Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ С ИХ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ И ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТЬЮ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ С ИХ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ И ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СТУДЕНТЫ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмадова Тамуса Хамидовна, Озиева Любовь Сосланбековна, Коркмазов Алим Викторович

В статье рассмотрена взаимосвязь эмоционального интеллекта студентов с их академической успеваемостью и общественной активностью. Содержание статьи направлено на решение проблем формирования у студентов личностных качеств, в том числе эмоционального интеллекта, академической успеваемости, умения грамотно и эффективно выстраивать межличностные отношения, что способствует полноценному развитию всего общества, а также влияет на качество социальных отношений и профессиональной деятельности. Эмоциональный интеллект представляет собой основополагающий объект регулировки чувствами и эмоциями, который связан с духовным и физическим состоянием человека, а эмоциями являются отражением его внутреннего мира и проявляются во внешнем поведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмадова Тамуса Хамидовна, Озиева Любовь Сосланбековна, Коркмазов Алим Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF THE EMOTIONAL INTELLIGENCE OF STUDENTS WITH THEIR ACADEMIC PERFORMANCE AND PUBLIC ACTIVITY

The article considers the relationship between the emotional intelligence of students and their academic performance and social activity. The content of the article is aimed at solving the problems of forming students' personal qualities, including emotional intelligence, academic performance, the ability to competently and effectively build interpersonal relationships, which contributes to the full development of the whole society, and also affects the quality of social relations and professional activities. Emotional intelligence is a fundamental object of regulation by feelings and emotions, which is associated with the spiritual and physical state of a person, and emotions are a reflection of his inner world and are manifested in external behavior.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ С ИХ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ И ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТЬЮ»

19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства» [Электронный ресурс] / Минобрнауки России (Приказ № 731 от 01.08.2017 г.). -URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS0/o20VO0/o203++/Spec/530501_C_3_24082017.pdf (дата обращения: 22.02.2022).

20. Pierre-Laurent Aimard: Rôle et responsabilités de l'interprète aujourd'hui [Электронный ресурс] // France Culture. URL: https://www.franceculture.fr/emissions/les-cours-du-college-de-france/la-camera-est-une-sorte-de-fetiche-filmer-au-moyen-orient-lecon-inaugurale-damos-gitai-0 (дата обращения: 21.02.2022). (на фр. яз.)

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Ахмадова Тамуса Хамидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат философских наук, доцент кафедры физвоспитания Озиева Любовь Сосланбековна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Коркмазов Алим Викторович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД (г. Нальчик)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ С ИХ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ И ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТЬЮ

Аннотация. В статье рассмотрена взаимосвязь эмоционального интеллекта студентов с их академической успеваемостью и общественной активностью. Содержание статьи направлено на решение проблем формирования у студентов личностных качеств, в том числе эмоционального интеллекта, академической успеваемости, умения грамотно и эффективно выстраивать межличностные отношения, что способствует полноценному развитию всего общества, а также влияет на качество социальных отношений и профессиональной деятельности. Эмоциональный интеллект представляет собой основополагающий объект регулировки чувствами и эмоциями, который связан с духовным и физическим состоянием человека, а эмоциями являются отражением его внутреннего мира и проявляются во внешнем поведении.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, студенты, академическая успеваемость, общественная активность, обучение.

Annotation. The article considers the relationship between the emotional intelligence of students and their academic performance and social activity. The content of the article is aimed at solving the problems of forming students' personal qualities, including emotional intelligence, academic performance, the ability to competently and effectively build interpersonal relationships, which contributes to the full development of the whole society, and also affects the quality of social relations and professional activities. Emotional intelligence is a fundamental object of regulation by feelings and emotions, which is associated with the spiritual and physical state of a person, and emotions are a reflection of his inner world and are manifested in external behavior.

Key words: emotional intelligence, students, academic performance, social activity, learning.

