Научная статья на тему 'Взаимодействие военных советов с местными органами власти по нормализации жизни в освобождённых районах страны в годы Великой Отечественной войны'

Взаимодействие военных советов с местными органами власти по нормализации жизни в освобождённых районах страны в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
532
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ВОЕННЫЕ СОВЕТЫ / МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОСВОБОЖДЁННЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калинчук Леонид Владимирович, Арзамаскин Юрий Николаевич

В статье раскрываются содержание, основные направления и формы взаимодействия военных советов фронтов и армий с местными органами власти в освобождённых от немецко-фашистской оккупации районах нашей страны в годы Великой Отечественной войны. Показано, что участие военных советов в налаживании нормальной хозяйственной, политической, социально-культурной жизни населения на освобождённой от врага территории являлось одной из неотъемлемых сторон их деятельности. Установлено, что военные советы, располагая всей полнотой государственной власти в местностях, объявленных на военном положении, не подменяли местные органы власти, а все свои решения, касавшиеся различных сторон жизни мирного населения, проводили через эти органы и с их помощью. В этом, по мнению авторов, и состоит одна из важнейших особенностей взаимоотношений военных советов и местных органов власти в освобождаемых районах страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие военных советов с местными органами власти по нормализации жизни в освобождённых районах страны в годы Великой Отечественной войны»

Калинчук Леонид Владимирович - доктор исторических наук, профессор, доцент кафедры «Моральнопсихологическое обеспечение» ФГКВОУ ВПО «Военный университет» Министерства обороны Российской

Федерации, г. Москва.

123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д. 14.

Тел. (495) 684-93-45.

Арзамаскин Юрий Николаевич - доктор исторических наук, профессор, старший научный сотрудник научноисследовательской лаборатории (исследования проблем морально-психологической подготовки) ФГКВОУ ВПО

«Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва.

123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д. 14.

Тел.: (495) 684-93-65.

© Армия и общество. 2012. № 2. С. - .

Л.В. Калинчук, Ю.Н. Арзамаскин

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОЕННЫХ СОВЕТОВ С МЕСТНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ ПО НОРМАЛИЗАЦИИ ЖИЗНИ В ОСВОБОЖДЕННЫХ РАЙОНАХ СТРАНЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Временные успехи фашистской Германии в первом периоде Великой Отечественной войны не могли предотвратить ее неизбежного поражения в борьбе с нашей страной. Победа Красной Армии под Москвой обнажила несостоятельность гитлеровской стратегии «молниеносной войны». С победой советских войск под Сталинградом развернулось массовое изгнание оккупантов с нашей земли. Сокрушительное поражение немецко-фашистские войска потерпели на Орловско-Курской дуге. В дальнейшем, в результате побед Красной Армии на Украине, в Белоруссии, Прибалтике и Заполярье, в 1944 г. вся территория нашей страны от Баренцева до Черного моря была очищена от фашистских оккупантов. Миллионы советских людей вновь обрели свободу, приступили к налаживанию нормальной жизни, восстановлению разрушенного хозяйства.

Военные советы фронтов и армий в пределах прифронтовой полосы оказывали помощь в решении этих задач, постоянно совершенствовали связи с местными органами власти. При этом важной особенностью являлось то, что в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета от 22 июня 1941 г.«О военном положении» военным советам фронтов и армий были предоставлены чрезвычайные полномочия. В области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности они располагали всей полнотой власти.

В проведении в жизнь своих решений, затрагивающих сферу деятельности местного населения, военные советы опирались на местные органы власти,

которые на местах обеспечивали военные мобилизации, помогали в создании резервов, отправке на фронт пополнений, занимались вопросами всеобщего военного обучения, оборонительного строительства, местной ПВО и т.д.

В самой трудной обстановке вместе с военными советами они поддерживали строгий порядок и организованность, следили за неукоснительным выполнением законов военного времени. Военные советы, добиваясь выполнения своих постановлений, существенно влияли на содержание и стиль работы местных органов, направляли ее в русло решения в первую очередь оборонных задач.

