Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕСТРУКТИВНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ УСТАНОВКИ И СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОМ У ПОДРОСТКОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕСТРУКТИВНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ УСТАНОВКИ И СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОМ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
322
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-СТРАТЕГИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕСТРУКТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филькова Н.С.

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи копинг-стратегий подростков с деструктивными коммуникативными установками. Актуальность темы обусловлена тем, что во время глобальной чрезвычайной ситуации в мире - наложение пандемии с небывалыми социальными и экономическими последствиями, привело к усилению деструктивных тенденций в обществе. Подростки, в силу возрастных особенностей, особо остро переживают эту ситуацию на фоне возрастающего уровня стресса. Представлены результаты исследования, подтверждающие выбор неадаптивных копинг - стратегий подростками с деструктивными коммуникативными установками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF A DESTRUCTIVE COMMUNICATION ATTITUDE AND COPING STRATEGIES OF ADOLESCENTS

The article presents the results of a study of the relationship between adolescent coping strategies and destructive communicative attitudes. The relevance of the topic is due to the fact that during a global emergency in the world - the imposition of a pandemic with unprecedented social and economic consequences, led to an increase in destructive tendencies in society. Adolescents, due to age characteristics, are especially acutely experiencing this situation against the backdrop of an increasing level of stress. The results of the study confirming the choice of non-adaptive coping strategies by adolescents with destructive communicative attitudes are presented.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕСТРУКТИВНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ УСТАНОВКИ И СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОМ У ПОДРОСТКОВ»

Взаимосвязь деструктивной коммуникативной установки и стратегий совладания со

стрессом у подростков

Interrelation of a destructive communication attitude and coping strategies of adolescents

Филькова Н. С.

Магистрант

Факультет Факультет педагогики и психологии Челябинский государственный университет институт образования и практической психологии,

454001, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129

e-mail: 9049438@Jbk.ru

Filkova N. S.

Masters

Faculty of Faculty of Pedagogy and Psychology Chelyabinsk State University Institute of Education and Practical Psychology

454001, Chelyabinsk, st. Brothers Kashirin, 129 e-mail: 9049438@bk.ru

Научный руководитель Забелина Е.В.

Доктор психологических наук, доцент кафедры специальной и клинической психологии Челябинский государственный университет институт образования и практической психологии

454001, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129

e-mail: 9049438@Jbk.ru

Scientific adviser

Zabelina E. V.

Doctor of Psychology, Associate Professor of the Department of Special and Clinical Psychology Chelyabinsk State University Institute of Education and Practical Psychology Chelyabinsk State University Institute of Education and Practical Psychology

e-mail: 9049438@bk.ru

Аннотация.

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи копинг-стратегий подростков с деструктивными коммуникативными установками. Актуальность темы обусловлена тем, что во время глобальной чрезвычайной ситуации в мире - наложение пандемии с небывалыми социальными и экономическими последствиями, привело к усилению деструктивных тенденций в обществе. Подростки, в силу возрастных особенностей, особо остро переживают эту ситуацию на фоне возрастающего уровня стресса. Представлены результаты исследования, подтверждающие выбор неадаптивных копинг - стратегий подростками с деструктивными коммуникативными установками.

Annotation.

The article presents the results of a study of the relationship between adolescent coping strategies and destructive communicative attitudes. The relevance of the topic is due to the fact that during a global emergency in the world - the imposition of a pandemic with unprecedented social and economic consequences, led to an increase in destructive tendencies in society. Adolescents, due to age characteristics, are especially acutely experiencing this situation against the backdrop of an increasing level of stress. The results of the study confirming the choice of non-adaptive coping strategies by adolescents with destructive communicative attitudes are presented.

Ключевые слова: копинг-стратегия; подростковый возраст; деструктивные коммуникативные установки; совладающее поведение.

Key words: coping strategy; adolescence; destructive communicative attitudes; coping behavior.

Ситуация общей неопределенности, связанная с пандемией, внешние ограничения, опасения за собственное здоровье и здоровье близких, давление СМИ способствовало росту уровня тревожности, страха, изоляции, утраты чувства безопасности и актуальных жизненных смыслов у большого числа людей. В таких условиях тяжело сохранять жизненную стойкость и взрослому человеку, не говоря о детях и подростках.