Введение. На современном этапе развития общества российские студенты сталкиваются с огромными возможностями, но в то же время и с угрозами, обусловленными социально-экономическими и психологическими факторами, которые накладывают отпечаток на жизненную траекторию молодежи и общество в целом. Всеобщая глобализация, транзитивность, неуверенность в будущем, вопросы личностной идентичности - все это актуализирует поиск путей решения данных проблем. Ведущим направлением психологии и педагогики в настоящее время является изучение новых форм и технологий обучения, создание психологически безопасной образовательной среды. В поиске путей и способов такого соединения традиционной и инновационной системы образования современная психология обращает внимание на изучение эмоционального интеллекта, глубокое познание личности, развитие индивидуальных способностей и лучших человеческих качеств.

Развитие эмоционального интеллекта является важной задачей для современной молодежи. Культура вседозволенности и потребления разрушает уникальность и целостность личности, этические нормы общежития, эмоциональную устойчивость. Особый вред это наносит современному обществу, которому необходимо быть единым организмом, иметь мир и взаимопонимание. Для решения проблем, связанных с преодолением жизненных трудностей, разрешением конфликтов, взаимодействием и коммуникацией, с пассивностью, манипулированием сознания возникает потребность эффективного использования компонентов эмоционального интеллекта.

Изложение основного материала статьи. Научно-педагогические основы эмоционального развития личности были заложены в работах П.К. Анохина, А.А. Бодалева, Е.С. Кузьмина, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, Б.Д. Небылицына, Р.С. Немова, Е.И. Рогова, К.К. Платонова и др.

Теоретические основы и практические вопросы общественной активности рассмотрены в работах Е.И. Дудиной, Е.С. Сидоровой, В.И. Панкевич, А.О. Поповой, А.В. Цапенко, Н.П. Дегтяревой, А.С. Захаровой и др.

Анализ психологической литературы по проблеме развития эмоционального интеллекта личности раскрывает большие возможности и перспективы в сфере познания личности, умения управлять собой, коммуникации, избегая споров и конфликтов. Подготовка специалиста, обладающего не только высокими профессиональными качествами, но и активной жизненной позицией, включенного в социально значимую деятельность, дает основание рассматривать общественную деятельность студентов как важный этап становления и социализации личности.

Развитие эмоционального интеллекта студентов в современном обществе играет важную роль наравне с их профессиональным становлением духовно- нравственным совершенством. Отечественные и западные психологи, учитывая опыт прошлых лет, уделяют повышенное внимание изучению проблемы эмоционального интеллекта личности. Современная наука располагает накопленным запасом знаний в области исследования эмоционального интеллекта. Одной из важнейших задач в этом направлении психологии является в четкое и всестороннее определение основных признаков, в которых отражается сущность такой категории, как эмоциональный интеллект.

Разработка концепции эмоционального интеллекта личности находится под вниманием психологов и педагогов. Однако эта проблема усложняется не только различием трактовок самого понятия «эмоциональный интеллект» в сложной структуре личности, но и многообразием признаков, неопределенностью характеристик, отсутствием единого подхода, рассматривающего эмоциональный интеллект во всей его онтологической содержательности.

Американские ученые Дж. Мейер и П. Сэловей первыми (1990 г.) вводят в психологию термин «эмоциональный интеллект», который выражает способность регулирования своими эмоциями и эмоциями окружающих людей.

Одним из значимых компонентов эмоционального интеллекта, как отмечает Н.Холл, является эмпатия. Эмпатию понимают как вчувствование, то есть возможность проникновения во внутренний мир другого человека [3, С. 460].

Советский и российский психолог М.А. Холодная, известный исследователь по проблемам интеллекта, говорит о множественности его сторон, что «работа интеллекта - это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы, так как умение человека анализировать и оценивать происходящие встречи и события позволяет ему иметь защиту к попыткам манипулирования им со стороны» [10, С. 12].

Так, психолог И.Н.Мещерякова выделяет эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты в структуре эмоционального интеллекта личности [7, С. 7].

Осознанность эмоций отражает эмоциональные переживания, трансформирующиеся в эмоциональные представления. Эмоциональные представления являются результатом познавательной деятельности и индивидуального опыта человека и имеют следующие особенности:

1) наличие эмоционального опыта;

2) эмоциональное отношение к содержанию представления;

3) активизация эмоционально окрашенных представлений.

Важную роль в разработке вопросов эмоционального интеллекта сыграли следующие российские ученые: И.Н. Манойлова, И.Н. Андреева, Е.С. Иванова и др. Ученые предлагают рассматривать феномен эмоционального интеллекта с позиции некой стабильности и постоянства, так как стабильная личная способность зависит от индивидуально-психологических характеристик и со стороны динамического образования и совершенствования в определенных условиях.

