосторонними асимметриями (n=19), в состав которой, наряду с правополушарными студентами, были включены амбидекстры, что допускается, по мнению ряда авторов. Полученные нами данные о выраженности и структуре различных асимметрий в целом согласуются с результатами других авторов [4,5,9]. Результаты обследования студентов с право- и левосторонними асимметриями с помощью СМИЛ представлены на рис 1.
Следует отметить, что профиль основных и оценочных шкал в сравниваемых группах имеет близкую конфигурацию, однако, у «правополушарных» он расположен выше и имеет ряд существенных различий с «левополушарными» студентами. Так обнаружены достоверные различия по трем основным шкалам СМИЛ (2-й, 6-й и 7-й). В целом оба профиля соотносятся с нормативными профилями студентов.
Рассмотрим основные особенности характерные для лиц с лево- и правополушарными генотипи-ческими признаками.
Как видно из рис.1, профиль СМИЛ «лево-полушарных» студентов имеет ведущие 9-ю (63 Т) и 6-ю (61Т) шкалы, отмечается незначительное повышение по 4-й (56Т) и 8-ой (60Т) шкалам. Это говорит о том, что студенты данной группы имеют активный, стенический тип реагирования. Для личностных особенностей таких лиц характерно стремление к лидерству, настойчивость, активность, рациональный подход к решению жизненных проблем. Эти люди последовательны и целенаправленны, имеют высокий уровень мотивации. Обладают низкой тревожностью и достаточным контролем над эмоциональностью (незначительное повышение 2-ой и низкие значения на 7-ой и 0-ой шкалах), что обеспечивает гибкость в меж-
личностных контактах и смягчает жесткость установок, которая присуща лицам с подъёмом профиля по 6-й шкале. Имеют склонность к приключениям, риску, легко относятся к жизненным проблемам. «Левополушарным» студентам присущ высокий уровень оптимизма, жизнелюбия и активности, они стремятся быть в центре внимания, любят лидировать, командовать (высокая 9-я шкала с одновременным подъемом 4-й шкалы). Ведущее в профиле СМИЛ положение данных шкал в сочетании с низкими значениями 0-шкалы (44Т), указывающей на высокую степень включенности студентов в социальную среду и на экстраверт-ность их характера, показывает, что студенты не только общительны, но и склонны переоценивать свои возможности
- Левополушарные Правополушарные
о
.0
н
ос
а
X §
s
80
70
60
50
40
30
20
10
fi АлР\
L F К
1234567890
Рис. 1 - Профили личностных особенностей студентов с лево- и правополушарными генотипи-ческими особенностями по СМИЛ (M±m)
Профиль «правополушарных» студентов, как уже указывалось, имеет ряд достоверных отличий от «левополушарных» по СМИЛ.
Наличие в профиле ведущих 6-й и 2-й шкал в сочетании с относительным повышением 7-й и 8-й шкал, а также высокой оценочной F-шкалы свидетельствует, что студенты данного типа любят работать по заранее намеченному плану, обладают некоторым педантизмом, стремлением к систематизации и предварительному планированию своих действий и поступков. В то же время сочетание относительно высокой 6-й (68Т) и умеренно повышенной 8-й (60Т) шкал указывает на творческие способности, оригинальность и аб-страгированность мышления, повышенную чувствительность и внушаемость, ранимость в отношении высказываний окружающих, а также отсутствие должного мужества и волевых качеств в слож-
0
ных ситуациях. Повышенные значения 7-й шкалы (63 Т) при обследовании в спокойных, ненапряженных условиях, свидетельствуют о высокой тревожности у «правополушарных» студентов и позволяют говорить о ней, как об устойчивой черте личности, а не о состоянии, связанном с ситуацией предшествующего напряжения и невротизации. Для лиц с повышением профиля по 7-й шкале характерны такие особенности как неуверенность в себе, низкая самооценка, нерешительность, выраженное чувство долга, приверженность к общепринятым нормам. У студентов этой группы на фоне внутреннего напряжения отмечается низкая эмоциональная устойчивость. Высокие значения 2-й шкалы (59Т) свидетельствуют о склонности к острому переживанию неудач, повышенном чувстве вины и самокритичном отношении к своим недостаткам. В социальном плане «правополушарные» студенты являются весьма податливыми и проявляют достаточную активность, следуя за лидером.
Анализ выраженности акцентуаций характера у студентов с лево- и правополушарными генотипи-ческими особенностями также показал наличие ряда существенных различий между этими группами (рис.2).
