Научная статья на тему 'Взаимосвязь динамики рефракции и картины глазного дна у детей с интенсивным обучением'

Взаимосвязь динамики рефракции и картины глазного дна у детей с интенсивным обучением Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
116
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФРАКЦИЯ / ГЛАЗНОЕ ДНО / ДЕТИ / ИНТЕНСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Святковская Т. Я., Святковская Е. Ю.

Анализ взаимосвязи динамики рефракции и картины глазного дна у детей с интенсивным обучением показал, что острота зрения и резерв аккомодации были снижены уже вначале обучения. Установлена определенная зависимости между скоростью чтения и функциями глаза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF REFRACTION DYNAMICS AND OCULAR FUNDUS PICTURE IN CHILDREN WITH INTENSE TRAINING

Analysis of correlation of refraction dynamics and ocular fundus picture in children with intense training showed that visual acuity and reserve of accommo dation were reduced at the beginning of training. The relation between read rate and visual functions was pointed out.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь динамики рефракции и картины глазного дна у детей с интенсивным обучением»

Святковская Т.Я., Святковская Е.Ю.

Кафедра глазных болезней и кафедра общей гигиены СамГМУ E-mail: vision@samaradom.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИНАМИКИ РЕФРАКЦИИ И КАРТИНЫ ГЛАЗНОГО ДНА У ДЕТЕЙ С ИНТЕНСИВНЫМ ОБУЧЕНИЕМ

Анализ взаимосвязи динамики рефракции и картины глазного дна у детей с интенсивным обучением показал, что острота зрения и резерв аккомодации были снижены уже вначале обучения. Установлена определенная зависимости между скоростью чтения и функциями глаза. Ключевые слова: рефракция, глазное дно, дети, интенсивное обучение.

Официальный прием в школу детей на систематическое обучение осуществляется в настоящее время с 6-7 лет. Однако подготовка к школе начинается раньше.

Работа в ДДУ города Самары показала, что обучение чтению и письму по различным системам может проводиться даже с 3-4-х лет. При этом в большинстве случаев, обучение проводится сотрудниками детских садов в ранге воспитателей, а не учителей начальной школы (Т.Я. Святковская, 1991). В результате налицо применение неправильных методик обучения чтению и письму, а также игнорирование состояния органа зрения на момент обучения.

Между тем, начало обучения даже в 6 лет имеет противопоказания (Ю.З. Розенблюм, Т.Я. Святковская, 1988) По нашим более ранним исследованиям (Т.Я. Святковская, Е.Ю. Святковская, 2000), так и по данным других авторов, случаи не диагностированных нарушений зрения могут создать ошибочное мнение о гиперактивности и наличии других сим-птомокомплексов и заболеваний у детей (Damari David et al., 2000).

Результат один: через несколько лет эти же пациенты обращаются с жалобами на невозможность выполнять свои социальные функции по учебе и далее профессиональные обязанности из-за недостатка в работе органа зрения. Они нуждаются в серьезном лечении уже до конца трудовой деятельности.

По нашему многолетнему опыту, даже индивидуальная работа с родителями и детьми в том виде, как мы ее представляем: сбор анамнеза, углубленное обследование, рекомендации к началу обучения и режимным моментам не всегда принимаются во внимание родителями.

Поэтому, обследование органа зрения детей в связи с началом обучения навыкам чтения и письму всегда останутся актуальными.

В течение года неоднократно осмотрено 127 детей 1-х классов школы с интенсивным обучением. Оценивалось состояние органа зрения детей по остроте зрения, рефракции с узким и широким зрачком, резерву аккомодации для дали и глазному дну.

Получены следующие результаты. Острота зрения в 1,0D, что трактуется как норма, выявлена в 68,8% глаз, менее 1,0D в 31,2%. Эммет-ропическая рефракция, с широким зрачком, установлена в 67 глазах (29,6%), гиперметропи-ческая в 122 (54%), миопическая в 28 (12,4%) и астигматизм в 9 глазах, что составило 4%.

Резерв аккомодации 3,0 и более диоптрий, что является приемлемым для детей данного возраста, установлен в 67 глазах, в остальных 187 глазах резерв аккомодации был либо резко снижен, либо равнялся 0. А именно приемлемая величина резерва аккомодации позволяет ребенку настраивать глаз на близкое и дальнее видение и успевать за объяснением учителя, а также своевременно выполнять задания.

В картине глазного дна большинства осмотренных детей (87%) обращают на себя внимание вариации физиологических особенностей и впервые отмеченное нами состояние сосудистой системы.