Умение точно оценить эмоциональное состояние людей, способность сострадать и понимать внутренний мир и характер человека, налаживать доверительные отношения с взрослыми и детьми подчеркивает профессионализм психолога и педагога, поэтому развитие эмоционального интеллекта может быть представлено как сложная пошаговая система, как высшая психическая функция.

Для обобщения накопленных знаний по изучению различных аспектов проявления эмоционального интеллекта необходимо выявить существенные признаки самого понятия.

Для автора М.О. Журавлевой одними из важных признаков эмоционального интеллекта являются профессиональное качество и эмоциональный опыт личности [2, С. 74].

Эмоциональный интеллект связан с общечеловеческими ценностями, социокультурными традициями. У человека существует необходимость стремления к идеалу, к высшей реальности для получения жизненных ценностей, как к основным ориентирам в жизни.

Обобщая взгляды ученых на понятие эмоционального интеллекта, можно сделать вывод о сложной природе данного феномена. Сущность эмоционального интеллекта заключается в таких категориях, как понимание, осознание и управление эмоциями, и его развитие представляет собой сложный психический процесс.

Значимость эмоционального интеллекта заключается в умении регулировать свое эмоциональное состояние, что помогает противостоять стрессу, проявлять оптимизм, интерес к окружающей действительности, вести активную интеллектуальную деятельность, устанавливать доверительные взаимоотношения, иметь позитивное мышление. Это способствует повышению социальной активности, реализации творческого потенциала, увеличению темпа становления и развития личности.

Не вызывает сомнения тот факт, что существуют устойчивые взаимосвязи между показателями успеваемости и общего интеллекта. Однако для нашего исследования необходимо выяснить, какие еще предикторы успеваемости нужно учитывать в своей работе педагогам и психологам для улучшения эффективности учебной деятельности и продуктивного взаимодействия со студентами.

Рассматривая различные подходы к изучению феномена академической успеваемости, в последние годы не теряет своей актуальности тенденция к изучению не только когнитивных факторов (интеллекта, стиля мышления), но и некогнитивных структур (личностных особенностей, мотивационных компонентов, жизненных ценностей), которые влияют на академические достижения студентов.

Личностные особенности студентов являются тем немаловажным фактором, влияющим на результативность его деятельности и профессиональное становление. В исследовании О.В. Малькиной отмечается, что студентам с низкой успеваемостью необходимо акцентировать внимание на самосовершенствовании, личностном развитии и рефлексии. Студентам с высокой академической успеваемостью следует развивать умение работать в команде и стремиться не останавливаться на достигнутом [5, С. 135].

Часто в студенческой среде встречается такое явление, как прокрастинация. Около 80% студентов в той или иной степени «откладывают на потом» выполнение текущих и итоговых заданий. Причем одним из факторов прокрастинации является эмоционально-волевые свойства личности.

У студентов, не уверенных в своих силах, тревожных, не умеющих планировать свою деятельность это является одной из причин низкой академической успеваемости. Студенты с высокой академической успеваемостью обладают такими качествами как общительность, осторожность, самостоятельность, чувствительность и артистизм, ответственность, они в большей степени склонны к самоконтролю, эмоционально дисциплинированы. Студенты, имеющие низкий уровень академической успеваемости эмоционально более стабильны, решительны и предприимчивы, проницательны по отношению к окружающим, отличаются практическим интеллектом, но при этом обладают меньшими адаптационными возможностями к новым условиям среды.

Как мы видим, многие исследователи такого параметра, как академическая успеваемость, находят связь между ним и разными характеристиками эмоционального состояния студентов. Поэтому важно на практике выяснить, существует ли взаимосвязь между эмоциональным интеллектом студентов и их академической успеваемостью.

Так, Maguire R., Egan А., Hyland Р. и Maguire Р., изучая роль эмоционального интеллекта студентов в прогнозировании когнитивной и аффективной вовлеченности в высшее образование, считают эмоциональный интеллект весомым фактором, имеющим позитивное воздействие на академические результаты учащихся [11, С. 343].

