Научная статья на тему 'Взаимодействие вуза с организациями работодателей в индустрии коммуникаций: новые возможности и тенденции'

Взаимодействие вуза с организациями работодателей в индустрии коммуникаций: новые возможности и тенденции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ / ПОРТФОЛИО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородай А.Д.

Стратегия развития высшей школы в Российской Федерации исходит из необходимости формирования профессиональных компетенций в рамках тесного сотрудничества вузовских кафедр с организациями работодателей. Философия такого сотрудничества определяется необходимостью участия предприятий и организаций в заказе на модель специалиста, его компетенции в профессиональной сфере. Поэтому сегодня разработка Профессиональных стандартов во всех сферах экономики и культуры должна быть отражена в Федеральных государственных образовательных стандартах. Предполагается, что образовательные стандарты четвертого поколения будут полностью в профессиональной части вытекать из Профессиональных стандартов. Представители организаций работодателей участвуют в реализации учебных программ. Они вносят важный вклад в организацию производственной практики. В качестве экспертов в составе Государственных экзаменационных комиссий оценивают выпускные квалификационные работы. Они сопровождают учебный процесс и участвуют в нем, решая генеральную задачу повышения качества образования в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие вуза с организациями работодателей в индустрии коммуникаций: новые возможности и тенденции»

Взаимодействие вуза с организациями работодателей в индустрии коммуникаций: новые возможности и тенденции

Бородай Александр Дмитриевич

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры теории рекламы и массовых коммуникаций, Московский гуманитарный университет, ad.bor@mail.ru

Стратегия развития высшей школы в Российской Федерации исходит из необходимости формирования профессиональных компетенций в рамках тесного сотрудничества вузовских кафедр с организациями работодателей. Философия такого сотрудничества определяется необходимостью участия предприятий и организаций в заказе на модель специалиста, его компетенции в профессиональной сфере. Поэтому сегодня разработка Профессиональных стандартов во всех сферах экономики и культуры должна быть отражена в Федеральных государственных образовательных стандартах. Предполагается, что образовательные стандарты четвертого поколения будут полностью в профессиональной части вытекать из Профессиональных стандартов. Представители организаций работодателей участвуют в реализации учебных программ. Они вносят важный вклад в организацию производственной практики. В качестве экспертов в составе Государственных экзаменационных комиссий оценивают выпускные квалификационные работы. Они сопровождают учебный процесс и участвуют в нем, решая генеральную задачу повышения качества образования в высшей школе.

Ключевые слова. Профессиональные компетенции, индустриальные стандарты, профессионально-общественная аккредитация, творческие конкурсы, портфолио.

Взаимодействие университета с организациями работодателей является важным принципом и условием достижения необходимого качества образования. Опыт сотрудничества формировался на протяжении последних более 20 лет. Важнейшим условием для такого подхода в организации подготовки кадров для индустрии коммуникаций и дизайна было заинтересованное участие Российской Ассоциации Рекламных Агентств на этапе создания и становления нашего факультета. Многие формы сотрудничества определялись на этапе формирования факультета и профильных кафедр требованиями уровня профессиональной подготовки сетевых рекламных агентств, которые использовали зарубежный опыт ведения рекламного бизнеса.

Организации работодателей разрабатывают и утверждают различные нормативные документы, рекомендации, базовые компетенции, должностные инструкции и другие материалы. К важным документам, например, относятся Индустриальные стандарты Ассоциации Коммуникационных агентств России. Индустриальные стандарты являются правилами профессиональной деятельности с разработанными процедурами и технологиями предоставления рекламных услуг. Они предусматривают единые требования к порядку осуществления деятельности в сфере рекламы и коммерческих коммуникаций. Основная задача такой стандартизации заключается в достижении высокого качества продукта и эффективности разработанных коммуникаций. Процедуры и требования Индустриальных стандартов способствуют единому подходу к взаимодействию с заказчиками, подрядчиками, поставщиками услуг и материалов.

Индустриальные стандарты постоянно дорабатываются с учетом новых тенденций развития рекламного рынка в стране и в мире. За последние годы опубликованы три редакции этого документа. Уделено внимание творческому процессу в рекламном агентстве, процедурам проведения тендера среди медийных и креативных агентств. Прописаны условия проведения тендера по выбору поставщика маркетинговых услуг. Развитие интернет-коммуникаций в последние годы определило актуальность разработки условий проведения тендеров в контекстной рекламе.

Мы рекомендуем обучающимся использовать Индустриальные стандарты в качестве дополнительной литературы по некоторым курсам. Данная проблема вынесена на текущий контроль в изучении технологии разработки рекламного продукта.

