Научная статья на тему 'Взаимоотношения общества и полиции за рубежом и в России'

Взаимоотношения общества и полиции за рубежом и в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2049
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / ОБЩЕСТВО / ПАРТНЕРСТВО / ИНТЕРНЕТ / POLICE / SOCIETY / PARTNERSHIP / INTERNET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильченко В. А.

Рассматривается система обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации, «полицейская» реформа и партнерство как модель взаимоотношений граждан и полиции; анализируется опыт взаимодействия полиции и общества за рубежом, концепция работы полиции с населением как традиционный стиль полицейской деятельности, определяемый как коммунально-ориентированный; выделяется аудит органов внутренних дел как традиционный инструмент контроля гражданской власти за соблюдением законов полицией и администрацией, а также работа полицейских структур в социальных сетях и усиление с ее помощью взаимодействия с населением на локальном и личностном уровне для обеспечения диалога и обратной связи общества и полиции, повышения доверия населения к полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN SOCIETY AND THE POLICE ABROAD AND IN RUSSIA

The article considers the system of public security in the Russian Federation, the police reform and partnership as a model of interactions between citizens and the police. The experience of cooperation between the police and society in foreign countries is analyzed. The concept of police work with the population is defined as a traditional community-oriented style of law enforcement activities. The audit of internal affairs agencies is regarded as a traditional instrument of the civil authorities' control over law observance by the police and the administration. The work of police agencies in social networks in order to strengthen the interaction with the population at the community and individual level is examined. Such work ensures the dialogue and feedback between the public and the police and improves public confidence in the police.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения общества и полиции за рубежом и в России»

138

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 1, с. 138-141

УДК 34.08

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА И ПОЛИЦИИ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ © 2015 г. В.А. Ильченко

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Поступила в редакцию 29.12.2014

Рассматривается система обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации, «полицейская» реформа и партнерство как модель взаимоотношений граждан и полиции; анализируется опыт взаимодействия полиции и общества за рубежом, концепция работы полиции с населением как традиционный стиль полицейской деятельности, определяемый как коммунально-ориентированный; выделяется аудит органов внутренних дел как традиционный инструмент контроля гражданской власти за соблюдением законов полицией и администрацией, а также работа полицейских структур в социальных сетях и усиление с ее помощью взаимодействия с населением на локальном и личностном уровне для обеспечения диалога и обратной связи общества и полиции, повышения доверия населения к полиции.

Ключевые слова: полиция, общество, партнерство, Интернет.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [1] внес изменения в круг субъектов российского права за счет реорганизации милиции в полицию. Обеспечение общественной безопасности названо законодателем в качестве одного из назначений российской полиции, становление которой явилось результатом модернизации и совершенствования деятельности системы органов внутренних дел.

Современное государство остро нуждается в научно разработанной концепции обеспечения общественной безопасности российской полиции в свете новой модели взаимоотношений граждан и полиции - партнерства.

Для понимания особенностей существующей системы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации, внедрения новых инновационных технологий обеспечения безопасности личности, общества и государства необходимо исследование соответствующей деятельности полиции через призму нормативных предписаний административного права. Изучение существующих тенденций, противоречий общественного развития, угроз общественной безопасности, определение теоретического понятия общественной безопасности, отбор организационно-правовых форм и методов деятельности полиции в сфере обеспечения общественной безопасности позволят разработать стратегию совершенствования системы обеспечения безопасности личности, общества и государства на длительный период, своевременно вносить изменения в законодательство в соответствии с возникающими или исчезающими

угрозами, понять характер социальной трансформации российского общества [2].

Одной из ключевых целей реформирования органов внутренних дел, по мнению Г.А. Нафи-ковой, стало придание российской милиции «человеческого» облика [3]. Данная цель должна восприниматься предельно широко. Залогом верного понимания сути «полицейской» реформы, ее проблем и противоречий является правильное понимание «человеческого лица» органов внутренних дел. Это требует, с одной стороны, совершенствования и изменения сознания полицейских, а, с другой стороны, не меньшее значение имеет необходимость преобразования общественного сознания.

Если обратиться к опыту взаимодействия полиции и общества за рубежом, то определенное значение имеют рекомендации Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по реализации концепции и стратегии эффективной оценки работы полиции. Они включают в себя:

- общие критерии оценки процессов реализации полицейской деятельности по месту жительства населения (уместность, эффективность и действенность, влияние и устойчивость);

- проведение опросов общественного мнения и интервьюирование целевых групп по вопросу эффективности работы полиции и ситуации с безопасностью в жилых районах и мерами ее обеспечения;

- составление отчетов о внутреннем и общественном контроле над полицейской деятельностью;

- анализ сообщений в средствах массовой информации;

- ведение записей о совместных действиях полиции и общества;

- анализ жизнеспособности официальных и неформальных общественных форумов и т.д.

