ПОЛИТОЛОГИЯ
УДК 32.001
Зайцев Александр Владимирович
кандидат философских наук Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
В статье рассказывается о взаимодействии органов государственной власти Костромской области и регионального гражданского общества, о мерах финансовой поддержки социально ориентированных НКО, о законодательно закрепленных мерах институционализации общественных и некоммерческих организаций, характеризуется структура и уровень развитости гражданского общества.
Ключевые слова: власть, гражданское общество, общественные организации, некоммерческие организации, взаимодействие.
А дминистрация Костромской области рас/ \ сматривает работу по взаимодействию
А. .Ж». с общественными организациями региона как одно из важнейших направлений внутренней политики областной исполнительной власти, которая «способствует укреплению и развитию диалога между обществом и властью». Такое взаимодействие с общественными организациями «строится на принципах социального партнерства, включающих объединение усилий в решении и постановке приоритетных задач, взаимную ответственность сторон за результаты их реализации» [1, с. 6].
По данным управления юстиции по Костромской области на 31 декабря 2012 года в регионе официально зарегистрировано 591 общественное объедение, 235 некоммерческих организаций (НКО) и 138 религиозных объединений граждан. Эти некоммерческие и негосударственные добровольные самодеятельные объединения граждан составляют основу регионального гражданского общества Костромской области. Наибольшее количество в структуре регионального гражданского общества составляют профсоюзные организации, их - 245 или 41,8% от общего количества организаций. Также костромичи отдают предпочтение организациям спортивной направленности (16%). Заметное место в общественной жизни области занимают ветеранские организации, уделяющие большое внимание вопросам социальной защиты ветеранов и пенсионеров, а также вопросам патриотического воспитания граждан. В этом направлении работают 10,5% организаций. По социальной защите и реабилитации людей с ограниченными возможностями в области работают организации инвалидов (6%). Стабильно функционируют творческие союзы художников, композиторов, писателей, театральных деятелей и других, их
- 3% от общего количества. Активную работу проводят также организации, решающие вопросы защиты материнства и детства (2%), правозащитные (1%), просветительские и образовательные (2%), экологические и природоохранные и другие.
Современное гражданское общество в Костромской области стало формироваться после начала в СССР процесса перестройки, и появления независимых от государства общественных организаций и политических партий. Существовавшие до этого общественные организации (ВЛКСМ, профсоюзы, ДОСААФ, творческие союзы и так далее) были встроены в систему партийно-государственного управления, были зависимы от КПСС и власти Советов, а потому не могут считаться полноценными структурами гражданского общества.
Одной из первых независимых общественных организаций в Костромской области стал Народный фронт, являвшийся региональным подразделением соответствующей общефедеральной общественной организации. Народные фронты в СССР были не объединениями каких-то партий и общественных организаций, а неформальными (т.е. официально никем не зарегистрированными) общественными движениями, из которых вырастали активисты и создатели будущих партий. В Костроме Народным фронтом руководила С.Я. Березина, братья Орловы и др. 16 декабря 1993 года ОО (общественное объединение) «Народный фронт» был официально зарегистрирован в качестве общественного объединения города Костромы. Основной формой работы этой первой общественной структуры регионального гражданского общества было проведение митингов и других акций в поддержку процесса реформ. В настоящее время данная общественная организация свое активное функционирование прекратила, но вошла в историю как первая независимая общественная организация гражданского общества Костромской области, созданная во второй половине 1980-х годов.
12 февраля 1993 года было официально зарегистрировано Костромское областное экологическое движение «Во имя жизни», возникшее на волне недовольства после аварии на Чернобыльской АЭС против возведения на территории Буйского района Костромской АЭС. Движение было создано вете-
166
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013
© Зайцев А.В., 2013
ранами педагогического труда Е.Б. Шутовой, Т.С. Бухаевской, частным предпринимателем Л.Б. Хапковой на волне народного протеста против строительства Костромской атомной станции. Основными целями деятельности были и остаются содействие созданию и обеспечению экологически благоприятной и безопасной, социально и духовно полноценной среды жизнедеятельности человека и общества; развитие инициатив граждан Костромской области по защите своих экологических прав; защита права граждан на благоприятную и здоровую окружающую среду, обеспечение формирования общественного мнения как важнейшей части гражданского правового общества.
