Научная статья на тему 'ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МТС И КОЛХОЗОВ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО КРАЯ В 1930-е гг.'

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МТС И КОЛХОЗОВ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО КРАЯ В 1930-е гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
колхозно-совхозная система / машинно-тракторные станции / аграрная политика государства / колхозы / Сибирь / collective farm-state farm system / machine and tractor stations / agrarian policy of the state / collective farms / Siberia

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лапердин Вячеслав Борисович

Рассматривается проблема взаимоотношений дирекции машинно-тракторных станций (МТС) Западно-Сибирского края и колхозников. Показаны практики их взаимодействия, причины возникновения конфликтных ситуаций. Выявлена определяющая роль в этом государства, установившего низкие закупочные цены на сельхозпродукцию и высокие на оказываемые МТС услуги. По этой причине получаемый колхозами доход снижался, что отражалось на размере трудодня. Недовольное сложившимся положением крестьянство прибегало к различным уловкам, старалось отказаться от навязываемых им услуг МТС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONS BETWEEN MTS AND COLLECTIVE FARMS OF THE WEST SIBERIAN REGION IN THE 1930s

The article investigate the problem of relations between machine and tractor stations (MTS) of the West Siberian region and collective farms. Author shows practices of their interaction, reasons for the emergence of conflict situations. The determining role of the state, which set low purchase prices for agricultural products and high prices for services rendered by MTS, is revealed. For this reason, the income received by collective farms decreased, which was reflected in the amount of a labor day. The peasantry, dissatisfied with the current situation, resorted to various tricks and tried to refuse the MTS services imposed on them.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МТС И КОЛХОЗОВ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО КРАЯ В 1930-е гг.»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2024. Т. 11, № 2 (42). С. 83-88.

УДК 94(571)«1930/1939»

DOI 10.24147/2312-1300.2024.11(2).83-88

В. Б. Лапердин

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МТС И КОЛХОЗОВ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО КРАЯ

В 1930-е гг.*

Рассматривается проблема взаимоотношений дирекции машинно-тракторных станций (МТС) Западно-Сибирского края и колхозников. Показаны практики их взаимодействия, причины возникновения конфликтных ситуаций. Выявлена определяющая роль в этом государства, установившего низкие закупочные цены на сельхозпродукцию и высокие на оказываемые МТС услуги. По этой причине получаемый колхозами доход снижался, что отражалось на размере трудодня. Недовольное сложившимся положением крестьянство прибегало к различным уловкам, старалось отказаться от навязываемых им услуг МТС.

Ключевые слова: колхозно-совхозная система; машинно-тракторные станции; аграрная политика государства; колхозы; Сибирь.

Хозяйственное значение машинно-тракторных станций (далее - МТС) объясняет внимание к ним со стороны советских учёных-экономистов. Так, 4-6 февраля 1955 г. в Киеве проходило межреспубликанское научное совещание по проблемам экономики МТС [1]. Впоследствии к разработке данной темы подключились историки [2; 3]. В исследовании МТС существует определённый хронологический перекос. Наибольший интерес вызывало их состояние в 1950-е гг., что обусловлено поиском путей реформирования сельского хозяйства СССР во время нахождения у власти Н. С. Хрущёва [4]. Исследований по 1930-м гг. не так много [5, с. 251257; 6, с. 45-70], зачастую в них уделяется первостепенное внимание политической функции МТС в деревне [7-9]. Пожалуй, именно деятельность политотделов в 19331934 гг. является наиболее изученным этапом в истории МТС. Концентрируясь на количественных и качественных характеристиках станций, без которых невозможно их обобщающие описание в рамках направления экономической истории, авторы недостаточно подробно рассматривали тему взаимоот-

ношений между колхозами и МТС, интересующую специалистов по социальной истории. В имеющихся работах показаны высокая степень контроля МТС над всеми сферами колхозной жизни и негативная реакция на это со стороны колхозников, вместе с тем МТС являлись для молодёжи социальным лифтом [10, с. 19]. В данной статье на примере Западно-Сибирского края в 1930-е гг. будут рассмотрены практики взаимодействия колхозов с МТС и показаны причины конфликтов.

