Научная статья на тему 'Взаимоотношение организационной и профессиональной приверженности врачей с процессуальной мотивацией их трудовой деятельности'

Взаимоотношение организационной и профессиональной приверженности врачей с процессуальной мотивацией их трудовой деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
308
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ORGANIZATIONAL COMMITMENT / PROFESSIONAL COMMITMENT / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Ольга Александровна, Маничев Сергей Алексеевич

В статье рассматриваются понятия профессиональной и организационной приверженности, их взаимосвязь с компонентами внутренней мотивации трудовой деятельности у профессиональной группы врачей анестезиологов-реаниматологов. Аффективный компонент приверженности занимает центральное место в структуре связей приверженности и процессуальных мотивационных характеристик. Связь между аффективной и нормативной приверженностью опосредствована эмоционально-оценочными характеристиками деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузнецова Ольга Александровна, Маничев Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relation of organizational and professional commitment of doctors with procedural motivation of their work

The article focuses on the concepts of professional and organizational commitments, their interrelations with components of procedural work motivation among professional group of anesthesiologists-resuscitators. The affective component of commitment takes the central place in the structure of interrelation of commitment and remedial motivational characteristics. Relationship between affective and normative commitment is mediated by emotional-evaluative characteristic of persormance.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношение организационной и профессиональной приверженности врачей с процессуальной мотивацией их трудовой деятельности»

О. А. Кузнецова, С. А. Маничев

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ВРАЧЕЙ С ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ МОТИВАЦИЕЙ ИХ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В последние годы повышение уровня профессиональной специализации в различных отраслях привело к более длительной и дорогостоящей подготовке специалистов, часто включающей постдипломное обучение и повышение квалификации в течение всего профессионального пути. В связи с этим возрастает заинтересованность в сохранении обученных кадров и длительной работе подготовленного профессионала, а также в возможности управлять трудовой мотивацией. Сила, которая заставляет специалистов продолжать работать в выбранной области, несмотря на сложные или стрессовые особенности профессии, называется профессиональной приверженностью.

Согласно многофакторной модели приверженности, можно выделить организационную, профессиональную и другие виды приверженности (союзу, группе...). В нашем исследовании рассматривалась профессиональная и организационная приверженность. Под профессиональной приверженностью понимается отождествление человека со своей профессией, которое выражается в стремлении работать в ней в течение длительного периода и повышать ее значимость. Организационная приверженность — чувство преданности сотрудника своей организации и его склонность работать в организации длительное время, несмотря на возможные неблагоприятные факторы или более выгодные предложения других работодателей.

Таким образом, под приверженностью мы можем понимать некие внутренние, взятые на себя обязательства работника по отношению к его организации или профессии, состояние преданности, вовлеченности в деятельность организации или профессиональной группы, разделение общих норм и ценностей [1].

Актуальность профессиональной и организационной приверженности можно рассматривать с экономической и личностной позиций. Социально-экономическая оправданность исследования профессиональной приверженности состоит в снижении затрат на переподготовку специалистов и получение оптимального результата деятельности, а также повышение эффективности труда. Поскольку медицинские организации относятся к профессионалистскому типу, то они отличаются высокими требованиями к профессионализму и очень растянутым по времени периодом достижения профессионального мастерства и признания, высокими затратами на обучение и постдипломную подготовку. При высоком уровне приверженности можно предположить уменьшение текучести кадров. Также, по данным, приведенным в литературе, преданный сотрудник выгоднее, чем безразличный или нелояльный [1, 2].

Помимо социально-экономической оправданности исследований профессиональной приверженности, большое значение приобретает возможность самоактуализации и самореализации для человека как субъекта деятельности. Успешный выбор профессионального пути увеличивает удовлетворенность жизнью в целом.

© О. А. Кузнецова, С. А. Маничев, 2011

В нашей работе мы рассматриваем трехкомпонентную модель приверженности — и организационной, и профессиональной [3]. Согласно такой модели, предложенной J. P. Meyer и N. J. Allen, приверженность включает аффективный, продолженный и нормативный компоненты.

