Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК И ТРЕВОЖНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК И ТРЕВОЖНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
214
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ВОЗРАСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ГЕНДЕРНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Догадина М.А., Тяпкина А.П., Правдюк А.И., Тяпкин А.С.

В статье представлены проведенные исследования по выявлению взаимосвязи демографических характеристик и тревожности в условиях дистанционного обучения. Вопрос обучения в дистанционном формате особенно остро обсуждается многими исследователями в последнее время. Зачастую рассматриваются общие вопросы, в основе которых лежат качественные показатели образования, на них, в свою очередь, оказывают влияние различные факторы, в том числе и демографические характеристики. От уровня тревожности зависит эффективность процесса обучения, мотивированность студентов к постановке, целей, задач и поиском путей их решения. Дистанционный формат требует от обучающегося значительно больше самоорганизации, самообразования, в некотором роде, даже самопознания, что не может вызвать как положительное, так и отрицательное восприятие образовательного процесса. Эмпирическое исследование было организовано на базе высших учебных заведений города Орла: Орловский ГАУ, ОГУ имени И.С. Тургенева, РАНХиГС. Выборку составили обучающиеся очной, заочной форм обучения, слушатели курсов переподготовки и повышения квалификации. Проведенный нами анализ взаимосвязи тревожности обучающихся разного возраста и пола в условиях дистанционного обучения, показал значимую взаимосвязь между обоими составляющими. Проблема тревожности более ярко выражена в условиях дистанта у респондентов в возрасте от 18 до 25 лет, что может быть связано с не вполне сформированным эмоциональным состоянием юношей и девушек, чувством ситуативной неопределенности, переходными аспектами традиционного и дистанционного обучения и многими другими факторами. В результате проведенного исследования выявили очевидные различия по полу, что подтверждается проведенными расчетами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Догадина М.А., Тяпкина А.П., Правдюк А.И., Тяпкин А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN DEMOGRAPHIC CHARACTERISTICS AND ANXIETY IN DISTANCE LEARNING

The article presents the research conducted to identify the relationship between demographic characteristics and anxiety in the context of distance learning. The issue of distance learning has been especially acutely discussed by many researchers lately. Often, general issues are considered, based on the quality indicators of education, which, in turn, are influenced by various factors, including demographic characteristics. The effectiveness of the learning process, the motivation of students to set goals, objectives and the search for ways to solve them depend on the level of anxiety. The distance format requires from the student much more self-organization, self-education, in some way, even selfknowledge, which cannot cause both positive and negative perception of the educational process. The empirical research was organized on the basis of higher educational institutions of the city of Orel: Oryol State Agrarian University, OSU named after I.S. Turgenev, RANEPA. The sample was made up offull-time and part-time students, students of retraining and advanced training courses. Our analysis of the relationship between the anxiety of students of different age and gender in the context of distance learning, showed a significant relationship between both components. The problem of anxiety is more pronounced in distant conditions among respondents aged 18 to 25, which may be associated with an incompletely formed emotional state of boys and girls, a sense of situational uncertainty, transitional aspects of traditional and distance learning, and many other factors. As a result of the study, obvious gender differences were revealed, which

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК И ТРЕВОЖНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 37.036.5 ДОГАДИНА М.А.

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, доцент кафедры защиты растений и экотоксикологии, Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина Е-mail: marinadogadina@yandex.ru ТЯПКИНА А.П.

кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой зоологии, Орловский государственный аграрный университет имени И.С. Тургенева Е-mail: angelikpt@mail.ru ПРАВДЮК А.И.

обучающийся, Орловский государственный аграрный университет имени И.С. Тургенева Е-mail: pravduk11@yandex.ru ТЯПКИН А.С.

обучающийся, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева Е-mail: ostittt@yandex.ru

UDС 37.036.5 DOGADINA M.A.

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Plant Protection and Ecotoxicology, Oryol State Agrarian University of N.V.

Parakhin

Е-mail: marinadogadina@yandex.ru TYAPKINA A.P.

