Научная статья на тему 'Взаимосвязь эмоционального интеллекта и экзистенциальной исполненности'

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и экзистенциальной исполненности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1421
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ИСПОЛНЕНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ МОТИВАЦИЙ ЧЕЛОВЕКА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / EXECUTION OF FUNDAMENTAL HUMAN MOTIVATIONS / INTELLECTUAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стрельникова Лания Фархадовна, Ларина Ирина Александровна

Исследование эмоционального интеллекта проведено в 2015 г. в контексте экзистенциально-аналитического подхода к человеку в группе женщин (35 человек), в возрасте от 27 до 50 лет, слушателей научного центра исследований «Звезда Утренняя» (г. Москва). Обнаружена положительная умеренная корреляционная связь эмоционального интеллекта и исполнения фундаментальных мотиваций человека. Наиболее тесные корреляционные связи обнаружены между эмоциональным интеллектом и двумя шкалами фундаментального доверия и смыла жизни. Корреляционная связь интеллектуальных способностей и исполнения фундаментальных мотиваций человека не выявлена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Стрельникова Лания Фархадовна, Ларина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relationship of emotional intelligence and existential fulfillment

The study of emotional intelligence held in 2015 in the context of existential-analytical approach to the person in the group of women (35 men), aged 27 to 50 years, listeners of the research center «Morning Star» (Moscow). Found a positive moderate correlation between emotional intelligence and the fulfillment of the fundamental human motivations. The closest correlations were found between emotional intelligence and two scales the fundamental trust and the meaning of life. Correlation between intellectual abilities and fulfillment of the fundamental human motivations are not revealed.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь эмоционального интеллекта и экзистенциальной исполненности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

■ ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ИСПОЛНЕННОСТИ

Л.Ф. Стрельникова*, И.А. Ларина**

Аннотация. Исследование эмоционального интеллекта проведено в 2015 г. в контексте экзистенциально-аналитического подхода к человеку в группе женщин (35 человек), в возрасте от 27 до 50 лет, слушателей научного центра исследований «Звезда Утренняя» (г. Москва). Обнаружена положительная умеренная корреляционная связь эмоционального интеллекта и исполнения фундаментальных мотиваций человека. Наиболее тесные корреляционные связи обнаружены между эмоциональным интеллектом и двумя шкалами — фундаментального доверия и смыла жизни. Корреляционная связь интеллектуальных способностей и исполнения фундаментальных мотиваций человека не выявлена.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, исполнение фундаментальных мотиваций человека, интеллектуальные способности.

RELATIONSHIP OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AND EXISTENTIAL FULFILLMENT

L.F. Strelnikova, I.A. Larina

Abstract. The study of emotional intelligence held in 2015 in the context of existential-analytical approach to the person in the group of women (35 men), aged 27 to 50 years, listeners of the research center «Morning Star» (Moscow). Found a positive moderate correlation between emotional intelligence and the fulfillment of the fundamental human motivations. The closest correlations were found between emotional intelligence and two scales — the fundamental trust and the meaning of life. Correlation between intellectual abilities and fulfillment of the fundamental human motivations are not revealed. Keywords: emotional intelligence, execution of fundamental human motivations, intellectual abilities.

Научная специальность 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Термин «эмоциональный интеллект» впервые был введен в психологию в 1990 г. Дж. Майером и П. Сэло-веем. Эмоциональный интеллект, в соответствии с их концепцией, — это способность воспринимать и выражать эмоции, перерабатывать эмоции и мысли, объяснять эмоции, контролировать выражение своих эмоций и влиять на проявление эмоций других людей [12].

В 1997 г. эти авторы выделили четыре компонента эмоционального интеллекта: восприятие, оценка и выражение эмоций или же идентификация эмоций; использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности; понимание и анализ эмоций; сознательное управление эмоциями для личностного роста и улучшения межличностных отношений.

