Научная статья на тему 'Взаимосвязь физического и патриотического воспитания как микроэлемент подготовки будущих защитников Отечества'

Взаимосвязь физического и патриотического воспитания как микроэлемент подготовки будущих защитников Отечества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
456
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОСВЯЗЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ / ВОСПИТАНИЕ / ГЕОПОЛИТИКА / ЭКСПЕРИМЕНТ / ЗАЩИТНИК / ОТЕЧЕСТВО / INTERCONNECTION / PHYSICAL / PATRIOTIC / EDUCATION / GEOPOLITICS / EXPERIMENT / DEFENDER / FATHERLAND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арутюнян Тигран Гарриевич, Пыж Владимир Владимирович

Введение в стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года обозначены приоритетные направления, такие как обеспечение физической готовности допризывной молодежи к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации, популяризация военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта; гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами физической культуры и спорта. Цель исследования теоретически и экспериментально обосновать методику взаимосвязи патриотического и физического воспитания учащихся. Методика и организация исследования упражнения преимущественно необходимые для физических качеств человека во взаимосвязи с патриотическим воспитанием применялись через исследовательскую модель. В экспериментальной работе приняли участие 22 учащихся контрольной группы и 23 экспериментальной. Результаты исследования и их обсуждение в результате экспериментальной работы выявлена несущественная положительная корреляция (или взаимосвязь) физического и патриотического воспитания в экспериментальной группе, тогда как в контрольной группе корреляция осталась отрицательная. Экспериментальная группа вышла на более высокий уровень физической готовности. Информационное сопровождение взаимосвязи патриотического и физического воспитания посильно нейтрализовало негативный информационный фон. Выводы корреляция, выявленная в ходе эксперимента, подтверждает, идею продолжения исследований взаимосвязи физического и патриотического воспитания. В экспериментальной группе прирост физических качеств был выше и статистически достоверен по четырем показателям. По двум показателям прирост хотя и не был статистически достоверен, но был выше в экспериментальной группе. И даже в этих показателях прослеживаются позитивные изменения в экспериментальной группе под воздействием методики. Необходимо продолжить работу по информационному сопровождению взаимосвязи патриотического и физического воспитания, которое посильно нейтрализовало негативный информационный фон, и позволило в лучшую сторону изменить отношение экспериментальной группы к Российской армии и защите Отечества. Экспериментальная группа приняла активное участие в патриотическом мероприятии школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арутюнян Тигран Гарриевич, Пыж Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation of physical and patriotic education as a microelement of preparation of future defenders of the fatherland

Introduction. The strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation till 2030 identifies priority areas, such as ensuring the physical readiness of pre-conscripted youth to serve in the Armed Forces of the Russian Federation, popularization of military-applied and service-applied sports; civic-patriotic education of the younger generation by means of physical culture and sports. The objective of the study to justify theoretically and experimentally the methodology of the relationship between the patriotic and physical education of the students. Methodology and organization of the study -the exercises being mostly necessary for the physical qualities development of the person in connection with patriotic education were used through the research model. The pilot work was attended by 22 students of the control group and 23 experimental students. The results of the study and their discussion as a result of the experimental work, non-essential positive correlation (or relationship) of physical and patriotic education in the experimental group was revealed, while in the control group the correlation remained negative. The experimental group has reached a higher level of physical readiness. Information support of the relationship between the patriotic and physical education has neutralized the negative information background. Conclusions the correlation revealed during the experiment confirms the idea of continuing research on the correlation between the physical and patriotic education. In the experimental group, the increase in physical qualities was higher and statistically reliable in four indicators. In two indicators, the increase, although not statistically reliable, was higher in the experimental group. Even these indicators show positive changes in the experimental group under the influence of the methodology. It is necessary to continue work on the informational support of the relationship between the patriotic and physical education, which has neutralized the negative information background, and allowed for the better to change the attitude of the experimental group to the Russian army and the defense of the Fatherland. The experimental group took an active part in the patriotic event of the school.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь физического и патриотического воспитания как микроэлемент подготовки будущих защитников Отечества»

Physical Culture. Sport, No.1, рр. 27-34.

3. Nutsalov, N.M. and Barkovsky E.S. (2019), "Research of means determining the level of development of General endurance", Materials of the International scientific and practical conf., Physical culture, sports, tourism, Moscow, рр. 225-228.