Особо остро эти изменения переживают подростки в связи с тем, что подростковый возраст сам по себе является сложным и кризисным периодом, для которого характерны деструктивные формы поведения В это время происходит экспериментирование с различными способами поведения, в том числе совладающего, и происходит выработка индивидуального стиля преодоления трудностей. Проблема взаимосвязи деструктивных коммуникативных установок и стратегий совладания со стрессом приобретает особое значение в подростковом возрасте, который характеризуется наличием сложных социальных связей, психологической неустойчивостью, обострением акцентуаций характера. Все это усугубляется тем, что социализация у современных детей и молодежи проходит в условиях неопределенности, непредсказуемости и ценностно-ориентационной неустойчивости. Нарастающая проблема распространения деструктивного поведения в детско-юношеской среде добавляет исследуемой теме еще большую актуальность. Увеличивается разрыв связей между поколениями, включающее неприятие детьми и молодежью широкого спектра норм и ценностей старших членов общества, старшему поколению, в свою очередь тяжело принять жизненные ориентиры молодого поколения. Утрачивается ценность труда и образования при этом возрастает спрос на «лёгкую жизнь», увеличивается ценность досуга, он воспринимается не как свободное от труда время, а как основной принцип жизнедеятельности. Еще одной особенностью стало тотальное распространение ценностей потребительского (консьюмерского) общества, из «человека - творца» идет стремительное превращение в «человека - потребителя». Основная социализация детей и подростков осуществляется не семьёй и государством в лице социальных институтов, а медийно-информационной средой с девиантогенными посылами и стимулами. На основании анализа материалов всероссийской научно-практической конференции 2020г. посвященной проблеме правонарушений, совершенных несовершеннолетними можно сделать вывод, что развлекательно -досуговые и потребительские устремления детей и молодежи, подкрепляемые медийно-информационной средой, при одновременном пренебрежении к труду и образованию формируют базис для деструктивного поведения Ученые фиксируют стремительную примитивизацию ценностно-смысловой сферы у подрастающих поколений, выявляют в сознании детей и молодежи оправдательные установки относительно аддикций, насилия, суицидов, сексуальных патологий. [3] Дети, подростки не только не считают нужным вести борьбу с социальными патологиями, но и даже не осуждают их, демонстрируя равнодушие и цинизм. В детско-юношеской среде наблюдается парадокс: деструкция становится нормой, а норма, восходящая к основам национальной и общемировой культуры, рассматривается в качестве отклонения [4].

Таким образом, копинг выступает одним из центральных понятий в сфере психологии стресса и адаптации, как многомерный феномен, призванный помочь пониманию сути адаптивности/дезадаптивности человеческого поведения, так как не только стресс является существенным фактором снижения продуктивности человека, дисфункциональности его состояния, но и то, как человек справляется со стрессом или трудностью.

Основоположником понятия «копинг-стратегия» стала Л. Мерфи в 1962 г., в контексте исследований способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития [Карвасарский, 2000]

В отечественной психологии первыми исследователями совладающего поведения были H.A. Сирота и В.М. Ялтонский, И. М. Никольская, Р. М. Грановская именно ими были заложены основы понимания копингового поведения и процессов, связанных с формированием копинг-стратегий. В дальнейшем в отечественной психологии частично укрепилось близкое по значению понятие «совладание» (в терминологии Л. И. Анцыферовой). [Татьянченко, 2006]. Теория копинг-стратегий постепенно получила распространенность и признание, а самой разработанной и общепринятой (хотя далеко не единственной) является концепция Ричарда Лазаруса.

Копинг-поведение можно определить как «целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться со стрессом способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действий» [2]. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Не менее значимой в контексте исследования является точка зрения С.В. Духновского, который обращает внимание на то, «что копинг-стратегии не являются встроенным механизмом личностной структуры по типу рефлексов, а развиваются и укрепляются благодаря сознательному использованию их личностью в психотравмирующих и кризисных ситуациях» [С.В Духновский, 2003, с. 54].

Важное значение при этом имеет процесс коммуникации как способ выработки социального поведения в стрессовых ситуациях, особенно значимым является деструктивное коммуникативное поведение как фактор искажения кризисной ситуации и выработки неэффективного совладающего со стрессом поведения.