К вариациям физиологических особенностей нами отнесены: овальная форма диска зрительного нерва, тангенциальный врез диска. При диске круглой формы границы чаще нечеткие, диск маленький, наличие пигментного листка по всей окружности диска, воронкообразная физиологическая экскавация и др. Отмеченные вариации в офтальмоскопической картине диска глазного нерва всегда были асимметричными.

При оценке соотношения калибра артерий и вен и их кровенаполнения офтальмоскопическим способом нами выявлено, что если в норме калибр артерий по отношению к калибру вен

соотносится как 2:3, то у большинства осмотренных детей это соотношение 3:3. Причем, если в начале обучения, изменения сосудов касались в большинстве их калибра, то при повторном обследовании в конце первого класса создалось впечатление как бы о неравномерном калибре вен, изменении интенсивности рефлекса на протяжении вен и как бы расширенных, но атонич-ных, спавшихся артериях при кровенаполнен-ных венах. В литературе этот факт не описан, а офтальмоскопические изменения требуют дальнейшего исследования.

Скорость чтения оценивалась по приросту чтения числа знаков за 1 минуту в начале и в конце обучения. Все дети были разделены на 4 группы: 1 -я - это дети, улучшившие скорость чтения за год на 50 знаков, 2-я группа - с 51 до 80, 3-я - с 81 до 99 и 4-я на 100 знаков и выше. Сравнение крайних 1 и 4 групп показало следующее.

Установлено, что в группе детей, улучшивших скорость чтения от начала к концу обучения на 50 знаков, число глаз с резервом аккомодации 3,0 и выше оказалось всего 28%. В 4 группе - показавших наилучшие успехи - их было уже 45%. Однако, считать этот показатель как положительный, однозначно нельзя. Оценив разницу в ИЛ этих 2-х групп, выявлено, что если в 1 группе разницу более 1,0D между правым и левым глазом имели 24% детей, то в 4 группе их было уже 57%. Это является плохим прогностическим признаком и может явиться толчком к развитию миопии.

Рефракция оценивалась как при узком зрачке, так и при расширенном, после закапы-

вания мидриацила. Данные информативны. Если число миопических глаз в 1 группе равнялось 5 (8,9%), то в 4 группе их было уже 13 (27,6%). Интересно и распределение эмметро-пической рефракции: в 1 группе 23 глаза (41%), в 4 группе 5 глаз (10,6%).

Из сравнения скорости чтения по группам и распределения рефракции установлено, что наиболее стабильно наращивают успех в скорости чтения дети с гиперметропической рефракцией.

Таким образом, функция органа зрения у большинства детей либо по остроте зрения, либо по величине резерва аккомодации или ускоренному переходу эмметропической рефракции в миопическую уже на старте обучения носит явно отрицательную динамику. Выявлена определенная взаимозависимость между скоростью чтения и функцией глаза, а именно, дети, улучшившие свои показатели за год на 100 и более знаков имеют в большем числе миопическую рефракцию (27,6%), чем дети показавшие худшие результаты (8,9%).

Особое внимание обращаем на картину глазного дна и, в частности, на состояние сосудов. Не исключено, что изменение калибра сосудов, асимметрия сосудистой сети правого и левого глаза, различная степень рефлекса на протяжении сосудов, особенно вен, различные по насыщенности окраски участки вен являются определенной реакцией на интенсивное обучение у первоклассников, которая уже затем трансформируется в выраженные клинические проявления и не только со стороны органа зрения.

Список использованной литературы:

1. Розенблюм, Ю.З., Профилактика нарушений зрения у детей, обучающихся в школе с б лет. [текст] / Ю.З. Розенблюм, Т.Я. Святковская.- М., 1988.- 22с.

2. Святковская, Т.Я., О готовности зрительного анализатора детей к систематическому обучению с б-летнего возраста, [текст] / Т.Я. Святковская.-сб. сост. здор. детей и факторы, его опред.- М, 1991.-С.137-142.

3. Святковская, Т.Я., Состояние здоровья и школьной зрелости у детей детского сада, [текст] / Т.Я. Святковская, Е.Ю. Святковская.- сб. статей, посвящ. 80-летию СамГМУ и каф. общей гигиены.- Самара.-2000.- С. 88-95.

4. Damari, David A., Visual disorders misdiagnosed as ADHD, [текст] /

5. Damari David A., Liu Jeannette, Smith Karen Bell.- Southern Coll of Optometry.- Memphis TN.- 2000.- 11.- №4.- P.87-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.