детей и подростков. - М., 1996.
3. Колесникова Л. И. Вопросы формирования здоровья детей и возможности профилактики // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук № 1 (15) II том. - Иркутск. - 2001. - С. 9 -28.
4. Кон И. С. Введение в сексологию. - М., 1990.
5. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000.
6. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). - М., 1996.
7. Нарицын Н. Н. Доверительный разговор. О любви... и не только. - М., 1998.
8.Обухова Л. Ф. Возрастная психология-М.,1999
9. Ремшмидт X. Детская и подростковая психиатрия. - М., 2001.
10, Социология молодежи / Под. Ред. Проф.
В. Т. Лисовского. - СПб., 1996.
УДК 614.7:616.43/44:616-053.2 А.Н. Карчевский, Н.И. Маторова, A.B. Прусакова, Н.В. Ефимова, O.A. Рычагова,
Л.Г. Лисецкая, О.М. Журба
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ И ЙОДДЕФИЦИТА У ДЕТЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЦЕНТРОВ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА
АФ~ НИИ медицины труда и экологии человека ГУ НЦ МЭ ВСНЦ СО РАМН (Ангарск)
Установлена взаимосвязь загрязнения окружающей среды химическими элементами, уровнями экскреции элементов и йоддефицита у детей, проживающих в промышленных центрах Прибайкальского региона. Выявлены закономерности выделения условно-эссенциальных и токсичных элементов у детского населения, проявляющиеся в уменьшении экскреции с увеличением возраста. Установлено, что у 20 - 96% детей промышленных центров наблюдается избыток цинка, хрома, фтора и у 100% дефицит меди. Профилактика йоддефицитных состояний должна быть основана на комплексном подходе, учитывающем не только степень йоддефицита, но и уровни других элементов (эссенциаль-ных, условно-эссенциальных и токсичных).
Ключевые слова: йоддефицит, экскреция химических элементов
INTERRELATIOS OF ECOLOGICAL FACTORS AND IODIDE DEFICIENCY IN THE CHILDREN IN INDUSTRIAL CENTRES OF BAIKAL REGION A.N. Karchevsky, N.I. Matorova, А.У. Prussakovat, N.V. Efimova, O.A. Rychagova, L.G. Lisetskaya,
O.M. Zhurba
Research Institute of Industrial Medicine and Human Ecology, Branch of Scientific Centre of Medical
Ecology, Eastern-Siberian Scientific Centre of RAMS (Angarsk)
т.е. к алкоголизации и другим формам зависимости, чаще встречается у девушек сельской местности (43%), чем у городских (34%).
Кроме того, было выявлено, что девочки-подростки сельской местности позднее обращаются к врачу по поводу отклонений репродуктивного здоровья, что значительно затрудняет эффективность лечебных мероприятий и коррекцию вторичных психологических проблем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Все вышесказанное подтверждает выдвинутую нами гипотезу и тем самым указывает на необходимость дифференцированного подхода в понимании психологического и соматического состояния девушек-подростков и в выборе средств эффективной медицинской и психологической помощи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Голод И. С. Личная жизнь: любовь, отношения полов. - Л., 1990.
2. Гурьева В. А. Психогенные расстройства у
Interrelation of environmental pollution with chemical elements, excretion levels of the elements and iodine deficiency has been revealed in the children living in industrial centres of the region Pribaikalye. The excretion regularities of conventionally-essential and toxical elements have been revealed in the children which were manifested by excretion reduction with age. Excess, of zinc, chromium andfluor was observed to be in 20-96 % and copper deficiency in 100 % of-the children studied in the industrial centres. The prevention of the iodine deficient states has to be based on complex approaches taking into account not only iodine deficiency level but the levels of other elements including essential, conventionally-essential and toxical ones.
Key words: Iodine deficiency, excretion levels of chemical elements
Значение биоэлементов в жизнедеятельности организма человека, весьма велико, поскольку они входят в состав биологически активных веществ - ферментов, гормонов, витаминов, пигментов или активируют их в процессе обмена веществ [1, 8]. Особое значение биоэлементы имеют в детском возрасте в связи с напряженностью метаболических процессов, обусловленных интенсивным ростом и развитием детей, в сочетании с незрелостью их регуляции, важный вклад в которую вносят не только эссенциальные, но условно-эссенциальные и токсичные элементы.