Указанные аспекты интеллекта в той или иной степени рассматривались ранее в концепциях Э. Торн-

© Стрельникова Л.Ф., Ларина И.А., 2016 Статья опубликована в открытом доступе на сайте sovnauka.com

* СТРЕЛЬНИКОВА ЛАНИЯ ФАРХАДОВНА,

студент выпускного курса

Московский институт экономики, политики и права

Контакты: Климентовский пер., д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184

E-mail: lana-str@ya.ru

** ЛАРИНА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА,

член Общества экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии, доцент кафедры психологии

Московский институт экономики, политики и права

Контакты: Климентовский пер., д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184

E-mail: lari.na@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

дайка, Г. Гарднера, Дж. Гилфорда, Р. Бар-Она и др. как составные элементы интеллекта [1—3;14; 15]. Р. Бар-Он первым ввел обозначение коэффициента эмоциональности — EQ, по аналогии с ^ — коэффициентом интеллекта.

Д. Гоулман, показал, что структура эмоционального интеллекта включает пять составляющих:

1) определение и называние эмоциональных состояний, понимание взаимосвязей между эмоциями, мышлением и действием;

2) управление эмоциональными состояниями: способность контролировать эмоции и заменять нежелательные эмоциональные состояния требуемыми ситуациями;

3) способность создавать эмоциональные состояния, способствующие достижению успеха;

4) способность читать эмоции других людей, быть чувствительным к ним и управлять эмоциями других;

5) способность вступать в нужные межличностные отношения с другими людьми и поддерживать их [3; 4].

Д. Люсин создал собственную модель эмоционального интеллекта, рассматриваемого как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Д. Люсин создал для исследования внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта опросник ЭмИн. Данный опросник отличается тем, что не затрагивает личностные характеристики респондентов [11].

Эмоциональный интеллект рассматривается в настоящее время как важный аспект профессиональной деятельности. Так, К. Чернисс обнаружил, что высокий уровень эмоционального интеллекта руководителей приводит к снижению вероятности появления эмоционально выгорающих сотрудников [7].

Анализ эмпирических исследований возрастных особенностей эмоционального интеллекта показал, что эмоциональный интеллект может развиваться в процессе индивидуального развития и достигать своего наибольшего развития в зрелом возрасте [6, с. 41].

Исследование гендерных различий в проявлении и распознавании эмоций показало, что женщины лучше проявляют и распознают эмоции других людей по сравнению с мужчинами [12]. В результате исследований были установлены следующие закономерности:

• женщины являются более эмоционально экспрессивными, т.е. в меньшей степени контролируют свою экспрессию по сравнению с мужчинами. Женщины больше проявляют просоциальные эмоции (радость, энтузиазм) и эмоции, свидетельствующие о слабости (страх, печаль, стыд), а мужчины — эмоции, подчеркивающие силу (гнев, гордость, презрение);

• женщины лучше распознают эмоции других людей, чем мужчины.

Е. Ильиным и А. Липиной были проведены исследования возрастных изменений в эмоциональной сфере у женщин и мужчин (эмоциональная возбудимость, интенсивность и длительность эмоций) [6]. Результаты показали, что выражение эмоций у женщин с возрастом проявляются значительно лучше, чем у мужчин.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ИСПОЛНЕННОСТИ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ

Ведущий представитель экзистенциального анализа — А. Лэнгле видит цель экзистенциально-аналитической работы в том, чтобы «помочь людям жить и действовать с чувством внутреннего согласия, в котором и проявляется аутентичность человека и его подлинность» [9, с. 120]. Это возможно, если человек имеет доступ к своим переживаниям и «активно участвует в том, что представляется ему ценным» [9, с. 120]. Жизнь с внутренним согласием — это экзистенциально наполненная или экзистенциально исполненная жизнь.

Все, с чем человек встречается в мире, относится к четырем категориям: мир, жизнь, самость, будущее. Это фундаментальные категории экзистенции, понимаемой как «проживание человеком своего духовного измерения (Person)» [9, с. 122].

Четыре названные категории являются также фундаментальными условиями жизни человека, с которыми он постоянно соотносится, и которые являются четырьмя его фундаментальными мотивациями. Исполнение четырех фундаментальных мотиваций приводит к экзистенциальной исполненности [9, с. 122—127].

Первым фундаментальным условием экзистенции является возможность и способность быть в этом мире, в котором человек появляется не по своей воле. Если мир надежно обеспечивает пространство, защиту и опору, то у человека формируется доверие к миру.

