Научная статья на тему 'Взаимосвязь физической и технической подготовки футболистов на этапе начальной подготовки'

Взаимосвязь физической и технической подготовки футболистов на этапе начальной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая и техническая подготовка / юный футболист / те-стирование / педагогический эксперимент

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тхазеплов Аниуар Мухажидович

В статье раскрываются современные тенденции совершенствова-ния системы управления тренировочным процессом на основе объективизации зна-ний о структуре спортивной деятельности и подготовленности юных спортсме-нов с учетом общих закономерностей становления спортивного мастерства в футболе, как одном из перспективных направлений совершенствования всей си-стемы подготовки. Рассматриваются актуальные вопросы взаимосвязи физиче-ской и технической подготовки футболистов на этапе начальной подготовки, ха-рактеризуются основные средства, направленные на сопряженную физическую и техническую подготовку, критерии, способные выявить эффективность такой методики в тренировочном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь физической и технической подготовки футболистов на этапе начальной подготовки»

Соотношение значений общего объема выполненной работы, спортсменами в традиционных условиях и в условиях МУВ, показывает, что его величина в искусственно созданных условиях также существенно больше, чем в традиционных.

Различные переменные режимы сопротивления, создаваемые инерционной машиной управляющего воздействия, можно применять в спортивной борьбе с целью управления (регулирования) нагрузкой, совершенствования двигательных действий спортсменов различной квалификации и развития специальной силовой выносливости в учебно-тренировочном процессе.

Механо - компьютерный комплекс может лечь в основу инновационного подхода подготовки борцов, основанного на экспресс-анализе биомеханических особенностей тренировочных и соревновательных упражнений.

Список литературы

1. Ингушев Ч.Х., Биттиров Р.М. , Тхазеплов Р.Л., Черкесов Р.М., Ингушев М.Ч. Развитие силы и выносливости борцов в условиях машины управляющего воздействия при выполнении специальных упражнений со штангой // Культура физическая и здоровье. 2019. №4 (72) С.96-98.

2. Ляликов, И.Л. Скоростно-силовая подготовка борцов Омск: Изд-во СибАДИ. 2018. - 118 с.

3. Матущак, П.Ф. Вольная борьба: учебное пособие /П.Ф. Матущак. М: Издательство: ИНФРА-М, 2019. - 291 с.

4. Нуцалов Н.Н. , Самсонов А.Н. , Рутман А.Б. Скоростно-силовая подготовка борцов // Проблемы педагогики. 2017. С.1-5.

5. Хомушку, В. В. Подготовка борцов к участию в соревнованиях : учебно-методическое пособие / В. В. Хомушку, С. Ы. Ооржак, Х. Д. Ооржак. Кызыл : ТувГУ, 2018. -70 с.

DOI: 10.24412^-37273-2024-1-155-161 Тхазеплов Аниуар Мухажидович,

кандидат педагогических наук, доцент Института педагогики, психологии и физ-культурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик [email protected]

Взаимосвязь физической и технической подготовки футболистов на этапе начальной подготовки

Аннотация. В статье раскрываются современные тенденции совершенствования системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре спортивной деятельности и подготовленности юных спортсменов с учетом общих закономерностей становления спортивного мастерства в футболе, как одном из перспективных направлений совершенствования всей системы подготовки. Рассматриваются актуальные вопросы взаимосвязи физической и технической подготовки футболистов на этапе начальной подготовки, характеризуются основные средства, направленные на сопряженную физическую и техническую подготовку, критерии, способные выявить эффективность такой методики в тренировочном процессе.

Ключевые слова: физическая и техническая подготовка, юный футболист, тестирование, педагогический эксперимент.

Известно, что основную роль в общей и специальной физической подготовленности футболиста играют сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Именно эти физические качества отражают уровень двигательных возможностей футболиста.