Актуальность изучения связей в системе «че-ловек-здоровье-окружающая среда» обусловливается, с одной стороны, значительной ролью биоэлементов в организме, а с другой - существованием на фоне естественной химической неоднородности биосферы техногенным воздействием [6]. В биогеохимических провинциях - регионах с недостатком, избытком или дисбалансом определенных элементов наблюдаются различные по степени выраженности биологические реакции (биохимические, физиологические, морфологические) со стороны организма человека [2]. Особую актуальность это приобретает для промышленно развитых территорий Байкальского региона, характеризующихся сочетанным техногенным и природно-обусловленным воздействием на население химических элементов.
Цель настоящего исследования - выявить взаимосвязь экологических факторов и йоддефи-цита у детей 5-17 лет, проживающих на территориях промышленных центров Байкальского региона.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Объектами исследований являлись дети I, II групп здоровья в возрасте 5-16 лет (682 человека), проживающие на различных административных территориях Иркутской области. Население городов, кроме воздействия теплоэнергетического комплекса (ТЭК), подвергается нагрузке специфическими химическими соединениями техногенного происхождения: в г. Ангарске преобладают выбросы от предприятий химической и нефтеперерабатывающей промышленностей, в г.
Шелехове - алюминиевой промышленности. Сравнение полученных результатов выполнено с показателями детей, проживающих в поселке городского типа (п.т.г.) Листвянка, являющегося экологически благополучным районом, г.Тайшета, где отсутствуют промышленные источники фтористых соединений и референтными показателями обмена элементов [8]. Формирование групп осуществлено на основании целенаправленного анкетного опроса и данных медицинского осмотра с учетом выравнивания факторов риска: биологических (наличия хронических и острых заболеваний), социальных условий (материального дохода, жилищных условий, характера питания). При гигиенической оценке изучаемых территорий использованы данные Иркутского территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды за период 1991-2003 гг. Уровни химических элементов (йода, меди, цинка, марганца, кобальта, хрома, свинца и фтора) определяли по их содержанию в суточной моче с использованием фотометрического (церий-арсенитного), атомно-абсорбционного и потенциометрического методов. Результаты анализа выражены единицами концентраций в системе СИ (нмоль/л, мкмоль/л). В сыворотке крови определялись гормоны тиреоидной системы (ти-реотропный гормон (ТТГ), трийодтиронин (Тз), тироксин (Т4)).
Полученные данные подвергались статистической обработке, с.учетом среднегрупповых и индивидуальных показателей с применением параметрических и непараметрических методов сравнения.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Территория Иркутской области относится к числу регионов, где наряду с недостаточным содержанием йода в биосфере имеет место высокое антропотехногенное загрязнение. Высокое загрязнение атмосферного воздуха обусловлено выбросами бенз(а)пирена, формальдегида, диоксида азота, взвешенных веществ в сочетании с неблагоприятными метеорологическими условиями для их рассеивания, а также выбро-
представлены формированием умеренной и тяжелой степеней, а в г. Ангарске - на ряду, с умеренной и тяжелой - легкой формы (18%). С увеличением возраста наблюдается нарастание числа детей с умеренным дефицитом и сниже- (
ние - с тяжелой степенью йодной недостаточно- )
сти. !