Большинство современных студентов сегодня испытывают многочисленные трудности социально-экономического, психологического характера, которые негативно сказываются на их учебной деятельности и личных взаимоотношениях. Умение преодолевать жизненные трудности еще не вполне сформировано в юношеском возрасте.

Следовательно, для повышения эффективности учебной деятельности необходимо учитывать особенности каждой группы студентов и использовать их социально-психологический потенциал.

Проблема материального благополучия и доступности высшего образования напрямую связана с академическими достижениями студентов. Однако вопрос можно рассмотреть с разных точек зрения. С одной стороны, в связи с ограниченным числом бюджетных мест возникает жесткая конкурентная борьба за право бесплатно учиться в престижном вузе, и многие студенты, не попав в число «счастливчиков», вынуждены оплачивать свое обучение. Нехватка материальных средств является причиной того, что многие молодые люди сейчас совмещают работу и учебу. Это негативно сказывается на психологическом благополучии, качестве образования, успеваемости, возникает риск академической задолженности и отчисления из вуза. С другой стороны, есть категория студентов, так называемая «золотая молодежь» для которых плата за обучение в вузе является малозначительным фактором. Это дети обеспеченных родителей и высокопоставленных людей. Такие студенты часто пропускают занятия, и проблема успеваемости в данном случае связана с отсутствием мотивации и жизненными ценностями [4, C. 421

Для успешного обучения в высшей школе остро стоят проблемы коммуникации, взаимоотношений студентов и преподавателей, грамотного взаимодействия, ведь от правильного понимания того, что требует преподаватель и добрых взаимоотношений напрямую зависит академическая успеваемость. Здесь важны такие умения и навыки, которые связаны с социальным взаимодействием, чуткостью, взаимопониманием, моральными принципами, жизненными ценностями. Все это относится к такой категории, как социальный интеллект. Кроме того, самоощущение, самооценка студента, его Я-концепция занимают центральную позицию в развитии межличностых отношений.

Однако стоит учитывать тот факт, что излишнее стремление к общению, низкая организованность и низкий уровень саморегуляции являются значимыми критериями отчисления из вуза. Низкий уровень тревожности, способность планировать свои действия и самоорганизация становятся важными условиями хорошей успеваемости.

Таким образом, академическая успеваемость - это результат учебной деятельности, характеризующий уровень знаний и связанный с объективными и субъективными факторами. К факторам, влияющим на уровень академической успеваемости, относят:

1) социально-экономические факторы (материальное благополучие, социальный статус, пол, возраст, образовательная среда);

2) психологические факторы (личностные особенности: интеллект, мотивация, самоорганизация, эмоциональная устойчивость, прокрастинация, самооценка, жизненные ценности и др.).

Установка на подготовку специалиста, способного не только профессионально решать поставленные задачи, но и обладающего активной жизненной позицией, включенного в социально значимую деятельность, дает основание рассматривать общественную деятельность студентов как важный этап становления и социализации личности.

Студенческая жизнь характеризуется не только процессом, связанным с получением знаний, профессиональной направленностью, но и внеучебной деятельностью: участием молодых людей в научных семинарах и конференциях, творческих коллективах, спортивных секциях, волонтерском движении, профсоюзных организациях, студенческом самоуправлении и т.п. Все это входит в понятие общественной активности. Создание вузами благоприятной среды для воспитания всесторонне развитой активной личности определяется целями российского образования. Умение общаться и выстраивать грамотные взаимоотношения является необходимым условием подготовки компетентного специалиста. Поэтому вузам необходимо активно привлекать молодое поколение к общественной деятельности. Благодаря возможности общаться в студенческих общественных организациях с людьми разного возраста, социального статуса, ценностно-смысловой ориентации, у студентов формируются коммуникативные компетенции, появляется опыт общения, раскрываются организационные способности. Общественная активность является почвой для развития эмоционального интеллекта учащихся и социализации студенческой молодежи.

В настоящее время существуют разные мнения в интерпретации таких понятий, как социальная и общественная активность. Одни исследователи отождествляют данные категории, другие - проводят некоторые границы. Поскольку студент рассматривается как учащийся высшего учебного заведения, проводящий значительную часть своего времени в стенах такого учреждения, значит в данный период его интересы, как профессиональные, так и личные, ограничены рамками выполнения этой роли. Поэтому в нашей работе мы будем придерживаться концепции общественной активности студентов.

