Научная статья на тему 'Взаимоотношение понятий «Образование» и «Самообразование»'

Взаимоотношение понятий «Образование» и «Самообразование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ДЕФИНИЦИИ / СУЩЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ / СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калугин Ю.Е.

В статье на основе анализа дефиниций понятий «образование» и «самообразование», а так же рассмотрения фактов действительности, свидетельствующих о характере, свойствах, проявлениях и их связях, устанавливается, что данные понятия сравнимые, совместимые и перекрещивающиеся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношение понятий «Образование» и «Самообразование»»

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИИ «ОБРАЗОВАНИЕ» И «САМООБРАЗОВАНИЕ»

© Калугин Ю.Е.*

Филиал Южно-Уральского государственного университета (НИУ),

г. Кыштым

В статье на основе анализа дефиниций понятий «образование» и «самообразование», а так же рассмотрения фактов действительности, свидетельствующих о характере, свойствах, проявлениях и их связях, устанавливается, что данные понятия сравнимые, совместимые и перекрещивающиеся.

Ключевые слова: образование, самообразование, дефиниции, существенные свойства и характеристики, связи.

Исходя из этимологии понятий «образование» и «самообразование» предполагается, что самообразование - это вид образования, а это свидетельствует о родовидовых отношениях между понятиями. Данное обстоятельство представлено в следующей дефиниции: «Самообразование - образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в образовательном учреждении...» [1, с. 386].

С другой стороны, предполагается, что в определении понятия «образование» указывается на «самообразование» как вид образования. Это и представлено в википедии: «Образование - целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся конституцией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Также образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению считающихся надёжно установленных, истинных научных знаний или должных быть повсеместно применяемых знаний. В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем . осуществляется в специальных учебных заведениях. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт. Осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызвало в демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование, за большую долю курсов поответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе средних общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразова-

* Доцент кафедры «Радиотехника», кандидат педагогических наук, доцент.

74

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ния, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека, внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т.п.» [2].

Однако не все ученые так категоричны. Приведем ряд понятий, где родового понятия «образование» нет. «Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в к.-л. области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. С. предусматривает также возможность использования разнообразных вспомогательных средств: прослушивание лекций, докладов, концертов, фонозаписей; консультации специалистов; просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач; посещение музеев, выставок, галерей; различные виды практической деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и т.п. ...» [3, с. 252]. Аналогично, «Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Признаки самообразования: осознанность в выборе содержания, методов.» [4]. Или в определении «образования» отсутствуют видовые отличия «Образование, составная часть и продукт социализации. О. стоит на фундаменте научения, которое происходит в процессе социализации и т.д. ...» и на протяжении всего объема дефиниции о самообразовании ни слова [3, с. 172].

Встречаются и другие дефиниции, где сложно выяснить вид отношения: «Образование - процесс и результат усвоения определенной суммы знаний, навыков, умений. Существенным условием успеха образования является самообразование» [5].

Так как анализ дефиниций понятий не дает возможность прояснить ситуацию, то рассмотрим ряд очевидных фактов.

Родившийся человек сам не в состоянии заботиться о себе, не говоря о том, чтобы приносить пользу окружающим его людям, обществу. Он просто пока это не может и не умеет делать. Чтобы он мог и умел что-то делать, ему необходимо приобрести личный опыт различного характера. Для этого нужно изучать окружающий мир: узнать сведения о его разнообразных проявлениях и приобрести умения использования этих знаний. Известно, что личный опыт формируется в результате воздействия двух процессов.

Один непосредственный, связан с биологическими особенностями человека, с врожденными, природоопределенными способностями [6]. Вот маленький человечек практически не осознанно, самостоятельно пытается манипулировать игрушками. Вот он пытается встать и подойти к столу: с него свисает такая привлекательная вещица, которую можно потрогать, которую можно потянуть и т.д. Он начинает ломать игрушку с целью узнать, что в ней, он спрашивает: «Что это?». Здесь прослеживается проявление любопытства - врожденного качества, заключающегося в избирательном отношении к чему-либо, а также самостоятельности - одного из основных проявлений природоопределенности, выраженной в способности достигать

Педагогические науки

75

цели самостоятельно. В совокупности эти свойства позволяют ребенку самому удовлетворять потребность в знакомстве с окружающей действительностью, тем самым нарабатывая основу личного опыта. Отсюда вырастает самообразование как процесс генетический, самостоятельный, приводящий к удовлетворению познавательной потребности, а в дальнейшем и социальных потребностей, и служащий для усвоения и преобразования различных знаний и умений.

Другой процесс, опосредованный, предполагает активную помощь родителей в усвоении ребенком каких-то умений, знаний, а потом и навыков. Вот родитель помогает ребенку дотянуться и взять в руки игрушку, вот он помогает ему встать на ноги, вот он настаивает, чтобы ребенок произнес слово «ма-ма», отвечает на его вопросы. Ребенок вслед за родителем манипулирует предметами, встает на ноги, повторяет слова, запоминает все это и воспроизводит. Причем, родители очень заинтересованы в том, чтобы ребенок как можно скорее стал ходить, говорить, сам мог держать ложку и т.д. То есть они стремятся привить ребенку необходимые знания и умения, для чего настойчиво с ним занимаются. Этот процесс социальный и ориентирован в основном на общение. Отсюда вырастает образование как социальный процесс, навязанный, предполагающий ведущую роль учителя, ведущий к усвоению учащимся систематизированных знаний, умений и навыков.