Эти качественные критерии должны дополняться количественными показателями уровня раскрываемости преступлений, статистики преступлений.

Общество должно быть информировано о результатах оценки, причем следует предоставить возможность для размышлений и празднования успехов, достигнутых в процессе решения проблем. Все это способствует вовлеченности населения в сотрудничество и укреплению партнерства между полицией и обществом.

Концепция работы полиции с населением возникла в качестве важнейшего оперативного дополнения традиционного стиля полицейской деятельности. Данный подход характеризуется и более глубоким вовлечением в полицейскую деятельность других ведомств и общества в целях обеспечения более эффективной и действенной борьбы с преступностью и укрепления отношений между полицией и местным населением.

На сегодняшний момент времени доминирующей идеологией правоохранительных органов зарубежных стран в отношениях с обществом является так называемая концепция коммунально-ориентированной деятельности полиции. Термин community policing трактуется как признание и одобрение роли общества в оказании влияния на философию управленческой деятельности полиции [4].

Основной критерий социальной эффективности работы полиции, когда граждане воспринимают полицию как «свою», находит все более широкое применение в оценке ее работы. Определение облика сотрудника полиции как друга и помощника, а ее профессиональной деятельности как служение обществу - главное в построении отношений между полицией и населением, а основной критерий оценки ее деятельности - общественное мнение.

Отношение с обществом основывается на учёте интересов людей; полицейский должен действовать и поступать так, чтобы служить интересам всех членов общества - родителей и их детей, обывателя, жалобщика или преступника. Именно это центральное положение обращения с людьми является основой современного метода отношения с обществом, метода, который требует переворота в полицейском мышлении; это новое социальное понятие, когда каждый полицейский должен стремиться достигнуть успеха в решении проблем, связан-

ных с людьми. Полиции необходимо признать свою социальную ответственность, если она хочет, чтобы отношения с обществом имели эффективные результаты. Главное предназначение всех полицейских сил, по мнению Р.Г. Гусева, автора статьи «Зарубежный опыт разработки критериев и механизмов оценки деятельности правоохранительных органов» -удовлетворение социальных потребностей людей. Общественным отношениям нужно служить именно в этом принципиально новом понимании отношений с обществом [5].

За рубежом полиция давно опирается на поддержку общества. Это необходимо для получения информации, а также для предотвращения и расследования преступлений. Вместе с тем это взаимодействие с обществом повышает и доверие населения к полиции. Граждане знают, что от них зависит обеспечение собственной безопасности. За счет такого партнерства между гражданами и полицией, как записано в рекомендации старшего полицейского советника при Генеральном секретаре ОБСЕ, граждане начинают чувствовать за собой часть ответственности за поддержание должного качества жизни и решение социальных проблем в своем районе [6, 7].

Аудит органов внутренних дел является традиционным инструментом контроля гражданской власти за соблюдением законов со стороны полиции и администрации в зарубежных странах. Кроме административного контроля (в материковой Европе) аудит играет все более важную роль при консультировании министров внутренних дел, при управлении и оценке результатов деятельности полиции, а также в оценке государственной внутренней политики в целом.

Ещё одна тенденция наблюдается в англосаксонских странах, где аудит играет роль «сторожевого пса» общественности. Прозрачность современных государственных администраций, и полиции в их числе, заключается в том, что они обязаны действовать открыто под общественным контролем и не отступать от этого правила. Прозрачность же, как утверждает А. К. Киселёв, может быть измерена степенью гласности фактов. Аудиторские отчеты являются открытыми (с небольшим исключением) и доступными для общественности через вебсайты аудиторских агентств. Аудиторские отчеты включают базовые оценки каждой из местных полицейских станций и содержат информацию о лучших отзывах о полиции, стоимости полицейских услуг, размерах должностных окладов, бонусах, размерах и видах страховки для офицеров полиции, о соответствии полицейских отчетов реальной ситуации с выделе-

140

В.А. Ильченко

нием бюджетных средств и т.п. Система аудиторских отчетов была введена в Великобритании 15 лет тому назад, во Франции - с 2006 г. в соответствии с Законом о национальной полиции 1966 г. При этом британская система управления аудита и контроля над полицией не имеет себе равных среди полицейских служб во всем мире, за исключением, возможно, Австралии [8].

