Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ АНТИЦИПАЦИОННОЙ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И СКЛОННОСТИ К НЕВРОТИЗАЦИИ У ВОДИТЕЛЕЙ-ДАЛЬНОБОЙЩИКОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ АНТИЦИПАЦИОННОЙ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И СКЛОННОСТИ К НЕВРОТИЗАЦИИ У ВОДИТЕЛЕЙ-ДАЛЬНОБОЙЩИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИЦИПАЦИЯ / ВОДИТЕЛИ-ДАЛЬНОБОЙЩИКИ / НЕВРОТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чуракова Татьяна Львовна

Статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи антиципационной состоятельности и склонности к невротизации у водителей большегрузных машин, транспортирующих грузы на дальние расстояния (или так называемых дальнобойщиков). Антиципационная состоятельность (прогностическая компетентность) понимается как способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие различных ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно-пространственным упреждением. В качестве испытуемых обследовано 74 водителя-дальнобойщика в возрасте 43-60 лет. Сделан вывод, что у водителей-дальнобойщиков между показателями невротизации и антиципационной состоятельности существуют значимые отрицательные корреляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чуракова Татьяна Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN ANTICIPATION CONSISTENCY AND PRONE TO NEUROTIZATION IN LONG-HAUL TRUCK DRIVERS

The article presents the results of empirical investigation of interrelations between anticipation consistency and prone to neurotization in long-haul truckers. Anticipation consistency (prognostic competence) is understood as person’s ability to forestall event course, forecast situation development and his own reactions towards it with high accuracy and act with a time-space preact. 74 long-haul truck drivers in the age from 43 to 60 participated in the investigation as test subjects. The conclusion is made that in long-haul truckers there are strong negative correlations between the anticipation consistency and neurotization scores.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ АНТИЦИПАЦИОННОЙ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И СКЛОННОСТИ К НЕВРОТИЗАЦИИ У ВОДИТЕЛЕЙ-ДАЛЬНОБОЙЩИКОВ»

Научный сетевой журнал

МЕПИйИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РОССИИ

Медицинская психология в России. 2022. T. 14, № 1. Med. psihol. Ross., 2022, vol. 14, no. 1.

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Научная статья УДК 159.95:616.85-057

Взаимосвязь антиципационной состоятельности и склонности к невротизации у

водителей-дальнобойщиков

Татьяна Львовна Чуракова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, irinachurakova@yandex.ru

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи антиципационной состоятельности и склонности к невротизации у водителей большегрузных машин, транспортирующих грузы на дальние расстояния (или так называемых дальнобойщиков). Антиципационная состоятельность (прогностическая компетентность) понимается как способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие различных ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно-пространственным упреждением. В качестве испытуемых обследовано 74 водителя-дальнобойщика в возрасте 43—60 лет. Сделан вывод, что у водителей-дальнобойщиков между показателями невротизации и антиципационной состоятельности существуют значимые отрицательные корреляции.

Ключевые слова: антиципация, водители-дальнобойщики, невротизация

Для цитирования: Чуракова Т.Л. Взаимосвязь антиципационной состоятельности и склонности к невротизации у водителей-дальнобойщиков // Медицинская психология в России: сетевой науч. журн. - 2022. - T. 14, № 1. - С. 9. - URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

APPLIED INVESTIGATIONS IN MEDICAL PSYCHOLOGY

Original article

Relationship between anticipation consistency and prone to neurotization in

long-haul truck drivers

Tatiana L. Churakova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, irinachurakova@yandex.ru

Abstract. The article presents the results of empirical investigation of interrelations between anticipation consistency and prone to neurotization in long-haul truckers. Anticipation consistency (prognostic competence) is understood as person's ability to forestall event course, forecast situation development and his own reactions towards it with high accuracy and act with a timespace preact. 74 long-haul truck drivers in the age from 43 to 60 participated in the investigation as test subjects. The conclusion is made that in long-haul truckers there are strong negative correlations between the anticipation consistency and neurotization scores.

Keywords: anticipation, long-haul truck drivers, neurotization

For citation: Churakova T.L. Relationship between anticipation consistency and prone to neurotization in long-haul truck drivers. Med. psihol. Ross., 2022, vol. 14, no. 1, p. 9. (In Russ.). Available at: http://mprj.ru

Актуальность исследования

Профессия дальнобойщика (т.е. водителя или водителя-экспедитора большегрузных автомобилей, перевозящих грузы на дальние расстояния) связана с различными физическими и психосоциальными рисками, психическим напряжением и стрессом [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24]. Профессиональный стресс водителя-дальнобойщика способствует повышению уровня невротизации, ухудшению функционального состояния и развитию нервно-психических расстройств и психосоматических заболеваний, что, в свою очередь, может привести к нарушению профессиональной эффективности и негативно отразиться на качестве грузоперевозок и на безопасности дорожного движения в целом.

