Научная статья на тему 'Взаимодействие внешних и внутренних стейкхолдеров в деятельности учреждений сферы культуры'

Взаимодействие внешних и внутренних стейкхолдеров в деятельности учреждений сферы культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
511
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ СТЕЙКХОЛДЕРЫ / ГРУППЫ ПОДДЕРЖКИ / МЕХАНИЗМ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ И ГАРМОНИЗАЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРУПП ПОДДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Неретин Олег Петрович

Раскрывается понятие, классификационное деление внешних и внутренних стейкхолдеров, их функциональное назначение и взаимодействие в процессе оказания услуг учреждений и отраслевых составляющих сферы культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation of internal and external stakeholders in activities of institutions of the sphere of culture

The article dwells upon the classificational division of stakeholders into internal and external, the concept of internal and external stakeholders, their functions and cooperation in the process of rendering services of the institutions and sectorspecific elements of the culture sphere.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие внешних и внутренних стейкхолдеров в деятельности учреждений сферы культуры»

взаимодействие внешних и внутренних стейкхолдеров в деятельности учреждений

сферы культуры

_Аннотация

Раскрывается понятие, классификационное деление внешних и внутренних стейкхолдеров, их функциональное назначение и взаимодействие в процессе оказания услуг учреждений и отраслевых составляющих сферы культуры.

Ключевые слова: внутренние и внешние стейкхолдеры, группы поддержки, механизм рационализации и гармонизации, взаимодействие групп поддержки _

Для внутренних групп поддержки деятель- _

ности учреждений культуры свойственны _

экономические, административно-распоря- _

дительные и социально-психологические методы _

управления процессом оказания услуг культуры. _

Понятийное и классификационное деление стейкхолдеров

Наиболее распространенными методами управления выступают партнерские связи для таких внешних стейкхолдеров, как:

- потребители услуг культуры;

- поставщики материально-технических элементов, информационных данных, художественно-репертуарных, творческих материалов для обеспечения деятельности театров, библиотек, музеев, зоопарков, цирков, киностудий и кинотеатров;

- институциональные инвесторы (банки, страховые компании, пенсионные, паевые, венчурные и иные инвестиционные фонды), предоставляющие возможность учреждениям культуры использовать заемные средства для инновационного, творческо-художественного, экономического и социального развития объектов культуры в процессе достижения целевых установок системы стратегического управления;

Неретин Олег Петрович

докторант, канд. полит. наук, Институт проблем региональной экономики Российской академии наук regulim@mail.ru

классификационное _деление

_непосредственно

из индивидуальных

_представлений

_авторов...

С/

гкш. ч

тщл

- представители государственных (федеральных, региональных) и муниципальных органов управления социально-экономическим развитием территорий, обеспечением потребителей услугами культуры;

- социальные и общественные организации, группы, в своей деятельности ставящие перед собой различные политические, экологические, социальные и иные цели, в достижении которых проявляется заинтересованность в развитии взаимоотношений с учреждениями культуры;

- профсоюзы как общественная организация, взаимодействие которой с учреждениями культуры, исходя из ее функционального назначения, состоит в защите экономических и социальных интересов, в повышении уровня доходности и социального потребления членов профсоюзов и их семей. Классификационное деление стейкхолдеров на внутренних и внешних в экономической литературе исходит непосредственно из индивидуальных представлений авторов о функциональном назна-

ении и целевой ориентации стейкхолдеров на обеспечение собственных экономических и социальных интересов во взаимодействии с конкретными субъектами хозяйствования, разноуровневыми органами управления (отраслевыми, локальными, государственными и муниципальными). Так, например, ряд авторов [4] определяют понятие «стейкхолдер» как сложившийся во внутренней и внешней среде объекта стратегического управления состав участников (коалиция), любая группа организаций или индивидов, обладающих возможностью влияния, и ее, как правило, осуществляющих в процессе деятельности конкретных субъектов хозяйствования или подвергающихся влиянию данных субъектов хозяйствования (учреждений, организаций).