Вторым фундаментальным условием экзистенции является возможность и способность переживать чувство «нравится». Для этого необходимы близость, время и отношения, наличие которых приводит к переживанию фундаментальной ценности жизни.

Третьим фундаментальным условием экзистенции человека является признание себя самого. Предпосылками для этого являются уважительное внимание, справедливое отношение и признание ценности, а следствием исполнения этих условий становятся проживание своей духовной сущности (Person), аутентичность как соответствие самому себе.

Четвертое фундаментальное условие экзистенции — обнаружение экзистенциального смысла жизни. Для исполнения четвертой фундаментальной мотива-

100

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ции необходимо исполнение трех первых фундаментальных мотиваций, а также такие условия, как поле деятельности, структурные взаимосвязи и взаимосвязь с будущим [9, с. 133—147].

Как пишет А. Лэнгле, «моя задача — в этой установке открытости привести себя в согласие с ситуацией, проверить, хорошо ли то, что я делаю, для других, для меня самого, для мира, в котором я нахожусь. Если я так действую в ситуации, то это приводит к осуществлению моей экзистенции» [9, с. 145].

Инструментальная диагностика исполнения фундаментальных мотиваций осуществляется с помощью Теста экзистенциальных мотиваций (ТЭМ), разработанного А. Лэнгле и П. Экхардт. Тест состоит из пяти шкал, измеряющих уровень исполнения четырех фундаментальных мотиваций человека и исполнения его экзистенции в целом [8].

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ИСПОЛНЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Целью нашего исследования стало изучение особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта и экзистенциальной исполненности человека. Проведенный нами теоретический анализ показал, что наиболее релевантной группой для начала исследования эмоционального интеллекта в контексте экзистенциально-аналитического подхода являются женщины зрелых возрастов. В группу участников исследования вошло 35 женщин — слушательниц научного центра исследований «Звезда Утренняя» (г. Москва), в возрасте от 27 до 50 лет. Участие в исследовании было добровольным.

Для диагностики социального интеллекта нами использован опросник Д. Люсина ЭмИн [11], для диагностики интеллектуальных способностей — тест прогрессивных матриц Дж. Равена (Raven Progressive Matrices) [13], для выявления уровня исполнения фундаменталь-

ных мотиваций — тест экзистенциальной мотивации (ТЭМ) А. Лэнгле и П. Экхардт [8].

Для выявления корреляционных связей применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Для оценки значимости различий использовался ^критерий Стьюдента.

В табл. 1 представлены расчеты корреляционных связей эмоционального и социального интеллектов и общих способностей (общего фактора интеллекта).

Выявлена умеренная отрицательная корреляция показателей ТЭМ и ЕQ (-0,462) при р < 0,01. Так как по правилам обработки и интерпретации ТЭМ, чем ниже количество баллов, тем выше уровень исполнения, то мы можем говорить о положительной умеренной взаимосвязи исполнения экзистенциальных мотиваций и эмоционального интеллекта при уровне значимости р = 0,01 [8].

Взаимосвязь показателей исполненности фундаментальных мотиваций и интеллектуальных способностей не выявлена.

Таким образом, нами показано, что существует значимая положительная взаимосвязь эмоционального интеллекта и исполнения экзистенциальных мотиваций.

В табл. 2 представлены результаты расчетов ранговых корреляций Спирмена для отдельных шкал эмоционального интеллекта — межличностного и внутрилич-ностного интеллекта (по Д. Люсину).

Выявлена отрицательная умеренная корреляция общего показателя исполнения фундаментальных мотиваций и межличностного эмоционального интеллекта (-0,428). Выявлена отрицательная умеренная корреляция общего показателя исполнения фундаментальных мотиваций и внутриличностного эмоционального интеллекта (-0,36).

Так как по правилам обработки ТЭМ, чем ниже количество баллов, тем выше уровень исполнения, мы можем говорить о положительной умеренной взаимосвязи исполнения экзистенциальных мотиваций и межличност-

Таблица 1. Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена экзистенциальной исполненности, эмоционального интеллекта (Ер), интеллектуальных способностей (1р)

Параметры Эмоциональный интеллект, ßQ Интеллектуальные способности, IQ

ТЭМ общий -0,462* 0,045

* уровень значимости р = 0,01.