Однако в спортивной практике существуют производные от основных пяти физических качеств - специфические качества, присущие каждому виду спортивной специализации. Задача в научных исследованиях и состоит в том, чтобы объективно определить степень развития того или иного основного или производного от него специфического качества, подобрав точные критерии [1, 4].

В футболе такие качества, как быстрота, ловкость, гибкость, проявляются в тесной взаимосвязи. Конечно, можно и нужно использовать в тренировке упражнения, которые способствуют развитию какого-либо определенного качества. Однако нельзя забывать о том, что специфика игры в футбол такова, что часто приходится проявлять эти качества в совокупности. Поэтому, разработка оценочных средств представляет весьма непростую задачу.

Тем не менее, как уже обозначено нами выше, состав упражнений тренировочной программы достаточно многообразен и богат, поэтому подобрать критерии оценки не представляло особой сложности.

Большинство двигательной деятельности футболиста выполняется без контакта с мячом как в единоборстве с соперником, так и для занятия свободного пространства для дальнейших действий, поэтому разработанное упражнение «Бумеранг», обладает многими свойствами, присущими к тренировочной и соревновательной деятельности футболиста, большим разнообразием способов перемещения футболиста. Здесь необходимо проявлять скорость наряду с ловкостью и выносливостью, а множество разворотов требует специального проявления точностной координации и чувства пространства. Данное упражнение может оценивать сопряженное развитие экономичности техники, скорости, координации и выносливости [2, 3].

Нами рассматривалась оценка скорости футболиста как отдельный фрагмент. Упражнение в беге на 30 метров с высокого старта использовалось для определения скоростных качеств футболистов. Выбор дистанции 30 м. не случаен, здесь важно увидеть стартовое ускорение и дистанционную скорость. Так как в группах начальной подготовки игровые упражнения проводятся или поперек полноразмерного футбольного поля, или на малой мини-футбольной площадке, дистанция 30-метрового отрезка является наиболее подходящей и часто используемой в тренировочном процессе футболистов.

Из физических качеств, проявляющихся в игровой деятельности футболистов, наиболее часто встречается состояние аэробной выносливости. Футболисту 75-80% всего игрового времени требуется деятельность в зоне аэробного энергообеспечения (старты, ускорения, борьба в воздухе, перехваты, подключения к атаке и отход в оборону и т. д. в быстром темпе) [6,7].

Исходя из этого, предложенный тест Морозова, на наш взгляд, обеспечивает надежность и объективность оценки футболиста к адаптации к физическим нагрузкам кратковременного характера. Данное упражнение является альтернативой тесту в челночном беге 7х50 м. для более старших футболистов. Поэтому, тест вполне реально подходит для футболистов групп начальной подготовки.

Ведение мяча по прямой в коридоре шириной 0,5 м на расстояние 25 м. с учетом времени оценивает способность футболиста с ответственностью за экономичность техники провести мяч без ошибок до конца ограниченного коридора. Данное упражнение вырабатывает у футболиста чувство пространственной точности и эта оценка важна в деятельности юных спортсменов. Здесь присутствует и чувство мяча, т.к. неправильная дифференциация к снаряду чревата потерей контроля над мячом, что в игре означает проигрыш отдельно взятого эпизода игры.

Слаломное ведение мяча на 25 м. через препятствия, расположенные в шахматном порядке больше всего оценивает умение держать контроль над мячом в условиях борьбы с соперником. При выполнении упражнения футболист показывает способность к смене ритма, перестроению, дифференцировке усилия над мячом и т. п. Это

целый комплекс специфических качеств футболиста, поэтому, как критерий, данный тест также надежен и информативен.

Оценка чувства пространства для футболиста является важным компонентом его технического мастерства. Часто в игре бывает обилие ошибок при передачах на различные расстояния, особенно, они проявляются при длинных передачах и прострелах перед воротами. Отбор упражнения в передачах мяча в цель на различные расстояния (10, 15, 20 м) методом контрастных упражнений являлся основным критерием точности дифференциации к усилиям, прилагаемым к мячу при передачах.