Продуктом того и другого процесса следует считать появление в коре головного мозга человека «новообразований». Данные «новообразования» в различной литературе называют когнитивными схемами, понятийными структурами, нейропсихологическими матрицами (НПМ), стереотипами, паттернами. Например, «В когнитивной психологии считается установленным фактом, что информация хранится в памяти преимущественно не в виде непосредственных слепков того, что было воспринято, а виде более или менее обобщенных продуктов умственной переработки воспринятого - репрезентативных когнитивных структур или когнитивных схем» [7, с. 24]. То есть, в этих «новообразованиях» содержится знания, умения, навыки, совокупность того, что определяет устойчивый отклик человека на воздействия окружающей среды, связанные с жизнью, работой, учебой, социально приемлемым поведением в социуме и т.д. При наличии таких «новообразований» намеренное или случайное воздействие на человека рождает у него отклик, диктуемый соответствующей НПМ.

По мере взросления, знания и умения, приобретаемые самостоятельно и за счет социального процесса, постепенно все более усложняются, а некоторые знания или умения человек преобразует и создает новые знания или умения. При этом освоение социального опыта происходит за счет опосредованного и непосредственного процессов, но создаваться он может только за счет непосредственного процесса. То есть, образование, являющееся по своей сути репродуктивным процессом, может научить человека только

76

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

систематизированными знаниям и умениям. В отличие от него самообразование вместе с усвоением любых, даже не систематизированных, знаний и умений позволяет создавать новый социальный опыт.

Приведем экстракт признаков понятий «образование» и «самообразование» из различных источников (см. табл. 1), которые дадут возможность сделать окончательный вывод.

Таблица 1

Сопоставление признаков образования и самообразования

Образование (О.) Самообразование (СО)

Специальная сфера социальной деятельности, процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Основной путь получения О. - обучение в системе различных учебных заведений. О. является общественно значимым, содержание его определяется обществом. В О. выделяются две группы участников: учащиеся - те, которые присваивают образованность, и другая группа, которая оказывает содействие первым в присвоении образованности. О. ограничено пределами своих программно описанных целей и задач и репродуктивно по своей сути. Обладает прогрессивными качествами только субъективного характера. Темп усвоения определяется коллективными формами проведения учебных занятий, методами и используемым арсеналом педагогических средств Способ, средство и процесс поиска, усвоения человеком знаний, умений и навыков из различных источников. Основной путь СО - самостоятельная работа, организуемая самим участником. СО является лично значимым явлением и осуществляется самим индивидом. Свободно по целям и содержанию. Обладает прогрессивными качествами объективного и субъективного характера. Средства и методы специфичны, так как связаны с определенными свойствами личности. Темп усвоения зависит от личностных свойств человека и определяется мерой затрачиваемых усилий.

Так как в содержании и объемах обоих понятий существуют общие элементы (например, оба создают «новообразования»), то их можно отнести к сравнимым. Так как у них существуют общие существенные признаки (например, усвоение знаний, умений, навыков), то их следует отнести к совместимым понятиям. Однако некоторые существенные признаки отличаются, например, образование связано с усвоением систематизированных знаний, умений навыков, а самообразование - любых и др. (см. табл. 1). Поэтому эти понятия перекрещивающиеся. Следовательно, все перечисленные факты свидетельствуют о том, что понятия «образование» и «самообразование» являются сравнимыми, совместимыми и перекрещивающимися.

Список литературы:

1. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей образовательных учреждений. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 544 с.

2. Образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wiki-pedia.org/wiki.

3. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

Педагогические науки

77

4. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры [Электронный ресурс] / В.С. Безрукова. - 2002. - Режим доступа: didacts.ru.

5. Образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psihote-sti.ru/gloss/tag/obrazovanie.

6. Сериков Г.Н. Педагогика. Книга 1: объект исследований / Г.Н. Сериков. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 440 с.

7. Голиков А.И. Теоретические подходы к феномену «математическое мышление» / А.И. Голиков // Педагогика. - 2007. - № 7. - С. 22-32.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Михайлова Н.В.*

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

В статье раскрываются основные положения о ценностях физической культуры, о их реализации в формировании профессиональных способностей специалистов дошкольного образования. Охарактеризованы компоненты профессиональной физической культуры, которые направлены на овладение комплекса знаний, прикладных умений и развитие психомоторных способностей будущих специалистов.

Ключевые слова ценности физической культуры, профессиональная физическая культура, профессионально-прикладная физкультурная деятельность, компоненты профессиональной физической культуры: образовательный, аксиологический, психофизический.

Современный специалист во всех сферах деятельности (в том числе и в области физической культуры и спорта) должен быть полноценной личностью, морально, интеллектуально и физически готовой активно осуществлять социально значимую трудовую деятельность в условиях все возрастающей конкуренции на рынке труда. Однако следует отметить, что подготовленность выпускников учреждений профессионального образования оставляет желать лучшего. Выход из создавшейся ситуации видится в актуализации личностных свойств индивида (как конкурентоспособной личности), когда наряду с усвоением специальных знаний и достижением должного уровня развития собственно профессиональных способностей приобщенность к культуре, присвоение социальных ценностей становятся необходи-

* Доцент кафедры Педагогики дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.