Военные советы фронтов и армий поддерживали тесные связи и с такими чрезвычайными органами как городские комитеты обороны, которые были созданы в Москве, Ленинграде, Туле, Севастополе, Одессе, Сталинграде, Воронеже, Калинине, Ростове-на-Дону, Курске, Мурманске, Орджоникидзе -всего более чем в 60-ти городах страны. В числе задач комитетов обороны была мобилизация населения и материальных ресурсов на строительство оборонительных сооружений. Только в апреле 1943 г. на территории курского выступа в создании их участвовало 104 тыс. местных жителей, а в июне их число возросло втрое и достигло 300 тыс. человек [3, с. 202]. Городские комитеты обороны занимались выделением средств для народного ополчения, создания истребительных батальонов и санитарных дружин, организацией местных ПВО, изысканием дополнительных ресурсов для удовлетворения просьб военных советов и другими вопросами. В ряде случаев они осуществляли свою деятельность в освобожденных от немецко-фашистских оккупантов городах. При этом в дополнение к указанным задачам совместно с командованием воинских частей они организовывали разминирование различных объектов, снабжение населения продовольствием, налаживание работы предприятий и учреждений и т.д. [2, с. 267]. Свыше 50 % постановлений Сталинградского, Воронежского, и Ростовского-на-Дону городских комитетов обороны, принятых ими в течение 1941-1942 гг.были посвящены вопросам, непосредственно связанным с жизнью и боевой деятельностью войск.

Многие члены военных советов входили в состав комитетов обороны и, наоборот, некоторые председатели комитетов обороны одновременно являлись членами соответствующих военных советов. Так, председатель Калининского комитета обороны И.П.Бойцов являлся членом Военного совета Калининского

фронта, председатель Тульского комитета обороны Ж.В. Жавородков был членом Военного совета 50-й армии.

Военные советы не вмешивались во внутреннюю работу городских комитетов, однако их постановления для последних по вопросам обороны, общественного порядка и безопасности в местностях, объявленных на военном положении, были обязательными для исполнения.

Городские комитеты обороны проявляли широкую инициативу в решении оборонных вопросов, вносили порой существенные по своему значению предложения в военные советы. Например, 19 ноября 1941 г. Астраханский комитет, проанализировав сложившуюся обстановку, постановил просить командование фронтом и 5-й саперной армии разрешить продлить на 12 км. строительство оборонительного рубежа в сторону от Ницана до Иштюбе. Инициатива городского комитета обороны была поддержана военным советом.

Следует отметить, что во время войны не было какого-либо руководящего документа, регламентирующего порядок взаимодействия военных советов и местных органов власти. Их взаимоотношения складывались на основе взаимопомощи, общей ответственности за оборону страны.

Одним из важных направлений работы военных советов было содействие в воссоздании органов власти на освобожденной от оккупации территории страны. На разных этапах страны и в различных условиях формы участия военных советов в решении этой задачи были неодинаковы. Здесь четко прослеживается два подхода. Во-первых, законом военного времени предусматривалось, что на освобожденной территории, где отсутствовали органы государственной власти и управления, их функции временно выполняли военной власти в лице военных советов фронтов и армий и командования войсковых соединений. С удалением линии фронта на запад в этих районах постепенно восстанавливалась местная власть. Во-вторых, в ходе войны получила распространение практика, когда из числа резерва республиканских, краевых, областных руководящих кадров формировались оперативные группы, которые направлялись в распоряжение военных советов фронтов и армий. Продвигаясь вместе с передовыми частями Красной Армии, эти группы становились ядром вновь образуемых органов местной власти и управления. Такие группы, например, имелись на Брянском, Центральном, 1-м и 2-м Белорусском фронтах. Создание подобных групп имело то преимущество, что заблаговременно

устанавливались их контакты с военными советами, обговаривались и решались все наиболее важные вопросы, связанные с организацией власти в освобождаемых в будущем районах. С прибытием групп в назначенное им место на них возлагались задачи налаживания нормальной жизни в освобожденных районах и оказания помощи наступающим частям Красной Армии.