Жонглирование мячом на месте попеременно - левой и правой на количество раз выступает критерием владения мячом в произвольной форме. Умение держать контроль над мячом, когда он находится на уровне различных частей тела (голень, бедро, грудь, голова и т. д.) определяет игровое действие футболиста в контакте с соперником (прокинуть мяч, перекинуть через голову, развернуть угол атаки и направление движения и т. д.).

Таким образом, разработка критериев, обеспечивающих валидность, надежность и объективность деятельности футболиста, как в плане оценки уровня физической подготовленности, так и технической оснащенности, имеет важное значение в оценке становления спортивно-технического мастерства футболистов. На наш взгляд, все предложенные упражнения отрабатываются юными футболистами в процессе учебно-тренировочных занятий и не доставляют особого напряжения при их выполнении как контрольные упражнения [5].

В ходе педагогического эксперимента в соответствии с планом его организации, нами была разработана экспериментальная программа сопряженного развития двигательных качеств и технических приемов футболистов. В обеих группах учебно-тренировочная программа реализовывалась по регламенту, лишь дополнение к основным средствам в ЭГ являлось небольшой корректировкой, не приносящей ущерб организации тренировочного процесса.

В начале и конце педагогического эксперимента, как и планировалось нами, было организовано тестирование двигательных способностей. Так, в сложном упражнении «Бумеранг», несущественная разница обнаружена в исходных показателях между результатами КГ и ЭГ, в сторону КГ.

Таблица 1

Изменение уровня физической подготовленности футболистов 7-8 лет

в эксперименте Х±о

Наименование теста Показатели Различие р<0,05

Исхо дные Конечные 1-2 3-4

КГп=19 ЭГп=17 КГп=19 ЭГп=17

1 2 3 4

«Бумеранг», сек. 22,71±1,02 23,07±1,11 22,44±1,18 21,27±1,02 - <0,05

Бег 30 м., сек 5,88±0,23 5,69±0,19 5,73±0,21 5,45±0,24 - <0,05

Тест Морозова, сек 12,87±0,56 12,58±0,51 12,73±0,48 12,31±0,43 - -

Прыжок с места, см. 154,4±6,7 152,6±7,1 160,2±6,9 161,3±7,3 - <0,05

Однако, при конечном тестировании в конце педагогического эксперимента по всем показателям у футболистов 7-8 лет, за исключением теста Морозова обнаружена достоверность различия между группами КГ и ЭГ. Причиной слабого прироста результатов в данном тесте, как мы считаем, является то, что механизм аэробного обеспечения на приграничной зоне с анаэробным, т. е. при ЧСС около 160165 уд/мин. у футболистов данного возраста еще не совершенен. Данное суждение подтверждается показателями у более старших футболистов - 9-10 лет (таблица 2), где абсолютно по всем контрольным упражнениям, юные спортсмены ЭГ достоверно отличные результаты показали от результатов КГ, р<0,05.

Таблица 2

Изменение уровня физической подготовленности футболистов 9-10 лет

в эксперименте Х±о

Наименование теста Показатели Различие р<0,05

Исхо дные Конечные 1-2 3-4

КГ П=21 ЭГ П=23 КГ П=21 ЭГ П=23

1 2 3 4

«Бумеранг», сек. 21,34±1,05 21,27±1,23 21,26±1,14 20,35±1,08 - <0,05

Бег 30 м., сек 5,24±0,27 5,17±0,21 4,98±0,26 4,81±0,28 - <0,05

Тест Морозова, сек 12,11±0,77 12,08±0,81 11,92±0,73 11,58±0,69 - <0,05

Прыжок с места, см. 168,5±7,4 170,4±6,8 175,8±7,0 180,6±7,4 - <0,05

Планом педагогического эксперимента было предусмотрено определение уровня технической подготовленности в сравнительном контексте двух групп футболистов. Сопряженная программа развития физических качеств во взаимосвязи с технической подготовкой, реализованная в ходе проведения эксперимента оказала положительное воздействие и на уровень технической оснащенности футболистов.