Определение понятия «стейкхолдер» как участников (групп, коалиций) влияния, поддержки того или иного процесса в деятельности локальных и отраслевых составляющих производственной или социальной сферы, на наш взгляд, обладает такими недостатками, как отсутствие:

- конкретизации о направленности уровня влияния участников коалиции на объект стратегического управления и степени взаимодействия между собой;

- характеристики корпоративных или опосредованных отношений групп или индивидов влияния на текущую деятельность и перспективное развитие объекта стратегического управления. Другие авторы [3] понятие «стейкхолдер», их потенциальные и реальные возможности влиять на деятельность субъектов хозяйствования связывают с особенностями клиентуры, обслуживающей деятельность учреждений и организаций или потребляющих их продукцию, услуги, что, по нашему мнению, не соответствует функциональному назначению стейкхолдера - индивидуально или группой оказывать поддержку, содействие субъекту хозяйствования, исходя из индивидуальных или общих интересов стейкхолдеров и объектов стратегического управления в народнохозяйственном производстве. На формирование и осуществление экономической стратегии субъекта хозяйствования, по мнению ученого-экономиста В.Р. Веснина [1], оказывают существенное воздействие группы стратегического влияния, называемые им контактными аудиториями, способными изменить миссию в широком и узком понимании. В данном трактовании понятие «группа стратегического влияния», его функциональное назначение сужено рамками лишь влияния на миссию объекта стратегического управления, что не соответствует назначению самого термина «стейкхолдер». Лишено конкретности и такое логико-вербальное определение понятия «стейкхолдер», как единое противоречивое целое, равнодействующая интересов частей которого определяется траекторией эволюции организации. Не ясно, как противоречивое целое, взаимодействуя своими частями и элементами, осуществляет свое функциональное назначение и обеспечивает интересы участников эволюции организации. Учитывая в целом единую направленность действий и участия в процессах содействия, поддержки и непосредственного выполнения тех или иных видов деятельности субъекта хозяйствования, другие ученые-экономисты группы поддержки, влияния на деятельность организаций характеризует «группой людей (или отдельного индивида), зависящих от организации или обладающие потенциальной возможностью воздействовать на ее функционирование». Придерживаются научной позиции влияния стейк-холдеров на функциональное предназначение субъекта хозяйствования и другие авторы [5], пола-

определение понятия

«стейкхолдер»____

обладает такими

недостатками,_

как отсутствие_

конкретизации_

о направленности уровня влияния

участников_

коалиции на объект стратегического управления и степени

взаимодействия_

между собой____

гая, что все виды влияния и поддержки текущей деятельности и социально-экономического развития организации должны концентрированно выражаться в изменении ее миссии. Поэтому формирование и целенаправленность действия механизмов рационализации и гармонизации элементного взаимодействия системы стратегического управления развитием локальных и отраслевых составляющих сферы культуры; влияния групп поддержки текущей деятельности и перспективного развития объектов стратегического управления, на наш взгляд, в существенной мере зависит от того системного понимания и сущностного представления о понятии «стейкхолдер» (группа поддержки, влияния; участник процесса оказания услуг, производства продукции), которые исследователь непосредственно связывает с возможностью поддержания и повышения экономического роста, социальной результативности деятельности субъекта хозяйствования, в том числе учреждения или отраслевой составляющей сферы культуры.

В соответствии с нашими представлениями и взаимоувязыванием определения понятия «стейкхолдер» с формируемыми механизмом рационализации и гар-_монизации влияния групп поддержки на достижение максимально возможных экономических и социальных результатов в текущем и перспективном периодах времени, логико-вербальное определение «стейк-холдер» (группа поддержки, влияния; прямой или опосредованный участник процесса оказания услуг потребителям) может быть представлено как группы организаций или отдельных индивидуумов, направляющих свои организационные и ресурсные возможности влияния на сохранение тенденций роста экономических и социальных результатов объектов стратегического управления или подвергающихся воздействиям со стороны данных объектов на основе соблюдения экономических и социальных интересов участников неформальной коалиции.

Механизм взаимодействия стейкхолдеров

Механизм взаимодействия стейкхолдеров (групп поддержки), их влияния на экономические и социальные результаты текущей деятельности учреждений и организаций, а также перспективного

_лишено

конкретности

_вербальное

_определение понятия

«стейкхолдер»,

_как единое

_противоречивое

_целое,

_равнодействующая

_интересов

_частей которого

_определяется

траекторией

_эволюции

_организации

ШЩ7.