Невротизация — это состояние эмоциональной нестабильности, вслед за которым может последовать невроз и невротические тенденции в поведении личности.

Невротические расстройства — это психопатологические симптомы и синдромы непсихотического уровня, сочетающиеся с вегетативной дисфункцией, возникающие вследствие воздействия на личность актуальной психической травмы и несовершенства механизмов антиципации и психологической компенсации [25].

Подверженность индивида невротизации тесно связана с уровнем развития у него способностей планировать и предвидеть результаты своей деятельности в ситуации неопределенности и нехватки времени, предвосхищать ход и результаты событий, свое и чужое поведение (то есть с уровнем развития прогностических способностей) [26].

«Неврозоустойчивые личности» отличаются развитой антиципационной состоятельностью, под которой понимается способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них и действовать с временно-пространственным упреждением [27].

Несмотря на то, что антиципационные механизмы неврозогенеза в настоящее время исследованы на различных клинических группах и группах здоровых испытуемых [25; 27; 28; 29; 30; 31], особенности взаимосвязи невротизации и антиципационной состоятельности у водителей-дальнобойщиков изучены недостаточно.

Цель исследования — выявить взаимосвязи между показателями антиципационной состоятельности и склонности к невротизации у водителей большегрузных машин, перевозящих грузы на дальние расстояния.

Материал и методы исследования

В исследовании приняли участие 74 водителя-дальнобойщика в возрасте 43—60 лет. Все обследованные — лица мужского пола, выразившие добровольное информированное согласие на участие в исследовании.

Исследование проводилось с помощью стандартизированных опросников «Тест антиципационной состоятельности» В. Д. Менделевича, «Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний» К. К. Яхина и Д. М. Менделевича и «Опросник психопатологических жалоб SCL-90-R» Л. Дерогатис (в адаптации Н. Д. Тарабриной). Для математико-статистического анализа данных применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Результаты исследования

Данные, полученные в результате исследования антиципационной состоятельности, представлены в табл. 1.

Таблица 1. Средние значения показателей антиципационной состоятельности (АС)

Параметры Средние значения ± стандартное отклонение Эмпирические нормы

Общий показатель АС 268,89 ± 15,05 > 241

Личностно-ситуативный компонент АС 172,32 ± 10,09 > 166

Пространственный компонент АС 53,36 ± 6,37 > 52

Временной компонент АС 43,20 ± 6,07 >42

Согласно данным, представленным в табл. 1, показатели антиципационной состоятельности у большинства обследованных водителей-дальнобойщиков соответствуют норме. У них достаточно выражены личностно-ситуативный, пространственный и временной компоненты антиципационной состоятельности.

Результаты исследования невротических проявлений у испытуемых с помощью «Клинического опросника» К. К. Яхина и Д. М. Менделевича представлены в табл. 2.

Таблица 2. Средние значения показателей антиципационной невротических проявлений

Параметры Средние значения ± стандартное отклонение Эмпирические нормы

Тревога 0,87 ± 4,16 > 1,28

Невротическая депрессия -0,13 ± 4,77 > 1,28

Истерический тип реагирования 1,28 ± 3,93 > 1,28

Астения 2,00 ± 4,34 > 1,28

Обсессивно-фобические нарушения 0,23 ± 3,43 > 1,28

Вегетативные нарушения 2,11 ± 7,10 > 1,28

Согласно данным, представленным в табл. 2, средние значения показателей истерического типа реагирования, астении и вегетативных нарушений в исследуемой группе в целом соответствуют среднестатистической норме, тогда как средние значения показателей тревоги, невротической депрессии и обсессивно-фобических нарушений несколько превышают среднестатистические нормы, хотя и не достигают уровня клинической выраженности (< -1,28).

Результаты исследования психопатологических проявлений у испытуемых с помощью опросника психопатологических жалоб SCL-90-R представлены в табл. 3.

