Научная статья на тему 'Взаимоотношения металлургических комбинатов с бюджетом: долги растут, налоги падают'

Взаимоотношения металлургических комбинатов с бюджетом: долги растут, налоги падают Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1137
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ КОМБИНАТЫ / ПРИБЫЛЬ / БЮДЖЕТ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / IRON AND STEEL WORKS / PROFIT / BUDGET / PROFIT TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поварова Анна Ивановна

Крупные предприятия чёрной металлургии, консолидирующие существенную часть денежных потоков, являются значимыми налогоплательщиками в бюджет.В 2008-2013 гг. две трети совокупного объёма налога на прибыль от отрасли чёрной металлургии обеспечили семь крупнейших комбинатов: Новолипецкий (НЛМК); Череповецкий (ЧерМК); Нижнетагильский (НТМК); Магнитогорский (ММК); Оскольский электрометаллургический (ОЭМК); Западно-Сибирский (ЗСМК) и Челябинский (ЧМК). Все эти комбинаты ключевые активы крупнейших транснациональных корпораций, поэтому анализ их отчётности позволяет оценить финансовое состояние не только конкретной корпорации, но и отрасли чёрной металлургии в целом. В статье представлены результаты анализа финансовой деятельности ведущих отечественных комбинатов чёрной металлургии за 2008-2013 гг. Особый акцент делается на взаимоотношениях с бюджетом в сфере администрирования налога на прибыль. Исследованы факторы формирования прибыли до налогообложения. Выявлено деструктивное влияние налогового законодательства на мобилизацию бюджетных доходов. Сделан вывод о роли крупных предприятий в экономическом развитии страны и её регионов. Предложены варианты изменения налоговой политики в отношении крупных налогоплательщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relationship between metallurgical works and the budget: debt increases, taxes decline

Large enterprises of ferrous metallurgy consolidate a significant share of cash flows and are important taxpayers for the budget.In 2008-2013 two-thirds of the aggregate profit tax from the ferrous metallurgical industry were provided by seven largest plants: Novolipetsk Steel (NLMK); Cherepovets Steel Mill (CherMK); Nizhniy Tagil Iron and Steel Works (NTMK); Magnitogorsk Iron and Steel Works (MMK); Oskol Electrometallurgical Plant (OEMK); West-Siberian Metallurgical Plant (ZSMK) and Chelyabinsk Metallurgical Plant (ChMK). All these plants are the key assets of the largest multinational corporations; therefore, the analysis of their statements makes it possible to assess the financial condition not only of individual corporations, but also of the whole ferrous metallurgy. The article presents the results of the analysis of the financial statements of the leading domestic enterprises of ferrous metallurgy for 2008-2013. Particular emphasis is placed on their relations with the budget in the field of profit tax administration. The author investigates the factors in the formation of profit before tax and reveals the destructive impact of the existing tax legislation on the mobilization of budget revenues. The article draws a conclusion about the role of large enterprises in the economic development of the country and its regions. The author proposes several options to change the tax policy in relation to large taxpayers.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения металлургических комбинатов с бюджетом: долги растут, налоги падают»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

Б01: 10.15838/е8о/2014.6.36.13 УДК 336.64, ББК 65.290-93

© Поварова А.И.

Взаимоотношения металлургических комбинатов с бюджетом: долги растут, налоги падают

Анна Ивановна ПОВАРОВА

старший научный сотрудник, зав. сектором исследования проблем общественных финансов, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук (160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а, aip150663@yandex.ru)

Аннотация. Крупные предприятия чёрной металлургии, консолидирующие существенную часть денежных потоков, являются значимыми налогоплательщиками в бюджет.

В 2008—2013 гг. две трети совокупного объёма налога на прибыль от отрасли чёрной металлургии обеспечили семь крупнейших комбинатов: Новолипецкий (НЛМК); Череповецкий (ЧерМК); Нижнетагильский (НТМК); Магнитогорский (ММК); Оскольский электрометаллургический (ОЭМК); Западно-Сибирский (ЗСМК) и Челябинский (ЧМК). Все эти комбинаты — ключевые активы крупнейших транснациональных корпораций, поэтому анализ их отчётности позволяет оценить финансовое состояние не только конкретной корпорации, но и отрасли чёрной металлургии в целом.

В статье представлены результаты анализа финансовой деятельности ведущих отечественных комбинатов чёрной металлургии за 2008—2013 гг. Особый акцент делается на взаимоотношениях с бюджетом в сфере администрирования налога на прибыль. Исследованы факторы формирования прибыли до налогообложения. Выявлено деструктивное влияние налогового законодательства на мобилизацию бюджетных доходов. Сделан вывод о роли крупных предприятий в экономическом развитии страны и её регионов. Предложены варианты изменения налоговой политики в отношении крупных налогоплательщиков.

Ключевые слова: металлургические комбинаты, прибыль, бюджет, налог на прибыль.

До кризисного 2009 года металлургическое производство являлось важнейшей бюджетообразующей отраслью. По

объёму внесённых налоговых платежей оно хотя и уступало сектору сырьедо-бывающих производств, но занимало 9

место среди 83 отраслей экономической деятельности.

Основным источником налоговых платежей, поступивших от металлургического комплекса, являлся налог на прибыль, удельный вес которого в структуре налогов в докризисный период составлял более 80% (рис. 1).

После обвального падения в 2009 г. поступлений налога на прибыль в дальнейшем его восстановления не произошло. В 2012— 2013 гг. удельный вес этого налога в структуре платежей, отчисляемых предприятиями чёрной металлургии, стал меньше, чем в 2008 г., в три раза.

Многие эксперты и органы государственного управления объясняют уменьшение сборов налога на прибыль исключительно ухудшением рыночной конъюнктуры.

Действительно, в 2012—2013 гг. цены на металлопродукцию имели понижательную

тенденцию, однако в среднегодовом исчислении их уровень за период 2010— 2013 гг. по сравнению с 2005—2009 гг. был выше (рис. 2).

Следовательно, объяснять снижение налоговых отчислений только лишь негативными ценовыми трендами было бы не совсем правильно.

Для выяснения реальных причин сложившегося положения необходимо обратиться к достоверной информации в виде публичной финансовой отчётности, размещённой на официальных сайтах открытых акционерных обществ [5, 6, 7, 8, 9, 10, 11].

Анализ фактических данных показал, что в действующей системе корпоративного управления есть много способов не только снижения налоговой базы, но и перераспределения финансовых потоков, связанных с владением и управлением активами крупнейших компаний. Рассмотрим практику

Рисунок. 1. Структура налогов, поступивших в консолидированный бюджет РФ от предприятий чёрной металлургии в 2008 и 2013 гг., %

100% 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

2008

2009

2010

2011

2012

Прочие □ Территориальные налоги* □ НДФЛ □ Налог на прибыль

2013

* Налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог. Источники: данные ФНС; расчёты автора.

Рисунок. 2. Средние цены на металлопрокат* на мировом рынке и рынке РФ в 2005-2013 гг., долл./т

120

100

80

60

40

20

862

682

101

835

871

732

2005-2009 2010-2013 2010 2011

Мировой рынок ■ Рынок РФ

2012

737

678

2013

* Горячекатаный и холоднокатаный листовой прокат.

Источники: данные Нодео; The World Bank Group; Metaltorg; расчёты автора.

0

применения некоторых из этих инструментов на примере ведущих отечественных комбинатов чёрной металлургии.

Ценовая политика. Одним из основных показателей, характеризующих локализацию налоговых доходов на предприятиях, является отношение налога на прибыль к выручке от продаж. После 2008 г. значение данного показателя стремительно понижалось (табл. 1).

Нетрудно заметить, что при уменьшении объёма продаж и выручки в среднем по всем комбинатам на 0,4—10% падение налога на прибыль составило 64—96%. Только два предприятия имели положительную динамику продаж и выручки — НЛМК и ЗСМК, однако поступления налога на прибыль от НЛМК сократились на 70%, а ЗСМК в 2013 г. вообще не вносил платежей в бюджет. Челябинский меткомбинат в течение 2009—2011 гг. также

не уплачивал налог на прибыль, поскольку сработал с убытком, а в 2012—2013 гг. поступления от этого налога составили всего 74 млн. руб. против 1,2 млрд. руб. в 2008 г.

Устойчивое снижение удельных значений налога на прибыль, являющегося основным источником доходов для бюджетов, прежде всего территориальных, указывает на то, что при относительно стабильном объёме продаж металлопродукции часть выручки выводилась из оборота комбинатов.

Этот вывод подтверждают результаты анализа их сбытовой деятельности на внешних рынках.

К сожалению, отчётность предприятий содержит крайне непрозрачную информацию об экспортных продажах, поэтому большинство показателей для анализа внешнего сбыта металлопродукции получено расчётным путём.

Таблица 1. Налог на прибыль, поступивший в бюджет от металлургических комбинатов в 2008-2013 гг.

