Научная статья на тему 'Взаимодействие «я - Другой» в процессе межличностной коммуникации'

Взаимодействие «я - Другой» в процессе межличностной коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
464
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / INTERPERSONAL COMMUNICATION / АВТОКОММУНИКАЦИЯ / ХРОНОТОП / МОДЕЛЬ / SPEECH / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ТИПЫ КОММУНИКАЦИИ / TYPES OF COMMUNICATION / КАНАЛЫ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ / AUTO COMMUNICATION / РЕЧЬ / TIME-SPACE MODEL / CHANNELS OF INFORMATION TRANSMISSION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чивилев Александр Андреевич

Статья посвящена бинарным аспектам межличностной коммуникации в процессах взаимодействия «Я Другой». На основе единой концепции Ю.М. Лотмана автор выдвигает совокупность ракурсов, которые раскрывают межличностный аспект коммуникации. Концепция дополняется комплексными интерпретациями, исследуются бинарные индикаторы межличностной коммуникации в процессах взаимодействия «Я Другой», производится попытка их систематизировать и обобщить. Межличностная коммуникация разделяется по пространственному и временному каналу, определяется экстра-направленный вектор «Я» и системный ракурс «экстра-интро» направленности. Используемые модели времени это еще один ракурс дополнения темы двух каналов межличностной коммуникации: в экстра-случае это пространственный вектор и линейное время, в интра-случае время, скорее всего, круговое. Общим итогом является обобщение, систематизация бинарных индикаторов, что позволяет по-новому посмотреть на известную модель Ю.М. Лотмана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERACTION «I - ANOTHER» IN THE PROCESS OF INTERPERSONAL COMMUNICATION

The article is devoted to the binary aspects of interpersonal communication in the processes of interaction «I Another». On the basis of the Yu. M. Lotman’s unified concept the author puts forward the scope of viewpoints which show the interpersonal aspect of communication. The concept is supplemented by complex interpretations, binary indicators of interpersonal communication in the processes of interaction «I Another» are analyzed; an attempt of their systematizing and generalizing is made. The interpersonal communication is subdivided by spatial and time channels, extra-directed vector «I» and systemic viewpoint of «extra-intro» direction are defined. Time models which are used are one more additional viewpoint of two channels of the interpersonal communication subject: in extra-case it is a spatial vector and linear time, in intro-case the time is likely circular. The general result is summarizing and systematizing of binary indicators which allows to regard the well-known model by Yu. M. Lotman in another way.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие «я - Другой» в процессе межличностной коммуникации»

УДК 316.776

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «Я - ДРУГОЙ» В ПРОЦЕССЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

© Чивилев Александр Андреевич, аспирант Челябинской государственной академии культуры и искусств.

Россия, 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а. E-mail: chivilev.aleksandr@mail.ru

Статья посвящена бинарным аспектам межличностной коммуникации в процессах взаимодействия «Я - Другой». На основе единой концепции Ю. М. Лотмана автор выдвигает совокупность ракурсов, которые раскрывают межличностный аспект коммуникации. Концепция дополняется комплексными интерпретациями, исследуются бинарные индикаторы межличностной коммуникации в процессах взаимодействия «Я - Другой», производится попытка их систематизировать и обобщить. Межличностная коммуникация разделяется по пространственному и временному каналу, определяется экстра-направленный вектор «Я» и системный ракурс «экстра-интро» направленности. Используемые модели времени - это еще один ракурс дополнения темы двух каналов межличностной коммуникации: в экстра-случае это пространственный вектор и линейное время, в ин-тра-случае время, скорее всего, круговое. Общим итогом является обобщение, систематизация бинарных индикаторов, что позволяет по-новому посмотреть на известную модель Ю. М. Лотмана. Ключевые слова: культура, межличностная коммуникация, автокоммуникация, хронотоп, модель, коммуникация, типы коммуникации, каналы передачи информации, речь.