о О го -о т

т

т х х О т

П

т Д А

х т о т; О т

О сл

А

ы О

го А

X

^

т

о с

00

0 сч

05

01

Вопрос об Индустриальных стандартах присутствует в перечне вопросов при подготовке к Государственной итоговой аттестации. Студенты используют Индустриальные стандарты для подготовки выпускных квалификационных работ в бакалавриате и в магистратуре.

Индустриальные стандарты

Платформа

бренда

Комму-

онный бриф

Разработка творчески* идей

Планирование каналов «оммунииа-

Рекомендации го корректировке вводных параметров

Рекомендации по развитою бренда

Оценка эффективности кампании

Рекомендации по развитию рекламной кампании

Проведение рекламной кампании

&меииие (по отношению к стратегическому планированию] процессы

Дополнительные компетенции

Рис. 1 Схема взаимодействия в процессе разработки рекламного продукта.

Индустриальные стандарты используются в курсе «Основы рекламы и связей с общественностью» при изучении темы «Стратегическое планирование в рекламном агентстве». Здесь сформулированы задачи стратегического планирования в общем процессе разработки рекламной кампании, достижении итоговой эффективности рекламно кампании. Как видно из предлагаемой в стандартах наглядной схемы, стратегическое планирование предусматривает решение двух важных аспектов производственного процесса. Важно с высокой точностью сформулировать задачи для творчества и планирования каналов коммуникации. С другой стороны, через действенный контроль добиваться необходимых результатов творчества, работы каналов коммуникаций и оценки потенциальной эффективности кампании. При этом стандарты предусматривают наличие качественной информации о продукте, рынке и потребителе. Эти данные получают по итогам маркетинговых исследований.

В стандарте разработаны ключевые этапы процесса стратегического планирования. Это обстоятельство является важным условием для сотрудничества различных организаций в реализации проектов.

Полезный материал, с учебной точки зрения, содержится по вопросам брендинга. Имеется раздел «Разработка коммуникационной платформы бренда». Её основой является позиционирование продукта (бренда). Даны рекомендации об уникальном торговом предложении, преимуществах

для потребителей, транслирование общественных ценностей, поддерживаемые брендом. Важным этапам является подготовка презентации, в которой отражаются наиболее существенные параметры бренда.

В Индустриальных стандартах разработаны рекомендации в области интеллектуальных прав. Сформулированы принципы деловой этики в рамках маркетинговых коммуникаций в интернете. Представлен корпоративный Кодекс практики рекламы и маркетинговых коммуникаций

Взаимодействие Московского гуманитарного университета с Ассоциацией Коммуникационных Агентств России преследует цель повышения качества профессиональной подготовки бакалавров и магистров. Сотрудничество развивается в вопросах участия в рейтинге кафедр российских ВУЗов, готовящих кадры для индустрии коммуникаций. Комиссия АКАР по HR и профессиональному образованию впервые определяла такой рейтинг в 2014 году на базе отчетов о работе профильных кафедр за прошедшие два учебных года. Анализировалась работа по шести основным направлениям: качественные показатели уровня преподавательского состава, структура высшего профессионального образования по данному направлению в вузе, результаты учебной и методической работы кафедры, связи кафедры с организациями работодателей, результаты научной работы коллектива кафедры, общественная и социально-культурная работа со студентами. К этому списку направлений кафедры имели возможность предоставить дополнительные отчеты по тем видам работы, которые не были предусмотрены по условиям определения рейтинга. В первом рейтинге приняли участие 10 кафедр. Сопредседатель комиссии HR и профессиональному образованию АКАР, генеральный директор Grey Advertising Москва Алексей Ковылов подчеркнул, что « рейтинг будет стимулировать обмен лучшим опытом кафедр на фоне продолжающихся реформ в системе образования, а также позволит удерживать на уровне престижность профессии специалиста рекламы в интересах индустрии и ВУЗов»[1] (Тарутин А. Исследование 10 кафедр рекламы [ Электронный ресурс ] http://www.advmarket.ru/ news_adv/ index. php? ten_rubric=moscow &

read_news=2270&reload=1(дата обращения 16 ноября 2018 г.)