Таблица 3. Средние значения показателей психопатологических проявлений

Параметры Средние значения ± стандартное отклонение Эмпирические нормы

Соматизация 0,51 ± 0,42 0,44 ± 0,03

Обсессивность-компульсивность 0,67 ± 0,53 0,75 ± 0,04

Межличностная сензитивность 0,71 ± 0,62 0,66 ± 0,03

Депрессия 0,53 ± 0,48 0,62 ± 0,04

Тревожность 0,38 ± 0,36 0,47 ± 0,03

Враждебность 0,59 ± 0,59 0,60 ± 0,04

Фобическая тревожность 0,17 ± 0,28 0,18 ± 0,02

Паранойяльность 0,39 ± 0,43 0,54 ± 0,04

Психотизм 0,24 ± 0,29 0,30 ± 0,03

Согласно данным, представленным в табл. 3, средние значения большинства анализируемых психопатологических проявлений в исследуемой группе в целом соответствуют среднестатистической норме, за исключением показателей по шкалам соматизации и обсессивно-компульсивных проявлений, средние значения которых несколько превышают среднестатистические нормы, хотя и не достигают уровня клинической выраженности.

С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена исследовалась взаимосвязь между показателями антиципационной состоятельности, с одной стороны, и невротических и психопатологических проявлений, с другой стороны. Результаты корреляционного анализа представлены в табл. 4.

Таблица 4. Результаты корреляционного анализа показателей антиципационной состоятельности и невротических и психопатологических проявлений

Параметры Общая АС Личностно-ситуативная АС Пространственная АС Временная АС

r p r p r p r p

Клинический опросник К. К. Яхина и Д. М. Менделевича

Тревога 0,024 p>0,05 -0,183 p>0,05 0,245 p<0,05 -0,135 p>0,05

Невротическая депрессия -0,055 p>0,05 -0,148 p>0,05 0,178 p>0,05 -0,255 p<0,05

Истерический тип реагирования -0,091 p>0,05 -0,216 p>0,05 0,112 p>0,05 -0,091 p>0,05

Обсессивно-фобические нарушения 0,017 p>0,05 -0,114 p>0,05 0,217 p>0,05 -0,113 p>0,05

Астения 0,445 p<0,01 0,283 p<0,05 0,512 p<0,01 0,104 p>0,05

Вегетативные нарушения 0,278 p<0,05 0,252 p<0,05 0,158 p>0,05 0,037 p>0,05

Опросник психопатологических жалоб SCL-90-R

Соматизация -0,641 p<0,01 -0,591 p<0,01 -0,383 p<0,01 -0,248 p<0,05

Обсессивность-компульсивность -0,244 p<0,05 -0,158 p>0,05 -0,382 p<0,01 0,009 p>0,05

Межличностная сензитивность -0,320 p<0,01 -0,137 p>0,05 -0,438 p<0,01 -0,111 p>0,05

Депрессия -0,413 p<0,01 -0,215 p>0,05 -0,478 p<0,01 -0,154 p>0,05

Тревожность -0,394 p<0,01 -0,209 p>0,05 -0,490 p<0,01 -0,169 p>0,05

Враждебность -0,312 p<0,05 -0,140 p>0,05 -0,341 p<0,01 -0,220 p>0,05

Фобическая тревожность -0,297 p<0,05 -0,157 p>0,05 -0,374 p<0,01 -0,037 p>0,05

Паранойяльность -0,190 p>0,05 -0,133 p>0,05 -0,352 p<0,01 0,155 p>0,05

Психотизм -0,315 p<0,01 -0,185 p>0,05 -0,441 p<0,01 -0,042 p>0,05

В результате корреляционного анализа выявлены значимые отрицательные корреляции общей антиципационной состоятельности с показателями опросника психопатологических жалоб SCL-90-R по шкалам соматизации, межличностной сензитивности, депрессии, тревожности, психотизма (для всех при р < 0,01), обсессивности-компульсивности, враждебности и фобической тревожности (для всех при р < 0,05). Выявленные корреляционные связи означают, что чем лучше развита способность к

антиципации, тем менее выражены указанные расстройства, и, наоборот, чем менее развита антиципационная состоятельность, тем более выражены указанные расстройства. Также общая антиципационная состоятельность образует значимые положительные корреляции с показателями клинического опросника К.К. Яхина и Д. М. Менделевича по шкалам астении (при p < 0,01) и вегетативных нарушений (при p < 0,05). Следует отметить следующую специфику психодиагностических показателей клинического опросника К.К. Яхина и Д. М. Менделевича: высокие оценки свидетельствуют о низком уровне выраженности соответствующих проявлений, тогда как низкие оценки свидетельствуют о высоком уровне выраженности. Таким образом, выявленные корреляционные связи означают, что чем лучше развита способность к антиципации, тем менее выражены астения и вегетативные расстройства, и, наоборот, чем менее развита антиципационная состоятельность, тем более выражены астения и вегетативные расстройства.