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Zoology, Orel State University Е-mail: angelikpt@mail.ru PRAVDYUK A.I. Student, Orel State University Е-mail: pravduk11@yandex.ru TYAPKIN A.S. Student,Orel State University Е-mail: ostittt@yandex.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК И ТРЕВОЖНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

THE RELATIONSHIP BETWEEN DEMOGRAPHIC CHARACTERISTICS AND ANXIETY IN DISTANCE LEARNING

В статье представлены проведенные исследования по выявлению взаимосвязи демографических характеристик и тревожности в условиях дистанционного обучения. Вопрос обучения в дистанционном формате особенно остро обсуждается многими исследователями в последнее время. Зачастую рассматриваются общие вопросы, в основе которых лежат качественные показатели образования, на них, в свою очередь, оказывают влияние различные факторы, в том числе и демографические характеристики. От уровня тревожности зависит эффективность процесса обучения, мотивированность студентов к постановке, целей, задач и поиском путей их решения. Дистанционный формат требует от обучающегося значительно больше самоорганизации, самообразования, в некотором роде, даже самопознания, что не может вызвать как положительное, так и отрицательное восприятие образовательного процесса. Эмпирическое исследование было организовано на базе высших учебных заведений города Орла: Орловский ГАУ, ОГУ имени И.С. Тургенева, РАНХиГС. Выборку составили обучающиеся очной, заочной форм обучения, слушатели курсов переподготовки и повышения квалификации. Проведенный нами анализ взаимосвязи тревожности обучающихся разного возраста и пола в условиях дистанционного обучения, показал значимую взаимосвязь между обоими составляющими. Проблема тревожности более ярко выражена в условиях дистанта у респондентов в возрасте от 18 до 25 лет, что может быть связано с не вполне сформированным эмоциональным состоянием юношей и девушек, чувством ситуативной неопределенности, переходными аспектами традиционного и дистанционного обучения и многими другими факторами. В результате проведенного исследования выявили очевидные различия по полу, что подтверждается проведенными расчетами.

Ключевые слова: дистанционное обучение, тревожность, демографические характеристики, возрастная тревожность, гендерная тревожность.

The article presents the research conducted to identify the relationship between demographic characteristics and anxiety in the context of distance learning. The issue of distance learning has been especially acutely discussed by many researchers lately. Often, general issues are considered, based on the quality indicators of education, which, in turn, are influenced by various factors, including demographic characteristics. The effectiveness of the learning process, the motivation of students to set goals, objectives and the search for ways to solve them depend on the level of anxiety. The distance format requires from the student much more self-organization, self-education, in some way, even self-knowledge, which cannot cause both positive and negative perception of the educational process. The empirical research was organized on the basis of higher educational institutions of the city of Orel: Oryol State Agrarian University, OSU named after I.S. Turgenev, RANEPA. The sample was made up offull-time and part-time students, students of retraining and advanced training courses. Our analysis of the relationship between the anxiety of students of different age and gender in the context of distance learning, showed a significant relationship between both components. The problem of anxiety is more pronounced in distant conditions among respondents aged 18 to 25, which may be associated with an incompletely formed emotional state of boys and girls, a sense of situational uncertainty, transitional aspects of traditional and distance learning, and many other factors. As a result of the study, obvious gender differences were revealed, which

© Догадина М.А., Тяпкина А.П., Правдюк А.И., Тяпкин А.С. © Dogadina M.A., Tyapkina A.P., Pravdyuk A.I., Tyapkin A.S.

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (89), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 89. 2020

is confirmed by the calculations.

Keywords: distance learning, anxiety, demographic characteristics, age-related anxiety, gender anxiety.

Введение. В последние годы существенное изменение социальной, физической, экологической среды существования общества приводит к систематизированным эмоциональным перегрузкам и стрессам каждого индивида, вызывая различные патологические изменения, ухудшая качество жизни.

Актуальность. Для современного общества характерна тревожность, которая представляет одну из актуальных и сложных проблем, вызывающих интерес у исследователей. В работах ученых [1, 2, 3, 4, 5] раскрываются демографические признаки тревожности, в частности большое внимание уделяется гендерным и возрастным особенностям. Например, О.А. Тимофеева (2017) в своей работе указывает, что «проявление тревожности у мальчиков и девочек обусловлено различными причинами, например, мальчики более эмоционально уязвимы, скрываясь под маской «агрессивности», а девочки - переживают отсутствие эмоционального контакта, что выражается в обидчивости, плаксивости, чувства неполноценности. А в основе всех этих проявлений - высокая тревожность, которую распознать бывает непросто» [6].

«Тревожность занимает особое место в подростковом возрасте, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении»[7]. Особенно обостряются все изменения в условиях дистанционного обучения, которое имеет постепенно входит в образовательную сферу современной школы и имеет ряд особенностей.

Проведенное К.Р. Сидоровым изучение феномена несоответствия уровней самооценки и притязаний в ранней юности показало, что «участники исследований с дивергенцией самооценки и уровня притязаний достоверно чаще подвержены недугам по сравнению с теми испытуемыми, у которых отмечается равноуровневое соположение рассматриваемых образований, представляя, таким образом, группу риска возникновения инфекционных заболеваний (ОРВИ), вегетативно-сосудистой дистонии (ВСД), а также гастроэнтерологических расстройств (гастрит; гастродуоденит)» [7].