На всем протяжении боев по освобождению территории нашей страны военные советы принимали самое активное участие в воссоздании органов местной власти, нацеливали на решение этой задачи командиров и политорганы. В период Сталинградской битвы Военный совет 51-й армии в своем постановлении от 11 декабря 1942 г. обязал командиров соединений и частей, политорганы оказывать всемерное содействие в деле создания органов власти в населенных пунктах [14, л. 25-26].Подобные требования исходили практически от всех военных советов фронтов и армий. Когда местные органы власти не успевали следовать за наступающими войсками, военные советы сами были вынуждены восстанавливать их структуры на освобожденной территории. В этих целях они направляли в населенные пункты группы своих представителей, как правило из числа наиболее компетентных политработников, которые на местах проводили эту работу [12, л. 97].

По мере освобождения нашей территории все больше ощущалась потребность в кадрах для создания органов власти. Многие местные руководители находились на фронте. Руководство страны сочло нужным направить в освобожденные районы часть их из Вооруженных Сил. Военные советы вместе с политорганами выявляли таких людей, определяли целесообразность их демобилизации, направляли в распоряжение соответствующих органов.

Таким образом, опыт Великой Отечественной войны показал, что участие военных советов в воссоздании органов местной власти является одной из важных функций военных советов фронтов и армий, способствующих скорейшей нормализации жизни на освобожденной от врага территории. В свою очередь восстановленные органы местной власти делали все возможное для оказания помощи Красной Армии, содействия ее успехам на фронте.

Важное место в работе военных советов занимало оказание материальной помощи населению освобожденных районов. Немецко-фашистская оккупация причинила колоссальный ущерб народному хозяйству нашей страны.

Большие территории европейской части СССР, временно захваченные врагом, подверглись почти полному опустошению. Фашисты разрушили и разграбили 1710 городов и поселков городского типа, более 30 тыс. промышленных предприятий, 98 тыс. колхозов, около 5 тыс. совхозов и МТС, десятки тыс. школ, больниц, учебных заведений.

Освобождение советскими войсками тех или иных районов ставило перед военными советами чрезвычайно важную задачу оказания помощи людям в восстановлении народного хозяйства, налаживании нормальных условий жизни. Даже в самое тяжелое время войны по решениям военных советов войска Красной Армии оказывали посильную помощь населению. Уже 20 августа 1941 г. на Западном фронте был издан приказ об оказании помощи местным организациям в уборке и обмолоте зерновых и технических культур [5, л. 39]. Особенно активно эта работа велась военными советами после выхода в свет постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 21 августа 1943 г. « О неотложных мерах по восстановлению народного хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации».

Военные советы выступали организаторами оказания помощи населению со стороны войск в пределах полос действий фронтов и армий. Они определяли объем и содержание такой помощи, распределяли ее размеры между армиями и соединениями, координировали усилия подчиненных органов управления по реализации принятых в этой области решений, контролировали ход их выполнения. Объем и содержание оказываемой помощи детерминировались рядом факторов: обстановкой на фронте, хозяйственным состоянием

освобожденных районов, возможностями частей соединений и др. Наиболее распространенными формами были: выделение рабочей силы и транспорта, восстановление и строительство народно-хзяйственного и культурно-бытового значения своими силами и средствами, ремонт техники и инвентаря

предприятий, колхозов, передача материальных ценностей, подготовка

специалистов для народного хозяйства, медицинское обслуживание населения.

Меры по оказанию материальной помощи указывались в постановлениях, приказах, директивах военных советов. Так, 25 и 26 февраля 1944 г. Военный совет 1-го Белорусского фронта рассмотрел на своих заседаниях вопросы «Об оказании помощи трудящимся Могилевской области» и «О мерах помощи со стороны фронта в восстановлении народного хозяйства Белорусской

республики» и принял соответствующие постановления [10, л. 1-2; 15, л. 133]. 27 марта и 18 апреля 1944 г. Военный совет 1-го Украинского фронта дважды принимал постановления об оказании помощи колхозам и совхозам УССР в проведении весеннего сева [9, л. 43]. Аналогичный вопрос 28 марта того же года обсуждался Военным советом 2-го Белорусского фронта [15, л. 95-99].