THE INTERACTION «I - ANOTHER» IN THE PROCESS OF INTERPERSONAL COMMUNICATION

ChivilevAleksandrA., Research Assistant, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. 36a Ordzhonikidze St., Chelyabinsk, 454091 Russia. E-mail: chivilev.aleksandr@mail.ru

The article is devoted to the binary aspects of interpersonal communication in the processes of interaction «I - Another». On the basis of the Yu. M. Lotman's unified concept the author puts forward the scope of viewpoints which show the interpersonal aspect of communication. The concept is supplemented by complex interpretations, binary indicators of interpersonal communication in the processes of interaction «I - Another» are analyzed; an attempt of their systematizing and generalizing is made. The interpersonal communication is subdivided by spatial and time channels, extra-directed vector «I» and systemic viewpoint of «extra-intro» direction are defined. Time models which are used are one more additional viewpoint of two channels of the interpersonal communication subject: in extra-case it is a spatial vector and linear time, in intro-case the time is likely circular. The general result is summarizing and systematizing of binary indicators which allows to regard the well-known model by Yu. M. Lotman in another way. Keywords: culture, interpersonal communication, auto communication, time-space model, communication, types of communication, channels of information transmission, speech.

Ю. М. Лотман, выстраивая свое учение о семиосфере и культурной коммуникации, натолкнулся на целый ряд закономерностей и парадоксов, которые мы упомянем в данной статье. Поскольку он описал их далеко не все, наша цель - попытаться восполнить его находки своими комплексными интерпретациями, исследовать бинарные индикаторы межличностной коммуникации в процессах взаимодействия «Я - Другой», попытаться обобщить и систематизировать их.

Разрабатывая вопросы и проблематику человеческого общения через призму семиотического подхода и рассматривая модели коммуникативных ситуаций Р. Якобсона, Ю. М. Лотман обратил внимание, что, во-первых, в культуре коммуникация осуществляется минимум по двум каналам, устроенным различным образом. Во-вторых, Лотман говорит об обязательности наличия в едином механизме культуры изобразительных и словесных связей, которые могут рассматриваться как каналы передачи информации [8, с. 164].

Выскажем гипотезу о связанности того и другого. Перед нами ракурс морфологии искусства, который привязан к модели «эстетического хронотопа» М. М. Бахтина. Ведь именно там есть фундаментальное разделение на временные и пространственные виды искусств [7, с. 234]. До сих пор мы достоверно не знаем, что такое время и пространство (хронотоп), особенно применительно к человеку. По этому поводу у психологии накоплено немало наблюдений и догадок, но нет ни одной общепризнанной теории [3, с. 104].

Итак, тезис первый - о разведении культурной коммуникации по пространственному и временному каналу.

Пространственная коммуникация - это векторно направленная от субъекта к объекту коммуникация. Здесь вектор задает однозначным образом направленность передачи сообщения «Я - Он». С информацией не возникает никаких сложностей: в начале акта передачи сообщения «Я» полон информацией, «Он» пока пуст. Когда сообщение принято и декодировано объектом, они оба знают его содержание. Отметим, что в этой модели латентно присутствует некое линейное время и видна направленность, то есть выражен вектор. Этот вектор выходит за пределы «Я» как системы вовне, он экстра-направленный и это наше первое ракурсное дополнение к лотмановскому пониманию каналов.

В системе «Я - Он» сообщение также как бы перемещается в пространстве. Почему «как бы»? Потому, что сегодня - это довольно странное «пространство»: скорость перемещения сообщения делается все больше и больше, а мгновенное перемещение (к примеру, смс-сообщение) заставляет нас не замечать пространства: вы еще платите с карточки в магазине, а из банка уже пришло смс по данной операции.

