Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ БАЗОВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ СОБСТВЕННО-БИОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ БАЗОВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ СОБСТВЕННО-БИОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОСВЯЗЬ / СОБСТВЕННО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ЛИЧНОСТНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДЕТИ 6-7 ЛЕТ / INTERRELATION / BIOLOGICAL COMPONENT / PERSONAL PHYSICAL EDUCATION / 6-7 YEAR-OLD CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чернышенко Юрий Константинович, Баландин Валерий Александрович, Кузьменко Александр Игоревич, Красюк Геннадий Викторович

Во многих исследованиях доказано, что уровень взаимосвязи базовых составляющих собственно-биологического компонента личностной физической культуры различных категорий занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью во многом обуславливает возможность их сопряженного развития. В этой связи целью многолетних исследований являлось выявление взаимообусловленности интегральных показателей физической подготовленности, психических процессов и эмоционально-волевых свойств являющихся базовыми составляющими собственнобиологического компонента личностной физической культуры детей 6-7 лет. В исследовании использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы; педагогическое тестирование уровня физической подготовленности; психологическое тестирование; полидинамометрия; методы математической статистики. Исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка - детский сад № 63» и Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка - детский сад № 181». В нем приняли участие 163 ребенка 6-7 лет (80 мальчиков и 83 девочки). В результате исследований установлено, что все абсолютные значения анализируемых интегральных показателей во всех половозрастных группах детей взаимосвязаны между собой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чернышенко Юрий Константинович, Баландин Валерий Александрович, Кузьменко Александр Игоревич, Красюк Геннадий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF BASIC CHARACTERISTICS OF BIOLOGICAL COMPONENT OF PERSONAL PHYSICAL EDUCATION OF 6-7 YEAR-OLD CHILDREN

Many studies have proven that the level of interrelation of basic characteristics of the biological component of personal physical education of different categories of people, involved in physical education and sports activities, largely determines the possibility of their conjoint development. In this connection, the goal of the many year research was the identification of the interdependence of integral indicators of physical preparedness, mental processes and emotional and volitional properties which are basic characteristic of a biological component of personal physical education of 6-7 year-old children. The study uses the following methods: the analysis of scientific and methodological literature; the pedagogical testing of the level of physical preparedness; the psychological testing; the polydynamometry; the methods of mathematical statistics. The study has been conducted on the basis of the Municipal autonomous preschool educational institution of the Municipal Entity the city of Krasnodar “Child development center - kindergarten № 63” and the Municipal autonomous preschool educational institution of the municipal Entity the city of Krasnodar “Child development center - kindergarten № 181”. 163 6-7 year-old children (80 boys and 83 girls) took part in the research. As a result of the research, it was found that all absolute values of the analyzed integral indicators in all age and gender groups of children are interconnected.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ БАЗОВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ СОБСТВЕННО-БИОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ»

3. Barbosa, H.C. and Oliveira, A.R.D. (2016), "Physical activity of preschool children: a review", Physiother. Rehabil., No. 1, pp. 111-114.

4. Hnatiuk, J.A., Brown, H.E., Downing, K.L., Hinkley, T., Salmon, J., Hesketh, K.D. (2019), "Interventions to increase physical activity in children 0-5 years old: a systematic review, meta-analysis and realist synthesis", Obes. Rev., Vol. 20, No. 1, pp. 75-87.

5. Kenney, W.L., Wilmore J. and Costill, D. (2015), Physiology of Sport and Exercise, Published by Champaign, IL; Human Kinetics.

6. Physical Activity and Public Health. A Recommendation From the Centers for Disease Control and Prevention and the American College of Sports Medicine (1995), JAMA, Vol. 273, No. 5, pp. 402-407.

7. Piercy, K.L., Troiano, R.P., Ballard, R.M., Carlson, S.A., Fulton, J.E., Galuska, D.A., George, S.M. and Olson, R.D. (2018), "The Physical Activity Guidelines for Americans", JAMA, Vol. 320, No. 19, pp. 2020-2028.

