Научная статья на тему 'Взаимосвязь доверия с копинг-стратегиями и механизмами психологической защиты у студентов'

Взаимосвязь доверия с копинг-стратегиями и механизмами психологической защиты у студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
262
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОСВЯЗИ / ДОВЕРИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грекова Яна Сергеевна

В статье анализируются взаимосвязи доверия с копинг-стратегиями и механизмами психологической защиты у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь доверия с копинг-стратегиями и механизмами психологической защиты у студентов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДОВЕРИЯ С КОПИНГ-СТРАТЕГИЯМИ И МЕХАНИЗМАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У СТУДЕНТОВ

Грекова Я.С.

Грекова Яна Сергеевна — магистрант, направление: психологическое консультирование, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

Аннотация: в статье анализируются взаимосвязи доверия с копинг-стратегиями и механизмами психологической защиты у студентов.

Ключевые слова: взаимосвязи, доверие, копинг-стратегии, механизмы психологической защиты.

В последние годы как российские, так и западные ученые все чаще обращаются к исследованию феномена доверия. Сам термин был предложен С. Джурардом в 1971 году. Под доверием он понимал сообщение другим личной информации о себе [8]. На формирование феноменов доверия и недоверия в младенческом возрасте указывал Э. Эриксон. Он считал, что доверие - это не только вера в других, это и вера в самого себя, в умение самому достигать реализации своих потребностей и желаний [10]. Т. П. Скрипкина, выделяет следующие самостоятельные области изучения «доверия»: доверие к себе, доверие к другим и доверие к миру. Проблемой, которую не обошел участием, пожалуй, ни один исследователь доверия, является понимание сути и содержания этого феномена. Следует отметить, что отличаются взгляды исследователей не только на содержание доверия, но также и на то, к какому классу понятий оно относится [5]. Дж. Роттер определял доверие в человеческих взаимоотношениях как обобщенные ожидания человека относительно того, насколько можно положиться на слова, обещания, высказанные или письменные заявления другого человека или группы людей [7]. Всероссийские данные свидетельствуют, что недоверие становится частью ценностных ориентаций студенческой молодежи и препятствует формированию атмосферы и культуры доверия в российском обществе [6].

Понятие «копинг» рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими требования. Б. Ф. Скиннер, П. Виталиано, Д. Коплик указывают на то, что копинг-стратегии по своей сути могут быть как продуктивными, функциональными, так и непродуктивными, дисфункциональными [3]. Трудная (стрессовая) ситуация, как правило, побуждает к выбору стратегий совладания (копинг-стратегий) [2].

Механизмы психологической защиты развиваются в детстве для сдерживания, регуляции определенной эмоции; все защиты в своей основе имеют механизм подавления, который первоначально возник для того, чтобы победить чувство страха. Защитные механизмы стараются свести до минимального негативные, травмирующие личность переживания [4]. Психологические защиты можно подразделить на специфические и неспецифические [9]. Другими словами, функции психологических защит можно рассматривать как позитивные и негативные.

Н. Хаан, пишет, что копинг и защита основываются на идентичных процессах, но имеют противоположную направленность. Автор разделяет эти механизмы по нескольким параметрам. В частности, копинг пластичен и целенаправлен, учитывает особенности ситуации, защита ригидна и автоматизирована; копинг включает процессы обдумывания, анализа ситуации и высоко дифференцирован, защитные механизмы предполагают большее количество неосознаваемых реакций [1].

Таким образом, определение феномена доверия остается достаточно не изученным и требующим дальнейшего рассмотрения. Аналогичная ситуация наблюдается между связью феноменов: доверие, копинг-стратегии и механизмы психологической защиты у студентов. Мы предполагаем, что чем выше степень доверия, тем выше склонность использовать копинг-стратегиями: самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, планирование решения проблемы, положительная переоценка; тем выше склонность использовать механизмы психологической защиты: компенсация и рационализация. Выявленная нами проблема до настоящего времени остается практически неизученной.

Цель нашего исследования: выявление взаимосвязи доверия с копинг-стратегиями и механизмами психологической защиты у студентов.

Для проведения эмпирического исследования было отобрано 100 человек в возрасте от 18 до 25 лет: 50 человек женской выборки и 50 человек мужской выборки, которые являются студентами АлтГПУ и АГАУ. Для исследования доверия были использованы методики: «Шкала межличностного доверия» (Дж. Роттера, адаптация С. Г Достовалова) и методика «Оценка доверия к себе» (Т. П. Скрипкиной). Также исследованы способы поведении в трудных жизненных ситуациях по опроснику «Копинг-стратегии» (Р. Лазаруса и С. Фолкман, адаптация Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой) и механизмы психологической защиты по опроснику «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчика, Г. Келлермана, Х. Р. Конте).

Далее для более детального анализа мы применили программу IBM SPSS Statistics Base 22.0, посредством которой проверяли допущения нашей гипотезы. Проведенное нами исследование доказало, что существуют достоверные взаимосвязи доверия с копинг-стратегиями и механизмами психологической защиты у студентов. Таким образом, доверие к себе в различных сферах жизни у студентов чаще всего взаимосвязано с копинг-стратегиями: принятие ответственности, планирование решения проблемы, положительная переоценка и механизмами психологической защиты: отрицание, рационализация. Межличностное доверие у студентов взаимосвязано с доверием к себе в умении строить взаимоотношения с детьми, с доверием к себе в умении строить взаимоотношения с родителями и механизмом психологической защиты отрицание.

Таким образом, исходя их полученных результатов, можно сделать вывод, что существует достоверные взаимосвязи доверия с копинг-стратегиями и механизмами психологической защиты. Следовательно, допущения гипотезы доказаны.

Список литературы

1. Битюцкая Е.В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями / Е. В. Битюцкая // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. № 1. С. 100-111.

2. Бусарова О.Р. Связь асоциальных стратегий совладающего поведения студентов с психологической защитой личности / О. Р. Бусарова // Преподаватель XXI век. 2013. № 4. С. 216-220.

3. Кобзева О.В. Проявление копинг-поведения в юношеском возрасте / О. В. Кобзева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. №3(6). С. 155-158.

4. Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Психологические защиты личности: учебное пособие / О.В. Кружкова, О.Н. Шахматова - Екатеринбург: Издательство Росгоспрофпедуниверситет. 2006. 153 с.

5. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия / А.Б. Купрейченко. Москва: Институт психологии РАН, 2008. 564 с.

6. Кученкова А.В. Межличностное доверие молодежи в условиях трансформирующейся реальности // Научный результат. Серия «Социология и управление». 2015. № 4. С. 55-59.

7. Леонова И.Ю., Леонов И.Н. Психометрическая проверка структуры методики «Шкала межличностного доверия» Дж. Роттера в адаптации С.Г. Достовалова и её модификация / И.Ю. Леонова, И.Н. Леонов // Вестник Удмуртского университета. 2016. Том 26. Вып.2. С. 93-111.

8. Солина С.Е. Исследование особенности проявления доверия и недоверия студентами / С. Е. Солина // Постулат. 2017. №10. С. 1-5.

9. Султанова А.Н. Психологические защиты личности: учебно-методическое пособие / А.Н. Султанова. Новосибирск: Сибмедиздат, 2013. С. 1-3.

10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э. Эриксон. Москва: Флинт: МПСИ: Прогресс, 2006. 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.