Вторая, временная коммуникация изначально парадоксальна. Есть «Я-субъект», но нет второго компонента - объекта. И чтобы возникла эта коммуникация, «Я» должно раздвоиться, выйти из себя, дабы возникла коммуникация «Я - Я». Такого рода акт описан как в психологии, так и в методологии под названием «рефлексивный выход» и о нем можно много говорить, поднимая тему коммуникации [10]. С позиций чисто технической схематизации (которой старается придерживаться Лотман и семиотики его времени) здесь наблюдается парадокс: субъект передает сообщение ... самому себе. Но тогда оно и выходить за пределы субъекта не должно, поскольку содержание этого сообщения ему и так известно.

Между тем, мы видим, что перед нами интровертная, внутрисистемная коммуникация. Но тогда возникает вопрос: откуда и куда «перемещается» сообщение? Ответ Лотмана следующий: в системе «Я - Я» перемещение происходит во времени. Хотелось бы понять, в каком именно? Но уже точно не в линейном времени, как в первом, экстравертном, случае межличностной коммуникации.

Итак, мы дополняем Лотмана системным ракурсом «экстра-интро» и обнаруживаем, что в первом случае в его модели есть вектор из системы наружу, а во втором - это внутрисистемная коммуникация (внутри «Я»). Более того, перед нами два разных времени: в экстра-случае это пространственный вектор и линейное время, в интра-случае время, скорее всего, круговое.

Используемые модели времени - это еще один ракурс нашего дополнения лотмановской темы двух каналов культурной коммуникации. Феномен удвоения «Я» во втором варианте коммуникации имеет массу трактовок. Например, воспринимающее второе «Я» - это некое третье лицо. Понятно, что оно отчуждается от Я1, но в какой именно роли существует это Я2, которое коммуницирует с первым? С нашей точки зрения, это второе «Я» в диахронном ракурсе представляет культуру как целое. В синхронном ракурсе это юнговское «коллективное бессознательное» и тому подобные образования трансперсональной психологии [4, с. 34-35].

Теперь вспомним о наличии изобразительных и словесных связей, которые в качестве типов коммуникации выделяет Лотман. Что очевидно, изобразительность конкретна и пространственно выражена. Поэтому сама межличностная коммуникация «Я - Он» требует этой формы выражения и закрепления: прежде всего мы видим сообщение (даже если слышим его). Оно для нас изображено. Стоит отметить, что юнговские архетипы - а это именно фигуры - лежат в основании письменности (финикийской - греческой - латинской - и нашей) [1]. А вот словесные связи могут существовать, прежде всего, во внутренней речи человека, в диалоге с самим собой (солилоквии). Здесь изображения не требуется, зато необходимо течение внутреннего времени - «текущие» мысли и т.д.

Далее, об иерархическом аспекте затронутых проблем. В случае коммуникации внутри «Я» само раздвоение на Я1 и Я2 имеет иерархический характер. Речь о том, что в акте рефлексии Я1 переходит в Я2, находящемся уровнем выше. Разумеется, речь всегда идет об обществе. Напечатанное стихотворение для молодого поэта резко поднимает его статус в своих глазах и глазах окружающих. Сообщением здесь является не текст, который поэт же и сочинил, а новый, приобретенный им за счет публикации, статус. Для него в этом акте имеет значение даже шрифт - графическое изображение -того журнала, куда он так стремился. Вот это «присвоение» себе авторитетного статуса следующего яруса за счет приобщения к журналу и есть самое важное в данном случае. А сопровождается оно от акта написания до опубликования разрывом во времени. То есть, мы имеем цикл.

Случай отслеживания и наставления человеком себя самого - самый распространенный. Это дневники, записки, стихи и повести («Страдания юного Вертера»), но не только они. Даже самый машинный «органайзер» требует акта рефлексии и выделения из себя внешнего наблюдателя, который, отметим специально, смотрит на нас сверху. С более высокого по степени организованности уровня. Это Я2 в роли «наставника», «учителя» и т.д. Даже просто собеседник (закон заслуженного собеседника А. А. Ухтомского) - он всегда с уровня немного выше, чем Я1. Чтобы стать лучше, желательно иметь именно такого собеседника, т.е. поднять Я2 на уровень выше. Здесь мы имеем дело с качественной трансформацией личности, итогом которой является изменение «Я1» [9, с. 6].