4. Podoruev, Yu.V., Vitko S.Yu., Pikhaev R.R. and Gadzhiev D.M. (2017), "Introduction of modern means of training in the discipline "physical culture" for students of the specialty "Economic security", Izvestiya Tula state University. Physical Culture. Sport, No. 3, рр. 63-70.

5. Fisenko, Yu. and Barkovsky E.S. (2018), "Safety rules for the use of crossfit in physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (164), рр. 336-340.

6. Shutova, T.N. (2017), "Modeling of fitness technologies in the process of physical education of students on the basis of diagnostics "Esteck system complex", Theory and practice of physical culture, No. 9, рр. 30-32.

7. Shutova, T.N., Bodrov I.M., Mamonova O.V. and Kondratyev P.A. (2016), "Technology of fitness in physical education of students", Physical culture: education, training, No. 1, рр. 30-31.

8. Shutova, T.N., Gadzhiev D.M., Pichaev R.R. (2016), "Conceptual foundations of athletic gymnastics in physical education of students", Physical culture, sports, tourism: scientific and methodological support, Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Perm, рр. 134-138.

9. Yudashkina, E.E., Zaitsev V.A., Nosov S.M. and Vysotskaya T.P. (2019), "Skipping Tools for the development of speed-power qualities in girls-basketball players 11-12 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (170), рр. 379-383.

Контактная информация: antonova-irina@bk.ru

Статья поступила в редакцию 12.03.2020

УДК 796.011.1

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК МИКРОЭЛЕМЕНТ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА

Тигран Гарриевич Арутюнян, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева, Сибирский Федеральный университет, Красноярск; Владимир Владимирович Пыж, доктор политических наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Введение - в стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года обозначены приоритетные направления, такие как обеспечение физической готовности допризывной молодежи к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации, популяризация военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта; гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами физической культуры и спорта. Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать методику взаимосвязи патриотического и физического воспитания учащихся. Методика и организация исследования - упражнения преимущественно необходимые для физических качеств человека во взаимосвязи с патриотическим воспитанием применялись через исследовательскую модель. В экспериментальной работе приняли участие 22 учащихся контрольной группы и 23 экспериментальной. Результаты исследования и их обсуждение - в результате экспериментальной работы выявлена несущественная положительная корреляция (или взаимосвязь) физического и патриотического воспитания в экспериментальной группе, тогда как в контрольной группе корреляция осталась отрицательная. Экспериментальная группа вышла на более высокий уровень физической готовности. Информационное сопровождение взаимосвязи патриотического и физического воспитания посильно нейтрализовало негативный информационный фон.

Выводы - корреляция, выявленная в ходе эксперимента, подтверждает, идею продолжения исследований взаимосвязи физического и патриотического воспитания. В экспериментальной группе прирост физических качеств был выше и статистически достоверен по четырем показателям. По двум показателям прирост хотя и не был статистически достоверен, но был выше в экспе-

риментальной группе. И даже в этих показателях прослеживаются позитивные изменения в экспериментальной группе под воздействием методики. Необходимо продолжить работу по информационному сопровождению взаимосвязи патриотического и физического воспитания, которое посильно нейтрализовало негативный информационный фон, и позволило в лучшую сторону изменить отношение экспериментальной группы к Российской армии и защите Отечества. Экспериментальная группа приняла активное участие в патриотическом мероприятии школы.

Ключевые слова: взаимосвязь, физическое, патриотическое, воспитание, геополитика, эксперимент, защитник, Отечество

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p23-30

INTERRELATION OF PHYSICAL AND PATRIOTIC EDUCATION AS A MICROELEMENT OF PREPARATION OF FUTURE DEFENDERS OF THE

FATHERLAND

Tigran Garrievich Harutyunyan, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Resh-etnev Siberian State University of Science and Technology, Siberian Federal University, Krasnoyarsk; Vladimir Vladimirovich Pyzh, the doctor of political sciences, professor, The Lesgaft

National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

Introduction. The strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation till 2030 identifies priority areas, such as ensuring the physical readiness of pre-conscripted youth to serve in the Armed Forces of the Russian Federation, popularization of military-applied and serviceapplied sports; civic-patriotic education of the younger generation by means of physical culture and sports. The objective of the study - to justify theoretically and experimentally the methodology of the relationship between the patriotic and physical education of the students. Methodology and organization of the study -the exercises being mostly necessary for the physical qualities development of the person in connection with patriotic education were used through the research model. The pilot work was attended by 22 students of the control group and 23 experimental students. The results of the study and their discussion - as a result of the experimental work, non-essential positive correlation (or relationship) of physical and patriotic education in the experimental group was revealed, while in the control group the correlation remained negative. The experimental group has reached a higher level of physical readiness. Information support of the relationship between the patriotic and physical education has neutralized the negative information background.