Показатели 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2013 к 2008, %

ЧерМК

Продажи, тыс. т* 10197 8675 10142 10457 9802 9935 -2,6

Выручка от продаж, млн. руб. 243635 143568 209767 254272 223611 212898 -12,6

Налог на прибыль, млн. руб. 18138 594 5148 5104 1576 1339 -92,6

К выручке, % 7,4 0,4 2,5 2,0 0,7 0,6 -6,8 п.п.

ММК

Продажи, тыс. т* 10911 8760 10203 10683 11031 10670 -2,2

Выручка от продаж, млн. руб. 225972 137317 201824 247290 243059 224642 -0,6

Налог на прибыль, млн. руб. 10512 508 1606 3133 853 405 -96,1

К выручке, % 4,7 0,4 0,8 1,3 0,3 0,2 -4,5 п.п.

НЛМК

Продажи, тыс. т* 8927 9518 9508 8933 9510 9340 +4,6

Выручка от продаж, млн. руб. 202103 128575 179927 221178 240123 225492 +11,6

Налог на прибыль, млн. руб. 17964 1322 5329 7077 4699 5351 -70,2

К выручке, % 8,9 1,0 3,0 3,2 2,0 2,4 -6,5 п.п.

ЧМК

Продажи, тыс. т* 4078 4120 4485 4309 4557 3756 -7,9

Выручка от продаж, млн. руб. 86170 60225 94861 99203 93568 81813 -5,1

Налог на прибыль, млн. руб. 1185 0 0 0 17 57 -95,2

К выручке, % 1,4 0 0 0 0,02 0,07 -1,3 п.п.

ОЭМК

Продажи, тыс. т* 3175 3271 3282 3232 3251 3169 -0,2

Выручка от продаж, млн. руб. 61560 39402 57100 70685 64435 57892 -6,0

Налог на прибыль, млн. руб. 5208 -424 514 2594 2940 916 -82,4

К выручке, % 8,5 0 0,9 3,7 4,6 1,6 -6,9 п.п.

ЗСМК

Продажи, тыс. т* 5929 5644 6387 6523 6550 6859 +15,7

Выручка от продаж, млн. руб. 119400 68281 102769 132840 130598 127335 +6,6

Налог на прибыль, млн. руб. 7502 246 1142 186 26 0 х

К выручке, % 6,3 0,4 1,1 0,1 0,02 0 X

НТМК

Продажи, тыс. т* 4710 3751 3797 4216 4461 4470 -5,1

Выручка от продаж, млн. руб. 114745 61718 83894 109327 112970 109113 -4,9

Налог на прибыль, млн. руб. 7644 1930 2680 468 2759 2744 -64,1

К выручке, % 6,7 3,1 3,2 0,4 2,4 2,5 -4,2 п.п.

* Продажи металлопродукции. Источники: данные годовых и бухгалтерских отчётов меткомбинатов; УФНС по Белгородской, Вологодской и Липецкой областям; расчёты автора.

По нашим оценкам, агрегированные значения которых представлены в таблице 2, в 2008—2013 гг. металлургические комбинаты отгружали товарную продукцию на экспорт по ценам на 11—45% ниже мировых, в результате общая сумма расчётной недополученной выручки от продаж составила 117,4 млрд. руб. в год.

Дополнительно исчисленный с этой суммы налог на прибыль мог бы достигать ежегодно 24,7 млрд. руб., в том числе: в федеральный бюджет — 3,7 млрд. руб.; в территориальные бюджеты — 21 млрд. руб.

Как известно, металлургические комбинаты поставляют продукцию на внешние рынки через трейдерные компании, зарегистрированные вне российской юрисдикции [2]. По нашим расчётам, в рамках раскрытой информации о связан-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ных сторонах, за анализируемый период 70—95% металлопродукции было отгружено через трейдеров, однако отсутствие финансовой отчётности этих компаний в свободном доступе не позволяет измерить объёмы дальнейшей реализации продукции российских предприятий и полученной выручки.

Вместе с тем на сайте ОАО «Северсталь» раскрыты данные о годовом обороте швейцарской трейдерной компании «Severstal Export GmbH», через которую в 2010, 2011 и 2013 гг. было реализовано две трети металлопроката Череповецкого металлургического комбината (табл. 3).

По расчётным данным, трейдер отгружал продукцию по ценам, которые на 30% превышали цены продаж ЧерМК. В результате в среднем ежегодно 14,5 млрд. руб.

Таблица 2. Недополученная выручка от экспортных продаж металлургических комбинатов за 2008-2013 гг., млрд. руб. в год

Показатели ЧерМК ММК НЛМК ЧМК ОЭМК ЗСМК НТМК Итого

Средняя цена комбината, долл./т 620 510 723 560 648 421 439 х

Средняя мировая цена, долл./т 786 766 812 766 750 766 766 х

Разница в ценах, % -21,1 -33,4 -11,0 -26,9 -13,6 -45,1 -42,7 х

Недополученная выручка 14712 29006 12792 7431 6713 29142 17640 117436

Дополнительный налог на прибыль 3062 6143 2624 1637 1343 6139 3747 24695

- в федеральный бюджет 428 963 329 318 135 931 598 3702

- в региональный бюджет 2634 5180 2295 1319 1208 5208 3149 20993

Источники: данные годовых и финансовых отчётов меткомбинатов; расчёты автора.

Показатели 2010 2011 2013 В среднем

Годовой оборот в объёмном выражении, млн. т 2,4 3,84 2,52 8,8

В % от общего объёма экспорта ЧерМК 50,0 90,4 69,6 68,7

Годовой оборот в стоимостном выражении, млрд. руб. 68,9 75,3 47,5 63,9

Цена продаж, долл./т* 942 609 576 709

Продажи ЧерМК компании «Severstal Export GmbH», млрд. руб. 55,1 57,5 34,7 49,1

Цена продаж, долл./т* 753 465 421 546

Разница между объёмами выручки «Severstal Export GmbH» и выручки ЧерМК от продаж «Severstal Export GmbH», млрд. руб. 13,8 17,8 12,8 14,5

* Цена рассчитана исходя из объёмов продаж и выручки «Severstal Export GmbH». Источники: данные официального сайта ОАО «Северсталь» (раздел «Бизнесы»); финансовой отчётности ОАО «Северсталь»; Во-логдастата; расчёты автора.

Таблица 3. Объёмы продаж компании «Severstal Export GmbH» в 2010-2011 и 2013 гг.

выручки, полученной от перепродаж металлопроката ЧерМК, предположительно оставалось у компании «Severstal Export GmbH». Эта сумма совпадает с суммой рассчитанной нами среднегодовой выручки, не поступившей на комбинат в 2010, 2011 и 2013 гг.

Отсюда есть основания предполагать, что и у других комбинатов основная часть выручки, недополученной от экспортных продаж по ценам ниже мирового рынка, оставалась в офшорах и была выведена из-под налогообложения.

Таким образом, ценовая политика предприятий чёрной металлургии на внешних рынках не стимулировала увеличение конъюнктурных доходов и, соответственно, налоговых платежей.

Коммерческие и управленческие расходы. Динамика коммерческих и управленческих затрат, напрямую влияющих на формирование базы налогообложения,

в 2008—2013 гг. имела явно выраженную тенденцию роста (табл. 4).

Особенно заметный рост указанных расходов наблюдался в 2011—2013 гг. Характерно и то, что увеличивались не только абсолютные, но и относительные объёмы указанных издержек, определяемые их отношением к выручке от продаж. Лидерами по наращиванию затрат являлись Западно-Сибирский, Череповецкий и Новолипецкий металлургические комбинаты. Лишь на Челябинском комбинате объём расходов сохранялся стабильным.

К примеру, только в одном 2013 году коммерческие и управленческие траты «съели» всю валовую прибыль НЛМК и ЗСМК, 91% прибыли ЧМК и более чем по 60% прибыли ЧерМК, ММК и ОЭМК (табл. 5). Излишне напоминать о том, что валовая прибыль имеет важнейшее значение для формирования прибыли от продаж и конечных финансовых результатов.

Таблица 4. Коммерческие и управленческие расходы металлургических комбинатов в 2008-2013 гг.

Комбинат 2008 2009, млрд. руб. 2010, млрд. руб. 2011, млрд. руб. 2012, млрд. руб. 2013, млрд. руб. В среднем за 2009-2013 2013 к 2008, %

Млрд. руб. К выручке, % Млрд. руб. К выручке, %

ЗСМК 5,2 4,4 3,8 5,1 11,9 15,7 15,8 10,5 9,3 303,8

ЧерМК 12,3 5,1 13,4 17,7 22,2 25,7 23,6 20,5 9,8 191,9

НЛМК 14,6 7,2 16,8 20,3 22,7 26,2 26,4 22,5 11,3 180,8

ММК 11,2 5,0 9,6 11,4 12,5 16,9 19,5 14,0 6,6 174,1

НТМК 6,1 5,3 4,4 4,7 7,8 10,0 10,2 7,4 7,8 167,2

ОЭМК 3,5 5,7 3,1 4,1 5,5 5,7 5,2 4,7 8,1 148,6

ЧМК 4,2 4,9 3,4 4,2 4,3 4,7 4,9 4,3 5,0 116,7

Источники: данные финансовой отчётности меткомбинатов; расчёты автора.