С точки зрения Е.Э. Сидоровой, под общественной активностью студента понимается «деятельное отношение студента к жизни в университете, где он выступает инициатором и ответственным исполнителем общественных заданий» [9, С. 938].

Е.Б. Аванесова полагает, что, «молодежь, участвующая в деятельности молодежных общественных организаций и объединений, а также молодежных совещательных органов приобретает уникальный опыт взаимодействия с различными социальными институтами, развивает свои коммуникативные, профессиональные навыки. Все это, в конечном счете, не только повышает уровень общественной активности, но и обеспечивает успешную социализацию молодого человека» [1, С. 147].

Однако последние годы учебные заведения высшего образования сталкиваются с нежеланием студентов участвовать в общественной жизни вуза. Это подтверждает исследовательский проект В.И. Панкевич и А.О. Поповой из НИУ ВШЭ, согласно которому больше половины опрошенных не посещают внеучебные организации. Вовлеченность студентов во внеучебную деятельность возрастает ко 2 и 3 курсам однако к 4 курсу их доля сокращается; вероятно, это связано с тем, что студенты 4 курса посвящают много времени написанию выпускной квалификационной работы и, следовательно, становятся менее вовлеченными во внеучебные организации университета [8, С. 60].

Выводы. Подводя итог, можно отметить, что неотъемлемой частью студенческой жизни является деятельность, связанная с реализацией молодежи своего потенциала в сфере творчества, научных интересов, спорта, гражданско-патриотического движения, информационных технологий. Общественная активность студентов способствуют их всестороннему развитию, повышает престижность самого высшего учебного заведения и служит инструментом по формированию гражданской ответственности. Участвуя в студенческих творческих студиях, научных сообществах, спортивных секциях, волонтерском движении, молодежь развивает лидерские качества, креативность, приобретает опыт общения и социальную направленность. Общественная активность студентов - это деятельное участие студенческой молодежи в общественных объединениях университета, оказывающее влияние на личностный рост, профессиональное развитие и активизацию жизненной позиции.

Литература:

1. Аванесова, Е.Б. Опыт организации процесса воспитания общественной активности студента в условиях социальной среды региона / Е.Б. Аванесова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2014. - №3. - URL: https://cyberiemnka.m/artide/n/opyt-orgamzatsii-protsessa-vospitamya-obschestvennoy-aktivnosti-studenta-v-usloviyah-sotsialnoy-sredy-regiona (дата обращения: 06.05.2020).

2. Журавлева, М.О. Развитие эмоционального интеллекта у будущих психологов: программа и результаты тренинга / М.О. Журавлева // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. - 2013. - № 3. - С. 73-81.

3. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев. - М.: ПБОЮЛ, 2001. - 496 с.

4. Магомедов, Г.М. Потенциал творческой деятельности студентов в развитии их профессиональных навыков средствами активных методов обучения / Г.М. Магомедов, М.В. Гамзаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-3. - С. 42-45.

5. Малькина, О.В. Сравнительный анализ личностных особенностей студентов с высокой и низкой академической успеваемостью / О.В. Малькина // Вестник БГУ. - 2008. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy- analiz-lichnostnyh-osobennostey-studentov-s-vysokoy-i-nizkoy-akademicheskoy- uspevaemostyu (дата обращения: 05.03.2020).

6. Марченко, А.В. Личностные особенности студентов с разной академической успеваемостью / А. В. Марченко, Н.С. Борзилова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 24 (128). - С. 292-296. - URL: https://moluch.ru/archive/128/35583/ (дата обращения: 16.09.2021).

7. Мещерякова, И.Н. Развитие эмоционального интеллекта студентов- психологов в процессе обучения в вузе. Автореферат дисс... псх.наук: 19.00.07 / Мещерякова Ирина Николаевна. - Курск, 2011. - 26 с.

8. Панкевич, В.И. Вовлеченность студентов во внеучебные организации университета / В.И. Панкевич, А.О. Попова // МНИЖ. - 2015. - №6-4 (37). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vovlechennost-studentov-vo- vneuchebnye-organizatsii-universiteta (дата обращения: 16.09.2021).