Отношения МТС с колхозами регулировались посредством договора, заключая который обе стороны принимали на себя определённые обязательства: станции производили заранее оговорённые работы, а колхозы расплачивались с ними. До 1933 г. колхозы рассчитывались с МТС как натурой, так и деньгами. После чего государство упразднило денежную часть, недавно созданные и экономически слабые колхозы не могли оплачивать деньгами услуги МТС. Расчёты производились натурой, её объём составлял установленную долю от полученного колхозами урожая. Первоначально полный цикл

* Статья подготовлена при поддержке гранта РНФ в рамках научного проекта «Социальная адаптация сибирского крестьянства в конце 1920-х - первой половине 1960-х гг.: механизмы, формы, итоги», № 24-28-00100.

© Лапердин В. Б., 2024

сельхозработ, включавший в себя вспашку, посев, косьбу, молотьбу и комбайноуборку, стоил 20 % валового сбора зерна. Если МТС производила только отдельные виды работ, колхозы расплачивались за них по определённому тарифу. С 1934 г. натуроплата рассчитывалась не в процентном соотношении к валовому сбору, а имела чётко определённые размеры и высчитывалась в зависимости от урожайности колхоза. Полный цикл сельхозработ стоил меньше, чем отдельные его элементы в своей совокупности. Таким способом государство побуждало колхозы к применению услуг МТС. Со временем нормы сдачи натуроплаты изменялись. В 1937 г. они были снижены, а в 1939 г. повышены по ряду оказываемых услуг. На место ранее существовавших разрядов урожайности колхозов вводились новые. Более дешёвая оплата полного цикла сельхозработ упразднялась.

В результате развития сети МТС, накопления в них техники, расширения зоны деятельности станций на новые колхозы, а также роста площади обрабатываемой пашни происходило увеличение объёмов натуральной оплаты. Доля натуроплаты в централизованных заготовках постепенно увеличивалась. Если в заготовительную кампанию 1933/34 г. она составляла в Западно-Сибирском крае 15,2 %, то к 1939 г. в Алтайском крае - 57,4 %; в Новосибирской обл. -48,7 %; в Омской обл. - 53,9 % [11, с. 499502]. Таким образом, к концу десятилетия натуроплата МТС превратилась в важнейший источник получения хлеба государством.

Вследствие существования вышеописанной системы возникли проблемы взаимодействия МТС и колхозов, особенно по вопросу натуроплаты. Стремление колхозов придержать причитающуюся МТС сельхозпродукцию объясняется тем, что их сотрудничество ложилось тяжким бременем на колхозный бюджет, уменьшая стоимость трудодня. Одновременно с тем колхозы, не обслуживаемые МТС, зачастую находились в более выгодном положении и выдавали больше хлеба и денег. Хотя государством пропагандировалось обратное: раз путь к зажиточности лежит через увеличение объёмов производства путём механизации сельского хозяйства, то МТС должны были делать колхозы богаче. Но на практике складывалась

противоположная ситуация. Данная проблема обозначилась ещё в начале строительства сети МТС. Об этом противоречии говорил в 1932 г. в своём письме к первому секретарю Западно-Сибирского крайкома Р. И. Эйхе глава Черепановского райкома ВКП(б) Тол-стиков: «<...> У нас прямо казусное положение. Доход чистый на колхозника необслуживаемых колхозов выше, чем в колхозах обслуживаемых МТС»1. По причине недорода многие сельхозартели вынуждены были отдавать в качестве натуроплаты почти всю выращенную продукцию. Кроме того, их обязывали приобретать по одной акции Трактороцентра за каждый гектар посева или вспашки зяби под будущий год. «Конечно это затрудняет работу по укреплению колхозов, получается нелёгкое положение, что в колхозах необслуживаемых МТС трудодень обходится в 50-80 копеек, а в колхозах деятельности МТС 15-40 коп[еек]»2.

