Научная статья на тему 'Взаимосвязь адаптационного потенциала и эмоционального Выг орания у спортсменок хоккея на траве'

Взаимосвязь адаптационного потенциала и эмоционального Выг орания у спортсменок хоккея на траве Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
94
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКИЙ ХОККЕЙ НА ТРАВЕ / FEMALE FIELD HOCKEY / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / EMOTIONAL BURNING OUT / ОПЕРАТИВНЫЙ И СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ / OPERATIVE AND REGULAR CONTROL OF SPORTSMEN'S PSYCHOEMOTIONAL CONDITION / ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПОРТСМЕНОВ / ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EFFICIENCY OF COMPETITIVE ACTIVITY / ADAPTABLE POTENTIAL / PREVENTIVE MEASURES OF EMOTIONAL BURNING OUT OF SPORTSMEN / PSYCHOCORRECTIONAL ARRANGEMENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барабанов А.Г., Вепринцева Н.Ю.

Актуальность проблемы выгорания спортсменов высокой квалификации связана с негативными последствиями: снижением мотивации к занятиям, эффективности тренировочной и соревновательной деятельности, преждевременным уходом из спорта. В исследовании представлены результаты оценки эмоционального выгорания и адаптационного потенциала хоккеисток на траве в течение годичного цикла. Установлены многочисленные взаимосвязи между этими показателями. Обсуждаются возможные мероприятия по профилактике эмоционального выгорания у спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Барабанов А.Г., Вепринцева Н.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF ADAPTABLE POTENTIAL AND EMOTIONAL BURNING OUT OF FIELD HOCKEY SPORTSWOMEN

The actuality of a problem of burning out of high qualification sportsmen is connected with its negative consequences: motivation decrease to trainings, efficiency of training and competitive activity, premature leaving sport. The estimation results of emotional burning out and adaptable potential of field hockey sportswomen during a year cycle are presented in this research. Numerous interrelations between these indices are exposed. Possible preventive measures of emotional burning out of sportsmen are discussing.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь адаптационного потенциала и эмоционального Выг орания у спортсменок хоккея на траве»

УДК 796.01:159.9

взаимосвязь адаптационного потенциала и эмоционального выгорания у спортсменок

хоккея на траве

Профессор А. Г. Барабанов,

ведущий психолог НИИ лаборатории психологических проблем физической культуры и спорта, Н. Ю. Вепринцева,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

Актуальность проблемы выгорания спортсменов высокой квалификации связана с негативными последствиями: снижением мотивации к занятиям, эффективности тренировочной и соревновательной деятельности, преждевременным уходом из спорта.

в исследовании представлены результаты оценки эмоционального выгорания и адаптационного потенциала хоккеисток на траве в течение годичного цикла. Установлены многочисленные взаимосвязи между этими показателями. Обсуждаются возможные мероприятия по профилактике эмоционального выгорания у спортсменов.

Ключевые слова: женский хоккей на траве, адаптационный потенциал, эмоциональное выгорание, оперативный и систематический контроль психоэмоционального состояния спортсменов, профилактика эмоционального выгорания спортсменов, психокоррекционные мероприятия, эффективность соревновательной деятельности.

Как известно, значительные физические и эмоциональные нагрузки высококвалифицированных спортсменов требуют больших физических и психических энерготрат. Длительное эмоциональное напряжение без должного восстановления и необходимость работы в однообразном, напряжённом ритме способствуют формированию синдрома эмоционального выгорания. Это понятие введено американским психиатром Фрейднбергом в 1974 году. Эмоциональное выгорание проявляется: в нарастающем безразличии к своим обязанностям и происходящему на работе, в ощущении собственной профессиональной несостоятельности, в неудовлетворенности работой, в явлениях деперсона-

52

лизации, и, в конечном итоге, в резком ухудшении качества жизни.

Зарубежные и отечественные исследователи всё больше уделяют внимание этому феномену (С. Maslach, S. Jackson, 1984; В. В. Бойко, 1999; Н. Е. Водопьянова, Е. С. Стар-ченкова, 2005; В. Е. Орел, 2007 и другие) [1, 2, 3, 4].

Выгорание - это отчасти функциональный стереотип, поскольку оно позволяет спортсмену дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на эффективности спортивной деятельности, на отношениях в команде. Выгорание приводит к постепенной утрате эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляется в симптомах утомления, в личной отстраненности и в снижении удовлетворённости от работы.