Так, по таблице 3 видно, какое воздействие оказала программа по результативности выполнения технических приемов в процессе контрольного тестирования. В отличие от возраста 9-10 лет, где не все показатели имеют существенное отличие футболистов ЭГ от КГ, в этой возрастной группе абсолютно все результаты имеют достоверность различия, р<0,05. Данное состояние в возрастной группе 7-8 летних подтверждается ранее изученными и опубликованными результатами исследований, где спортивной наукой доказано, что освоение новых технических приемов наиболее высоко у младших школьников.

Таблица 3

Изменение уровня технической подготовленности футболистов 7-8 лет

в эксперименте Х±о

Наименование теста Показатели Различие р<0,05

Исхо дные Конечные 1-2 3-4

КГП=19 ЭГП=17 КГП=19 ЭГп=17

1 2 3 4

Ведение мяча 20 м., сек 5,08±0,31 5,11±0,29 4,87±0,27 4,72±0,32 - <0,05

Слаломное ведение 20 м., сек 8,62±0,46 8,54±0,51 8,46±0,47 8,31±0,54 <0,05

Передачи мяча в цель, баллы 2,3±0,4 2,4±0,3 2,7±0,4 3,0±0,4 - <0,05

Удары на точность, баллы 2,1±0,2 2,0±0,3 2,4±0,3 2,8±0,4 <0,05 <0,05

Жонглирование мячом, кол. раз 11,8±1,1 12,0±1,4 13,6±1,3 15,8±1,3 - <0,05

Результаты, полученные в группах футболистов 9-10 лет немного отличны от показателей 7-8 летних (таблица 4).

Так, результаты, показанные в действиях с мячом обнаруживают разноречивый характер. Например, в упражнениях с ведением мяча, точной передачей в цель на различные расстояния и жонглировании, футболисты ЭГ везде показывают достоверно отличный от КГ результаты, р<0,05. Однако нам не понятно, почему в слаломном ведении (обводка) мяча на скорости и ударах на точность по воротам, двигаясь также на скорости, не обнаружена достоверность различия, хотя положительная динамика присутствует. Не раскрытым остается вопрос: почему не оказала серьезное влияние программа, насыщенная схожими упражнениями. Видимо, это следует изучить в дальнейших педагогических исследованиях.

Таблица 4

Изменение уровня технической подготовленности футболистов 9-10 лет

в эксперименте Х±о

Показатели Различие р<0,05

Наименование Исходные Конечные

теста КГ п=21 ЭГп=23 КГ п=21 ЭГп=23 1-2 3-4

1 2 3 4

Ведение мяча 20 4,78±0,21 4,83±0,19 4,64±0,23 4,33±0,26 - <0,05

м., сек

Слаломное веде- 8,04±0,38 8,09±0,41 7,62±0,44 7,59±0,38 - -

ние 20 м., сек

Передачи мяча в 3,2±0,3 3,3±0,3 3,4±0,4 3,8±0,5 - <0,05

цель, баллы

Удары на точ- 2,5±0,3 2,5±0,5 2,8±0,4 3,0±0,3 - -

ность, баллы

Жонглирование 15,6±2,0 16,1±2,4 17,8±1,9 18,6±2,1 <0,05 <0,05

мячом, кол. раз

Таким образом, проведенный педагогический эксперимент позволяет судить о закономерностях сопряженного развития двигательных качеств (силы, быстроты, гибкости, выносливости, ловкости) и технического арсенала юных футболистов. Каждый возрастной этап - это своеобразный период со своими характерными морфофункци-ональными особенностями, знания и учет которых дают возможность оценить эффективность в улучшении здоровья, развитии физических качеств, обучении спортивной технике для достижения в будущем высоких спортивных результатов

В наших исследованиях следует отметить, что в конце эксперимента, в каждой группе значительно снизились числовые значения вариативности показателей - большой разброс индивидуальных результатов в тестах. Независимо от того, что контрольная группа не имела дополнительных средств в развитии исследуемых качеств в арсенале тренировочных занятий, тем не менее, как и в экспериментальной группе, вариативность индивидуальных результатов изменилась в лучшую сторону, разброс в конце педагогического эксперимента уже не так был велик, как в начале. Это свидетельствует о тренировочном воздействии на стабильность результатов в процессе тренировочных занятий.