Решение проблемы взаимосвязи демографических характеристик и тревожности в условиях дистанционного обучения относится к числу острых, актуальных и значимых для общества задач. Недостаточность информации, неопределенность, выражающая в многозначности результатов предполагает проведение более детальных исследований.

Объект исследования: состояние тревожности респондентов с различным уровнем тревожности разного возраста и пола.

Предмет исследования: уровень тревожности в условиях дистанционного обучения в зависимости от демографических характеристик.

Цель исследования: определить взаимосвязь тен-

дерных и возрастных особенностей и тревожности в условиях дистанционного обучения.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь тревожности и особенностей демографических характеристик в условиях дистанционного обучения.

Литературный обзор. В современной научной литературе есть множество интерпретаций тревожности. По мнению Вострецовой Н.С. (2016) тревожность - это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. То есть тревожность - это «постоянная сопровождающая» современного человека, проявляющаяся внутреннего и внешнего мира. С другой стороны, это психическое состояние, «осевой синдром» невроза [8, 9].

В исследованиях В.А. Горяниной раскрываются «гендерные различия проявления тревожности у старших дошкольников. В 5-7-летнем возрасте мальчики и девочки по-разному реагируют на время приближения поступления в школу: у одних это вызывает чувство тревоги, а других, напротив - радости. В 5 лет отклонения в поведении мальчиков становятся более заметными, чем у девочек. Они часто проявляют повышенную эмоциональную чувствительность и обидчивость, легко расстраиваются. Девочки более возбудимы, настроение неустойчивое, проявляется желание быть в центре внимания, капризность, большая подвижность и непоседливость» [10].

Лупенко Н.Н (2012) выявлено, что «в подростковом возрасте тревожность является важной психологической составляющей, которая влияет на общее состояние благополучия личности и социально-психологической адаптированности, особенно в ситуациях, связанных с обучением в школе. Длительно переживаемая тревога приводит к нарушению поведенческой интеграции и адаптации личности, может быть причиной нарушения психологического здоровья школьника, особенно в условиях дистанционного обучения. Имеются гендер-ные различия в проявлении тревожности и социально-психологической адаптированности. Девочки значительно превосходят мальчиков по выраженности среднего уровня принятия других людей, в большей степени принимают особенности их личности и индивидуальности. Высокие значения эмоционального дискомфорта достоверно чаще встречаются у девочек. Девочки больше, чем мальчики, склонны воспринимать угрозу своей самооценке» [11].

В зрелом возрасте при самообучении, повышении квалификации, переобучении, гендерные признаки тревожности также различимы, но не так ярко. У женщин высокая личностная тревожность имеет скачкообразный характер с высокой чувствительностью в молодом возрасте, угасающей к зрелому, и вновь возрастающую к периоду поздней зрелости. Для мужчин характерна

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

обратная тенденция, с пиком возрастания тревожности в период поздней молодости и ранней взрослости. Тем не менее, следует отметить снижение тревожности в целом, в период взрослой молодости, вне зависимости от гендерного признака, что может быть связано с приобретением жизненного опыта, реалистичного восприятия повседневности. В социальной деятельности мужчин и женщин также имеются возрастные различия, что оказывает существенное влияние на тревожность. С увеличением ответственности в определенные периоды тревожность возрастает, понижением мотивации деятельности снижается [12, 13, 14, 15].

Таким образом, на тревожность в условиях дистанционного обучения оказывают влияние гендерные и возрастные признаки. Однако до сих пор остается неясным на каком конкретно возрастном этапе тревожность проявляется ярче.

Методы исследования. Для проверки гипотезы взаимосвязи тревожности в условиях дистанционного обучения и особенностей демографических характеристик мы провели сравнительное исследование. Для проверки этой гипотезы была взята выборка из 525 человек среди них 301 мужчин и 224 женщина, что обеспечивает репрезантативность и высокую степень ее соответствия генеральной совокупности. Возраст испытуемых составил 18 до 42 лет (средний возраст - 23,3 года).

В качестве метода сбора данных использовали опросник «Шкала тревожности Тейлора» (Teilor's Manifest Anxiety Scale). Опубликована Дж. Тейлор в 1953 г. Исследование проводилось путем заполнения онлайн анкеты.

Для обработки данных, проведения сравнительного анализа мы использовали t-критерий Стьюдента для несвязанных выборок. Математическую обработку экспериментальных данных выполняли с помощью пакета прикладных программ Statistika.