Таблица 5. Валовая прибыль, прибыль от продаж, коммерческие и управленческие расходы металлургических комбинатов в 2013 г., млрд. руб.

Показатели ЧерМК ММК НЛМК ЧМК ОЭМК ЗСМК НТМК

Валовая прибыль 38,7 31,6 25,8 5,4 7,8 14,7 31,5

Коммерческие и управленческие расходы 23,6 19,5 26,4 4,9 5,2 15,8 10,2

К валовой прибыли, % 61,1 61,9 102,5 91,2 67,1 107,4 32,4

Прибыль (убыток) от продаж 15,1 12,0 (0,6) 0,5 2,6 (1,1) 21,3

Источники: данные финансовых отчётов меткомбинатов; расчёты автора.

Весомая часть управленческих затрат направлялась на выплату вознаграждений высшим органам управления корпораций — членам советов директоров, правлений, управляющим организациям. На фоне снижения налоговых поступлений доходы топ-менеджеров неуклонно росли (табл. 6).

Вместе с тем обращает на себя внимание номинальный размер вознаграждений. Если за 2009—2013 гг. на Череповецком и Оскольском комбинатах он со-

ставил в среднем 6—8 млн. руб. в месяц, то на Магнитогорском и Новолипецком — значительно меньше — 2,5 млн. руб. и 1,1 млн. руб. соответственно.

Среднемесячное вознаграждение высшего звена органов управления ОЭМК и ЧерМК в сотни раз превышало среднемесячную заработную плату остального персонала.

Отсутствие регулирования доли коммерческих и управленческих расходов относительно выручки имело своим след-

Таблица 6. Среднегодовое вознаграждение органов управления металлургических комбинатов* в 2009-2013 гг.

Показатели 2009 2010 2011 2012 2013 В среднем за 2009-2013

ЧерМК (10 членов Совета директоров)

Среднемесячная заработная плата одного работника комбината, тыс. руб. 29,8 33,7 39,3 46,9 52,7 40,5

Вознаграждение одного работника управления, тыс. руб. в месяц 5250 5011 8904 5417 6680 6252

К среднемесячной заработной плате работников комбината, раз 176 149 227 116 127 154,4

ММК (25 членов Совета директоров и Правления)

Среднемесячная заработная плата одного работника комбината, тыс. руб. 27,9 34,5 39,6 43,4 45,6 38,2

Вознаграждение одного работника управления, тыс. руб. в месяц 2171 1463 3942 2237 2787 2520

К среднемесячной заработной плате работников комбината, раз 78 42 100 52 61 66,0

НЛМК (19 членов Совета директоров и Правления)

Среднемесячная заработная плата одного работника комбината, тыс. руб. 26,7 32,1 35,4 39,0 43,1 35,3

Вознаграждение одного работника управления, тыс. руб. в месяц 1069 1431 1096 861 1288 1149

К среднемесячной заработной плате работников комбината, раз 40 45 31 22 30 32,5

ОЭМК (8 членов Управляющей компании)

Среднемесячная заработная плата одного работника комбината, тыс. руб. 24,9 28,3 31,6 35,0 36,3 31,2

Вознаграждение одного работника управления, тыс. руб. в месяц 3393 4341 8776 11800 11800 8022

К среднемесячной заработной плате работников комбината, раз 136 153 278 337 325 257,0

* Данные по ЧМК, ЗСМК и НТМК не приводятся, так как отсутствует информация о количестве работников органов управления (управляющей компании). Источники: годовые и ежеквартальные отчёты меткомбинатов; расчёты автора.

ствием снижение прибыли для целей налогообложения (табл. 7).

По нашим расчётам, при условии сохранения удельного веса на уровне 2008 г. коммерческие и управленческие расходы, учтённые в целях налогообложения прибыли в 2009—2013 гг., могли бы уменьшаться ежегодно на 1,4—10 млрд. руб., что позволило бы увеличить совокупные поступления налога на прибыль на 6,2 млрд. руб.

Процентные платежи. Следующим элементом затрат, уменьшающих прибыль до налогообложения, являются процентные расходы. На предприятиях чёрной металлургии они прогрессирующе росли (табл. 8).

Ключевым фактором роста процентных расходов стало существенное увеличение задолженности по кредитам и займам. На конец 2013 г. долги НТМК на 21% превзошли выручку от продаж. Высоким уровнем долговой нагрузки, составившей соответственно 97 и 80%, отличались ОЭМК и ЧерМК. Из всех предприятий только ЧМК удалось снизить долговую задолженность.

В 2009—2013 гг. растущие процентные платежи за обслуживание кредитов ежегодно уменьшали налогооблагаемую прибыль ЧерМК на 10 млрд. руб. На других

предприятиях влияние расходов по уплате процентов на прибыль было менее значимым (2—4 млрд. руб.).

В результате резкого роста абсолютных объёмов процентных платежей их удельный вес в выручке от реализации продукции увеличился в два-четыре раза (табл. 9).

По нашим расчётам, при условии сохранения удельного веса на уровне 2008 г. процентные расходы, учтенные в целях налогообложения прибыли в 2009— 2013 гг., могли быть уменьшены на ЧерМК на 6 млрд. руб. в год, на других комбинатах — на 1—3 млрд. руб.

В этом случае дополнительные отчисления налога на прибыль от всех металлургических комбинатов могли бы составить 3,5 млрд. руб. ежегодно.

Исследование показало, что наряду с уменьшением базы налогообложения закономерным следствием высокой долговой нагрузки предприятий стала низкая рентабельность собственного капитала из-за отсутствия устойчивой прибыли, затрудняющая возможность сокращения долгов.

Эту закономерность наглядно подтверждают данные таблицы 10, показывающие высокую рентабельность до кризиса и её резкое падение после него. В то же время из приведенных данных видно, что восста-

Таблица 7. Влияние повышения удельного веса коммерческих и управленческих расходов в выручке металлургических комбинатов* на формирование налога на прибыль

Показатели ЧерМК ММК НЛМК ОЭМК ЗСМК НТМК

Расходы в 2008 г. к выручке, % 5,1 5,0 7,2 5,7 4,4 5,3

Расходы в 2009-2013 гг., млн. руб. в год 20543 14012 22508 4737 10470 7485

К выручке, % 9,8 6,6 11,3 8,1 9,3 7,8

Расходы в 2009-2013 гг. при условии сохранения удельного веса расходов на уровне 2008 г., млн. руб. 10650 10541 14332 3300 4944 5056

Разница, млн. руб. 9893 3471 8176 1437 5526 2429

Налог на прибыль, который мог бы поступить в 2009-2013 гг. при условии сохранения удельного веса расходов на уровне 2008 г., млн. руб. в год 1979 694 1635 287 1105 486

* Данные по ЧМК не приводятся ввиду повышения удельного значения расходов на 0,1%

Таблица 8. Задолженность по кредитам и процентные расходы металлургических комбинатов в 2008-2013 гг., млрд. руб.

Показатели 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2013 к 2008, %

ЧерМК

Задолженность 127,2 141,1 147,8 158,5 194,1 168,1 132,2

В % к выручке 52,2 98,3 70,5 62,3 86,8 78,9 +26,7 п.п.

Проценты к уплате 4,7 8,8 10,8 10,3 10,9 9,2 196,3

ММК

Задолженность 24,2 39,3 72,9 107,7 90,7 80,0 331,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В % к выручке 10,7 28,6 36,1 43,6 37,3 35,6 +25,2 п.п.

Проценты к уплате 1,1 1,6 2,3 3,5 4,4 3,9 351,3

НЛМК

Задолженность 63,5 62,0 78,6 105,9 106,0 112,8 177,6

В % к выручке 31,4 48,2 43,7 47,9 44,1 50,0 +18,6 п.п.

Проценты к уплате 2,0 2,1 3,2 3,7 6,3 6,4 312,8

ЧМК

Задолженность 51,8 55,0 44,6 45,7 38,0 43,5 84,0

В % к выручке 60,1 91,4 47,0 46,1 40,5 53,1 -7 п.п.

Проценты к уплате 2,3 4,0 4,2 3,2 3,2 3,1 137,4

ОЭМК

Задолженность 43,8 49,3 42,4 61,9 63,7 56,2 128,3

В % к выручке 71,1 125,1 74,3 87,6 98,9 97,1 +26 п.п.

Проценты к уплате 1,8 3,2 3,4 2,7 3,0 3,1 175,1

ЗСМК

Задолженность 15,8 18,3 33,4 22,9 25,1 32,1 203,2

В % к выручке 13,3 26,9 32,5 17,3 19,2 25,2 +11,9 п.п.

Проценты к уплате 0,7 1,5 2,5 2,0 1,5 2,2 327,0

НТМК

Задолженность 23,7 25,6 30,4 36,3 140,7 131,6 5,6 р.

