Научная статья на тему 'Взаимопроникновение музыки хэви-метал и современности'

Взаимопроникновение музыки хэви-метал и современности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1192
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХЭВИ-МЕТАЛ / СУБКУЛЬТУРА / КАРНАВАЛИЗАЦИЯ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ЭКСТАТИЧНОСТЬ / HEAVY-METAL / SUBCULTURE / KARNAVALIZATION / POSTMODERNISM / EKSTATICHNOST

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Величко И. В.

Данная статья посвящена анализу влияния музыки хэви-метал на современную культуру и раскрытию ее особенностей на примере мастер-класса, проведенного в рамках празднования десятилетия направления «Искусства и гуманитарные науки». В статье рассматривается история и возникновение данного музыкального направления, его стилевое расслоение и основные характеристики как субкультуры, а так же роль в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC INTERPENETRATION HEAVY-METAL AND PRESENT

This article is devoted to the analysis of influence of music a heavy-metal on modern culture and to disclosure of its features on the example of the master class which has been carried out within celebration of decade of the "Arts and Humanities " direction. In article the history and emergence of this musical direction, its style stratification and the main characteristics as subcultures, and as a role in the modern world is considered.

Текст научной работы на тему «Взаимопроникновение музыки хэви-метал и современности»

УДК 78.03

И. В. Величко (Тула, ТГПУ им. Л. Н. Толстого) Тел.: (4872) 35-74-37, e-mail: phileo@tspu.tula.ru

ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ МУЗЫКИ ХЭВИ-МЕТАЛ И СОВРЕМЕННОСТИ

Данная статья посвящена анализу влияния музыки хэви-метал на современную культуру и раскрытию ее особенностей на примере мастер-класса, проведенного в рамках празднования десятилетия направления «Искусства и гуманитарные науки». В статье рассматривается история и возникновение данного музыкального направления, его стилевое расслоение и основные характеристики как субкультуры, а так же роль в современном мире.

Ключевые слова: хэви-метал, субкультура, карнавализация, постмодернизм, экстатичность

Возникновение хэви-метал как одного из музыкальных направлений закономерно обусловлено как временем, так и желанием людей найти в музыке посредническую способность формировать экстатическое состояние. Постепенно такие инструменты, как электрогитара с применяемым эффектом «дисторшн», бас-гитара, и ударные, находят все более последовательное и частое применение, становясь в итоге основным выразительным средством, определяющим характер и степень эмоционального накала в хэви-метал музыке.

Влияние хэви-метала на современную культуру обусловлено, в первую очередь, повсеместностью распространения этой музыки, особой уникальной эстетикой и трансформацией музыки в культурный феномен. Как всякая достаточно цельная область современной музыкальной культуры, хэви-метал требует и определенной культуры ее исполнения и восприятия. Для этого он должен быть осознан не как негативный стиль в музыке по сравнению с другими областями музыкальной культуры и не как абсолютно позитивный, как его оценивают фанаты, а как обычный музыкальный стиль со своими характерными чертами. Его преемственность от экстатических обрядов древности и современности указывает на глубокую укорененность психологических потребностей человека в экстатических разрядках. Для хэви-метала, а в целом и для всей рок-музыки, как феномена постмодернистской реальности, так же как и для постмодернизма, характерны плюрализм, фрагментарность, прерывность, изменчивость, неопределенность, эклектизм, так же, как и для посмодернистского мировоззрения, отражающего перемены

522

\ -'тш

/ it

1 1 Y.J 1

социокультурной реальности. Необходимо отметить множественность интерпретаций смыслов хэви-метала.

К примеру, достаточно отметить тот факт, что на сегодняшний день стерта четкая разница между понятиями хард-рок и хэви-метал - нет однозначности в дефинициях тех или иных направлений и чаще всего используется обобщающие термины «рок» или «метал», часто подразумевающие одно и то же. Кроме того, часто довольно сложно отнести творчество того или иного музыкального коллектива к какой-либо одной определенной категории. Если не проводить тщательный музыковедческий или культурологический анализ, это сделать бывает невозможно, поскольку музыканты, в своем стремлении экспериментировать и искать новые формы выражения часто смешивают одно направление с другим. Эклектика весьма характерна для хэви-метала и для постмодернизма в целом.