Conclusions - the correlation revealed during the experiment confirms the idea of continuing research on the correlation between the physical and patriotic education. In the experimental group, the increase in physical qualities was higher and statistically reliable in four indicators. In two indicators, the increase, although not statistically reliable, was higher in the experimental group. Even these indicators show positive changes in the experimental group under the influence of the methodology. It is necessary to continue work on the informational support of the relationship between the patriotic and physical education, which has neutralized the negative information background, and allowed for the better to change the attitude of the experimental group to the Russian army and the defense of the Fatherland. The experimental group took an active part in the patriotic event of the school.

Keywords: interconnection, physical, patriotic, education, geopolitics, experiment, defender, Fatherland.

ВВЕДЕНИЕ

Современная военно-политическая обстановка в мире складывается и постоянно изменяется под мощным воздействием, наряду с другими факторами, той геополитической ситуацией, которая отличается своеобразием ее содержания и динамики.

Роль геополитического подхода в разработке проблем национальной безопасности России в современных условиях возросла в силу кардинальных геополитических перемен на планете: распада СССР, биполярного мира, передела сфер влияния, стремления США к мировой гегемонии. Распад Советского Союза нарушил систему геостратегического уравнивания и коренным образом изменил баланс сил. Территория России была и остает-

ся объектом геополитического внимания ведущих стран мира [10].

В связи с этим, современная Россия подвергается активному воздействию большого количества новых политических технологий [9].

Одной из таких технологий, подрывающих систему подготовки граждан к военной службе, является особая форма терроризма - информационный терроризм, и в частности, антиармейский информационный терроризм, который рассматривается как средство подрыва основ подготовки распространением информации, устрашающей граждан угрозами прохождения военной службы и принуждающей молодежь уклоняться от службы и от подготовки к ней. Усугубляется он тем, что офицерский состав не замечает неуставные взаимоотношения среди рядовых, и мы видим и слышим периодически разгорающиеся скандалы вокруг вооруженных сил.

Боевая мощь и боеготовность армии в решающей степени зависят от человеческого фактора, от пригодности граждан к защите Отечества. В формировании соответствия их физических, духовных и психических свойств требованиям вооруженной защиты Отечества особую роль призвана играть подготовка граждан к военной службе. И чем эффективнее и результативнее подготовка молодежи к службе, тем надежнее защитники Родины [5].

В новой редакции Военной доктрины подчеркивается необходимость объединения усилий государства, общества и личности по защите Российской Федерации, разработки и реализации мер, направленных на повышение эффективности военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации и их подготовки к военной службе [11].

Коллектив научных сотрудников и представителей профессорско-преподавательского состава национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург выполнил масштабную научно-исследовательскую работу «Разработка научно обоснованных предложений по формированию проекта Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года с учётом опыта реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». В данной работе одним из разделов отмечены такие приоритетные направления, как обеспечение физической готовности допризывной молодежи к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации, популяризация военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта; гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами физической культуры и спорта [8].

Учитывая вышесказанное, выявлены противоречия между необходимостью патриотического и физического воспитания молодежи - будущих защитников Отечества с одной стороны и негативным информационным фоном вызванным новым геополитическим положением Российской Федерации с другой.

Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать методику организации и содержательного обеспечения взаимосвязи патриотического и физического воспитания учащихся.

Задачи исследования:

1. Организовать экспериментальную работу по выявлению взаимосвязи физического и патриотического воспитания;

2. Обеспечить методическое сопровождение по физическому воспитанию во взаимосвязи с патриотическим воспитанием включающие в себя, в том числе и углубленное изучение видов спорта имеющихся в школьной программе;

3. Организовать информационное сопровождение взаимосвязи патриотического и физического воспитания.

