Научная статья на тему 'Взаимоотношения хвойных и мягколиственных лесообразующих пород в лесоаграрных условиях Русской равнины'

Взаимоотношения хвойных и мягколиственных лесообразующих пород в лесоаграрных условиях Русской равнины Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
201
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Уткин А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения хвойных и мягколиственных лесообразующих пород в лесоаграрных условиях Русской равнины»

I

г

т

Р

Уткин А.И.

Институт лесоведения РАН, с. Успенское, Московская область

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ХВОЙНЫХ И МЯГКОЛИСТВЕННЫХ ЛЕСООБРАЗУЮЩИХ ПОРОД В ЛЕСОАГРАРНЫХ УСЛОВИЯХ РУССКОЙ РАВНИНЫ

Становление земледелия на Русской равнине происходило за счет сведения леса, в основном на окраинах массивов хвойных пород. В многовековом цикле на месте истощенной пашни здесь сформировались участки древесно-кустарниковой растительности («местные леса»), которые использовались различно, в том числе и для пастьбы скота. До 1950-х годов такие лугово-лесные комплексы интенсивно зарастали можжевельником, благоприятствующим возобновлению ели и сосны с формированием чистых древостоев. После исчезновения можжевельника доминирование в насаждениях аграрного комплекса лесной зоны перешло к березе повислой, в меньшей мере к ольхе серой.

Площадь мягколиственных насаждений на бывших сельхозугодьях существенно увеличилась после ликвидации многих сельских населенных пунктов. В результате между лесами службы лесоохраны МПР РФ и землями МСХ РФ обособился своеобразный антропогенный экотон мягколиственных сообществ [5]. По составу, структуре и динамике березняки здесь отличаются от березняков на вырубках.

Бывшие колхозно-совхозные леса включаются в лесной фонд. Их лесная площадь в европейской части России на 01.01.2003 г. составила 22.80 млн. га, из которых в Центральном федеральном округе (ЦФО) - 7.49, в Приволжском (ПФО) - 5.98 млн. га [3], или соответственно 13.2%, 32.6 и 22.9% от лесных земель фонда; площадь лесов ведомств, не являющихся лесо-фондодержателями, равна здесь 2.03, 0.44 и 0.49 млн. га [3]. Леса МСХ РФ сформированы чаще мягколиственными насаждениями в возрасте до 50 лет и не охарактеризованы по породно-возрастной структуре. Последнее мало сказывается на запасах древесины, но влияет на оценку углеродного баланса лесов России из-за неучастия в расчетах площадей молодых, интенсивно депонирующих углерод насаждений.

В последние 15 лет из-за системного и экономического кризиса произошло исключение из хозяйственного оборота части площадей сельхозугодий (пастбищ, сенокосов и пашни). Они сразу же стали захватываться древесно-кустарниковой растительностью, сначала в приопу-

шечных зонах, и последующим продвижением вглубь полей и других угодий [4]. Площади таких трансформированных сельхозугодий плохо фиксируются в государственных учетах земель. На 01.01.2004 г. [2] площадь лесных земель в ЦФО и ПФО составила 23.56 и 38.97 млн. га, площадь лесов и кустарников не входящих в лесной фонд ведомств - 1.76 и 1.50 млн. га. Следовательно, результаты учета земельного фонда превосходят учет лесного фонда: по лесной площади на 2-4%, по не входящим в лесной фонд землям в ЦФО в 4 раза, в ПФО - в 3 раза. Хотелось бы отнести эту разницу в пользу материалов земельного учета к текущему увеличению площадей, зарастающих древесно-кустарниковой растительностью. Но такой прием не может быть корректным. Необходим целенаправленный учет площадей зарастающих сельхозугодий.

На Русской равнине сейчас сложились два комплекса мягколиственных лесов: а) в составе лесоаграрных ландшафтов как исторически давних, так и появляющихся на наших глазах, б) формирующиеся на вырубках в лесном фонде. По составу растительности они различаются не очень существенно, хотя в первых заметно участие луговых видов, во вторых - лесных. Но более контрастно их различие по экологическим критериям, что отражается на динамике их растительности.

На вырубках формируются, как правило, смешанные хвойно-мягколиственные молодня-ки, хотя и после непродолжительной стадии зарастания их кипреем и злаками. Хорошо восстанавливается и разрастается осина корневыми отпрысками. Береза образует молодняки семенным путем, пневая поросль при механизированных лесозаготовках обычно малочисленна. Из хвойных лучше на вырубках поселяется ель, особенно в местах минерализации поверхности, сосна - более равномерно по площади, но в меньшем количестве по сравнению с елью. Взаимодействие пород в формирующихся на вырубках молодняках изучено лесоводами достаточно подробно.