Сегодня наблюдается повышение роли социальных сетей в Интернете. Однако малоисследованной стороной работы современной полиции в странах Европы является работа полицейских структур в социальных сетях Интернета. Люди создают и отправляют по Интернету и Скайпу текстовые, фото- и видеосообщения, общаются с друзьями, посылают на день рождения пожелания, узнают новых людей, просят о помощи и др.

Социальные системы информации стали частью повседневной жизни. Поэтому данное социальное развитие не может быть проигнорировано полицейскими силами, которые теперь обязаны следовать за гражданами в интернет-сетях.

Полицейские силы в России стремятся находиться в курсе подобных событий. При этом офицеры полиции могут использовать, например, Twitter или Facebook без ограничений и в значительной степени на пользу полиции. Например, благодаря социальным сетям в Нижнем Новгороде удалось выйти на след убийцы-студента, который застрелил своего преподавателя по политическим убеждениям. Люди принимают технологию как необходимость, размышляя, как использовать новшества в своей работе. Этот подход обеспечивает сотрудников полиции высокой степенью свободы, позволяет им держать контроль над теми, кто использует социальные сети, и предупреждать о потенциальных угрозах и об их источниках.

Сотрудники полиции имеют дело с разнообразием социальных средств информации и при этом используют для их отбора модульный подход. Он позволяет постоянно быть в курсе изменений, когда некоторые сети, не являющиеся популярными сегодня, завтра могут приобрести чрезвычайную популярность среди широких слоев пользователей Интернета.

Некоторые национальные полицейские силы, в том числе и в России, привлекают средства социальной информации централизованно. В этом случае используется собственный полицейский веб-сайт как центр сбора и одновременно как архив для всей важной информации, поступающей из социальных сетей. Это удобно, поскольку содержание информации остается под полным контролем и им можно управлять в

интересах полиции. Но и в таком случае пользователи, являющиеся одновременно источниками важной информации, пользуются доверием полицейских сил.

Общая цель социальных сетей - распространение информации. Эта цель полностью соответствует интересам полиции, поскольку помогает ускорять и расширять традиционные возможности полицейского информационного оповещения. Например, полиция может сообщать гражданам в режиме реального времени о недавних преступлениях, дорожных происшествиях, пропаже людей, краже транспортных средств, о подозреваемых или арестованных лицах. Эти сообщения могут быть связаны с просьбами о помощи, исходящими от самого населения. Как показывает небогатый пока опыт таких европейских стран, как Бельгия, Голландия, Германия, Венгрия, часто такие сообщения в социальных сетях, производимые самой полицией, дают положительные результаты [9].

Информационное использование социальных сетей дает такие плюсы, как возможность прямого участия общества в охране правопорядка и наличие обратной связи между обществом и полицией. Обеспечение концепции правоохраны сообщества с использованием социальных интернет-сетей позволяет силам полиции взаимодействовать с населением на все более локальном (местном) и личностном уровне. Например, британские и голландские сотрудники полиции используют Twitter для реагирования на индивидуальные запросы граждан и для непрерывного информационного обслуживания населения в лице пользователей Интернета. В ряде других стран офицеры полиции открывают свои «офисы» в виртуальном пространстве и, таким образом, становятся личными контактерами для юзеров, как в реальном, так и в виртуальном мире [10].

Twitter или Facebook ясно демонстрируют: если полиция оставляет где-то свободное место, то его заполнят другие. Также понятно, что общественное использование социальных средств информации будет только расти. И если действительно полицейские силы хотят иметь дело с этим явлением, то их роль и власть в социальных событиях и сильный голос в популярных общественных обсуждениях в социальных сетях не должны быть недооценены.

Полицейские стран Евросоюза справедливо считают, что использование интернет-пространства увеличивает прозрачность правоохранительной деятельности и положительно влияет на ее общественное восприятие, что в совокупности улучшает отношения полиции с населением [11].

Российская полиция накопила большой опыт работы с общеуголовной преступностью, не меньший, чем полиция стран ЕС. Кроме того, в

профессиональной деятельности сотрудники органов внутренних дел России всегда находились на службе общества. Однако в настоящее время формируется новая модель взаимоотношений граждан и полиции, основанная на партнерстве. В России со стороны государства и органов внутренних дел ведется четкое разъяснение реформы о преобразовании полиции для общества. Одной из важнейших форм связи полиции и граждан сейчас стали социальные средства информации, такие как Facebook, Twitter, Youtube. Опыт полицейских зарубежных стран по использованию интернет-пространства должен активнее внедряться и усиливать взаимодействие полиции и общества в нашей стране.

