ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УДОБРЕНИЙ ПОД ОЗИМУЮ ПШЕНИЦУ С УРОЖАЕМ ЗЕРНА В УСЛОВИЯХ ОРОШАЕМЫХ ПОЧВ Усмонов Т.Т.1, Атоев Б.К.2
1Усмонов Тургун Тилакович - докторант;
2Атоев Бахтиёр Кулдошевич - доктор сельскохозяйственных наук, Научно-исследовательский институт почвоведения и агрохимии, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: изучена взаимосвязь эффективности внесенных удобрений под озимую пшеницу сорта «Краснадарская-99» в условиях орошаемых пустынно-луговых и луговых почв при различной глубине залегания грунтовых вод.
Наилучшие результаты получены при внесении под озимую пшеницу, на орошаемых луговых почвах N-250 Р-150 К-50 кг/га, где получен урожай зерна озимой пшеницы в 66,56 ц/га, себестоимость урожая составила 3498,6 тыс. сумов, всего затрат -1859,5 тыс. сумов, получена чистая прибыль в 1639, тыс. сумов и рентабельность составила 88,1%.
Ключевые слова: орошаемые пустынно-луговые, луговые почвы, грунтовые воды, удобрения, озимая пшеница, эффективность, урожайность, рентабельность.
УДК 581.1:631.8
Удобрения являются основным средством для получения высоких и качественных урожаев сельскохозяйственной продукции. Удобрения способствуют увеличению содержания усвояемых растениями питательных элементов в почвах и, тем самым, улучшают их плодородие. Однако, нерациональное использование удобрений снижает плодородие почв. Применение оптимальных норм минеральных удобрений улучшает структуру почвы, её химические, агрохимические свойства и предотвращает их загрязнение.
Увеличение или уменьшение влажности почв под влиянием грунтовых вод, оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на рост и развитие растений. Оптимальная влажность почв и содержание элементов питания улучшают их агрохимические свойства и, за счет почвенного раствора и их поглотительной способности, корневая система растений обеспечивается питательными элементами и положительно влияет на рост и развитие растений. Как и другие культуры, озимая пшеница использует для своего формирования всего 0,2% влаги, 9,0 % испаряется листьями растений. Недостаточное использование из почвы влаги растениями или излишняя влажность почв приводит к изменению протекающих в органах растений биохимических, физиологических и других процессов. Обеспечение почв оптимальной влажностью и питательной базой дает возможность получения высоких и качественных урожаев сельскохозяйственных культур.
Изучение влияния грунтовых вод и вносимых удобрений под сорта озимой пшеницы позволяет определить нормы и соотношения вносимых удобрений. Эффективность вносимых удобрений больше проявляется в верхней части профиля почв, т.е. в корнеобитаемом слое. Большое значение для растении имеет глубина залегания грунтовых вод, которая обеспечивает оптимальный водный режим почв в течении всей вегетации озимой пшеницы. К настоящему времени не изучено влияние уровня грунтовых вод на рост и развитие озимой пшеницы, на содержание элементов питания в почвах за счет их вымывания в нижележащие горизонты.
Многочисленными исследованиями [1, 303 стр.] установлено, что на орошаемых почвах можно получать высокие и качественные урожаи озимой пшеницы. В связи с
52
вышеизложенным, нами проведены исследовании по изучению влияния глубины залегания грунтовых вод и эффективности вносимых удобрений под озимую пшеницу сорта» Краснодарская-99»,возделываемую в условиях орошаемых пустынно-луговых и луговых почв, а также их взаимосвязь с урожайностью.
В проведенных нами исследованиях с озимой пшеницей фенологические наблюдения, постановка опытов, отбор почвенных и растительных образцов, орошение и внесение удобрений проведены по единым общепринятым методикам: «Методы проведения полевых опытов» (2007) [2, стр. 133-139; стр. 64-75], полученные данные подверглись статистической обработке по Б.А. Доспехову: «Методика полевых опытов (1985); химические анализы почв и растений проведены по «Методы агрохимических анализов почв и растений Средней Азии» (1977) [4, стр. 12-18].