В % к выручке 20,7 41,5 36,2 33,2 124,6 120,6 +99,9 п.п.

Проценты к уплате 1,0 1,9 2,2 1,8 2,6 10,3 10,3 р.

Источники: данные бухгалтерских балансов; отчётов о прибылях и убытках; отчётов о движении денежных средств меткомбина-тов; расчёты автора.

Таблица 9. Влияние повышения удельного веса процентных расходов в выручке металлургических комбинатов на формирование налога на прибыль

Показатели ЧерМК ММК НЛМК ЧМК ОЭМК ЗСМК НТМК

Расходы в 2008 г. к выручке, % 1,9 0,5 1,0 2,6 2,9 0,5 0,9

Расходы в 2009-2013 гг., млн. руб. в год 9992 3127 4322 3526 3093 1938 3782

К выручке, % 4,8 1,5 2,2 4,1 5,3 1,7 4,0

Расходы в 2009-2013 гг. при условии сохранения удельного веса расходов на уровне 2008 г., млн. руб. 3968 1054 1991 2234 1679 562 859

Разница, млн. руб. 6024 2073 2331 1292 1414 1376 2923

Налог на прибыль, который мог бы поступить в 2009-2013 гг. при условии сохранения удельного веса расходов на уровне 2008 г., млн. руб. в год 1205 415 466 258 283 275 585

Таблица 10. Рентабельность капитала металлургических комбинатов в 2008-2013 гг., %

Комбинат 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2013 к 2008, п.п.

ЧерМК 13,8 0,4 -14,8 -0,8 7,8 4,2 -9,6

ММК 30,8 15,8 12,6 -0,9 4,1 -39,7 х

НЛМК 30,7 9,3 11,4 11,4 6,6 -4,2 х

ЧМК 21,2 -17,9 -2,9 -1,1 -2,6 -208,1 х

ОЭМК 55,6 9,3 33,4 39,4 22,1 9,2 -46,4

ЗСМК 81,2 0,2 8,9 -3,5 22,6 10,7 -70,5

НТМК 56,6 12,1 16,2 9,3 23,5 10,1 -46,5

Источник: рассчитано автором по данным отчётов о прибылях и убытках меткомбинатов.

новления рентабельности не произошло. Напротив, в 2013 г. она имела минимальные значения, а на ММК, НЛМК и ЧМК и вовсе перешла в отрицательную зону.

Падение доходности отягощённых большими объёмами долгов металлургических комбинатов создаёт высокие риски для устойчивого состояния не только бюджетной системы, но и экономики страны, поскольку дефицит прибыли системообразующих предприятий не позволяет решать долгосрочные задачи.

Внереализационная деятельность. Анализ финансовой отчётности предприятий выявил ещё одну проблему, связанную с методологией определения налогооблагаемой прибыли.

Дело в том, что существуют разные подходы к определению прибыли как экономической категории и прибыли для целей налогообложения, поэтому величина прибыли как объекта налогового администрирования отличается от величины прибыли как результата производственной деятельности. Если последняя формируется в основном под влиянием рыночных факторов, то порядок определения налогооблагаемой прибыли носит специфический характер, учитывающий особые подходы к признанию и оценке доходов и расходов [13]. В результате организации обязаны вести наряду с бухгалтерским учётом специ-

альный налоговый учёт, что не вполне оправданно, поскольку, на наш взгляд, именно бухгалтерский учёт наиболее полно отражает финансово-хозяйственные операции, чего нет в налоговом учёте, сама концепция которого исходит из необходимости максимально полного учёта затрат налогоплательщиков [14].

К примеру, внереализационные доходы, полученные в виде дивидендов от участия в уставных капиталах других организаций, включаются в налогообложение по правилам бухгалтерского учёта, но не принимаются во внимание в налоговом учёте.

С 1 января 2008 г. в РФ была введена нулевая ставка налога на прибыль, начисляемая на дивиденды от стратегического участия1 российской организации в других компаниях. В результате действия нулевой ставки налогообложения дивидендов, полученных металлургическими комбинатами, в 2008—2013 гг. федеральный бюджет ориентировочно недополучал в среднем ежегодно более 8 млрд. руб. платежей по налогу на прибыль (табл. 11).

Кроме того, весомая часть прочих издержек предприятий приходилась на затраты, целесообразность включения которых в состав внереализационных рас-

1 Стратегическим признаётся участие, если оно отвечает требованиям, установленным Налоговым кодексом РФ: акции находятся в собственности более 365 календарных дней, а доля в уставном капитале превышает 50%.

ходов до налогообложения подлежит, как мы считаем, пересмотру. Это расходы на формирование резервов под обесценение финансовых вложений и по сомнительным долгам. За 2008—2013 гг. указанные расходы уменьшали прибыль предприятий в среднем на 46 млрд. руб. в год.

В целом за этот период расчётный недополученный налог на прибыль в результате нулевой ставки налогообложения доходов от участия в других организациях и включения в состав внереализационных расходов оценочных резервов составил 17,4 млрд. руб. в год, в том числе: в федеральный бюджет — 9,1 млрд. руб., в региональные бюджеты — 8,3 млрд. руб.

Исчисление налога на прибыль в соответствии с методикой налогового учёта

нередко приводит к снижению размера платежей, исчисленных в бухгалтерском учёте. Например, если обратиться к отчётности предприятий чёрной металлургии за 2012 г., то можно увидеть, что на всех комбинатах, за исключением ОЭМК, текущий налог на прибыль, определяемый по правилам налогового учёта, оказался значительно ниже условного налога на прибыль, исчисленного по стандартной ставке 20% (табл. 12).

Таким образом, отсутствие согласованности прибыли как объекта налогового администрирования с экономическим содержанием прибыли как объективной категории указывает на несовершенство налогового законодательства, усложняет механизм формирования базы налого-

Таблица 11. Дивиденды, полученные от участия в других организациях, и прочие расходы металлургических комбинатов* за 2008-2013 гг., млн. руб. в год

Показатели ЧерМК ММК НЛМК ЧМК ЗСМК НТМК Итого

Полученные дивиденды 4510 560 19118 333 7054 7666 39728

Налог на прибыль 904 119 4021 67 1470 1612 8193

Прочие расходы** 21746 13955 7280 2204 427 250 45963

Налог на прибыль 4349 2791 1456 441 85 50 9172

Итого налог на прибыль 5253 2910 5477 508 1555 1662 17365

- в федеральный бюджет 1399 398 4167 111 1478 1617 9110

- в региональный бюджет 3914 2512 1310 397 77 45 8255

* Данные по ОЭМК не приводятся ввиду незначительных объёмов полученных дивидендов (81 млн. руб.) и прочих расходов (51 млн. руб.). ** Сальдо оценочных резервов по финансовым вложениям и сомнительным долгам. Источники: финансовая отчётность меткомбинатов; расчёты автора.

Показатели ЧерМК ММК НЛМК ОЭМК ЗСМК НТМК

Прибыль до налогообложения 16341 11399 24223 6059 9320 28066

Текущий налог на прибыль 2280 1958 2730 1487 250 2939

Условный налог на прибыль (20%) 3268 2280 4845 1212 1864 5613

Разница

млн. руб. -988 -322 -2115 275 -1614 -2674

% -30,2 -14,1 -43,7 +22,7 -86,6 -47,6

* Данные по ЧМК не приводятся, поскольку предприятие имело прибыль до налогообложения только в 2008 г. Источники: отчёты о прибылях и убытках меткомбинатов; расчёты автора.

Таблица 12. Сумма снижения налога на прибыль, исчисленного металлургическими комбинатами* по налоговому учёту в 2012 г., млн. руб.

обложения, что нередко влечёт её занижение и последующие возвраты из бюджета налога на прибыль, искажающие его фискальную функцию.

Консолидация налогообложения. Одним из способов налоговой оптимизации стал пролоббированный крупным бизнесом институт консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), допускающий взаимозачёт прибылей и убытков организаций, входящих в группу [3].

Череповецкий и Новолипецкий металлургические комбинаты являются ответственными участниками КГН ОАО «Северсталь» и КГН ОАО «НЛМК».

С консолидацией налогообложения Правительство РФ связывало надежды по «созданию эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость» [4].

Как оправдались эти надежды, можно судить, например, по изменению динамики

налога на прибыль, поступившего от металлургического производства в бюджеты Вологодской и Липецкой областей (рис. 3).

После создания КГН в 2012—2013 гг. в Вологодской области сборы налога от предприятий чёрной металлургии сократились на 3,5 млрд. руб. и не достигли даже 20% от уровня 2011 г. В Липецкой области падение платежей было не столь резким, но всё равно существенным — 26%.

В целом по данным Счётной палаты РФ, за счет консолидации убытков внутри КГН региональные бюджеты недосчитались в 2012 году 8-ми, а в 2013 году — 16,4 млрд. руб. налога на прибыль.

Поскольку из 22 участников КГН «Северсталь» только 6 являются открытыми акционерными обществами, раскрывающими финансовую отчётность, а в КГН ОАО «НЛМК» таковых пять из десяти, оценить влияние большинства консолидированных компаний на изменение

Рисунок. 3. Поступления налога на прибыль от металлургического производства в бюджеты субъектов РФ в 2011-2013 гг., млн. руб.

