16. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологический анализ уровней безопасности человека // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. - 2016. - № 2. - С. 31-36.
17. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Conceptualization of safety principle of educational practices // Журнал министерства народного просвещения. -2015. - № 4 (6). - С. 180-188.
18. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Повышение самостоятельности и активности учащихся // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. -2011. - № 1-1. - С. 109-113.
19. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: рефлексивно-ретроспективная реконструкция. - Пятигорск, 2011. - 340 с.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
© Макушина Д.Э.1
Институт психологии Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург
Обсуждаются вопросы эмоционального выгорания во взаимосвязи с эмоциональным интеллектом у сотрудников полиции. Подчеркивается высокий уровень нагрузки на профессионалов силовых структур, риск развития личностных деструкций. Приводятся данные эмпирического исследования, выявляющие значимость деперсонализации как стадии выгорания и ее взаимосвязи с некоторыми компонентами межличностного эмоционального интеллекта.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, эмоциональный интеллект, сотрудники полиции.
Современное общество, в ситуации социальной нестабильности, высокой террористической угрозы, роста преступности нуждается в эффективной защите. Функцию защиты в нашей стране призвана нести полиция. Профессиональная деятельность сотрудников полиции относится к типу «человек-человек», представители которого имеют дело с социальными системами, сообществами и людьми разных возрастов, т.е. важное значение имеют ля них качества, обуславливающие эффективное взаимодействие.
Среди таких качеств в настоящее время исследователи выделяют эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект - это способность понимать, распознавать и управлять своими эмоциями, проявляя одновремен-
1 Студент 4 курса (бакалавриат) кафедры Общей психологии Института психологии.
но и эмоциональную гибкость, и стабильность, а также умение сопереживать партнеру, сотрудничество, активность.
Мейер Дж.Д., Сэловей П. и Карузо Д.Р. обосновали значимость эмоционального интеллекта для оптимального функционирования человека, установления конструктивных и взаимно продуктивных межличностных отношений, и определили его как психологический ресурс личности способный снизить риск возникновения различных форм личностной деструкции и социальной дезадаптации [1].
Иванова Е.С. в различных исследованиях [2, 3] показала значимость эмоционального интеллекта для успешной адаптации личности к профессиональному обучению, различным социономическим профессиям. Особенную роль автор отводит аспектам эмоционального интеллекта, связанным с управлением эмоциями и самоконтролем, для специалистов силовых ведомств, подчеркивая высокую профессиональную значимость этих коммуникативных компетенций для эффективного выполнения поставленных задач. При этом автор отмечает определенные риски для каждого действующего сотрудника, связанные с противоречивостью требований профессий силовых ведомств, сформулированных без учета изменений, произошедших за последнее время, и обусловливающих высокий уровень сформированных навыков общения и умения осуществлять мягкое воздействие в процессе коммуникации [2]. В этом случае тесный контакт с лицами, склонными к противоправным действиям, выступает существенным фактором риска для развития профессионального выгорания, вплоть до деструкций.
Данный аспект в исследовании проблемы эмоционального интеллекта у сотрудников полиции представляет интерес, так как проблема профессиональной дезадаптации и деформации и поиск мер их профилактики и преодоления остается высоко значимой в связи с постоянно меняющимися и усложняющимися условиями несения службы.
Условия, в которых протекает жизнедеятельность сотрудника полиции, часто по праву называют экстремальными и способствующими развитию стресса. Нервно-психические перегрузки усугубляют: ненормированный рабочий день, нерегулярная смена условий труда, нарушения привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденный отказ от обычного для многих людей отдыха, что зачастую приводит к развитию психологической дезадаптации, профессиональному выгоранию [4].
Профессиональное выгорание характеризуется возникновением чувства безразличия к работе, коллегам и всему происходящему. При этом человек теряет уверенность в себе, начинает обвинять себя в отсутствии знаний, опыта, компетентности и профессионализма.
Профессиональное выгорание является причиной снижения эффективности деятельности полицейских. В связи с этим значительное количество исследований посвящены проблеме выявления факторов препятствующих возникновению профессионального выгорания.