9. Сидорова, Е.Э. Общественная активность студентов как компонент профессиональной компетентности будущих учителей / Е.Э. Сидорова // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12-5. - С. 937-940.

10. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. - 3 издание, переработанное и дополненное. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство ЮРАЙТ", 2019. - 334 с.

11. Maguire, R., Egan, A., Hyland, P., Maguire, P. Engaging students emotionally: the role of emotional intellignce in predicting cognitive and affective engarement in higher education // Higher Education Research & Development. - 2017. - № 36(2). - P. 343-357.

Педагогика

УДК 373.291

кандидат педагогических наук,

администратор Ахмедпашаева Калимат Арслановна

Детский сад «Панда» (г. Махачкала); директор Асланбекова Эльвира Аслановна

МБОУ «Гимназия № 37» (г. Махачкала)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Аннотация. В статье рассмотрены современные подходы к проблеме готовности детей к школьному образованию. Автор подчеркивает роль дошкольных образовательных учреждений, которые являются начальным уровнем обучения и занимают в процессе подготовки детей к школе значительное место, так как является первым шагом в получении знаний и умений в рамках образовательной системы. Раскрыт вопрос о готовности ребенка к школе в нашей стране, в связи, с чем возникает необходимость оценки педагогических умений, навыков, комплексной оценки физического и психологического состояния ребенка к новым для него условиям школьного обучения.. Автор считает необходимым для развития данных элементов организовать специальную целенаправленную работу в дошкольном учреждении, которая позволит в полной мере сформировать их и подготовить ребенка к обучению в образовательном учреждении.

Ключевые слова: современные подходы, проблема, готовность, дети, школьное образование.

Annotation. The article considers modern approaches to the problem of children's readiness for school education. The author emphasizes the role of preschool educational institutions, which are the initial level of education and occupy a significant place in the process of preparing children for school, as they are the first step in obtaining knowledge and skills within the educational system. The question of the readiness of the child for school in our country is disclosed, in connection with which there is a need to assess the pedagogical skills, skills, a comprehensive assessment of the physical and psychological state of the child to the new conditions of school education for him. The author considers it necessary to organize a special purposeful work in a preschool institution, which will allow them to fully form them and prepare the child for learning in an educational institution. Key words: modern approaches, problem, readiness, children, school education.

Введение. Дошкольное образовательное учреждение является начальным уровнем обучения и занимает в процессе подготовки детей к школе значительное место, так как является первым шагом в получении знаний и умений в рамках образовательной системы.

Вопрос о готовности ребенка к школе в нашей стране появляется с переходом к обучению с семи лет, в связи с ним возникает необходимость оценки педагогических умений, навыков, комплексной оценки физического и психологического состояния ребенка к новым для него условиям школьного обучения. Школьное обучение является одним из серьезнейших этапов в жизни ребенка. И поэтому можно понять волнение и озабоченность, которую проявляют как сами дети, так и их родители при приближении времени записи в школу. Можно сказать, что этот момент является экзаменом как для самих родителей, так и для самого ребенка за весь дошкольный период жизни, так как для обучения в школе ребенку понадобится весь тот багаж, который он приобрел за весь предшествующий период жизни.

Школьное обучение активизирует весь предшествующий опыт ребенка, все, что сформировалось у него к этому времени. У разных школ - разные требования к ребенку, к его развитию. А чтобы чувствовать себя в школе хорошо и уверенно, ребенок должен быть психологически готовым исполнять новую социальную роль - роль ученика.

Изложение основного материала статьи. Под общей готовностью психологи и педагоги, такие как Н.Е. Веракса, Н.И. Гуткина, В.С. Мухина и др. понимают термин, который включает в себя необходимые качества личности, умения, знания, которыми владеют дети к моменту перехода к школьному обучению. Все эти факторы в совокупности характеризуют степень адаптации ребенка к новым для него условиям, при этом успешность или неуспешность адаптации определяется как усвоением программы, так и принятием, удовлетворенностью статусом школьника.

Готовность к школе делится на педагогическую, психологическую и физическую. В данной работе мы уделим внимание каждому из видов для всестороннего рассмотрения темы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.