6000

5000

4000

3000

2000

1000

5624

4289

2011

4239

82 ♦

2012 2013

Вологодская область —■— Липецкая область

Источник: данные ФНС.

0

поступлений налога на прибыль мы не сможем. Вместе с тем имеющиеся в свободном доступе финансовые отчёты ведущих предприятий дают возможность проследить общую тенденцию финансовых результатов и налоговых отчислений (табл. 13).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно, в 2012—2013 гг. ключевые участники КГН ОАО «Северсталь» имели весомые объёмы прибыли до налогообложения. По отчётным данным, исчисленный к уплате налог на прибыль составлял в

2012 г. 5,6 млрд. руб., а в 2013 г. — 2,6 млрд. руб. Однако, судя по данным отчётности ФНС, фактически в 2012 г. было внесено в бюджет 1,7 млрд. руб., или на 4 млрд. руб. меньше, чем исчислено. Аналогично и в

2013 г. уплаченный налог оказался меньше исчисленного на 1,2 млрд. руб.

За 2012 год всеми основными участниками КГН ОАО «НЛМК» была получена прибыль до налогообложения, исчисленный налог с которой составил 8,3 млрд. рублей, а фактически внесённый в бюджет — 4,7 млрд. руб., то есть почти в два раза меньше. По итогам 2013 г. ответственный участник группы — НЛМК — получил убыток, поэтому отчисления в бюджет производились преимущественно из прибыли Стойленского ГОКа.

Указанные факты дают основание предполагать, что в результате взаимозачёта прибылей и убытков, допускаемого режимом консолидации, прибыль до налогообложения вышеуказанных предприятий была сальдирована убытками других участников группы, не раскрывающих финансовую отчётность.

Негативная динамика сборов налога на прибыль после введения КГН свидетельствует о том, что действующая налоговая политика, прежде всего в отношении крупнейших налогоплательщиков, не способствует росту бюджетных доходов, а, напротив, открывает дополнительные возможности для «оптимизации» налогообложения.

Распределительная политика. Анализируя факторы снижения фискальной функции ведущих металлургических комбинатов, нельзя не затронуть и вопросы распределительных отношений, поскольку они напрямую обусловлены уровнем доходности.

Дивидендная политика предприятий была весьма разнонаправленной. Если на ЧерМК и ОЭМК почти вся остающаяся после налогообложения прибыль использовалась на выплату дивидендов акционерам, то на ММК и НЛМК на эти цели

Таблица 13. Налог на прибыль, исчисленный в отчётности акционерных обществ, входящих в КГН ОАО «Северсталь» и КГН ОАО «НЛМК», млн. руб.

КГН ОАО «Северсталь» КГН ОАО «НЛМК»

ОАО Прибыль до налогообложения Текущий налог на прибыль ОАО Прибыль до налогообложения Текущий налог на прибыль

2012 2013 2012 2013 2012 2013 2012 2013

ЧерМК 16341 9170 2280 0,5 НЛМК 24223 0 2730 0

Воркутауголь 2500 3132 303 172 Алтай-Кокс 4430 1939 875 394

Карельский окатыш 10366 11498 2408 2234 Стойленский ГОК 24447 28301 4651 5480

Олкон 3378 1445 576 157

Итого 33729 22113 5566 2564 Итого 53100 17927 8256 5875

Фактически уплаченный налог на прибыль 1691 1407 Фактически уплаченный налог на прибыль 4699 5351

Источники: данные отчётов о прибылях и убытках предприятий; ФНС.

расходовалось 22—24% чистой прибыли, причём на ММК, в отличие от ЧерМК, при получении убытка дивидендные выплаты не производились.

В связи с ухудшением финансового состояния в течение 2008—2013 гг. дивиденды акционерам ЧМК не выплачива-

лись, а на ЗСМК и НТМК выплаты производились лишь в 2008 г., хотя объём полученной НТМК чистой прибыли был в 1,4 раза выше, чем на ЧерМК (табл. 14).

Важно подчеркнуть перекос в распределительной политике руководства ЧерМК и ОЭМК в большей степени в

Таблица 14. Расходы металлургических комбинатов на выплату дивидендов в 2008-2013 гг., млн. руб.

Показатели 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2008-2013

ЧерМК

Чистая прибыль, (убыток) 38579 1356 (39628) (1909) 14638 8055 62628

Дивиденды 30957 0 6762 15307 9622 6953 62648

К чистой прибыли, % 802 0 убыток 65,7 86,3 100,0

Налог на прибыль ЧерМК* 18138 594 5148 5104 1576 1339 31899

ММК

Чистая прибыль, (убыток) 10064 27406 24377 (1692) 7925 (54924) 69772

Дивиденды 4269 4135 3688 0 3129 0 15221

К чистой прибыли, % 42,4 15,1 15,1 0 39,5 0 21,8

Налог на прибыль ММК* 10512 508 1606 3133 853 405 17017

НЛМК

Чистая прибыль, (убыток) 71676 23998 32384 34667 21318 (12829) 184043

Дивиденды 11986 1319 10908 11986 3716 4015 43930

К чистой прибыли, % 16,7 5,5 33,7 34,6 17,4 49,3 23,9

Налог на прибыль НЛМК* 17964 1322 5329 7077 4699 5351 41742

ОЭМК

Чистая прибыль, (убыток) 17355 1929 7086 8137 4675 1997 39182

Дивиденды 15446 0 1900 7086 8137 3750 36319

К чистой прибыли, % 89,0 0 98,5 100,0 100,0 80,2 92,7

Налог на прибыль ОЭМК* 7433 0 514 2594 2940 916 14397

ЗСМК

Чистая прибыль, (убыток) 27907 82 3351 (1044) 8743 4639 44722

Дивиденды 15400 0 0 0 0 0 15400

К чистой прибыли, % 55,2 0 0 0 0 0 34,4

Налог на прибыль ЗСМК* 7502 246 1142 186 26 0 9102

НТМК

Чистая прибыль, (убыток) 29184 7109 11390 7204 23799 11393 90079

Дивиденды 16650 0 0 0 0 0 16650

К чистой прибыли, % 57,1 0 0 0 0 0 18,5

Налог на прибыль НТМК* 7644 1930 2409 310 2939 2193 17425

* Налог на прибыль, уплаченный в федеральный и региональный бюджет. Источники: данные финансовой отчётности меткомбинатов; расчёты автора.

сторону потребления, чем в сторону выполнения обязательств перед бюджетом: дивидендные выплаты в два раза превышали отчисления в бюджет налога на прибыль, в то время как на других комбинатах этот разрыв был заметно меньше.

Несмотря на снижение прибыльности, отечественные предприятия чёрной металлургии концентрируют значительные финансовые потоки, что свидетельствует о наличии существенного инвестиционного ресурса для реализации программ развития. Сальдированный финансовый результат отрасли в два-три раза превышает объём инвестиций в развитие металлургического производства [1].

В течение 2008—2013 гг. металлургические комбинаты имели многомиллиардные собственные средства в виде нераспределённой прибыли и денежных средств (табл. 15).

Однако всего 4—19% из этих средств использовалось на капиталовложения. При этом финансовые инвестиции в виде вкладов в уставные капиталы других организаций и предоставленных займов на Череповецком, Оскольском и Нижнетагильском металлургических комбинатах многократно превышали не

только инвестиции в основной капитал, но и собственные средства. Неслучайно эти предприятия имели самую высокую долговую нагрузку, поскольку источниками финансовых инвестиций служили как собственные ресурсы, так и кредиты коммерческих организаций.

Необходимо отметить, что только Челябинский металлургический комбинат направлял 80% собственных средств на финансирование капиталовложений.

По данным финансовых отчётов комбинатов, за 2008—2013 гг. общий объём средств, израсходованных на приобретение других компаний и выдачу долгосрочных займов, составил 1,5 трлн. руб., или 243 млрд. руб. ежегодно (табл. 16).

К примеру, только с Череповецкого и Новолипецкого металлургических комбинатов выводилось ежегодно соответственно 55,4 и 37,6 млрд. руб. — суммы, сопоставимые с годовыми доходами консолидированных бюджетов Вологодской и Липецкой областей2.

На то, что финансовые потоки изымались из хозяйственного оборота предприятий чёрной металлургии, указывает и отрицательное значение чистых денежных средств от инвестиционной деятельности.

Таблица 15. Собственные средства и инвестиции металлургических комбинатов в 2008-2013 гг., млрд. руб.