Таблица 2. Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена показателей общей исполненности фундаментальных

мотиваций (ТЭМ общий) и отдельных шкал теста эмоционального интеллекта ЭмИн

Параметры Эмоциональный интеллект (bQ) общий BQ межличностный BQ внутриличностный

ТЭМ общий -0,462* -0,428* -0,36*

* уровень значимости р = 0,01.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

101

Таблица 3. Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена для показателей эмоционального интеллекта (ЕQ)

и отдельных шкал ТЭМ

Параметры ТЭМ общий Шкала фундамент. доверия Шкала фундамент. ценности Шкала самоценности Шкала смысла жизни

Эмоциональный интеллект ЕQ -0,462* -0,467* -0,372* -0,405* -0,475*

* уровень значимости р = 0,01.

ного и внутриличностного эмоционального интеллекта при высоком уровне значимости р < 0,01.

Нами были рассчитаны коэффициенты ранговой корреляции Спирмена общего социального интеллекта (ЕQ) и исполнения отдельных фундаментальных мотиваций. Результаты представлены в табл. 3.

Выявлены высоко значимые умеренные отрицательные корреляции показателей общего показателя ТЭМ и общего ЕQ (-0,462); показателей шкалы фундаментального доверия ТЭМ и общего ЕQ (-0,467); показателей шкалы фундаментальных ценностей ТЭМ и общего ЕQ (-0,372); показателей шкалы самоценности ТЭМ и общего ЕQ (-0,405); показателей шкалы смысла жизни ТЭМ и общего ЕQ (-0,475).

В связи с тем, что по правилам интерпретации ТЭМ, чем ниже количество баллов, тем выше уровень исполнения фундаментальных мотиваций, мы можем говорить о положительной умеренной взаимосвязи эмоционального интеллекта и исполнения всех экзистенциальных мотиваций.

Наиболее тесный уровень взаимосвязи выявлен между эмоциональным интеллектом и исполнением первой фундаментальной мотивации «Мочь быть» (0,467), между эмоциональным интеллектом и исполнением чет-

вертой фундаментальной мотивации — обнаружение смысла жизни (0,475).

Полученный результат показывает, что социальный интеллект тем выше, чем выше доверие к миру. Как мы понимаем, при развитом фундаментальном доверии возможно обращение к собственным эмоциям и чувствам, к эмоциям, чувствам и поведению других людей. При отсутствии сильного страха и защитных психодинамических реакций, имеет место ясное восприятие и понимание своих и чужих эмоций (и поведения), занятие позиции по отношению к воспринятому, а затем — осознанный выбор поведения, соответствующего ситуации [10, с. 116, 117].

Развитый эмоциональный интеллект также способствует обнаружению смысла жизни.

ВЫВОДЫ

Проведенное нами эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Социальный интеллект положительно и умеренно связан с исполнением экзистенциальных мотиваций.

2. Большое значение для развития социального интеллекта имеет доверие к миру — отсутствие болезненных страхов и защитных психодинамических реакций.

Литература

1. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д.Дж., Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию. СПб., 2007.

2. Бурлачук Л.Ф. Б91 Психодиагностика: Учебник для вузов. СПб., 2006.

3. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления. М., 1965.

4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М., 2001.

5. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе. М., 2013.

6. Ильин. Е.П. Психология взрослости. СПб., 2012.

7. Кичкаев В. Осторожно высокое напряжение (эмоциональное выгорание). URL://http://www.psyfactor.org/lib/-cherniss.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Корякина Ю.М. Адаптация опросника экзистенциальных мотиваций «ТЭМ» (тест экзистенциальных мотиваций) А. Лэнгле, П. Экхард // Экзистенциальный анализ / Бюллетень. 2010. № 2.

9. Лэнгле А. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности. М., 2008.

10. Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. М., 2009.

11. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: Опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4.

12. Панкратова А. А., Осин Е.Н., Люсин Д.В. Особенности эмоционального интеллекта у представителей российской и азербайджанской культур // Психологические исследования. 2013. № 31.

13. Равен Дж. К., Курт Дж. Х., Равен Дж. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. М., 1997.

14. Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI) // Psicothema, 2006, 18(1).

15. URL://http://www.reuvenbaron.org/wp/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.