УДК 159.9 Синельникова В.А., Яновский М.И.
Синельникова В.А.
студентка магистратуры Донецкий государственный университет (г. Донецк, Россия)
Яновский М.И.
канд. психол. наук, доцент Донецкий государственный университет (г. Донецк, Россия)
ВЗАИМОСВЯЗЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ТЕЛА ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ ПРИ ПАТЕРАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ И В УСЛОВИЯХ ПОЛНОЙ СЕМЬИ
Аннотация: в статье рассматривается влияние семейной сферы, которое воздействует на формирование представления о собственном теле у девочек в подростковом возрасте. Исследование показало, что девочки из полной семьи имеют более однозначную связь между удовлетворенностью жизнью и самооценкой, в то время как девочки с патеральной депривацией, хотя и показывают положительную связь, могут испытывать большее разнообразие в своих оценках.
Ключевые слова: девочки-подростки, образ тела, родители, отцовская фигура, отцовская депривация.
На сегодняшний день существует множество психологических исследований, посвящённых семье и влиянию семейного воспитания на развитие личности подростка. В большинстве работ основное внимание уделяется детско-родительским отношениям в целом и роли матери в развитии ребёнка. Однако в последние годы всё больше исследователей обращают внимание на роль отца в этом процессе.
Современные исследования показывают, что отец оказывает влияние на социальное, эмоциональное и познавательное развитие подростка, формирование полоролевой идентичности, образа «Я», отношения к будущему и другие аспекты. Исследования в этой области проводятся такими учёными, как О.Г. Калина, А.Б. Холмогорова, ЮВ. Евсеенкова, Е. В. Филиппова, Е.В. Туманова, Т.А. Араканцева, Г.Г. Зубова и другие.
Однако роль отца в формировании образа телесного «Я» остаётся практически неисследованной, особенно в подростковом возрасте.
Целью данной работы является изучение особенностей «образа тела» у девочек подросткового возраста, которые воспитывались без отца или замещающей его фигуры и в условиях полноценной семьи.
В своей работе мы рассматриваем представление о теле как результат восприятия своего тела, его психическую репрезентацию. При этом схема тела понимается как часть этого представления, его органическая составляющая. Это фундаментальный уровень восприятия тела.
Одним из ключевых аспектов представления о теле является граница телесности. С. Фишер и С. Кливленд определяли «границы образа тела» как совокупность представлений человека о своей ограниченности и локализации в пространстве внешнего мира. Эта граница подчёркивает осознание человеком своей отделённости от внешних объектов и служит защитой от окружающей среды, оберегая «Я» от возможных угроз [4].
Как и другие психические функции, представление о теле развивается в процессе взросления. Формирование этого представления происходит постепенно в ходе развития человека. Можно предположить, что схема тела формируется в основном в раннем детстве, контроль над телесными функциями начинает формироваться в раннем возрасте, границы тела — в раннем и дошкольном возрасте, а половая идентичность — в раннем, дошкольном и подростковом возрасте. Осознанное отношение к функциональным возможностям тела формируется в школьном возрасте, а осознанное отношение к своему телу и эстетическое восприятие — в подростковом возрасте, когда
также обычно происходит обретение половой идентичности. В эти периоды роль отца в формировании телесности может быть различной.
Так семья играет важную роль в формировании образа тела у подростков. Родители являются проводниками социокультурных норм для детей.
В ходе лонгитюдного исследования С. Хелферт и П. Уоршбургер обнаружили, что поощрение родителями ограничительного пищевого поведения и контроля веса связано с увеличением веса у старших школьников обоих полов.
Особенно сильно влияние родителей может проявляться у девочек. С помощью регрессионного анализа было выявлено, что образ тела матерей и дочерей влияет на самооценку и гендерную роль девочек.
Исследования показали, что вербальные сообщения родителей и их активное поощрение оказывают большее влияние на проблемы с телом у подростков и поведение в еде, чем эффект моделирования.
Как матери, так и отцы являются важными источниками влияния для своих детей. Однако необходимо более детально изучить, как подростки и молодые люди интерпретируют и воспринимают установки родителей и потенциальные защитные факторы.
На становление телесности воздействует множество аспектов, и, по нашему мнению, ключевую роль среди них играет взаимодействие с родителями, особенно с отцом.
На проверку этого предположения и было направленно наше исследование, в котором приняли участие 40 девочек старшего подросткового возраста. Исследуемую группу (ИГ) составили 20 девочек, имеющих разный опыт воспитания без отца. Контрольную группу (КГ) составили 20 девочек из полных семей с родными родителями.
Мы выдвинули гипотезу, что у девочек-подростков, которые росли без отцовского участия, может быть иное представление о своём теле, чем у детей из полных семей. Это различие может проявляться в степени осознания границ
своего тела. Кроме того, мы предположили, что особенности восприятия тела зависят от того, как долго ребёнок был лишён отцовского внимания и заботы, и от того, в каком возрасте это произошло.