Гипотеза. Патриотическое и физическое воспитание молодежи будет эффективным, если:

• данный процесс будет проходить во взаимосвязи между собой;

• будут разработаны образовательные программы и другое методическое обеспечение по патриотическому и физическому воспитанию включающие в себя, в том числе и углубленное изучение видов спорта имеющихся в школьной программе в предметах «Физическая культура» и ОБЖ;

• будет организованно информационное сопровождение взаимосвязи патриотического и физического воспитания посильно нейтрализующее негативный информационный фон.

МЕТОДИКА

Упражнения преимущественно необходимые для физических качеств человека во взаимосвязи с патриотическим воспитанием применялись через исследовательскую модель: в школе № 133 мы акцентировали внимание на физическое развитие, патриотическое воспитание, морально-психологическое развитие, нравственное развитие и формирование воли. Кроме этого образ ветеранов использовался в качестве примеров.

Перечень видов спорта для изучения с углубленной направленностью определялся на основании имеющихся в школьной программе в предметах «Физическая культура» и «ОБЖ»: плавание, легкая атлетика, спортивные игры, прикладная физическая подготовка, рукопашный бой, и другие.

В период углубленной работы по нашему перечню видов спорта, мы старались достичь равного сочетания развития силы и выносливости у учащихся, так же как и у спортсменов высокой квалификации [13].

Наша методика основана на расширении и уточнении теоретических положений о формировании воли при направленном воздействии средств и методов физической культуры. При активных занятиях физическими упражнениями у человека появляется, в том числе и психологическая устойчивость к затруднительным условиям [12].

В общеобразовательном учреждении процесс взаимосвязи физического и патриотического воспитания был выстроен через интеграцию учебных предметов «Физическая культура», «ОБЖ» и отчасти «История». В данном интегрированном процессе 33,5% времени отводилось на патриотическое, а 66,5% на физическое воспитание. Из этого процентного соотношения все 33,5% времени патриотического воспитания отводилось на внеурочную работу, так как в 8 классе не предусмотрено в учебном плане в урочное время. Тогда как из 66,5% времени отведенного на физическое воспитание урочной форме проведения занятий отводится 23,1%, а внеурочной 43,4%).

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В нашем исследовании в основном мы использовали следующие типы воспитательных отношений: «человек - человек», «человек - книга - человек», «человек - природа - человек», «человек - физическая культура - человек», «человек - спорт - человек» (В.С. Безрукова, 1999). Кроме этого мы старались вовлечь родителей в данный воспитательный процесс [7].

Касаясь, части поставленной проблемы физического воспитания во взаимосвязи с патриотическим, в учебно-воспитательный процесс внедрен тип воспитательных отношений «человек - книга - человек» с использованием разработанного нами спецкурса дополнительного образования «Физическое упражнение как средство воспитания воли и сверхволи будущего защитника Отечества» и образовательных программ «Школьник-призывник» и «Патриот» [1; 2; 3].

Исследование в школе № 133 города Красноярска проводилось с 21 января 2019 года по 30 мая 2019 года.

В эксперименте приняли участие 45 человек с одинаковой физической подготовленностью, и примерно одинаковым отношением к Российской армии и защите Отечества. Методом случайной выборки были сформированы контрольная 8 «А» (КГ - 22 чел.)

и экспериментальная 8 «М» (ЭГ - 23 чел.). Результаты девочек и мальчиков подсчитыва-лись вместе, так как нам необходимо было определить общую картину экспериментального воздействия. В экспериментальной группе, 8 «М» классе, 23 учащихся, из которых 13 мальчиков и 10 девочек, а в контрольной группе, 8 «А» классе, 22 учащихся, из которых 12 мальчиков и 10 девочек.

23 человека (ЭГ) в течение учебного полугодия получали дополнительное образование по спецкурсу «Физическое упражнение как средство воспитания воли и сверхволи будущего защитника Отечества» и образовательным программам «Школьник-призывник» и «Патриот».

На начало эксперимента было проведено тестирования физической подготовленности в обеих группах (КГ и ЭГ), и не было обнаружено статистически значимых различий (по уровню 0,05) между результатами испытуемых. Кроме этого проведено закрытое анонимное анкетирование. Предлагалось два вопроса и несколько вариантов ответов.

Первый: «Ваше отношение к Российской армии?»;

Второй «Ваше отношение к защите Отечества?», варианты ответов: положительное, нейтральное, негативное.