Произошедшие изменения говорят о том, что под воздействием традиционной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) программ тренировки улучшились результаты у всех испытуемых как низкие, так и относительно высокие. Это обстоятельство подтверждает высокую эффективность экспериментальной программы и методики ее реализации в тренировочном процессе. Следует отметить наиболее стабильно выросшие результаты по отдельным качествам. У 7-8 летних это большой прирост в скоростных способностях, способах перемещения по площадке, технике ведения и жонглирования, передачах мяча с дифференциацией усилия в цель.

У футболистов другой возрастной группы 9-10 лет, отмечаем существенное повышение всех физических качеств за период педагогического эксперимента, в скоростном ведении мяча, точности передачах на различные расстояния и жонглировании мячом. Однако отмечаем и другое, что наиболее уязвимым местом у 9-10 летних футболистов оказались освоение слаломного ведения мяча и нехватка скоростной точности удара мячом в цель. В целом, можно считать, что прирост результатов в экспериментальной группе отмечен как существенный, в сравнении с контрольной группой, р<0,05.

Выше в работе, при анализе работ ряда авторов нами обращается внимание на то, что освоению детьми рациональной техники способствует должный уровень ско-ростно-силовой подготовленности. Целенаправленная скоростно-силовая подготовка

наиболее целесообразна в возрасте от 10-11 лет, но не поддерживать ее развитие и совершенствование в младшем школьном возрасте на начальных этапах тренировки, было бы ошибочным. Скоростно-силовая подготовка создает благоприятные предпосылки для овладения рациональной спортивной техникой, а также способствует всестороннему гармоничному развитию детей.

Влияние разработанной методики тренировки юных футболистов на уровень развития скоростно-силовых качеств оценивалось нами на основании результатов прыжка в длину с места, где также нами зарегистрированы удовлетворяющие результаты, соответствующие нормативным требованиям.

Наблюдаемое стабильное улучшение скоростно-силовой подготовленности юных футболистов получено под воздействием сопряженной программы технической и физической подготовки, систематических занятий, а также совпадением средств подготовки с сенситивным периодом возрастного формирования скорости, силы, точности и ловкости.

Заключение. Проведенное педагогическое исследование, анализ учебных программ тренировочной деятельности позволяет сделать заключение, что существующий в практике подход к совершенствованию технической и физической подготовленности на начальном этапе не способствует в должной мере повышению эффективности данного вида подготовленности юных футболистов. Это обуславливает поиск путей и методик, реализация которых в процессе физической подготовки, будут способствовать эффективному развитию основных физических качеств юных футболистов.

Исходя из обозначенных проблем, можно сформулировать по результатам педагогического эксперимента следующие ВЫВОДЫ:

1. Проблемы скоростной техники, как основного фактора решения игровых задач в подготовке юных футболистов, должны быть реализованы при оптимальном распределении тренировочной нагрузки с учетом ведущих двигательных способностей и их закономерной связи с показателями соревновательной деятельности.

2. В целях решения задач сопряженной физической и технической подготовки, связанных с развитием таких качеств, как быстрота реагирования и принятия решений, скорость передвижения по полю, взрывная сила, координация движений во взаимосвязи с точностью выполнения технических приемов необходимо закладывать их развитие с детского и юношеского возраста.

3. При планировании основных задач сопряженного развития физических и технических способностей, необходимо вести учет оценки и контроля средствами, обеспечивающими их информативность, объективность и надежность.