Проблема коммуникативных деформаций на подростковом этапе возрастного развития актуальна еще и потому, что от процесса общения зависит формирование межличностных отношений. Совокупность определенных личностных особенностей, позволяют строить гармоничные отношения со сверстниками и располагают к образованию важных индивидуально-психологических качеств и паттернов поведения. В связи с этим, критерии успешности стратегии совладания со стрессом могут субъективно искажаться под влиянием фрустраций, испытанных при неприятных инцидентах в процессе общения, и могут оказывать влияние на личность, так и наоборот. К изменениям качеств личности относят стереотипы восприятия действительности, установки, стили и способы общения, а также стратегии поведения. Особенно важно, если они носят негативный характер.

Так в своей работе Я.А. Волкова рассматривает деформации, имеющие отношения к коммуникативной сфере и выражающие деструктивные тенденции, как деструктивно-коммуникативные установки личности. При этом автор исходит из определения деструктивного общения как «типа общения, направленного на сознательное преднамеренное причинение собеседнику морального и физического вреда и характеризуемого чувством удовлетворения от страданий жертвы и сознанием собственной правоты» [Волкова 2014: с. 48]

Вследствие этого, целью исследования выступило изучение взаимосвязи деструктивных коммуникативных установок и копинг-стратегий в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования состоит в том, что:

1) Существует взаимосвязь копинг-стратегий в подростковом возрасте с деструктивными коммуникативными установками.

2) Существуют различия копинг-стратегий у подростков с конструктивными и деструктивными коммуникативными установками.

Структура выборки: В исследовании приняли участие 106 человек, из них 58 девушки и 48 юноши. Опрошенные являются представителями подросткового возраста (от 14 до 15 лет), одного уровня образования и социального статуса. Эмпирическое исследование проводилось на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения — «Академический лицей» № 95 г. Челябинск.

Методологической основой исследования являются объективные законы развития личности разных возрастных этапах, предложенные в работах Л.С. Выготского. При этом учитывались общие закономерности возрастного развития (труды Л.И. Божович, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин и др.). Леонтьева, Я.Л. Коломинского, И.С.Кона, Н.С. Менчинской, С.Л. Рубинштейн и др. Важной для данного исследования являлась теория об

установках личности Д.Н. Узнадзе и Надирашвили Ш. А., а также работы А.Г. Асмолова об установках в общей и социальной психологии, разработка психологии субъекта как научного направления (А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова, Л. И. Анцыферова, А. Л. Журавлев, В. В. Знаков, Е. А. Сергиенко и др.

В соответствии с целью данной работы, рабочими гипотезами и поставленными задачами для исследования были выбраны следующие методы:

1) методика социологического исследования - анкетирование;

2) методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко;

3) опросник «Способы совладающего поведения» (Ways of Coping Questionnaire, WCQ) Р. Лазарус, С. Фолкман (адаптация Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк);

4) методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т.Х. Холмс, Р. Раге), адаптированная для детей;

5) методика определения общей самооценки Г.Н. Казанцевой.

Методы статистических данных:

1. Корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции r-Пирсона).

2. t-критерий Стьюдента для двух независимых выборок

3. Кластерный анализ (метод К-средних)

4. Однофакторный дисперсионный анализ ^NOVA)

На первом этапе, общая совокупность выборки была исследована на наличие деструктивно-коммуникативных установок. Результаты исследования представлены на рисунке 2.1.

Условные обозначения:

1 - Завуалированная жестокость в отношениях к людям и суждениях о них;

2 - Открытая жестокость в отношениях к людям;

3 - Обоснованный негативизм в суждениях о людях;

4 - Брюзжание;

5 - Негативный опыт общения;

6 - Итоговый показатель.

Рисунок 2.1. Средние значения показателей шкал методики диагностики коммуникативной установки В.В.

Бойко

Как видно из рисунка 2.1., суммарный, итоговый показатель превышает среднее значение в 33 балла, что свидетельствует о наличии выраженной деструктивной коммуникативной установки на данной выборке подростков. В частности, в большей степени выражена «открытая жестокость в отношении к людям», при которой подросток не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и переживания по поводу большинства

окружающих: демонстрирует резкие, категоричные и однозначные выводы. На втором месте по степени выраженности «завуалированная жестокость в отношениях к людям и суждениях о них», который проявляется как «негативный опыт общения» с другими людьми. Последний показатель в большей степени показывает результат личного опыта общения с окружающими, т.е. в какой мере подростку «везло» в жизни на ближайший круг знакомых и партнеров по совместной деятельности.