Результаты исследования

Определим различия по полу и возрасту. С помощью модуля анализа данных рассчитаем t-критерий Стьюдента для несвязанных выборок в случае неравных дисперсий, а также рассчитаем коэффициент корреляции между возрастом и тревожностью. Анализ данных проводился с помощью пакета прикладных программ Statistika, с использованием двухвыборочного t-теста с различными дисперсиями (табл. 1) и корреляционного анализа (табл. 2).

Таблица 1.

Двухвыборочный t-тест с различными дисперсиями

Переменная 1 Переменная 2

Среднее 30,50904501 33,7295219

Дисперсия 94,99833987 80,71912482

Наблюдения 301 224

Гипотетическая разность средних 0

df 4895

t-статистика -12,44615547

P(T<=t) одностороннее 2,47489E-35

t критическое одностороннее 1,645164977

P(T<=t) двухстороннее 4,94977E-35

t критическое двухстороннее 1,960448734

Из полученных данных, можно сделать вывод о том, что различия по полу очевидны и подтверждаются расчетами. Для оценки силы вариации признака рассчитаем коэффициенты вариации для каждого из признаков:

CTy

Vx:

Vx

9,7416 30,514

= % *100%; vy = bzr * 100% .

*100% = 31,9%; V,

У

8,9833 , ' 33,72

s 100% = 26,6%.

Коэффициенты вариации для мужчин и женщин ниже порогового значения У< 35%, ^х - 31,9%; V - 26,6%). В данном случае можно сделать вывод об однородности.

Таким образом, изучение вариации тревожности в условиях дистанционного обучения и особенностей демографических характеристик в условиях приведенной выборки, позволяет оценить степень воздействия признаков.

Решение проблемы взаимосвязи демографических характеристик и тревожности относится к числу значимых и актуальных. При линейной корреляции между полом и тревожностью исчисляют парный линейный коэффициент корреляции г, при помощи которого определяется теснота связи двух признаков. Он принимает значения в интервале -1 < г < 1. Знак коэффициента корреляции показывает направление связи: «+» - связь прямая, «-» - связь обратная. Учитывая:

оценим тесноту линейной связи с помощью линейного коэффициента парной корреляции

Гх = b *— = 0,893*

9,7416 8,9833

- = 0,968

Коэффициент парной корреляции равен 0,968, в соответствии со шкалой Чеддока, служащей для качественной характеристики связи, теснота характеризуется как очень высокая.

Рассчитаем коэффициент детерминации ^2), служащий показателем качества регрессионной модели.

R2=r 2100%

ху

R2= 0,968Ч00%=93,7%

Коэффициент детерминации равный 93,7% показывает изменение уровня тревожности в зависимости от измеряемых характеристик, а остальные 6,3% вариации обусловлены изменением других, не учтенных в модели факторов.

Для оценки силы связи признаков по полу (между

n

n

y

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (89), 2020 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 89. 2020

переменными х и у) и тревожности найдем средний коэффициент эластичности:

^ = bX = 0,862*^°^ = 0,78

У

33,72

Коэффициент эластичности показывает, что в среднем на 78% в совокупности изменится демографическая ситуация от своей величины при изменении тревожности на 1% от своего значения.

Для проверки значимости параметров регрессионной модели рассчитаем ^критерий Стьюдента и доверительные интервалы каждого из показателей.

Рассчитанные значения ^критерий Стьюдеша =3,4 и ^=1,392) сравниваем с табличным значением при выбранной доверительной вероятности (0.95)и числе степеней свободы ^ 4895). Вычисленные значения выше табличного >табл, ta >та6л, следовательно, коэффициент регрессии является значимым, то есть взаимосвязь демографических характеристик и тревожности в условиях дистанционного обучения значима, и характеризует более высокую тревожность у мужчин.

Таблица 2.

Корреляционный анализ

Возраст Балл по тревожности

Возраст 1

Балл по тревожности -0,22654 1

Полученный коэффициент корреляции |г| = 0,22654 значительно меньше единицы, поэтому можно утверждать, что корреляционная связь между рассматриваемыми параметрами (уровнем тревожности и возрастом) очень слабая.

Коэффициент корреляции г = -0,22654 (отрицателен), значит связь между параметрами обратная. Это значит, что с увеличением возраста, при обучении в режиме дистанта, понижается уровень тревожности или, чем выше уровень тревожности, тем меньше возраст испытуемого.

Заключение. С помощью модуля анализа данных рассчитан :-критерий Стьюдента для несвязанных выборок в случае неравных дисперсий, а также коэффициент корреляции между возрастом и тревожностью в условиях дистанционного обучения, на основании чего можно сделать вывод, что различия по полу очевидны, что подтверждаются расчетами.