Нами проведено обследование 18 спортсменок команды высшей лиги «Смена» женского хоккея на траве, возраст которых от 15 до 21 года (8 спортсменок - 19941996 г. р., 10 спортсменок - 1990-1992 г. р.), спортивной квалификации КМС и МС. Цель обследования: выявление уровня адаптационного потенциала, уровня эмоционального выгорания.

Диагностика показателей адаптационного потенциала проводилась с помощью РОФЭС - аппаратно-программного комплекса регистрации оценки функционально-эмоционального состояния (http:// rofes.ru). Этот показатель в процентах оценивает готовность выполнения человеком своих жизнедеятельных функций, характеризует степень гармоничности структур человека, баланс его физиологических и психических состояний на предъявляемые требования окружающей среды. Чем выше адаптационный потенциал

№1 l 2012

спортсмена, тем больше готовность выполнять стоящие перед ним задачи. Относительной нормой является показатель выше 40%. Он оценивается в различные периоды деятельности спортсменов.

Диагностика уровня эмоционального выгорания нами проводилась с помощью опросника В. В. Бойко по показателям: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, ощущение «загнанности в клетку», тревога и депрессия, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональный дефицит, эмоциональная отстранённость, личностная отстранённость, психосоматические и психовегетативные нарушения. Эта методика позволяет определить ведущие симптомы «выгорания», что важно для дальнейшей психокоррекционной работы, а также подсчитать сумму баллов по всем симптомам, определяющим уровень выгорания в целом.

Показатель адаптационного потенциала менялся в течение игрового сезона. Данные представлены на рисунке.

Снижение показателей адаптационного потенциала мы наблюдаем в середине сезона и в конце. В период с марта по июнь значения адаптационного потенциала свидетельствуют о его снижении по отношению к норме. Это можно объяснить утомлением и высокими соревновательными нагрузками. В связи с отмеченным снижением адаптационного потенциала в августе со спортсменками проведены восстановительные мероприятия: снижение тренировочных нагрузок, переключение на другие виды спорта, массаж, мануальная терапия, сауна, психокоррекционные занятия. Из представленных на рисунке данных видно, что они дали положительный результат: самый высокий показатель адаптационного потенциала - в августе - сентябре. В сентябре - ноябре адаптационный потенциал остаётся в норме, что демонстрируют результаты восстановительных мероприятий. В конце года мы снова на-

блюдаем снижение адаптационного потенциала ниже уровня нормы. Контроль состояния адаптационного потенциала важен не только на протяжении сезона, но и по завершении. Низкие показатели адаптационного потенциала требуют внимания тренера, психолога. Они также указывают на необходимость организации пси-хокоррекционных, восстановительных мероприятий, которые позволяют восстановить эмоциональные и физические силы спортсменов и подготовиться к новому сезону.

Диагностика уровня эмоционального выгорания проводилась в декабре, по завершении сезона. Низкий уровень эмоционального выгорания в этот период выявлен у 16,6% испытуемых, средний уровень имеют 45%, высокий - у 38,9% обследуемых спортсменок. Высокий уровень выгорания имеет лишь одна высококвалифицированная спортсменка из старшего возрастного состава, в то время как среди младшего состава высокий уровень выгорания имеют 7 человек. Эти спортсменки принимали участие и в чемпионате России среди женских команд Суперлиги, и в первенстве России по хоккею на траве. Значительные соревновательные нагрузки, ещё недостаточно развитое умение управлять своим эмоциональным состоянием у спортсменок привели к появлению симптомов выгорания. Наиболее выражены следующие симптомы выгорания: переживание психотравмирующих обстоятельств, тревога, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, личностная отстранённость, редукция профессиональных обязанностей (таблица).