Личностно-ситуативная антиципационная состоятельность отрицательно коррелирует с показателями опросника психопатологических жалоб SCL-90-R по шкале соматизации (при p < 0,01) и положительно коррелирует с показателями клинического опросника К. К. Яхина и Д. М. Менделевича по шкалам астении и вегетативных нарушений (для обоих при p < 0,05). Выявленные корреляционные связи означают, что чем лучше развита личностно-ситуативная антиципационная состоятельность, тем менее выражены вегетативные расстройства, астения и склонность к соматизации.

Пространственная антиципационная состоятельность отрицательно коррелирует с показателями опросника психопатологических жалоб SCL-90-R по шкалам соматизации, обсессивности-компульсивности, межличностной сензитивности, депрессии, тревожности, враждебности, фобической тревожности, паранойяльности и психотизма (для всех при p < 0,01). Также пространственная антиципационная состоятельность образует значимые положительные корреляции с показателями клинического опросника К. К. Яхина и Д. М. Менделевича по шкалам астении (при p < 0,01) и тревоги (при p < 0,05). Выявленные корреляционные связи означают, что чем лучше развита пространственная антиципационная состоятельность, тем менее выражены указанные расстройства, и, наоборот, чем менее развита пространственная антиципационная состоятельность, тем данные нарушения более.

Временная антиципационная состоятельность отрицательно коррелирует с показателями опросника психопатологических жалоб SCL-90-R по шкале соматизации (при p < 0,05) и положительно связана с показателями клинического опросника К.К. Яхина и Д. М. Менделевича по шкале невротической депрессии (при p < 0,05). Выявленные корреляционные связи означают, что чем лучше развита временная антиципационная состоятельность, тем менее выражены склонность к соматизации и невротическая депрессия.

Обсуждение результатов

Полученные данные свидетельствуют об удовлетворительном уровне общей антиципационной состоятельности и о среднем уровне выраженности ее основных компонентов у большинства обследованных водителей-дальнобойщиков. Иными словами, жизненный и профессиональный опыт обследованных водителей позволяет им в ответ на стимулы, действующие только в настоящем, предугадывать или предвосхищать некоторые из еще не наступивших событий в будущем и быть готовыми к встрече с ними.

Результаты исследования невротических проявлений у водителей-дальнобойщиков свидетельствуют об отсутствии у них выраженных признаков астении, вегетативных нарушений и истерического типа реагирования, тогда как показатели тревоги, невротической депрессии и обсессивно-фобических нарушений у обследованных дальнобойщиков несколько превышают среднестатистические нормы, хотя и не достигают уровня клинической выраженности.

В результате корреляционного анализа выявлены значимые отрицательные взаимосвязи между невротическими проявлениями и антиципационной состоятельностью. Выявленные корреляционные связи означают следующее: чем лучше развита у водителей-дальнобойщиков способность к антиципации, тем менее выражена у них склонность к невротизации; чем ниже уровень прогностической компетентности, тем более выражены невротические проявления.

При этом невротические проявления у водителей-дальнобойщиков наиболее тесно связаны с низким уровнем пространственной антиципационной состоятельности, то есть с дефицитом способности прогнозировать изменение траектории движения предметов в пространстве, упреждать их, координировать соответствующие движения, проявляя моторную ловкость. Эти результаты согласуются с данными В. Д. Менделевича [25], согласно которым у лиц, страдающих невротическими расстройствами, моторная неловкость (нарушения скоординированности движений) встречается достоверно чаще, чем у психически здоровых лиц.

Здесь важно подчеркнуть, что профессия водителя-дальнобойщика предъявляет особые требования именно к развитию пространственной составляющей прогностической компетентности, поскольку от этого во многом зависит умение водителя правильно реагировать как в стандартных условиях, так и в сложных, опасных дорожных ситуациях. Действия в ответ на какой-либо сигнал осуществляются гораздо быстрее, экономичнее и чётче, если появление этого сигнала прогнозировалось, и была выполнена преднастройка, мобилизация именно тех мышц, которые должны будут осуществлять действие [32]. Антиципация играет важную роль в координации движений, позволяя заранее ощутить, какой результат получится от того или иного движения; также она дает возможность в хорошо освоенных движениях делать большую часть нужных коррекций авансом, на самом старте, чтобы дальше почти не думать о нем и чтобы можно было, пока движение еще длится, точно так же подготовить следующее [25]. Кроме того, механизмы, лежащие в основе предвосхищения движений, принципиально сходны с механизмами, обеспечивающими предвосхищение жизненных ситуаций. Двигательная ловкость — это своего рода двигательная находчивость, которая достаточно часто перерастает в умственную находчивость и изобретательность [25].