Переводя это на современный язык, речь идет о самопроектировании, что означает «забрасывание себя вперед» (и выше по уровню) и постепенное подтягивание себя к этому образу Я2. Перемещение в будущее и вверх - самая важная черта данного акта. Хотя мы знаем, что в психологическом внутреннем времени человек способен путешествовать и в прошлое, и даже в параллельное настоящее. Не лишне упомянуть и о способности трансформировать себя в иное в массе вариантов [5].

Самопроектирование есть инструмент самоуправления, то есть дневники и беседы со своими двойниками - это орудие управления собой. Оно имеет цели в рамке общества, например, повышение статуса. Но это не вульгарное «повышение по службе», а прежде всего культурное самовосхождение, за которое человек испытывает уважение к себе. Все это как набор инструментов используют очень многие современные психопрактики [2].

Сказанное проявляется и в системах межличностной коммуникации. Прием, который особо выделяет Лотман как условие вхождения «Я» в зону рефлексивного раздвоения, это своего рода переход в «пограничное состояние» полусна за счет ритмических рядов. Даже странно, но он не замечает, что описывает инструментарий магии, особенно первобытной: блуждающие ритмические звуки, зрительные образы, огонь и т.д. В нашем случае они как бы открывают доступ самому человеку во внутренний мир себя же и при этом - подключение к неким внешним «культурным кодам». Возникает феномен автокоммуникации (язык «Я1 - Я2»), который Л. С. Выготский называл «внутренней речью». Это парадоксальная «речь без голоса» или «немая речь». Она противостоит внешней речи, о чем мы уже говорили, рассматривая векторность и экстравертность.

Итак, внешняя коммуникация (экстрамир) требует отчетливых инвариантных правил языка и норм исполнения, достаточно устойчивых и универсальных. Унификация норм необходима в силу разнообразия людей, использующих эти внешние языки и системы записи. При всей их кажущейся статике, они модифицируется.

Поразительное свойство интрамира и внутренней речи - все возрастающая скорость уплотнения, как знаков, так и стоящих за ними смыслов. Психология, особенно в ХХ в., немало внимания уделяла этой теме, но как ни странно, сонники трехсотлетней давности и трактование сновидений по З. Фрейду продолжают продаваться огромными тиражами. Речь идет о поисках неких инвариантов, образующихся при редукции. Существующие в этом мире слова-индексы стремятся к изоритмично-сти. Эти бесконечные гирлянды повторов создали феномен орнамента и его загадку. Особенно это отчетливо проявляется, когда подобный язык использует групповое «Я» - секретные общества, ложи и т.п. [6].

И в итоге возникает поразительная возможность - искусство поэзии. Как пишет эстетик Н. Н. Александров, изначально поэзия есть беседа с самим собой. Она вся основана на законах внутренней коммуникации (ритмичность, знаки-намеки на смыслы, секретности, многое в текстах непонятно другим и т.д.). Но при этом поэзия выходит и на общество, не может туда не выйти, раз это общественная коммуникация [1]. Зачем же она обществу? Как и магия, поэзия обладает свойством перестраивать человека, который находится в процессе автокоммуникации, а читая чужую поэзию, мы осваиваем текст своим миром ассоциаций. Происходит постоянное обогащение за счет такого «перекрестного опыления» двух типов коммуникации.

Если говорить в генезисе о постоянном взаимодействии в истории внешней и внутренней культурной коммуникаций, можно придти к выводу, что текст сегодня несет тройные значения - идущие от первого типа, идущие от второго тип и идущие от их одновременного сочетания и взаимопереходов [8, с 165-177].

Итоговая таблица необходима для того, чтобы сделать связи видимыми, а также для выстраивания новых обобщений и связок.