В меньшей степени на выборке подростков выражен показатель «обоснованный негативизм в суждениях о людях», который свидетельствует о наличии объективно обусловленных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия с ними. Поэтому в большей степени выражен показатель «брюзжание», т.е. склонность делать необоснованные обобщения негативных факторов в области взаимоотношения со сверстниками и другими людьми, а также в событиях социальной действительности.

Кроме того, В.В. Бойко отмечал, что невозможно скрыть от партнера влияние на него негативной коммуникативной установки. Проблемы появляются даже в том случае, если партнер старается тщательно маскировать свой негативный настрой по отношению к окружающим. Такое сдерживание приводит к ощущению постоянного напряжения, что способствует развитию стресса, может привести к нервному срыву.

Результаты изучения стрессоустойчивости на выборке подростков представлены на рисунке 2.2.

1400 1200 1000 800 600 400 200 0

1165

483,22

1

Минимум

Максимум Уровень стрессоустойчивости

Среднее

Рисунок 2.2. Средние показатели уровня стресса на выборке подростков по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т.Х. Холмс, Р. Раге)

Как видно из рисунка 2.2., средние значения на выборке подростков определяют низкую степень сопротивляемости стрессу. Для них характерно высокая степень стрессовой нагрузки, низкая степень стрессоустойчивости (ранимость). Это приводит к тому, что подросток вынужден львиную долю своей энергии и ресурсов тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. По мнению авторов, низкая сопротивляемость стресса обуславливает недостаточный уровень сформированности самооценки. Результаты определения общей самооценки Г.Н. Казанцевой представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Описательная статистика выраженности общей самооценки по методике Г.Н. Казанцевой на

выборке подростков

Кол-во подростков Минимум Максимум Среднее Стд. отклонение

Показатель общей самооценки 106 -9,00 8,00 -0,36 4,37

Как видно из таблицы 2.1. минимальное значение общей самооценки соответствует низкому уровню самооценки. Максимальное значение - высокому уровню. Если привести расчеты частоты встречаемости низкого и высокого уровня самооценки, тогда 90% выборки имеют низкий уровень самооценки и 10% - высокий.

С учетом выявленных особенностей: негативные коммуникативные установки, низкий уровень стрессоустойчивости и низкий уровень общей самооценки, приведем результаты исследования выбора копинг-стратегий у подростков. Результаты диагностики представлены на рисунке 2.3.

кипинг - стратегии

I

го

копинг - стратегии ЛАЗАРУС

Рисунок 2.3. Средние значения в выборе копинг-стратегий на выборке подростков (Р. Лазарус)

По результатам данной методики основными стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций подростки выбирают такие копинги, как «поиск социальной поддержки», «бегство - избегание» и «конфронтационный» выбор той или иной стратегии совладающего поведения рассматривается с точки зрения проявления положительных или отрицательных сторон того или иного копинг-механизма. Так, выраженность «поиска социальной поддержки» в отрицательном смысле может указывать на формирование зависимой позиции и/или чрезмерных ожиданий по отношению к окружающим, так же может рассматриваться, как один из способов вовлечения в свою конфликтную ситуацию сторонних участников. Выбор такого копинга, как «конфронтационный» говорит о том, что личность предпочитает решать проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы; Выраженность такой стратегии в поведении как «бегство - избегание» часто приводит к преодолению личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться

инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях, также рассматривается, как неадаптивный копинг. К примеру, напряженность такого копинга, как «Принятие ответственности» может приводить к неоправданной самокритике, переживанию чувства вины и неудовлетворенности собой. Указанные особенности могут также указывать на риск развития депрессивных состояний.

В связи с тем, что данные результаты представлены по всей совокупности выборки подростков, приведем результаты качественного анализа с использованием методов математической статистики.