Забота об оказании помощи освобожденным районам хорошо выражена в одном из постановлений Венного совета 1-го Белорусского фронта. В этом постановлении говорилось: «К решению задачи по восстановлению народного хозяйства в целом и проведению весеннего сева особенности войска 1-го Белорусского фронта не могут отнестись безучастно, Мы имеем для этого многообразные формы и источники... Важно, чтобы руководящие генералы, офицеры, вся масса сержантов и солдат полностью и правильно осознали величие этой задачи и прониклись сознанием необходимости сделать все возможное для залечивания глубоких ран, нанесенных войной народному хозяйству» [15, л. 133]. Только силами этого фронта в соответствии с постановлением военного совета в период с 1января по 1 августа 1944 г. Украинской и Белорусской республикам оказана следующая помощь: вспахано и забороновано 22.688 га земли, посеяно 6.119 га разных культур, вывезено 140.845 сельскохозяйственных грузов, отремонтировано и передано 3.196 единиц сельхозинвентаря, отремонтировано 60 тракторов, передано 599 голов скота, отпущено свыше 1.500 т. ГСМ, 90 т. продуктов для детдомов, восстановлено 169.382 административных, жилых и хозяйственных помещений, построено и отремонтировано 2.121 хозяйственных помещений и жилых домов, построено и оборудовано 340 медучреждений, передано 5 госпиталей, организовано 75 больниц и медпунктов, оказана медицинская помощь 1.282.267 жителям [6, л. 231-234].

Данные цифры наглядно свидетельствуют о характере и размерах помощи населению освобожденных районов, оказываемой войсками действующей Красной Армии по постановлениям военных советов.

Материальная помощь со стороны военных советов, соединений и частей выражалась и в других формах. Важное значение имели меры, принимаемые военными советами фронтов и армий по восстановлению и введению в эксплуатацию железных и автомобильных дорог. За годы войны было построено, восстановлено, уплотнено и отремонтировано свыше 100 тыс. км.дорог и более 1

млн. погонных метров автодорожных мостов [4, с. 267-268]. С продвижением фронта дорожная сеть оставалась в распоряжении местных властей. Весомой помощью населению было и то, что войска частично были переведены на самоснабжение продовольствием, фуражом и другим имуществом. Под руководством и по указаниям военных советов развивались армейские подсобные хозяйства, служившие, с одной стороны, источником дополнительных продовольственных ресурсов действующей армии, а с другой - источником средств для выделения местному населению продуктов питания, скота, посевного материала, сельхозинвентаря.

Все это в определенной мере способствовало возрождению хозяйства и налаживанию нормальной жизни в освобожденных районах.

Военные советы фронтов и армий активно взаимодействовали с местными органами власти в проведении мероприятий воспитательной работы с освобожденным от фашистской оккупации населением. Актуальность этой задачи обусловливалась, прежде всего, тем, что находившиеся на оккупированной территории люди продолжительное время были лишены правдивой информации, испытывали воздействие фашистской пропаганды. Особенно остро вопросы воспитательного характера вставали по мере освобождения таких территорий, как западные области Украины, Белоруссии, Правобережная Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, население которых лишь незадолго до войны вошло в состав Советского Союза.

Военные советы совместно с воссоздаваемыми органами местной власти сосредоточивали основные усилия на проведении агитационнопропагандистской работы: широком разъяснении населению военно-

политического и международного положения нашей страны, всестороннему показу успехов Красной Армии на фронтах и тружеников тыла, активном разоблачении вражеской разбойничьей политики и кровавых злодеяний гитлеровцев. Наибольшее распространение получили митинги и собрания. Один из таких митингов состоялся в ноябре 1943 г. в Киеве с участием 40 тыс. жителей. На митинге выступили командующий войсками фронта генерал армии

Н.Ф. Ватутин и представитель Ставки ВГК Маршал Советского Союза Г.К. Жуков. Митинги в освобожденных городах и крупных населенных пунктах являлись хорошей традицией и прочно вошли в практику, писал бывший член Военного совета 1-го Украинского фронта К.В. Крайнюков [1, с. 83].