Высшим руководящим органом движения «Во имя жизни» является общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом является совет, выбранный на общем собрании и подотчетный собранию. Все члены совета работают на общественных началах, движение не является коммерческой организацией, не ведет хозяйственной деятельности. В настоящее время движением ведется активная общественная работа: проводятся сборы подписей среди населения в поддержку своих инициатив, информационные пикеты по различным проблемам (реализация прав граждан, общественных организаций, движений, политических партий на выражение собственного мнения по вопросу строительства атомной станции на территории Костромской области на радио и в печатных СМИ; организация парковок автотранспорта в Костроме). Проводятся общественные экологические экспертизы (ОЭЭ) по точечной застройке жилых домов, других объектов. Создали экспертную комиссию ОЭЭ проекта Центральной атомной станции (ЦАЭС) возле города Буя. Движение выходило с законодательной инициативой и внесло в Костромскую областную Думу проект закона «О продовольственной безопасности Костромской области». Закон был принят 16 мая 2008 года. Экодвижение «Во имя жизни» внесло в данный законопроект шесть замечаний и дополнений, касающиеся биобезопасности от ГМО. Благодаря этому общественные организации и получили право осуществлять гражданский контроль за обеспечением продовольственной безопасности на территории региона.
Костромская область была и остаётся регионом со стабильной обстановкой в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. На её территории проживают представители 114 национальностей. На территории области созданы и активно действуют 20 национальных общественных объединений, из них 6 - национально-культурные автономии. Наибольшее количество национальнокультурных автономий действует в городе Костроме: Костромская областная армянская национально-культурная автономия, Костромская областная дагестанская национально-культурная автономия,
Региональная Еврейская Национально-Культурная Автономия Костромской области, местная немецкая национально-культурная автономия.
На общественно-политическую ситуацию в Костромской области существенное влияние оказал электоральный цикл конца 2011 - начала 2012 годов, то есть декабрьские (2011 года) выборы в Государственную Думу РФ и мартовские (2012 года) выборы Президента РФ. Большинство общественных объединений, участвующих в предвыборных кампаниях, занимают конструктивную позицию и приняли активное участие в работе Костромского Регионального Координационного совета Общероссийского народного фронта. В 2012 году в Костромской области проведено 309 публичных мероприятий, в период предвыборной кампании публичные мероприятия носили агитационный характер.
29 декабря 2011 года в Костроме была создана инициативная группа «За честные выборы», объединившая ряд известных в нашей области журналистов, блогеров, предпринимателей, представителей общественных организаций. Среди них были депутат Костромской областной думы В.В. Михайлов, демонстративно вышедший незадолго до этого из числа членов регионального отделения политической партии «Единая Россия», местный общественный деятель праволиберального толка Н.В. Сорокин и другие. Основная цель ее создания этой инициативной группы заключалась в общественном противодействии возможным фальсификациям на выборах всех уровней. А уже 19 января 2012 года участники инициативной группы приняли решение о создании Лиги избирателей Костромской области. 4 февраля 2012 года в сквере Борьбы на окраине города состоялся митинг «Кострома за честные выборы!» - первая акция Лиги избирателей Костромской области. 14 февраля 2012 года участники Лиги пикетировали областную телерадиокомпанию «Русь», которая, по их мнению, необъективно информировала население о происходящих политических событиях, замалчивая или утаивая ряд из них.
26 февраля 2012 года на площади Мира «Лигой избирателей» был организован митинг «За честные выборы и сменяемость власти!». 28 февраля 2012 города проведен круглый стол «От выборов парламентских - к выборам президентским» с участием московского политолога Александра Кынева. 4 марта 2012 года, в день голосования на президентских выборах в Костромской области, было организовано общественное наблюдение.