Практически во всех биохимических процессах в организме принимают участие цинк, медь, марганец, кобальт как эссенциальные микроэлементы [1, 8]. Среди обследованного детского населения изучаемых промышленных центров от 20 до 45% имели избыточное содержание цинка (до 2 раз) в организме, и только около 5% - недостаточное. В то время, как в п.г.т.Листвянке у 100% обследованных концентрация данного элемента находилась в пределах референтных уровней. Содержание кобальта у 25% детей I .Ангарска и у 2% в г.Шолохове превышало референтное значение до 1,5 раз, при :
этом 5 - 14% детей городов и 39% детей I
п.г.т.Листвянки имели низкие уровни. Содержание марганца у 73- 80% детей промышленных центров и 63% - п.г.т.Листвянка находилось в пределах референтного показателя. Концентрация хрома у 96% детей г.Ангарска превышала в 2 и более раза аналогичные показатели в г.Шелехове и п.г.т.Листвянке. У 100% обследованных детей выявлен дефицит меди. Среднегрупповые показатели экскреции микроэлементов представлены в таблице 1. Уровни эссенциальных микроэлементов в зависимости от пола и возраста достоверных различий не имеют.
Таблица 1
Уровни экскреции микроэлементов у детей различных территорий Прибайкальского региона
микроэлемент Ангарск Шелехов Листвянка Референтные показатели обмена химических элементов0
п М±т Ме п М±т Ме п М±т Ме
Медь (нмоль/л) 97 51,4±2,3* 47,1 109 52,0+2,6* 47,1 28 43,6+2.6 44,0 240-940 нмоль/л
Цинк (мкмоль/л) 144 9,4±0,4* 8,6 257 6,87±0,2* 6,38 28 4,8±0.4 4,5 3,Ь6,1 мкмоль/л°°
Марганец (ммоль/л) 98 35,3±2.2* 34,2 73 34.2±3.6* 27 27 22.5±1.7 18 18-180 нмоль/л
Кобальт (нмоль/л) 81 97.2+4.2* 102,0 49 47.9+4.2* 47,6 28 31.4+3.5 33 17-118,8 нмоль/л
Хром (мкмоль/л) 102 1.4±0.01* 1,2 86 0.6±0.06 0,5 25 0.8±0.06 0,7 Менее 19,2 нмоль/л
Примечание: М±т - среднее значение и ее стандартная ошибка, Ме - медиана; - [1, 8];
0 - Клиническая биохимия, Цыганенко А.Я. с соавт., М., Тиада - X, 2002, [8]; * - различия достоверны с контрольной группой (п.г.т.Листвянка), (р<0.05).
сами специфических примесей. Среднегодовые уровни, тяжелых металлов в воздушной среде промышленных центров не превышая гигиенические нормативы, выше фоновых (Ф) концентраций. Так, содержание марганца в атмосферном воздухе Ангарска составляет 3,ЭФ, Шолохова -5Ф, меди 1,8, 1,4Ф, цинка 2 и 2,7Ф соответственно и свинца более 5Ф в обоих городах. Следует отметить, что в городе с алюминиевым производством, коэффициент потенциирования (Кп) для фтористых соединений в два раза выше нормативной величины (Кп=0,8). Загрязнение почв металлами в селитебных зонах промышленных центров достигает: до 4ПДК хрома, до ЗПДК кобальта, до 5ПДК цинка и до 4,5ПДК фтора. Поскольку поступление тяжелых металлов в почву обусловлено загрязнением воздушного бассейна городов, то на каждой территории формируется своя антропогеохимическая провинция с преобладанием в г. Ангарске - хрома, кобальта, цинка и фтора, а в г. Шелехове - цинка, фтора и свинца.
Роль йода в функциональной активности щитовидной железы и в целом для организма неоспорима, а его эссенциальность не подвергается сомнению [1, 4]. Экскреция йода у рассмотренных групп детского населения, как в промышленных центрах, так и в контрольной группе детей, соответствует средней степени тяжести йодной недостаточности (медиана (Ме) от 212,6 до 354,3 нмоль/л). Более выражен дефицит йода у детей промышленных центров - до 23% обследованных имеют тяжелую степень. Эпидемиологические особенности распространения йоддефи-цита среди детского населения в г. Шелехове
Фтор относится к условно-эссенциальным элементам, что связано с небольшим разрывом между физиологической и токсической дозами и крайней его .реакционной способностью [1, 7]. В организм фтор поступает преимущественно через дыхательные пути, а также с продуктами питания и водой. Источниками фтора являются предприятия химической, алюминиевой промышленности и теплоэнергетического комплекса. Уровень экскреции фтора с мочой отражает баланс элемента в организме. Среднегрупповые показатели экскреции фтора у детей, проживающих в гг.Ангарске и Шелехове достоверно выше (р<0.05), чем в группе детей контрольных территорий (табл. 2). Избыточное содержание элемента отмечается у 47-55% детей изучаемых городов. С увеличением возраста содержание фтора в моче достоверно (р<0.05) уменьшается, что связано с кумуляцией элемента в тканях мишенях и интенсивным развитием скелета (костной ткани) ребенка. Различий показателей по полу в исследованных группах не выявлено.