Показатели ЧерМК ММК НЛМК ЧМК ОЭМК ЗСМК НТМК

Собственные средства* 147,6 141,9 290,7 11,2 21,8 32,3 81,5

Износ основных средств, %** 46,1 42,4 37,9 44,0 51,1 45,1 46,7

Инвестиции в основной капитал* 11,1 27,2 22,5 8,8 2,7 5,8 3,3

В % к собственным средствам 7,5 19,2 7,7 78,6 12,4 18,1 4,1

Финансовые инвестиции* 284,4 66,2 174,6 8,6 32,8 24,2 99,6

К инвестициям в основной капитал, раз 25,6 2,4 7,8 0,98 12,1 4,2 30,2

* Среднегодовой объём. ** На конец 2013 г. Источники: данные бухгалтерских балансов и финансовой отчётности меткомбинатов; расчёты автора.

2 По данным Федерального казначейства, в 2008—2013 гг. среднегодовой объём доходов консолидированных бюджетов составлял: в Вологодской области — 49 млрд. руб.; в Липецкой области — 41 млрд. руб.

Таблица 16. Расходы металлургических комбинатов на вложения в уставные капиталы других организаций и предоставление займов в 2008-2013 гг., млрд. руб.

Показатели 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Всего за 20082013 В среднем за 2008-2013

ЧерМК

Вклады в уставные капиталы и выданные займы 121,0 62,7 80,5 51,1 13,5 3,6 332,4 55,4

Чистые денежные средства от инвестиций -87,0 -32,0 -21,5 -27,2 24,2 21,6 -121,9 -20,3

ММК

Вклады в уставные капиталы и выданные займы 72,3 38,3 9,1 21,1 2,3 12,5 155,6 25,9

Чистые денежные средства от инвестиций -13,0 -45,9 -42,2 -32,2 -14,2 -16,4 -163,9 -32,8

НЛМК

Вклады в уставные капиталы и выданные займы 33,7 49,7 31,6 44,8 37,0 29,0 225,8 37,6

Чистые денежные средства от инвестиций -71,9 -45,8 -42,4 -44,0 -7,0 -0,06 -211,2 -35,2

ЧМК

Вклады в уставные капиталы и выданные займы 34,1 22,1 1,0 0,02 0,007 3,1 60,3 10,1

Чистые денежные средства от инвестиций -8,7 -10,0 17,3 9,2 -4,3 -5,1 -1,6 -0,3

ОЭМК

Вклады в уставные капиталы и выданные займы 113,1 17,5 27,4 27,7 28,9 50,9 265,5 44,3

Чистые денежные средства от инвестиций -5,6 -4,3 1,0 -11,6 -7,3 6,6 -21,2 -3,5

ЗСМК

Вклады в уставные капиталы и выданные займы 36,6 5,8 42,8 30,8 0,03 0 116,0 19,3

Чистые денежные средства от инвестиций -16,4 -1,5 -26,3 6,8 1,4 1,3 -34,7 -5,8

НТМК

Вклады в уставные капиталы и выданные займы 23,1 14,0 40,3 12,8 193,6 18,2 302,0 50,3

Чистые денежные средства от инвестиций -7,2 -12,0 -20,2 -4,2 -117,3 0,3 -160,6 -26,8

Итого вклады и займы 433,9 210,1 232,7 188,3 275,3 117,3 1457,6 242,9

Источники: данные финансовой отчётности меткомбинатов; расчёты автора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все эти предприятия имели задолженность перед бюджетом по уплате налогов, причём за анализируемый период она увеличилась в два-три раза (табл. 17). Только Западно-Сибирскому комбинату удалось сократить долговые обязательства.

Погашение задолженности, имевшейся на конец 2013 г., позволило бы увеличить поступления платежей в бюджет на 7 млрд. руб.

На фоне наращивания долгов перед бюджетом руководство металлургических комбинатов в соответствии с действую-

Таблица 17 . Задолженность металлургических комбинатов перед бюджетом и налоги, предъявленные к возврату из бюджета в 2008-2013 гг., млн. руб.

Показатели 2008 2009 2010 2011 2012 2013 В среднем за 2008-2013

ЧерМК

Задолженность, млн. руб.* 488 1075 620 1375 1515 1678 х

К объёму уплаченных налогов, % 1,8 19,1 6,3 12,4 17,9 19,7 х

Налоги к возврату** 10892 5769 7352 7861 5904 3378 6859

К объёму уплаченных налогов, % 51,8 81,6 77,4 108,2 97,9 94,5 75,5

ММК

Задолженность, млн. руб.* 762 835 870 1013 1229 1018 х

К объёму уплаченных налогов, % 4,4 16,4 8,5 6,3 15,1 11,9 х

Налоги к возврату** 11664 7469 7620 12443 8808 5957 8994

К объёму уплаченных налогов, % 81,0 147,0 74,4 77,8 108,3 69,7 82,5

НЛМК

Задолженность, млн. руб.* 590 765 880 938 1454 1707 х

К объёму уплаченных налогов, % 2,5 10,8 7,5 6,4 11,1 11,8 х

Налоги к возврату** 10805 8167 12186 17386 15111 15728 13231

К объёму уплаченных налогов, % 46,2 115,7 104,3 118,1 115,2 108,9 94,0

ЧМК

Задолженность, млн. руб.* 310 327 981 1175 755 871 х

К объёму уплаченных налогов, % 5,4 12,5 31,6 37,0 24,5 23,9 х

Налоги к возврату** 3538 777 815 1075 674 667 1258

К объёму уплаченных налогов, % 62,0 29,8 26,2 33,8 21,9 18,3 35,4

ОЭМК

Задолженность, млн. руб.* 213 232 597 385 323 292 х

К объёму уплаченных налогов, % 2,6 11,3 15,8 5,7 5,7 9,7 х

Налоги к возврату** 4218 3870 3321 3806 3058 3284 3593

К объёму уплаченных налогов, % 51,2 187,8 87,9 55,8 53,9 108,8 72,9

ЗСМК

Задолженность, млн. руб.* 722 455 273 533 507 546 х

К объёму уплаченных налогов, % 5,8 20,7 7,4 13,8 10,6 9,5 х

Налоги к возврату** 1496 6105 5927 4585 6479 6352 5157

К объёму уплаченных налогов, % 12,1 277,2 47,1 26,4 28,9 30,1 35,2

НТМК

Задолженность, млн. руб.* 393 290 373 1213 921 818 х

К объёму уплаченных налогов, % 3,6 8,9 8,0 30,8 13,9 11,7 х

Налоги к возврату** 1091 2703 1278 2547 1681 1820 1853

К объёму уплаченных налогов, % 10,0 82,6 27,3 64,6 25,4 26,0 30,5

* Задолженность в федеральный, территориальный бюджет и государственные внебюджетные фонды. ** Налог на прибыль и налог на добавленную стоимость (НДС). Источники: данные бухгалтерских балансов и финансовой отчётности меткомбинатов; консолидированной финансовой отчётности ОАО «Северсталь», «ММК» и «НЛМК»; расчёты автора.

Таблица 18. Состояние владельцев металлургических корпораций в 2008-2013 гг.

Показатели 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2013 к 2008, раз

ЧерМК (ОАО «Северсталь» - 79,17%)*

Состояние владельца, млрд. руб. 149,6 287,4 522,1 451,3 399,8 378,9 +2,5

Налоговая нагрузка ЧерМК, % 11,1 2,8 4,4 4,4 3,8 4,0 -2,8

ММК (ОАО «ММК » - 82,27%)

Состояние владельца, млрд. руб. 87,0 284,5 316,1 165,2 131,2 101,0 +1,2

Налоговая нагрузка ММК, % 7,7 3,7 4,3 6,5 3,0 3,6 -2,1

НЛМК (ОАО «НЛМК» - 85,54% )*

Состояние владельца, млрд. руб. 181,0 458,7 677,3 469,0 440,4 599,0 +3,3

Налоговая нагрузка НЛМК, % 11,6 5,5 6,7 5,5 6,4 6,2 -1,9

ЧМК (ОАО «Мечел » - 67,42%) *

Состояние владельца, млрд. руб. 34,8 158,8 251,2 91,4 56,2 14,7 -2,4

Налоговая нагрузка ЧМК, % 6,6 4,3 3,3 3,2 3,3 4,5 -1,5

ОЭМК «Металлоинвест» - 48% )*

Состояние владельца, млрд. руб. 55,7 209,1 499,5 533,9 550,0 671 +12,0

Налоговая нагрузка ОЭМК, % 13,4 5,2 6,6 9,6 8,8 5,2 -2,6

ЗСМК и НТМК («Евраз» - 31% *

Состояние владельца, млрд. руб. 295,8 325,2 378,2 356,9 318,6 328 +1,3

Налоговая нагрузка ЗСМК, % 10,4 3,2 3,6 2,9 3,7 4,5 -2,3

Налоговая нагрузка НТМК, % 9,5 5,3 5,6 3,6 5,9 6,4 -1,5

* Название корпорации, активом которой является комбинат, и доля контрольного пакета акций основного собственника корпорации. Источники: данные журнала «Forbes»; финансовой отчётности меткомбинатов; расчёты автора.

щим налоговым законодательством предъявляло к возврату из бюджета НДС, уплаченный при экспорте продукции, и налог на прибыль.