Многочисленные исследования показывают, что значительная роль в формировании профессионального выгорания принадлежит личностным особенностям субъекта деятельности (О.И. Бабич, С.А. Бабанов, М.В. Борисова, Л.З. Гостева, Д.В. Валова, А.Н. Густелева, Т.И. Солодкова и др.). В рамках данного направления изучена роль в формировании и преодолении профессионального выгорания осмысленности жизни, самоактуализации, ин-тернальности, мотивации достижения, самоотношения и др. При этом существуют данные о связи с профессиональным выгоранием таких особенностей эмоциональной сферы как эмоциональная саморегуляция, эмоциональная ригидность, черствость.
Для профессиональной деятельности сотрудников полиции характерно широта и многопричинность коммуникаций. Профессиональная деятельность сотрудников полиции происходит в постоянном общении с самыми различными категориями населения по самым разным причинам. При решении профессиональных задач они вынуждены общаться с представителями всех слоев общества, самых разных возрастных и профессиональных групп и различного общественного положения. Сотрудникам полиции для того, чтобы понять картину происшествия, установить виновных в совершении преступления, смочь предотвратить нарушение прав и свобод граждан, нередко приходится сталкиваться и проникать в самые интимные глубины духовной жизни субъектов их профессиональной деятельности. В психологическом плане это означает, что деятельность сотрудников полиции требует гибкости, нестандартного подхода, в ее основе должны лежать знания в области возрастной, социальной, этнической психологии, им необходимы развитые способности к пониманию ситуации взаимодействия, эмоций и состояний других людей [5].
По долгу службы, при выполнении служебных задач сотрудники полиции вынуждены иметь дело чаще всего с людьми, преступившими закон. Негативный характер общения с преступниками, нарушителями общественного порядка, лицами, ведущими паразитический и аморальный образ жизни, пьяницами и алкоголиками, наркоманами оказывает существенное психотравмирующее влияние на самочувствие сотрудников полиции. Жизнь сталкивает их с множеством явлений антиобщественного порядка, из за чего полицейские испытывают воздействие отрицательной информаций и эмоций, значительные психологические перегрузки.
Однако, как показывает обзор научной литературы, вопросы соотношения эмоционального интеллекта и профессионального выгорания у сотрудников полиции являются практически не изученными.
В проведенном эмпирическом исследовании по изучению взаимосвязи уровней эмоционального интеллекта и профессионального выгорания у сотрудников полиции принимали участие 92 человека. Результаты были подвергнуты статистической обработке.
Установлено, что у 40 % сотрудников полиции наблюдается средний уровень эмоционального интеллекта. Это свидетельствует о том, что в разных ситуациях сотрудники полиции способны понимать и управлять чужими эмоциями, так же как и своими. Низкий уровень эмоционального интеллекта наблюдается у 32 % испытуемых, что говорит о невозможности контролировать свои эмоции и слабо развитом умении распознавать чужие эмоции. У 28 % сотрудников правоохранительных органов выявлен высокий уровень эмоционального интеллекта. Это говорит о том, что данные сотрудники полиции могут контролировать внешние проявления, интенсивность и произвольно вызывать определенные эмоции. Наряду с перечисленным, у представителей этой группы испытуемых есть способность распознавать и управлять чужими эмоциями.
В каждой группе, выделенной по уровню эмоционального интеллекта (высокий, средний, низкий), были прослежены корреляционные связи между показателями эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания.
У сотрудников правоохранительных органов с низким показателем общего эмоционального интеллекта наблюдается связь между шкалами «Редукция профессионализма» и «Понимание эмоций».
У испытуемых со средним уровнем общего эмоционального интеллекта выявлена связь между симптомокомплексами: «Эмоциональное истощение» и «Управление чужими эмоциями»; «Деперсонализация» и «Межличностный эмоциональный интеллект».
У сотрудников полиции с высоким показателем общего эмоционального интеллекта обнаружена взаимосвязь между компонентами: «Деперсонализация» и «Понимание чужих эмоций»; «Деперсонализация» и «Управление чужими эмоциями»; «Деперсонализация» и «Межличностный эмоциональный интеллект»; «Деперсонализация» и «Управление эмоций».