Участие коллектива кафедры теории рекламы и массовых коммуникаций Московского гуманитарного университета в последний период увенчалось хорошими результатами. Кафедра теории рекламы и массовых коммуникаций Московского гуманитарного университета заняла Первое место в профессиональном рейтинге 2016 года среди профильных кафедр российских вузов, организованном Ассоциацией Коммуникационных Агентств России. На открытии ХХ Международной научно-методической конференции заведующих кафедрами маркетинга, рекламы, связей с общественностью и дизайна, которая состоялось 14 апреля

2016 года в РАНХ и ГС, заведующая кафедрой МосГУ Е.Г. Головлева получила Диплом Первой степени за победу в этом профессиональном смотре достижений. Победа в рейтинге учитывается при проведении профессионально-общественной аккредитации, которую проводит Ассоциация Коммуникационных Агентств России в соответствии с ФЗ № 273 «Об образовании в российской Федерации». В 2017 году кафедра попала в список 10-ти лучших кафедр. В 2018 году была отмечена как дипломант рейтинга и вошла в десятку лучших кафедр [ 2] (Рейтинг кафедр Российских ВУЗов, готовящих специалистов в сфере рекламы [Электронный ресурс]//

http://www.akarussia.ru/ node/4537 (дата обращения 1 ноября 2018 г. )

Как участие в рейтинге профильных кафедр влияет на работу нашей кафедры и факультета в целом? Во-первых, есть ориентиры по направлениям работы, которые входят в отчет рейтинга. Они совпадают или дополняют общие требования к качеству работы кафедры. Во-вторых, победив однажды, хотелось бы профессиональную планку не опускать, а держать на уровне. В-третьих, позиции в рейтинге отражается на имидже кафедры на уровне ВУЗа и межвузовских коммуникациях.

При поддержке Ассоциации Коммуникационных Агентств России в Московском гуманитарном университете с 1999 года реализуется проект «Международный студенческий фестиваль рекламы «Созвездие Юлы». Участие в конкурсах фестиваля преследует цель В апреле 2018 года состоялся ХХ МСФР. Студентам, которые обучаются по направлениям «реклама и связи с общественностью, «дизайн» и «журналистика» , принимают участие в конкурсах фестиваля по различным номинациям. Они разрабатывают проекты по интернет-коммуникациям (Веб-сайты, вирусные ролики, дисплейная реклама), коммуникационные проект. В номинации «Печатная реклама», «Наружная реклама» представляют работы по товарной и социальной рекламе. Номинация «Визуальные коммуникации» включает в себя фирменный стиль, принт-дизайн, навигационный и выставочный дизайн, этикетка и упаковка. В номинации «Рекламная фотография» принимаются работы по предметной, имиджевой и интерьерной фотографиям. Товарная и социальная реклама входит в номинацию «Рекламное видео» и «Аудиореклама». Объявляется конкурс по нестандартной рекламе, в которой используется инновационные технологии, нестандартные рекламоносители, нетрадиционные каналы коммуникаций. Специальные конкурсы рассчитаны на будущих журналистов : «На лучший фоторепортаж», «На лучшее интервью (видео, аудио, текст)», «На лучшую статью».В фестивале принимали участие студенты из Москвы, Ростова-на-Дону, Краснодара, Воронежа, Кемерово, Челябинска, Саранска, Омска и других городов России. Зарубежные вузы представлены студентами из Армении, Белоруссии, Израиля, Китая, Киргизии, Украины (Луганск).

Программа ХХ МСФР состояла из нескольких разделов (блоков), которые учитывали профессиональную направленность. Были подготовлена церемония открытия фестиваля, научно-практическая студенческая конференция «Digital -технологии в сфере коммуникаций: современные тренды», программа мастер-классов, посещение выставки «Дизайн и реклама» в Центральном Доме художников, встречи в коммуникационных агентствах BBDOGroup, FriendsMoscow, TWIGA и Арт- Гнездо. Состоялся фотоконкурс среди участников фестиваля «Коллективный портрет на фоне столицы». Прошла церемония закрытия и вручения наград победителям. Студенты получили дипломы участников ХХ МСФР, дипломы победителей, статуэтки за 1,2 и 3 места, специальные призы, сертификаты участников образовательной программы ХХ МСФР для портфолио.

С большим интересом студенты участвовали в проведенных мастер-классах :генерального директора Кадровой Студии NCS (г. Москва) Н.А. Миансарян на тему: «Личный бренд своими руками. Технологии трудоустройства выпускника вуза»; партнера, генерального директора «Р.И.М. PorterNovelli» Якова Миневича на тему: «Беспощадная карьера PR в современной России»; академика Российской Академии рекламы, советника президента АКАР Черняховского В.С. на тему: «Броская реклама (Eye - catching): что так цепляет и не оставляет ...»; креативного директора Михаила Лоскутова на тему: «Разбор полетов. Как подготовить конкурсную работу, чтобы победить».; директора ТНТ4 Гавриила Гордеева на тему: «Эпатаж в рекламе: смешивать, но не взбалтывать»; Максима Пономарева - креативн-ного директора коммуникационного брендингового агентства FriendsMoscow на тему «На что способна реклама?»; Ващенко Дмитрия -CreativeServicesDirectorProgressionGroup на тему: «Анализ работ, представленных в номинации видео реклама. Впечатления эксперта».