Полевые исследования проведены на орошаемых пустынно-луговых почвах, при различной глубине залегания грунтовых вод в Жондорском районе Бухарской области (фермерское хозяйство «Чиннихони Замини», где глубина залегания грунтовых вод составляет 1,0-1,5 м) и орошаемых луговых почвах (фермерское хозяйство «Матлабиби», где глубина залегания грунтовых вод составляет 2,5-3,0 м.).
Полевые опыты состояли из 5-вариантов в 3-повторностях. 1-опыт -ширина варианта 12 м, длина 25 м, площадь одного повторения 300 м2, общая площадь составила 900 м2. 2-опыт -ширина варианта 12,6 м, длина-26 м, площадь одного повторения 327,6 м2, общая площадь 982 м2. Высевалась озимая пшеница сорта «Краснодарская-99.»
Применялись следующие виды минеральных удобрений: карбамид (N-46 %), аммофос (N-11%, Р-46%) и хлористый калий (К-60 %) (Таблица-1).
В опытах учитывалась глубина залегания грунтовых вод.
Таблица 1. Схема применения удобрений в полевых опытах, кг/ га
№ Годовая норма удобрений, кг/га При посеве При кущении При трубковании При молочно-восковой спелости
N Р к N Р к N Р К N Р К
- о £ о СМ о ■ 1 1 ■ ■ 1 ■ 1 1 1 1 1
о о £ о о о о о ю о т о ю о о <ч о 00 1 1 о <ч 1 1
т о £ о о о о 1Г1 о ю о т 1Г1 о ^г о <4 о о 1 1 <ч 1 1
о £ о о ^ о 1Г1 о с^ о т 1Г1 о ю о <4 о о 1 1 <ч 1 1
1Г1 о £ о о о о 1Г1 о с^ о ю 1Г1 о ю о ^г о о 1 1 <4 1 1
О О 1-Н 5? о о 1-Н о о о <ч 5? о чо 5? о чо 5? о г) 5? о ТГ о ТГ 5? о ТГ 1 1 о 1-Н 1 1
Посев озимой пшеницы» Краснодарская-99» проведен во II ой декаде октября в количестве 5300 зёрен на гектар. В течение вегетации озимой пшеницы проводились фенологические наблюдения.
После сбора урожая проведена математическая обработка полученных данных и проализирована эффективность удобрений (Таблица-2).
Исследованиями установлено, что урожай зерна озимой пшеницы, воздельываемой на орошаемой пустынно-луговой почве, на контрольном варианте без удобрений составил 14,99 ц/га, стоимость зерна с 1 га составила 787,3 тыс. сум, всего затраты составила 1359,5 тыс. сум. При возделывании озимой пшеницы на орошаемых луговых почвах, с контрольного варианта получено 15,71 ц/га, стоимость урожая с 1 га составила 82,5 тыс. сум, общие затраты 1359,5 тыс. сум. Установлено, что урожайность озимой пшеницы была выше на 7,2 ц/га при её при возделывании на орошаемых луговых почвах по сравнению с урожайностью озимой пшеницы, возделываемой на пустынно-луговых почвах. На контрольных вариантах обеих почв не получено прибавки урожая.
На втором варианте опыта, где внесены удобрения в норме N-200 Р-100 К-50 кг/га урожай пшеницы возделываемой на орошаемой пустынно-луговой почве составил 43,11 ц/га, стоимость урожая с 1 гектара 2264,0 тыс. сум, всего затрат 1709,5 тыс. сум, чистое прибыль составила 554,5 тыс. сум рентабельность 32,6%. На этом варианте опыта, проведенном на орошаемой луговой почве, получен урожай зерна в 47,24 ц/га, стоимость урожая с 1 гектара составила 2484,6 тыс. сум, всего затрат 1709,5 тыс. сум, чистая прибыль 775,1 тыс. сум и рентабеллность 45,3%. Из полученных данных видно, что урожай зерна пшеницы, возделываемой на орошаемой луговой почве был выше на 4,13 ц/га, по сравнению с урожайностью пшеницы выращенной на орошаемой пустынно-луговой почве.