Организм ребенка наиболее чувствителен к действию токсичных элементов (свинца), что проявляется в изменении со стороны физического здоровья, психического развития, способности к обучению и т.д. Основным источником поступления свинца в организм считаются атмосферные выбросы автотранспорта и промышленных пред-
приятий, как прямые в виде пыли или аэрозолей, так и опосредованные в цепях питания через растения [10]. Уровни токсичных металлов у детей, проживающих на территориях изучаемых городов, не превышают безопасные показатели в 100% случаев. Однако до 12% обследованных детей гг.Ангарска и Шелехова имеют уровни свинца в моче, превышающие нормальные значения, предлагаемые ВОЗ (1996) [8] (табл.З). Выявлено достоверное различие экскреции свинца в зависимости от биологического возраста, которое выражается в уменьшении концентрации токсиканта в биосубстрате, что вероятно, связано с интенсивностью накопления элементов в организме.
Индивидуальные показатели гормонального профиля у детей в промышленных центрах соответствуют физиологическим нормам у 72% обследованных, а в п.г.т. Листвянке - у 86%. Средние уровни гормонов во всех группах находились в пределах физиологической нормы. В качественном отношении ответная реакция со стороны гипофиз-тиреоидной системы на вредные факторы у школьников Ангарска и Шелехова однотипна. В тоже время, для детей гг. Ангарска и Шелехова характерен диссонанс в ти-реоидном статусе, характеризующийся снижением индекса компенсации (Т4/Т3) в 1,6 раз в сравнении с данными п.г.т. Листвянки.
Таблица 2
Уровни экскреции фтора у детей, проживающих на различных территориях Иркутской области
ЭЛЕМЕНТ Нормы АНГАРСК Шелехов Тайшет Листвянка
п М±т N М±т п М±т п М±ш
Фтор 10,5° 218 53,84± 19 57,44+ 90 33,10± 30 30,10±
(мкмоль/л) 53,0°° 1,79* 4 1,90* 3,00** 1,90
Примечание: * - различия достоверны с контрольной группой группой (п.г.т. Листвянка), (р<0.05); ** - различия достоверны с группой г.Тайшет, (р<0.05); ° - референтный показатель обмена (Клиническая биохимия, Цыганенко А.Я. с соавт., М., Тиада - X, 2002 [8]); 00 - допустимые уровни в профпатологии [9]
Таблица 3
Содержание свинца в моче у детей промышленных центров Иркутской области (нмоль/л)
Показатели Ангарск Шелехов Интервалы нормальных значений ВОЗ (1996) [8]
N 165 134
М±т 28,7±2,3 36.8±2,2
Ме-Мо 17,2-9,7 29-29 5,0-72,0
Min 0,5 2,2
Мах 130,4 137,7
Выше нормы, % 11 12
Примечание: М±ш - среднее значение и ее стандартная ошибка, Ме - медиана, Мо - мода, Мах - максимальное значение в группе, Min - минимальное значение в группе.
Гипофиз- гиреоилная система детского населения промышленных центров на неблагоприятные факторы внешней среды реагирует повышением своей функции и изменением соотношения тиреоидных гормонов с целью обеспечения компенсаторных реакций организма. Участие цинка, меди, марганца, кобальта, как эссенциальных элементов в функциональной активности щитовидной железы исследовалось рядом ученых [3, 4,5, 6]. Выявленные нами достоверные (р<0.05) корреляционные связи кобальта с Т4 (г=0,54), марганца с йодом (г=-0,60), цинка с Т4 (г=-0,59) указывают на значимость биоэлементов в формировании йоддефицитных состояний на изучаемых территориях. Одним из проявлений токсичности фтора является его способность замещать йод [8], коэффициент корреляции (г--0,70) подтверждает взаимосвязь этих элементов. В последнее время появляются работы, показывающие причастность свинца к дисфункции тирео-идной системы [1]. Выявлена статистически достоверная прямая связь между уровнями свинца и ТТГ, являющегося стимулятором увеличения щитовидной железы (г=0,68).