Корреляционный анализ характеризует связь между факторами как прямую. В соответствии со шкалой Чеддока теснота характеризуется как очень высокая.

Таким образом, гипотеза о существовании взаимосвязи тревожности в условиях дистанционного обучения и особенностей демографических характеристик подтверждается. В перспективе для развития непрерывного образования в дистанционном формате необходима разработка методик, различных когнитивных технологий для нивелирования тревожности.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. ЛиндеН.Д., СмирновЮ.А. Lifestyle and personal anxiety // Современные гуманитарные исследования. 2007. № 1. С. 211-213.

2. Петров А. А. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 10. С. 266-270.

3. Полшкова Т.А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. научн. конф. Челябинк: Два комсомольца, 2013. С. 107-110

4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: изд. НПО «МОДЭК», 2009. 304c.

5. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2013. №2.

6. Тимофеева О.А. Проявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Бюллетень науки и практики. 2017. №11 (24).

7. Наш проблемный подросток: понять и договориться. / Под ред. Л.А. Регуш. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006. 192с.

8. Вострецова Н.С., Славутская Е.В. Гендерные особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста /Н.С. Вострецова, Е.В. Славутская // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития: сборник научных статей/ / отв. ред. И. П. Иванова, Е. В. Романова. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016.

9. Божович Л.И. Развитие аффективно-потребностной сферы человека / Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Просвещение, 2008. 538с.

10. ГорянинаВ.А. Психокоррекция стиля взаимодействия: Автореф.дисс....д-ра психол.наук. М., 1996. 86 с.

11. Лупенко Н.Н. Гендерные различия тревожности личности и социально-психологической адаптированности у подростков // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. №9.

12. Габдреева Г.Ш. Гендерные различия адаптивности личности // Вестник ТГГПУ 2016. №1 (43).

13. Гвоздецкая В.К. Психологические особенности мужчин и женщин в различные периоды возрастных кризисов // Sciences of Europe. 2016. №9-4 (9).

14. Халмуратов Б.М. Особенности психофизиологической адаптации иностранных студентов к обучению в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2013. №2 (78). '

References

1. Linde ND, Smirnov Yu.A. Lifestyle and personal anxiety // Modern humanitarian research. 2007. No. 1. Pp. 211-213.

2. PetrovA.A. Research of anxiety in children of primary school age // Scientific-methodical electronic journal "Concept". 2015. T.10. Pp. 266-270.

3. Polshkova T.A. The problem of situational anxiety in psychological and pedagogical research // Actual problems of modern psychology: materials of the II Intern. scientific. conf. Chelyabink: Two Komsomolets, 2013. Pp. 107-110.

4. Prikhogan A.M. Anxiety in children and adolescents: psychological nature and age dynamics. M .: Moscow Psychological and

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Social Institute; Voronezh: ed. NPO MODEK, 2009. 304 p.

5. Sidorov K.R. Anxiety as a psychological phenomenon // Bulletin of the Udmurt University. Series "Philosophy.Psychology. Pedagogy". 2013. No. 2.

6. Timofeeva O.A. Manifestation of anxiety in older preschool children // Bulletin of Science and Practice. 2017. No. 11 (24).

7. Our problem teenager: understand and negotiate. / Ed. L.A. Regush. Rostov-on-Don: RSPU, 2006 . 192 p.

8. VostretsovaN.S., SlavutskayaE.V. Gender peculiarities of anxiety in older preschool children / N.S. Vostretsova, E.V. Slavutskaya // Psychology and social pedagogy: current state and development prospects: collection of scientific articles / / otv. ed. I. P. Ivanova, E.V. Romanova. Cheboksary: Chuvash. stateped. un-t, 2016.

9. Bozhovich L.I. Development of a person's affective-need spheres / Problems of general, developmental and educational psychology. M.: Education, 2008. 538 p.

10. GoryaninaVA.Psychocorrection of the interaction style: Abstract of thesis ....Doctor of Psychological Sciences. M., 1996. 86 p.

11. Lupenko N.N. Gender differences in personality anxiety and socio-psychological adaptation in adolescents // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2019. No. 9.

12. Gabdreeva G.Sh. Gender differences in personality adaptability // Bulletin of the TGGPU. 2016. No. 1 (43).

13. Gvozdetskaya V.K. Psychological characteristics of men and women in different periods of age crises // Sciences of Europe. 2016. No. 9 - 4 (9).

14. Khalmuratov B.M. Features of psychophysiological adaptation of foreign students to study at ChSPUim. I. Ya. Yakovlev // Bulletin of ChGPUim. AND I. Yakovleva.2013. No. 2 (78).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.