4. Разработанная экспериментальная программа тренировки юных футболистов положительно повлияла на уровень развития исследуемых качеств, о чем свидетельствуют стабильно выросшие результаты по отдельным качествам:

- у 7-8 летних это высокий прирост в скоростных способностях, способах перемещения по площадке, технике ведения и жонглирования, передачах мяча с дифференциацией усилия в цель;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- у футболистов другой возрастной группы 9-10 лет отмечено существенное повышение за период педагогического эксперимента в упражнениях скоростного ведения мяча, точности передач на различные расстояния и жонглировании мячом.

Ссылки на источники

1. Гусев К.А. Современные технологии в системе спортивной подготовки / К.А. Гусев, А.В. Аношин // Наука-2020. - 2022. - № 1 (55). - С. - 157-162.

2. Захарова А.В. Контроль скоростно-силовых способностей футболистов на этапе начальной специализации / А.В. Захарова, А.Н. Бердникова // Человек. Спорт. Медицина. - 2016. - Т. 16. № 4. - - С. 64-74.

3. Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. - М.: Профиздат, 2011. - 406 с.

4. Лях В.И., Витковски З., Жмуда В. Специфические координационные способности как критерий прогнозирования спортивных достижений футболистов. /Теория и практика физической культуры, 2002, - № 4. - С. 21-24.

5. Погребной, А.И. Тестирование физических кондиций и энергетических возможностей организма спортсменов: отечественный и зарубежный опыт - / А.И. Погребной, С.А. Локтев, Г.А. Макарова. - Краснодар: Экоинвест, 2011. - 116 с.

6. Селуянов, В.Н. Футбол: проблемы физической и технической подготовки / В.Н. Селуянов, К.С. Сарсания, В.А. Заборова. - Долгопрудный: Издательский дом «ИНТЕЛЛЕКТ и К», 2012. - 160 с.

7. Шишков И.Ю. Управление многолетним тренировочным процессом спортсменов высокой квалификации в игровых видах спорта: Монография / И.Ю. Шишков. Малаховка: МГАФК, 2024. - 200 с.

DOI: 10.24412/^-37273-2024-1-161-166 Тхазеплов Аниуар Мухажидович,

кандидат педагогических наук, доцент Института педагогики, психологии и физ-культурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик [email protected]

Управление соотношениями тренирующих программ как фактор эффективности моделирования тренировки в футболе

Аннотация. В статье предпринята попытка создания достаточно полного и единого представления о направлении в развитии футбола, которое раскроет в полной мере тактические, технические и функциональные возможности футболистов, способствующие эффективно управлять тренировочным процессом. Рассматриваются возможные варианты организации моделирования программы спортивной подготовки футболистов, опирающиеся на научные подходы в реализации задач, направленных на блочную систему организации тренировок спортсменов [3, 4]. Ключевые слова: футболисты, управление, тренировочный процесс, моделирование, обучающие программы.

Всесторонняя информация о технико-тактической и специальной физической подготовленности футболистов, поступающая к тренеру с помощью средств и методов этапного, текущего и оперативного контроля, может быть реализована в целях соответствующих видов управления только в том случае, когда тренер профессионально владеет педагогическим мастерством. А это предполагает умение грамотно использовать широкий арсенал специальных упражнений, направленных на преимущественное развитие тех или иных компонентов специальной подготовленности игроков; рационально комплексировать различные упражнения и режимы их практической реализации в соответствии с конкретными целями и задачами подготовки футболистов в разных структурных образованиях тренировочного процесса [2].

При решении вопроса о выборе методики тренировочных воздействий необходимо учитывать особенности изменений организма игрока под влиянием одноразового и многократного выполнения физических упражнений. В частности, известно, что в зависимости от того, на фоне какого состояния будет повторяться последующее упражнение в занятии или само занятие, зависит не только изменение работоспособности в процессе деятельности в целом, её качественных показателей, но и отдалённый результат в изменении функциональных возможностей спортсмена. Причём, не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.