В работе с местным населением широко использовались лекции, доклады, беседы. Только силами 1-го Белорусского фронта за восемь месяцев 1944 г. для населения Белоруссии и Украины их было проведено 3.143 [8, л. 234]. Большое значение придавалось использованию средств массовой информации, наглядной агитации, культпросветработы. По решениям военных советов выполнялись просьбы местных властей о восстановлении типографской базы, радиовещания. Им передавалась часть типографского оборудования и бумаги. В распоряжение республиканских, областных, городских и районных органов на длительное время прикомандировывались наиболее опытные и подготовленные политработники, агитаторы, пропагандисты. Так, 24 июля 1943 г. Военный совет Брянского фронта направил в Орловскую область 75 политработников сроком на 15-20 дней [11, л. 84], а 27 марта 1944 г. Военный совет 1-го Украинского фронта командировал в семь областей Украинской ССР для проведения агитационно-массовой работы в период посевной кампании 220 командиров и политработников [9, л. 44].

Выполняя постановления военных советов, политорганы фронтов, армий, соединений вместе с органами местной власти организовывали подготовку местных агитаторов и пропагандистов, проводили с инструктивные занятия, семинары, выступали перед ними с лекциями, докладами, информировали их о положении дел на фронтах. Активное участие военных советов, политорганов в проведении воспитательных, агитационно-пропагандистских мероприятий с населением освобождаемых районов в годы Великой Отечественной войны было повсеместным явлением. Оно способствовало развитию сознания людей, мобилизации их на проведение первоочередных мероприятий по восстановлению разрушенного хозяйства, на оказание всемерной помощи фронту.

В числе организационных мероприятий, осуществляемых военными советами, было временное отселение местных жителей из зоны боевых действий. Оно проводилось в соответствии с постановлениями военных советов фронтов и армий, принимавшихся на основе директив Ставки ВГК, и преследовало цели: исключить жертвы среди местного населения, ограничить возможности действий вражеской агентуры в прифронтовой полосе, обеспечить сохранение в тайне дислокацию, перемещение войск и мероприятий военного характера. Вся работа по отселению жителей проводилась в тесном взаимодействии с местными органами власти, постановлениями которых

реализовывались решения военных советов. Конкретные планы отселения, в соответствии с установленными военными советами сроками составлялись и реализовывались местными властями.

Глубина отселения была различной и определялась военными советами. В полосе Западного фронта осенью 1942 г. она составляла 5-7 км. [5, л. 87], а в мае 1944 г. на 1-м Белорусском фронте она была равна 25 км. [13, л. 83]. Количество отселяемого населения было весьма значительным. Только по 61-й армии в период 23-21 мая 1944 г. оно составляло 87.615 человек [16, л. 10].

О характере мероприятий военных советов можно судить на примере 51-й армии. Эти мероприятия включали: определение границ районов в полосе отселения для соединений и назначение в каждом из них ответственного руководителя; побор и назначение комендантов населенных пунктов в отселяемых районах; учет наличия отселяемого населения, его имущества и возможностей эвакуации; учет наличия транспортных средств населения и выделение необходимого их количества от воинских частей; назначение районов размещения отселяемых граждан за пределами установленной полосы [15, л. 76]. По планам военных советов выделялось значительное количество военнослужащих для осуществления разгрузочных и других работ.

В то же время успешное проведение отселения во многом зависело от проводимой разъяснительной работы. Военные советы, местные руководящие работники разъясняли цели и порядок отселения, убеждали людей в его необходимости, вселяли уверенность в том, что отселение носит временный характер, а оставленное на местах имущество будет в полной сохранности. По заданиям военных советов в помощь местным органам власти посылались группы политработников с целевым назначением - вести разъяснительную работу в период подготовки и проведения отселения.

Большое значение приобретали и другие мероприятия военных советов в этот период, проводимые совместно с органами местной власти. В отселяемых пунктах устанавливались должности комендантов, разрешалось оставлять некоторых жителей в качестве сторожей домов и имущества. Для проведения полевых работ устанавливались специальные пропуска. На базе армейских госпиталей за пределами полосы отселения организовывались специальные больницы для инфекционных больных, а на путях движения отселяемых граждан устраивались пункты медицинской помощи. Особую заботу военные советы

проявляли об обеспечении примерности в поведении тех военнослужащих, которые выделялись для работы в полосах отселения. Специальными приказами они определяли меры по недопущению порчи зданий, сооружений, обеспечению сохранности имущества и продуктов.