Мы предполагаем, что у девочек, которые не знали отцовского участия с рождения, могут быть более выраженные проблемы с восприятием своего тела. Это может проявляться в том, что у них хуже сформированы границы тела, они могут испытывать трудности с пониманием своего пола и возраста, а также с координацией движений.
В исследовании применялись переведенные на русский язык и прошедшие адаптацию [3] две методики исследования образа тела, разработанные Т.Ф. Кэшем: «Опросник ситуативной неудовлетворенности образом тела» (SIBID), «Опросник влияния образа тела на качество жизни» (BIQLI), а также тест «Подростки о родителях» по модификации З. Матейчика и П. Ржичана.
Опросник BIQLI позволяет оценить, как образ тела влияет на различные аспекты жизни человека: самоощущение, социальное функционирование, физическую активность и другие.
Низкий показатель по опроснику указывает на неудовлетворённость собственным телом, зависимость самооценки от внешности, склонность следовать навязанным стандартам красоты и наличие лишнего веса.
Опросник SIBID (ситуативная неудовлетворённость телом) предназначен для оценки негативного восприятия собственного тела в определённых ситуациях, таких как взгляд в зеркало, взвешивание, общение с привлекательными людьми и т. д.
Опросник "Поведение родителей и отношение подростков к ним" (ADOR - сокращенно, подростки о родителях) изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.
В процессе исследования были собраны и проанализированы данные. Проведен корреляционный анализ по Спирмену. Также важно отметить, что по
всем методикам были получены значимые отличия как между исследуемыми и контрольной группами, так и внутри исследуемой группы ИГ.
Исследование показало, что девочки подросткового возраста с патеральной депривацией имеют более низкий уровень удовлетворенности своим телом по сравнению с девочками из полноценной семьи. Эти данные подчеркивают необходимость разработки программ поддержки для девочек, испытывающих патеральную депривацию, с целью повышения их самооценки и формирования положительного образа тела. Девочки из полных семей отмечали значимость поддержки со стороны родителей, что способствовало формированию положительного образа тела.
Девочки с патеральной депривацией чаще говорили о недостатке поддержки и о том, как это влияло на их самооценку.
Результаты, полученные в ходе исследования, демонстрируют, как отсутствие отцовского влияния сказывается на психическом развитии ребёнка, и дают возможность по-новому взглянуть на коррекционно-профилактическую работу с детьми, которые оказались в сложной жизненной ситуации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Араканцева Т.А. Гендерные аспекты родительско-детских отношений: учеб. пос. для вузов. - М.: МПСИ, 2006. - 61 с.;
2. Арина Г.А., Николаева В.В. Психология телесности: методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа // Психология телесности. - М., 2005. - С. 222-236;
3. Баранская Л.Т., Ткаченко А.Е., Татаурова С.С. Адаптация методики исследования образа тела в клинической психологии // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2008. N 3(51). С. 63-69;
4. Барьерность и проницаемость телесной границы / Пер. с англ. М.Л.Мельникова. -Ижевск: НИПЦ СО», 2005. - 100 с.;
5. Белогай К.Н. Материнство и телесность женщины: монография. Кемерово, 2014. 240 с.;
6. Белопольская Н.Л. Самосознание проблемных подростков. М.: Институт психологии РАН, 2007. - 331 с.;
7. Бескова Д.А., Тхостов А.Ш. Телесность как пространственная структура // Психология телесности. - М., 2005. - С. 236-253;
8. Евсеенкова Ю.В., Портнова А.Г. Система отношений в диаде «отец - ребенок» как фактор развития личности // Семейная психология и семейная терапия. - 2003. - № 4. - С. 2328;
9. Калина О.Г. Роль отца в психическом развитии ребенка / О.Г. Калина, А.Б. Холмогорова. - М.: Форим, 2011. - 112 с.;
10. Соколова Е.Т. Я-образ тела // Психология самосознания. - Самара, 2003. - С. 406-423 Sinelnikova V.A., Yanovsky M.I.
Sinelnikova V.A.
Donetsk State University (Donetsk, Russia)
Yanovsky M.I.
Donetsk State University (Donetsk, Russia)
RELATIONSHIP BETWEEN FORMATION OF BODY IMAGE OF ADOLESCENT GIRLS WITH PARENTAL DEPRIVATION AND IN A FULL FAMILY
Abstract: the article examines the influence of the family sphere, which affects the formation of an idea of one's own body in girls in adolescence. The study showed that girls from a full family have a more unambiguous relationship between life satisfaction and self-esteem, while girls with parental deprivation, although they show a positive relationship, may experience greater diversity in their assessments.
Keywords: teenage girls, body image, parents, paternal figure, paternal deprivation.