Под аффективной приверженностью понимают любовь к организации или профессии (в зависимости от того, рассматриваем мы организационную или профессиональную приверженность), чувство принадлежности к коллективу или профессиональной группе как к большой семье, желание сохранять эту связь. В случае выраженного аффективного компонента приверженности человек испытывает гордость и удовлетворенность при рассказе о своей профессии или месте работы, стремится развивать свои профессиональные навыки, заинтересован в самом содержании профессиональной деятельности.

Продолженная приверженность предполагает заинтересованность в сохранении профессии или рабочего места в организации из-за негативных последствий и потери «инвестиций», которые могут возникнуть вследствие перемены работы. Длительная работа на одном месте или в одной профессии, достижение определенного уровня профессионального мастерства, должностного статуса, сформировавшиеся отношения с коллегами и принадлежность к профессиональной группе могут приводить к тому, что при переходе на новую работу перемены воспринимаются как жертва или утрата. Часто профессионала держит на одном рабочем месте ощущение невозможности найти альтернативу, и это тоже вариант проявления продолженной приверженности.

Нормативная приверженность демонстрирует чувство долга и морально-этические связи между специалистом и организацией или профессией, разделение ценностей профессиональной группы или организации. При выраженной нормативной приверженности специалист может чувствовать себя обязанным за то, что дала ему профессия или организация — оплату обучения, помощь со стороны руководства или коллег при решении личных или рабочих проблем. В подобных случаях человек может чувствовать, что «поступает некрасиво» и может опасаться осуждения со стороны сотрудников, если решится сменить работу.

Предметом нашего исследования является взаимосвязь профессиональной и организационной приверженности с внутренней трудовой мотивацией.

Под мотивацией можно понимать совокупность факторов, энергетизирующих и направляющих поведение. В данной работе нас интересует внутренняя — интрин-сивная — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

В случае выраженной процессуально-содержательной мотивации человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою физическую и интеллектуальную активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Сами компоненты трудовой деятельности обладают в таком случае мотивирующим потенциалом. Если говорить о профессиональной группе анестезиологов-реаниматологов (АР), это могут быть: интерес к диагностически сложным случаям, лечебному процессу (выбор тактики ведения пациента или проведения анестезиологического пособия) и быстрому видимому эффекту работы («результат на кончике иглы»), мануальным навыкам как отдельным компонентам работы и т. д. Таким образом, в самой работе можно выделить элементы, которые разным по характеру и склонностям специалистам дают возможность чувствовать интерес и увлеченность в процессе самой работы.

В исследованиях R. Hackman и G. Oldham (1980) выявлены «ядерные» характеристики трудового задания (мотивационный потенциал задания), которые могут рассматриваться в качестве необходимых предпосылок развития и поддержания процессуальной мотивации. Однако то, насколько будет использоваться этот мотивационный потенциал, зависит от личностных свойств человека, его психологического отношения к заданию [4, с. 5].

Гипотезы

1. Центральным звеном взаимосвязи приверженности и дизайна работы является аффективная составляющая приверженности.

2. Аффективная организационная и профессиональная виды приверженности взаимосвязаны с компонентами процессуальной мотивации трудовой деятельности (позитивное отношение к профессии и организации увеличивает интерес к трудовым заданиям, желание развиваться в выбранной профессиональной сфере и вовлеченность в работу).

3. При повышении удовлетворенности руководством и взаимодействием с коллегами вероятнее всего специалист будет склонен разделять принятые профессиональные и организационные нормы — повышение нормативного компонента приверженности, что влияет на желание сохранить принадлежность к профессиональной группе и организации и, следовательно, опосредованно может быть связано с аффективной приверженностью.

Материалы и методы исследования

В нашем исследовании были опрошены 57 специалистов — врачей АР, слушателей курсов повышения квалификации СПб МАПО. Профессиональная и организационная приверженность оценивалась по тестам J. P. Meyer и N. J. Allen, процессуальная мотивация — по тесту R. Hackman и G. Oldham [4].

Для работы использовался русифицированный вариант методики J. P. Meyer и N. J. Allen, приведенной в статье 1993 г. «Commitment to Organizations and Occupations: Extension and Test of a Three-Component Conceptualization» [3].