Можно предположить, что водители с низким уровнем пространственной антици-пационной состоятельности более склонны к невротическим проявлениям, поскольку им труднее, чем их прогностически компетентным коллегам, быстро и без колебаний находить оптимальный выход из внезапного изменения обстановки и, прежде всего, из необычных и неожиданных дорожных ситуаций, требующих «двигательной находчивости». Фактически внезапные изменения обстановки происходят с такими водителями не чаще, чем с другими участниками дорожного движения, однако неожиданными эти ситуации являются в большей степени именно для первых, поскольку изменения дорожной обстановки хуже ими прогнозируются. Это приводит к более высокому уровню воспринимаемого стресса и, как следствие, к невротизации.

Также следует отметить, что среди различных невротических и психопатологических проявлений наибольшее количество значимых отрицательных связей с антиципационной состоятельностью образует соматизация. Она отрицательно коррелирует как с общей антиципационной состоятельностью, так и со всеми ее анализируемыми компонентами. Это не противоречит данным литературы о том, что, в сравнении с другими видами невротических расстройств, при соматоморфной вегетативной дисфункции отмечаются наиболее серьезные физиологические нарушения процесса вероятностного прогнозирования [25].

Заключение

В результате исследования выявлены значимые отрицательные взаимосвязи между невротическими проявлениями и антиципационной состоятельностью. Выявленные корреляционные связи означают следующее: чем лучше развита у водителей-дальнобойщиков способность к антиципации, тем менее выражена у них склонность к невротизации; чем ниже уровень прогностической компетентности, тем более выражены невротические проявления. При этом невротические проявления у водителей-дальнобойщиков наиболее тесно связаны с низким уровнем пространственной антиципационной состоятельности.

Список источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Башкирева А.С. Особенности психической адаптации и распространенность пограничных нервно-психических расстройств у водителей грузового автотранспорта // Медицина труда и промышленная экология. - 2003. - № 9. - С. 18-24.

2. Башкирева А.С., Артамонова В.Г., Хавинсон В.Х. Продуктивное старение или «эффект здорового работника»? Ретроспективный анализ заболеваемости водителей автотранспорта // Успехи геронтологии. - 2009. - Т. 22, № 4. - С. 539-547.

3. Башкирева А.С., Латфуллин Г.В., Вафина М.П. Распространенность сердечнососудистой патологии среди водителей автотранспорта // Казанский медицинский журнал. -1999. - Т. 80, № 1. - С. 8-12.

4. Воронков О.Ю. О социально-трудовых проблемах водителей транспортных средств // Россия молодая: передовые технологии - в промышленность: матер. VI всерос. науч.-техн. конф. с междунар. участием. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2015. - № 3. - С. 127-131.

5. Гребеньков С.В., Милутка Е.В., Сидоров А.А. Гигиенические условия труда и состояние здоровья водителей транспорта в Санкт-Петербурге // Медицина труда и промышленная экология. - 2013. - № 8. - С. 1-6.

6. Диордичук Т.И. Условия труда водителей грузового автотранспорта и их роль в формировании отдельных форм патологии // Актуальные проблемы транспортной медицины. - 2005. - № 2. - С. 59-63.

7. Еселевич С.А. Бояринова Н.Ю. Оценка профессиональной пригодности работников транспорта // Профессия и здоровье: материалы X Всероссийского конгресса. Москва, 6-8 декабря 2011 г. - М., 2011. - С. 166-169.

8. Субъективная оценка водителями грузопассажирского автотранспорта условий труда и влияния их на состояние здоровья / И.В. Федотова, С.А. Аширова, М.М. Некрасова [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. - 2017. - № 10 (295). - С. 27-30.

9. Чуракова Т.Л. Профессиональный стресс и антиципационная состоятельность водителей большегрузных машин, перевозящих грузы на дальние расстояния // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. - 2021. - № 3. - С. 134-142.

10. Чуракова Т.Л. Антиципационная состоятельность и склонность к соматизации у водителей большегрузных машин, перевозящих грузы на дальние расстояния // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. - 2021. - № 4. - С. 148-154.

11. Worksite-induced morbidities among truck drivers in the United States / Y. Apostolopoulos, S. Sönmez, M.M. Shattell [et al.] // Journal of the American Association of Occupational Health Nurses. - 2010. - Vol. 58, no. 7. - P. 285-296. doi: 10.3928/0891016220100625-01

12. Health survey of U.S. long-haul truck drivers: work environment, physical health, and healthcare access / Y. Apostolopoulos, S. Sönmez, M.M. Shattell [et al.] // Work. - 2013. -Vol. 46, no. 1. - P. 113-123. doi: 10.3233/W0R-121553

13. Bokaba M., Modjadji P., Mokwena K.E. Undiagnosed hypertension in a workplace: The case of a logistics company in gauteng, South Africa // Healthcare (Basel). - 2021. - Vol. 9, no. 8. - P. 964. doi: 10.3390/healthcare9080964