Отсюда следует, что чем выше уровень редукции профессионализма, тем ниже уровень понимания эмоций у сотрудников полиции с низким уровнем общего показателя эмоционального интеллекта. Чем выше уровень эмоционального истощения, тем ниже уровень управления чужими эмоциями у сотрудников полиции со средним уровнем общего показателя эмоционального интеллекта. Чем выше уровень деперсонализации, тем ниже уровень управления чужими эмоциями у сотрудников полиции со средним уровнем общего показателя эмоционального интеллекта. Чем выше уровень деперсонализации, тем ниже уровень управления и понимания чужих эмоций у сотрудников полиции со средним уровнем общего показателя эмоционального интеллекта. Чем выше уровень деперсонализации, тем ниже уровень управления чужими эмоциями у сотрудников полиции с высоким уровнем общего показателя эмоционального интеллекта.
Таким образом, имеются общие и специфические тенденции в проявлении взаимосвязи некоторых симптомов эмоционального выгорания и неко-
торых аспектов межличностного эмоционального интеллекта у сотрудников полиции с разным уровнем общего эмоционального интеллекта. В целом, из полученных данных можно сделать вывод, что сотрудники полиции, которые затрудняются в управлении эмоциями других людей, склонны преимущественно к развитию деперсонализации.
Важно понимать, что развитие деперсонализации может рассматриваться как прямое следствие воздействия стрессов, связанных с выполнением профессиональной деятельности сотрудниками полиции и характеризует изменение аффективной сферы, связанное с расщеплением переживаемых эмоций и параллельного процесса наблюдения за происходящим. Можно предположить, что при низком эмоциональном интеллекте деперсонализация является формой защиты психики от сложного комплекса эмоций, стабильно возникающего в процессе выполнения решения профессиональных задач.
В целом, исходя из эмпирической части исследования, можно отметить, что связь между уровнями эмоционального интеллекта и компонентами профессионального выгорания обнаружена.
Полученные результаты необходимы для специалистов, оказывающих психологическое сопровождение, повышение квалификации и коррекцию профессиональных деструкций сотрудников полиции. В теоретическом плане эти данные раскрывают сущность механизма взаимосвязи эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания как комплексных эмоционально-личностных особенностей.
Перспективой работы представляется анализ и оценка в дальнейшем влияния стажа работы, уровня профессиональной подготовленности на процессы эмоционального выгорания, а также разработку программ профилактики и преодоления профессиональных деструкций сотрудников полиции путем активизации эмоционально-личностных ресурсов.
Список литературы:
1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. - М.: ACT МОСКВА, 2009. - 478 с.
2. Иванова Е.С. Обучение профайлингу в системе дополнительного образования: из опыта работы // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. -2016. - № 2 (65). - С. 114-117.
3. Иванова Е.С. Опознание и вербализация эмоций как основа эмоционального интеллекта // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2010. - Т. 81, № 4. -С. 82-88.
4. Уразаева Г.И. Профессиональная деформация сотрудников полиции в аспекте эмоционального выгорания: социально-психологические условия, механизмы, особенности, факторы / Г.И. Уразаева //Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2014. - № 2 (16). - С. 14-20.
5. Ходжич М.В. Особенности профессиональной деятельности сотрудников ОВД [Электронный ресурс] / М.В. Ходжич. - Режим доступа: Ыф^и-perшf.ru/view_helpstud.php?id=5664.
ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© Простофилин А.М.1
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассматриваются предпосылки суицидального поведения подростков. В качестве важнейшего фактора такого поведения обозначен экзаменационный стресс, приводящий к нарушению психологической безопасности старших школьников.
Ключевые слова суицид, суицидальное поведение, экзаменационный стресс, старший школьный возраст, подросток, безопасность, психологическая безопасность.
Суицид является «бичом» современного общества. В последнее десятилетие остро встал вопрос суицидального поведения детского и подросткового возраста, т.к. наша страна занимает высокие позиции в Европе по количеству детских и подростковых суицидов.
Современный подросток живет в мире, сложном по содержанию и тенденциям социализации. Подростки больше, чем представители других возрастных групп, страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране [1]. Они не имеют ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые не созданы. Все это приводит к нарушению психологической безопасности подростков.
Под психологической безопасностью личности понимается особый феномен, образованный проекцией условий жизни человека на его психическую реальность и отражающий уровень защищенности субъекта и сохранения им способности к развитию в направлении достижения главной цели его личности [2, 3]. Исследования психологической безопасности личности, проведенные по широкому кругу проблем безопасности современного человека, позволили вскрыть ее сущность, определить свойственные ей закономерности, механизмы, стратегии [4, 5, 6, 7, 8]. Показано, что в основе на-
1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.