Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3
УДК 140.8
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧЕЛОВЕКА И КОСМОСА: АКТУАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ
В.К. Сторожева, О.В. Летунова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева
Российская Федерация 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
В работе рассмотрено взаимодействие человека с космосом, а также сделан акцент на актуальные философские проблемы, выделенные русскими космистами.
Ключевые слова: познание, космос, философские проблемы человека, космисты.
RELATIONSHIP OF HUMAN AND SPACE: CURRENT PHILOSOPHICAL PROBLEMS
V.K. Storozheva, O.V. Letunova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: [email protected]
The work examines the interaction of man with space, and also focuses on topical philosophical problems highlighted by Russian cosmists.
Key words: space, philosophical problems, cosmists.
Исследование взаимосвязи человека и космоса актуализируется в связи с повышением технических возможностей человечества. Познание человека в космоземных связях в истории философии осуществлялось от античности и до наших дней. Однако современная философия, основываясь на исследованиях восточной философии, концепциях российских космистов и учитывая достижения естественных и гуманитарных наук, изучает космоземные взаимосвязи во всей их вариативности.
Проблемы взаимодействия человека и космоса тем или иным образом разрабатывались в течении всей истории философии. Большой вклад в исследование проблемы «человек и космос» внесли русские космисты Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский и др. Их интересовали следующие аспекты данной проблематики: 1) Сохранение природной среды. 2) Человеческое братство. 3) Выход в космос.
Проанализировав концепции философов - космистов К. Э. Циолковского и А. Л. Чижевского о значимости и месте человека в космосе, видно, что направленность идей К.Э. Циолковского идет от глобальных проблем Космоса к проблеме человека, а родоначальника гелиобиологии А.Л. Чижевского - в противоположном направлении: от проблем человека к постижению места и роли человечества в Космосе [1]. Наличие разума позволило трактовать человечество как вершину космической эволюции. Тем не менее, в исследованиях космистов доказывается, что человек несовершенен, и его несовершенство возможно преодолеть через «интеллектуальный и нравственный прогресс».
К.Э. Циолковский воспринимает освоение космоса как «выполнение долга человеком -вершиной космической эволюции перед «страдающей материей», как единственный путь достижения всеобщего счастья, в том числе и человеческого» [4]. А.Л. Чижевский в
Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в двадцать первом веке»
изучении Космоса представлял метод спасения человечества от предстоящих массовых катаклизмов [1]. Следовательно, человечество в философии К.Э. Циолковского осуществляет «волю Вселенной», наряду с этим ему отводится активно-эволюционная роль. А.Л. Чижевский придает особую значимость единству человека и природы, зависимости человечества от Космоса во всех областях жизнедеятельности.
Сведения современной науки дают возможность наглядно и обоснованно аргументировать тезис-формулу «человек-микрокосм», возникшую еще в Античности. Как известно, античная философия во многом космоцентрична. Тогда под Космосом понимался Абсолют: земля, вода, растительный и животный мир, и весь небесный свод. В том числе и человек являлся частью космоса, а именно микрокосмосом. В современных концепциях развивается идея, о том, что не только появление жизни, но и вся деятельность живых организмов не возможна в отсутствии непрерывного взаимодействия с космосом: солнечные бури, излучения, идущие из космоса оказывают влияние на клетки, нервную и сосудистую системы организмов. Возможно, что ритмы и цикличность Вселенной, детерминируют не только жизнь организмов, но и происходящие социальные явления.
Человек, осваивая космос, старается выйти за пределы Земли, однако речь идет не исключительно о технических возможностях. Следует познавать то, что именуют ментальным и духовным телом. «Ментальное тело характеризует мысленную оболочку человека, проявляющуюся на уровне сознания. Духовное тело фокусируется вокруг Ядра человека - смысложизненного центра, определяющего жизненные стратегии и ориентации долговременного характера» [2]. Человек расширяет пространство жизнедеятельности с помощью различных технических изобретений, таким образом «мы стремимся понять историю Вселенной, происхождение жизни и место нашей планеты в бездне мироздания»
Благодаря тому, что стал доступен ближний космос, у человечества появились средства связи, навигации. Человек может заниматься мониторингом Земли, развертывать большие конструкции и тд. Однако, помимо этого, человек планирует огромный спектр мероприятий «обживания» космоса. Близко то время, когда на орбите возникнут учебные лаборатории, зоны отдыха, лечебные учреждения и т. п. Чем больше размышлений о пути человека в Космос и о том, как в итоге изменится его жизнь, тем сильнее ощущение, что этой дорогой уже ходили, только следы на ней занесено временем, как след древности не теряется в толще веков.
Таким образом, чтобы стать человеком космическим, развивать космоземные связи, человеку следует эволюционировать во всех направлениях. Концепция развития, то есть потребность новой осознанной стадии формирования человека проявится тогда, «когда человечество подтолкнет новое качество мироотношения в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство.» [3] Человек для активно - эволюционных мыслителей -существо еще промежуточное, пребывающее в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе сознательно - созидательное, вызванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу.
Библиографические ссылки
1. Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского [Электронный ресурс]. URL: http://reading.gmik.ru. (дата обращения 29.03.21)
2. Резник Ю. М. Человек между культурой и творчеством // Личность. Культура. Общество. 2010. Т. XII. Вып. 4 (№ 59-60). С. 385-395.
3. Русский космизм: Антология философской мысли : науч.-худож. пособие. М. : Педагогика-Пресс, 1993. С. 368.
4. Идеи «русского космизма». «Философия общего дела» Н.Федорова. Теория ноосферы В.Вернадского. Космическая этика К.Циолковского, А.Чижевского. [Электронный ресурс]. URL: https://vikidalka.ru/2-121906.html. (дата обращения 07.04.21)
© Сторожева В.К., Летунова О.В., 2021