Для выявления основных отличий рок-музыки от хэви-метал необходимо обратиться к истории возникновения данного музыкального направления. Хэви-метал представляет собой отдельное направление в "металлической" музыке. Несмотря на название, звучание музыки этого стиля нельзя назвать наиболее "тяжелой" разновидностью из имеющегося музыкального "металла". В категорию хэви-метал сегодня принято включать канонические образцы жанра, т.е. музыку образца 70-х годов, создаваемую в те времена группами Judas Priest и Black Sabbath. Упоминается о таком стиле, как хард-рок (англ. hard rock, дословно тяжелый рок или жёсткий рок) — стиль рок-музыки, характеризующийся выделенной ролью т. н. ритм-секции, главным образом бас-гитары и ударных инструментов. Композиции этого жанра часто построены на риффах в фигурах с размером 4/4.

Анализ влияния музыки хэви-метал на современную культуру и раскрытию ее особенностей, на наш взгляд, наиболее полно можно продемонстрировать на примере мастер-класса, проведенного в рамках празднования десятилетия направления «Искусства и гуманитарные науки» 21 декабря 2012 года. На данном мастер-классе присутствовали учащиеся как различных школ Тулы и Тульской области, так и студенты и аспиранты ТГПУ им. Л. Н. Толстого.

В ходе мастер-класса были рассмотрены особенности и различия хэви-металлической музыки и ее стилевое расслоение. С помощью ноутбука на примерах разных композиций было наглядно продемонстрирована музыка разных металлических стилей. Например,

Steeler - Undercover Animal Debauchery - Blood for the Blood God Slayer - Circle of Beliefs Helloween - March of Time Lord Belial - Angelgrinder

Прослушивание данных произведений обращает внимание на то, что возникновение смыслов в хэви-метале идет не только через звук. Восприятие музыки основано на вероятностном предвосхищении как мелодии, так и ритма. Ритм предвосхищать проще (в силу универсальной, повсеместной природы ритма в окружающем мире) Помимо четко выраженного ритмического рисунка партии ударных, одним из средств выразительности хэви-метала является остинанто. Такая структура наиболее характерна для рок-музыки в целом - за исключением стилей, приближающихся по своей сути к джазу и классической музыке - такие как арт-рок, прогрессив-метал, или представляющие собой эксперимент -как психоделические направления. И. Чижова считает, что такое остинанто в роке имеет связь с источником формирования экстатических состояний, присущих магическим обрядам древности [2, 103]. Необходимо отметить, что при наличии такой четкой системы, в хэви-метал композициях обязательно присутствует доля импровизации - даже при условии наличия партитур с нотной записью, на концертах музыканты никогда не исполняют свои произведения четко по нотам. Один концерт всегда будет отличаться от другого, на котором будут исполняться те же песни, что и на первом.

Среди участников мастер-класса находились постоянные слушатели хэви-метал, в связи с чем назрела необходимость сказать несколько слов о субкультуре фанатов данного музыкального направления.

Данная субкультура появилась в 1970-е годы и объединила поклонников тяжёлой музыки. Субкультура наиболее широко распространена в Европе и в северной Америке, при этом ее представители есть во всем мире. В 80-е годы мода в мире металла во многом определялась популярностью глэм-метала, было популярно ношение белых, «тигровых» и т. п. кожаных курток, белых кроссовок, но в конце 80-х - начале 90-х сформировался более агрессивный и более практичный костюм фаната тяжелой музыки — в стиле «чёрная одежда и кожаная куртка с клёпками». Одним из первых стал так одеваться на сцене Роб Хэлфорд, вокалист английской группы Judas Priest. С 1978 года он стал появляться на сцене в чёрной фуражке (похожей на форменный головной убор эсэсовцев) и кожаной одежде с металлическими клёпками. Этот имидж был подхвачен другими группами, такими как Manowar, Slayer и др. Представители движения вслед за Хэлфордом носят чёрную одежду (узкие джинсы или кожаные штаны, заправленные в высокие ботинки), кожаные куртки с металлическими заклёпками. По словам самого Роба Хэлфорда, сценический имидж исполнителей должен соответствовать музыке, которую они играют: «Когда ты играешь по-настоящему тяжёлые, колотящие энергичные аккорды и наводящие ужас риффы, ты и должен выглядеть, будто делаешь это». Говоря о появлении кожаного имиджа Хэлфорда во время мирового турне 1978 года, Глен Типтон, гитарист Judas