В результате применения кластерного анализа (методик К-средних), общая совокупность выборки была разделена на две группы: подростки с наличием деструктивно -коммуникативных установок и наличием конструктивных установок. Данные кластерного анализа представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2. Результаты кластерного анализа на выборке подростков по методике коммуникативной установки

В.В. Бойко

Показатели методики Кол-во подростков / средние значения Б р

С коммуникативно-деструктивными установками С их отсутствием

72 34

Завуалированная жестокость в отношениях к людям и суждениях о них 17,56 11,82 37,526 0,000

Открытая жестокость в отношениях к людям 31,92 14,09 123,628 0,000

Обоснованный негативизм в суждениях о людях 2,90 1,71 8,826 0,004

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Брюзжание 4,76 3,32 9,462 0,003

Негативный опыт общения 12,43 6,47 48,415 0,000

Итоговый показатель 71,35 39,30 203,248 0,000

В результате кластерного анализа (Метод к-средних) были выделены две группы подростков, которые имеют значимые отличия по всем показателям методики коммуникативной установки В.В. Бойко. Более высокие значения по всем показателям методики в группе подростков с коммуникативно-деструктивными установками (Б=203,248 при р=0,000). Деструктивно-коммуникативные установки предрасполагают к такому виду коммуникации, при котором общение может перерасти в нападки на оппонента. Такое общение, разговор рассматривается как речевой акт, заменяющий агрессивное физическое действие: оскорбление (например, применяется грубая брань), насмешка, угроза, враждебное замечание, критика или категоричное требование с нарушением общепринятого этикета. В широком смысле - это все виды наступательного, доминирующего поведения.

Группа подростков с деструктивно-коммуникативными установками проявляет в своем взаимодействии и общении более выражено «открытую жестокость в отношении к людям» (Б=37,526 при р=0,000), «завуалированную жестокость в отношениях к людям и суждениях о них» (Б=123,628 при р=0,000), «негативный личный опыт общения» (Б=48,415 при р=0,000), а также «брюзжание» (Б=9,462 при р=0,003), т.е. склонность

делать необоснованные обобщения негативных факторов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью.

Приведем различия стрессоустойчивости и общей самооценки в двух группах подростков по выраженности коммуникативной установки.

Таблица 2.3. Различия в показателях стрессоустойчивости и общей самооценки в группе подростков с

Показатели методик Подростки с ДКУ N=72 Подростки без ДКУ N=34 1 р

Общая самооценка по методике Г.Н. Казанцевой -1,86 2,12 5,050 0,000

Уровень стрессоустойчивости (Т.Х. Холмс, Р. Раге) 602,77 285,72 -6,179 0,000

Как видно из таблицы 2.3. в группе подростков с выраженными негативно-деструктивными установками (N=72), более низкий средний уровень общей самооценки по методике Г.Н. Казанцевой (1=5,050 при р=0,000). Подростки без тенденций к негативно-коммуникативным установкам демонстрируют более высокий уровень самооценки. При этом в данной группе подростков среднее количество баллов меньше по шкале стрессоустойчивости, что свидетельствует о высокой способности к адаптации в стрессовых условиях (1=-6,179 при р=0,000).

Приведем результаты корреляционного анализа взаимосвязи коммуникативных установок и выбора копинг-стратегий у подростков с выраженными деструктивно-коммуникативными установками. Результаты представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4. Взаимосвязь деструктивно-коммуникативных установок у подростков и способов совладающего

поведения

Конфронтация Избегание Планирование решения проблемы Поиск социальной поддержки

Открытая жестокость в отношениях к людям 0,252*

Негативный личный опыт 0,405**

Брюзжание -0,227**

Итоговый показатель 0,250*

Условные обозначения: *- корреляция значима на уровне 0,05 **-корреляция значима на уровне 0,01

Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно

изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними

и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или

превышающие его ресурсы.

В результате корреляционного анализа обнаружены положительные и отрицательные корреляции.