Постоянное взаимодействие военных советов фронтов и армий с местными органами власти при проведении этих и других мероприятий создавало благоприятные условия для организованного решения в установленные сроки сложной задачи отселения мирных жителей из зоны боевых действий.

Нормальная хозяйственная жизнь в освобожденных городах и селах была возможна лишь после разминирования населенных пунктов, дорог, полей и других участков местности, заминированных противником. Поэтому военные советы фронтов и армий выделяли специальные части для разминирования освобожденной территории, вместе с органами местной власти создавали курсы по подготовке инструкторов-подрывников, выделяли специалистов для проведения занятий с ними.

Большое внимание военные советы уделяли оказанию содействия местным органам власти в проведении санитарно-эпидемиологических мероприятий. При освобождении от оккупации районов и областей среди населения наблюдалось массовое распространение сыпного тифа и других инфекционных болезней. Нередко немецко-фашистская администрация сознательно заражала население различными болезнями в расчете на то, что они перекинутся на войска Красной Армии. Это вынуждало военные советы уделять неослабное внимание вопросам борьбы с инфекционными болезнями гражданского населения. Так, Военный совет 1-го Украинского фронта принял специальное постановление «Об усилении мероприятий по борьбе с сыпным тифом среди населения территории расположения фронта», в котором определил конкретные задачи и меры по преодолению сложившееся ситуации [7, л. 21].

Важное значение военные советы придавали взаимодействию с местным органами власти при проведении мобилизации граждан на военную службу. Известно, что завершить призывную кампанию в западных областях страны не удалось из-за стремительного наступления противника в начале войны. С освобождением городов и сел от врага эта работа возобновилась. Она осуществлялась на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. и приказа Ставки ВГК от 2 февраля 1942 г. Вся ответственность за

организацию и проведение военно-мобилизационной работы на освобожденной территории возлагалась на военные советы армий. Призыв по мобилизации осуществлялся командованием запасных армейских полков, а по мере восстановления органов местного военного управления- военных комиссариатов данную функцию выполняли они. Некоторые военные советы рассматривали и утверждали инструкции по проведению призыва по мобилизации советских граждан на освобожденной от вражеской оккупации территории.

Таким образом, тесное взаимодействие военных советов фронтов и армий с местными органами власти явилось важнейшим условием успешного решения задач оборонного значения в прифронтовой полосе в годы Великой Отечественной войны. Оно выражалось в поддержании тесной связи между ними, взаимной информации, совместном решении широкого круга задач военного, политического и экономического характера в интересах мобилизации всех сил и средств данного района прифронтовой полосы на разгром врага. Военные советы, располагая всей полнотой государственной власти в местностях, объявленных на военном положении, не подменяли местных советских органов. Все свои постановления, касавшиеся различных сторон местной жизни они проводили через эти органы и с помощью их. В этом состоит одна из важнейших особенностей взаимоотношений военных советов и местных органов власти в освобождаемых районах страны.

* * *

1. Крайнюков К.В. Оружие особого рода. М.: Воениздат, 1978.

2. Советская военная энциклопедия. В 8-ми томах. Т.4. М.: Воениздат, 1977.

3. Телегин К.Ф. Войны несчитанные версты. М.: Воениздат, 1988.

4. Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М.: Воениздат, 1977.

5. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф.208. Оп. 2524. Д. 6.

6. ЦАМО РФ. Ф. 233. Оп. 2380. Д.14.

7. ЦАМО РФ. Ф. 240. Оп. 14233. Д. 3.

8. ЦАМО РФ. 244. Оп. 2380. Д. 14.

9. ЦАМО РФ. Ф. 299. Оп. 3069. Д. 10.

10. ЦАМО РФ. Ф. 353. Оп. 5864. Д. 3.

11. ЦАМО РФ. Ф. 358. Оп. 5914. Д. 5.

12. ЦАМО РФ. Ф. 402. Оп. 10494. Д. 6.

13. ЦАМО РФ. Ф. 40б. Оп. 9835. Д. 11.

14. ЦАМО РФ. Ф. 407. Оп. 9835. Д. 11.

15. ЦАМО РФ. Ф. 418. Оп. 10б77. Д. 30.

16. ЦАМО РФ. Ф. 422. Оп. 10494. Д. б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.