Выявлены отрицательные достоверные корреляционные связи между показателями адаптационного потенциала и симптомами эмоционального выгорания: ощущение «загнанности в клетку» (-0,47 при р <0,05), тревога (-0,47 при р <0,05), эмоциональная дезадаптация (-0,47 при р <0,05), расширение сферы экономии эмоций (-0,48 при р <0,05), эмоциональный дефицит (-0,48 при р<0,05). Таким образом, чем ниже показатель адаптационного потенциала, тем более выражены перечисленные симптомы. При анализе полученных

январь февраль март июнь август сентябрь ноябрь декабрь

□ адаптационный потенциал

Рис. Средние показатели адаптационного потенциала у хоккеисток на траве на протяжении годичного цикла

№1 I 2012

53

Таблица 1

Средние показатели, коэффициенты вариации симптомов выгорания у хоккеисток на траве

Симптомы выгорания Средние значения (Хр±8)

переживание психотравмирующих обстоятельств 22,6±1,5

неудовлетворённость собой 7,6±1,3

ощущение «загнанности в клетку» 9,1±1,9

тревога и депрессия 22,2±1,8

неадекватное избирательное эмоциональное реагирование 21,8±1,4

эмоционально - нравственная дезориентация 8,8±1,5

расширение сферы экономии эмоций 11,9±1,9

редукция профессиональных обязанностей 15,9±1,9

эмоциональный дефицит 12,2±1,7

эмоциональная отстранённость, 11,3± 1,5

личностная отстранённость 16,9±2,3

психосоматические и психовегетативные нарушения 9,5±1,1

результатов, мы уделяли большое внимание индивидуальным данным, тому, какие симптомы выгорания доминируют у данной спортсменки, какой симптом более отягощает эмоциональное состояние личности.

Оперативный и регулярный контроль функционального и психологического состояния спортсмена на протяжении годичного цикла позволяет проводить своевременную профилактическую и коррекци-онную работу. При таком подходе тренер и психолог имеют возможность наблюдать степень адаптации каждого спортсмена к нагрузкам, индивидуализировать их с учётом возраста, уровня подготовленности и функционально-эмоционального состояния, целенаправленно организовать восстановительный период, восстановительные мероприятия.

Профилактика эмоционального выгорания спортсменов - важная задача, которая требует внимания спортивных психологов, врачей, тренеров. Проблема выгорания прямо связана с эффективностью соревновательной деятельности, так как эмоциональное выгорание существенно снижает мотивацию занятий спортом, редукцию профессиональных обязанностей и результативность в целом. Индивидуальная и групповая психологическая работа позволяет спортсмену осознать свои негативные эмоции. Как показывают наши наблюдения, особенно подвержены выгоранию те, кто тренируется под руководством авторитарного тренера. В этом случае спортсмены редко высказывают своё мнение, дисциплина держится на страхе наказания. При этом важна специальная работа с раз-

рушительными негативными чувствами (в частности, агрессивными). Результатом этой работы становится осознание и освобождение от разрушительных чувств. Следующий этап — пересмотр спортсменом своих жизненных «мифов», целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе, спорту. Здесь важно принять и укрепить «Я» спортсмена, помочь осознать ценность жизни, принять ответственность за своё здоровье и занять профессиональную позицию. Несомненно, это большая, длительная работа спортсмена над собой. В результате неё обретается большая уверенность в себе, в своих силах, формируется умение управлять своими эмоциями. Шаг за шагом спортсмен преодолевает возникшие симптомы выгорания и снова готов к эффективной тренировочной и соревновательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В. В. Бойко. - СПб.: Сударыня, 1999. - 30 с.

2. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. -СПб.: Питер, 2005. - 336 с.

3. Орёл, В. Е. Синдром психического выгорания личности [Текст] / В. Е. Орёл. - М., 2007. - 172 с.

4. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования [Текст] / В. Е. Орел // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22 - № 1. - С. 90-101.

54

№1 ! 2012

interrelation of adaptable potential and emotional burning out of field hockey sportswomen

A. Barabanov, Professor,

N. Veprinceva, leading psychologist of laboratory researching psychological problems of physical training and sport of Scientific Research Institute,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information: 350015, Krasnodar city, Budyennogo str., 161.

The actuality of a problem of burning out of high qualification sportsmen is connected with its negative consequences: motivation decrease to trainings, efficiency of training and competitive activity, premature leaving sport.

The estimation results of emotional burning out and adaptable potential of field hockey sportswomen during a year cycle are presented in this research. Numerous interrelations between these indices are exposed.

Possible preventive measures of emotional burning out of sportsmen are discussing.

Key words: female field hockey, adaptable potential, emotional burning out, operative and regular control of sportsmen's psychoemotional condition, preventive measures of emotional burning out of sportsmen, psychocorrectional arrangements, efficiency of competitive activity.

№1 l 2012

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.