14. Anderson G.D., Riley P. Determining standards of care for substance abuse and alcohol use in long-haul truck drivers // Nursing Clinics of North America. - 2008. - Vol. 43, no. 3. - P. 357-365. doi: 10.1016/j.cnur.2008.04.003

15. Cardiometabolic risk factors and mental health status among truck drivers: A systematic review / A.J. Guest, Y.-L. Chen, N. Pearson [et al.] // BMJ Open. - 2020. - Vol. 10, no. 10. - P. e038993. doi: 10.1136/bmjopen-2020-038993

16. Effect of Co-driver on job content and depression of truck drivers / A. Hatami, S. Vosoughi, A.F. Hosseini [et al.] // Safety and Health at Work. - 2019. - Vol. 10, no. 1. -P. 75-79. doi: 10.1016/j.shaw.2018.06.001

17. Smoking and obesity among long-haul truck drivers in France / L. Josseran, K. McNeill, T. Fardini [et al.] // Tobacco Prevention and Cessation. - 2021. - Vol. 7. - P. 66. doi: 10.18332/ tpc/142321

18. Healthcare programmes for truck drivers in Sub-Saharan Africa: A systematic review and meta-analysis / S.T. Lalla-Edward, S.C. Fobosi, C. Hankins [et al.] // PLoS One. - 2016. -Vol. 11, no. 6. - P. e0156975. doi: 10.1371/journal.pone.0156975

19. Delivery truck drivers' work outside the cab: Psychosocial discomforts and risks based on participatory video analyses / J.M. Ojel-Jaramillo Romero, A. Reiman, J.J. Cañas Delgado [et al.] // European Transport Research Review. - 2018. - Vol. 10, no. 2. - P. 27. doi: 10.1186/ s12544-018-0299-3

20. Trucking organization and mental health disorders of truck drivers / M. Shattell, Y. Apostolopoulos, C. Collins [et al.] // Issues in Mental Health Nursing. - 2012. - Vol. 33, no. 7. - P. 436-444. doi: 10.3109/01612840.2012.665156

21. Occupational stressors and the mental health of truckers / M. Shattell, Y. Apostolopoulos, S. Sonmez [et al.] // Issues in Mental Health Nursing. - 2010. - Vol. 31, no. 9. - P. 561-568. doi: 10.3109/01612840.2010.488783

22. Healthcare and the long haul: Long distance truck drivers - a medically underserved population / A.J. Solomon, J.T. Doucette, E. Garland [et al.] // American Journal of Industrial Medicine. - 2004. - Vol. 46, no. 5. - P. 463-471. doi: 10.1002/ajim.20072

23. Stasko J.C.,Neale A.V. Health care risks and access within the community of Michigan over-the-road truckers // Work. - 2007. - Vol. 29, no. 3. - P. 205-211.

24. Work-Life Conflict among U.S. Long-Haul Truck Drivers: Influences of Work Organization, Perceived Job Stress, Sleep, and Organizational Support / A. Hege, M.K. Lemke, Y. Apostolopoulos [et al.] // International Journal of Environmental Research and Public Health. -2019. - Vol. 16, no. 6. - P. 984. doi: 10.3390/ijerph16060984

25. Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. -М.: Городец, 2016. - 600 с.

26. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. - М.: Медицина, 1987. - 304 с.

27. Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза. - М.: Городец, 2018. - 448 с.

28. Тимуца Д.Р. Сравнительные особенности антиципационной состоятельности и способности к прогнозированию у больных невротическими и соматоформными расстройствами // Практическая медицина. - 2019. - Т. 17, № 3. - С. 79-83.

29. Анкин А.Н. Взаимосвязь антиципационной состоятельности и нервно-психической устойчивости у студентов-психологов // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. - 2015. - № 4. - С. 80-84.

30. Анкин А.Н., Стадник О.С. Соотношения прогностических способностей и нервно-психической устойчивости у студентов // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. - 2016. - № 4. - С. 102-111.

31. Граница А.С. Взаимосвязь антиципационной состоятельности и интуитивности при невротических расстройствах (клинико-психологические аспекты): дис. ... канд. мед. наук. -М., 2020. - 195 с.

32. Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека и поведении животных. - М.: Ньюдиамед, 2008. - 192 с.

References

1. Bashkireva A.S. Osobennosti psikhicheskoi adaptatsii i rasprostranennost' pogranich-nykh nervno-psikhicheskikh rasstroistv u voditelei gruzovogo avtotransporta. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya, 2003, no. 9, pp. 18-24. (In Russ.).