В ХХ МСФР приняли участие известные специалисты индустрии рекламы вице-президент АКАР В.А. Евстафьев, вице-президент АКАР, Президент Российской академии рекламы, научный руководитель факультета рекламы, журналистики и дизайна Московского гуманитарного университета В.В. Филиппов, академики Российской академии рекламы Д.С. Бадалов, В.С. Черняховский, генеральный директор студии OPTIMUM Production О.В. Рассказова, генеральный директор digital агентства ICEBERG Арэг Сафарян, режиссер кино и телевидения, лауреат Премии ТЭФИ Тимур Алпатов, директор компании "TonyMotors" Антон Чебасов, генеральный директор advertising agency BRANDTEAM Иван Еременко.

Жюри рассмотрело представленные студенческие проекты, выделило лучшие работы для шорт-листа. Затем из шорт-лииста - более 200 работ определило победителей. В решение жюри было отмечено 69 работ. В том числе, за первое место - 18 работ и 26 участников, за второе место

о О го -о m

т

m х х О m

П

m Д А

х m о т; О m

О сл -о А ы О ГО А X S

m

о

с ^

00

0 сч

05

01

- 20 работ и 27 участников, за третье место - 21 работа и 28 участников. Дипломы «За творческие достижения» определены - 10 работам и 13 участникам. Всего было награждено 94 участника ХХ МСФР из 24 вузов. Наград ХХ МСФР удостоена 21 работа студентов Московского гуманитарного университета, включая Колледж МосГУ. В том числе, первое место присуждено 8 -ми работам, второе место - 6-ти работам, третье место- 5 -ти работам. Дипломы «За творческие достижения»-2 работам. Это каждая третья работа, отмеченная жюри из представленных на творческие конкурсы^ 3 ] (Подведены итоги XX Международного студенческого фестиваля рекламы «Созвездие Юлы» [Электронный ресурс] //

http://www.mosgu.ru/ news/index.php?ID=35392 (дата обращения 20.11.18 г.)

Опыт проведения фестивалей показывает, что студенты в дальнейшем принимали участие в номинации «Молодые креаторы» Московского международного фестиваля «Red Apple». Несколько творческих дуэтов (копирайтер, арт-директор), став победителями московского тура, представляли Россию на фестивале креативности «Каннские львы». Среди них были: Виталий Шепелев, Арег Сафарян, Михаил Смирнов,Анна Пушкарева, Заур Засеев, Михаил Лоскутов, Антон Демаков, Арина Авдеева, Вера Карпова. Дважды на Каннском фестивале статуэтки золотого льва и двух бронзовых львов получала выпускница нашего факультета, креативный директор коммуникационного агентства Moscow Friends Арина Авдеева. Она имеет более 100 наград за победу в различных национальных и международных конкурсах рекламы.

Полезным и эффективным направлением сотрудничества ВУЗа и Ассоциации Коммуникационных Агентств является участие профильных кафедр в организации и проведении ежегодной Международной научно-методической конференции заведующих кафедрами маркетинга, рекламы, связей с общественностью и смежных направлений. Эта конференция финансируется и организуется Комиссией АКАР по HR, профессиональной квалификации и образованию. С 1997 года координирует эту работу вице-президент АКАР, доктор филологических наук, профессор Евстафьев В.А. Система организации ежегодной конференции предусматривает, что каждый год конференция проводится в следующем, новом вузе. Этот принцип позволяет в рамках конференции познакомиться с опытом данного вуза по организации учебного процесса, проведению практики, подготовки и защиты выпускных квалификационных работ. Особое внимание уделяется новым методикам и технологиям подготовки бакалавров и магистров. Конференция согласуется с графиком проведения выставки «Дизайн и Реклама» в Центральном доме Художника на крымском валу. Каждый участник получает билет на эту выставку и один день проводит в выставочном центре.

Каждая конференция имеет центральную тему, которая объявляется с учетом актуальности того или иного вопроса в сфере рекламного и об-

разования. На конференцию приглашаются заведующие профильными кафедрами, деканы и проректора вузов. Один день идет пленарное заседание. На следующий день заседают секции по профилю подготовки (реклама, PR, дизайн, маркетинг). Руководители секций информируют участников конференции о результатах работы и предложениях в итоговый документ. В один из дней организуется работа круглого стола с участием руководителей рекламных агентств. Здесь рассматриваются актуальные вопросы в тенденциях развития индустрии коммуникаций за последний период.