Выявленные результаты, указаны в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты ответов школьников на вопросы анкеты до начала педагогического эксперимента_

«Ваше отношение к Российской армии?» «Ваше отношение к защите Отечества?»

КГ (п = 22) положительное 9,09% положительное 9,09%

нейтральное 68,18% нейтральное 68,18%

негативное 22,72% негативное 22,72%

ЭГ (п = 23) положительное 8,7% положительное 8,7%

нейтральное 65,21% нейтральное 65,21%

негативное 26,08% негативное 26,08%

Основной эксперимент всё время проводился в условиях учебного процесса, что позволило полностью контролировать уровень физического состояния обучающихся, рост их тренированности и восстановительные процессы. Анализ результатов проводимого педагогического эксперимента позволил внести уточнения в ранее разработанный спецкурс и образовательные программы.

Сопоставление велось по шести показателям: прыжок в длину с места (см), прыжки через скакалку за 1 мин (раз), подтягивание из виса на перекладине (девочки из положения лёжа на низкой перекладине) (раз), подъем туловища за 30 с (раз), бег 30 м (с), челночный бег 3*10 м (с). При проведении эксперимента мы учитывали организационно-методическую направленность процесса сохранения здоровья учащихся средствами физической культуры, разработанную известными специалистами [6].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По окончании эксперимента также проведено закрытое анонимное анкетирование. Предлагались те же два вопроса и несколько вариантов ответов, как и до эксперимента. Выявлены результаты, указанные в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты ответов школьников на вопросы анкеты после педагогического эксперимента_

«Ваше отношение к Российской армии?» «Ваше отношение к защите Отечества?»

КГ (п = 22) положительное 9,09% положительное 9,09%

нейтральное 68,18% нейтральное 68,18%

негативное 22,72% негативное 22,72%

ЭГ (п = 23) положительное 73,92% положительное 73,92%

нейтральное 13,4% нейтральное 13,4%

негативное 8,68% негативное 8,68%

Как следует из таблицы 2 результаты опроса контрольной остались без изменений по сравнению с результатами опроса до эксперимента. В экспериментальной группе уменьшилось количество учащихся негативно относящихся к Российской армии и защите Отечества и увеличилось их количество положительно и нейтрально относящихся к данным вопросам. Беря в расчёты процентное соотношение анкетируемых по патриотическому воспитанию и средние значения тестирования физической готовности учащихся мы определили на начало эксперимента наличие слабой отрицательной взаимосвязи (корреляции) в контрольной (КГ) г^ =-0,13 и экспериментальной группе (ЭГ) ^=-0,2. После эксперимента в контрольной группе отрицательная взаимосвязь изменилась незначительно (КГ) гху =-0,13, а в экспериментальной группе была выявлена положительная взаимосвязь (ЭГ) гху= 0,425. Отметим тот факт, что на начало эксперимента в экспериментальной группе отрицательная взаимосвязь была сильнее, чем в контрольной группе. Основываясь на научных положениях Ю.П. Астанина и Т.Т. Джамгарова коэффициенты меньше ±0,250 считаются показателями отсутствия существенной корреляции [4]. Поэтому после эксперимента, наше исследуемое явление следует рассматривать как имеющее существенную взаимосвязь. Это подтверждает нашу гипотезу исследования о корреляции физического и патриотического воспитания.

По окончании эксперимента выявлены следующие результаты: в прыжке в длину в экспериментальной группе результаты достоверно выше, в прыжках через скакалку, результаты также достоверно выше. В тестировании поднятия туловища за 30 сек. из положения лежа результаты экспериментальной группы достоверно выше. И в тестировании челночный бег результаты достоверно выше в экспериментальной группе. Однако в тестировании подтягивание и бег на 30 м. результаты были статистически не значимы.

Информационное сопровождение процесса физического воспитания во взаимосвязи с патриотическим воспитанием выражалось в информировании школьной общественности: родительского и попечительского комитета, учителей и родителей [7]. Кроме этого стоит выделить активное участие экспериментального 8 «М» класса в школьном празднике «Песни и строя» в преддверии празднования Дня Победы 9 мая, тогда как контрольный 8 «А» класс под разными предлогами в данном празднике не участвовал.