2. Bashkireva A.S., Artamonova V.G., Khavinson V.Kh. Produktivnoe starenie ili "effekt zdorovogo rabotnika"? Retrospektivnyi analiz zabolevaemosti voditelei avtotransporta. Uspekhi gerontologii, 2009, vol. 22, no. 4, pp. 539-547. (In Russ.).

3. Bashkireva A.S., Latfullin G.V., Vafina M.P. Rasprostranennost' serdechno-sosudistoi patologii sredi voditelei avtotransporta. Kazanskii meditsinskii zhurnal, 1999, vol. 80, no. 1, pp. 8-12. (In Russ.).

4. Voronkov O.Yu. O sotsial'no-trudovykh problemakh voditelei transportnykh sredstv, Rossiya molodaya: peredovye tekhnologii - v promyshlennost': mater. VI vseros. nauch.-tekhn. konf. s mezhdunar. uchastiem. Omsk: OmGTU Publ., 2015, no. 3, pp. 127-131. (In Russ.).

5. Greben'kov S.V., Milutka E.V., Sidorov A.A. Gigienicheskie usloviya truda i sostoyanie zdorov'ya voditelei transporta v Sankt-Peterburge. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya, 2013, no. 8, pp. 1-6. (In Russ.).

6. Diordichuk T.I. Usloviya truda voditelei gruzovogo avtotransporta i ikh rol' v formi-rovanii otdel'nykh form patologii. Aktual'nye problemy transportnoi meditsiny, 2005, no. 2, pp. 59-63. (In Russ.).

7. Eselevich S.A. Boyarinova N.Yu. Otsenka professional'noi prigodnosti rabotnikov transporta. Professiya i zdorov'e. Materialy X Vserossiiskogo kongressa. Moskva, 6-8 dekabrya 2011 g. Moscow, 2011, pp. 166-169. (In Russ.).

8. Fedotova I.V., Ashirova S.A., Nekrasova M.M., Bobokha M.A. Sub"ektivnaya otsenka voditelyami gruzopassazhirskogo avtotransporta uslovii truda i vliyaniya ikh na sostoyanie zdorov'ya. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya, 2017, no. 10 (295), pp. 27-30. (In Russ.).

9. Churakova T.L. Professional'nyi stress i antitsipatsionnaya sostoyatel'nost' voditelei bol'shegruznykh mashin, perevozyashchikh gruzy na dal'nie rasstoyaniya. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Ural'skii region, 2021, no. 3, pp. 134-142. (In Russ.).

10. Churakova T.L. Antitsipatsionnaya sostoyatel'nost' i sklonnost' k somatizatsii u voditelei bol'shegruznykh mashin, perevozyashchikh gruzy na dal'nie rasstoyaniya. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Ural'skii region, 2021, no. 4, pp. 148-154. (In Russ.).

11. Apostolopoulos Y., Sönmez S., Shattell M.M., Belzer M. Worksite-induced morbidities among truck drivers in the United States. Journal of the American Association of Occupational Health Nurses, 2010, vol. 58, no. 7, pp. 285-296. doi: 10.3928/089101 62-20100625-01

12. Apostolopoulos Y., Sönmez S., Shattell M.M., Gonzales C., Fehrenbacher C. Health survey of U.S. long-haul truck drivers: work environment, physical health, and healthcare access. Work, 2013, vol. 46, no. 1, pp. 113-123. doi: 10.3233/W0R-121553

13. Bokaba M., Modjadji P., Mokwena K.E. Undiagnosed hypertension in a workplace: The case of a logistics company in gau-teng, South Africa. Healthcare (Basel), 2021, vol. 9, no. 8, pp. 964. doi: 10.3390/healthcare9080964

14. Anderson G.D., Riley P. Determining standards of care for substance abuse and alcohol use in long-haul truck drivers. Nursing Clinics of North America, 2008, vol. 43, no. 3, pp. 357-365. doi: 10.1016/j.cnur.2008.04.003

15. Guest A.J., Chen Y.-L., Pearson N., King J.A., Paine N.J., Clemes S.A. Cardiometabolic risk factors and mental health status among truck drivers: A sys-tematic review. BMJ Open,

2020, vol. 10, no. 10, p. e038993. doi: 10.1136/bmjopen-2020-038993

16. Hatami A., Vosoughi S., Hosseini A.F., Ebrahimi H. Effect of Co-driver on job content and depression of truck drivers. Safety and Health at Work, 2019, vol. 10, no. 1, pp. 75-79. doi: 10.1016/j.shaw.2018.06.001