АКАР организует редактирование материалов, подготовку макета сборника и печатает книги для участников конференции. В сборнике конференции размещается 50-60 материалов научно-методического и учебного характера, которые представляют большую ценность для кафедр коммуникационного направления. На открытии конференции, как правило, всех участников приветствует ректор вуза, который принимает конференцию. Выступают проректора и руководители подразделений по тематике плана проведения этого научно-методического мероприятия.

Наш ВУЗ принимал конференцию трижды: в 1997 году, в 2005 году и в 2015 году. Всегда на открытии конференции в МосГУ выступал с докладом о проблемах высшего образования ректор университета профессор Ильинский И.М. Мы приглашали ведущих специалистов и представителей Государственной Думы, Совета Федерации для выступления перед руководителями кафедр и вузов в рамках конференции. Подводя итоги конференции, её участники определяли ВУЗ, с котором пройдет следующая конференция. Предстоящий год был временем подготовки конференции, определении тематики и программы.[ 4] ( XXII Международная научно-методическая конференция заведующих кафедрами маркетинга, рекламы, связей с общественностью, дизайна и смежных направлений / Сборник материалов: под общ. Ред. Евстафьева В.А..- М.: Экон-Информ, 2018— 365 с.)

Кафедра теории рекламы и массовых коммуникаций МосГУ имеет план сотрудничества с Ассоциацией директоров по коммуникациям и корпоративным Медиа России. Наши студенты участвуют в профессиональных мероприятиях этой ассоциации. Проходят практику в агентствах, входящих в АКМР. Большой интерес у студентов и магистрантов вызывает проведение АкМр ежегодных конкурсов выпускных квалификационных работ по различным номинациям. Ежегодно наши студенты отмечаются по итогам таких конкурсов и получают соответствующие дипломы и призы.

В апреле 2017 года Конкурс студенческих исследовательских работ по корпоративным медиа и корпоративным коммуникациям «МИКС-2017» проходил в рамках XIV Международной конференции «Роль корпоративных коммуникаций и СМИ в стратегическом управлении компанией». На пленарном заседании этой конференции со-

стоялась торжественная церемония награждения победителей. В номинации "Лучшая магистерская диссертация" 1 (первое) место заняла работа на тему: «Специальные события в коммуникационной деятельности компании» Громовой Александры - магистрантки Московского гуманитарного университета. В 2018 году лауреатом конкурса студенческих исследовательских работ по корпоративным медиа и корпоративным коммуникациям «МИКС-2018» в номинации «Лучшая магистерская диссертация» Стал выпускник МосГУ 2018 года Юрий Банников. Он представил работу на тему «Рекламный дизайн в новой технологической среде (на примере Интернета)» [5] АКМР подвела итоги конкурса МИКС -2018[Электронный ресурс ] http://corpmedia.ru/konkursy/miks-molodye-issledovateli-korporativnyh-smi/laureaty/2018/ ( дата обращения 1.11. 2018 г.)

В требованиях ФГОС заложены мотивацион-ные факторы по профессиональной подготовке обучающихся в вузах. Это не только формирование профессиональных компетенций, которые вытекают из Профессиональных стандартов, но и коллекционирование учебных и творческих достижений. Для этого каждый студент формирует портфолио (portfolio (англ.) - портфель). Можно определить так: портфолио - это портфель достижений студента за период учебы. В портфолио необходимо «складывать» курсовые работы, презентации, выступления на конференциях, творческие работы на конкурсы и фестивали, поощрения за хорошую учебы, дипломы за победы в конкурсах и фестивалях и все другие поощрения. Портфолио - это наглядная траектория роста студента и его профессионального развития. Важное предназначение портфолио - это его презентация при трудоустройстве после окончания университета. Во всех сферах рынок труда сохраняет высокую конкурентность. Поэтому необходимо иметь убедительный «портфель» достижений для успешного трудоустройства.

