Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И УРОВНЯ САМООЦЕНКИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И УРОВНЯ САМООЦЕНКИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
611
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНЫЕ РЕАКЦИИ / САМООЦЕНКА / ВРАЖДЕБНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Болденкова А.А., Осипенко И.М.

Проявление агрессии в студенческой среде стало частым явлением в современной России. Склонность к агрессивным реакциям наблюдается у половины исследуемых студентов. При этом отмечаются низкие показатели физической агрессии, но высокие оценки по шкале косвенной агрессии, раздражительности, негативизма. Исследование самооценки у студенческой молодежи показало, что им характерна в большей степени завышенная самооценка. Корреляционный анализ выявил положительную связь между уровнем агрессии и самооценки, т.е. чем выше уровень проявления агрессивных реакций, тем выше показатели самооценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Болденкова А.А., Осипенко И.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN AGGRESSIVE BEHAVIOR AND THE LEVEL OF SELF-ESTEEM AMONG STUDENTS

The manifestation of aggression among students has become a frequent phenomenon in modern Russia. The tendency to aggressive reactions is observed in half of the respondents of the university. At the same time, there are low indicators of physical aggression, but high scores on the scale of indirect aggression, irritability, negativism. A study of self-esteem among students has shown that they are characterized to a greater extent by overestimated self-esteem. Correlation analysis revealed a positive relationship between the level of aggression and self-esteem, i.e. the higher the level of aggressive reactions, the higher the self-esteem indicators.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И УРОВНЯ САМООЦЕНКИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 61:378.180.6:152 DOI: 10.37963/SMA.2021.4.249

^ ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И УРОВНЯ САМООЦЕНКИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Болденкова А.А.., Осипенко И.М. Научный руководитель-к.пс.н., доц. Осипенко И.М.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28. anastasiay12341 @mail.ru - Болденкова А.А. osipenkoir@mail.ru - Осипенко И.М.

Резюме. Проявление агрессии в студенческой среде стало частым явлением в современной России. Склонность к агрессивным реакциям наблюдается у половины исследуемых студентов. При этом отмечаются низкие показатели физической агрессии, но высокие оценки по шкале косвенной агрессии, раздражительности, негативизма. Исследование самооценки у студенческой молодежи показало, что им характерна в большей степени завышенная самооценка. Корреляционный анализ выявил положительную связь между уровнем агрессии и самооценки, т.е. чем выше уровень проявления агрессивных реакций, тем выше показатели самооценки.

Ключевые слова: агрессивные реакции, самооценка, враждебность, личность.

^ THE RELATIONSHIP BETWEEN AGGRESSIVE BEHAVIOR AND THE LEVEL OF SELF-ESTEEM AMONG STUDENTS

Boldenkova A.A, Osipenko I.M.

Scientific adviser - I.M. Osipenko, PhD.

Smolensk State Medical University 28, Krupskoy str., Smolensk, 214019, Russia anastasiay12341@mail.ru - A.A. Boldenkova osipenkoir@mail.ru - I.M. Osipenko

Abstract. The manifestation of aggression among students has become a frequent phenomenon in modern Russia. The tendency to aggressive reactions is observed in half of the respondents of the university. At the same time, there are low indicators ofphysical aggression, but high scores on the scale of indirect aggression, irritability, negativism. A study of self-esteem among students has shown that they are characterized to a greater extent by overestimated self-esteem. Correlation analysis revealed a positive relationship between the level of aggression and self-esteem, i.e. the higher the level of aggressive reactions, the higher the self-esteem indicators.

Key words: victimhood, coping strategies, self-esteem, personality features.

Введение. В современном мире агрессия и агрессивные реакции становятся предметом активных научных изысканий. Это связано с ростом насилия и агрессивного поведения в различных его проявлениях [4]. Особенно это стало актуально в молодежной среде. Современные студенты, в процессе профессионализации в ВУЗЕ сталкиваются не только со сложностями адаптации на начальном этапе учебы, но и проживают ряд глубоких психологических кризисов, таких как возрастной кризис, кризис профессионального становления, экзистенциальный кризис [6]. Это время серьезных умственных, эмоциональных нагрузок, перемен в социальных ролях и статусах, изменений условий жизни и круга общения. Все эти трансформации могут стать причиной повышения тревожности, возникновения стресса и проявления деструктивной агрессии [3].

В психологической науке наблюдается множество подходов к изучению агрессии, но однозначного ответа о природе её возникновения нет. Часто понятия агрессии и агрессивности используют как синонимы, но будет правильнее их разграничивать.