Для решения данной проблемы, характерной не только для Черепановского, но и многих других районов, требовалось улучшение работы станций и повышение закупочных цен на сельхозпродукцию. И если власти были озабочены увеличением эффективности МТС, то закупочные цены оставались на низком уровне. Их рост был невыгоден государству, и в последующие годы ситуация только осложнялась. Расширение сети МТС с почти полным охватом всех колхозов края означало для последних увеличение на-логово-податного обложения.

Колхозники считали МТС ещё одним государственным ярмом на своей шее. Поэтому всё, что связано с МТС, воспринималось ими крайне негативно. Вплоть до отказа от использования тракторов и другой техники или преднамеренной её поломки. Подобный «луддизм» нередко отмечался среди колхозников местными партийно-хозяйственными организациями, особенно в первой половине 1930-х гг. Частые поломки, простои из-за неисправности машин или отсутствия топлива, низкое качество уборки вызывали сомнения относительно эффективности техники. А высокая стоимость услуг МТС, навязываемых государством, усиливала желание отказаться от них или сократить неминуемые траты до минимума. Правления колхозов стремились собственными силами обрабаты-

вать поля, прибегая к помощи МТС только в тех случаях, когда рабочих рук не хватало. Однако государство делало всё, чтобы не позволить им улизнуть от необходимости пользоваться услугами МТС. Каждую весну посевные работы начинались с кампании по заключению договоров колхозов с МТС на текущий сельскохозяйственный год. В них включались предельно допустимые для станций объёмы работы. Колхозы были обязаны подписывать экономически невыгодные обязательства. В ответ крестьяне шли на всевозможные уловки, только бы отказаться от услуг станций. Начальник политотдела Моска-ленской МТС в 1933 г. писал в политдонесе-нии: «Следует особенно остановиться на использовании комбайнов. В МТС имеется 12 комбайнов, в работу были пущены 11, работали же 8, несмотря на обеспеченность подготовленными кадрами, несмотря на вполне подходящие участки выделенных для работы комбайнами, мы в ряде колхозов наталкивались на явное нежелание использования комбайна не только со стороны чуждого элемента, которые доводили свои действия до порчи комбайнов (в колхозе "1-е мая"), даже и со стороны партийных товарищей (ударник полевод Лукашенко). Были случаи, когда отведённые участки постепенно скашивались лобогрейками и комбайн оставался неиспользованным и подбирался снова другой участок»3. Подобное отношение к технике МТС наблюдалось во многих районах края, в том же 1933 г. начальник политсектора МТС Западно-Сибирского краевого земельного управления К. М. Сергеев отмечал в докладной записке: «В колхозе "Новый быт" Каменской МТС пом[ощник] бригадира Кузнецов среди колхозников говорил: комбайны ни черта не стоят, их надо пустить под откос.

Бригадир колхоза "Максим Горький" выступил против комбайнёров отпуская им остатки продуктов, кормил их огурцами хлебом, заявляя: "Вы только лодырничаете, вас нужно гнать с полосы вместе с комбайнами".

Эти антикомбайнные настроения развивал классовый враг в борьбе против комбайна. Он использовал всякие недостатки в их работе против комбайна. Он использовал всякие недостатки в их работе для дискредитации. Шёл на прямое вредительство в борьбе против комбайна.

В колхозе "Красный Алтай" Южной МТС во время стационарной молотьбы комбайна в снопе была подана кость, вызвавшая аварию комбайна.

В Екатиринославской МТС старший агроном Резников (бывший кандидат партии) на слёте ударников в Побочинском кусте выступил против комбайна, доказывая, что в сибирских условиях уборка комбайнами

4

применяться не может» .

Желание сэкономить на услугах МТС побуждало сельхозартели обрабатывать поля своими силами. В 1933 г. обслуживаемые Топкинской МТС колхозы в целях экономии натуроплаты начали молотьбу простейшими машинами, изготовленными кустарным способом. МТС отдало распоряжение о запрещении их использования, обосновывая своё решение значительными потерями зерна и отвлечением большого количества рабочей силы. Однако за колхозы вступился райком партии, стремившийся в рекордные сроки закончить хлебозаготовительную кампанию. В результате между дирекцией МТС и районными властями разгорелся конфликт5. Краевое руководство не стало в деталях разбираться в сложившейся ситуации и обвинило обе стороны в грубом «левацком заскоке» и игнорировании «борьбы за высококачественную уборку и сохранность урожая».