ВЫВОДЫ

1. В результате экспериментальной работы выявлена существенная положительная корреляция (взаимосвязь) физического и патриотического воспитания в экспериментальной группе, тогда как в контрольной группе корреляция осталась отрицательная. Данная связь подтверждает, идею продолжения исследований и продолжение работы над воспитательными отношениями «человек - человек» и «человек - книга - человек» и процесса совершенствования взаимосвязи физического и патриотического воспитания.

2. Методическое обеспечение процесса физического воспитания во взаимосвязи с патриотическим включающие в себя, в том числе и углубленное изучение видов спорта имеющихся в школьной программе позволило экспериментальной группе выйти на более высокий уровень физической готовности. В экспериментальной группе прирост физических качеств был выше и статистически достоверен по четырем показателям. По двум показателям прирост хотя и не был статистически достоверен, но был выше в экспериментальной группе. Прослеживаются позитивные изменения в экспериментальной группе под воздействием методики.

3. Информационное сопровождение взаимосвязи патриотического и физического воспитания посильно нейтрализовало негативный информационный фон, и позволило в лучшую сторону изменить отношение экспериментальной группы к Российской армии и защите Отечества. Экспериментальная группа приняла активное участие в патриотическом мероприятии школы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арутюнян, Т.Г. Образовательная программа по патриотическому воспитанию «Патриот» / Т.Г. Арутюнян, А.Н. Савчук. - Красноярск : [б. и.], 2005. - 14 с.

2. Арутюнян, Т.Г. Школьник - призывник: образовательная программа по физическому воспитанию / Т.Г. Арутюнян, А.Н. Савчук. - Москва : Чистые пруды, 2006. - 32 с.

3. Арутюнян, Т.Г. Физическое упражнение как средство воспитания воли и сверхволи будущего защитника Отечества : спецкурс / Т.Г. Арутюнян. - Красноярск : Городской информационно-издательский центр, 2011. - 40 с. - DOI :10.18411/d-2016-152.

4. Астанин, Ю.П. О влиянии занятий разными видами спорта на некоторые физические способности человека / Ю.П. Астанин, Т.Т. Джамгаров // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2017. - № 1. - С. 73-82.

5. Коряковская, Д.А. Подготовка граждан Российской Федерации к военной службе в условиях информационного терроризма : дис. ... канд. полит. наук / Коряковская Дарья Андреевна.

- Москва, 2004. - 28 с.

6. Логвина, Т.Ю. Организационно-методическая направленность процесса сохранения здоровья детей средствами физической культуры / Т.Ю. Логвина, Е.П. Врублевский, В.Ф. Костю-ченко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 116-121.

7. Любицкая, К.А. Родительская вовлеченность в формирование образовательного пространства детей / К.А. Любицкая // Педагогика. - 2019. - № 8. - С. 64-72.

8. Опыт разработки приоритетных направлений развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года / С.Е. Бакулев, В.А. Таймазов, С.М. Ашкинази, А.Н. Кочергин, В.В. Рябчиков // Управление человеческими ресурсами в сфере физической культуры, спорта и здорового образа жизни : материалы конференции. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 11-20.

9. Пыж, В.В. Безопасность России в условиях реализации доктрины «управляемого хаоса» / В.В. Пыж // Вопросы политологии. - 2019. - Том 9, № 1 (41). - С. 95-110.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Пыж, В.В. Геополитический фактор в системе национальной безопасности государства / В.В. Пыж // Вопросы политологии. - 2019. - Том 9, № 3 (43). - С. 495-511.

11. Президент утвердил новую редакцию Военной доктрины // Сайт Президента России. -URL : http://kremlin.ru/news/47334 (дата обращения: 22.12.2019).

12. Психофизиологические особенности элитных хоккеистов 15-16 лет / Е. Сурина-Марышева, В. Эрлих, С. Кантюков, К. Наумова // Человек. Спорт. Медицина. - 2019. - Том 19, № 1.

- С. 36-41.

13. Стоянов, Х. Особенности развития специальной силы в зимнем макроцикле подготовки к бегу на 800 метров / Х. Стоянов // Человек. Спорт. Медицина. - 2019. - Том 19, № S1. - С. 114-120.

14. Показатели, характеризующие готовность боевых пловцов к военно-профессиональной деятельности / В.А. Таймазов, А.Э. Болотин, С.А. Цветков, В.Е. Михеев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2015. - № 1 (119). - С. 169-172.