Положительная корреляционная связь обнаружена при взаимосвязи установки «открытая жестокость в

отношении к людям» и способа совладания «конфронтация» (г=0,252 при р=0,05). Подростки с выраженной

деструктивно-коммуникативной установкой «открытая жестокость в отношении к людям» прибегают в

стратегиях совладающего поведения к «конфронтации», т.е. в их поведении могут наблюдаться импульсивность

(иногда с элементами враждебности и конфликтности), трудности планирования действия, прогнозирования их результата, коррекции стратегии поведения, неоправданное упорство. Такая стратегия часто рассматривается как неадаптивная. Следует отметить, что при увеличении тенденции к использованию коммуникативно-деструктивных установок, возрастает частота использования данной стратегии совладающего поведения в стрессовых ситуациях. Если при этом учитывать, что на данной выборке подростках выявлена низкая способность к преодолению стрессовых факторов (низкий уровень стрессоустойчивости, методика Т.Х. Холмс, Р. Раге), то данная стратегия совладающего поведения является доминирующей.

При этом, рост негативно-коммуникативной установки «Брюзжание» снижает использование такой стратегии совладающего поведения как «Планирование решение проблемы» (г=-0,227 при р=0,08). В этом случае данная стратегия будет проявляться ее отрицательная сторона как вероятность чрезмерной рациональности, недостаточной эмоциональности, интуитивности и спонтанности в поведении.

Таблица 2.5. Взаимосвязь отсутствия деструктивно-коммуникативных установок у подростков и способов

совладающего поведения

Планирование решения проблемы Бегство-Избегание Самоконтроль Положительная переоценка

Открытая жестокость в отношении к людям -0,408**

Брюзжание 0,314*

Негативный личный опыт общения 0,316* 0,189* -0,262**

Условные обозначения: *- корреляция значима на уровне 0,05 **-корреляция значима на уровне 0,01

Как видно из таблицы 2.5., подростки с не выраженными деструктивно-коммуникативными установками, будут проявлять другие стратегии поведения. «Бегство-Избегание» как способ совладающего поведения будет с высокой вероятностью использоваться при проявлении такой коммуникативной установки в их адрес как «открытая жестокость в отношении к людям» (r=-0,408 при р=0,01). В этом случае выявилась отрицательная корреляционная связь, при которой возникновение усиления открытой жестокости в отношении к людям, возникнет потребность быстрого снижения напряжения в ситуации стресса за счет всех доступных способов. Большинство исследователей рассматривают стратегию избегания, как неэффективная (Heim, 1988; Amirkhan, 1999; Frydenberg, 2004)., но подчеркивают ее пользу в отдельных конфликтных ситуациях, когда активное поведение в возникших обстоятельствах может только усугубить ситуацию и привести к еще большим негативным последствиям.

«Планирование решения проблемы» как способ совладающего поведения будет возрастать при возникновении деструктивно-коммуникативной установки «Брюзжание» (r=0,314 при р=0,05). В ответ на необоснованные негативные выводы в отношении других людей и событий окружающей действительности, у подростков с конструктивным коммуникативным синдромом возникает желание активно изменить трудную ситуацию, за счет рационально направленных усилий.

Так же мы наблюдаем положительную корреляцию между шкалой «Негативный личный опыт» и такими копингами, как «Самоконтроль» (r=0,189 при r=0,03), и «Планирование решение проблемы» (r=0,316 при r=0,01) и отрицательную корреляцию между шкалой «Негативный личный опыт» и «Положительная переоценка» (r=-

0,262 при r=0,02) данный конструкт может говорить о следующем, что при проживании личного негативного опыта подростки с конструктивными коммуникативными установками обращаются к стратегии самоконтроля, что позволяет им направить усилия на контроль своих эмоций и чувств и избежать излишней фрустрации, так же нет однозначной оценки такого копинга, как «положительная переоценка ситуации». С одной стороны, придание проблеме позитивного значения уменьшает стресс и служит эмоциональному приспособлению к нему; С другой стороны, изменение отношения отвлекает от решения конкретных практических проблем. Так же в совокупности к этим двум копингам идет обращение к проблемно - ориентированному копингу, который требует когнитивных и поведенческих усилий, таких как анализ ситуации, сосредоточение на проблеме, поиск решения, планирование; Действия для реализации плана, изменения ситуации. Общая картина такого сочетания копинга говорит о том, что более эффективным является применение сразу нескольких способов совладания, чем выбор только одного конкретного способа реагирования на ситуацию [Carpenter, 1992,[34]Wethington, Kessler, 1991,[35] цит. по Муздыбаеву, 1998[15]]. Сочетание таких стратегий способствовало реальной оценки ситуации, без ложных надежд на чудо, справиться со своими эмоциями и прибегнуть к одной из самых эффективных стратегий планирование решение проблемы.