Далеко не всегда противостояние колхозов и МТС принимало незаконные формы. Порой оно входило в юридически допустимое русло. Особенно если дело касалось взятых на себя и невыполненных одной из сторон обязательств. Навязывая колхозам максимально допустимое количество услуг МТС, государство также ставило последние в невыгодные условия. Им, наравне с колхозами, приходилось соблюдать условия договора, обрабатывая сельскохозяйственные площади, несмотря на дефицит запчастей и новой техники, частые поломки, отсутствие горюче-смазочных материалов. В 1936 г. председатель артели «5 мая» Родинского района Ковалёв обратился в Западно-Сибирский крайком партии с требованием воздействовать на местную МТС, не выполнявшую свои обязательства: «Тов[арищ] Эйхе, хочется сказать как работала МТС, особенно в уборку. Комбайном МТС должна была убрать 249, а убрано 51 гектар. Причина по-

влёкшая к плохой работе МТС является то, что комбайнёр тов[арищ] Махеев не овладел техникой комбайна. Дирекция МТС сняла его с работы, поставила второго, второй комбайнёр совершенно не убрал ни одного гек-тара»6. Обращение к первому секретарю крайкома подействовало, и у Родинской МТС запросили объяснение причин невыполнения обязательств перед колхозом. В этом же году, во время посевной кампании, колхозы «Имени 8-го райсъезда» и «1905 год» Колыванского района потребовали возместить финансовые убытки, которые те понесли из-за несоблюдения договоров со стороны Тарышкинской МТС. Последняя не выполнила свои обязательства по причине неисправности техники. Однако секретарь райкома, опасаясь, что примеру двух «мятежных» колхозов последуют остальные, встал на сторону МТС, обосновывая свои действия борьбой с антикулацкой агитаци-ей7. В сложившихся условиях директорам МТС приходилось хитрить - нарушать сроки проведения работ, принуждать колхозников подписывать документы о приёме работы низкого качества. О такой обязательной процедуре, как отчёт директора МТС перед колхозным собранием о выполнении заключённого договора, многие руководители станций просто «забывали». В подобных случаях краевые власти вставали на сторону колхозов. Им приходилось регулярно напоминать о необходимости МТС выполнять в полном объёме и в установленные сроки взятые на себя обязательства.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что отношения МТС и колхозов нельзя считать «экономическим симбиозом». Даже в трудодефицитных районах с большим количеством свободных земель, где помощь МТС была целесообразной, оплата услуг станций «съедала» рост доходов колхозников. Такое положение вызвало противодействие со стороны крестьян, не редко принимавшее коллективные формы. Как рядовые колхозники, так и члены правлений остава-

лись недовольны качеством услуг МТС и их ценой. Внедряемые государством формы механизации сельскохозяйственного труда, где ключевую роль играли МТС, отрицательно воспринимались колхозниками. Подобное отношение непосредственных производителей сельхозпродукции - крестьян - к механизации негативно отражалось на её успехах. При отсутствии экономического интереса у колхозников в использовании дорогостоящих тракторов и комбайнов механизация осуществлялась под давлением государства и проходила сверху вниз, составляя часть правительственной политики по преобразованию советской деревни. Государству приходилось внедрять новую технику и связанные с ней агротехнологии, преодолевая сопротивление сельских жителей. Последние обвинялись партийно-хозяйственными организациями в кулацких настроениях или просто в культурной отсталости. На деле же политические и культурные факторы имели второстепенную роль. Настоящая причина негативного отношения крестьянства заключалась в их экономическом поведении - выгоды новая техника колхозам не несла. Изменить данное положение, снизив расценки за услуги МТС или повысив закупочные цены, нуждавшееся в дешёвой сельскохозяйственной продукции государство не могло, да и не желало. В конечном счёте, МТС с экономической точки зрения превратились в средство выкачивания ресурсов из деревни. Крестьяне отчётливо ощущали это на своём финансовом положении, что отражалось на их отношении к МТС.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. П-3. Оп. 2. Д. 371. Л. 21 об.