Список литературы

1. Федеральный закон «О полиции». М.: Изд-во «Омега-Л», 2011.

2. Конин В.Н. Обеспечение общественной безопасности как направление деятельности российской полиции // Административное право и процесс. 2013. № 1.

3. Нафикова Г.А. Оценка эффективности деятельности милиции - вчера, и полиции - завтра // Полицейская деятельность. 2011. № 4. С. 21-26.

4. Seagrave J. What's in a World? Community Policing Britain, USA and Canada. The Police Journal, Great Britain, 1996. January. P. 30-40.

5. Гусев Р.Г. Зарубежный опыт разработки критериев и механизмов оценки деятельности правоохранительных органов // Новый юридический журнал. 2012. № 3. С. 222-227.

6. Рекомендация Комиссара по делам национальных меньшинств ОБСЕ об осуществлении полицейской деятельности в многонациональном обществе, п. 12.

7. Наилучшая практика построения партнерства между полицией и обществом, составлено Старшим полицейским советником при Генеральном секретаре ОБСЕ. Гаага, 2006. С. 19-20.

8. Киселев А.К. Общественность и полиция в Европе: опыт последнего десятилетия // Административное право и процесс. 2012. № 11. С. 54-58.

9. Fehervary Janos. Editorial: Research and Science in CEPOF - A Personal Retrospect // European Police Science and Research Bulletin. Issue 5. Summer 2011.

10. Киселев А. К. О полицейском влиянии на общественное сознание в странах Европейского сообщества // Административное право и процесс. 2012. № 6. С. 52-54.

11. EUCPN. URL: http://www.eucpn.org/work.

THE RELATIONSHIP BETWEEN SOCIETY AND THE POLICE ABROAD AND IN RUSSIA

V.A. Ilchenko

The article considers the system of public security in the Russian Federation, the police reform and partnership as a model of interactions between citizens and the police. The experience of cooperation between the police and society in foreign countries is analyzed. The concept of police work with the population is defined as a traditional community-oriented style of law enforcement activities. The audit of internal affairs agencies is regarded as a traditional instrument of the civil authorities' control over law observance by the police and the administration. The work of police agencies in social networks in order to strengthen the interaction with the population at the community and individual level is examined. Such work ensures the dialogue and feedback between the public and the police and improves public confidence in the police.

Keywords: police, society, partnership, Internet.

References

1. Federal'nyj zakon «O policii». M.: Izd-vo «Ome-ga-L», 2011.

2. Konin V.N. Obespechenie obshchestvennoj be-zopasnosti kak napravlenie deyatel'nosti rossijskoj policii // Administrativnoe pravo i process. 2013. № 1.

3. Nafikova G.A. Ocenka ehffektivnosti deyatel'nosti milicii - vchera, i policii - zavtra // Policejskaya deyatel'nost'. 2011. № 4. S. 21-26.

4. Seagrave J. What's in a World? Community Policing Britain, USA and Canada. The Police Journal, Great Britain, 1996. January. P. 30-40.

5. Gusev R.G. Zarubezhnyj opyt razrabotki kriteriev i mekhanizmov ocenki deyatel'nosti pravoohranitel'nyh organov // Novyj yuridicheskij zhurnal. 2012. № 3. S. 222-227.

6. Rekomendaciya Komissara po delam nacional'nyh men'shinstv OBSE ob osushchestvlenii policejskoj deyatel'nosti v mnogonacional'nom obshchestve, p. 12.

7. Nailuchshaya praktika postroeniya partnerstva mezhdu policiej i obshchestvom, sostavleno Starshim policejskim sovetnikom pri General'nom sekretare OBSE. Gaaga, 2006. S. 19-20.

8. Kiselev A.K. Obshchestvennost' i policiya v Evrope: opyt poslednego desyatiletiya // Administrativnoe pravo i process. 2012. № 11. S. 54-58.

9. Fehervary Janos. Editorial: Research and Science in CEPOF - A Personal Retrospect // European Police Science and Research Bulletin. Issue 5. Summer 2011.

10. Kiselev A.K. O policejskom vliyanii na ob-shchestvennoe soznanie v stranah Evropejskogo soob-shchestva // Administrativnoe pravo i process. 2012. № 6. S. 52-54.

11. EUCPN. URL: http://www.eucpn.org/work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.