Результаты исследования

Опросник «Диагностика процессуальной мотивации трудовой деятельности» является многошкальным инструментом, отображающим модель поддержания процессуальной мотивации трудовой деятельности на высоком уровне. Модель включает три группы шкал [2]:

— «ядерные» характеристики трудовых заданий (7 шкал): «Разнообразие профессиональных навыков», «Значимость трудового задания», «Завершенность задания», «Автономия», «Обратная связь от работы», «Обратная связь от других», «Взаимодействие»;

— эмоционально-когнитивные оценки результатов работы (3 шкалы): «Осознаваемый смысл работы», «Осознаваемая ответственность за результаты работы», «Понимание реальных результатов своей работы»;

— мотивация: процессуальная мотивация трудовой деятельности; различные аспекты удовлетворенности (6 шкал): «Общая удовлетворенность», «Удовлетворенность защищенностью от потери работы», «Удовлетворенность оплатой», «Социальная удовлетворенность», «Удовлетворенность руководством», «Удовлетворенность профессиональным ростом»;

— личностная характеристика: «Потребность в профессиональном росте и развитии».

В результате исследования выявлены связи между видами приверженности и уровнем процессуальной мотивации. Корреляции на уровне значимости p < 0,01 представлены на рис. 1, корреляции на уровне p < 0,05 — на рис. 2. Рассчитывался коэффициент корреляции Пирсона (г).

Отмечается взаимосвязь (на уровне p < 0,01) между показателями приверженности и мотивации:

Рис. 1. Связи между видами приверженности и уровнем процессуальной мотивации. Корреляции на уровне значимости p < 0,01.

Нормативная профессиональная приверженность взаимосвязана с оценкой значимости трудового задания (г = 0,356).

Аффективная организационная (г = 0,611) и аффективная профессиональная (г = 0,376) приверженность взаимосвязаны с общей удовлетворенностью.

С общей удовлетворенностью также взаимосвязана нормативная организационная приверженность (г = 0,429).

Процессуальная мотивация трудовой деятельности взаимосвязана с продолженной организационной приверженностью (г = 0,394).

Удовлетворенность потребности в профессиональном росте взаимосвязана с тремя показателями: с аффективной организационной (г = 0,506), аффективной профессиональной приверженностью (г = 0,373) и нормативной организационной приверженностью (г = 0,457).

Социальная удовлетворенность связана с нормативной организационной приверженностью (г = 0,382).

Удовлетворенность руководством также связана с аффективной организационной (г = 0,525) и нормативной организационной (г = 0,403) приверженностью.

Отмечается взаимосвязь (на уровне p < 0,05) между показателями приверженности и мотивации:

Рис. 2. Связи между видами приверженности и уровнем процессуальной мотивации. Корреляции на уровне p < 0,05.

Аффективная профессиональная приверженность взаимосвязана с разнообразием профессиональных навыков (г = 0,276).

Организационная аффективная и организационная нормативная приверженность коррелируют с уровнем обратной связи от других сотрудников (теснота связи равна, соответственно, г = 0,312 и г = 0,267) .

Аффективная профессиональная приверженность взаимосвязана с показателем «взаимодействие» (г = 0,337).

Организационная аффективная (г = 0,318) и организационная нормативная (г = 0,326) приверженность взаимосвязаны с показателем «осознаваемый смысл работы».

Знание реальных результатов работы повышает аффективную профессиональную приверженность (г = 0,317).

Нормативная профессиональная приверженность взаимосвязана с показателями общей удовлетворенности (г = 0,287) и удовлетворенностью потребности в профессиональном росте (г = 0,34).

Процессуальная мотивация трудовой деятельности взаимосвязана с нормативной организационной приверженностью (r = 0,285).

Удовлетворенность оплатой и другими выплатами взаимосвязана со всеми тремя показателями организационной приверженности, но не влияет на состояние профессиональной приверженности. Удовлетворенность оплатой труда связана с аффективной (r = 0,271), с продолженной (r = 0,332), с нормативной приверженностью (r = 0,302).

С социальной удовлетворенностью связаны нормативная профессиональная (r = 0,313) и аффективная организационная (r = 0,32) и продолженная организационная (r = 0,27) виды приверженности.