1 апреля 2012 года представители Лиги избирателей Костромской области участвовали в наблюдении на втором туре выборов мэра Ярославля. 15 мая 2012 года после отставки прежнего губернатора Лигой был проведен «круглый стол» «Слю-няев. Итоги». 23 июня 2012 года был организован и проведен «круглый стол» по книге Андрея Ваулина «Летопись ручного управления (на примере
Костромской области)». Однако вскоре, как и в целом по стране, протестная активность постепенно сошла на нет, митинги, акции протеста и вся деятельность Лиги избирателей-Кострома была фактически свернута.
После внесения поправок в закон о «О политических партиях» в Костромской области заметно увеличилось количество региональных отделений политических партий. Если ранее их было всего лишь 7: четыре парламентских («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия») и 3 непарламентских (ЯБЛОКО, «Патриоты России», «Правое дело»), то в настоящее время их общее количество возросло до 34 политических партий. И эта тенденция роста количества в области региональных отделений все новых и новых возникающих политических партий продолжает существовать, в том числе в начале 2013 года.
При Общественной палате Костромской области в период всех предвыборных кампаний работала общественная «горячая линия» связи с избирателями, работа которой способствовала дальнейшему взаимодействию органов власти и структур гражданского общества. Все поступившие заявления были рассмотрены в соответствующих органах, по ним приняты положительные решения и даны соответствующие разъяснения. Члены Общественной палаты Костромской области входят в состав практически всех советов, комиссии и рабочих групп, созданных при губернаторе Костромской области, и активно в них работают. Члены Палаты по согласованию входят в составы коллегий при департаментах Костромской области, активно участвуют в заседаниях Костромской областной Думы и её профильных комитетов на стадии обсуждения различных законодательных актов. Общественной палатой на постоянной основе ведется работа по общественной экспертизе законодательных актов органов государственной власти различных уровней. Замечания и предложения по ним органы власти в обязательном порядке рассматривают и в большинстве случаях принимают. К мнению членов Палаты, выраженному в этих документах, как правило, прислушиваются, рекомендации выполняются. Таким образом, обеспечивается связь между обществом и представителями властных структур, обеспечивается открытость органов власти.
Поддержка некоммерческих организаций осуществляется в следующих формах:
1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев некоммерческих организаций;
2) предоставление некоммерческим организациям льгот по уплате налогов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
3) размещение у некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля
2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
4) предоставление юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
5) иные формы в соответствии с законодательством Костромской области.
Общая сумма государственной поддержки из областного бюджета за 2012 года составила 10 миллионов 33 тысячи 750 рублей:
- управлением внутренней политики администрации области был организован и проведен конкурс социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения субсидий из областного бюджета на реализацию социально значимых проектов и программ;
- по итогам участия НКО в конкурсе победителями признаны 45 проектов и им были предоставлены денежные средства на реализацию проектов в сумме 7 миллионов 783 тысячи 750 рублей;
- оказана целевая государственная поддержка на проведение общественными объединениями социально значимых мероприятий по договорам на оказание услуг - 400 тысяч рублей (мероприятия, посвященные Дню памяти воинов-интернациона-листов, Международный день освобождения узников концлагерей, День ВМФ РФ, областная филателистическая выставка «Кострома - 860» и т.д.);
- субсидии из областного бюджета на возмещение общественным объединениям затрат, связанных с оказанием услуг по социальной защите и реабилитации инвалидов в Костромской области - 1 миллион 850 тысяч рублей.
Для создания «электронного правительства» Костромской области, областной думой еще 23 мая 2002 года был принят Закон Костромской области «О региональной целевой программе “Развитие системы связи и информатизации Костромской области до 2010 года”». Закон был направлен на развитие информационных - коммуникационных технологий и обеспечение техникой исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований Костромской области. «Главной задачей при внедрении электронного правительства является смещение приоритетов в деятельности органов власти от ведомственных интересов к удовлетворению потребностей общества» [1, с. 1].
На Портале представлено достаточно большое количество разделов, из которых гражданин может узнать сведения о губернаторе и его заместителях, а также адреса и телефоны руководителей органов государственной власти региона, информацию о ва-
168
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013
кансиях в аппарате администрации и в исполнительных органах государственной власти, новости законодательства и многое другое.