Полученные результаты указывают на тесную взаимосвязь экологических факторов и йоддефицитных состояний, а также подтверждают, что эффективность профилактики йоддефицита должна быть основана на комплексном подходе, учитывающем не только степень йоддефицита, но и уровни других элементов (эссенциальных, условно-эссенциальных и токсичных).
ЛИТЕРАТУРА
1. Авцын А.П. Микроэлнментозы человека. / А.П. Авцын, A.A. Жаворонков, М.А. Риш, Л.С. Строчкова - М., 1991. - 496с.
2. Агаджанян H.A. Эколого-
биогеохимические факторы и здоровье человека / H.A. Агаджанян, В.Л. Сусликов, Н.В. Ермакова //Экология человека. - 2000 - №1. = С.3-5.
3. Велданова М.В. Проблемы дефицита йода с позиции врача / М.В. Велданова// Проблемы эндокринологии - 2001. - Т.47, №5. -С.10ЛЗ.
4. Дедов И.И. Эндемический зоб. Проблемы и решения / И.И. Дедов, О.Н. Юденич, Г.А.
Герасимов, Н.П. Смирнов// Проблемы эндокринологии. - 1992. - №3 - С.6-15.
5. Онищенко Г.Г. Профилактика зобной эндемии на территориях с сочетанным воздействием химических факторов технологического и природного генеза / Г.Г. Онищенко, Н.В. Зайцева, М.А. Землянова// Гиг. и сан. 2004. - №1. =
С.12-17.
6. Покатилов Ю.Г. Биогеохимия биосферы [
и медико-биологические проблемы (экологиче- |
ские проблемы химии биосферы и здоровья на- |
селения/Ю.Г.Покатилов-Новосибирск:ВО«Нау-
ка».Сибирская издательская фирма, 1993,- 168с.
7. Разумов В.В. Сущность флюороза с позиций представлений о межклеточных взаимодействиях системы соединительной ткани (аналитический обзор) /В.В. Разумов // Медицины труда и пром. экология,- 2000. - №6. - С. 25-30.
8. Ребров В.Г., Громова O.A. Витамины и микроэлементы./ В.Г. Ребров, O.A. Громова =
М.: «АЛЕВ-В», 2003 - с.670 с ил.
9. Справочник профпатолога /Под ред.
Л.Н. Грацианской и В.Е. Ковшило - 2-е изд. пе-рераб. и доп. - Л., «Медицина», 1977. - 464с.
10. Шепитько А.О. Свинец в организме животных и человека (обзор) /А.О. Шепитько, В.А.
Дульский, И.С. Ломоносов, A.A. Николаев, Г.А.
Леонова// Гиг. и сан. - 1993. - №8. - С.70-73.
УДК 616-056.3:616.5:613.956
І
] Е. В. Коваленко, В, Г- Савватссва.
і
1
] ХАРАКТЕРИСТИКИ ИММУНОЛОГИЧЕСКИХ РЕАКЦИИ ПРИ КРАПИВНИЦЕ У ДЕТЕЙ
і
і Иркутский государственный медицинский университет (Иркутск)
В работе представлены данные анализа иммунного статуса при крапивнице у детей. Различия им-мунных реакций с учётом аллергического и псевдоаллергического варианта крапивницы выявлены как со стороны клеточного, так и гуморального звена иммунитета. Значимые различия уровня 1$Е. Крапивница является дебютом аллергических заболеваний другой локализации и системных заболеваний. Ключевые слова: крапивница, дети, иммунный статус, катамнез.
: 152___.............................................................................
I