2 Там же. Л. 22.

3 ГАНО. Ф. П-175. Оп. 1. Д. 22. Л. 16.

4 Там же. Л. 17.

5 ГАНО. Ф. П-175. Оп. 1. Д. 210. Л. 151-152.

6 ГАНО. Ф. П-3. Оп. 10. Д. 765. Л. 100 об.

7 Там же. Л. 457.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вопросы экономики МТС : материалы науч. конф. (Киев, 4-6 февраля 1955 г.) / под ред. П. Н. Пер-шина. - М. : Госиздат сельхозлит., 1955. - 254 с.

2. Крестьянство Сибири в период строительства социализма. 1917-1937 гг. / под ред. Н. Я. Гущина и др. - Новосибирск : Наука, 1983. - 390 с.

3. Аграрная политика коммунистической партии на этапе строительства МТС (1929-1939 гг.) : сб. науч. ст. / под ред. Н. В. Королькова. - Владимир : ВГПИ, 1985. - 133 с.

4. Крестьянство Сибири в период упрочения и развития социализма / под ред. Н. Я. Гущина и др. -Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1985. - 398 с.

5. Зеленин И. Е. Сталинская «революция сверху» после «великого перелома». 1930-1939: политика, осуществление, результаты. - М. : Наука, 2006. - 318 с.

6. Томилин В. Н. Наша крепость. Машинно-тракторные станции Чернозёмного Центра России в послевоенный период: 1946-1958 гг. - М. : АИРО-ХХ1, 2009. - 409 с.

7. Кондрашин В. В., Мозохин О. Б. Политотделы МТС в 1933-1934 гг. - М. : Алисторус, 2017. - 304 с.

8. Шевляков А. С. Политотделы МТС и совхозов. Чрезвычайные партийно-государственные органы управления в сельском хозяйстве Западной Сибири в 1930-е годы. - Томск : ТГУ, 2000. - 228 с.

9. Шевляков А. С. Сталинские политотделы в Сибири. Чрезвычайные органы ВКП(б) в политическом и социокультурном пространстве советской деревни (1930-е гг.). - Томск : ТГУ, 2007. - 218 с.

10. Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне: социальная история Советской России в 30-е годы: деревня. -М. : РОССПЭН, 2001. - 422 с.

11. Ильиных В. А., Лапердин В. Б. Хлебозаготовки в Сибири в 1930-е годы. - Новосибирск : СО РАН, 2020. - 507 с.

Сведения об авторе

Лапердин Вячеслав Борисович - кандидат исторических наук, научный сотрудник

Институт истории СО РАН (Новосибирск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 630090, Россия, Новосибирск, ул. Николаева,8 E-mail: laperdin2011@mail.ru РИНЦ AuthorlD: 668249 ORCID: 0000-0003-4827-8741

Информация о статье

Дата поступления 29 сентября 2023 г.

Дата принятия в печать 16 апреля 2024 г.

Для цитирования

Лапердин В. Б. Взаимоотношения МТС и колхозов Западно-Сибирского края в 1930-е гг. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2024. Т. 11, № 2 (42). С. 83-88. й01: 10.24147/2312-1300.2024.11 (2).83-88.

V.B. Laperdin

RELATIONS BETWEEN MTS AND COLLECTIVE FARMS OF THE WEST SIBERIAN REGION IN THE 1930s

The article investigate the problem of relations between machine and tractor stations (MTS) of the West Siberian region and collective farms. Author shows practices of their interaction, reasons for the emergence of conflict situations. The determining role of the state, which set low purchase prices for agricultural products and high prices for services rendered by MTS, is revealed. For this reason, the income received by collective farms decreased, which was reflected in the amount of a labor day. The peasantry, dissatisfied with the current situation, resorted to various tricks and tried to refuse the MTS services imposed on them.