Таблица 1

Типы коммуникации и их характеристики

Типы коммуникации Я - Он Я1 - Я2

Экстра-интро направленность Экстравертная, Интровертная,

коммуникации направленная вовне внутрисистемная

Хронотоп Топос Хронос

Время Пространственная коммуни- Временная коммуникация,

кация, линеиное время круговое время

Речь Внешняя речь, голос Внутренняя речь, молчание

Каналы передачи информации Изобразительные Словесные

Итак, подведем итоги. В данной статье мы попытались дополнить концепции Ю. М. Лотмана своими комплексными интерпретациями, попробовали исследовать бинарные индикаторы межличностной коммуникации в процессах взаимодействия «Я - Другой», попытались систематизировать и обобщить их. Мы развели культурную коммуникацию по пространственному и временному каналам, определили экстра-направленный вектор «Я» и дополнили концепцию Лотмана системным ракурсом «экстра-интро» направленности. В первом случае вектор имеет направленность из системы наружу, а во втором - это внутрисистемная коммуникация. Используемые модели времени - это еще один ракурс нашего дополнения темы двух каналов культурной коммуникации: в экстра-случае - это пространственный вектор и линейное время, в интра-случае - время, скорее всего, круговое.

Литература

1. Александров Н. Н. Модернизм и будущее // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.trinitas.ru/rus/ doc/000 l/005a/00011222.htm

2. Генисаретский О. И. Культурно-антропологическая перспектива. - М., 1995. - С.215.

3. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. - Киев: Наукова думка, 1984. - C.209.

4. Гроф С. За пределами мозга. - М.: Соцветие, 1992. - C.336.

5. Дорфман Н. Я. Эмоции в искусстве. Теоретические подходы и эмпирические исследования. - М.: Смысл, 1997. - C.424.

6. Жельников В. Криптография от папируса до компьютера. - М.: ABF, 1996. - C.335.

7. Каган М. С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. - Л.: Искусство, 1972. - C.440.

8. Лотман Ю. М. Семиосфера. - СПб.: Искусство СПБ, 2000. - C.704.

9. Ухтомский А. А. Избранные труды. - Л.: Наука, 1978. - C.369.

10. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. - М.: ШКП, 1995. - C.800.

References

1. Aleksandrov N. N. Modernizm i budushchee [Modernism and the future] Available at: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005a/00011222.htm.

2. Genisaretskii O. I. Kul'turno-antropologicheskaya perspektiva [Cultural-anthropological perspective]. Moscow, 1995. P. 215.

3. Golovakha E. I., Kronik A. A. Psikhologicheskoe vremya lichnosti [Psychological time of personality]. Kiev: Naukova dumka, 1984. P. 209.

4. Grof S. Beyond the Brain: Birth, Death, and Transendence in Psychotherapy. State University of New York Press, 1985. P. 486.

5. Dorfman N. Ya. Emotsii v iskusstve. Teoreticheskie podkhody i empiricheskie issledovaniya [Emotions in art. Theoretical approaches and empirical studies]. Moscow: Smysl, 1997. P. 424.

6. Zhel'nikov V. Kriptografiya otpapirusa do komp'yutera [Cryptography from papyrus to computer]. Moscow: ABF, 1996. P. 335.

7. Kagan M. S. Morfologiya iskusstva. Istoriko-teoreticheskoe issledovanie vnutrennego stroeniya mira iskusstv [Morphology of Art. Historical-theoretical study of World Art internal structure]. Leningrad: Iskusstvo, 1972. P. 440.

8. Lotman Yu. M. Semiosfera [Semiosphere]. St. Petersburg: Iskusstvo SPB, 2000. P. 704.

9. Ukhtomskii A. A. Izbrannye trudy [Selected Works]. Leningrad: Nauka, 1978. P. 369.

10. Shchedrovitskii G. P. Izbrannye trudy [Selected Works]. Moscow, 1995. P. 800.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.