На третьем варианте опыта внесено N-250 Р-100 К-50 кг/га и урожайность зерна озимой пшеницы, возделываемой на орошаемой пустынно-луговой почве составила 50,79 ц/га, стоимость урожая полученного с 1 гектара составила 1764,5 тыс. сум, чистая прибыль составила 905,5 тыс. сум, рентабельность 51,1%. С орошаемой луговой почвы получено больше зерна 57,09 ц/га, стоимость зерна с гектара составила 3005,5 тыс. сум, затрачено- 1764,5 тыс. сум, получена прибыль в 1241,0 тыс. сум, а рентабельность составила 70,3%. Таким образом, урожай озимой пшеницы, возделываемой на орошаемой пустынно-луговой почве был выше на 7,68 ц/га. Относительно 2- ого варианта опыта, на 3- ем варианте сформировался урожай зерна на 9,85 ц/га больше.
На четвертом варианте опыта внесено N-250 Р-100 К-50 кг/га и урожайность зерна озимой пшеницы, возделываемой на орошаемой пустынно-луговой почве составила 50,79 ц/га, стоимость урожая полученного с 1 гектара составила 1764,5 тыс. сум, чистая прибыль составила 905,5 тыс. сум, рентабельность 51,1%. С орошаемой луговой почвы получено больше зерна 57,09 ц/га, себестоимость зерна с одного гектара составила 3005,5 тыс. сум, всего расходов 1764,5 тыс. сум, получена прибыль в 1241,0 тыс. сум, а рентабельность составила 70,3 %. Таким образом, урожай озимой пшеницы, возделываемой на орошаемой пустынно-луговой почве был выше на 7,68 ц/га. Относительно 2- ого варианта, на 4-ом ем варианте опыта сформировался урожай зерна на 9,85 ц/га больше.
Таблица 2. Урожайность зерна озимой пшеницы сорта «Краснодарская-99» и экономическая эффективность вносимых удобрений (среднее за 2016-2017 г.г.)
№ Нормы минеральных удобрений, кг/га Урожай зерна, ц/га Приба вка ур°- жая, ц/га Стоимость урожая зерна с 1 га, тыс.сум. Стоимость дополнительного урожая с 1 га, тыс.сум. Всего расходов, тыс.сум. Чистая прибыль тыс.сум.
Орошаемые пустынно-луговые почвы (глубина залегания грунтовых во- 1,0-1,5 м)
1 N0 Р0 К, 14,99 - 787,3 - 1359,5 -
2 N200 Р100 К50 43,11 28,12 2264,0 1476,7 1709,5 554,5
3 N250 Р100 К50 50,79 35,80 2670,0 1882,6 1764,5 905,5
4 N250 Р150 К50 56,07 41,08 2946,2 1844,7 1859,5 1086,7
5 N250 Р150 К100 59,11 44,12 3081,6 2321,8 1834,5 1247,1
Орошаемые луговые почвы (глубина залегания грунтовых вод- 2,5-3,0 м)
1 N0 Р0 К0 15,71 - 82,53 - 1359,5 -
2 N200 Р100 К50 47,24 31,53 2484,6 1659,3 1709,5 775,1
3 N250 Р100 К50 57,09 41,38 3005,5 2180,2 1764,5 1241,0
4 N250 Р150 К50 66,56 50,85 3498,6 2672,5 1859,5 1639,1
5 N250 Р150 К100 61,64 45,93 3239,0 2414,0 1834,5 1404,5
На пятом варианте опыта с внесением минеральных удобрений в норме N-250 Р-150 К-100 кг/г на орошаемых пустынно-луговых почвах получено с 1 гектара 59,1 центнеров зерна озимой пшеницы. Себестоимость зерна, полученного с 1 гектара составила 3081,6 тыс. сум, внесено затрачено 1834,5 тыс. сум, чистая прибыль 1247,1 тыс. сум, рентабельность-67,9 %.