Keywords: collective farm-state farm system; machine and tractor stations; agrarian policy of the state; collective farms; Siberia.

REFERENCES

1. Pershin P.N. (ed.). Voprosy ekonomiki MTS [MTS economics issues], Moscow, Gosizdat Sel'khozlit Publ., 1955, 254 p. (in Russian).

2. Gushchin N.Ya. et al. (eds.). Krest'yanstvo Sibiri vperiodstroitel'stva sotsializma [Siberianpeasantry in the period of building socialism], Novosibirsk, Nauka Publ., 1983, 390 p. (in Russian).

3. Korol'kov N.V. (ed.). Agrarnaya politika kommunisticheskoj partii na etape stroitel'stva MTS (1929— 1939 gg.) [Agrarian policy of communist party at the construction stage of MTS (1929-1939)], collection of scientific papers, Vladimir, VGPI Publ., 1985, 133 p. (in Russian).

4. Gushchin N.Ya. et al. (eds.). Krest'yanstvo Sibiri v period uprochneniya i razvitiya sotsializma [Siberian peasantry in the period of strengthening and development of socialism], Novosibirsk, Nauka Publ., 1985, 398 p. (in Russian).

5. Zelenin I.E. Stalinskaya "revolyutsiya sverkhu" posle "velikogo pereloma", 1930-1939: politika, osushchestvleniye, rezultaty [Stalin's "revolution from above" after the "great turning point", 1930-1939: Politics, Implementation, Results], Moscow, Nauka Publ., 2006, 212 p. (in Russian).

6. Tomilin V.N. Nasha krepost'. Mashinno-traktornye stantsii Chernozemnogo Tsentra Rossii v poslevoennyi period: 1946-1958 gg. [Our fortress. Machine and tractor stations of Russian Chernozem Center in postwar period: 1946-1958], Moscow, AIRO-XXI Publ., 2009, 409 p. (in Russian).

7. Kondrashin V.V., Mozokhin O.B. Politotdely MTS v 1933-1934 gg. [MTS political departments in 19331934], Moscow, Alistorus Publ., 2017, 304 p. (in Russian).

8. Shevlyakov A.S. Politotdely MTS i sovhozov. Chrezvychajnye partijno-gosudarstvennye organy upravleniya v sel'skom hozyajstve Zapadnoj Sibiri v 1930-e gody [Political departments of MTS and state farms. Extraordinary party-state governing bodies in agriculture of Western Siberia in 1930s], Tomsk, TGU Publ., 2000, 228 p. (in Russian).

9. Shevlyakov A.S. Stalinskie poliotdely v Sibiri. Chrezvychainye organy VKP(b) v politicheskom i sotsiokul 'turnom prostranstve [Stalin's political departments in Siberia. Extraordinary bodies of the CPSU(b) in the political and socio-cultural space], Tomsk, TGU Publ., 2007, 218 p. (in Russian).

10. Fitspatrik Sh. Stalinskie krestyane: sotsialnaya istoriya Sovetskoi Rossii v 30-e godi: derevnya [Stalin peasants. The social history of Soviet Russia in the 30s: a village], Moscow, ROSSPEN Publ., 2011, 422 p. (in Russian).

11. Il'inykh V.A., Laperdin V.B. Khlebozagotovki v Sibiri v 1930-e gg. [Grain procurement in Siberia in the 1930s], Novosibirsk, SO RAN Publ., 2020, 507 p. (in Russian).

About the author

Viacheslav B. Laperdin - PhD in Historical Sciences, Researcher

Institute of History SB RAS (Novosibirsk, Russia)

Postal address: 8, Nikolaeva ul., Novosibirsk, 630090, Russia

E-mail: laperdin2011@mail.ru

RSCI AuthorlD: 668249

ORCID: 0000-0003-4827-8741

Article info

Received

September 29, 2023

Accepted April 16, 2024

For citations

Laperdin V.B. Relations between MTS and Collective Farms of the West Siberian Region in the 1930s. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2024, vol. 11, no. 2 (42), pp. 83-88. DOI: 10.24147/2312-1300.2024.11 (2).83-88. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.