За 2008—2013 гг. среднегодовая сумма компенсированных из бюджета платежей составила 41 млрд. рублей3, в том числе налога на прибыль — 5,3 млрд. руб., НДС - 35,6 млрд. руб. При этом ММК и НЛМК было возмещено 83-94% общего объёма внесённых платежей, ЧерМК и ОЭМК — более 70%.

3 Оговоримся, что эта сумма ориентировочная, поскольку отчётность ни одного предприятия не содержит точных сведений о структуре уплаченных налогов и возвратах из бюджета, поэтому данные по ЧерМК и ММК приведены из международной консолидированной отчётности ОАО «Северсталь» и ОАО «ММК» (стальной сегмент), по НЛМК, ОЭМК и ЗСМК — из отчётности ФНС, по НТМК — из расшифровки к финансовому отчёту формы № 4.

Действующие нормы налогового законодательства не позволяют увязывать реальный размер вклада ведущих предприятий металлургических корпораций в бюджет с объёмами доходов, получаемых собственниками этих корпораций.

За указанный период состояние владельцев корпораций в среднем выросло в 1,2—3,3 раза (состояние владельца «Метал-лоинвеста» — в 12 раз), а налоговая нагрузка металлургических комбинатов уменьшилась в 1,5—2,8 раза (табл. 18).

В результате глубокого падения отчислений налога на прибыль крупнейших металлургических комбинатов доля отрасли чёрной металлургии в мобилизации этого важнейшего источника бюджетных доходов сократилась почти в четыре раза: с 4,9% в 2006—2008 гг. до 1,3% в 2011— 2013 гг. (рис. 4).

Однако самым болезненным следствием столь значительного недопоступления налога на прибыль стало замедление темпов роста налоговых доходов и увеличение долговой нагрузки бюджетов тех регионов, где расположены бюджетообразующие комбинаты чёрной металлургии (табл. 19).

В 2013 г. только в Свердловской области сборы налога на прибыль превзошли уровень 2008 г. на 4% за счёт более диверсифицированной структуры экономики. В остальных регионах они оказались ниже на 26—56%, а в Вологодской области — на 73%.

В целом налоговые доходы по итогам года немного увеличились только в Челябинской и Липецкой областях. Долговая нагрузка во всех субъектах росла быстрыми темпами.

Общий вывод исследования состоит в том, что деятельность ключевых активов металлургических корпораций мало согласуется с интересами регионов присутствия и становится сдерживающим фактором регионального развития.

Территориальные ресурсы, некогда ставшие основой бизнеса корпораций, всё в больших масштабах консолидируются и перенаправляются за пределы регионов, в том числе в офшорные юрисдикции.

При этом действующее налоговое законодательство не ограничивает, а, наоборот, создаёт условия для уменьшения вклада крупнейших налогоплательщиков в наполняемость бюджета, позволяя им манипулировать ценами, допускать неконтролируемое наращивание управленческих издержек и корпоративных долгов.

По нашим оценкам, в результате использования различных способов минимизации налогообложения ориентировочная сумма расчётных налоговых платежей, недополученных бюджетом от семи ведущих российских металлургических комбинатов, составила 114 млрд. руб. в год (табл. 20).

Из этой суммы федеральный бюджет недосчитался 53,2 млрд. руб. ежегодных поступлений налога на прибыль и налога

млрд.

2006

Рисунок 4. Налог на прибыль, поступивший в бюджет РФ от отрасли чёрной металлургии в 2006-2013 гг.

2007 2008

Млрд. руб.

2009 2010 2011 2012

К общему объёму налога на прибыль бюджета,с,

2013

Источники: данные ФНС; расчёты автора.

6

5

4

3

2

1

Таблица 19. Налоговые доходы и долговая нагрузка региональных бюджетов субъектов РФ в 2008-2013 гг., млрд. руб.

Показатели

2008

2009

2010

2011

2012

2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2013 к 2008, %

Вологодская область

Налог на прибыль, млрд. руб.

21,8

4,8

10,8

12,0

10,!

6,0

27,3

Налоговые доходы, млрд. руб.

33,6

18,2

25,6

28,0

29,

28,3

84,3

Темп роста, %

130,2

54,3

140,5

109,3

106,7

94,8

-35,4 п.п.

Долговая нагрузка, %*

5,1

54,5

71,6

92,2

105,3

+100,2 п.п.

Липецкая область

Налог на прибыль, млрд. руб. 16,6 5,1 9,5 11,1 9,7 9,2 55,6

Налоговые доходы, млрд. руб. 23,1 15,0 19,2 21,9 23,4 24,5 106,1

Темп роста, % 125,3 65,0 127,8 113,8 107,2 104,7 -20,6 п.п.

Долговая нагрузка, %* 16,5 25,8 24,6 31,2 39,5 49,7 +33,2 п.п.

Челябинская область

Налог на прибыль, млрд. руб. 30,4 4,9 19,1 20,8 19,6 17,5 57,5

Налоговые доходы, млрд. руб. 60,0 33,0 53,9 60,4 66,9 68,4 114,1

Темп роста, % 113,1 55,0 163,6 112,1 110,8 102,2 -10,9 п.п.

Долговая нагрузка, %* 0,4 8,6 16,9 14,8 21,7 30,8 +30,4 п.п.

Белгородская область

Налог на прибыль, млрд. руб. 18,7 6,0 13,8 25,6 19,2 13,6 74,4

Налоговые доходы, млрд. руб. 30,2 18,2 27,8 41,9 37,2 31,8 105,2

Темп роста, % 130,9 60,3 152,6 150,8 88,9 85,4 -45,5 п.п.

Долговая нагрузка, %* 31,8 71,9 48,4 42,6 84,2 110,3 +78,5 п.п.

Кемеровская область

Налог на прибыль, млрд. руб. 34,7 9,4 22,4 35,9 24,6 15,1 43,6

Налоговые доходы, млрд. руб. 66,4 39,6 56,3 74,4 64,8 57,8 87,0

Темп роста, % 148,7 59,6 142,3 132,2 87,1 89,1 -59,6 п.п.

Долговая нагрузка, %* 16,3 37,4 30,4 26,7 38,4 63,4 +47,1 п.п.

Свердловская область

Налог на прибыль, млрд. руб. 44,6 20,2 36,8 47,3 55,6 46,4 103,9

Налоговые доходы, млрд. руб. 94,4 66,4 89,0 107,4 123,2 121,3 128,5

Темп роста, % 116,0 70,4 134,0 120,6 114,8 98,4 -17,6 п.п.

Долговая нагрузка, %* 2,2 11,3 10,2 16,7 15,3 25,2 +23 п.п.

* Отношение объёма государственного долга к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета. Источники: данные Министерства финансов РФ; ФНС; Федерального казначейства; расчёты автора.

на добавленную стоимость, а региональные бюджеты — 60,5 млрд. руб. налога на прибыль, в том числе бюджеты:

• Вологодской области — 18,3 млрд. руб.;

• Липецкой области — 16,2 млрд. руб.;

• Челябинской области — 12,5 млрд. руб.;

• Кемеровской области — 6,6 млрд. руб.;

• Свердловской области — 5,1 млрд. руб.;

• Белгородской области — 1,8 млрд. руб. Всё вышесказанное свидетельствует

об усилении противоречий во взаимоотношениях крупных предприятий и регионов, на территории которых осуществляется их хозяйственная деятельность.

Таблица 20. Налоги, недопоступившие в бюджет от крупнейших комбинатов чёрной металлургии РФ в 2008-2013 гг., млрд. руб. в год

Показатели Консолидированный бюджет РФ Федеральный бюджет Бюджеты субъектов РФ

Налог на прибыль, всего 78,1 17,6 60,5

В том числе

Недополученная выручка от экспортных продаж 24,7 3,7 21,0

Нерегулируемый рост коммерческих, управленческих и процентных расходов 9,7 1,0 8,7

Налогообложение дивидендов по ставке 0% 8,2 8,2

Создание оценочных резервов и списание безнадёжных долгов 9,2 0,9 8,3

Возврат из бюджета 5,3 0,8 4,5

Сальдирование прибылей и убытков КГН* 21,0 3,0 18,0

Возмещение экспортного НДС 35,6 35,6

Всего 113,7 53,2 60,5

* Рассчитано исходя из среднего объёма налога на прибыль, поступившего в 2010-2012 гг. (до вступления в КГН) от следующих участников КГН: ОАО «ЧерМК»; «Воркутауголь»; «Карельский окатыш»; «Олкон»; «НЛМК»; «Стойленский ГОК»; «Алтай-Кокс».

Вместе с тем следует отметить и то, что в действующей организационно-правовой плоскости региональные власти практически не имеют рычагов влияния на распределение финансовых ресурсов, создаваемых на бюджетообразующих предприятиях.

Достаточно вспомнить, что все анализируемые комбинаты чёрной металлургии ад-министрируются межрегиональными инспекциями, находящимися в Москве, поэтому налоговые управления ФНС на местах не имеют прямого доступа к налоговой отчётности и не владеют достоверной информацией о деятельности находящихся на их территории крупнейших налогоплательщиков.