17. Josseran L., McNeill K., Fardini T., Sauvagnac R., Barbot F., Quera Salva M.A., et al. Smoking and obesity among long-haul truck drivers in France. Tobacco Prevention and Cessation,

2021. vol. 7, p. 66. doi: 10.18332/tpc/142321

18. Lalla-Edward S.T., Fobosi S.C., Hankins C., Case K., Venter W.D., Gomez G. Healthcare programmes for truck drivers in Sub-Saharan Africa: A systematic review and metaanalysis. PLoS One, 2016, vol. 11, no. 6, p. e0156975. doi: 10.1371/ journal.pone.0156975

19. Ojel-Jaramillo Romero J.M., Reiman A., Cañas Delgado J.J., Vayrynen S., Pekkala J., Forsman M. Delivery truck drivers' work outside the cab: Psychosocial discomforts and risks based on participatory video analyses. European Transport Research Review, 2018, vol. 10, no. 2, p. 27. doi: 10.1186/s12544-018-0299-3

20. Shattell M., Apostolopoulos Y., Collins C., Sonmez S., Fehrenbacher C. Trucking organization and mental health disorders of truck drivers. Issues in Mental Health Nursing, 2012, vol. 33, no. 7, pp. 436-444. doi: 10.3109/01612840.2012.665156

21. Shattell M., Apostolopoulos Y., Sonmez S., Griffin M. Occupational stressors and the mental health of truckers Issues in Mental Health Nursing, 2010, vol. 31, no. 9, pp. 561-568. doi: 10.3109/01612840.2010.488783

22. Solomon A.J., Doucette J.T., Garland E., McGinn T. Healthcare and the long haul: Long distance truck drivers - a medically under-served population. American Journal of Industrial Medicine, 2004, vol. 46, no. 5, pp. 463-471. doi: 10.1002/ajim.20072

23. Stasko J.C., Neale A.V. Health care risks and access within the community of Michigan over-the-road truckers. Work, 2007, vol. 29, no. 3, pp. 205-211.

24. Hege A., Lemke M.K., Apostolopoulos Y., Whitaker B., Sonmez S. Work-Life Conflict among U.S. Long-Haul Truck Drivers: Influences of Work Organization, Perceived Job Stress, Sleep, and Organizational Support. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2019, vol. 16, no. 6, p. 984. doi: 10.3390/ijerph16060984

25. Mendelevich V.D., Solov'eva S.L. Nevrozologiya i psikhosomaticheskaya meditsina. Moscow, Gorodets Publ., 2016. 600 p. (In Russ.).

26. Ushakov G.K. Pogranichnye nervno-psikhicheskie rasstroistva. Moscow, Meditsina Publ., 1987. 304 p. (In Russ.).

27. Mendelevich V.D. Antitsipatsionnye mekhanizmy nevrozogeneza. Moscow, Gorodets Publ., 2018. 448 p. (In Russ.).

28. Timutsa D.R. Sravnitel'nye osobennosti antitsipatsionnoi sostoyatel'nosti i sposobnosti k prognozirovaniyu u bol'nykh nevroticheskimi i somatoformnymi rasstroistvami. Prakticheskaya meditsina, 2019, vol. 17, no. 3, pp. 79-83. (In Russ.).

29. Ankin A.N. Vzaimosvyaz' antitsipatsionnoi sostoyatel'nosti i nervno-psikhicheskoi ustoichivosti u studentov-psikhologov. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Ural'skii region,

2015, no. 4, pp. 80-84. (In Russ.).

30. Ankin A.N., Stadnik O.S. Sootnosheniya prognosticheskikh sposobnostei i nervno-psikhicheskoi ustoichivosti u studentov. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Ural'skii region,

2016, no. 4, pp. 102-111. (In Russ.).

31. Granitsa A.S. Vzaimosvyaz' antitsipatsionnoi sostoyatel'nosti i intuitivnosti pri nevroti-cheskikh rasstroistvakh (kliniko-psikhologicheskie aspekty). Dis. kand. med. nauk. Moscow, 2020. 195 p. (In Russ.).

32. Feigenberg I.M. Veroyatnostnoe prognozirovanie v deyatel'nosti cheloveka i povedenii zhivotnykh. Moscow, N'yudiamed Publ., 2008. 192 p. (In Russ.).

Информация об авторе

Татьяна Львовна Чуракова — магистрант; Институт образования и практической психологии, Челябинский государственный университет.

Information about the author

Tatiana L. Churakova — master's student; Institute of Education and Practical Psychology, Chelyabinsk State University.

Статья поступила в редакцию 25.05.2022; прошла рецензирование 17.06.2022; опубликована 04.07.2022.

The article was received 25.05.2022; reviewed on 17.06.2022; published on 04.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.