При подготовке кадров для индустрии коммуникаций важно со студенческой скамьи ориентироваться на рекомендации работодателей. В частности, есть требования при трудоустройстве к личным качествам выпускника вуза. Ассоциация Коммуникационных Агентств России, например, определяет следующие базовые критерии личностных характеристик: умение понимать задачу и находить её решение; стрессоустойчивость; коммуникабельность; инициативность; умение работать в команде; стремление к самосовершенствованию; развитие практических навыков, участие в проектах; знание профессиональных основ в сфере коммуникаций; хорошая теоретическая подготовка; необходимый профиль образования; опыт работы в студенческие годы; дополнительное образование; ВУЗ, который окончил соискатель.^] (Бородай А.Д. Восхождение к профессии.-М.:Изд-во Моск. гуманит ун-та, 2008.-С. 47-48)

В этом же ключе определены требования к соискателям на должности в креативном агентстве BBDO Moscow:. Они выглядят так:

улучшает работу агентства; клиенты его любят; человек с позицией «мы», а не «я»; ищет решения, а не виноватых; хорошо излагает свои мысли и умело презентует свою работу; не почивает «на лаврах», всегда движется вперед; излучает энергию, доводит дело до конца; действует в верном направлении; быстро восстанавливается после неудач.

На основе представленных рекомендаций мы составили социально-психологический портрет выпускника ВУЗа , которого ждут на работу в коммуникационное (креативное) агентство. Он - целеустремленный оптимист, «заряженный» на победу; развивает интеллект высокой трудоспособностью; коммуникабельный и доброжелательный; хорошо умеет убеждать и понимать людей; обладает богатой фантазией и креативными способностями; располагает аналитическим складом ума и «железной» логикой; владеет интуицией, смелостью и умением рисковать; остроумный, с чувством юмора.

Для понимания общего и особенного для разных направлений подготовки приведем пример личностных характеристик бакалавра - агроинже-нера . Здесь мы находим следующие характеристики: отсутствие завышенной самооценки; психологическая устойчивость, готовность выполнять простые и скучные работы, особенно на первых порах; умение работать в команде на конечный результат; проектное мышление — умение выстроить логическую цепочку действий и представлять себе конечный результат своей деятельности; способность быстро воспринимать новую информацию (это качество также называется «инновационным мышлением»); стрессоустойчивость; целеустремленность; уверенность в себе; умение сформулировать и четко донести до собеседника свою мысль; коммуникабельность; умение вести деловые переговоры и т.д.

[7] Золотарев В.Б. Требование работодателей - основной ориентир для формирования профессионально компетентного специалиста // Вестник РУДН. Серия Педагогика и психология.-2015.-№3.-С. 93

Что показывает сравнительный анализ двух портретов и двух разных направлений подготовки ? Безусловно, есть нечто общее. Это личностные качества выпускников ВУЗов. Бакалавры в сфере коммуникаций и бакалавры - агроинженеры в основе своих профессий имеют творческое начало. Вариативность в решении профессиональных задач определяет необходимость иметь коммуникационные способности, целеустремленность, умение работать в команде, иметь проектное мышление, аналитический склад ума. Наличие общего и особенного подтверждает правильность методики определения профессиональных качеств, которые необходимы выпускникам вузов для успешного трудоустройства.

В 2017 году Московский гуманитарный университет приобрел первый опыт профессионально-общественной аккредитации. Она состоялась в соответствии с п. 4 Статьи 96 Закона РФ «Об об-

о О го -о m

т

m х х О m

П

m Д А

х m о т; О m

О сл -о А ы О ГО А X S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m

о

с ^

00

0 сч

<0

01

разовании в Российской Федерации», в которой записано, что «Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профи-ля».[ 8] (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция)[Электронный ресурс ] // URL/ http:// www.consultant.ru/

document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения 15 ноября 2018 г.)

Согласно Положению о Комиссии АКАР по профессионально - общественной аккредитации в процессе профессионально- общественной аккредитации эксперты решают следующие задачи. Определяют методику оценки образовательных программ, предлагаемых к аккредитации. Проводят анализ и оценку качества образовательных услуг, предоставляемых вузами и другими организациями в области рекламы, маркетинга и коммерческих коммуникаций. Изучают основные профессиональные образовательные программы дисциплин, которые изучаются обучающимися по направлениям подготовки. Анализируют формирование компетенций общепрофессионального и профессионального разделов ФГОС и реальный опыт из реализации по различным дисциплинам. Изучаются базовые организации для проведения практики, документы и материалы, реализующие программы практики. Определяется соответствие ОПОП Профессиональным стандартам, рекомендованным ФГОС. Факультет и кафедры готовят отчет по самообследованию по структуре, рекомендованной Комиссией АКАР.[ 9 ] (Положение о Комиссии АКАР по профессионально общественной аккредитации [Электронный ресурс ] URL / http://www.akarussia.ru/node/6022 (дата обращения 1. 12.2018 г.) На факультете рекламы, журналистики и дизайна профессионально-общественной аккредитации подлежали следующие направления подготовки: по следующим направлениям подготовки: 42.03.01 - Реклама и связи с общественностью (бакалавриат); 42.04.01 - Реклама и связи с общественностью (магистратура); 42.02.01 - Реклама (СПО, программа подготовки специалистов среднего звена); 43.02.01 - Журналистика (бакалавриат); 54.03.01 - Дизайн, профиль «Графический дизайн» (бакалавриат).