Представляется, что для повышения фискальной функции крупного бизнеса федеральный центр должен принять ряд мер, включающих:

• расширение прав налоговых органов, прежде всего территориальных, в сфере контроля за денежными потоками системообразующих предприятий и получения всей необходимой информации об их деятельности;

• введение дифференцированной шкалы возвратов НДС для экспортёров, отгружающих продукцию с малой добавленной стоимостью, и поэтапной отмены полной компенсации НДС для сырьевых экспортёров [12];

• введение налогообложения недополученной экспортной выручки, остающейся в офшорных трейдерных структурах;

• обложение налогом доходов в виде дивидендов, получаемых стратегическими налогоплательщиками от контролируемых компаний;

• исключение практики учёта во внереализационных расходах оценочных резервов и безнадёжных долгов;

• введение моратория на создание новых консолидированных групп налогоплательщиков и отмену (или установление ограничений на размер сальдируемых убытков) действующих КГН;

• установление повышенной ставки налогообложения (например, 20—25%) с сумм вознаграждений, выплачиваемых топ-менеджерам крупных компаний;

• расширение перечня информации, подлежащей раскрытию публичными юри-

дическими лицами, касающейся прежде всего деятельности головных предприятий и их взаимоотношений с бюджетом4.

Достижение разумного баланса частных и общественных интересов позволит существенно расширить ресурсные возможности государства по формированию

условий для опережающего экономического роста. На наш взгляд, назрела острая необходимость создания комиссии из представителей заинтересованных органов для проработки вопроса по налогообложению стратегических налогоплательщиков.

Литература

1. Буданов, И.А. Экономические условия перспективного развития металлургии в России / И.А. Буданов // Проблемы прогнозирования. — 2011. — № 5. — С. 48-64.

2. Ильин, В.А. Влияние интересов собственников металлургических корпораций на социально-экономическое развитие / В.А. Ильин, А.И. Поварова, М.Ф. Сычев. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. - 102 с.

3. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков: Федеральный закон от 16.11.2011 г. № 321-Ф3.

4. О результатах и основных направлениях деятельности на 2013-2015 годы: Доклад Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/ about/rukdocmin/doc20130429_05

5. Официальный сайт ОАО «Северсталь». — Режим доступа: http://www.severstal.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Официальный сайт ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат». — Режим доступа: http:// www.mmk.ru/

7. Официальный сайт ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат». — Режим доступа: http:// www.lipetsk.nlmk.ru/

8. Официальный сайт ОАО «Челябинский металлургический комбинат». — Режим доступа: http://www. mechel.ru/sector/steel/cmk

9. Официальный сайт ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат». — Режим доступа: http:// www.metalloinvest.com/our-business/

10. Официальный сайт ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат». — Режим доступа: http:// www.zsmk.ru/emitent.jsp

11. Официальный сайт ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат». — Режим доступа: http:// www.ntmk.ru/ru/

12. Поварова, А.И. Неэффективное администрирование НДС как угроза экономической безопасности России / А.И. Поварова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз.

— 2013. — № 2. — С. 126-140.

13. Поварова, А.И. Снижение фискальной функции налога на прибыль: факторы и пути повышения / А.И. Поварова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2014. — № 3.

— С. 180-195.

14. Учёт расчётов по налогу на прибыль организаций: Положение по бухгалтерскому учёту 18/02, утверждённое приказом Министерства финансов РФ от 19.11.2002 г. № 114н.

4 На наш взгляд, для повышения прозрачности деятельности необходимо обязать публичные компании раскрывать следующую информацию: об экспортных продажах и ценах реализации головных предприятий; о фактически внесённых налогах по их структуре и уровням бюджета; о результатах финансовой деятельности каждого участника КГН и сумме уплаченного им налога на прибыль; о фактических возвратах из бюджета НДС и налога на прибыль.

Povarova A.I.

Relationship between metallurgical works and the budget: debt increases,

taxes decline

Anna Ivanovna Povarova — Senior Research Associate, Head of the Sector for Research into the Issues of Public Finance, Federal State-Financed Scientific Institution the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation, aip150663@yandex.ru)

Abstract. Large enterprises of ferrous metallurgy consolidate a significant share of cash flows and are important taxpayers for the budget.

In 2008—2013 two-thirds of the aggregate profit tax from the ferrous metallurgical industry were provided by seven largest plants: Novolipetsk Steel (NLMK); Cherepovets Steel Mill (CherMK); Nizhniy Tagil Iron and Steel Works (NTMK); Magnitogorsk Iron and Steel Works (MMK); Oskol Electrometallurgical Plant (OEMK); West-Siberian Metallurgical Plant (ZSMK) and Chelyabinsk Metallurgical Plant (ChMK). All these plants are the key assets of the largest multinational corporations; therefore, the analysis of their statements makes it possible to assess the financial condition not only of individual corporations, but also of the whole ferrous metallurgy.

The article presents the results of the analysis of the financial statements of the leading domestic enterprises of ferrous metallurgy for 2008—2013. Particular emphasis is placed on their relations with the budget in the field of profit tax administration. The author investigates the factors in the formation ofprofit before tax and reveals the destructive impact of the existing tax legislation on the mobilization of budget revenues. The article draws a conclusion about the role of large enterprises in the economic development of the country and its regions. The author proposes several options to change the tax policy in relation to large taxpayers.

Key words: iron and steel works, profit, budget, profit tax.

References

1. Budanov I.A. Ekonomicheskie usloviya perspektivnogo razvitiya metallurgii v Rossii [Economic Conditions for the Development of Metallurgy in Russia]. Problemyprognozirovaniya [Issues of Forecasting], 2011, no. 5, pp. 48-64.

2. Ilyin V.A., Povarova A.I., Sychev M.F. Vliyanie interesovsobstvennikov metallurgicheskikh korporatsiina sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie [The Influence of Metallurgical Corporations Owners' Interests on the Socio-Economic Development]. Vologda: ISERT RAN, 2012. 102 p.

3. O vnesenii izmenenii v chasti pervuyu i vtoruyu Nalogovogo kodeksa RF v svyazi s sozdaniem konsolidirovannoi gruppy nalogoplatel'shchikov: Federal'nyi zakon ot 16.11.2011 g. № 321-FZ [On Introduction of Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation in Connection with the Creation of the Consolidated Group of Taxpayers: the Federal Law of November 16, 2011, No. 321-FZ].

4. Orezul'tatakh i osnovnykh napravleniyakh deyatel'nosti na 2013—2015gody: DokladMinisterstva ekonomicheskogo razvitiya RF [About the Results and Main Directions of Activity for 2013—2015: Report of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation]. Available at: http://economy.gov.ru/minec/about/ rukdocmin/doc20130429_05

5. Ofitsial'nyi sait OAO "Severstal"' [Official Website of OAO Severstal]. Available at: http://www.severstal.ru/

6. Ofitsial'nyi sait OAO "Magnitogorskii metallurgicheskii kombinat" [Official Website of OJSC Magnitogorsk Iron and Steel Works]. Available at: http://www.mmk.ru/

7. Ofitsial'nyi sait OAO "Novolipetskii metallurgicheskii kombinat" [Official Website of OJSC Novolipetsk Steel]. Available at: http://www.lipetsk.nlmk.ru/

8. Ofitsial'nyi sait OAO "Chelyabinskii metallurgicheskii kombinat" [Official Website of OJSC Chelyabinsk Metallurgical Plant]. Available at: http://www.mechel.ru/sector/steel/cmk

9. Ofitsial'nyi sait OAO "Oskol'skii elektrometallurgicheskii kombinat" [Official Website of OJSC Oskol Electrometallurgical Plant]. Available at: http://www.metalloinvest.com/our-business/

10. Ofitsial'nyi sait OAO "Zapadno-Sibirskii metallurgicheskii kombinat" [Official Website of OJSC West Siberian Iron and Steel Works]. Available at: http://www.zsmk.ru/emitent.jsp

11. Ofitsial'nyi sait OAO "Nizhnetagil'skii metallurgicheskii kombinat" [Official Website of OJSC Nizhniy Tagil Iron and Steel Works]. Available at: http://www.ntmk.ru/ru/

12. Povarova A.I. Neeffektivnoe administrirovanie NDS kak ugroza ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii [Inefficient VAT Administration as a Threat to Russia's Economic Security]. Ekonomicheskie i sotsial'nyeperemeny:fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2013, no. 2, pp. 126-140.

13. Povarova A.I. Snizhenie fiskal'noi funktsii naloga na pribyl': faktory i puti povysheniya [Reduction of the Fiscal Function of Corporate Tax: the Factors and Ways of Increase]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2014, no. 3, pp. 180-195.

14. Uchet raschetov po nalogu na pribyl' organizatsii: Polozhenie po bukhgalterskomu uchetu 18/02, utverzhdennoe prikazom Ministerstva finansov RF ot 19.11.2002 g. № 114n [The Account of Calculations of Corporate Tax: the Regulations on Accounting 18/02, Approved by the Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of November 19, 2002, No. 114n].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.