Урожай зерна на варианте опыта проведенном на орошаемой луговой почве, составил 61,64 ц/га, себестоимость урожая -3239,0 тыс. сум, затраты на урожай с 1 гектара -1834,5 тыс. сум, получена чистая прибыль-1404,5 тыс. сум, рентабельность-76,5 %. Полученные данные показывают, что урожай зерна озимой пшеницы, возделываемой на орошаемой луговой почве, был выше по сравнению с орошаемой пустынно-луговой почвой на 2,33 ц/га. Относительно 2-ого варианта, за счет дополнительного внесения удобрении на 3 - ем варианте, урожай зерна озимой пшеницы, возделываемой на орошаемой пустынно-луговой почве, был больше на 16,0 ц/га, на орошаемой луговой почве -на 1,6 ц/га меньше и составил 14,4 ц/га.
При возделывании озимой пшеницы на пустынно-луговых почвах получен урожай зерна в 56,07 ц/га, себестоимость урожая с 1 гектара составила 2946,2 тыс. сум, всего затрачено на получение урожая с 1 гектара 1859,5 тыс. сум, получена чистая прибыль в 1086,7 тыс. сум, рентабельность составила 58,4 %. На орошаемых луговых почвах с этого варианта получено 66,56 ц/га зерна, стоимость урожая с 1 гектара составила 3498,6 тыс. сум, всего затрат 1859,5 тыс. сум, получена чистая прибыль в 1639,1 тыс. сум и рентабельность составила 88,1 %.
На орошаемых луговых почвах урожайность озимой пшеницы была на 10,49 ц/га больше, чем на орошаемых пустынно-луговых почвах. По сравнению со вторым вариантом, урожай зерна озимой пшеницы, возделываемой на орошаемых
луговых почвах была на 12,96 ц/га больше, а на орошаемых пустынно-луговых почвах выше на 19,32 ц/га (табл.23).
Таким образом, применение минеральных удобрений в соотношении 1:0,5:0,25 на орошаемых пустынно-луговых почвах, позволило получить прибавку урожая, по сравнению с контролем, в 28,12 ц/га, себестоимость урожая с 1 гектара составила 1476,7 тыс. сум, расходы -1709,5 тыс. сум, чистая прибыль составила 554,5 тыс. сум. При возделывании озимой пшеницы на орошаемых луговых почвах получена прибавка урожая зерна в 31,53 ц/га относительно контрольного варианта, стоимость прибавки урожая с 1 гектара составила 1659, 3тыс. сум, общие расходы -1709,5 тыс. сум. Получена чистая прибыль в размере 775, 1 тыс. сум.
При внесении минеральных удобрений в соотношении 1,0:0,4:0,12 на орошаемых пустынно-луговых почвах по озимую пшеницу сорта « Краснодарская-99» прибавка урожая составила относительно контрольного варианта 35,80 ц/га, стоимость урожая с 1 гектара 1882,6 тыс. сум, на орошаемых луговых почвах, при этом соотношении минеральных удобрений, прибавка урожая зерна составила 41,38 ц/га, стоимость дополнительного урожая с 1 гектара составил 2180,2 тыс. сум, всего расходов -1764,5 тыс. сум и получена чистая прибыль в размере 1241,0 тыс. сум.
Наилучшие результаты получены при внесении на орошаемых пустынно-луговых и луговых почвах минеральных удобрений в соотношении 1,0:0,6:0,4. Так, при возделывании озимой пшеницы на орошаемых пустынно-луговых почвах получен дополнительный урожай зерна в 59,11 ц/га относительно контрольного варианта, себестоимость урожая с 1 гектара составила 2321,8 тыс. сум. Всего расходы составили 1834,5 тыс. сум и чистая прибыль получена в размере 1247,1 тыс. сум. На орошаемых луговых почвах, при соотношении удобрении 1,0:0,6:0,2, прибавка урожая составила 50,85 ц/га, себестоимость полученного урожая с 1-гектара -2672,5 тыс. сум. Расходы составили 1859, тыс. сум, получена прибыль в размере -1639,1 тыс. сум (рис. 1).