Комиссия Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР) для проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых в Московском гуманитарном университете (МосГУ), была утверждена в следующем составе: Абаев А. Л., заведующий кафедрой маркетинга и рекламы Россий-

ского государственного гуманитарного университета, доктор экономических наук, профессор (председатель комиссии); Алейников В.В., креативный директор компании ИМА-Пресс, дизайнер; Евстафьев В. А., вице-президент АКАР, президент компании ИМА-Пресс, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, доктор филологических наук, профессор; Сендеров Д. В., генеральный директор рекламного агентства STRONG; Шарков Ф. И., проректор по научной работе Академии труда и социальных отношений, заместитель декана факультета журналистики, заведующий кафедрой общественных связей и медиаполитики ИГСУ РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, главный редактор международного научного журнала «Коммуникология», доктор социологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации. [10] (Эксперты АКАР оценили семь образовательных программ МосГУ [ Электронный ресурс]/ http://www. akarussia.ru/press_centre/news/id8078 (дата обращения 20.112018 г.)

Комиссия рассмотрела образовательные программы и учебные планы и по всем аккредитуемым направлениям и провела их экспертизу; проанализировала кадровое обеспечение образовательных программ, изучила качественные характеристики профессорско-преподавательского состава; ознакомилась с материально-техническим обеспечением названных программ; рассмотрела вопросы научно-методического обеспечения учебного процесса, методические рекомендации по организации государственной итоговой аттестации; оценила качество подготовленных и защищенных выпускных квалификационных работ, курсовые проекты студентов; изучила письма и справки о внедрении рекомендаций по итогам исследований в практику работы организаций и предприятий. Был изучен опыт работы факультетов и кафедр по взаимодействию с Ассоциацией Коммуникационных Агентств России, Российской Ассоциаций маркетинговых услуг, Ассоциацией директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России, Российской Академией Рекламы, рекламными и PR агентствами, средствами массовой информации.

Комиссия ознакомилась с функционированием электронной информационно-образовательной среды Университета, уделила внимание оснащению учебного процесса учебниками и учебными пособиями, формированию фондов научной библиотеки университета, договорам о пользовании электронными базами специализированных библиотек и издательств. Проанализированы результаты научной и учебно-методической работы на выпускающих кафедрах за последний период, участия преподавателей в научных и научно-методических конференциях международного, российского, межвузовского и внутривузовского уровней.

В ходе работы состоялось знакомство членов комиссии с опытом организации учебной, произ-

водственной и преддипломной практики по всем направлениям подготовки. Рассмотрены Положения о практике, отчеты и дневники практик, материалы по организации и проведению итоговых конференций по практикам.

В рамках профессионально-общественной аккредитации членами комиссии были высказаны рекомендации по организации практики, научной работы магистрантов, развитию студенческой науки и другим аспектам реализации основных образовательных программ на факультете рекламы, журналистики и дизайна Московского гуманитарного университета. Была проанализирована структура программы подготовки по дизайну и высказаны рекомендации по её совершенствованию при переходе на следующее поколения ФГОС.

Литература

1. Тарутин А. Исследование 10 кафедр рекламы [Электронный ресурс] http://www.advmarket.ru/ news_adv/ index. php? ten_rubric=moscow & read_news=2270&reload=1(дата обращения 16.11. 2018 г.)

2. Рейтинг кафедр Российских ВУЗов, готовящих специалистов в сфере рекламы [ Электронный ресурс]// http://www.akarussia.ru/ node/4537 (дата обращения 1 ноября 2018 г. )

3. Подведены итоги XX Международного студенческого фестиваля рекламы «Созвездие Юлы» [Электронный ресурс] // http://www.mosgu.ru/ news/index.php?ID=35392 (дата обращения 20.11.2018 г

4. XXII Международная научно-методическая конференция заведующих кафедрами маркетинга, рекламы, связей с общественностью, дизайна и смежных направлений / Сборник материалов: под общ. Ред. Евстафьева В.А..- М.: Экон-Информ, 2018-365 с.)

5. АКМР подвела итоги конкурса МИКС -2018[Электронный ресурс ] http://corpmedia.ru/konkursy/miks-molodye-issledovateN-korporativnyh-smi/laureaty/2018/ ( дата обращения 1.11. 2018 г.)