Заключение

Деформация коммуникативной установки возникает тогда, когда возникают психотравмирующие обстоятельства жизни или вследствие речевого воздействия социального окружения, что ведет к перестройке не только внутренних структур личностных особенностей, но и внешне проявляемых поведенческих паттернов. Вследствие этого, влияния в данном возрасте на подростка способны отклонить развитие коммуникативной деятельности в сторону сглаживания или усиления исходной реакции. Распознание типа коммуникативной установки у подростка представляет собой важную практическую задачу прикладной сферы деятельности психологии, позволяющей более точно ориентироваться в наличии тех или иных особенностях в характере человека, закономерно приводящие к тем или иным поведенческим типам реакций, его взаимодействии с окружающим и в дальнейшем социализации личности.

Нами было предположено, что существуют различия в выборе копинг-стратегий личности в подростковом возрасте при сравнении испытуемых с конструктивными и деструктивными коммуникативными установками. Наша гипотеза полностью подтвердилась.

Таким образом, результаты исследовательской работы позволили приоткрыть важнейшую роль в формировании коммуникативных деструкций подростков. В дальнейшем это поспособствует в проведении экспериментальной разработки и построению концептуальных положений, касающихся проблемы преодоления нарушений (разрушений) в коммуникациях (общении, взаимодействии, отношениях) подростков.

Список используемой литературы:

1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. №1. 1994. С.3-19. Международный научно-исследовательский журнал ■ № 10 (52) ■ Часть 3 ■ Октябрь 154

2. Бохан Т.Г. Культурно-исторический подход как методологическая основа разработки проблемы стресса с учетом принципов постнеклассической науки. // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 314. С.165-168.

3. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. 1023 с.

4. Дейнека О.С. Проявления адаптационного ресурса при социальной и психосоматической дезадаптации / О.С.

5. Дейнека, Е.Р. Исаева // Психологические проблемы самореализации личности. - Вып.12. / Под ред. Л.А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. С.146-175.

6. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. 136 с.

7. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М. : Смысл, 1997. C.156-176.

8. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. М.: Изд-во Эксмо, 2004.

992 с.

9. Небылицын, В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.

336 с.

10. Погребная С. К. Социально-психологическая экспертиза при правонарушениях экстремистской направленности, совершенных несовершеннолетними. Материалы Всероссийской научно-практ. конференции. -Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «СИППИСР», 2020. - С.40-44.

11. Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, 8-10 октября 2019 года / под ред. В. В. Коврова. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. - 498 с.

12. Ротенберг, B.C., Аршавский, В.В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984. 193 с.

13. Русина, Н.А. Психологические защиты и механизмы совладания: отличия, проявления в психотерапевтической практике, эффективность // Ярославский психологический вестник. Вып. 1. 1999. С.157-173.

14. Сирота, Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: дисс. ... д-ра мед. наук. СПб., 1994. 283 с.

15. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы

Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. 474 с.

16. Торчинская, Е.Е. Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к хроническому стрессу (на примере спинальных больных) // Психологический журнал. 2001. Т.22, №2. С.27-35.

17. Хохлова К.А. Характеристики саногенного потенциала личности наркозависимых: дисс. .канд. психол. наук. СПб., 2007. 234 с.

18. Шибаева М.М. Самоопределение личности в культуре как мировоззренческая проблема// Культура и мировоззрение. Вып.11. М.,1981.

19. Ялтонский В.М. Взаимосвязь копинг-поведения и Я-концепции у больных, зависимых от алкоголя, и условно здоровых мужчин / В.М. Ялтонский, Н.А. Сирота, Е.Т. Соколова, Н.С. Видерман // Соц. и клинич. психиатрия. 2001. Т.11, вып. 2. С.36-43.

20. Antonovsky A. Health, stress and coping / A. Antonovsky. San-Francisco: Jossey-Bass Publ., 1979. 255 p.

21. Coyne J.C., Lazarus R.S. Cognitive style, stress perception and coping / J.C. Coyne, R.S. Lazarus // Handbook of stress and anxiety / Eds. J.L. Kutash, L.B. Schlesinger.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.