Контактная информация: i.krivolapchuk@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.09.2020

УДК 374.24

ВЗАИМОСВЯЗЬ БАЗОВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ СОБСТВЕННО-БИОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ Юрий Константинович Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, Валерий Александрович Баландин, доктор педагогических наук, профессор, Александр Игоревич Кузьменко, преподаватель, Кубанский государственный университет физической

культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Геннадий Викторович Красюк, старший преподаватель, Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета

правосудия, г. Краснодар

Аннотация

Во многих исследованиях доказано, что уровень взаимосвязи базовых составляющих собственно-биологического компонента личностной физической культуры различных категорий занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью во многом обуславливает возможность их сопряженного развития. В этой связи целью многолетних исследований являлось выявление взаимообусловленности интегральных показателей физической подготовленности, психических процессов и эмоционально-волевых свойств являющихся базовыми составляющими собственно-биологического компонента личностной физической культуры детей 6-7 лет. В исследовании использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы; педагогическое тестирование уровня физической подготовленности; психологическое тестирование; полидинамометрия; методы математической статистики. Исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка - детский сад № 63» и Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка - детский сад № 181». В нем приняли участие 163 ребенка 6-7 лет (80 мальчиков и 83 девочки). В результате исследований установлено, что все абсолютные значения анализируемых интегральных показателей во всех половозрастных группах детей взаимосвязаны между собой.

Ключевые слова: взаимосвязь, собственно-биологический компонент, личностная физическая культура, дети 6-7 лет.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p413-418

INTERRELATION OF BASIC CHARACTERISTICS OF BIOLOGICAL COMPONENT OF PERSONAL PHYSICAL EDUCATION OF 6-7 YEAR-OLD

CHILDREN

Yury Konstantinovich Chernyshenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Valery Alexandrovich Balandin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Igorevich Kuzmenko, the teacher, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar; Gennady Viktorovich Krasyuk, the senior teacher, North Caucasus-Branch of the Russian State University of Justice, Krasnodar

Abstract

Many studies have proven that the level of interrelation of basic characteristics of the biological component of personal physical education of different categories of people, involved in physical education and sports activities, largely determines the possibility of their conjoint development. In this connection, the goal of the many year research was the identification of the interdependence of integral indicators of physical preparedness, mental processes and emotional and volitional properties which are basic characteristic of a biological component of personal physical education of 6-7 year-old children. The study uses the following methods: the analysis of scientific and methodological literature; the pedagogical testing of the level of physical preparedness; the psychological testing; the polydynamometry; the methods of mathematical statistics. The study has been conducted on the basis of the Municipal autonomous preschool educational institution of the Municipal Entity the city of Krasnodar "Child development center - kindergarten № 63" and the Municipal autonomous preschool educational institution of the municipal Entity the city of Krasnodar "Child development center - kindergarten № 181". 163 6-7 year-old children (80 boys and 83 girls) took part in the research. As a result of the research, it was found that all absolute values of the analyzed integral indicators in all age and gender groups of children are interconnected.

Keywords: interrelation, biological component, personal physical education, 6-7 year-old children.

ВВЕДЕНИЕ

Результаты анализа программно-нормативных документов, регламентирующих основы процесса физкультурного воспитания в дошкольных образовательных организациях, свидетельствуют о недостаточном объеме научно обоснованных рекомендаций по ме-тодико-технологическим аспектам развития в рамках собственно-биологического компонента личностной физической культуры детей 6-7 лет, их физических качеств, психических процессов, эмоционально-волевых свойств, в том числе в режиме сопряженных педагогических воздействий (Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», 2013).