Левополушарные
Правопод
20 18 16 14 12 10 8 6
4 -
2 0
Рис. 2 - Профили акцентуаций характера студентов с лево- и правополушарными генотипически-ми особенностями по Леонгарду-Шмишеку (M±m)
При анализе профиля акцентуаций левопо-лушарных и правополушарных студентов отмечается наличие более выраженных акцентуаций у последних. Так, у правополушарных студентов отмечаются выраженные акцентуации к показателю циклотимности (19,7±1,2 балла) и возбудимости (19,5±1,1 балла), средне-групповые значения здесь превышают 19 баллов и достоверно отличаются от показателей левопо-лушарных студентов. У правополушарных студентов наблюдаются более высокие значения по шкалам тре-
i
вожности и педантичности, чем у левополушар-ных студентов (соответственно 13,5±1,1 балла и 13,3±1,2 , против 10,4±0,9 и 10,2±0,9 баллов, различия достоверны при p<0,05).
Для профиля левополушарных студентов характерным в целом является наличие менее выраженных акцентуаций характера с двумя ведущими шкалами выше 15 баллов экзальтированности и гипертимности (18,2±112 и 17,6±1,3), значения которых достоверно отличаются от левополу-шарных студентов (14,6±1,3 и 13,0±1,8 соответственно).
Анализ структуры профиля правополушарных студентов показал наличие у них выраженных циклотимных акцентуаций. Лицам с этим типом акцентуаций свойственны частые, периодические смены настроения, а так же присуща выраженная зависимость от внешних событий, которые значительно изменяют их состояние. Изменение настроения у правополушарных студентов чаще сопровождаются дистимной симптоматикой (унынием, депрессией, слабостью волевых усилий). В меньшей степени перепады настроения могут сопровождаться и гипертимной симптоматикой.
Кроме того, для правополушарных студентов характерно наличие выраженных акцентуаций возбудимого типа: повышенная импульсивность, угрюмость, склонность к трениям и конфликтам, раздражительность, неусидчивость в процессе деятельности. Студенты данного типа учатся по мере необходимости. Они равнодушны к будущему. Повышенная импульсивность или возникающая реакция на события у людей данного типа переключается с трудом.
Наряду с такими выраженными акцентуациями характера как циклотимность и возбудимость, правополушарных студентов от левополу-шарных отличает наличие менее выраженных, но достаточно значимых таких акцентуированных черт как тревожность и педантичность.
Тревожность у правополушарных студентов (13,5±1,1) проявляется через обидчивость, чувствительность, застенчивость, им свойственна низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость и неуверенность в себе, тяжело переживают любые испытания. Обладают достаточно высокими чувствами долга и ответственностью. Чувство неполноценности стараются замаскировать самоутверждением через те виды деятельности, где они могут легче раскрыть свои способности.
Педантичные акцентуированные черты (13,3± 1,1) у правополушарных студентов характеризуются ригидностью, длительным переживанием травмирующих ситуаций, ориентацией на высокое качество работы. Их отличают такие черты как педантичность, аккуратность, склонность к частым самопроверкам и сомнением в правильности выполненной работы.
Левополушарные студенты имеют меньшее количество акцентуаций и обладают предрасположенностью к таким чертам характера как экзальтированность и гипертимность. Экзальтиро-
ванность у левополушарных студентов (18,2±1,1) проявляется в выраженной контактности, словоохотливости, влюбчивости, способности восторгаться и восхищаться. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадани, проявляют яркость и искренность чувств.
Выраженные черты гипертимности (17,6±1,3) взаимосвязаны с экзальтированностью и указывают достаточно точно на левополушарных студентов как на людей с высоким жизненным тонусом и энергетическим потенциалом. Для них характерны: повышенная самооценка, веселость, легкомыслие, некоторая поверхность и, вместе с тем, это изобретательные, деятельные и активные люди. У них отмечаются вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие. Они трудно переносят условия строгой дисциплины, однообразную деятельность, вынужденное одиночество.
Среди рассмотренных личностных характеристик студентов с лево- и правополушарными гено-типическими особенностями важное значение так же имеют качества темперамента и тревожности. Результаты исследования экстраверсии - интроверсии и ней-ротизма, предопределяющие тип темперамента (по методике Г. Айзенка, в интерпретации А.Г. Шмелева), а так же личностной тревожности и ситуативной тревоги (по методике Спилбергера - Ханина), представлены в таблице 1.