6. (Бородай А.Д. Восхождение к профессии.-М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008.- С. 47-48)

7. Золотарев В.Б. Требование работодателей -основной ориентир для формирования профессионально компетентного специалиста // Вестник РУДН. Серия «Педагогика и психология».-2015-№3.-С. 93;

8.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)[Электронный ресурс ] // URL/ http:// www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения 15.11. 2018 г.)

9. Положение о Комиссии АКАР по профессионально общественной аккредитации [Электронный ресурс] URL / http://www.akarussia.ru/node/6022 (дата обращения 11. 11. 2018 г.) 10. Эксперты АКАР оценили семь образовательных программ МосГУ [Электронный ресурс]/ http://www.

akarussia.ru/press_centre/news/id8078 (дата обращения 20.11. 2018 г.)

10. Посохова А.В. Психолого-акмеологическая модель конкурентоспособности предпринимателей // Человеческий капитал. 2015. № 1 (73). С. 90-93.

11. Шарков Ф.И., Алексеев А.Н., Киселёв В.М., Потапчук В.А. Дизайн как коммуникация // Комму-никология. 2016. Т. 4. № 3. С. 177-187.

Interaction of the university with employers' organizations in the communications industry: new opportunities and trends Boroday A.D.

Moscow University for the Humanities

The development strategy of higher education in the Russian Federation is based on the need to form professional competencies in the framework of close cooperation of university departments with employers' organizations. The philosophy of such cooperation is determined by the need for the participation of enterprises and organizations in ordering a specialist model, his competence in the professional field. Therefore, today the development of Professional Standards in all areas of the economy and culture should be reflected in the Federal State Educational Standards. It is assumed that the fourth-generation educational standards will flow fully from the Professional Standards in the professional part. Representatives of employers' organizations participate in the implementation of training programs. They make an important contribution to the organization of production practices. The final qualifying works are evaluated as experts in the State Examination Commissions. They accompany the educational process and participate in it, solving the general task of improving the quality of education in higher education. Keywords. Professional competence, industry standards, professional and public accreditation, creative competitions, portfolio. References

1. Tarutin A. Research of 10 advertising departments [Electronic

resource] http://www.advmarket.ru/ news_adv / index. php? ten_rubric = moscow & read_news = 2270 & reload = 1 (appeal date 16.11. 2018)

2. Rating of the departments of Russian universities, training specialists in the field of advertising [Electronic resource] // http://www.akarussia.ru/ node / 4537 (the date of circulation is November 1, 2018)

3. The results of the XX International Student Festival of Advertising "Yula Constellation" [Electronic resource] // http://www.mosgu.ru/ news / index.php? ID = 35392 (appeal date 20.11.2018 g)

4. XXII International Scientific and Methodological Conference of

the heads of the departments of marketing, advertising, public relations, design and related areas / Materials: under total. Ed. V.A. Evstafieva ..- M .: Ekon - Inform, 2018-365 p.)

5. AKMR summed up the competition MICS -2018 [Electronic

resource] http://corpmedia.ru/konkursy/miks-molodye-

issledovateli-korporativnyh-smi/laureaty/2018/ (appeal date 1.11. 2018)

6. (Boroday aD. Ascent to the profession. - M .: Publishing House

of Moscow. Humanitarian University, 2008.- P. 47-48)

7. Zolotarev V.B. The requirement of employers is the main guideline for the formation of a professionally competent specialist. // Vestnik RUDN. The series "Pedagogy and Psychology" .- 2015. - №3. - C. 93;

8.Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 N 273-FZ (last revised) [Electronic resource] // URL / http: // www.consultant.ru/ document / cons_doc_LAW_140174 / (appeal date 15.11. 2018)

9. Regulations on the ACAR Commission on Professional Public

Accreditation [Electronic resource] URL / http://www.akarussia.ru/node/6022 (application date 11. 11. 2018)

10. Experts ACAR evaluated seven educational programs MosGU [Electronic resource] / http: // www. akarussia.ru/press_centre/news/id8078 (appeal date 20.11. 2018)

10. Posokhova A.V. Psychological and acmeological model of competitiveness of entrepreneurs // Human capital. 2015. No. 1 (73). S. 90-93.

11. Sharkov F.I., Alekseev A.N., Kiselev V.M., Potapchuk V.A. Design as a communication // Communicology. 2016.V. 4. No. 3. P. 177-187.

О О го -о m

m

m

X X О m n m

Д А

m о т; О

m О

m

-o

А

u О

го А

X

s m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.