развития, обладая функциональным назначением -сохранять способность и потенциальные возможности осуществлять на основе гармонизации взаимодействия групп и индивидов поддержки влияния на учреждения и отраслевые составляющие культуры, соблюдения экономических и социальных интересов всех участников процесса оказания услуг, в своей целевой ориентации на достижение экономической и социальной результативности объектов стратегического управления и непосредственно самих стейкхолдеров должен обеспечивать такой уровень взаимодействия внешних и внутренних групп поддержки развития локальных и отраслевых составляющих сферы культуры, который устанавливал бы равновесность соблюдения интересов всех участников процесса оказания услуг культуры и коалиционное единство достижения общих и индивидуальных целей участников. Следует в этой связи отметить то, что формирование и осуществление целевой ориентации механизма гармонизации и рационализации взаимодействия технологических и ресурсных элементов системы стратегического управления социально-экономическим развитием учреждений и отраслевых составляющих сферы культуры должно учитывать взаимозаинтересованность участников на основе обеспечиваемой комплексом организационных, экономических, социально-психологических мер по отношению к группам поддержки, содействующих росту экономических и социальных результатов объекта стратегического управления. Согласование и соблюдение уровня равновесности в удовлетворении экономических интересов стейкхолдеров в механизме рационализации и гармонизации взаимодействия и влияния на текущую деятельность и перспективное развитие локальных и отраслевых составляющих сферы культуры должно реализовываться с каждой из групп поддержки и влияния на достижение планируемых экономических и социальных результатов учреждениями, отраслевыми составляющими сферы культуры. Так, например, экономические интересы внутренних стейкхолдеров учреждений культуры должны удовлетворяться:

- руководителей (менеджеров) - размерами оплаты их труда, премиальных выплат, наличием возмож-

...влияния групп_

поддержки текущей

деятельности_

и перспективного развития объектов стратегического управления... зависит от того системного

понимания_

и сущностного_

представления

о понятии_

«стейкхолдер»,

... которые_

исследователь_

непосредственно

связывает_

с возможностью

поддержания_

и повышения_

экономического_

роста____

...несоблюдение приемлемого уровня цен для общего

и дифференцированного по степени доходности

потребителя из различных

социальных слоев и групп может _негативно

отражаться

среднесрочном периоде.

С/

икшл

шшу.

ностей получить дополнительные доходы (гранты, бонусы), способностью решать острые экономические, социальные проблемы и конфликты, возникающие как в среде творческих работников, так и персонала, обслуживающих их деятельность; - персонала - обеспечением гарантированности занятости, размерами среднемесячной заработной платы, мотивированностью труда и карьерного роста, уровнем удовлетворенности деятельностью и участием в процессах оказания услуг культуры. Соблюдение экономических и социальных интересов внешних стейкхолдеров в рамках механизма гармонизации и рационализации их взаимодействия с другими группами поддержки и содействия текущей деятельности и перспективному социально-экономическому развитию учреждений и отраслевых составляющих сферы культуры, как нам представляется, должно осуществляться на основе как традиционно сложившихся вкусов к потребле-шю оказываемых услуг культуры, так и изменений в предпочтениях потребителей к тем или иным услугам культуры, их качеству и формах предоставления. (роме того, несоблюдение приемлемого уровня цен для общего и дифференцированного по степени доходности потребителя из различных социальных 1 и групп может негативно отражаться в сред-срочном периоде на экономическом результате ьности учреждения культуры.