Иной характер свойствен зарастанию древесно-кустарниковой растительностью сельхозугодий. В фазу семеношения семена налетают

от стен леса. Дальность разлета семян зависит от высоты опушечных деревьев. Частые обильные семенные годы наблюдаются у березы, реже - у осины, сосны и ели; часто, но необильно плодоносит ольха серая. Дальность разлета семян максимальная у осины и ивы козьей (до 300400 м), мало отличаясь у остальных пород.

Фаза внедрения (появление всходов) зависит от количества семян, наличия субстрата для их прорастания и выживания всходов. Наиболее толерантной является береза, всходы которой появляются повсеместно, включая косимые луга, пастбища, залежи, многолетние с.-х. посевы. Всходы ее появляются в большом количестве (до 100-200 шт. м-2). Ольха серая формирует молод-няки вблизи опушек (до 100 м), причем чаще без примеси березы. Ель и сосна обычно встречаются спорадически. Сосна вблизи стен леса может формировать и изреженные молодняки. Всходы осины и ивы козьей редки и только на минерализованном субстрате (кротовины и др.). Число всходов уступает в несколько раз количеству налетевших семян. Отпад всходов, скорее всего, связан с трудностями микоризации.

Фаза начального роста растений-поселен-цев. Стартовая скорость роста молодых деревьев - главнейший фактор в удержании площади молодняками. Первое место здесь принадлежит березе и ольхе, которые начиная с двухлетнего возраста интенсивно прирастают в высоту в сочетании с линейным приростом ветвей и годичных побегов. Появление на годичных побегах наиболее развитых особей силлеп-тических побегов обеспечивает поддержание на высоком уровне площади листовой поверхности и резкую дифференциацию густоты зарослей с интенсивным отмиранием особей (см. доклад А.Я. Гульбе в настоящем сборнике). Сосна в редкостойных молодняках выделяется сбежи-стостью стволов и мощным развитием сучьев

нижних мутовок. Ель, оказываясь под пологом березы или ольхи, в первые годы растет медленно. Следующий пик изреживания молодня-ков наступает после смыкания крон. Число стволов, например, в березняке за возрастной период 8-12 лет уменьшилось с 63 до 22 тыс. экз. га-1, в расположенном рядом сосняке густота не изменилась вообще (4.4 тыс. экз. га-1).

Молодняки березы повислой выступают главным агрессором в освоении брошенных с.-х. угодий благодаря активному заселению, быстрому росту и раннему формированию сомкнутых древостоев. Решающее значение в данной сукцессии принадлежит, очевидно, высокой микотрофии березы, структуре ее побеговой системы (у наиболее развитых особей доля массы листьев силлептических побегов колеблется от 30 до 40% от общей массы листьев ростовых побегов), активному образованию поросли из спящих почек у шейки корня при повреждении молодых растений. Сельхозугодья не имеют сформировавшихся фитогенных полей и не могут противостоять внедрению активных древесных растений. В развитых лесных биогеоценозах с обособившимся микологическими и микоризными группировками поселение всходов не только чужих пород, но и своих невозможно [1, 6] без образования окон в пологе и трансформации ризосферы.

Большие площади захваченных древесной растительностью сельхозугодий требуют точного их учета для решения их дальнейшей судьбы. Последний аспект целесообразно рассматривать в трех вариантах: 1) раскорчевка и возврат к исходным с.-х. угодьям, 2) передача земель в лесной фонд и выращивание березы и ольхи серой как главных пород, 3) выращивание до возраста количественной спелости (4050 лет) с посадкой перед рубкой ели или (на юге) дуба в коридорах.

Список использованной литературы:

1. Воронина Е.Ю. Симбиотрофные макромицеты и эктомикоризы основных пород в сложных ельниках на территории лесного массива Звенигородской биологической станции Московского государственного университета // Микология и фитопатология. 2004. Т. 18. Вып. 3. С. 10-18.

2. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2003 году. М. 2004. - 142 с.

3. Лесной фонд России (по данным государственного учета лесного фонда по состоянию на 1 января 2003 г.). Справочник. М.: ВНИИЛМ, 2003. - 640 с.

4. Уткин А.И., Гульбе Т.А., Гульбе Я.И., Ермолова Л.С. О наступлении лесной растительности на сельскохозяйственные земли в Верхнем Поволжье // Лесоведение. 2002. № 3. С. 44-52.

5. Уткин А.И., Гульбе Я.И., Гульбе Т.А., Гульбе А.Я., Ермолова Л.С. Березняки и сероольшаники центра Русской равнины -экотон между экосистемами хвойных пород и сельскохозяйственными угодьями // Лесоведение. 2005. № 4. С. 49-66.

6. Шубин В.И. Микотрофность древесных пород. Ее значение при разведении леса в таежной зоне. Л.: Наука, 1973. - 264 с.

Исследование поддерживается РФФИ (грант 06-04-49397).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.