Очень важным разделом Портала, позволяющим общаться с руководителями области «является раздел Дискуссии, используя который граждане могут отправить электронное письмо. Порядок рассмотрения электронных писем аналогичен порядку рассмотрения писем направленных почтой, но в данном случае гражданин может, не выходя из дома в любое удобное для него время направить это письмо, и оно будет получено значительно быстрее, чем почтой» [1, с. 6]. Другой вариант, предусмотренный для общения граждан и власти, рассмотрения вопросов, интересующих общество - это официальный форум администрации Костромской области. Используя его, «граждане могут не только задавать вопросы руководителям региона, но и общаться между собой, обсуждая различные вопросы» [1, с. 6]. С января 2010 года начал свою работу областной Портал государственных услуг. Однако, несмотря на принимаемые меры, Костромская область по уровню внедрения электронного правительства на 1 января 2012 года заняла 14 место по ЦФО и 65 место в целом по России. Для сравнения: Ивановская область в этом же общероссийском рейтинге заняла 18 из 80 мест. А Ярославская область имеет 5 место и 29 по ЦФО [2].
В заключение нашего обзора назовем региональные законодательные акты, которые составляют правовую основу формирования, развития и институционализации гражданского общества и его структурных элементов:
- Закон Костромской области от 13 октября 2011 года № 131-5-ЗКО «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Костромской области»;
- Закон Костромской области 29 декабря 2011 года № 172-5-ЗКО «О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории Костромской области»;
- Закон Костромской области от 26 декабря 2008 года № 436-4-ЗКО «О государственной поддержке общественных объединений и их взаимодействии с органами государственной власти Костромской области»;
- Закон Костромской области от 7 декабря
2006 года № 92-4-ЗКО «Об Общественной палате Костромской области»;
- Постановление администрации Костромской области от 20 октября 2011 года № 379-а «Об областной программе “Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и содействие развитию гражданского общества в Костромской области на 2011-2013 годы”»;
- Постановление администрации Костромской области от 20 октября 2011 года № 380-а «Об ут-
верждении Порядка предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям в Костромской области из областного бюджета на реализацию социально значимых проектов и программ»;
- Распоряжение администрации Костромской области от 28 декабря 2011 г. № 305-ра «О составе конкурсной комиссии по проведению конкурса социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения субсидий из областного бюджета»;
- Постановление администрации от 9 декабря 2011 года № 479-а «Об утверждении Порядка формирования, ведения, обязательного опубликования перечня государственного имущества Костромской области, свободного от прав третьих лиц, предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование социально ориентированным некоммерческим организациям, и Порядка и условий его предоставления»;
- Распоряжение администрации Костромской области от 21 февраля 2012 г. № 24-ра «Об утверждении Перечня государственного имущества Костромской области, свободного от прав третьих лиц, предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование социально ориентированным некоммерческим организациям»;
- Постановление администрации Костромской области от 20 октября 2011 года № 381-а «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Костромской области».
По мнению областной исполнительной власти, «институты гражданского общества Костромской области все больше заявляют о себе. Если раньше они представляли собой разрозненную массу объединений в одиночку решающих свои узкие задачи, <.. .> то теперь их работа в центре внимания разных заинтересованных слоев населения, они составляют ядро экспертов власти, они тот дозор, в котором нуждается наш регион и Россия в целом» [3, с. 5].
Библиографический список
1. Корольков С.Л. Опыт создания «Электронного Правительства» Костромской области. III ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция «Инфокоммуникационные технологии в региональном развитии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ict. edu.ru/vconi7files/ 11120.doc.
2. Рейтинг субъектов РФ по уровню внедрения электронного правительства на 1 января 2012 года // Госменеджмент. Электронный журнал. - 2012. -03 февраля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gosman.ru/?news=22234.
3. Филиппова Н.А. Взаимодействие органов власти Костромской области с общественностью // Костромская область: власть и общество [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adm44.ru/ ^и^Ьогшк2010.pdf.