С позиций идеи сопряженного развития базовых составляющих собственно-биологического компонента личностной физической культуры детей дошкольного возраста принципиальное значение имеет вопрос о различных вариантах их взаимосвязи, в том числе в половозрастном контексте (В.Е. Кузнецова, 2016). В этом аспекте в ходе предварительных исследований изучались сущностные характеристики взаимообусловленности абсолютных значений интегральных показателей физической подготовленности, психических процессов и эмоционально-волевых свойств дошкольников 6-7 лет обоего пола.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе проведения исследований использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы; педагогическое тестирование уровня физической подготовленности; психологическое тестирование; полидинамометрия; методы математической статистики. Отбор контрольных упражнений производился на основе анализа научно-методической литературы (Ю.К. Чернышенко, 2014; В.А. Баландин, 2001; Н.И. Дворкина

2015) и программно-нормативных документов, регламентирующих процесс физического воспитания детей дошкольного возраста (М.А. Васильева, В. Гербова, Т.С. Комарова, 2005; Е.В. Демидова, А.И. Демидова, И.В. Румянцева, К.Ю. Чернышенко 2011). В результате проведенной работы были отобраны следующие тестовые задания: прыжок в длину с места (см); средняя оценка за поднимание и удержание ног вперед и в сторону (градусы); упражнение на сочетание и переключение движений (балл); относительный суммарный показателей динамометрии (кг/кг); поднимание туловища из положения лежа на спине (количество).

В процессе психологического тестирования определялись:

1. Устойчивость внимания (у. е.) (Л.Ф. Тихомирова, 1986).

2. Наглядно-образное мышление (балл) [методика «Рыбка» В.В. Холмовской (Л.Ф. Тихомирова, 1986)].

3. Степень развития объема восприятия (количество) (Л.Ф. Тихомирова, 1986).

4. Воссоздающее воображение (балл) (модифицированный тест Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной, 1998).

5. Зрительная память (балл) [субтест № 6 теста Д. Векслера (Ю. Филимоненко, В. Тимофеев, 1994)].

Состояние эмоционально-волевой сферы испытуемых оценивалось на основе использования психологических тестов, характеризующих эмоциональные состояния (агрессивность, трудности общения) и волевые качества (самоконтроль, саморегуляция). Данные свойства определялись с помощью симптомокомплексов тестов «Дом, дерево, человек» (Р.Ф. Беляускайте, 1987), «Несуществующее животное» (Энциклопедия психологических тестов, 1997), «Изучение саморегуляции» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, 1998). Для оценки относительной силы мышц верхнего плечевого пояса, ног и туловища использовалась модифицированная полидинамометрическая методика Б.М. Рыбалко (1966). Измерялись показатели силы мышц: сгибателей и разгибателей плеча, предплечья, бедра и туловища. Относительная сила рассчитывалась по абсолютным значениям этих же групп мышц. Абсолютная сила определялась в килограммах, относительная - кг/кг веса. В ходе статистической отработки результатов тестирования детей рассчитывались параметрические парные (линейные) коэффициенты корреляции Бравэ-Пирсона (В.В. Лысенко, Е.В. Мирзоева, 2012). На основе шкал относительной оценки результатов тестирования были также рассчитаны интегральные показатели физической подготовленности, психических процессов и эмоционально-волевых свойств. При этом использовалась пропорциональная шкала в ГЦОЛИФК (В.В. Лысенко, Е.В. Мирзоева, 2012).

Исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка - детский сад № 63» и Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка - детский сад № 181». В нем приняли участие 163 ребенка 6-7 лет (80 мальчиков и 83 девочки).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Данные, характеризующие уровень взаимообусловленности составляющих собственно-биологического компонента, представлены в таблице. Полученные результаты позволяют сформулировать следующие частные заключения:

Все анализируемые показатели взаимосвязаны на достоверном уровне во всех половозрастных группах как на первом (начало годичного учебно-воспитательного цикла), так и на втором (окончание годичного учебно-воспитательного цикла) этапах обследования дошкольников.

Таблица - Взаимосвязь показателей физической подготовленности, психических процессов и эмоционально-волевых свойств личности детей 6-7 лет_

Показатели (балл) Пол Этапы обследования

1 2

n | x(1) | y(2) | z (3) n 1 X(1) 1 y(2) 1 z (3)

6 лет

Физическая подготовленность (х) М 36 0,387 0,442 32 0,412 0,473

Д 34 0,336 0,504 33 0,354 0,529

Психические процессы (у) М 39 0,561 37 0,608

Д 42 0,609 38 0,622

Эмоционально-волевые свойства(2) М 41 40

Д 42 39

7 лет

Физическая подготовленность (х) М 35 0,353 0,410 33 0,392 0,438

Д 37 0,328 0,461 34 0,346 0,493

Психические процессы (у) М 38 0,532 36 0,566

Д 40 0,564 37 0,583

Эмоционально-волевые свойства(2) М 39 36

Д 41 38

Примечание: одинарное подчеркивание P<0,05; двойное подчеркивание P<0,01.