Обсуждение результатов

Среди показателей мотивирующего потенциала работы анестезиологов-реани-матологов выделяются два наиболее выраженных: разнообразие профессиональных навыков и значимость трудового задания (6,3 в шкале стенайнов — высокие средние значения). Оба показателя относятся к ключевым «ядерным» характеристикам трудовых заданий и характеризуют их сложность и «вклад» в процесс лечения. Респонденты, таким образом, высоко оценивают значение своего участка профессиональной деятельности и требующийся для ее выполнения профессионализм. Третья ключевая «ядерная характеристика заданий» — завершенность задания — находится на несколько более низком уровне — 5,1 в шкале стенайнов (среднее значение показателя). Это вполне естественно, поскольку реаниматолог всегда работает в команде с другими специалистами.

Если следовать модели R. Hackman и G. Oldham, такой дизайн работы должен стимулировать интерес к работе и вовлеченность в трудовую деятельность, то есть является источником процессуальной мотивации. Возникает вопрос о том, насколько факторы увлеченности работой и показатели удовлетворенности трудом связаны с организационной и профессиональной приверженностью.

Граф связей характеристик дизайна работы, удовлетворенности и приверженности на уровне значимости p < 0,01 (рис. 1) показывает, что исследуемые характеристики образуют концентрическую структуру. В центре находятся взаимно не зависимые аффективные профессиональная и организационная приверженность. Во второй концентр входят показатели удовлетворенности: общей удовлетворенности трудом, удовлетворенности профессиональным ростом и руководством. Третий концентр образуют показатели нормативной профессиональной и организационной приверженности, четвертый — показатели значимости рабочих заданий и социальной удовлетворенности. Таким образом, мы имеем последовательность: аффективная приверженность — эмоционально-оценочные характеристики деятельности (удовлетворенность) — долг (нормативная приверженность) — значение работы сотрудника для других и значение других для сотрудника. Нормативная профессиональная приверженность при этом связана с общей удовлетворенностью и со значением работы для других сотрудников. Нормативная организационная приверженность связана с удовлетворенностью руководством и профессиональным ростом (который в значительной степени зависит от руководства), а также с удовлетворенностью коллегами.

Анализ более слабых корреляционных связей на уровне значимости p < 0,05 (рис. 2) показывает также, что нет связей между аффективной профессиональной и организационной приверженностью.

Аффективная профессиональная приверженность связана, что вполне естественно, с существенными для трудовой деятельности анестезиолога-реаниматолога характеристиками: разнообразием навыков (сложностью), пониманием результатов и взаимодействием с коллегами (командная работа).

Аффективная организационная приверженность непосредственно связана с эмоционально-оценочными характеристиками организационного контекста: с осознаваемым смыслом работы (оценкой работы сотрудником как значимой, ценной и стоящей), обратной связью от других сотрудников, удовлетворенностью оплатой и социальной удовлетворенностью, а через них, опосредствованно, — с нормативной организационной и профессиональной приверженностью (исполнением своего долга по отношению к профессии и организации), а также с продолженной приверженностью (долгом по отношению к самому себе и личной ответственностью за накопленные за время работы «инвестиции» в собственное развитие). Следовательно, мы вновь приходим к логической цепочке: аффективная приверженность — эмоционально-оценочные характеристики деятельности — долг (нормативная приверженность).

Выводы

Аффективная организационная и профессиональная приверженность взаимно не зависимы и занимают центральное место в структуре связей приверженности и процессуальных мотивационных характеристик.

Связь между аффективной и нормативной приверженностью опосредствована эмоционально-оценочными характеристиками деятельности.

Литература

1. ДоминякВ. И. Организационная лояльность: модель реализации ожиданий работника от своей организации: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2006.

2. Allen Natalie J., Meyer John P. Construct Validation in Organizational Behavior Research: The Case of Organizational Commitment. Chapter to appear // in R. D. Goffin and E. Helms (Eds.). Problems and Solutions in human assessment: Honoring Douglas N. Jackson at seventy. Norwell, MA: Klu-wer Academic Publishers, 2000. 50 р.

3. Meyer J. P., Allen N. J., Smith C. A. Commitment to Organizations and Occupations: Extension and Test of a Three-Component Conceptualization. Source // Journal of Applied Psychology. 1993. Vol. 78. Issue 4. Р. 538-551.

4. Бондаренко И. Н. Личностные детерминанты процессуальной мотивации трудовой деятельности: дис. .канд. психол. наук. М., 2010. 188 с.

Статья поступила в редакцию 12 мая 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.