яетить и то, что степень активности внешних участников состоит в поддержке и содействии деятельности учреждений и отраслевых составляющих сферы культуры, такими органами управления социально-экономическим развитием субъектов сферы культуры, как муниципальные, региональные и федеральные исполнительные и законодательные властные структуры, которые существенно зависят от равновесности соблюдения в механизме гармонизации и рационализации взаимоотношений (взаимодействий) их социальных и экономических интересов. Так, например, разноуровневые органы управления развитием муниципальных образований, регионального хозяйства заинтересованы оказывать содействие, экономическую, социальную и нормативно-правовую поддержку объектам стратегического управления в сфере культуры, так как их успешное функционирование и складывающиеся положительные тенденции

экономического и социального развития вносят свою долю в уровень занятости в экономике муниципального образования, региона, в систему налогообложения, в экономические и социальные результаты муниципальных образований, регионального хозяйства, в соблюдение нормативно-правовых регламентаций.

Вывод

Наличие общей заинтересованности стейкхол-деров, представляющих собой общественные организации, профсоюзы, союзы с государственными учреждениями, содействующих на основе партнерства развитию учреждений и отраслевых составляющих культуры, влияет на уровень взаимодействия данных участников процесса оказания услуг культуры, на соблюдение своих функциональных назначений и целевой направленности на достижение экономических и социальных идентификаторов как объекта стратегического управления, так и указанных внешних групп поддержки [2].

Кто такие стейкхолдеры?

Самое короткое и емкое определение этому понятию дал Бредли Гугинс (Bradley Googins), директор Центра по корпоративному гражданству Бостонского колледжа (Boston College Corporate Citizenship Center). Стейкхолдеры - это группы, организации или индивидуумы, на которые влияет компания и от которых она зависит. Обычно различают две группы стейкхолдеров: первичные и вторичные. Первичные имеют легитимное и прямое влияние на бизнес (ближний круг):

- собственники, клиенты, сотрудники;

- бизнес-партнеры по производственной цепочке. Вторичные имеют опосредованное влияние на бизнес (дальний круг):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) власть (местная и государственная);

2) конкуренты;

3) другие компании;

4) инвесторы;

5) местные сообщества, куда входят:

- средства массовой информации, некоммерческие организации, в том числе общественные и благотворительные;

- местные активисты, формирующие общественное мнение.

Л итература_

1. Веснин В.Р. Стратегический менеджмент: учебное пособие. - М.: МГИУ, 2007.

2. Дарт Р. Менеджмент. -М.: Принт, 2007.

3. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: Экономистъ, 2008__

4. Котельников В.Ю. Стратегическое управление: принципиально новые подходы для эпохи быстрых перемен. - М.: Эксмо, 2007__

5. Chandler A.D. Strategy and Structure: A. Chapter in the History of Industrial Enterprises. - Cambridge, Mass, MIT. Press, 1962.

6. Кузьмин С.С. Компания и стейкхолдеры: теоретические подходы к выстраиванию взаимодействий // Российское предпринимательство. - 2011. - № 8 Вып. 1 (189). - с. 58-62. - http:// www.creativeconomy.ru/ articles/13066/.

На местном уровне к основным стейкхолдерам можно отнести местную власть, от которой зависит сама бизнес-деятельность; клиентов, от отношения которых к вашей компании зависят ее бизнес-показатели; некоммерческие организации, формирующие общественное мнение; средства массовой информации, влияющие на местное население и на репутацию компании. «Заинтересованные стороны» активно влияют на успешность бизнеса. Не случайно 72% предпринимателей по всему миру признают, что успешные бизнесмены учитывают интересы не только акционеров, но и более широких заинтересованных групп: покупателей, сотрудников, поставщиков и местных сообществ. Стейкхолдеры формируют взаимозависимую систему, своеобразную «паутину», которая иногда поддерживает бизнес в трудную минуту, а иногда, напротив, лишает компанию возможности действовать.

Oleg P. Neretin

Doctoral candidate, Candidate of Science, Politics, Institute of Regional Economy of Russian Academy of Sciences

Cooperation of internal and external stakeholders in activities of institutions of the sphere of culture

Abstract

The article dwells upon the classificational division of stakeholders into internal and external, the concept of internal and external stakeholders, their functions and cooperation in the process of rendering services of the institutions and sector-specific elements of the culture sphere.

Keywords: internal and external stakeholders, support groups, mechanism of rationalization and harmonization, cooperation of support groups

российское предпринимательство, № 2(248) /январь 2014

Отпечатано в типографии ООО «Астра-Полиграфия». Тираж 4000 экз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.