Анализ результатов по шкале экстраверсии-интроверсии свидетельствует, что как левополушар-ные, так и правополушарные студенты относятся к амбивертам. Достоверных различий между показателями экстраверсии-интроверсии между группами с разной организацией латеральных взаимоотношений не установлено, хотя необходимо отметить выраженную тенденцию более высоких результатов по показателю экстраверсии среди левополушарных студентов по сравнению с правополушарными (соответствен-но13,2±0,7 и 12,0±0,6).
По показателю нейротизма между группами с разно-полушарной активностью установлено достоверное различие. Более высокий нейротизм отмечается в группе правополушарных по сравнению с лево-полушарными студентами (14,8±0,8 против 12,4±0,7 баллов, при р<0,05).
Сочетание значений по шкалам экстраверсии-интроверсии и нейротизма позволило установить, что для правополушарных студентов в большей степени характерны меланхолические черты темперамента, а для левополушарных студентов сангвинистические черты.
Оценка уровня личностной тревожности показывает, что она достоверно выше у правополушар-ных студентов, чем у левополушарных, причем уровень тревожности у правополушарных студентов находится на грани умеренной и высокой тревожности по существующим нормативным значениям. Подобные различия между лево- и правополушарными студентами получены по результатам исследования ситуативной тревожности, где отмечаются более высокие значения у правополушарных студентов.
Таблица 1 - Различия в показателях экстравер-сии-интроверсии, нейротизма, личностной тревожности и ситуативной тревоги у студентов с левыми (правополушарными) и правыми (ле-вополушарными) генотипическими особенностями (M±m)
Тип генотипических особенностей Методика Айзенка Методика Спилбергера
Экстраверсия/ интроверсия Нейротизм ЛТ СТ
Правый (левополуш.) 13,2±0,7 12,4±0,7 42,1±1,4 38,8±1,6
Левый (правополуш.) 12,0±0,6 14,8±0,8 45,8±1,1 43,7±1,7
Достоверность различий - p<0,05 p<0,05 p<0,05
Выводы
1. Генотипические особенности асимметрий полушарий головного мозга и связанные с ним моторные асимметрии являются нейропсихологи-ческой основой организации высших психических функций и предопределяют характеристики личностных качеств человека.
2. Для студентов с левополушарными ге-нотипическими особенностями характерно наличие таких черт, как настойчивость, напористость, целеустремленность; они имеют рациональный подход к решению жизненных проблем, обладают высоким уровнем мотивации, низкой тревожностью и достаточным контролем над эмоциональностью.
3. Студенты с правополушарными геноти-пическими особенностями обладают некоторым педантизмом, стремлением к систематизации и предварительному планированию своих действий и поступков, в то же время для них характерно наличие выраженных творческих способностей, повышенной чувствительности и внушаемости, отмечается высокая ранимость в отношении вы-
сказываний окружающих, а также высокий уровень
личностной тревожности и нейротизма.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -Спб.:Питер, 2001, - с 208.
2. Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности (К проблеме адаптации человека в приполярных районах северо-востока СССР). - Владивосток, ДВО АН СССР, 1988.136 с.
3. Брагина Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. - М: Медицина. 1988. - 239 с.
4. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши- М.Книга,- 1994, - 232 с.
5. Звоников В.М. Межполушарные взаимоотношения при боевом стрессе.//Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики, №1. - М.: Инст. психологии РАН, С.317-337.
6. Звоников В.М. Особенности динамики функциональных асимметрий человека в условиях воздействия хронического стресса.//Вестник восстановительной медицины, 2013, январь. - С. 108-115.
7. Звоников В.М., Ройзман И.В. Динамические характеристики психомоторных и сенсорных функциональных асимметрий как фактор психологической адаптивности студентов.//Вестник восстановительной медицины, 2013, №4. - С. 57-60.
8. Москвин В.А., Москвина Н.В. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека, -М. Смысл, 2011. - 367 с.
9. Колышкин В.В. Асимметрия функционального состояния полушарий человеческого мозга при адаптации к новым климатографическим услови-ям//Физиология человека. -1983, №2, С.195-202.
10. Леутин В.П., Николаева Е.И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональной асимметрии мозга. - Новосибирск. Наука, Сиб. отд., 1988 -193с.
11. Петросиенко Е.С. Влияние типа функциональной межполушарной асимметрии на психофизиологическое состояние организма: Автореф. Дис. ... канд. мед наук. - М: 2012. - 20 с.
12. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригоности. Под ред. В. А. Бодрова. - М.:ПЕР СЭ, 2003. -768с.
© И. В. Ройзман - аспирант Московского Гуманитарного Университета. Москва. Россия, rojzman@gmail.com.
© I. V. Roizman - post graduate student The Department of General psychology, Moscow University for the Humanities, rojzman@gmail.com.