Под агрессией мы будем понимать поведение в конфликтных и фрустрирующих ситуациях, а агрессивность рассматривать в качестве личностного свойства, отражающего предрасположенность к агрессивным реакциям при возникновении фрустрирующих и конфликтных ситуаций [2]. Одним из важных компонентом социального бытия человека является самооценка. Б.Г. Ананьев отмечает, что

- 159 -

самооценка - это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств, и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов человека [1]. Самооценка включена во множество связей и отношений с различными свойствами личности и является центральным звеном произвольной саморегуляции [5].

Цель исследования заключалась в изучении взаимосвязи агрессивного поведения и уровня самооценки у студенческой молодежи.

Методика. В ходе исследования нами использовались: опросник агрессивности Басса - Дарки, который предназначен для выявления уровня агрессивности респондентов, опросник для изучения общей самооценки Г.Н. Казанцевой. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Выборку составило 30 студентов в возрастном диапазоне от 19 до 23 лет.

Результаты, полученные в ходе обработки полученных данных свидетельствуют о том, что склонность к агрессивным реакциям наблюдается у 53% респондентов, показатели нормы проявляются у 27% опрошенных. Низкий показатель агрессивности встречается у 20% исследуемых респондентов. Более детальное исследование агрессивных реакций, позволило нам выявить, что в студенческой выборке наблюдаются низкие показатели физической агрессии (83%), высокие оценки по шкале косвенной агрессии (93%), раздражительности (80%), негативизма (73%), вербальной агрессии (60%).

Исследование уровня враждебности в студенческой группе показывает, что низкий уровень проявляется у 14% студентов, показатели нормы представлены у 37% респондентов, высокий уровень индекса враждебности встречается у 49% респондентов (таблица1).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что студенты имеют выраженную склонность к агрессивным и враждебным реакциям. Эти реакции представлены высокими показателями, как по количественным, так и качественным характеристикам.

Таблица 1. Результаты исследования агрессивности и враждебности у студентов (%)

Индекс агрессии Индекс враждебности

Низкий уровень Норма Высокий уровень Низкий уровень Норма Высокий уровень

% 20 27 53 14 37 49

Исследование самооценки личности студентов показало, что низкий уровень самооценки представлен у 10% респондентов. Им характерно неприятие себя, негативное отношение к своей личности, проявление неуверенного поведение в социуме, сложность восприятия критики в свой адрес и повышенная чувствительность к замечаниям других.

Адекватная самооценка проявляется у 26% участвующих в исследовании студентов. Такие ребята склонны воспринимать свою индивидуальность, гармоничность личности. Показатели высокой самооценки наблюдаются у 64% испытуемых. Таким студентам характерна ценность себя, принятие себя, проявление уверенности в действиях и поведении, что позволяет им противостоять средовому воздействию, наблюдается позитивное отношение ко всему тому, что входит в сферу их «Я». Однако такой уровень самооценки может оказывать и негативное влияние на студентов, способствуя переоценке собственного потенциала, высокому уровню проявления эгоизма.

С целью выявления взаимосвязи между агрессивными реакциями и уровнем самооценки личности был проведен корреляционный анализ. По результатам корреляционного анализа мы видим, что наблюдается высокая положительная корреляция (г=0.559) между уровнем агрессивности и уровнем самооценки личности. Мы предполагаем, что чем выше уровень самооценки, тем выше проявление агрессивных реакций.

Выводы. Исследование агрессивных реакций у студенческой молодежи выявило высокий уровень общей ее выраженности, а также преобладание различных типов агрессивного взаимодействия в поведении. Наличие высокой самооценки и связи с агрессивными реакциями дает основание для разработки и проведения групповых и индивидуальных психокоррекционных занятий, направленных на снижение уровня агрессивности, развития саморегуляции на всех этапах ее осуществления.

Резюмируя вышесказанное, полагаем, что изучение данной темы позволит расширить представления о психологическом портрете студенческой молодежи в современных условиях и реалиях, а также актуализирует профилактическую работу психологических служб со студенческой аудиторией.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б.Г.Ананьев. - М.: Директ-Медиа, 2018. - 134 с.

2. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. - Спб.: 2016 . - 30 с.

3. Налчаджян А.А. Агрессивность человека / А.А. Налчаджян. - СПб.: Питер, 2017.- 736 с.

4. Пирожков В.Ф. Криминальная психология / В.Ф. Пирожков. -М.: «Ось-89», 2007. - 704 с.

5. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии/К.Р. Сидоров//Мир психологии. - 2016. Т.4, .№2. - С.224-234.

6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э.Экиксон. -М.: 2016. - 205 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.