Priest, заметил: «Именно тогда родился весь кожаный имидж, и теперь он просто не разделим с музыкой хэви-метал, как раньше — спандекс и атласные штаны или даже джинсы и футболки».

В ходе мастер-класса состоялась дискуссия о значении субкультуры в современном мире, которая выявила тот факт, что хэви-метал не является музыкой, создающейся исключительно в рамках своей субкультуры. Это универсальное музыкальное направление, получившее свое распространение по всему миру.

В завершение мастер-класса был подведен итог о значении хэви-метала в современном мире и его влиянии на музыку, а так же о важности и самобытности данного музыкального направления. Это направление стало культурным феноменом, распространившимся за пределы музыки. Тематика песен, философия, образ жизни и имидж музыкантов и их поклонников стали важным явлением современной культуры. Музыка «металлических» жанров распространена практически во всех странах, но наиболее крупные сцены сформировались в северной Европе (Британия, Скандинавия, Германия) и северной Америке (США, Канада). Во всех странах Европы, существуют развитые региональные сцены, так же как и в Бразилии, Мексике, и многих других неевропейских странах. Хэви-метал не только как музыкальное направление, но и как стиль жизни нашел свое признание по всему миру, и даже в таких странах, как Китай, Индия, Израиль, Индонезия, Япония, в которых либо по религиозным убеждениям, либо по культурным особенностям прослушивание данной музыки нежелательно. По наличию сильного игрового элемента хэви-метал близок к художественно-образным формам, именно к театрально-зрелищным. Хэви-метал, как уже было сказано, всегда противопоставлял себя массовой культуре, о чем свидетельствует его дух протеста и бунтарства. Именно поэтому мы можем встретить самые разнообразные тексты у исполнителей хэви-метала, от социально-философских (Death, Kreator, Dream Theater, Iron Maiden) до откровенно эпатажных и бунтарских (Debauchery, Deicide). В качестве примера можно привести высказывание Тома Арайи, музыканта группы Slayer: "Наша музыка -смесь взгляда по ту сторону смерти, вымысла и искусства. Мы делаем на сцене гротесковое шоу , театр абсурда, пародию на что то и тех-то - как считают журналисты. На самом деле мы делаем то , что видим, знаем, исходя из своих представлений об искусстве, жизненного опыта. Мы поем о виде социальных ужасов, которые, увы, никогда не кончатся, но мы и наши слушатели не должны ненавидеть за это и себя и других, а стараться сделать мир лучше - жизнь всего одна и не надо топить ее в ненависти" [2]. В связи с этим нельзя не отметить важность и значимость метал-культуры как мирового культурного феномена, доказывающего, что этот феномен может существовать вне времени, невзирая на социальные перемены и изменения в молодежной моде.

Литература

1. Морозов А. Slayer: дьявольское в музыке // Metal Hammer. 2008. № 3. С. 31-40.

2. Чижова А. И. Рок музыка как культурно-исторический феномен. М., 1993. 159 с.

I. V. Velichko

MUSIC INTERPENETRATION HEAVY-METAL AND PRESENT

This article is devoted to the analysis of influence of music a heavy-metal on modern culture and to disclosure of its features on the example of the master class which has been carried out within celebration of decade of the "Arts and Humanities" direction. In article the history and emergence of this musical direction, its style stratification and the main characteristics as subcultures, and as a role in the modern world is considered.

Keywords: heavy-metal, subculture, karnavalization, postmodernism, ekstatichnost.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.