Установлены следующие уровни достоверности взаимосвязи показателей физической подготовленности, психических процессов и эмоционально-волевых свойств дошкольников 6 лет:

в ходе первого этапа обследования мальчиков:

а) на уровне Р<0,01: параметры эмоционально-волевых свойств с показателями физической подготовленности (г=0,442), психических процессов (г=0,561);

б) на уровне Р<0,05: параметры физической подготовленности и психических процессов (г=0,336);

в ходе второго этапа обследования мальчиков:

а) на уровне Р<0,01: параметры эмоционально-волевых свойств с показателями физической подготовленности (г=0,473) и психических процессов (г=0,608);

б) на уровне Р<0,05: параметры физической подготовленности и психических процессов (г=0,412);

в ходе первого этапа обследования девочек:

а) на уровне Р<0,01: параметры эмоционально-волевых свойств с показателями физической подготовленности (г=0,529) и психических процессов (г=0,622);

б) на уровне Р<0,05: параметры физической подготовленности и психических процессов (г=0,336);

в ходе второго этапа обследования девочек:

а) на уровне Р<0,01: параметры эмоционально-волевых свойств с показателями физической подготовленности (г=0,529) и психических процессов (г=0,608);

б) на уровне Р<0,05: параметры физической подготовленности и психических процессов (г=0,354).

Установлены следующие уровни достоверности взаимосвязи показателей физической подготовленности, психических процессов и эмоционально-волевых свойств дошкольников 7 лет:

в ходе первого этапа обследования мальчиков:

а) на уровне Р<0,01: параметры психических процессов и эмоционально-волевых свойств (г=0,532);

б) на уровне Р<0,05: параметры физической подготовленности и эмоционально-волевых свойств (г=0,410), физической подготовленности и психических процессов (г=0,353);

в ходе второго этапа обследования мальчиков:

а) на уровне P<0,01: параметры эмоционально-волевых свойств с показателями физической подготовленности (r=0,438) и психических процессов (r=0,586);

б) на уровне P<0,05: параметры физической подготовленности и психических процессов (r=0,392);

в ходе первого этапа обследования девочек:

а) на уровне P<0,01: параметры психических процессов и эмоционально-волевых свойств (r=0,564);

б) на уровне P<0,05: параметры физической подготовленности и психических процессов (r=0,328), физической подготовленности и эмоционально-волевых свойств (r=0,461);

в ходе второго этапа обследования девочек:

а) на уровне P<0,01: параметры эмоционально-волевых свойств с показателями физической подготовленности (r=0,493) и психических процессов (r=0,583);

б) на уровне P<0,05: параметры физической подготовленности и психических процессов (r=0,346).

ВЫВОДЫ

Полученные результаты многомерного математико-статистического анализа особенностей взаимосвязи базовых составляющих собственно-биологического компонента личностной физической культуры детей 6-7 лет позволяют сформулировать следующие частные заключения:

Все абсолютные значения анализируемых интегральных показателей во всех половозрастных группах детей взаимосвязаны между собой.

В общей структуре взаимообусловленности базовых составляющих собственно-биологического компонента важную связующую роль играют параметры эмоционально-волевых свойств детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баландин, В.А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук/ Баландин Валерий Александрович. - Краснодар, 2001. - 49 с.

2. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева, В. Гербова, Т.С. Комарова. - изд. 3-е, испр. и доп. - Москва : Мозаика-Синтез, 2005. - 182 с.

3. Дворкина Н.И. Система формирования базовой личностной физической культуры ребенка на этапах дошкольного онтогенеза : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Дворкина Наталья Ивановна. - Майкоп, 2015. - 46 с.