REFERENCES

1. Harutyunyan, T.G. and Savchuk, A.N. (2005), Educational program on patriotic education: "Patriot", Krasnoyarsk.

2. Harutyunyan, T.G. and Savchuk, A.N. (2006), Schoolboy - draftee: educational program for physical education, Clean ponds, Moscow.

3. Harutyunyan, T.G. (2011), Physical exercise as a means of educating the will and super-will of the future defender of the Fatherland (special course), City Information and Publishing Center, Krasnoyarsk.

4. Astanin, Yu.P. and Dzhamgarov, T.T. (2017), "On the effect of practicing various sports on some physical abilities of a person", Actual problems ofphysical and special training ofpower structures, No. 1, pp. 73-82.

5. Koryakovskaya, D.A. (2004), Preparation of citizens of the Russian Federation for military service in the conditions of information terrorism, dissertation, Moscow.

6. Logvina, T.Yu., Vrublevsky, E.P. and Kostyuchenko V.F. (2016), "Organizational and methodological orientation of the process of preserving the health of children by means of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (138), pp. 116-121.

7. Lyubitskaya, K.A. (2019), "Parental involvement in the formation of the educational space of children", Pedagogy, No. 8, pp. 64-72.

8. Bakulev, S.E., Taymazov, V.A., Ashkinazi, S.M., Kochergin, A.N. and Ryabchikov, V.V. (2019), "Experience in developing priority areas for the development of physical education and sports in the Russian Federation for the period up to 2030", Human resources management in the field of physical culture, sports and a healthy lifestyle: conference proceedings, Sankt-Petersburg, pp. 11-20.

9. Pyzh, V.V. (2019), "Security of Russia in the conditions of implementation of the doctrine of "governed chaos", Questions ofpolitical science, Vol. 9. No. 1 (41), pp. 95-110.

10. Pyzh, V.V. (2019), "Geopolitical factor in the system of national security of the state", Questions of political science, Vol. 9. No. 3 (43), pp. 495-511.

11. President approved the new version of the Military Doctrine (2014), Site of the President of Russia, available at: http://kremlin.ru/news/47334 (accessed: 22 December 2019).

12. Surina-Marysheva, E., Erlikh, V., Kantyukov, S. and Naumova K., (2019) "Psychophysiological characteristics of elite hockey players 15-16 years old", Human. Sport. Medicine, Vol. 19, No. 1, pp. 36-41.

13. Stoyanov, Kh. (2019), "Features of the development of special forces in the winter macro cycle of training for 800 meters run", Human. Sport. Medicine, Vol. 19, No. S1, pp. 114-120.

14. Taymazov, V.A., Bolotin, A.E., Tsvetkov, S.A. and Mikheev, V.E., "Indicators characterizing the readiness of combat swimmers for military professional activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (119), pp. 169-172.

Контактная информация: vvp_21812@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.03.2020

УДК 796.011

ПРОГРАММНЫЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧЕЧЕНСКОЙ

РЕСПУБЛИКИ

Саид -Али Махмудович Аслаханов, доктор педагогических наук, доцент, Чеченский государственный педагогический университет, Грозный

Аннотация

Образовательная область «Физическая культура» является одной из составляющих системы общего образования школьников, направленной на их физическое и духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие. Ее содержание в полиэтничном обществе должно носить национально-интернациональный характер. В этой связи, особое значение имеет рациональное использование богатейшего этнокультурного наследия народов дальнего и ближнего зарубежья, народов России, в том числе и народов, населяющих Чеченскую Республику в сфере физической культуры как поликультурной составляющей содержания физического воспитания школьников.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, программа, внеклассные и внешкольные занятия, двигательных действий, умения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p30-34

PROGRAM FUNDAMENTALS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE ELEMENTARY SCHOOL OF THE CHECHEN REPUBLIC

Said-Ali Makhmudovich Aslakhanov, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Chechen State Pedagogical University, Grozny

Abstract

The educational field "Physical Culture" is one of the components of the general education system of schoolchildren, aimed at their physical and spiritual-moral, social, personal and intellectual development. Its content in a multi-ethnic society should be of national-international character. In this regard, the rational use of the rich ethnos cultural heritage of the peoples of the far and near abroad, the peoples of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.