160 140
^ 120
д
£ юо
о
| 80
ш
60
н
N-0Р-0К-0 №200Р-100 №250Р-100 №250Р-150 №250Р-150 К-50 К-50 К-50 К-100
—«—Орошаемые пустынно-луговые—■— Орошаемые луговые
Рис. 1. Рентабельность урожая озимой пшеницы при возделывании на орошаемых пустынно-
песчанных луговых почвах, %
Выводы. Внесение минеральных удобрений способствовало повышению урожайности озимой пшеницы, возделываемой в условиях орошаемых пустынно -луговых и луговых почв.
Наибольшая прибавка урожая получена при возделывании озимой пшеницы на орошаемых луговых почвах при глубине залегания грунтовых вод 2,5-3,0 метра и составила относительно контрольного варианта 31,53 -50,85 ц/га. Чистая прибыль
полученная при возделывании озимой пшеницы на этих почвах составила от 775,1 тыс. сум до 1639,5 тыс. сум. Наилучшие результаты по урожайности, полученной прибыли были получены при возделывании озимой пшеницы на вариантах этих почв с внесением N-250 P-150 К-50 кг/га.
Список литературы
1. ЛавроновГ.А. Пшеница в Узбекистане. Т.: Узбекистан, 1969. С. 167.
2. Методика проведения полевых опытов.Ташкент,УзПИТИ, 2007. С. 133-139, 6475 с.
3. Доспехов Б.А. Методика полевого опыта. М.: 1985. Агоропромиздат. С. 248-255.
4. Методы агрохимических анализов почв и растений Средней Азий Издание 5 -е. Ташкент, 1977. С. 12-18.
5. Саттаров Ж.С., Атаев Б.К. Сорта озимой пшеницы, почва и урожай. Монография. Ташкент, 2010. С. 104-106.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ Йулдашева С.М.
Йулдашева Саодат Манофовна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственныйуниверситет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируются основные проблемы и особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза. Автор уделяет внимание теоретическим аспектам социально-психологической адаптации студентов.
Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, профессиональная адаптация.
В период рыночной экономики конкурентоспособными специалистами считаются такие специалисты, которые могут быстро и мобильно реагировать на требования рынка, воздействовать на него, адаптироваться к его запросам, внедрять новые технологии [1]. Успех формирования будущего специалиста в вузе во многом зависит от качества и сроков процесса адаптации студента на младших курсах обучения, а также от того как студент овладевает знаниями и навыками, не обходимыми для его успешного функционирования в студенческой среде. Проблема адаптации студентов первокурсников представляет собой одну из важных проблем и по сей день является традиционным предметом дискуссий.
Различные аспекты проблемы адаптации студентов в вузе исследовали В.Н. Грибов, О.Н. Казакова, Т.И. Каткова, Г.П. Кузина, С.А. Рунова, Ю.В. Стафеева и др. Например, Г.П. Кузина и С.А. Рунова изучали особенности адаптации студентов, с которыми в старших классах проводились профориентационные занятия. Работы Т.И. Катковой, Ю.В. Стафеевой посвящены процессу адаптации студентов в вузах конкретного типа (экономических, педагогических) [2].
Понятие «адаптация» было использовано в 1865 г. немецким физиологом Г. Аубертом для обозначения изменения чувствительности при длительном воздействии адекватного раздражителя. Оно стало одним из центральных понятий в науках о жизни-философии, физиологии, медицине, психологии. Существует множество определений феномена адаптации. В обобщенным виде адаптация описывается как приспособление, необходимое для адекватного существования в