4. Демидова Е.В. Педагогическая система направленного становления личности детей 310 лет средствами физической культуры в условиях прогимназии : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Демидова Елена Валентиновна. - Краснодар, 2004. - 48 с.

5. Программа спортивно-ориентированного физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста «Вечное движение» / Е.В. Демидова, А.И. Демидова, И.В. Румянцева, К.Ю. Чернышенко; под редакцией Е.В. Демидовой. - Краснодар : Экоинвест, 2011. - 246 с.

6. Кузнецова В.Е. Модель формирования личностной физической культуры детей среднего дошкольного возраста на основе организации их предметной деятельности в развивающей физ-культурно-спортивной среде / В.Е. Кузнецова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 110-115.

7. Лысенко В.В. Основы математической обработки измерений в физической культуре : учебное пособие / В.В. Лысенко, Е.В. Мирзоева. - Краснодар : [б. и.], 2012. - 210 с.

8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. -URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения:01.10.2020).

9. Рыбалко, Б.М. Портативная установка для измерения силы различных групп мышц / Б.М. Рыбалко // Теория и практика физической культуры. - 1966. - № 2. - С. 24-26.

10. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль : Академия развития, 1986. - 192 с.

11. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии : пособие для студентов высших пед. учебных заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - Москва : Академия, 1988. - 304 с.

12. Филимоненко Ю. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера / Ю. Филимоненко, В. Тимофеев. - Санкт-Петербург : ИМАТОА, 1993. - 57 с.

13. Чернышенко, Ю.К. Мотивация воспитанников дошкольных образовательных учреждений 6-7 лет к физкультурно-спортивной деятельности / Ю.К. Чернышенко, Е. В. Ползикова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 145-150.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Balandin, V.A. (2001), Scientific and technological foundations of updating the process of physical education in primary school, dissertation, Krasnodar.

2. Vasilyeva, M.A., Gerbova, V. and Komarov, T.S. (2001), Education and training program in kindergarten, Mosaika-Sintez, Moscow.

3. Dvorkina, N.I. (2015), The system of formation of the basic personal physical culture of a child at the stages of preschool ontogenesis, dissertation, Maykop.

4. Demidova, E.V. (2004), Pedagogical system of directed personality formation of children 3— 10 years old by means of physical culture in conditions of gymnasium, dissertation, Krasnodar.

5. Demidova, E.V., Demidova, A.I., Rumyantseva, I.V. and Chernyshenko, K.Yu. (2011), The program of sports-oriented physical education of children ofpreschool and primary school age "Eternal movement, Ekoinvest, Krasnodar.

6. Kuznetsova, V.E. (2016), "Model of personal physical education formation for middle school age children on the basis of their object activities organization in the developing physical training and sports environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 8, pp. 110-115.

7. Lysenko, V.V. and Mirzoeva, E.V. (2012), Fundamentals of mathematical processing of measurements in physical culture: textbook, Krasnodar.

8. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2013), "On approval of the Federal State Educational Standard for Preschool Education", Order dated October 17, 2013 No. 1155, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/.

9. Rybalko, B.M. (1966), "Portable installation for measuring the strength of various muscle groups", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 24-26.

10. Tikhomirova, L.F. (1986), The development of cognitive abilities in children: a popular guide for parents and teachers, Academy of Development, Yaroslavl.

11. Uruntaeva, G.A. and Afonkina Yu.A. (1988), Workshop on preschool psychology: a guide for students of higher education institutions, Academy, Moscow.

12. Filimonenko, Yu. and Timofeev, V. (1993), Guidance to the method of research of intelligence in children by D. Veksler, IMATOA, St. Petersburg.

13. Chernyshenko, Yu.K. and Polzikova, E.V. (2014), "Motivation to sport activities of pupils from preschool educational institutions of 6-7 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 145-150.

Контактная информация: ukcher@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.10.2020

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ АЭРОБИКОЙ СО СТУДЕНТКАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Ирина Станиславовна Чечеткина, старший преподаватель, Алексей Александрович Петров, старший преподаватель, Юлия Олеговна Солнышкина, старший преподаватель, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва; Юлия Владимировна Митусова, старший преподаватель, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.